Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница60 из 84
1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   84
Аристарх Самосский. Выше мы отметили, что в сочинении Архимеда Псаммит содержатся сведения о гелиоцентрической системе Аристарха Самосского.
О жизни и личности этого ученого мы почти ничего не знаем. Аристарх был, по-видимому, старшим современником Архимеда, который написало нем не позднее 216 г. до н.э. Единственная точная дата, связанная с Аристархом, — 281/280 гг. до н.э., когда Аристарх мог наблюдать описанное им солнечное затмение. Как и Пифагор, и
Эпикур, Аристарх происходил с ионийского острова Самос. Он мог быть учеником перипатетика Стратона то ли в самих Афинах, то ли вовремя пребывания Стратона в Александрии, когда тот помогал Птоле­
мею II Филадельфу устраивать Мусейон.
Аристарх развил пифагорейский негеоцентризм Филолая в гелиоцентризм. Если Филолай преодолел геоцентристский предрассудок из аксиологическо-ценностных соображений (огонь лучше земли, и огню, а не земле, полагается быть в центре Вселенной, то Аристарх в результате космологических вычислений.
Аристарх пытался установить некоторые основные параметры того, что мы теперь называем Солнечной системой вычислить, во сколько раз Солнце отстоит дальше от Земли, чем Луна, во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Луны, во сколько раз радиус лунной орбиты больше радиуса Луны, во сколько раз диаметр Земли больше диаметра Луны, во сколько раз диаметр Солнца больше диаметра Земли и во сколько раз Солнце больше Земли по объему.
Хотя Аристарх использовал превосходный метод наблюдения, полученные им результаты далеко отстояли от истинных. Но это отличие было все же количественным, а некачественным как бы там ни было
но было ясно, что Солнце настолько больше Земли, что нелепо думать, будто оно может вокруг нее вращаться ведь меньшее вращается вокруг большего, а не большее вокруг меньшего.
Однако самих этих выводов как разинет в сохранившейся работе Аристарха Самосского, которая называлась О размерах и отстояниях Солнца и Луны, что объсняется, по-видимому, тем, что это была ранняя работа ученого, когда он еще не смог сделать слишком смелые для того времени мировоззренческие выводы из результатов своих вычислений. Об этих выводах мы узнаем лишь из вышеназванного сочинения Архимеда, который, обращаясь к Гелону II — сиракузскому тирану, писал Вызнаете, что Вселенная — имя, данное большинством астрономов сфере, чей центр — Земля и чей радиус равен расстоянию между центром Солнца и центром Земли. Это, как вы слышали от астрономов, общепринято. Но Аристарх Самосский выпустил книгу, в которой содержится ряд гипотез, из них следует, что Вселенная во много раз больше, чем было сказано выше. Его гипотезы состоят в том, что звезды и Солнце неподвижны, а Земля вращается вокруг Солнца по окружности, что Солнце лежит в середине орбиты, что сфера неподвижных звезд, расположенная вокруг того же центра, те. Солнца, так велика, что круг, по которому, как он думает, движется Земля, находится в такой же пропорции к расстоянию до неподвижных звезд, как центр сферы относится к ее поверхности (Sarton G. A. History of
Science. Hellenistic Science and Culture in the last there Centuries В. C.
N.-Y., 1959. P. 56 — Таким образом, Аристарх пришел не только к гелиоцентризму, ной к допущению почти бесконечной по величине Вселенной ведь радиус сферы бесконечно больше точечного центра окружности или сферы. Допущение почти бесконечно малой величины орбиты, по которой движется Земля вокруг Солнца, было необходимо для того, чтобы избежать уже тогда бытующего возражения против допущения движения Земли если Земля движется в космическом пространстве, то почему не наблюдается перемещения звезд на небе Иначе говоря, почему нет параллакса Как известно, параллакс есть, но он мал и невооруженным взглядом незаметен именно потому, что орбита Земци почти бесконечно мала по сравнению уже стой сферой, на поверхности которой лежит даже ближайшая к нам звезда.
Необходимо сказать, каким образом Аристарх измерял относительные параметры. Его метод, как было уже сказано, был превосходен, но он допустил грубые ошибки при наблюдении. Аристарх производил измерения в момент наблюдаемого, так сказать, полулуния, когда темная часть обращенной к Земле половины лунной поверхности равна светлой, освещенной Солнцем. В это время надо было определить угол между направлением от Земли к Луне и направлением от Земли к Солнцу. Угол же между направлением от Луны к Солнцу и от Земли к Луне, поскольку в это время Солнце освещало половину видимой
поверхности Луны, был прямым. Кроме того, необходимо было определить, какую часть зодиака заслоняет Луна. Аристарх в обоих случаях грубо ошибся. Он определил искомый угол между направлением к Луне и направлением к Солнцу с Земли в 87°, размер Луны на зодиаке окружности) — в 2°, тогда как первое число близко к прямому углу
(89° 50'). Луна же занимает всего 50' на зодиаке (что Аристарх, согласно тому же Архимеду, принял позднее, и это говорит о том, что сочинение Аристарха О размерах и отстояниях Солнца и Луны было далеко не последним его трудом. Из этих двух ошибок следовали большие расхождения между результатами измерений Аристарха и действительными параметрами Солнечной системы Солнце оказалось у него дальше отстоящим от Земли, чем Луна, не в 400, а враз, во столько же раза не в те же 400, диаметр Солнца оказался больше диаметра Луны, объем Солнца оказался больше объема Луны приблизительно в тыс. раза не в 106 млн, радиус лунной орбиты получился больше радиуса самой Луны в 26,25, а не в 110,5 раза, диаметр Солнца получился больше диаметра Земли в 6,75 раза, а не в 109 раз.
Однако, как уже было сказано, даже эти неточные данные делали нелепыми геоцентрические предрассудки Аристарх, кроме того, учил
q вращении Земли вокруг своей оси, чем он объяснял суточное движение небосвода.
Гелиоцентризм Аристарха не был принят нив древние времена, нив Средневековье. Если в те времена и отходили от геоцентризма, тов форме геогелиоцентризма Гераклида Понтийского, согласно которому Солнце вращается вокруг Земли, но ближайшие к Солнцу планеты — Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца. Преобладала же аристотелевская геоцентр истекая космология. Стоик Клеанф обвинил Аристарха в безбожии.
Единственным, кто поддержал Аристарха, был Селевк из Вавило­
нии (первая половина II в. до н.э.). Считавшийся великим астроном
Гиппарх из Никеи (вторая половина II в. до н.э.) своим авторитетом раздавил Аристарха. Гиппарх объяснял смену сезонов и их неравную протяженность во времени тем, что Солнце вращается неравномерно, да и не вокруг Земли, а вокруг некоторой отстоящей от Земли точки которую латинские ученые назвали эксцентром), оттого оно то ближе к Земле, то дальше от нее, а на Земле то жарче, то холоднее.
Через два-три века после Гиппарха астроном Птолемей утвердил геоцентризм на четырнадцать с лишним веков. Птолемей даже не упомянул Аристарха.
Только через восемнадцать веков после Аристарха его гелиоцентризм был подтвержден Коперником, но так как Коперник думал по-прежнему, что планеты движутся вокруг Солнца по круговым орбитам, гелиоцентризм Коперника расходился с наблюдениями, отчего Тихо Браге смог принять и развивать компромиссную гипотезу
Гераклида. Только открытие Кеплером того факта, что планеты движутся вокруг Солнца не по окружностям, а по слегка вытянутым эллипсами неравномерно, утвердило гелиоцентризм в 1609 г. (через
66 лет после выхода в свет книги Коперника Об обращении небесных кругов»).
Эратосфен. Но вернемся в III до н.э. Там мы находим и другого, после Архимеда, младшего современника Аристарха — Эратосфена из
Кирены (276 — 194 гг.), ученого-энциклопедиста, очередного хранителя Александрийской библиотеки, математика, астронома, филолога, друга и корреспондента Архимеда.
Эратосфен прославился как географ и геодезист. Правда, География Эратосфена известна нам только через Географию Страбона — другого выдающегося ученого периода александрийской науки. Эра­
тосфен довольно точно измерил окружность земного шара.
Догадка о шарообразности Земли была тогда общепринятой. Аристотель в своем произведении О небе утверждал не только то, что Земля круглой формы, но и то, что она небольшой шара. Обоснование того, что Земля — шар, Аристотель находит в дугообраз- ности падающей вовремя лунных затмений на Луну тени от Земли, а обоснование того, что Земля — небольшой шар, в том, что при сравнительно небольшом перемещении с севера на юг и обратно картина звездного неба меняется Некоторые звезды, видимые в Египте ив районе Кипра, невидны в северных странах, а звезды, которые в северных странах постоянно видны, в указанных странах заходят (298 а Если же Земля имеет правильную форму шара, то естественно стремление определить окружность этого шара. Ссылаясь на известных ему землеведов, Аристотель указывает величину земной окружности в
400 тыс. стадиев, что, составляя 73 672 км, намного выше истинного размера земной окружности. Дикеарх был ближе к истине, указав
300 тыс. стадиев, те тыс. км. Эратосфен же определил длину окружности шарообразной Земли в 252 тыс. стадиев, те. в 39 590 км, что отличается от истинной длины окружности земного шара по экватору лишь на 410 км. Для этого Эратосфен применил простой метод когда Солнце находится в египетском городе Сиене (Асуане) в зените, тов отстоящей на север от Сиены Александрии оно отстоит от зенита на 1/50 часть круга. Расстояние от Сиены до Александрии известно — оно немногим больше 5 тыс. стадиев. Умножим 5000 на 50 и получим 250 тыс. стадиев (на самом деле у Эратосфена получилось более точное число — в 252 тыс. стадиев, так как расстояние от Сиены до Александрии больше 5000 стадиев).
Гипсикл. Вначале в. до н.э. александрийский ученый Гипсикл ввел в европейскую науку вавилонскую шестидесятичную систему исчисления, применив ее для деления круга на 360 градусов, градуса — на 60 минут, минуты — на 60 секунд
Анатомия. Большой успех в александрийский период сделала анатомия. Птолемей II Филацельф разрешил анатомировать трупы более того, Эрасистрату с острова Кеос выдавались для рассечения живьем преступники. Так были изучены нервная система и внутренние органы человека, описаны строение глаза, печени, половых органов. Было проведено сравнение анатомии человека и животных.
Герофил из Халкедона — основатель александрийской школы врачей, продолжавшей традиции косской школы Гиппократа, анатомически обосновал роль мозга как центра умственных способностей.
Герофил был также известен как сторонник лечения травами, диетой и лечебной физкультурой.
Онисательпое естествознание. Что касается описательного естествознания, то ему было мало простора в умозрительной культуре древних греков. Однако мы знаем (и здесь мы переходим к биологии) о зоологическом сборнике Аристофана из Византии, о каталоге птиц
Каллимаха, о ботанических сочинениях Феофраста.
Что касается гуманитарных наук, то неверно думать, что они были подавлены в те времена естественными, как иногда это бывает.
История. В период эллинизма продолжается дальнейшее развитие исторических наук. Для них характерен космополитизм, они опираются на исторические документы и поэтому также реальны, как анатомические исследования.
Громадный стимул для исторического описания дала эпопея Александра Македонского, обладавшего историческим сознанием и имевшего при себе историков, которые должны были обеспечить ему историческое бессмертие. Многие близкостоящие к царю люди написали свои исторические мемуары. От них сохранились лишь фрагменты, но они стали основой для последующих и дошедших до нас историй. Такой историей была история Арриана (первая половина II в) опирающаяся на Птолемея Сотера, основателя династии Птолемеев в Египте, который в свою очередь опирался на официальный дневник похода Александра в Азию и Африку и на другие официальные документы, а также на собственный опыт. Но существовали также мемуары Клитарха Александрийского, Аристобула Кассандрейского и др. Арриан опирался не только на Птолемея, но и на Аристобула. Другие три истории Александра более позднего времени (Диодора Сицилийского, Квинта
Курция Руфа, Юстина) опирались на Клитарха. Вместе с описанием жизни Александра Плутархом это составило пять дошедших до нас историй македонского царя Александра III, потеряно жене менее пятидесяти.
Единоутробный брат Антигона II Гоната, основателя македонской династии Антигонидов, Кратер Младший, опубликовал сборник афинских декретов, положив начало документальной истории.
Человек военный, служивший и Антигону I Одноглазому, и его сыну Деметрию Полиоркету, и его внуку Антигону II Гонату, Пораним
из Кардии оказался, пожалуй, самым лучшим историком своего времени, автором Истории диадохов истории Греции от смерти Александра до смерти эпирского короля Пирра.
Продолжая линию мемуаров, описали истории своих лидерств и
Деметрий Фалерский, и сам царь Эпира Пирр.
Самосский тиран Дурис (340 — 260 гг.) был автором самосской хроники и историй Македонии и Греции.
Немало было и других исторических работ, опирающихся на реальные исторические факты, на реальные воспоминания и документы. Исторические науки того времени разделяли общий дух александрийской науки — ее научность.
Крупнейшим историком поздней эллинистической эпохи был По­
либий (201 — 120 гг.) — современник падения Македонии, потерпевшей поражение в битве при Пидне в 168 г. до н.э. и окончательно включенной в римскую сверхдержаву на положении провинции в 148 г, и Греции, приобщенной к указанной сверхдержаве в 146 г. Грек
Полибий был в основном историком Рима и его апологетом, поэтому мы скажем о нем позднее, в связи с римской философией.
Филология. III век до н.э. был золотым веком греческой филологии. Само существование Александрийской библиотеки, содержащей громадное количество свитков, которые надо было классифицировать, оценивать их достоверность и размножать, стимулировало филологию — любовь к слову. В эпоху эллинизма утверждается общегреческий диалект койнэ, основу которого составил аттический диалект. На койнэ писал уже сам Аристотель. На этом диалекте писали и александрийские ученые. Была создана грамматика.
Филологи обращаются к литературному наследию и проводят литературную критику текста, освобождая его от позднейших напластований. Правда, литературная критика текста иногда становится чрезмерной. Имя критика гомеровских поэм Зоила стало нарицательным, обозначая мелочного и поверхностного критикана. Основы греческой филологии были заложены Зенодотом Эфесским, Аристофаном Византийским, Аристархом Самофракийским и др. Александрийские грамматики установили список образцовых греческих писателей — Канон. Был окончательно определен текст «Илиады» и Одиссеи, обе поэмы были разбиты на 24 части — по числу букв в греческом алфавите.
В эпоху эллинизма были и выдающиеся писатели и поэты. Впрочем, все они уступают классическим образцам. Мольером античности был комедиограф Менандр Афинский (342— 291 гг.), автор около ста комедий, известных лишь в отрывках на папирусах, найденных в прошлом веке.
Живший при дворе Птолемеев Феокрит из Сиракуз создал новый жанр идиллической поэзии, воспевающей прелести мирной сельской жизни. Он был поэтом веселья. Природа в его изображении не сурова
как у Гесиода, не меланхолична, как у Вергилия, но улыбчива и лучезарна.
Во второй половине III в. до н.э. Аполлоний Родосский создает целиком дошедшую до нас эпическую поэму «Аргонавтика», рассказывающую о морском походе на корабле Арго героев Ясона, Геракла и других в Колхиду за золотым руном.
Александрийский поэт Каллимах вошел в историю как создатель искусственной ученой и манерной поэзии (александризм). Он же был составителем каталога Александрийской библиотеки, который сам по себе составлял сто двадцать книг — свитков.
Изобразительное искусство. В эллинистическую эпоху развивается и изобразительное искусство архитектура, скульптура, живопись. Можно отметить новый храм Артемиды в Эфесе на месте сожженного согласно легенде вдень рождения Александра Македонского Герост­
ратом, пожелавшим таким странным образом прославиться храм Аполлона в Дидимах близ Милета; храм-гробницу Мавзола в Галикар- нассе (отсюда мавзолей скульптуры Лисиппа из Сикиона, которому
Плиний приписывает полторы тысячи работ. Среди них большое место занимали скульптурные изображения Александра Македонского. Ученик Лисиппа Евтехид Сикионский — создатель в столице царства
Селевкидов Антиохии скульптурной группы Тюхе (богиня случая, судьбы и счастья, изображающей счастье и судьбу Антиохии. Другой ученик Лисиппа — Харес из Линда соорудил в 281 г. до н.э. на острове Родос в честь героической защиты города Родоса в 305 г. до н.э. от
Деметрия Полиоркета громадную статую из бронзы, изображающую солнечного бога Гелиоса — покровителя Родоса. Родосский Колосс был высотой в 32 м. Хотя эта грандиозная статуя просуществовала немногим более полувека и была разрушена землетрясением ок. 225 г. до н.э., она так поразила воображение современников, что вошла в список семи чудес света. В эллинистические времена особенно популярны были статуи Афродиты во времена самого Александра Великого были созданы скульптором Праксителем (390 — 330 гг.) и живописцем Апеллесом соответственно статуя и портрет Афродиты с одной и той же женщины — Фрины, отличавшейся замечательной красотой. Картина, как и почти вся греческая живопись, погибла, но ранняя копия статуи периода эллинизма III в. до н.э. уцелела (Ватикан. Наиболее популярные статуи Афродиты — Афродита Киренская в Риме) и Афродита Мелосская (Венера Милосская), которые ранее относили кв. до н.э., а теперь к эллинистическим временам. Афродита Киренская (найдена 28 декабря 1913 г. в Кирене, в Северной Африке) — возможно, родосская работа конца II в. до н.э. Афродита
Мелосёкая была найдена много раньше морскими офицерами на отдаленном острове Мелос в Эгейском море в 1820 г.
Конец эллинистической скульптуры ознаменован деятельностью
Аполлония Афинского — создателя Бельведерского торса в мраморе и
боксера в бронзе и Гликона Афинского — создателя копии лисиппов- ского «Фарнезского Геракла, а также отмечен двумя монументами Нилом и «Лаокооном» (Агесандр, Афинодор, Полидор). «Лаокоон» копия открыта в 1506 г. в Риме) поразил воображение людей эпохи Возрождения, в том числе Микеланджело и Эль Греко, позднее
Винкельмана (1717 — 1768) — отца классической археологии и первого истолкователя классического искусства, Лессинга сего «Лаокооном»
(1766) и Гете. Но тогда лучшие образцы греческого искусства еще небыли известны. Теперь лучшими образцами эллинистической скульптуры считаются Ника Самофракийская, Афродита Мелосская и Афродита Киренская.
В эпоху эллинизма совершенствуется искусство градостроительства строительство Александрии в Египте Динократом).
1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   84


написать администратору сайта