Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Особенности развития Африканского континента после Второй мировой войны. Политическое развитие

  • 7.2.3. Формирование политических партий и рабочее движение

  • 7.2.4. Массовые народные выступления и действия колониальных властей

  • 7.2.5. Становление независимых государств. Год Африки

  • Африка. Африка после второй мировой войны особенности развития Африканского континента после Второй мировой войны. Политическое развитие


    Скачать 88.66 Kb.
    НазваниеАфрика после второй мировой войны особенности развития Африканского континента после Второй мировой войны. Политическое развитие
    Дата12.12.2022
    Размер88.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАфрика.docx
    ТипДокументы
    #841699
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    АФРИКА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

    1. Особенности развития Африканского континента после Второй мировой войны. Политическое развитие

    7.2.2. Послевоенный подъем национально-освободительного движения. Пятый Панафриканский конгресс

    Непосильный экономический и социальный гнет, крушение надежд на политическое самоопределение, обещанное западными державами в принятой ими в 1941 г. Атлантической хартии, привело африканские народы в движение.

    Поэтому прозвучавший с трибуны Пятого Панафриканского конгресса призыв к достижению свободы и независимости собственными силами нашел широкий отклик в среде африканских народов.

    Борьба африканцев против колонизаторов принимала разные формы - стихийные и организованные, мирные и вооруженные. Выступления по своим масштабам носили как локальный, так и массовый характер. Формы, методы и средства борьбы впрямую были связаны с уровнем и спецификой общественного и социального развития народов Африки, этническими и национальными особенностями, устойчивостью традиционных общественных институтов, социальным составом участников и, наконец, характером сложившейся системы колониального управления.

    Общим сдерживающим воздействием на развитие национально-освободительного движения в Черной Африке в послевоенное время, по сравнению с Азией, где это движение приобрело бурный и наступательный характер, была общая отсталость региона.

    Она была усугублена разрушительными последствиями многовековой европейской работорговли; более жестким, чем в азиатском регионе, колониализмом, прямой включенностью Тропической и Южной Африки в мировую капиталистическую систему экономики. Поэтому освободительная борьба здесь приняла затяжной, поэтапный характер.

    Изменение характера антиколониальной борьбы в масштабе всей Черной Африки сказалось в первые же послевоенные месяцы. Это проявилось в панафриканском движении, которое возникло еще в начале XX в. и со времени Первой мировой войны возглавлялось Уильямом Дюбуа, известным негритянским деятелем Соединенных Штатов Америки. По своему характеру движение было скорее паннегритянским, чем панафриканским: в нем преобладали представители Соединенных Штатов и стран Вест-Индии. В период между Первой и Второй мировыми войнами состоялись четыре панафриканских конгресса - в 1919, 1921, 1923 и 1927 гг. Их участники не выступали с революционных позиций, а требовали от колониальных держав лишь частичных уступок. К тому же в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. панафриканское движение заметно ослабло и, как могло показаться, сходило с исторической арены. Однако исход Второй мировой войны придал новые силы этому движению, и это привело к созыву нового панафриканского конгресса.

    Пятый Панафриканский конгресс состоялся в Манчестере в октябре 1945 г., через 18 лет после предыдущего, в совершенно иной исторической обстановке и знаменовал собой наступление качественно нового этапа в освободительной борьбе африканских народов. Об этом говорит и состав участников конгресса, и характер их требований.

    Африку представляло неизмеримо больше стран и организаций, чем на предыдущих панафриканских конгрессах. Были представлены многочисленные организации африканцев (студентов, учащейся молодежи, рабочих), существовавшие в Великобритании. Среди 200 участников конгресса были такие люди, как Кваме Нкрума, Джомо Кениата, Хастингс Банда - впоследствии президенты Золотого Берега (ныне Гана), Кении, Ньясаленда (ныне Малави), южноафриканский писатель Питер Абрахаме, видные общественные деятели Уоллес-Джонсон (Сьерра-Леоне), О. Аволово (Нигерия) и другие. Председательствовал на большинстве заседаний Уильям Дюбуа, отец панафриканизма.

    Состав участников был очень пестрым, но возобладал на конгрессе антиколониальный и антиимпериалистический дух. Победа антигитлеровской коалиции окрылила участников конгресса надеждой на дальнейшие перемены во всем мире.

    На конгрессе было обсуждено положение во всех регионах Африки, во многих африканских странах. Наибольшее значение имели три резолюции: "Вызов колониальным державам", "Обращение к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран" и "Меморандум к ООН".

    В подготовленном Кваме Нкрумой "Обращении к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран" говорилось: "Все колонии должны быть свободны от иностранного империалистического контроля - как политического, так и экономического. Народы колоний должны иметь право избирать собственное правительство без всяких ограничений со стороны иностранных держав. Мы говорим народам колоний, что они должны бороться за достижение этих целей всеми имеющимися у них средствами". В Обращении содержался призыв бороться за права профсоюзов, за право создания кооперативов, за свободу печати, собраний, демонстраций и забастовок, за право издавать и читать литературу, необходимую для просвещения масс.

    Самая настоятельная задача, говорилось в Обращении, - это организация масс. "Конгресс призывает всех рабочих и крестьян колоний к созданию эффективных организаций. Рабочие колоний должны быть в первых рядах борцов против империализма. Ваше орудие - забастовка и бойкот - непобедимо. Сегодня есть только один путь эффективной борьбы - организация масс. Интеллигенция колоний должна содействовать этой организации масс".

    В становлении антиколониальной борьбы африканских народов Пятый Панафриканский конгресс сыграл важную роль. Дело не только в том, что он выступил с новыми, революционными требованиями и сформулировал их как в масштабе континента, так и конкретно для всех крупнейших регионов и стран. После окончания конгресса его участники (во всяком случае, очень многие из них) не ограничились словами, а взялись за практическую работу, с тем чтобы добиться осуществления этих требований.

    7.2.3. Формирование политических партий и рабочее движение

    Во время войны и в послевоенные годы в большинстве колоний Черной Африки стали создаваться антиколониальные политические партии и организации, складываться профсоюзные центры. Руководство ими, как правило, осуществлялось пробуржуазными и мелкобуржуазными представителями африканского населения, а также интеллигенцией. Но если раньше, в межвоенный период они занимали умеренные позиции в отношении колониальных властей, то уже после войны их требования и формулируемые ими программы приобретали все более радикальный характер. Партии и организации создавались на общенациональном уровне, строились по территориальному и региональному принципу, были и такие, которые выступали одновременно с антиколониальных и антикапиталистических позиций (коммунистические). Создавались разного рода организации партикуляристского толка (как правило, на племенной основе), а также культурно-просветительские ассоциации. Общим, что их всех объединяло, были антиколониалистские настроения.

    Крупными и сплоченными общенациональными партиями в те годы, тесно связанными с практической антиколониальной деятельностью, стали Национальный совет Нигерии и Камеруна, созданный в августе 1944 г.; Народная партия конвента Золотого Берега (Гана), Союз африканцев Кении и Африканский национальный конгресс Ньясаленда, возникшие в том же 1944 г. В 1946 г. было сформировано Демократическое движение за малагасийское возрождение; в 1947 г. возникла Лига молодых сомалийцев; в 1948 г. - Союз народов Камеруна и Конгресс Северной Родезии и др.

    Самым крупным из возникших в то время политических движений стало Демократическое объединение Африки (ДОА), созданное в октябре 1946 г. и действовавшее в общих интересах населения Французской Черной Африки и Французского Сомали. ДОА имело свои секции в 8 колониальных владениях ФЗА и в 4, входивших в ФЭА, а также во Французском Сомали, во Французском Камеруне и Французском Того. В принятой в 1948 г. программе Объединения указывалось, что ДОА выступает за политическое, экономическое и социальное освобождение народов французских колоний, стремится к объединению всех сил, вне зависимости от их идеологической и религиозной ориентации, к укреплению союза со всеми прогрессивными силами мира, солидаризуется с мировым рабочим движением.

    В бельгийских и португальских колониях, где всякая политическая деятельность коренного населения была строго запрещена, роль партий и движений выполняли созданные культурно-просветительские организации. В Анголе, например, возникло общество "Идем открывать Анголу" (1948 г.), а в Бельгийском Конго в том же году была создана культурная ассоциация народа Конго АБАКО и т. д. Несмотря на огромные сложности, чинимые колониальной администрацией, с одной стороны, и общую социальную неразвитость африканских обществ - с другой, в ряде колоний, а затем уже и освободившихся странах возникли коммунистические организации: в 1957 г. в Сенегале, в 1959 г. - в Реюньоне, в 1961 г. - в Лесото, в 1963 г. - в Нигерии.

    Новое, что отразилось в деятельности партий и движений, по сравнению с довоенным периодом, это их более тесная связь с массами, всемерная поддержка выступлениям рабочих и крестьянских масс. Руководство антиколониальных организаций проводило митинги протеста, кампании гражданского неповиновения, призывало к бойкоту иностранных товаров и другим формам сопротивления.

    Набирало силу и рабочее движение во главе с профсоюзами. Оно сыграло важнейшую роль в освободительном движении. Основной формой борьбы африканских рабочих были забастовки. В 1942 г. был образован Конгресс профсоюзов Нигерии, который в 1945 г. провел первую в истории страны всеобщую забастовку, парализовав на время всю производственную деятельность в колонии. В 1949 г. в Нигерии вновь проводится массовая забастовка, которая вызвала отклики далеко за ее пределами. Профсоюзное движение в Гане берет свое начало в 1945 г. В Северной Родезии первые профсоюзы африканских рабочих возникли в 1948 г. После 1945 г. в колониях ФЗА и ФЭА также повсеместно стали создаваться рабочие организации. В 1947 г. в Дакаре (Сенегал) был проведен Первый Всеафриканский конгресс профсоюзов, на котором были представлены делегаты от 19 колоний Черной Африки. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. профсоюзное движение получило свое развитие и в других колониях Тропической и Южной Африки: в Кении, на Мадагаскаре, Южной Родезии, Ньясаленде, в Бельгийском Конго, а также в португальских колониях. Отстаивая права рабочих, выступая против эксплуататорской сущности иностранного капитала, профсоюзное движение обретало антиколониальный характер. Массовые репрессии, которые обрушивали колониальные власти на рабочее движение, придало его дальнейшим действиям политическую направленность.

    7.2.4. Массовые народные выступления и действия колониальных властей

    В конце 1940-х - начале 1950-х гг. стал резко меняться характер борьбы африканских народов. В народных представлениях антиколониальная борьба все теснее связывалась с деятельностью политических организаций и профсоюзов. Крупные народные восстания прокатились по всей Африке.

    На Мадагаскаре освободительная борьба возглавлялась организацией "Демократическое движение за малагасийское освобождение". Выдвинутые в ее программе требования независимости Мадагаскара и проведения демократических преобразований привели представители коренного малагасийского населения. Действия колониальных властей, стремившихся сдержать рост национального движения, в том числе запрещение организации, ожесточили население и крайне накалили обстановку в стране. Преследовалось также профсоюзное движение.

    Репрессии вызвали вооруженные восстания, пик которых приходился на 1950 г. Они охватили пятую часть территории Мадагаскара с населением более миллиона человек. Против повстанцев действовали регулярные войска, включая бронетанковые войска и авиацию. Число погибших исчислялось более 100 тыс. человек, десятки тысяч были репрессированы.

    В стране Берег Слоновой Кости массовые колониальные выступления начались с провокаций против партии "Африканское демократическое объединение". Волнения вспыхнули в административном центре колонии Абиджане и охватили затем все крупные населенные пункты. Освободительная борьба охватила также несколько других французских колоний - Нигер, Сенегал, Французскую Гвинею, Камерун. Волнения перекинулись вскоре на английские, бельгийские и португальские колонии.

    Характер, формы и методы антиколониальной борьбы менялись повсеместно. Перемены зависели от конкретных условий каждой страны, были многообразны и, конечно, далеко не всюду приводили к быстрым успехам. Но все теснее сочетаясь с деятельностью новых политических партий и профессиональных союзов, массовые народные выступления становились более организованными, современными и (во всяком случае, в перспективе) все более эффективными. Руководили антиколониальной борьбой, как правило, представители интеллигенции, но массовой базой по-прежнему было крестьянство, которое, несмотря на заметные изменения в социальной структуре, происшедшие во время войны и в послевоенные годы, все же составляло более 90% населения в каждой африканской стране.

    7.2.5. Становление независимых государств. Год Африки

    Вторая половина 1950-х гг. стала временем побед африканских народов, а 1960 г. вошел в историю как год Африки. В одних странах народы поднимались на вооруженную борьбу, в других они выходили на демонстрации, организовывали митинги, устраивали бойкот товаров из метрополий, проводили кампании неповиновения несправедливым законам. В городах вспыхивали забастовки, в деревнях - крестьянские восстания. Принято считать, что колониальные режимы в Африке свергнуты путем невооруженной борьбы. Это в основном верно, но не следует забывать, что народы Кении и Камеруна в 1950-х гг. вели долгую вооруженную борьбу, а нередко кровь лилась и в других африканских странах.

    Победы африканских народов над колониализмом в целом и распад колониальных империй в Африке могли произойти лишь в той обстановке, которая сложилась на мировой арене к середине 1950-х гг., в обстановке упрочения социалистических стран, ослабления империализма и побед национально-освободительных революций в Азии.

    В 1960 г. специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН была посвящена вопросам предоставления независимости колониальным странам и народам и, как известно, именно там Н.С. Хрущев, возмущенный клеветнической речью одного из "холуев американского империализма", снял башмак и изо всех сил застучал им по столу. По мнению зарубежной прессы, "советская чечетка очень напоминала ритуальный танец на могиле колониализма". Казалось, были все основания радоваться. Ведь именно тогда, в 1960 г., процесс освобождения колониальных стран, шедший до этого довольно вяло, вдруг обернулся настоящим обвалом. Только в этом году независимость получили сразу 17 африканских колоний, и многие из новых государств заявили о том, что пойдут по пути построения социализма. Почему это произошло именно тогда, чем была вызвана (кроме изложенных выше обстоятельств) столь подозрительная уступчивость колониальных держав? Ведь до этого они любыми методами стремились удержаться в своих владениях.

    Ответ прост: когда схлынула парадная эйфория, стало очевидным, что предоставление политической независимости колониям - это продолжение колонизации, ее второй, логически вытекающий из первого, этап.

    Основной смысл бешеной, лихорадочной гонки за колониями в те не столь уж далекие времена состоял в том, чтобы обеспечить быстрорастущей европейской промышленности рынки сбыта, источники сырья, дешевую рабочую силу. Делалось это совершенно варварскими, средневековыми методами: африканцев покоряли силой оружия и заставляли работать за сущие гроши, а то и вовсе бесплатно.

    Таким образом, закладывался фундамент нынешнего благосостояния цивилизованной Западной Европы. Но для того чтобы добывать полезные ископаемые и сельскохозяйственное сырье, необходимо было заводить плантации, строить шахты и рудники, а часто и предприятия первичной переработки. Для вывоза их продукции следовало обзавестись железными и шоссейными дорогами, морскими портами, то есть современной инфраструктурой. Вокруг предприятий строились жилые дома, магазины, школы... Чтобы не выплачивать высокую зарплату европейским рабочим, приходилось нанимать на работу африканцев. А ведь на современном предприятии и местным рабочим волей-неволей нужно было давать хоть какое-то образование.

    Требовались и служащие низшего звена, знающие иностранные языки, стенографию, бухгалтерский учет и т. п. В колониях начали открывать техникумы, а затем и университеты, посылать наиболее способную молодежь на учебу в метрополию. Все это обходилось в немалые суммы, и наступил момент, когда колониальная эксплуатация в своих прежних формах перестала себя окупать, попросту стала невыгодной. Это с одной стороны.

