Главная страница

Дипломная работа _Развитие музыкального кругозора детей посредст. Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных


Скачать 1.1 Mb.
НазваниеАктуальность исследования. Реализация федеральных государственных
Дата08.01.2023
Размер1.1 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДипломная работа _Развитие музыкального кругозора детей посредст.docx
ТипРеферат
#876557
страница3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Организация музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в группе



Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен ор- ганизовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность, а также качества личности, состав- ляющие основу музыкального творчества. Музыкальные инструменты, игрушки, пособия можно выделить в предметно-пространственную среду [28, с.36].

Предметно-пространственную среду группы обогащают музыкально-ди- дактическими пособиями, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызы- вают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, рас- ширяя музыкальное кругозор в целом.

Все пособия условно делятся на три группы:

  1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). («Солнышко и тучка», «Подбери музыку»).

  2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музы- кальных образах. («Узнай сказку», «Подбери картинку»).

  3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музы- кальной выразительности. («Музыкальный домик», «Кого встретил колобок») [16, с.170]. Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкального творчества.

Структура музыкальной развивающей предметно-пространственной среды организована так, что:

    • здесь были наглядно представлены все виды музыкальной деятель- ности;

    • были созданы условия для активного взаимодействия ребенка с лю- быми учебными пособиями и музыкальными инструментами [24, с.200]. Музы- кальный уголок в детском саду должен соответствовать социокультурным осо- бенностям общества, в котором живут дети. В частности, речь идет о предостав- лении музыкального уголка с современным оборудованием:

    • технология и ее игрушечные аналоги;

    • дидактические, учебные материалы, стимулирующие детей к мыш- лению и творческим экспериментам.

Кроме того, при выборе определенных материалов и музыкальных инстру-

ментов для музыкального уголка необходимо учитывать принадлежность детей

к определенному этносу, культурным и художественным традициям. Материалы музыкального уголка, независимо от их классификации, должны соответство- вать возрасту детей, требованиям безопасности и эстетическим требованиям, а также располагаться в удобном и доступном для использования детьми месте [17, с.237].

Музыкальный уголок в группе можно оборудовать разными способами с помощью:

-небольшой шкаф с полками разного размера;

-несколько небольших модулей-трансформеров, которые будут разме- щены на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и пособиях и тому подобное [22, с.40]. Музыкальный уголок также нуждается в одном или двух столах, или модулях, которые могут быть преобразованы в столы для самостоятельного музицирования и детской игровой деятельности. Рацио- нально, когда музыкальная зона является композиционным художественно-ре- чевым центром, или, когда она размещается в зоне театральной деятельности (все зависит от требований к условному зонированию группы в конкретном до- школьном учреждении). Тогда дети могут легко использовать индивидуальные атрибуты и элементы костюмов, которые им необходимы в музыкально-теат- ральной деятельности [9, с.95].

При желании и, если позволяет интерьер помещения, музыкальный уголок можно защитить декоративным экраном, который всегда можно легко снять. Оформление музыкальных центров в группах может иметь сюжетную основу (особенно в группах раннего дошкольного возраста). Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда должна быть доступна глазу, действиям руки и соответствовать росту ребенка. Преимущества развивающейся среды эстети- ческие, привлекательные, простые в обращении, должны вызывать желание дей- ствовать вместе с ними [5, с.100].

В музыкальных уголках нужно иметь шумовые музыкальные инстру- менты. В процессе взаимодействия с ними у ребенка развивается большой инте- рес к миру звуков, в том числе и прикладных. Ведь самодельные музыкальные инструменты пробуждают творческую мысль, позволяют детям понять, откуда и как берутся звуки [31, с.41].

Помимо шумовых инструментов, музыкальная развивающая предметно- пространственная среда группы обязательно включает в себя инструменты, об- ладающие «естественным» звучанием: колокольчики, трубы, трещотки, тре- угольники, бубны, музыкальные молотки, ложки и др. Оригинальные инстру- менты дублируются изображениями на картинках (для проведения дидактиче- ских игр). Кроме озвученных музыкальных инструментов в музыкальном уголке выставлены – балалайка, аккордеон, клавиатура.

Для экспериментов со звуком используются также озвученные музыкаль- ные игрушки: музыкальные шкатулки, мягкие сюжетные игрушки, музыкальные открытки [7, с.53]. Для фиксации песен, музыки для прослушивания желательны звуковые картинки и музыкальная библиотека. Обязательным компонентом предметно-пространственной среды является наличие музыкально-дидактиче- ских игр, которые рекомендованы программой и соответствуют возрастным воз- можностям детей. Игры и пособия, составляющие музыкальные уголки, изменя- ются и дополняются в соответствии с планом воспитательной работы [14, с.76]. Музыкальная зона должна находиться как можно дальше от игровой зоны, организована в зоне творческой деятельности: рядом с центрами ряженья и теат- ральной деятельности. Самостоятельные игры-инсценировки, например, часто происходят с использованием детьми материалов одновременно в каждом из названных уголков: в уголке ряженья дети выбирают костюмы и распределяют роли, в театральном уголке разыгрывают сценку под аккомпанемент инструмен- тов из музыкального уголка. Оборудование и материалы должны соответство-

вать возрасту воспитанников [25, с.64].

В музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкаль- ных инструментов, треугольник, металлофон, ксилофон, погремушки, кастань- еты, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом «Наши песни» с иллюстра- циями знакомых песен, который постоянно обновляется, музыкальная лестница и так далее [5, с.101]. В течение года игрушки и пособия заменяются, убираются и снова возвращаются, чтобы поддержать интерес к ним, желание действовать вместе с ними. Желательно иметь в каждой группе магнитофон и небольшой набор кассет или дисков с записями детских песен, народных танцевальных ме- лодий, музыкальных сказок. В этом случае педагог сможет удовлетворить жела- ние детей слушать музыку, танцевать, петь или просто играть.

Над музыкальным уголком желательно разместить портреты композито- ров, с произведениями которых дети знакомятся в группе, фотографии самих де- тей, играющих на музыкальных инструментах, танцующих, поющих и т. д. Также в музыкальном уголке могут находиться художественно-декоративные работы детей, выполняемые ими во время сложных музыкальных занятий или занятий по ручному труду [14, с.77].

Оборудование музыкального уголка разделено на два уровня:

    • Оборудование, размещенное на верхних полках и предоставленное детям для использования воспитателем или музыкальным руководителем;

    • оборудование, размещенное на нижних полках для свободного до- ступа детей [25, с.65].

Так, в частности, на верхней полке размещают инструменты, которые ис- пользуются детьми, дозировано например, металлофон - и те, с которыми дети могут заниматься только под присмотром педагога или музыкального руководи- теля в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами дошкольного образовательного учреждения-трубы, губные гармошки и тому подобное. На нижней полке разместите барабаны, ложки, треугольники, маракасы.

Воспитатели и музыкальные руководители должны постоянно следить за тем, чтобы использование детского музыкального уголка было максимально эф- фективным, проводить его оценку. Кроме того, необходимо уделять особое вни- мание качеству и чистоте звучания музыкальных инструментов [28, с.37].

Для систематизации оборудования музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт, который может иметь такую классификацию:

    • озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для твор- ческого музицирования;

    • беззвучные игрушки (имитация)

    • музыкально-дидактические игры и пособия;

    • материал для творческих сюжетно-ролевых игр;

    • атрибуты для музыкальных мобильных игр;

    • аудиовизуальные средства [5, с.102].

Озвученные музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты делятся на четыре типа в зависимости от их звучания:

С неопределенной высотой звука-бубны, трещотки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие и тому подобное.

Некоторые предметы для занятий в музыкальном уголке сделаны своими руками [12, с.32]. Например, контейнеры из-под киндер-сюрприза наполнены крупой, прикрепленной к палочкам – они оказались погремушками. По этой же схеме изготавливаются маракасы, но нужно больше пластиковых емкостей (из питьевого йогурта). Подобие бубна сделано из бутылочных крышек, нанизанных на толстую проволоку. Легко сделать барабан из широкой банки с пластиковой крышкой (майонез), а там-там из высокого тюбика от чипсов «Принглз» [15, с.93].

На основе оборудования музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды можно определить структурную часть микроцентра простран- ственной среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей: «Позна- вай-ка!», «Музыкальная библиотека» («видеотека»), «Музыкальная студия»,

«Игровая библиотека», «Музыкальная кладовая», «Костюмерная».

Микроцентр «Познавай-ка!» это дает детям возможность работать с ин- формацией; получать новую информацию, через рассмотрение, систематизацию, чтение. Она включает учебную литературу, наглядный материал (иллюстрации, фотографии, сборники) [6, с.50].

Микроцентр «Фонотека» («Видеотека») дает возможность осуществлять музыкальную деятельность, опираясь на приобретенный опыт. Она предполагает накопление аудиоматериалов (видеоматериалов), которые содержат записи из- вестных детских песен из мультфильмов, фильмов; записи песен, заученных детьми на музыкальных занятиях; музыкальные произведения известных компо- зиторов; фонограммы для исполнения, фонограммы для прослушивания музыки; фонограммы для танцевальной деятельности. Важно создать карточную библио- теку аудиозаписей (видео).

Микроцентр «Музыкальная студия» дает детям возможность раскрыть свои возможности, сосредоточиться на движении и работе с микрофоном. Работа в этом микроцентре предполагает наличие магнитофона (с зарядным устрой- ством); детских микрофонов, с помощью которых дети занимаются выступле- нием; наушников для прослушивания музыки; фоторамки, флешки.

Микроцентр «Игротека» предполагает расширение у детей полученных знаний и умений в игровой деятельности (лото: «Музыкальные инструменты»,

«Что сначала - то потом» и др.) при выполнении игровых заданий с учебными пособиями («Что из предметов можно использовать в музыкальной деятельно- сти?») [23, с.72].

Микроцентр «Моделирование» предполагает расширение границ самосто- ятельной музыкальной деятельности и систематизацию опыта за счет использо- вания различных моделей. Детям предлагаются материалы и наглядные пособия для изготовления моделей музыкальных инструментов или игрушечных музы- кальных инструментов [11, с.67].

Микроцентр «Музыкальная кладовая» дает возможность развивать и со- вершенствовать музыкальные способности детей как исполнителей. Работа с му- зыкальными инструментами предполагает наличие:

  1. не голосовые музыкальные инструменты (модели инструментов или ин- струментов с отсутствующими частями), которые помогают создавать игровые ситуации и знакомиться со структурой музыкальных инструментов;

  2. звонкие музыкальные инструменты: игрушки-инструменты с нефикси- рованным звуком, т. е. звуком неопределенной высоты (погремушки, трещотки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, шкатулки, музыкаль- ные молотки); игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (трубы, рожки, свистки); игрушки с фиксированной мелодией (органы, музы- кальные шкатулки); игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим порядком звучания (металлофоны, ксилофоны, цимбалы и др.) [23, с.73; 11, с.67]. Микроцентр «Костюмерная» позволяет детям перевоплотиться в изобра- жаемого персонажа. Он содержит различные костюмы (животные, карнаваль- ные, национальные, современные, различные головные уборы, маски, шарфы, пояса и т. д.), а также позволяет использовать в самостоятельной музыкальной деятельности различные атрибуты (носовые платки, ленты разной длины и ши-

рины, флаги, веера, цветы, венки, имитация балалайки и др.) [21, с.3].

Примеры оснащения музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды в разных группах представлены в приложении В.

Обогащенная предметно-пространственная среда имеет влияние на разви- тие музыкального творчества старших дошкольников и заключается в следую- щем:

    • Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому она должна иметь потенциал для музыкального воспитания и становле- ния его музыкального творчества. Музыкальный репертуар, оборудование и ин- струменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты должны отличаться боль- шим разнообразием, так как времени на нерегламентированную деятельность у воспитателя больше.

    • Нерегламентированная музыкальная деятельность детей должна осу- ществляться совместно с воспитателем в группе и в меньшей степени на музы- кальных занятиях, организуемых музыкальным руководителем. Воспитатель не обучает детей — он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, выказывает свое отношение к ней, вовлекает детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводит музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню, проведение раз в неделю вечера песни) [2, с.34].

    • Музыкальный репертуар воспитатель подбирает с помощью музы- кального руководителя, либо сам, но по согласованию с музыкальным руководи- телем. Музыкальное сопровождение разных мероприятий, прослушивание му- зыкальных произведений, сказок позволяют познакомить детей с разнообраз- ными музыкальными произведениями, доступными им по стилю и оформлению [26, с.85].

Организация нерегламентированной деятельности требует соблюдения следующих условий:

    • наличие у детей навыков и умений во всех видах музыкальной дея-

тельности, а также достаточный репертуар, который дети могут использовать в своей музыкальной деятельности;

    • наличие в группе всех наглядных пособий, которые используются на музыкальных занятиях;

    • наличие проигрывателя и дисков;

    • музыкальные игры [24, с.201].

Среда, созданная для музыкального творчества детей, должна иметь при- влекательный вид, художественно-образное решение, носить занимательный ха- рактер и быть удобной для развёртывания каждого вида музыкальных игр [15, с.94]. Развитие творческого начала детей, музыкального кругозора во многом за- висит от оборудования и его привлекательности.

Одним из условий успешного музыкального развития дошкольника явля- ется наличие в групповых музыкальных уголках разнообразного дидактического материала. С его помощью, возможно, решать разнообразные развивающие, вос- питательные задачи в доступной для дошкольника игровой форме (например, развитие чувства ритма, тембрового, динамического слуха и т. д.).

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний и навыков в повседневной жизни. Музыкально-дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привле- кать внимание детей, вызывать желание петь и слушать музыку [31, с.41].

Музыкальный руководитель и воспитатели должны способствовать музы- кальному воспитанию детей в семье, обращать внимание родителей на необхо- димость организации небольших музыкальных уголков дома, посещения театров с детьми, концертов, пения любимых песен всей семьей, прослушивания записей музыки, доступных детям, и так далее [3, с.70].

Только совместными усилиями и тесным контактом музыкальных руково- дителей, педагогов и родителей музыка может стать постоянным спутником жизни детей, способствовать всестороннему и гармоничному развитию до-

школьников.

Таким образом, музыкальный уголок – это место, где дети учатся музыке и ее красоте. Творчески оформленный музыкальный уголок позволит не только окунуться в мир музыки и расширить представление о ней, но и развить вообра- жение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

    1. Методы и приёмы развитие музыкального кругозора детей стар- шего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-про-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта