Главная страница

Буткевич Л.М. История орнамента. 2008. pdf. Буткевич Л.М. История орнамента. 2008. Адресовано студентам художественных вузов, училищ, колледжей, учащимся художественных школ, художникампрактикам и всем, кто интересуется проблемами художественной культуры


Скачать 21.63 Mb.
НазваниеАдресовано студентам художественных вузов, училищ, колледжей, учащимся художественных школ, художникампрактикам и всем, кто интересуется проблемами художественной культуры
АнкорБуткевич Л.М. История орнамента. 2008. pdf.pdf
Дата15.02.2017
Размер21.63 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБуткевич Л.М. История орнамента. 2008. pdf.pdf
ТипДокументы
#2734
страница5 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
синтетично. Это очень важный рас­
познавательный момент. Синтетичность его предполагает вторичное слияние существующих по отдельности факторов самой жизни экономических, политических, научных, художественных, социальных и проч. При этом понятие стиля эпохи предполагает совокупность личностных оценок, в которой могут лидировать вкусы каких-то слоев общества, личностей (король, аристократия и проч. Народное искусство, естественно, также впитывает в себя какие-то внешние воздействия, постоянно обновляясь, как и любой живой организм. Но это обновление идет в нем чрезвычайно медленно и, что самое главное, с большим отбором, ибо народное искусство воспринимает лишь то, что способно органично войти в его плоть и кровь, не нарушая свойственную ему структуру, определяющую специфику и целостность его организма.
Стилеобразование характерно для культуры на поздней стадии развития, когда уже имеет место индивидуализированное сознание. Но при этом в каждой конкретной культуре одновременно присутствуют различные пласты художественного мировосприятия, носителями которых являются сосуществующие слои общества. Приходя в сложное взаимодействие между собой, они определяют своеобразие облика той или иной культуры. Итак, резюмируя сказанное, можно констатировать принципиально различный характер осознания мира в изобразительном и орнаментальном художественном творчестве, как две основные диалектически дополняющие друг друга формы художественного постижения действительности. Причем постижение действительности орнаментального типа было более ранним по отношению к изобразительному, а затем, воплотившись в собственно орнаментальное декоративное искусство, в тоже время определило собою художественность формы любых видов изобразительного искусства. Можно обозначить различия между изобразительным, декоративными архаическим (первобытным) искусством по социально-художественно­
му признаку взаимоотношения творческой личности сокр ужа ю щи м миром, где обнаруживается следующая картина невычлененность индивидуального сознания в древнейших архаических формах искусства каноническая целостность мировоззрения народных мастеров, органично объединенных единой традицией, образом жизни и творчества цеховое, коллективное творчество вполне осознающих свою индивидуальность художников декоративно- прикладного искусства полностью итадтвидуализированное, программно самостоятельное творчество мастеров изобразительного искусства. Ново всех этих типах искусства орнаментальное начало остается неизменным требованием, проявляющимся как художественность создаваемых произведений.
1. В чем специфичность орнаментального искусства по сравнению с изобразительным
2. В чем специфичность декоративного искусства по сравнению с народным творчеством
3. Что такое художественный стиль и каково его проявление в орнаменте
Глава 2 Орнамент древнего мира В данном разделена примере наиболее важных для европейского искусства древних культур Древнего Египта, Месопотамии, Эгейского мира, Древней Греции, Древнего Рима мы рассмотрим основные этапы существования орнамента уже в качестве сформировавшегося явления художественной культуры.
1. Древний Египет Искусство Древнего Египта ярко демонстрирует ту истину, что основу орнамента составляют те же смысловые истоки, что и словесный миф, и вся материальная культура. Одни и те же элементы или их комплексы, изображенные на плоскости стены, поверхности веши или созданные в объеме, водном случае предстают перед нами как письменные знаки, в другом — как мотивы орнамента, в третьем — как части или даже законченные формы имеющих сакральный смысл предметов. Сама египетская иероглифика насыщена множеством знаков, свидетельствующих о том, что письменность и орнаментика действительно возникли из единого смыслового корня, хотя в контексте языка те или иные элементы приобрели совершенно иное значение, нежели в орнаменте, сохранившем более непосредственную связь с первичным семантическим смыслом изображения (илл. 1). В сложных формах сакральных предметов — ваз, драгоценных подвесок, шкатулок, мебели и проч. мы видим виртуозные художественные решения из множества подобных знаков, делающих каждый предмет овеществленной легендой о бытии, в которой переплетается множество мифов.
Но среди них особо следует выделить три знака, своим происхождением восходящих к тем наиболее глобальным понятиям, которые мы рассмотрели в предыдущей главе. Один из них — зигзаг, будучи взятым в отдельности, трактуется как понятие вода и присутствует во множестве иероглифов в качестве составляющей части (илл. 1, г Аналогично этому изображение зигзага (горизонтальное или вертикальное) пронизывает все искусство Древнего Египта — как орнаментальное, таки сюжетное, символизируя собой всепитающую, священную для каждого жителя Египта нильскую воду (илл. 2). Следующие два знака имеют отношение к другой группе древнейших мировоззренческих образов крест — Древо — цветок — божество — колонна находят здесь свое специфическое воплощение. Речь идет о столь популярном в современных эзотерических группах знаке «анх» (илл. 1, ж и знаке «джед»
1
(илл р.

«Анх», именуемый также египетский крест, ключ Нила, представляет собою тауобразный крест спет лей вверху. Этот иероглиф (хотя в самой египетской иероглифике «анх» и трактуется, как петля сандалии) являл собой в Древнем Египте глубоко сакральный предмет, знак жизни — бессмертия, который держат в своих руках боги, вручают его фараону, олицетворяющему божественную власть на земле. Именно в таком качестве мы видим «анх» как материальный пред-
Илл. 2. Фрагмент древнеегипетской росписи с изображением нильской воды мет на многочисленных изображениях Древнего Египта. Этот знак был хорошо известен в древнейших культурах Востока, Передней Азии и Африки как символ четырех стихий, дающих жизнь солнца, огня, ветра и воды. По сути своей он есть в тоже время иной вариант соединения Т-об­
разного креста с кругом (овалом. Его сокровенный смысл, связанный со всеобщей, универсальной идеей креста, был известен ив раннем христианстве, где он являлся символом вечной жизни, ставшей возможной для человека после искупительной жертвы Спасителя. С теми же понятийными корнями связан и знак «джед», который в Древнем Египте считался фетишем Ози­
риса — одного из главных божеств египетского пантеона, олицетворявшего собой воплощение идеи вечного обновления жизни, вечно воскресающего бога. Как известно, с символикой Озириса органично связана идея
Илл. 3. Изображение иероглифа «джед» в стенной росписи Илл 4. Древнеегипетская лотосообразная капитель прорастания (он изображался с телом зеленого цвета, его символами были наиболее важные в Египте растения, такие, как лотос, папирус, виноград, пшеница, ячмень (один из ритуалов, связанных с культом Озириса, в частности, — проращивание злаков по силуэту. Изобразительная основа иероглифа «джед» (илл. 3) — пучки длинных стеблей папируса, вставленные друг в друга и перевязанные под верхними концами, являли собой прототип египетской колонны, поскольку именно таковыми делались конструктивные опоры в египетском докаменном строительстве. Характерная форма ребристых египетских колонн с завязкой под капителью (илл. 4) повторила и увековечила эту форму, нашедшую свое дальнейшее воплощение в канел- люрах античного ордера. Такая верность памяти первоформе, разумеется, не могла бы иметь места, если бы в основе лежала, как это иногда представляется, просто некая привычная конструкция. Для этого нужны были основания именно мировоззренческого порядка, связанные с символикой колонны, как и предшествующего ей во многих культурах деревянного столба, зарываемого своим низом в землю, а вершиной символически поддерживающего небесный свод. Этот столб, как и возникшая на его основе каменная колонна, был реальным воплощением идеи Древа, и, соответственно, та же символика вкладывалась ив пучок связанных одеревеневших стеблей папируса, заменявших в докаменном строительстве Египта, Месопотамии и других регионов деревянные столбы. Таким образом, и «анх-крест», и «джед» генетически восходят к единому смысловому корню, являясь местными, специфическими дериватами, дополняющими приводимую ранее цепочку. Их значение в египетском языке «анх» — жизнь, бессмертие,
«джед» — постоянство, как видим, выражает важнейшие, основополагающие понятия о бытии. Соответственно вершина колонны в виде распускающегося цветка отражает миф о рождении солнца, что, в частности, ярко запечатлевают и формы греческих эолийская, ионическая) колонн. К этой же группе в качестве еще одной египетской разновидности понятий следует отнести и иероглиф
«вэс» (илл. 1, з, означающий понятие благополучие и являющий собой стилизованное изображение посоха — знака власти, также часто изображаемого в руках богов и земных владык. На нижнем его конце — развилка, облегчающая упор (что весьма существенно при путешествии по зыбкой, например песчаной, почве. Наверх нем, как известно, была фигура птицы, символизировавшая божество и превратившаяся в перекладину на посохе. При изготовлении реальных посохов использовалась природная прочность развилки корневища вместе, где ствол переходит в корень. Но дело, конечно, не только в прочности, ай в том, что в форме этого иероглифического знака, как и самого посоха, запечатлен все тот же космический образ Мирового Древа с символикой Неба божество наверху посоха, земного яруса (ствол посоха) и нижнего яруса, в который проросли его корни (вспомним по аналогии русскую прялку, о ее символике мы говорили в главе 1). Многоплановые смысловые комплексы постоянно прочитываются в основе форм дошедших до нас памятников культуры древнего Египта, отражая перипетии развития ее мифологии, слияния и поглощения одних легенд другими, выработку сложной иерархической системы сакрально-мифологи-
Илл. 5. Золотая подвеска с ладьей и скарабеем из гробницы Тутанхамона. Новое царство ческих представлений. Так, на одной из золотых подвесок из гробницы Ту­
танхамона (илл. 5) священный скарабей (символ солнца восходящего) поднимает на верхних лапках изображение солнечной ладьи, одновременно символизирующей путешествие умершего фараона по загробному миру аналогично тому, как в представлении древних египтян совершает свое путешествие Солнце. На ладье — лунный диск с изображением богов и фараона. По бокам скарабея — парное изображение священных уреев, поддерживающих солнечный диск, также связанное с солярным мифом (путешествие солнца по загробному миру, где оно съедалось огромным подземным змеем и затем освобождалось из его чрева, восходя на небо. В лапках скарабея —
иероглиф власть и пучки цветов папируса и лотоса. Внизу проходит гирлянда из цветов лотоса, между которыми расположены бутоны, выполненные в форме тела того же скарабея о смысловом значении этой гирлянды мы скажем ниже. Вначале х годов XX в, те. в момент максимального расцвета форма­
листских представлений об орнаменте, вышла в свет книга чешской исследовательницы П.Фортовой-Са- маловой о египетском орнаменте
1
В теоретической части этой книги, собравшей громадный фактологический материал образцов египетской орнаментики, дошедшей до нас винте- рьерных росписях, тканях, декоре сосудов, мебели, ювелирных и прочих предметах египетского искусства, предпринята знакомая нам попытка классификации по чисто математическому признаку с описанием групп чередований элементов орнамента. И если эта теоретическая часть не представляет для нас особого интереса, то поистине бесценно собрание самих образцов, особенно в связи стем, что для удобства принятой автором классификации они расположены по принципу нарастания сложности. Большинство дошедших до нас образцово р нам е н тики Древнего Египта датируются Новым царством или еще более поздним временем. Но орнаментальное искусство сохраняет важнейшие художественные образы весь период своего существования. Именно поэтому в канве позднееги- петского декора мы, безусловно, видим орнаментальные схемы, возникшие в различные периоды развития этой культуры, начиная с древнейших геометрических композиций. Расположение орнамента в монографии
Фортовой-Самаловой, как нам представляется, в общих чертах отражает реальную картину развития египетского орнаментального искусства — от более простых ранних форм, явственно несущих в себе черты древнейшей семантики, до все более декоративи- зированных вариантов. Аналогия с развитием орнаментики других культур как древнего мира, таки более позднего периода, где ход исторического развития не вызывает сомнений, позволяет нам взять на себя смелость представить логический порядок развития орнаментики Древнего Египта по этим образцам. Наиболее многочисленные фрагменты являют собой орнамент, сплошь покрывающий поверхность чаще всего в виде шахматной сетки более или менее сложного рисунка. Менее многочисленна группа линейных композиций, когда орнамент расположен горизонтальными рядами. Преобладание именно коврово-шахматного типа орнамента, способного бесконечно распространяться по поверхности в вертикальном и горизонтальном направлениях, те. в принципе являющегося как бы бесконечным в пространстве, характерно для культуры Древнего Египта, в которой представления о вечности, бесконечности, неизменности бытия, незыблемости миропорядка, царящего в Космосе, и, соответственно, в отражающем его социальном мироустройстве составляли основу мировоззрения.