    С другой - африканцы все больше узнавали о том, что происходит в мире, среди них широко распространялись идеи равенства всех людей, человеческого достоинства и личной свободы, права каждого на участие в управлении обществом. Все более привлекали их идеи социализма, особенно после Второй мировой войны, когда наша страна разгромила несокрушимую, казалось бы, гитлеровскую Германию. Многие африканцы в составе туземных войск своих метрополий сражались с фашизмом и испытывали глубокую симпатию к победоносному союзнику - советскому народу.

    Тем сильнее был контраст между увиденным ими в Европе, пусть даже разрушенной войной, и положением дел на родине. Африканцы начали осознавать всю несправедливость и глубокую аморальность продолжавшейся колониальной эксплуатации. Они стали объединяться в профсоюзы, политические партии, бороться за освобождение своих стран от угнетения. В Африке все громче заговорили о независимости.

    Белые в своих колониях чувствовали себя все неуютней, а поддерживать власть силой штыков было накладно и, как становилось яснее с каждым годом, бесполезно. Да и дома, в Европе колониальные войны сделались уже к тому времени чрезвычайно непопулярными. Стало ясно, что грубый, дикий колониализм безнадежно устарел. Естественно возникал вопрос: "A нужен ли он вообще?" Ведь за годы колониального правления в Африке прочно укоренились мощные промышленные империи с центрами в Вашингтоне, Лондоне, Париже. Эти транснациональные корпорации управляли своими владениями вовсе не с помощью пушек и пулеметов; более того, необходимость отстегивать немалые суммы на содержание войск метрополии ложилась на них тяжким бременем. Столь же накладно было строительство и содержание социальной инфраструктуры - школ, больниц, учреждений культуры.

    Политическое господство обходилось дорого и себя не оправдывало. Следовательно, надо бросить африканцам кость. Ведь не мешает же независимость, скажем, Либерии, полному ее подчинению американскому капиталу. О латиноамериканских странах и говорить нечего. Как только в этом окончательно убедились западные монополии, заявления о даровании независимости возлюбленным меньшим братьям пошли косяком.

    Наступил второй этап колонизации - эпоха неоколониализма, то есть нового колониализма. Африканцев по-прежнему держали на коротком поводке. Новизна заключалась в том, что теперь уже не было при этом никаких "накладных расходов". Структура экономики как была, так и осталась колониальной, то есть ориентированной на метрополию, а любые, даже очень робкие попытки изменить положение дел жестко пресекались.

    Да и сама эйфория свободы продолжалась недолго, и в Африке стали происходить драматические события, начавшиеся в сентябре 1960 г. В Конго произошел первый военный переворот, инспирированный бельгийским правительством при поддержке НАТО и попустительстве ООН. Первый премьер-министр первого "нового" африканского государства Патрис Эмери Лумумба был свергнут, и в стране установилась кровавая, но совершенно прозападная диктатура.

    После гибели патриота Лумумбы кончилась эйфория свободы. Даже самым наивным людям стало ясно: колонизаторы, якобы передав политическую власть в руки туземцев, не остановятся ни перед чем, если их интересам что-то угрожает. Ведь стоило Лумумбе занять самостоятельную позицию - страны Запада немедленно начали военную интервенцию, положившую конец призрачной независимости. И так бывало еще не раз. Достаточно вспомнить длительные войны в Анголе и Мозамбике, Намибии, Чаде, в том же Конго.

    До последнего времени колонизаторов сдерживало существование Советского Союза, не дававшего им слишком распоясаться. Теперь им не мешает ничего, и странам, пытавшимся ранее проводить самостоятельную политику, почти всем, одной за другой пришлось от нее отказаться.

    Африку закабалили еще прочнее, и не только силой оружия: не менее действенны оказались и кредиты МВФ, получение которых обставляется рядом условий, ставящих крест даже на условной независимости. А главную роль в МВФ, как известно, играют США - новый, самый крупный колонизатор в мире.

    Новые колонизаторы, как и прежде, выжимают из Африки последние соки. На этом континенте по-прежнему свирепствуют голод, нищета, безграмотность. Но самой, пожалуй, тяжелой проблемой остаются этнические, межплеменные распри. Их Африка унаследовала еще от доколониальных времен, но усилили и обострили их именно колонизаторы.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта