Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница62 из 84
1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   ...   84
Крантор. Учеником сначала Ксенократа, а затем и Полемона был
Крантор из Сол, умерший раньше своего второго учителя от водянки, не дожив до старости. Именно о нем сказал поэт Теэтет: Крантор не знал злой старости. Свое имущество Крантор завещал Аркесилаю — зачинателю Средней Академии, о которой мы скажем ниже.
Крантор был философствующим поэтом или философом, склонным к поэзии. Как поэт, он поклонник Гомера и Еврйпида. Как философ, он изучал сочинения Платона и писал на них комментарии. К сожалению, все сочинения Крантора погибли. Из его стихотворений мы знаем только семь строк о любви, которая справедливо Представляется Крантору двуликой Такое ты (любовь- А. Ч людям благо и ало приносишь, что видишься нам двуликой (IV, 27). Эти строки сохранились у Диогена Лаэртского.
Секст Эмпирик кратко пересказывает содержание одного из поэтических сочинений Крантора, в котором поэтически (ноне мифоло­
гически, те. не всерьез и не буквально) олицетворены богатство, наслаждение, здоровье и мужество. Они состязаются на всеэллинском празднике. И Богатство, и Наслаждение, и Здоровье, и Мужество поочередно прославляют себя перед большой аудиторией, добиваясь от нее приза. Первым выступает Богатство, а последним — Мужество, однако именно последнее становится первым, получив первый приз.
Судьи-эллины отдают первый приз именно Мужеству, однако непросто мужеству, а мужеству в союзе с добродетелью, добродетельному мужеству, что весьма важно, ибо мужество мужеству рознь, нет ничего хуже порочного мужества, что бывает так часто второй приз получает Здоровье, третий — Наслаждение, а последний — Богатство.
Цицерон высоко ценил книгу Крантора О страдании, которая еше существовала в I в. до н.э. В Академике первой Цицерон писал, что эта книга Крантора широко читаема, что ее непросто читают, но и заучивают наизусть. Цицерон называет эту книгу, пусть невеликую по объему, — золотой. К сожалению, мы знаем лишь, что эта книга
Крантора называлась О страдании ив ней внушалась необходимость сохранения выдержки ив самом большом горе (для Цицерона таким порем была смерть его любимой дочери Туллии).
>
Последним схолархом Старой (Старшей, или Древней) Академии был Кратет (не путать с киником Кратетом), годы его схолархата —
270 — 268 (или 264). Как и Крантор, он ученик Полемона. Недолго
житель Крантор умер раньше и Полемона, и Кратета. Кратет же пережил Полемона на пять лет. Его многочисленные труды погибли.
Кратет — учитель Аркесилая.
Л ИК ЕЙ Самое начало эпохи эллинизма (летний период исторических завоеваний Александра Македонского) совпадает во времени с третьим периодом в деятельности Аристотеля, начавшимся после его возвращения в Афины. На этот раз Аристотель прибыл в Афины не летним юношей, а летним прославленным философом-ученым.
Оказавшись в Афинах, Аристотель не вернулся в Академию. Эту основанную Платоном философскую школу возглавлял теперь Ксе­
нократ, не сумевший, как и его предшественник по руководству школы
(схоларх) Спевсипп, понять и продолжить учение Платона во всем его объеме и глубине. Поэтому Аристотель мог считать себя подлинным наследником Платона если не по существу платоновского учения, уже подвергнутого критике самим Аристотелем, то по теоретическому уровню осмысления философских проблем.
Аристотель основывает свою философскую школу. Это происходит в 335/334 гг. Школа Аристотеля вошла в историю философии под названием Ликей.
Аристотель не был афинским гражданином, он не имел юридического права приобретать в Афинах дом и землю, а потомуосновал свою школу за пределами города при общественном гимнасии, который находился неподалеку от храма Аполлона Ликейского (Волчьего, а потому назывался Ликеем. Со временем так стала называться и школа Аристотеля. При гимнасии находились строения и сада при строении была крытая галерея для прогулок. Поэтому школа Аристотеля стала называться еще и Перипатос (от «перипатос» — прогулка, а ученики Аристотеля — перипатетиками. И строение, и сад небыли собственностью Аристотеля. Он ими только пользовался.
Положение изменилось при преемнике Аристотеля по руководству
Ликеем схолархе Феофрасте. Он также не был афинским гражданином и не мог владеть в Афинах ив пригородах недвижимой собственностью. Таков был старинный афинский закон. Однако, когда в 317 г. в Афинах установилась олигархия (при избирательном цензе в
10
тыс. драхм в года власть оказалась в руках Деметрия Фалерского — ставленника Кассандра, сына Антипатра, старый закон был нарушен. Деметрий
Фалерский — сам философ-перипатетик — издал постановление, в соответствии с которым он смог подарить Феофрасту и строение, и сад.
Перипатос, или Ликей, стал узаконенной организацией. Как и ранее платоновская Академия, Перипатос приобрел статус святилища
муз. Члены Ликея делились на старших и младших. Младшие устраивали каждое новолуние посвященные музам общие трапезы, на которые приглашались люди со стороны. Схоларха, руководителя школы, избирали только старшие члены Ликея.
Время правления Деметрия Фалерского в Афинах было временем высшего внешнего расцвета Ликея. В Ликей съезжались ученики со всего эллинистического мира. В Афинах, где тогда насчитывалось не более
2 0
тыс. афинских граждан (те. взрослых свободных мужчин, якобы собиралось до 2 тыс. учеников-ликейцев. Не все слушатели удовлетворяли Феофраста, иначе он не заявил бы водном из своих писем, что нелегко подобрать по вкусу узкий круг слушателей, не то что широкий. Многих влекло в Ликей тщеславие, желание приобщиться к школе, главу которой — Феофраста — принимали цари Кассандр в Македонии и Птолемей I Сотер в Египте.
Однако перипатетики имели в Афинах и врагов. Еще при Деметрии
Фалерском некий Аннонид попытался было обвинить Феофраста в безбожии, однако сам был обвинен и наказан. Иначе пошли дела Ликея после изгнания из Афин Деметрия Фалерского Деметрием Полиорке- том. В Афинах восстанавливается демократия, а в связи с этим ухудшается положение Ликея.
Некий Софокл провел закон, согласно которому нельзя было руководить школой без согласия афинского совета и народа, однако такого согласия перипатетиками получено в свое время не было. Перипатетикам пришлось бежать из Афин. Ноу них нашелся защитник в лице некоего Филона, который обвинил Софокла в противозаконии. Закон Софокла был отменен, перипатетиков вернули в Афины. Новое восстановление олигархии в Афинах, после поражения Деметрия По- лиоркета в битве при Ипсе в 301 г. до н.э., не принесло улучшения положению Ликея. Напротив, племянник Демосфена Демохарес организовал в Афинах репрессии против сторонников Македонии, ау
Ликея с Македонией была традиционная, идущая от Аристотеля, связь. Перипатетики снова бегут из Афин. Многие из них находят свое убежище в египетской Александрии, где за семь лет до этого обосновался Деметрий Фалерский. Такова внешняя история Ликея.
Что касается'ее внутренней стороны, то необходимо отметить, что после Аристотеля Ликей первое время шел по линии усиления в нем научных интересов при ослаблении интересов философских. Конечно, и Аристотель занимался конкретными науками, например зоологией. Однако у Аристотеля философский интерес все же превалировал над научным. После Аристотеля на первое место в научных исследованиях выходит эмпиризм, который у Аристотеля хотя и был, нов значительной мере сглаживался его же рационализмом, согласно которому все теоретическое знание о мире потенциально заложено в разумной душе, присущей только человеку. Оно выявляется благодаря совместному действию, с одной стороны, получаемых из внешнего опыта представ Философия лрсвисю мира
481
лений, ас другой стороны, активного интеллекта, который у Аристотеля приобрел самостоятельное сверхчеловеческое бытие. В послеари- стотелевском Ликее рационализм как учение о внеопытном происхождении теоретического знания пошел на убыль, а роль эмпиризма как учения о том, что всякое знание имеет своим первоначальным источником опыт и только опыт (в случае сенсуализма это внешний опыт, возросла.
Феофраст много работали за свою все же сравнительно долгую жизнь создал немалое количество трудов по самым различным отраслям знания логике и математике, физике и астрономии, биологии и медицине, психологии и этике, педагогике и эстетике, риторике и политике, а также философии. Главное философское сочинение Фе- офраста было впоследствии названо также, как и главное философское сочинение Аристотеля Метафизика. Феофрасту принадлежит первая проблемно-систематическая история философии Мнения физиков. Есть у него и философско-полемические произведения, например Против академиков. Сохраняя преобразовательные политические амбиции философов, Феофраст пишет сочинение О наилучшем государственном устройстве. Вместе стем Феофрасту принадлежат такие произведения на специальные темы как, например, Об истории растений, О причинах растений, благодаря которым этот перипатетик прослыл отцом ботаники Об огне, О пьянстве, О соли, молоке и квасцах, О пословицах и многие другие, а также сохранившиеся Этические характеры».
Феофраста интересовали религия, ее история и сущность. Плодами этого интереса были несохранившиеся труды его О богах, Об истории богов и др.
От Метафизики дошли лишь фрагменты, только частично сохранились Мнения физиков, сохранился вышеназванный трактат Об огне. Большинство же сочинений Феофраста кануло в Лету, в том числе и такое многоплановое сочинение, как Вопросы политические, этические и физические, Физика в восьми книгах и логические труды Аналитика первая, Аналитика вторая, «Топика».
И здесь скрывается некая тайна. Как известно, все свои сочинения вместе с сочинениями Аристотеля Феофраст завещал Нелею. И те, и другие сочинения постигла одна участь — они исчезли и появились на свет только через два века после смерти Феофраста, когда богатый офицер Митридата Апелликон приобрел их у потомков Нелея. Затем они оказались в Афинах. За два века сочинения Аристотеля и Феоф­
раста, видимо, порядком перемешались, и вряд ли римские издатели могли разобраться, где кончается Аристотель и где начинается Феоф­
раст (например, и Физика Аристотеля, и Физика Феофраста состоят из восьми книг).
Эмпиризм Феофраста. Мы имеем лишь разрозненные сведения о различных сторонах философских и научных взглядов Феофраста. В
соответствии с конкретно-научной направленностью послеаристоте- левского Ликея и со своими интересами Феофраст развивал, по-види- мому, эмпирическую тенденцию гносеологии Аристотеля и не поддерживал рационалистическую тенденцию своего учителя, который, как известно, выводил начала познания и знания из разумной души. Феофраст же считал, что показания органов чувств, опыт — единственный источник знания, в том числе и знания начал. Иначе
Феофраст не сказал бы в своей Метафизике, что ведь чувство и различия созерцает, и начала исследует (VIII, 19). В сохранившихся сочинениях по ботанике ученый говорит, что научные теории должны опираться на эмпирическую основу (см. О причинах растений 1 1,1 и 11 3,5) , что эмпирические факты не должны насильственно подгоняться под теорию (см. Об истории растений 1 Представление о Феофрасте как эмпирике и сенсуалисте прочно утвердилось в позднейшей античной философской традиции, иначе
Климент Александрийский не написал бы, что «Феофраст говорит, что началом доказательств является чувство ( Vogel C.J. de Greek Philosophy.
Vol. II. Leiden, 1960. P. В истории науки Феофраст считается создателем метода наблюдения заявлениями природы. Научные трактаты Феофраста на специальные темы содержат в себе некоторые тонкие наблюдения.
В сочинениях по ботанике Феофраст описал 550 видов растений. Растения для Феофраста — живые существа, нуждающиеся для своей жизнедеятельности во влаге и теплоте. Говоря о причинах растений,
Феофраст на первое место ставит такие причины, как влияние среды и наследственность. Были у Феофраста и точные биологические наблюдения. Например, он говорил об изменении цвета животных вследствие их адаптации к окружающей фоновой среде.
В трактате Об огне Феофраст впервые в истории философии перестает считать огонь такой же стихией, таким же элементом, как земля, вода и воздух. Он обращает внимание на то, что огонь самостоятельно не существует. Для своего существования он нуждается в горючем веществе. Таким образом, Феофраст делает шаг в сторону научного понимания природы огня. Путь к такому пониманию был долог. Ведь только в XVIII в. французский физик Лавуазье научно объяснил огонь как процесс окисления с выделением теплоты и света.
В сочинении Характеры Феофраст, проявив себя и на этот раз тонким наблюдателем, описал тридцать типов людей, у которых преобладает какая-либо одна резко отрицательная черта характера подлость, бесстыдство, бессовестность, льстивость, крохоборство, болтливость, угодливость и даже ироничность, которую древнегреческий ученый также считал отрицательной чертой характера. Комедиограф М енандр— ученик Феофраста. В своих (дошедших до
16
*
483
нас лишь в отрывках) комедиях Менандр выводил эти типы в живых персонажах.
В теории нравственности Феофраст, не отрицая важности для счастья благоприятных обстоятельств обыденной жизни и отвергая аскетизм, видел высшую цель жизни в служении благу.
Физика. Как физик, Феофраст расходился с Аристотелем в таких проблемах, как проблемы места и пустоты, проблемы движения и времени.
Феофраст несогласен с аристотелевским определением места как границы объемлющего тела. Давая такое определение места, Аристотель хотел избежать известного парадокса, согласно которому место движется вместе с движущимся телома следовательно, должно быть место места, которое, однако, также движется с местом места движущегося тела итак до бесконечности. Ведь всякое перемещение должно происходить в каком-то месте. Феофраст обращает внимание на то, что Аристотелю лишь казалось, что его определение места как границы объемлющего тела решает вышеуказанный парадокс. Ведь и при таком определении места получается, что место тела движется вместе с этим телом, потому что эта граница, даже если движущееся тело не изменяет свою форму, перемещается в пространстве вместе с телом, когда оно движется. Во-вторых, определение места как границы объемлющего тела порождает новый парадокс получается, что мир в целом, поскольку его ничто не объемлет, ибо если бы мир был чем-то объят, то он не был бы миром в целом, нигде не находится, не имеет своего места. Феофраст не ограничивается критикой аристотелевского понимания места. Он дает свое определение места. Согласно Феофра­
сту, место — это то, что определяется взаимоотношениями и взаимо­
расположениями тел.
В учении о движении Феофраст также существенно расходился со своим учителем. Он расширил число видов движения. Аристотель думал, что движение существует лишь в том, что подпадает под такие категории, как сущность, качество, количество и место. В первом случае происходит возникновение и уничтожение (переставая существовать, тело утрачивает свою сущность, форму возникая, тело приобретает свою сущность, форму, в других случаях мы имеем соответственно качественное и количественное изменения и перемещение. Феофраст же думал, что можно говорить о движении в аспектах всех категорий, например в категории отношения — ведь отношения не вечны со смертью сына перестает существовать и отцовство отец перестает быть отцом (если сын, конечно, был единственным. Говоря о качественном движении, Феофраст обращает внимание на то, что оно может быть не только постепенным, непрерывным, но и прерывным, скачкообразным. Например, белое может сразу, минуя промежуточные состояния, стать черным
Философия. В области первой философии Феофраст в общем принимал учение Аристотеля. Правда, наши знания в этой части учения
Феофраста ограничены тем, что до нас дошли лишь отрывки из его сочинения, посвященного первой философии. (Это сочинение Фе­
офраста, как и соответствующее сочинение Аристотеля, было позднее, в I в. до н.э. названо Метафизикой) В сохранившемся отрывке из Метафизики Феофраста ставится ряд проблем, апорий (этот отрывок похож на третью книгу аристотелевской Метафизики, в которой рассматривается 14 апорий). Но проблемы Феофраста иные, чем проблемы Аристотеля. Проблемы Феофраста — не столько проблемы в понимании мироздания, сколько проблемы в понимании учения Аристотеля. Таким образом, проблемы Феофраста вторичны. Феофраст думает о мире, но он думает о мире через Аристотеля, отмечая слабые и неясные моменты в его учении.
Феофраст поднимает проблему целесообразности и случайности. В отличие от Аристотеля, Феофраст думал, что в природе далеко не все целесообразно. Так, всели из того, что существует, существует ради чего-либо или же что-то возникает и существует случайно Феофраст ограничивает сферу телеологии, лишает ее абсолютности. В неживой и даже в живой природе многое случайно, иначе нельзя было бы объяснить отсутствие в жизни гармонии, когда случайность властно вторгается в жизнь и нарушает ее целесообразность. Но все же Феоф­
раст не отказывается целиком от телеологических объяснений. Телеологический метод объяснения Феофраст использует в своей ботанике. Ион прав. В растении, как и во всяком живом целостном организме, каждая его органическая часть существует ради чего-то. Корни существуют, чтобы удерживать растение в антиэнтропном вертикальном положении, для питания растения водой и солями, листья для усвоения солнечной энергии и т. д. А все вместе существует для целого, для жизни растения.
Далее Феофраст обратил внимание и на противоречивость учения Аристотеля о перводвигателе — действительно самого слабого, надуманного момента в аристотелевской картине мира. Правда, критика
Феофрастом учения Аристотеля о неподвижном перводвигателе носит внутренний характер. Феофраст не отрицает само это учение. Он лишь замечает его внутренние дефекты. Его апория на этот счет такова сколько существует перводвигателей — один или несколько Если перводвигатель один, то почему не все небесные сферы движутся одним одинаковым движением Если каждая сфера имеет свой перводвига­
тель, то как объяснить согласие в движении сфер Феофраст не смог подняться над космологией своего учителя. Истинное строение космоса осталось для него неведомым. Но таковым оно было и для других философов и ученых как древнего мира, таки Средневековья.
В целом же Феофраст принимал аристотелевское учение о боге как об объективном, само себя мыслящем мышлении
Он же отстаивал учение Аристотеля о вечности мира во времени против стоика Зенона, учившего о периодической гибели космоса во вселенском пожаре. Атеизм. Феофраст отрицательно относился к религии. Особенно он осуждал религиозное приношение в качестве жертвы богам животных.
Феофраст обращал внимание людей на сходство животных и человека. Известно, что в первобытные времена существовал обычай приносить в жертву богам людей, детей, особенно первенцев. В Библии описывается, как Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына Исаака, нов последний момент ангел остановил Авраама. Агамемнон готов был принести в жертву богам, не дававшим попутного ветра, свою дочь
Ифигению. Однако в последний момент боги подменили девочку ланью. Это знаменовало решительное изменение в мифологическом мировоззрении ив вытекающей из него практики. Однако Феофраст считал жестокостью принесение в жертву богами животных. Все живое родственно.
1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   ...   84


написать администратору сайта