Дипломная работа _Развитие музыкального кругозора детей посредст. Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных
Скачать 1.1 Mb.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной выпускной квалификационной работе мы раскрыли психолого-пе- дагогические и методические аспекты развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной развивающей пред- метно-пространственной среды в ДОО. В первой главе мы рассмотрели специфику организации музыкальной раз- вивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС ДО. Мы выяснили, что к настоящему времени устоялась трактовка понятия «музыкальный кругозор» как суммы представлений человека о красоте, его спо- собности и умения отличить красивое от некрасивого. Под музыкальным круго- зором понимаются пристрастия и симпатии человека. В условиях больших объемов эстетической, художественной, музыкальной информации различного характера вкус служит ориентиром в ценностном отно- шении человека к искусству и действительности. В современной теории и практике понятие «музыкальный вкус» рассмат- ривается как разновидность художественного вкуса и понимается, как способ- ность оценивать прекрасное в музыкальном искусстве. Под музыкальным кругозором мы понимаем совокупность систематиче- ских знаний, необходимых для полноценной музыкальной деятельности (пред- полагающей также регулярное пополнение знаний о музыке, музыкальном ис- полнении, композиторах и музыкальном опыте слушателя и исполнителя). В са- мом общем виде все это можно разделить на две составляющие: знание музыки; знание сведений о музыке. К настоящему времени устоялась трактовка понятия «вкус» как суммы представлений человека о красоте, его способности и умения отличить красивое от некрасивого. Под вкусом понимаются пристрастия и сим- патии человека. Считается, что по вкусу человека можно определить, как он смотрит на жизнь, что служит идеалом и целью жизни. В условиях больших объемов эстетической, художественной, музыкальной информации различного характера вкус служит ориентиром в ценностном отно- шении человека к искусству и действительности. В современной теории и практике понятие «музыкальный вкус» рассмат- ривается как разновидность художественного вкуса и понимается, как способ- ность оценивать прекрасное в музыкальном искусстве. Под музыкальным кругозором мы понимаем совокупность систематиче- ских знаний, необходимых для полноценной музыкальной деятельности (пред- полагающей также регулярное пополнение знаний о музыке, музыкальном ис- полнении, композиторах и музыкальном опыте слушателя и исполнителя). В са- мом общем виде все это можно разделить на две составляющие: знание музыки; знание сведений о музыке. Во второй главе перед нами стояла задача-определить уровень развитости музыкального кругозора у дошкольников, разработать диагностический инстру- ментарий для выявления состояния уровня развития музыкального кругозора, провести диагностику уровня развития музыкального кругозора дошкольников. Применительно к детям дошкольного возраста были выделены три уровня развития музыкального кругозора-низкий, средний, высокий. Для выявления уровня развития музыкального вкуса, с детьми была прове- дена беседа, целью которой было определение музыкальных предпочтений до- школьников и выявление наличия желания общения с музыкой. Методика про- ведения беседы-анкетирование детей по заданным вопросам. Также воспитанни- кам было предложено прослушать музыку известных классических композито- ров, с целью определения эмоциональной отзывчивости у дошкольников при по- мощи музыкальных произведений. Перед прослушиванием музыкального произ- ведения дети получали задания-обратить внимание на характер и настроение данного произведения, какие чувства передал композитор в своем произведении, какой образ возникает при прослушивании того или иного произведения. Для удобства подсчета результатов, нами была выведена бальная система оценивания. Результаты констатирующего этапа свидетельствуют о недостаточ- ном уровне развития музыкального кругозора у дошкольников. На формирующем этапе работы мы познакомили детей с музыкальными стилями, а также с отечественными и зарубежными композиторами. Перед нами стояла задача-провести целенаправленную работу по развитию музыкального кругозора у дошкольников. Музыкальное развитие детей осуществляется, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю по 25-30 минут. Про- анализировав предметно-пространственную среду группы, мы увидели, что она соответствует возрастным особенностям детей, их потребностям и интересам. Содержательность музыкальной среды в саду отражает присутствие последова- тельности и овладение музыкальной деятельностью. Музыкальная среда организована таким образом, что она наглядно пред- ставляет все виды детской музыкальной деятельности и создает условия для ак- тивного взаимодействия детей с любыми учебными пособиями и музыкальными инструментами. Одним из доступных видов музыкальной деятельности является восприятие музыки. Для того, чтобы дети слушали музыку, нами была подготов- лена подборка аудиозаписей музыки, не только детской современной, но и клас- сической. Познакомив, таким образом детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, у воспитанников развиваются навыки слушания. Для обучения детей музыкально-ритмическим движениям использовались ви- деоклипы, с помощью которых дошкольники знакомились с различными тан- цами, танцевальными композициями, особенностями их исполнения. Вся работа проводилась не только в ходе образовательной деятельности по музыке в музыкальном зале, но и была включена в режимные моменты. В ходе проведения музыкально-дидактических игр дети обогащаются новыми впечат- лениями, развивают самостоятельность, способность называть и различать ос- новные свойства музыкального звука. С помощью презентаций и видеороликов проведена работа по знакомству дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера. Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОО показывает, что использование информационных технологий способствует раскрытию, разви- тию и реализации музыкальных способностей детей. Цель последнего контрольного исследования – выявить успешность про- веденной работы. На этом этапе был использованы все методики констатирую- щего этапа. Результаты контрольного этапа оказались следующие: 50% детей по- казали высокий уровень развития музыкального вкуса, 30% - средний уровень и 20%-дошкольники с низким уровнем развития музыкального вкуса. Анализ данных контрольного этапа показывает положительную динамику, наметившуюся в процессе проведения формирующего исследования. В ходе ана- лиза результатов повторного наблюдения установлено, что уровень музыкаль- ного кругозора детей старшего дошкольного возраста заметно повысился благо- даря использованию в деятельности музыкального руководителя и воспитателя музыкальной развивающей предметно-пространственной среды и успешного взаимодействия с родителями, и детьми. Таким образом, мы пришли к заключению, что выдвинутые в начале иссле- дования задачи решены, цель достигнута. |