А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Скачать 18.63 Mb.
|
Логика. От выдающегося комментатора перипатетических сочинений — Александра Афродисийского и от Филопона мы узнаем и о Феофрастовых новациях в логике. Согласно Филопону, Феофраст и другой перипатетик его времени — историк науки Евдем ввели учение о гипотетических и разделительных силлогизмах. Александр Афроди- сийский говорит и о других логических новациях Феофраста: он превратил Аристотелево непрямое доказательство всеобщих отрицательных суждений в прямое в отличие от Аристотеля, Феофраст утверждал, что всеобщие отрицательные суждения возможности обратимы Феофраст дополнил четыре модуса первой фигуры силлогизма пятью новыми установил, что если посылки имеют разную модальность, то вывод должен следовать по слабейшей посылке. Другими выдающимися перипатетиками были Дикеарх, Аристок- сен, Евдем. Дикеарх и Аристоксен были выходцами из Великой Греции. Дикеарх. Уроженец сицилийской Мессаны (ныне Мессина, Дике арх был энциклопедическим ученым. Как географ, Дикеарх — предшественник Эратосфена, он определил окружность Земли в 300 тыс. стадиев, те. в 52 тыс. км. Как социолог, Дикеарх в своем сочинении «Триптоликос» считал идеальной формой государства такую, которая сочетала бы в себе элементы монархии, аристократии и демократии (в этом он предвосхитил историка Полибия). Дикеарх — автор исторического труда Жизнь Эллады», где говорится о золотом, пастушеском и земледельческом веках в истории человечества (золотой век — век праздности и мира, идеал человечества. Согласно Цицерону, Сексту Эмпирику и Немезию, Дикеарх был противником платоновского учения о душе как особой сущности и о бессмертии души. Все в мире состоит из четырех элементов. Живое тело тоже состоит из тех же элементов. Душа — гармония четырех элементов, составляющих живое тело. Аристоксен. Аристоксен внес в перипатетизм пифагорейские традиции. Он автор таких сочинений, как Жизнь Пифагора, Пифагорейский образ жизни, Пифагорейские мнения, Жизнь Архита» и Жизнь Сократа. Аристоксен противопоставлял темпераментного и распутного, в его изображении, Сократа владеющему собой Архиту. Сочинения Аристоксена не сохранились, номы знаем об их содержании Диогена Лаэртского, Порфирия и Ямвлиха. Аристоксен — сын музыканта и сам музыкант и теоретик музыки. В трактате Гармоника он понимает звук как физическое движение. В духе пифагореизма он говорило воспитательном значении настоящей, мужественной музыки и предостерегал от толкающей в варварство женственной расслабляющей музыки. Увлечение такой музыкой способно привести к потере свободы. Как и Дикеарх, Аристоксен учило смертности души. Душа — плод телесной гармонии. Согласно Лактан- цию, Аристоксен говорил, что вообще нет никакого духа, но, подобно гармонии в струнных инструментах, сила чувства существует в силу строения тела ив силу связи его внутренних органов. (Аналогичную концепцию излагают пифагорейцы Симмий и Кебет в платоновском диалоге «Федон».) Евдем. Евдем с острова Родос — автор трудов по истории науки История арифметики, История геометрии, История астрономии. К сожалению, от них сохранились лишь фрагменты. Аристотель посвятил Евдему одну из своих Этик — «Евдемову этику. Евдем писали комментарии на сочинения Аристотеля (Физику, Аналитику, «Этику»). Деметрий Фалерский. Что касается вышеупомянутого Деметрия Фалерского, то он восхищал многих и Менандра, и Феофраста, а позднее Цицерона как редкий случай сочетания способностей к политике (Кассандр возложил на него управление Афинами) и к философии. Сочинений у него было великое множество, но все они погибли. Мы знаем лишь то, что их слог был философскими сочетался с ораторской напряженностью и силой. Это неслучайно, так как Деметрий Фалер ский был выдающимся оратором и достиг власти прежде всего благодаря этому качеству. Когда Деметрий Фалерский правил Афинами, афиняне воздвигли 360 его медных статуй. Но как только Деметрий Полиоркет изгнал из Афин своего тезку, те же афиняне все эти статуи утопили. Узнав, что афиняне топят его статуи, Деметрий Фалерский сказал Ноне добродетель, их заслужившую». В Египте при Птолемее I Деметрий Фалерский стал инициатором создания Мусейона и Александрийской библиотеки. Он сыграл также большую роль в истории религии, будучи инициатором перевода иудейского религиозного предания (того, что затем в христианстве было названо Ветхим заветом) на древнегреческий язык. С этого момента тес конца IV — начала III в. до н.э.) начинается влияние иудаизма на греческое мировоззрение, что через три века привело к возникновению христианства. Деметрий Фалерский умер в Египте от змеиного укуса. Стратон. Третьим схолархом в Ликее был Стратон из Лампсака. Когда Аристотель умер, Стратон находился в том же возрасте, в котором Аристотель первый раз пришел в Афины, те. в 322 г. до н.э. Стратону было 17-18 лет. Перипатетическим схолархом Стратон стал в возрасте 53 лет. Его схолархат продолжался 19 лет (287 — 268 гг.). До того как стать схолархом, Стратон находился в Александрии в качестве учителя египетского царя Птолемея II Филадельфа, за что получил большое денежное вознаграждение в размере 80 талантов. Однако и при таких больших деньгах Стратон оставался таким худым, что когда он умер, кто-то сказал, что Стратон, умирая, не почувствовал собственной смерти. Наряду с Деметрием Фалерским Стратон был также организатором александрийского Мусейона. Стратон — ученый-энциклопедист. Известно, что он писал сочинения на метафизические, этические, политические и психологические темы. Однако главное для Стратона — физика. Его таки прозвали — Физик. У Стратона перипатетизм принял материалистическую направленность. Можно, пожалуй, говорить о материалистическом пе рипатетизме или даже о перипатетическом материализме Стратона. Неслучайно, что когда академик Антиох из Аскалона в I в. до н.э. попытается эклектически примирить учения академиков, перипатетиков и стоиков, он исключит из этой общности учение перипатетика Стратона. Стратон отверг аристотелевскую телеологию, он стремился ограничиваться при объяснении всего происходящего лишь естественными и действующими причинами, не прибегая к целевым. Стратон учил, что все существующее произведено природой. Впоследствии у Цицерона будет сказано так Не должно также слушать его ученика Стратона, имеющего прозвание естествоиспытателя. Он полагает, что вся божественная сила заключается в природе, которая заключает в себе причины рождения, увеличения, уменьшения, но лишена всякого чувства и вида (Цицерон. О природе богов. Ревель, 1892. С. 35). Природа, согласно Стратону, самодостаточная и самопроизвольная автоматическая) сила, лишенная божественности, жизни, сознания и личности и не подчиненная никаким внешним формами целям. Главная естественная сила в природе, согласно Стратону,— тяжесть. Именно тяжесть — источник движения. Цицерон приводит слова Стратона о том, что все существующее и совершающееся сделалось и делается в силу естественных тяжестей и движений. Именно тяжесть упорядочивает космос, порождает вертикальное расположение снизу вверх земли, воды, воздуха и огня. Пятую сущность Аристотеля Стратон отверг Стратон расходился с Аристотелем в проблеме пустоты. Аристотель, как известно, отрицал пустоту — Стратон же ее признавал. Существование пустоты Стратон пытался доказывать не умозрительно, а исходя из наблюдаемых фактов реальности. По мнению ученого, наличие в мире пустоты доказывают такие факты, как распространение тепла и света, как рыхлость некоторых веществ. Таким образом, Стратон следовал здесь, в понимании пустоты, традиции античного атомизма, которая сводила все многообразие природных явлений к двум началам пустоте и атомам. Однако, принимая учение о наличии в мире пустоты, Стратон не принял учение об атомах. Согласно Стратону, пустота действительно больше или меньше разделяет вещественные частицы — отсюда и большая или меньшая рыхлость веществ. Однако эти частицы — не атомы, те. не нечто абсолютно неделимое. Атомы Левкиппа, Демокрита и Эпикура он назвал «демокритовыми грезами». Стратон подошел к открытию закона падения тел. Если Аристотель думал, что падающее тело движется с равной скоростью, то Стратон, обращаясь к простейшим опытам, доказывал, что скорость падающего тела возрастает вместе с пройденным расстоянием. Опыты состояли в том, что Стратон бросал одно и тоже тело с разной высоты и судило скорости тела по силе его удара о преграду. Стратон не пытался, да и не мог установить закон падения. Это сделал только Галилей через две тысячи лет после Стратона. Стратон разошелся с Аристотелем ив определении времени. Аристотель определял время как число движения по отношению к предыдущему и к последующему. (Физика IV, 219 в. Стратон же утверждал, что время есть мера движения и покоя ( Секст Эмпирик. Против ученых. X, 228). Согласно Стратону, время не может быть числом, ибо число прерывно (Стратон знал лишь натуральные числа, время же непрерывно. Поэтому время — не число, а мера. Кроме того, во времени существует не только движущееся, но и покоящееся. Поэтому время — мера не только движения, но и покоя. Стратон не признал аристотелевский мировой разум и активный интеллект. Он учило смертности души душа слабеет и гибнет вместе с телом. Знание — движение души, берущее свое начало в органах ощущений. В логике Стратон различал предмет и обозначающее этот предмет слово-понятие (стоики различали предмет, понятие и слово). Диоген Лаэртский сохранил для нас тексты завещаний Аристотеля, Феофраста и Стратона. Все три схоларха не забывают там и о своих рабах, они отдают распоряжения о том, кого из рабов продать, отдать или отпустить на волю. Античные философы не только жили в рабовладельческом обществе, носами были рабовладельцами. В своем завещании Стратон писал Школу я оставлю Ликону, ибо остальные для того стары или недосужны». С кончиной Стратона закончился золотой век Ликея. Ликон. Ли кон, ставший схолархом в сорок лет, правил Ликеем 44 года (дольше всех предыдущих схолархов Ликея), с 268 по 225 г. Родившись около 310 г. , Ликон уже не мог знать Аристотеля, но мог знать Феофраста, которому в год рождения Л икона было шестьдесят лет. Ликон не был ни подлинным философом, ни подлинным ученым. Ликон — практический этик. Высшая цель жизни для него — достижение истинной радости души. Однако пути достижения этой радости были у него простыми. Ликон заботился прежде всего о своем теле и об одежде. Он был красноречив, уважал государство и. религию. За свое благоговение к дельфийским святыням Ликон был увенчан жрецами в Дельфах лавровым венком. Ликон давал хорошие советы афинянам. Он обладал способностями к воспитанию детей. Другие схолархи. Пятым схолархом Ликея был Аристон Кеосский, который занимался только этическими вопросами. Он написал сочинение Об освобождении от высокомерия, в котором тонко различил высокомерие и гордость, определив последнюю как величие души». Так, в лице Л икона и Аристона Кеосского перипатетизм с большим, правда, запозданием пошел потому же пути, что и вся эллинистическая философия, в которой этика вышла на первое место. Запоздание объясняется тем, что в Ликее был большой потенциал философии и науки. Шестой схоларх Аристон Косский заканчивает тот процесс в истории аристотелизма, который начинался с молодого Аристотеля. В школе Платона Аристотель начинал с риторики. Аристон Косский кончает риторикой. Однако отношение Аристотеля и Аристона Кос- ского к риторике различно. Аристотель не-отрицал риторики. У него было специальное сочинение — Риторика. Аристон Косский написал не руководство по риторике, а сочинение против риторики. Он обратил внимание на то, что риторика весьма вредна при отсутствии у ритора должных знаний. Э ПИКУ Р Материалистический перипатетизм Стратона не был единственной и самой яркой формой античного материализма в эпоху эллинизма — ярче и полнее был материализм Эпикура и его учеников и последователей — эпикурейцев. В учении Эпикура свое второе рождение получил атомизм Левкиппа и Демокрита, дополненный, однако, эллинистическим материалистом рядом своих оригинальных мыслей. Эпикур и эпикурейцы активно боролись с современными им идеалистами и агностиками. Они доказывали материальность и познаваемость мира. Кроме того, эпикуреизм противостоял все более модным в эпоху эллинизма суевериям, предрассудкам, астрологии и магии, имевшим афро-азиатское происхождение и хлынувшим в Грецию из завоеванных регионов. Эпикур родился в 341/340 г. до н.э. на острове Самосе — родине и Пифагора, и Мелисса, и астронома Аристарха. Однако Эпикур — афинянина не самосец. Его отец Неокл принадлежал к афинскому дему (д ем — часть территориальной обшины в Афинах) Гаргетта, к роду Филаидов, но жил на Самосе как один из афинских поселенцев- клерухов (клерух получал земельный надел в колонии, наделы распределялись между поселенцами по жребию, который назывался «клерос», отсюда «клерух»). Афины захватили часть самосской земли и основали там свою колонию после того поражения, которое Перикл нанес философу и стратегу Мелиссу. Эпикур происходил от незнатных и небогатых родителей. Его отец был учителем словесности. Желая унизить Эпикура и вместе с ним его учение, вечные враги эпикуреизма — стоики рассказывали об Эпику ре, что он в свои отроческие годы при матери ходил по лачугам, читая заклинания, а при отце учил азбуке за ничтожную плату (X, 4). Будучи формально афинянином, Эпикур оказался в Афинах лишь в восемнадцатилетнем возрасте для докимасии — проверки гражданских прав лиц, достигших совершеннолетия. Диоген Лаэртский говорит, что в это время в Академии преподавал Ксенократ, Аристотель же был уже в Халкиде на острове Эвбея. Следовательно, Эпикур оказался в Афинах в 323/322 гг. — этими определяется время рождения Эпикура. Вернуться на родину Эпикур уже не смог в наказание за восстание против Македонии афиняне были, в частности, изгнаны с Самоса, а их тамошняя колония ликвидирована. Семья Эпикура (а кроме имен отца и матери мы знаем еще имена трех братьев Эпикура) была вынуждена скитаться. В конце концов она обосновалась в Колофоне в Малой Азии. В этот город, бывший некогда родиной Ксенофана, и отправился из Афин прошедший докимасию двадцатилетний Эпикур. Мы не знаем, в какой мере Эпикур мог использовать для философских занятий свое пребывание в Афинах, где философская жизнь продолжалась даже в эти смутные годы и где преподавали не только академик Ксенократ, но и перипатетик Феофраст, да и многие другие философы. Цицерон в своем труде О природе богов допускает, что Эпикур слушал лекции Ксенократа. Интерес к философии у Эпикура пробудился в его отроческие годы, когда он читал Теогонию Гесиода, в которой этот любопытный крестьянин спрашивает геликонских муз что прежде всего зародилось (О происхождении богов. МС. Ответ муз, удовлетворивший в VIII — VII вв. до н.э. Гесиода, не мог уже удовлетворить в IV в. до н.э. вдумчивого отрока. Напомним, что на заданный вопрос музы ответили так Раньше всего зародился хаос. А что было до хаоса Откуда хаос взялся На эти вопросы Эпикура его учитель словесности (возможно, что его отец) не смог или не захотел ответить, сказав, что грамматики этими вопросами не занимаются, и посоветовал обратиться к философам. Известно, что первым из учителей Эпикура в области философии был еще на острове Самос академик Памфилий, а вовремя пребывания Эпикура в Афинах, возможно, как было сказано, — Ксенократ. Возвращаясь из Афин, Эпикур некоторое время учился на острове Родосу перипатетика Праксифана. Известно также, что Эпикур изучал все еще существовавшие в те годы сочинения Демокрита и учился у демокритовца Навсифана Теосского — автора «Треножника». Однако Эпикур любил называть себя самоучкой и отзывался презрительно и о Демокрите, которого называл «Лерокритом», те. «Пус- токритом» (от «лерос»— пустяки, вздор, бессмыслица, и о Навсифане, давая и ему обидные прозвища, и о Платоне, и об Аристотеле, и о Гераклите, и о Протагоре. Это говорит не в пользу Эпикура. Именно от него пошла легенда о том, что Левкипп не существовал. У Цицерона скептик-академик Котта утверждает, что «Эпикур оскорбительным образом поносил Аристотеля, позорнейше злословил Федона, ученика Сократа. Он проявил неблагодарность даже к самому Демокриту, последователем которого были уж так плохо отнесся к своему учителю Навсифану, у которого, правда, ничему не научился ( Цицерон. Философские трактаты. С. Будучи энергичной и творческой личностью, Эпикур привлек к себе многих мыслящих людей и образовал свою школу сначала на острове Лесбос в Митилене, а затем в Лампсаке (в малоазийской Греции. В Митилене Эпикур приобрел дружбу лесбосца Гермарха, в Л ампсаке— других преданных учеников Метродора (это любимейший ученик Эпикура, умерший еще при жизни учителя, Полиэна, Леонтия, Колота, Идоменея, а также всех своих трех братьев (редкий случай в истории философии Неокла, Хередема и Аристобула. С этой-то когортой учеников и прибывает, наконец, афинянин Эпикур в 306 г. до н.э. (уже при Деметрии Полиоркете, только что сместившем Деметрия Фалерского) в Афины. Купив за 80 мин мина около полкилограмма серебра) уединенный сад с домом, он поселяется там вместе со своими учениками. Так возник знаменитый Сад Эпикура», над входом в который было начертано Гость, тебе будет здесь хорошо здесь удовольствие — высшее благо (Цит. по : Лукреций. О природе вещей. Т. II. МС. Однако школа Эпикура не была публичной философско-образова- тельной школой наподобие Академии или Ликея. Сад — замкнутое сотоварищество единомышленников. В отличие от Пифагорейского союза, Эпикурейский союз не обобществлял собственность своих членов «Эпикур не считал, что добром нужно владеть сообща, по Пифагорову слову, что у друзей всеобщее это означало бы недоверие, а кто не доверяет, тот недруг. Также в отличие от Пифагорейского союза, Эпикур и его друзья нисколько не занимались политической деятельностью. В основе неписаного устава школы лежал принцип Эпикура: «Проживи незаметно. Он объясняется не только скромностью Эпикура скромность его доходила до такой крайности, что он даже не касался государственных дел (X, 1 0 )], но и невозможностью граждан влиять на развитие политических событий и социальных явлений в условиях деспотических эллинистических монархий. Однако в отличие от иногороднего основателя другой философской школы в Афинах — Зенона-стоика афинянин Эпикур был патриотом. Он мечтал об освобождении Греции от македонского ига. О, если бы свергнуть впоследствии самых злейших (наших) врагов македонцев — восклицает Эпикур водном из своих писем, найденных при раскопках Геркуланума. В своем Саду Эпикур провел вторую половину своей жизни, лишь изредка выезжая в Лампсак, где у него остался, по-видимому, как бы филиал его школы. У Эпикура всячески поддерживался культ дружбы, это было в согласии сего учением из того многого, что приносит мудрость для счастья, главный дар дружба. В Сад временами съезжались эпикурейцы и со стороны. Жизнь в Саду была скромной и неприхотливой. Эпикур, как и все состоятельные эллины, был рабовладельцем, но он относился к своим рабам кротко, некоторые его рабы даже участвовали в философских занятиях. Некоторых своих рабов Эпикур отпустил на волю, и они стали полноправными членами Сада. Таковым стал, например, раб по имени Мис. Это ему писал Эпикур об освобождении Греции от Македонии. |