Главная страница

Буткевич Л.М. История орнамента. 2008. pdf. Буткевич Л.М. История орнамента. 2008. Адресовано студентам художественных вузов, училищ, колледжей, учащимся художественных школ, художникампрактикам и всем, кто интересуется проблемами художественной культуры


Скачать 21.63 Mb.
НазваниеАдресовано студентам художественных вузов, училищ, колледжей, учащимся художественных школ, художникампрактикам и всем, кто интересуется проблемами художественной культуры
АнкорБуткевич Л.М. История орнамента. 2008. pdf.pdf
Дата15.02.2017
Размер21.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБуткевич Л.М. История орнамента. 2008. pdf.pdf
ТипДокументы
#2734
страница20 из 20
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
Илл. 48. Браслет актрисы Сары Бернар
ная яркость тускнеет, приобретая характерную для модерна гамму блеклых тонов, среди которых особенно популярен лиловый цвет. Нов тоже время модерн пошел в этом искусстве гораздо дальше, и его художественные устремления оказались вполне созвучными техническим достижениям. Стекло как материал известно человечеству с древнейших временно для создания художественных произведений он использовался мало. Главной причиной было, безусловно, то, что в нем трудно выразить какие-то четкие идеи формы или декора, на чем базировалась как древняя, таки традиционная художественная культура. Но зато в эпоху модерна наступает момент, когда именно неопределенность, расплывчатость форм и декоративных ритмов, аморфность, тягучесть массы, эфемерная эффектность оказалась как нельзя кстати (цв. илл. 8). Но наиболее выразительной декоративной находкой стиля модерн следует, конечно, считать его знаменитый орнамент в виде резкой, петлеобразной кривой (илл. 49), как бы Илл 49. Фрагмент декора портала в стиле модерн
впитавший реминисценции готического шрифта, чрезвычайно популярного в эпоху модерна илл, и кельтского орнамента, рококо и японских росписей. Он ярко проявился в декоре кованых решеток благодаря своей внешней выразительности ив тоже время совершенной элементарности решения (если сравнивать с предшествующей традицией этого искусства, в связи с чем имел широкое распространение вар хитектуре модерна. Его изображали на афишах, искусство которых благодарят е х ни чески м достижениям также получило чрезвычайное развитие в этот период. Им украшали швейные машинки и витрины магазинов, дамские платья (модный орнамент стиля модерн из-за своей крайней антираппортности не мог быть использован в ткачестве. Его обычно вышивали, расписывали, выкладывали сутажем и проч. для каждой вещи отдельно. Эффектный силуэт этого орнамента вобрал в себя всю квинтэссенцию стиля модерн и стал его своеобразной визитной карточкой, как рокайль в стиле рококо. Как уже отмечалось, эпоха модерна знаменовала собой важнейшую точку в истории западноевропейской материально-художественной культуры — переход от Нового к Новейшему времени. Она была последней, совершенно парадоксальной по своей сути попыткой найти компромиссное решение острейших противоречий истории ив тоже время продемонстрировала полную несостоятельность в решении этой задачи. В е годы XX столетия модерн связывают уже нес архитектурой и предметным миром, а главным образом с изобразительным искусством, в котором отчетливо проявились черты абстракционизма — порождения техницизма. В живописи Климта и других представителей второй волны модерна мы видим отражение этих идей. Несколько иное явление представляет собой русский модерн В теории есть тенденция под этим названием Илл. 50. Заглавные буквы в стиле модерн
объединять все, что было создано в данном стиле на территории России, считая его разновидностью общеевропейского стиля
1
Западноевропейский модерн действительно имел значительное влияние на культуру России того времени.
Во-первых, Санкт-Петербург стал очагом модерна западного типа, хотя это явление было значительно более ярким, энергичным, живым, чем в Европе, — достаточно вспомнить имена М. Врубеля, В. Серова, К. Сомова и других художников, ставших его главными представителями. Во-вто­
рых, и сам русский модерн был во многом инспирирован стилистикой западноевропейского. Но тем не менее совершенно игнорируется особое положение русской культуры, так как она генетически опирается на совершенно иные мировоззренческие корни, обусловленные прежде всего иным типом религии, лежащим в ее основе. Кроме того, русская культура гораздо более молодая, чем западноевропейская. По уровню развития капиталистического потенциала в России не могло быть столь острого кризисного состояния, как это имело место в Европе. Молодость всегда связана с гораздо большим запасом здоровых сил. Достаточно сказать, что если европейский модерн точкой отсчета считал готику, то основоположники русского модерна — художники братья Аи В. Васнецовы (сыновья провинциального русского священника) в своих исканиях обратились к традициям допетровских времен. Разница тут огромная, поскольку готика — время, когда в Западной Европе процветала и набирала силу городская, ремесленная культура, практически утратившая свои национальные основы. Искусство же России ив в. продолжало сохранять свои яркие национальные черты и имело мощную религиозную основу. Обращение русских художников именно к этому времени имело программный характер, так как велись поиски путей возрождения национального, духовного начала в отечественной культуре. Произведения художников Абрамцевского, Талашкинского кружков, многих других художественных центров — очагов русского модерна наглядно демонстрируют характер этого явления (илл. 52). Прежде всего чрезвычайно знаменательно, что это были именно кружки, по типу и организации своей деятельности опиравшиеся на народные традиции крестьянских ремесел, стремившиеся возродить их в новом качестве.
Демоничность на русской почве заменяется сказочным началом совершенно нет эротичности, вместо нее — романтичность, преломленная через призму народной сказки (вспомним, например, «Царевну-Лебедь» Врубе­
ля). В области декоративного искусства — стилизации русского орнамента, насыщенные литературно-сказочны­
ми образами, в трактовку которых общая стилистика модерна внесла свои акценты. Декор русского модерна чрезвычайно эклектичен, в нем смешиваются разнородные образы — литературные, сказочные, былинные. Порой здесь звучат и повышенно мистические нотки, обостренный интерес к язычеству, манерность, но тем не менее по своему мироощущению русский модерн — гораздо более здоровое и светлое явление, чем западноевропейский. И что самое главное, в отличие от интернационального западного собрата (школы, существовавшие в различных странах, в счет не идут, так как они отнюдь не являлись носителями национального своеобразия своих культур, это явление — глубоко национальное по своему характеру, ив этом — его абсолютная уникальность. Совершенно различны и результаты того и другого явления для культуры. В отличие от западноевропейского, ознаменовавшего собой переход Илл. 52. Полочка, выполненная по эскизу ЕД. Поленовой. Дерево. Резьба. Роспись. 1885—1890 гг.
к искусству нового, индустриального типа, роль русского модерна проявилась в том, что он, в меру своих способностей, хоть и на недостаточно глубоком, во многом поверхностном, эклектичном, стилизаторском уровне, тем не менее выполнил задачу развития интереса к национальной культуре, ее истокам, породив при этом несомненные художественные ценности, сыгравшие свою роль в духовной культуре современного общества и сохраняющие свое значение до сих пор.
1. В чем состоят основополагающие причины возникновения стиля модерн в западноевропейской культуре
2. Как проявилось мировоззрение символизма в стилистике модерна
3. В чем проявилась преемственность модерна по отношению к готике
4. Какие культурно-исторические традиции легли в основу стиля модерн
5. В чем состоит коренное отличие модерна от предшествующих европейских стилей
6. Охарактеризуйте основные стилистические черты стиля модерн и их проявление в декоре.
7. В чем состоит коренное отличие западноевропейского модерна от русского
8. На какие культурные традиции опирается русский модерн
В настоящем пособии рассмотрены наиболее существенные стороны процесса возникновения и развития орнамента в европейской культуре и исторически связанных с нею сопредельных культурах. Серьезное внимание уделено проблеме специфики орнаментального искусства, его художественной образности, связанной с особым типом мышления, которым обладал человек в период его формирования. Это помогло выявить единые смысловые корни этого искусства, универсальные мотивы и композиции, составляющие его структурную базу, а также закономерные этапы развития в контексте любой культуры, имеющие идентичные проявления. Все это позволило создать необходимую теоретическую основу для изучения истории орнамента как единого процесса в культуре, опираясь на его мировоззренческие корни, духовную сущность. Его история тем самым получила стройное, внутренне логическое обоснование, в конкретных визуальных его проявлениях была прослежена их закономерность и целесообразность. Такое понимание природы, специфики и истории орнамента необходимо практикующему художнику для того, чтобы осмысленно подойти к процессу реального создания орнамента, почувствовать сопричастность к многотысячелетней традиции существования этого великого искусства, свою ответственность перед этой традицией, невозможность потребитель­
ски-формального к ней отношения, следования ложным установкам сиюминутной моды, временным увлечениям. Это, в свою очередь, поможет прийти кисти н но плодотворному творчеству, созданию несомненных художественных ценностей, которые могут обогатить сокровищницу национальной культуры. Автор искренне надеется, что учебное пособие поможет начинающему орнаменталисту на этом пути.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


написать администратору сайта