В контексте египетского орнамента присутствуют универсальные геометрические элементы, их семантический смысл подробно рассматривался в предыдущем разделе. Это зигзагообразные композиции, часто включающие в себя фигуры ромбов, ромбов с точками и прочими элементами, которые благодаря цвету и динамичности ритма приобретают очень нарядный вид. Здесь же и простейшие композиции в виде шахматной доски, и более сложные цветовые сочетания зигзагообразного и шахматного мотива, говорящие о богатейшей фантазии древних декораторов, способных создавать такое богатство ритмов из столь примитивных элементов (илл. 6). Зигзагообразный орнамент оказывается родственным еще одному чрезвычайно интересному' типу, представляющему поверхность, словно покрытую стилизованным изображением чешуи или птичьих перьев (илл. 7). Большой интерес в этом смысле имеет изображение богини в одеянии, напоминающем своей формой и рисунком рыбье тело. Великолепно прослеживаются тут и мировоззренческие истоки калазириса — одеяния, которое оставалось неизменным на протяжении тысяч лет для всех женщин Древнего Египта — от рабынь до цариц (илл. 8). На различных изображениях калази- рисов мы видим и зигзагообразный орнамент, весьма близкий по рисунку к чешуйчатому, его можно понять и как чешую, и как знак воды, и как сотовый узор, быть может, восходящий к идее сети (известны изображения египтянок в калазирисе из рыболовной сети. Точно также в Египте изобра-
Илл. 6. Фрагменты древнеегипетского зигзагообразного орнамента коврового типа
Илл. 7. Фрагменты древнеегипетского чешуйчатого орнамента жались и перья как символических, таки реальных птиц (илл. 9) В тоже время в искусстве Египта можно видеть изображение калазириса, сочетающее идею рыбы (напоминающая рыбий хвост плиссированная нижняя часть) и птицы (верхняя часть платья. Без сомнения, данный орнамент, как и женский калазирис, связан с глубокими тотемными воззрениями древних египтян, что находит свое подтверждение ив культуре других народов (к аналогичному примеру мы обратимся, в частности, рассматривая орнамент Месопотамии. Более сложный тип шахматного орнамента, весьма распространенный в Древнем Египте, — вариант, в котором клетки (прямые или косые) заполнены некими элементами. Сравнивая между собою множество таких Илл 8. Богиня в калазирисе, изображающем рыбье тело. Цветной рельефна колонне. Новое царство орнаментов, мы обнаруживаем, что элементы, населяющие клетки, делятся на два типа к первому, гораздо менее разнообразному, относятся мотивы четырехугольника, простого или концентрического, те. как бы умножающего основной мотив (илл. 10, а ко второму — достаточно большой и декоративно разнообразный вид знаков, сопоставление которых неопровержимо свидетельствует, что мы имеем дело со все более усложняющимся мотивом круга, во множестве случаев приобретающим здесь явственный со
с точками. Происходит как бы сращение одного с другим, образующее более сложное понятийно-художествен­
ное явление. И наконец, к этой же группе солярных мотивов следует отнести мотив стилизованного изображения, напоминающего летящую птицу, также создающего ассоциацию с идеей неба, солнца (как известно, и скарабей часто изображался с распластанными птичьими крыльями. Еще более сложной, более выразительной в художественном отношении и, безусловно, более поздней по возникновению является группа шахматного орнамента. Мы видим как бы сеть, образованную соединяющимися между собою свастиками (двойными меандрами) или спиралями, ячейки которой заполнены уже рассмотренными выше солярными знаками. Три символа — меандр, свастика и спираль глубоко родственны между собой и потому связаны принципом взаимной обратимости, что прослеживается в этом типе орнамента с особенной очевидностью (илл. 11). В египетском декоре шахматная композиция как бы стремится распространиться на всей поверхности, подчиняясь задаче выражения бесконечности бытия, столь актуальной для мировоззрения данной культуры. В рассматриваемом нами варианте помимо этого появляется и новая идея, которая требует истолкования. Что же это за идея Естественнее всего было бы попытаться объяснить подобное подобным. Сеть. Предмет, игравший важнейшую роль в древнем мире и наделявшийся, естественно, глубоко сакральными смыслами у всех народов (известно, например, что даже Илл. 11. Образцы древнеегипетского орнамента сетчатого типа в русских инициальных обычаях еще в конце XIX в. использовалась рыболовная сеть. В египетской культуре в виде сети делались ткани для платьев, они имели большую популярность в эпоху Нового царства. Богатые модники украшали эти платья, сделанные из белоснежных льняных нитей, жемчужинами по узелкам. Но и сам узел в древнем мире имел, как известно, магический смысл, символизируя соединение, средоточие наиболее важных связей. Жемчуг же символизировал связь подземной воды и небесных сил.
Так, в средневековом трактате говорится о том, что моллюск раковины- жемчужницы поднимается со дна морского и пьет небесную росу и лучи Солнца, Луны и звезд, и таким образом создает жемчужину»
1
В узелках нашей орнаментальной сети мы видим солярно-космические знаки, причем интересно, что в центре иногда помещается маленький кружок, как бы подчеркивающий «соляр- ность» изображений. Важен еще один момент эти необыкновенно богатые по декоративным решениями разнообразию орнаменты являют собой различные модификации одной и той же изначальной идеи — универсальной плоскостной формулы Вселенной, выраженной сочетанием круга, креста и квадрата, интерпретированных и развитых в египетской культуре, где они обрели специфическую для нее художественную плоть и кровь. Дальнейшее развитие данной формы орнамента отражает совершенно иную качественную ступень его существования, поэтому мы вернемся к нему несколько позже. Теперь же обратим внимание на линейный орнамент Древнего Египта. В отличие от декора ваз, где круговая замкнутость подобного рода композиций возникает в связи с размещением орнамента попер им е тру сосуда — вместилища бытия, в стено­
писи этот круг разомкнут и на первый план выступает идея бесконечности, как бы открытой в пространство. Рассмотрев множество вариантов такого рода орнамента, можно заметить, что в нем довольно четко выделяются две группы. Водной в качестве главного мотива мы видим чередование полураспустившегося цветка и бутона (илл. 12). Во второй фигурируют некие загадочные элементы, часто чередующиеся с некоторыми рассмотренными выше иероглифическими знаками (илл. 13). Обратимся к первой группе линейного орнамента. Общеизвестно, что прообразами мотивов цветка в данном орнаменте являются лотос и папирус иногда ученые говорят о лилии, символика которой была идентична символике египетского лотоса. Синий лотос, имеющий сильный благоуханный запах, плоды которого употреблялись в пищу, олицетворял собой особо сакральные представления древних египтян. Он был, как мы уже отмечали, важным символом бога
Озириса ив тоже время символом рождающегося Солнца. Солнечное дитя, — говорится в легенде, — осветило землю, пребывавшую во мраке, появилось из распустившегося цветка лотоса, вознесенного вначале времени, священного лотоса над великим озером. В египетских росписях пучками цветка лотоса и папируса украшали капители реальных египетских колонн. Это связано было с изначальной символикой колонны — образа Мирового Древа, на вершине которого — цветок, рождающий солнце. Соединение колонны (пучка стеблей папируса) и лотоса отразило само генетическое единство образа лотоса с
Древом, также рожденного, согласно восточной мифологии, вначале времени из священного озера. С этим прекрасным благоуханным цветком ассоциировались понятия чистоты, красоты, совершенства, связанные с представлением о совершенстве самого бога. И как сделанная из папируса колонна украшалась цветами лотоса и папируса, таки в орнаменте помимо чистых стилизаций того или другого растения мы видим множество гибридных, смешанных форм, дающих необычайное многообразие основного мотива. В ряде случаев это непросто распускающийся цветок, а как бы момент рождения солнца, то выходящего из лона цветка, то поднявшегося над ним. Знаменательно, что не только сами мотивы, но и весь орнаментальный строй буквально пронизаны идеей мифа о рождении Солнца, как пронизано этой идеей все изобразительное искусство Древнего Египта. Нет сомнения в том, что египетское изображение силуэта человеческой фигуры с узкими бедрами и плавно расширяющимися, словно распускающимися плечами продиктован той же идеей. Причем в некоторых вариантах такого орнамента мы можем видеть образцы, как бы рефлексирующие между рисунком, изображающим данный миф, и его орнаментальным воплощением. Так, водном из них — длинные стебли чередующихся бутонов с цветами лотоса и папируса вырастают из воды, обозначенной внизу синими зигзагами (илл. 12, а Из недр раскрывающегося цветка на наших глазах рождается солярная розетка, точь-в-точь напоминающая соответствующие изображения в ранее рассмотренном шахматном орнаменте. Чрезвычайно важен в смысловом отношении и сам ритм чередования цветов с бутонами, воплощающий идею вечного обновления бытия, передающий тот же смысл, что выражен ив нижней части изображения в виде древнего зигзага, в данном случае ассоциирующегося со вполне реальной водой, из которой произрастают лотос и папирус. Мы как бы одновременно видим и древнейший исходный мотив, и сам момент его более поздней «вивифекации». Особый интерес представляет следующий факт плоды лотоса и винограда в орнаменте и сюжетных росписях Древнего Египта изображались совершенно идентично — в виде ова-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта