Главная страница

А. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов


Скачать 18.63 Mb.
НазваниеА. Н. Чанышев ф ил ос о фи я древнего мирам рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов вузов
Анкорchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
Дата12.03.2017
Размер18.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаchanyshev_filosofiya_drevnego_mira.pdf
ТипДокументы
#3672
страница56 из 84
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   84
Теоретические науки. К теоретическим, тек умосозерцательным, наукам относятся первая философия, или метафизика, вторая философия, или физика, и математика. Приведем подытоживающую формулировку из Метафизики Физика занимается, предметами, существующими самостоятельно, но предметы эти не лишены движения у математики некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но такими, пожалуй, которые не существуют отдельно, а даются в материи что же касается первой филоздфии, то она рассматривает и обособленные предметы, и неподвижные (VI, 1). Первая философия ценнее физики, ведь наиболее ценное знание должно иметь своим предметом наиболее ценный род сущего (Метаф. VI, 1). Сравнивая первую философию с другими науками, в том числе и с теоретическими, Аристотель утверждает, что все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше нет ни одной (Метаф. I, 2), так что ценностный и утилитарный аспекты науки у него пришли в противоречие. Для этого имелись социальные основания Аристотель сравнивает философию со свободным человеком, а другие науки — с рабами Как свободным называем такого человека, который живет ради самого себя, а не для другого, точно также и эта наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя (Метаф. I, 2). Перед нами пример давления идеологии на философию Аристотеля, пример того, как социальная действительность отразилась в таком, казалось бы, сугубо объективном деле, как классификация наук, получив в свою очередь свое высшее оправдание
Происхождение науки и философии. Все эти представления о науке и философии сказались ив трактовке их генезиса. Сначала были изобретены искусства, удовлетворяющие насущные потребности, затем потребности в удовольствиях, а лишь потом, когда появился досуг науки как способ наилучшего времяпрепровождения. Философия начинается с удивления и завершается открытием причин, снимающим это состояние. Она возникает из мифологии, но, будучи наукой, испытывает влияние и других наук, ведь математика как искусство возникает раньше философии уже в Египте.
Этика
Практические науки — этику и тесно связанную с ней политику — философ, как мы знаем, резко отличал от теоретических, созерцательных. Практические науки — науки о деятельности, о действовании
(«праксис»), связанном со свободным выбором, совершаемым ответственным за свои поступки человеком. Цель действования — деятельность самого действующего субъекта. Это философия, касающаяся человека (Никомахова, этика X, Практические науки надо отличать от творческих наук, направленных на производство («пойэсис»), имеющих своей целью объект, который должен быть создан. Поэтому Аристотель понимает практику по-своему, в гораздо более узком смысле, чем мы. Практика в нашем понимании как рази включает прежде всего производственную деятельность людей. На понимании Аристотелем практики сказалось античное рабовладельческое мировоззрение сего презрением к физическому, материально производительному труду. Ведь когда Аристотель говорит о производстве (пойэсис), то они тогда ограничивается исключительно искусством. К материальному производству он равно­
душен.
Произвольное и непроизвольное. Поскольку практические науки имеют дело с этикополитической деятельностью людей, а это сфера свободного выбора, Аристотель внимательно рассматривает произвольное и непроизвольное. Непроизвольно то, что совершается по насилию или незнанию, когда принцип насильственного действия лежит вне действующего лица. Произвольные действия — те, принцип коих находится в самом действующем лицеи которые совершаются, когда все обстоятельства, касающиеся какого-либо действия, известны действующему лицу (III, 2). Аристотель утверждает, что от человека зависит многое, если не все, ведь в нашей власти быть нравственными или порочными людьми (III, 7). Каково бы ни было насилие, смешно обвинять внешние условия, а не себя, совершая некоторые преступления, например убийство своих родителей
Нравственность как приобретенное качество души. Мысль о том, что человек создает себя сам, Аристотель развивает в своем учении о нравственности как приобретенном качестве души. Согласно философу, добродетель не дается нам от природы (II, 1), от природы нам дана лишь возможность ее приобретения. Аристотель определяет добродетель как похвальные приобретенные свойства души (I, Структура души и виды добродетели. Свою этику Аристотель основывает на психологии, на уже известном нам делении человеческой души натри части. Это деление философ повторяет и развивает ив своей работе Этика. Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Последняя часть души, в свою очередь, распадается на рассудок и собственно разум, иначе говоря, на разум практический и теоретический. Теоретический и практический разум характеризуются ив трактате О душе. Там сказано, что созерцательный, или созерцающий ум не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться (III, 9), тогда как практический ум от созерцающего ума отличается своей направленностью к цели (III, 10), это ум, размышляющий о цели, то есть направленный на деятельность (там же. Неразумная часть души разделена в Этике на растительную (питательную) и страстную стремящуюся, аффективную).
Что касается растительной души, то там нет ни добродетелей, ни пороков. Страстная и разумная части души имеют как свои добродетели, таки свои пороки. У разумной души имеются свои, дианоэти- ческие, или интеллектуальные, добродетели и соответственно свои дианоэтические пороки.-Дианоэтические добродетели — мудрость, разумность, благоразумие, пороки же — противоположные им состояния духа.
Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели — добродетели поведения, нрава, этические добродетели. Душа этически добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами и вносит в них меру. Как дианоэтические, таки этические добродетели даны человеку не от природы, от природы дана лишь возможность их. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, этические — путем воспитания. Поэтому всякий сказано у Аристотеля в известном отношении виновник собственного характера (III, 7). Интересно, что философ рассматривает в этическом разрезе не только поведение человека, но и его интересы. Лишь тот человек полностью добродетелен, кто стремится к мудрости, те. философ. Стремление к высшим ценностям, надо полагать, считал Аристотель, возвышает душу и отвлекает ее от пороков, заставляя быть и этически добродетельной.
Этические добродетели определяются философом как середина двух пороков (II, 9). Например, недостаток мужества трусость, избыток же мужества — тоже порок, ибо это безумная отважность. Но
так как она встречается редко, то люди привыкли противопоставлять мужеству лишь трусость. Итак, этические добродетели — мудрая середина между крайностями. Так например, щедрость — середина между скупостью и мотовством.
Достижение добродетели и роль знания. В этом вопросе Аристотель справедливо оспаривает мнение Сократа о том, что никто, обладая знанием, не станет противодействовать добру (VII, 1). Этот тезис Сократа противоречит очевидности. Ведь одно дело иметь знание о добре и зле, а другое — уметь или хотеть этим знанием пользоваться.
Знание и действие не одно и тоже, знание носит общий характер, действие же всегда конкретно. Знание того, что мужество — середина между двумя пороками, еще не дает умения находить эту середину в жизни. Добродетели — не качества разума, делает вывод философ в полемике с мнением Сократа, они всего лишь сопряжены с разумом. Главное в приобретении этических добродетелей характера не само знание, а воспитание, привычка. Этические добродетели достигаются путем воспитания хороших привычек. Совершая храбрые поступки, человек привыкает быть мужественным, привыкая же трусить — трусом. Дело воспитателей и государства прививать добродетели. Законодатели должны приучать граждан быть не только хорошими, но и храбрыми.
Большую роль играет здесь пример. Нравственный человек — мера для других людей. Психологически этическая нравственность означает повиновение страстной части души практическому разуму. Добродетель — сама себе награда. Порочных людей одна часть души влечет в одну сторону, другая — в другую, в их душах постоянное возбуждение, их гнетет раскаяние. Нравственный человек всегда в гармонии с самим собой. Он не знает укоров совести.
Практичность. Собственная добродетель практической части разумной души — практичность, чья оборотная сторона — рассудительность практичность приказывает, а рассудительность критикует. Аристотель определяет практичность как разумно приобретенное душевное свойство, осуществляющее людское благо (VI, 5). Практичен тот, кто способен хорошо взвешивать обстоятельства и верно рассчитывать средства для достижения ведущих к благополучию целей. Для практичности необходимы опыт и изобретательность в подыскании средств осуществления целей. Но изобретательность, предостерегает философ, похвальна лишь при хороших целях. В противном случае практический человек опасен для общества.
Практичные люди годны для управления домом и государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой. Отсюда такие виды практичности, как экономическая, законодательная, политическая. Вместе стем Аристотель подчеркивает, что практичность как дианоэтическая добродетель рассудочной, практической, низшей части разумной души сама является низшим видом моральной позиции человека. Практичность погружена вдела людей, но человек не лучшее, что есть в мире, поэтому нелепо считать политику и практичность высшим (VI, 7). Практическая деятельность лишена покоя, стремится всегда к известной цели и желательна не ради ее самой (X, 7, с. 198). Выше практичности с ее рассудительностью и изобретательностью Аристотель ставит мудрость как добродетель теоретической части разумной души.
Собственно разумная часть разумной души и высшее блаженство Эта часть души направлена на созерцание неизменных принципов бытия, те. метафизических сущностей. Добродетель разумной, теоретической части разумной души состоит именно в мудрости. Мудрость выше практичности. Предмет мудрости — необходимое и вечное (не то, что преходящий мир политика-практика). В Этике дается определение науки. Это схватывание общего итого, что существует по необходимости (VI, 6). Мудрость, наука, высшая диноэтическая добродетель также приобретаема, как и все другое. В этом плане Аристотель определяет науку как приобретенную способность души к доказательствам (VI, 3). Только мудрость и наука способны принести высшее блаженство.
При этом Аристотель понимает мудрость и науку как чисто созерцательную деятельность, это апофеоз отрыва теории от практики, что характерно для развитых античных учений. Этика Аристотеля заканчивается восхвалением истинного блаженства чисто созерцательной, антипрактической жизни философа-мудреца. Он подобен в этом отношении богу, которого Аристотель превращает в созерцающего философа, ведь деятельность божества, будучи самою блаженною сказано у Аристотель есть созерцательная деятельность. Поэтому, продолжает философ, из людских деятельностей наиболее блаженна та, которая родственнее всего божественной. Итак, делает вывод Аристотель, блаженство простирается также далеко, как и созерцание и чем в каком-либо существе более созерцания, тем в нем и более блаженства (X, Связь этики и нолитики. Эта связь органическая. Ведь, как уже отмечалось, добродетель продукт воспитания, что является делом государства и хорошего законодательства, ведь законодатели должны привлекать к добродетели и побуждать граждан к прекрасному (X, 10).
Социально-политические взгляда
Политическое учение Аристотеля изложено им главным образом в его работе Политика, примыкающей к Этике. Нов известном смысле Политика уже по своему предмету, чем Этика. Политика развивает лишь одну тему Этики — тему практического разума, политической практичности и рассудительности. Аристотель чувствует, что государство все же ограничено в своих воспитательных возможностях, в его ведении находятся скорее этические, чем дианоэтические добродетели. Поэтому в Политике Аристотель говорит лишь об этических добродетелях, затрагивая дианоэтические лишь постольку, поскольку они связаны с практическим разумом. В качестве таковых Аристотель выделяет мужество, благоразумие, справедливость и рас­
судительность.
Эти добродетели — условие счастья. Ведь никто не назовет счастливым того, в ком нет ни мужества, ни благоразумия, ни справедливости, ни рассудительности, кто, напротив, страшится всякой мимолетной мухи, кто, томимый голодом или жаждою, не останавливается ни перед каким из самых крайних средств, кто из-за четверти обола губит самых близких друзей, кто наконец, так не рассудителен итак способен на ошибки, как будто ребенок или безумный (Политика, IV, 1). Аристотель отмечает, что добродетель не вредит тому, в ком она пребывает (III, 6), что без добродетели человек становится самым нечестивыми самым диким существом, а в отношении к половому наслаждению и пище он хуже тогда всякого животного (I,
1). Ведь от прочих животных человек отличается тем, что имеет сознание о добре и зле, о справедливом и несправедливом (I, Аристотель понимает справедливость как общее благо. Достижению общего блага и должна служить политика, это ее главная цель. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что человек подвержен страстями что человеческая природа испорчена. Поэтому политик не должен ставить своей целью воспитание нравственно совершенных граждан, достаточно, чтобы все граждане обладали добрЬдетелью гражданина — умением повиноваться властями законам.
Такова программа-минимум Политики Аристотеля которая сильно отличается от той заявки, которую мы находим в Этике.
Программа-максимум распространяется Аристотелем лишь на правителей для умения властвовать необходима не только добродетедь гражданина, но и добродетель человека, ибо власть имущий должен быть нравственно совершенным.
Метод иолитнки как науки. Метод политики как науки у Аристотеля — метод анализа, ведь каждое дело должно исследовать в его основных самомалейших частях (I, 2), что применительно к политике означает анализ государства, выяснение, из каких элементов оно состоит. Необходимо также исследовать реально существующие формы политического устройства и созданные философами социальные проекты, интересуясь при этом не только абсолютно наилучшими формами государственного устройства, но и лучшими из возможных к осуществлению. Оправданием такого исследования является, как подчеркивает Аристотель, несовершенство существующих форм политического бы­
тия.
Государство и его состав. Аристотель определяет государство как форму общежития граждан, пользующихся известным политическим
устройством (III, 1), политическое же устройство как порядок, который лежит в основании распределения государственных властей
(VI, 1). Политическое устройство предполагает власть закона, определяемого философом как бесстрастный разум, как те основания, по которым властвующие должны властвовать и защищать данную форму государственного быта против тех, кто ее нарушает (VI, Аристотель различает в политическом устройстве три части законодательную, административную и судебную. Говоря о составе государства, Аристотель подчеркивает его многочастность и неподобие частей друг другу, естественное различие составляющих его людей — из людей одинаковых государство образоваться не может (II, 1), а также различие семей в государстве.
Но главное в государстве — гражданин. Государство состоит именно из граждан. Отмечая, что каждое политическое устройство имеет свое понятие о гражданине, сам Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде ив управлении, называя это абсолютным понятием гражданина (III, 1). Аристотель этим, по-видимому, желает сказать, что оно истинно для всех политических устройств, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, какие слои населения допускаются там до суда и управления. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богам. Итак, граждане — те, кто исполняет воинскую, административную, судейскую и жреческую функции.
Происхождение государства. Аристотель пытается подойти к государству исторически. Но, как идеалист, он неспособен понять причины возникновения государства, ограничиваясь лишь внешним описанием его формирования. Государство — не единственная форма общежития граждан. Другие формы — семья и селение. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает каких цель. Государство энтелехия семьи и селения, энтелехия человека как гражданина. Аристотель определяет человека как по своей природе политическое животное. Об этом он говорит дважды в Этике (I, 5) ив Политике (I, Больше Аристотель ничего не может сказать о стимулах создания государства, для него государство существует естественно. Это означает, что философ не может найти специфические законы общественного развития, он даже не подозревает об их существовании. Историзм Аристотеля мнимый. Говоря о семье, предшествующей образованию государства, философ имеет ввиду единственную известную ему форму семьи — семью рабовладельческого общества, о которой он мыслит неисторически, считая, что это первая естественная форма общежития, неизменяющаяся вовсе времена человеческого существования
(I, 1). Действительно, семья в изображении Аристотеля непременно имеет три двойные части и соответствующие им три формы отношений, первые и самомалейшие части семьи суть господин и раб, мужи отец
отец и дети (I, 2), а потому в семье имеют место отношения троякого рода господские, супружеские и родительские (I, 2). В соответствии с этим Аристотель различает в семье власть господскую и власть домохозяина, первая власть — власть над рабами, вторая — над женой и детьми. Первая простирается на предметы, необходимые для жизни, на рабов в том числе, вторая имеет ввиду пользу семьи, жены, детей. Власть домохозяина — своего рода монархическая власть. Власть жены в семье противоестественна где природные отношения не извращены, там преимущество власти принадлежит мужчине, а не женщине (1,5). Аристотель с одобрением приводит в своей Политике слова Софокла: молчание придает женщине красоту (Аякс, стих 29). В таком отношении к женщине сказалось ее приниженное положение в Аттике, в Афинах, где женщины были совершенно исключены из духовной культуры, образования, общественных дели политики.
Далее в своем историческом экскурсе Аристотель неправильно считает, что несколько семей со временем образуют селение. На самом деле, как известно, индивидуальные семьи выделяются из первобытной общины и из групповых семей. У Аристотеля же селение — разросшаяся семья, интересы которой уже превосходят обыденные нужды. Из нескольких селений каких энтелехия возникает государство. Аристотель описал здесь внешний процесс. Афины действительно сложились из нескольких селений, в каждом из которых поклонялись своей Афине. Отсюда и множественное число в названии центра Аттики. Однако эго лишь внешняя сторона дела. В силу своей классовой и исторической ограниченности Аристотель не смог глубоко проникнуть в суть процесса генезиса государства. Неверно представляет он себе и природу государственной власти. Для него власть в государстве — это продолжение власти главы семьи.
Такова патриархальная теория происхождения государства Аристотеля. Атак как власть домохозяина по отношению к жене и детям, как отмечалось, монархическая, то и первой формой политического устройства была патриархальная монархия.
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   84


написать администратору сайта