Дипломная работа _Развитие музыкального кругозора детей посредст. Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных
Скачать 1.1 Mb.
|
странственной среды Известно, что музыкальное становление дошкольника может быть обеспе- чено не только занятием с педагогом, но и умением самостоятельно играть, про- водить эксперименты с музыкальной игрушкой, своевольно заниматься творче- ством и музицированием. Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее вос- приятие и анализ [30, с.52]. Слушание музыки – один из лучших методов работы для развития способ- ностей активно воспринимать музыку и развивать общий кругозор детей. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более слож- ной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполните- лей и композиторов [29, с.55]. Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформ- лять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято раз- личать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выра- жено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, дей- ствительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей, а в первую очередь будет развиваться музыкальный кругозор детей [23, с.73]. Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы, и методы. Среди них важную роль иг- рают сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения [10, с.32]. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или кар- точку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого за- дания можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслу- шиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе пре- подавания [14, с.77]. Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный от- клик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью: специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним; использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования; использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы. Такие приемы подни- мают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки [7, с.53]. При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высо- кой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошколь- ников методы и приемы музыкального воспитания можно определить, как спо- собы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры [2, с.106]. Для характеристики методов музыкального воспитания можно избрать од- новременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практи- ческий методы в сочетании с проблемными. Чтобы воспитание и обучение но- сило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться нарастанием про- блемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) че- рез закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поиско- вых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспита- нию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). В старшем дошкольном возрасте доля проблемных заданий, которые ре- бята выполняют самостоятельно, возрастает. Педагогические методы тесно свя- заны между собой, взаимодополняют друг друга, зависят от конкретных видов музыкальной деятельности, способов информации, возрастных особенностей де- тей. Цель учебных заданий сводится к разучиванию репертуара (песен, игр, хо- роводов и т. д.) и усвоению элементарных музыкальных знаний, навыков и уме- ний [20, с.78]. Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или ис- пользование ТСО — основное содержание этого метода. Рассмотрим варианты проблемного использования наглядно-слухового метода. В некоторых случаях проблемности может не быть: педагог исполняет музыкальное произведение, дети слушают его. Но возможно и создание про- блемных ситуаций. Этому способствуют приемы, побуждающие детей к сравне- ниям, сопоставлениям, поискам аналогий. Например, сравнение двух (трех) про- изведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравни- вают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. [11, с.67]. Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомога- тельное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (кар- тины, рисунки, цветные карточки и т. д.) применяется для того, чтобы конкрети- зировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь по необходимости, в зависимости от возраста детей. До прослушивания музыкального произведения зрительная наглядность привлекается лишь тогда, когда надо что-то разъяснить. Использо- вание зрительной наглядности более оправданно лишь после нескольких прослу- шиваний произведения, когда у детей уже сложились свои представления о му- зыкальном образе. Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер (педагог может иллюстрировать, конкретизировать сказанное им). Бо- лее эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами) [29, с.55]. Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музы- кальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, му- зыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творче- ские умения и навыки. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение — таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Особенностью словесного метода в музы- кальном воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения музыки. В. А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца... Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» [32]. Приём «Использование стихотворений». Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведе- ния, когда дети прочувствовали характер музыки [33]. Если в стихотворении со- держатся поэтические выражения и образные слова, близкие музыке, можно вос- пользоваться ими для характеристики музыкального произведения. Приём «Использование сказочных сюжетов». Применение сказочного сю- жета — знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно — объ- единяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычно- сти обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художе- ственной деятельности. Приём «Использование эмоциональной окраски речи». Эмоциональная окраска речи способна вызывать и поддерживать интерес ребят к музыке и му- зыкальной деятельности. Тон речи педагога может усилить впечатление необыч- ности, сказочности ситуации, придать беседе поэтичность или праздничность. Меняя окраску речи, педагог переключает внимание детей, регулирует их эмо- циональные проявления, усиливая или ослабляя их [34]. Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движе- ниях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми. Показ способов и приемов игры на музыкаль- ных инструментах тоже необходим, так как многие действия здесь дети осваи- вают по подражанию. Например, подражая действиям педагога (конечно, сопро- вождаемым объяснением), ребенок учится правильно держать молоточек при игре на металлофоне, узнает, какими приемами лучше ударять по пластинкам, чтобы получилась нужная окраска звука, как можно выразительно выполнить музыкально-ритмическое движение, спеть мелодию [29, с.60]. Практический метод приобретает характер проблемности, если педагог по- казывает не один вариант выполнения действий, а два или несколько. Приём «Вариативный показ». Проблемная ситуация может быть услож- нена: ребенку предлагается самому найти один или несколько вариантов движе- ний, соответствующих музыке, по-своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой характера музыки [21, с.4]. Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов. Важно помнить, что овладение навыками и умениями явля- ется не самоцелью занятий, а одним из средств формирования основ музыкаль- ной культуры, развития музыкальных способностей. Следовательно, прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности, — с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами [35]. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, старается предложить товарищам наиболее интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Такой прием взаимообогащает детей [32]. Для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, необходимо сочета- ние практических приемов, основанных на подражании, с проблемными задани- ями. Готовясь к занятию, педагог отбирает методы и приемы, с помощью кото- рых он предполагает решить поставленные задачи. Однако их применение должно быть гибким. По ходу занятия педагог следит за деятельностью детей, оценивает их реакции, учитывает степень заинтересованности, внимания. Если прием не достигает цели, нужно вовремя заменить его другим. В этом проявля- ется мастерство педагога, умение видеть своих воспитанников и управлять ситу- ацией. Угасание у детей интереса к деятельности — это сигнал для немедленного переключения на новые методы и приемы, другие виды музыкальной деятельно- сти или другой репертуар [6, с.50]. В работе с детьми старшего дошкольного возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление са- мостоятельности и творчества [34]. Независимая и свободная музыкальная дея- тельность дошкольников предусматривает необходимость формирования в груп- пах предметно-пространственной среды, обеспечивающей необходимые условия для осуществления деятельности детей в разных типах музыкальной деятельно- сти [7, с.55]. Задача педагога – познакомить детей с тем, чтобы они прониклись эмоци- ональным содержанием музыки, пережили ее. На занятиях музыки, а также во время самостоятельной деятельности в музыкальных уголках группы детей учат определять ее характер, передаваемые чувства и настроение [9, с.96]. Чтобы от- крыть ребенку дверь в мир музыки, необходимо сформировать у него способно- сти, позволяющие ему успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. По- этому необходимо воспитывать у ребенка два важнейших компонента музыкаль- ности – музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Без них невозможно приобщить ребенка к этому прекрасному миру, а также невозможно развить пол- ноценную личность [26, с.84]. В социальной составляющей среды необходимо выделить такой важный момент, как организация мотивирующего фактора, эмоционального фона среды. Поддержание такого фона, создание комфортных условий для ребенка и разви- тие его музыкального образования – важная задача педагога [5, с.102]. Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в группах организована в три основных блока: восприятие музыки; воспроизведение музыки; музыкально-творческая деятельность [15, с.95]. В процессе музыкального воспитания в музыкально развивающейся пред- метно-пространственной среде воспитатель формирует у детей приемы мысли- тельной деятельности, в данном случае – умение анализировать музыку в уста- новленном порядке (по мере ознакомления со средствами выразительности) [22, с.40]. Во время прослушивания музыки важно почувствовать изменение настро- ения, которое выражается в музыке. Затем сосредоточьте внимание детей на наиболее выразительных средствах, с помощью которых эти переживания пере- даются. Дети хорошо воспринимают классическую танцевальную музыку, от танцевальных сюит Баха до вальсов Ф. Шопена, Ф. Шуберта и балетной музыки П. Чайковского [23, с.72]. Через организацию работы в музыкальном уголке педагог может достичь следующих целей: усвоение и закрепление образовательной деятельности, полу- ченных на музыкальных занятиях; эффективность индивидуальных занятий с от- стающими дошкольниками, испытывающими трудности в любом виде музы- кальной деятельности; степень развития музыкальных способностей, творче- ского самовыражения у детей. Воспитатель продумывает и оформляет музыкальный уголок так, чтобы он был востребован детьми, берет на себя второстепенную роль в организации са- мостоятельных игр [26, с.84]. Грамотная организация музыкальной зоны для каждой возрастной группы способствует развитию у детей интереса к миру му- зыки, развивается музыкальный кругозор детей. Они более ярко чувствуют эмо- циональную сторону мелодий и песен, выражают свое настроение в танцеваль- ных импровизациях. Основной задачей музыкального воспитания в детском саду является формирование у ребенка культуры слушания и восприятия звучащих образов [28, с.37]. ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МУ- ЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-ПРО- СТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ |