Дипломная работа _Развитие музыкального кругозора детей посредст. Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных
Скачать 1.1 Mb.
|
Выявление начального уровня развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возрастаШестой год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музы- кальных проявлений и действий. Дошкольник уже не просто интересуется музы- кой, ему необходимы музыкальные впечатления. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды дет- ской исполнительской деятельности. Ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает по- знавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и спе- циальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности ребенка [18, с.102]. Исследовательская работа проводилась на базе Маккавеевской средней школы, дошкольные группы «Акварелька», и включала три этапа: констатирую- щий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Констатирующий этап проводился в период с сентября 2019 года-ноябрь 2019 год. Задачи констатирующего этапа: определение критериев и показателей уровней развитости музыкаль- ного кругозора у дошкольников; разработка диагностического инструментария для выявления состо- яния уровня развития музыкального кругозора у дошкольников; проведение диагностики уровня развития музыкального кругозора у дошкольников. Для выявления уровня развития музыкального кругозора у дошкольников нами были определенны критерии и показатели развития музыкального круго- зора у дошкольников (в опоре на работы Ю.Б. Алиева, Н.Л. Гродзенской) [18, с.94]. Критерии развития музыкального кругозора были выделены в соответ- ствии со структурными компонентами музыкального вкуса: интеллектуальный (знания и представления о музыкальном искус- стве, интерес к нему); рефлексивно-эмоциональный (характер восприятия музыкального образа, эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального искусства); оценочный (наличие эстетического идеала, способность к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки). Таким образом, применительно к детям дошкольного возраста нами были выделены три уровня развития музыкального кругозора: низкий (ребенок имеет ограниченные знания, и представления о му- зыкальном искусстве, но у него отсутствует эмоциональный отклик на музыкаль- ные произведения, отсутствует интерес к музыкальному искусству, отсутствие эстетического идеала, неадекватное восприятие музыкального образа, отсут- ствует эмоциональный отклик на музыкальные произведения, он не способен к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки); средний (ребенок имеет ограниченный музыкальный кругозор, у него присутствует эмоциональный отклик и интерес только к ярким, эмоцио- нально насыщенным художественным образам; адекватное восприятие музы- кального образа, имеются любимые произведения музыкального искусства; он способен к оценке музыкальных явлений); высокий (у ребенка присутствуют знания и представления о музы- кальном искусстве, интерес к нему, адекватное восприятие музыкального образа, он эмоционально отзывчив на воспринимаемые произведения музыкального ис- кусства; у него имеется эстетический идеал, есть любимые музыкальные произ- ведения; способен к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки). Для выявления уровня развития музыкального вкуса у дошкольников при- менялись беседы, анкетирование, слушание музыки. Примерное содержание ор- ганизационной работы представлены в приложении А. В соответствии с задачами констатирующего этапа, нами была проведена беседа с заранее подготовленными вопросами. Отвечая на вопрос: «Какую музыку ты любишь?», дети отвечали одно- сложно: «народную», «современную», «классическую», и пр. На вопрос: «Чем отличается классическая музыка от современной?» дети давали следующие от- веты: «в классической музыке не используются электронные музыкальные ин- струменты как в современной», «классическая музыка увековечена в истории», «классическую музыку написали известные композиторы». Давая ответ на во- прос: «Музыка, каких композиторов тебе известна?» дошкольники отвечали од- носложно: «Бах», «Чайковский», «Моцарт», и прочее. На вопрос: «Как ты дума- ешь, может ли музыка быть некрасивой?» многие ребята затруднялись, но давали следующие ответы: «да, может, она может быть колкой и не приятной, «нет, вся музыка красивая», и прочее. Отвечая на вопрос: «Если да, то, что это за музыка?» дети давали следующие ответы: «музыка, которую написали не композиторы», «слишком громкая музыка». На вопрос: «Твой любимый исполнитель/группа?» дети отвечали односложно: «Айова», Полина Гагарина, «Грибы», Тимати, Егор Крид». На вопрос: «Проходят ли в твоей семье музыкальные вечера?» дошколь- ники отвечали односложно: «да, когда смотрим концерты по телевизору», «нет, что это значит?». На вопрос: «Какую музыку слушают в твоей семье?» дети от- вечали: «современную», «народную», «классическую», «рок – музыку». На во- прос: «Встречаешься ли ты с произведениями музыкального искусства вне дет- ского сада? Если да, то, с какими видами музыкального искусства ты встре- чался?» дети отвечали: «да, в машине родители часто включают «Детский Аль- бом П.И. Чайковского», «нет», кто-то из детей отвечал «иногда мои родители дома включают музыку великих композиторов». На вопрос «С какими видами музыкального искусства ты встречался?» дети затруднялись отвечать на данный вопрос. На вопрос «Нравится ли тебе музыка из мультфильмов?» дети с радо- стью отвечали «да, очень нравится!», большинство детей, отвечавших на данный вопрос напевали знакомые строчки песен из знаменитых мультфильмов. Дети охотно отвечали из каких мультфильмов и какие песни им известны. Например, песня «Барбарики» из мультсериала «Барбоскины», «Песенка Львенка и Чере- пахи» из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню», самой известной среди детей была названа песня «В лесу родилась елочка» (Приложение А). При прослушивании произведений музыкального искусства дошкольники отвечали на заранее подготовленные вопросы (Приложение А). Многие из детей к предложенному заданию отнеслись достаточно серь- езно, был виден ярко выраженный интерес. Дети определяли настроение музы- кальных произведений, делились своими переживаниями и впечатлениями. Но были и те дети, которые не совсем серьезно отнеслись к предложенному зада- нию, их отношение проявлялось через пассивность в формулировке собственных ответов, нежелание идти на контакт с педагогом. Результаты констатирующего этапа исследовательской работы по разви- тию музыкального кругозора у дошкольников следующие: 10% детей показали высокий уровень развития музыкального вкуса, 30% - средний уровень развития музыкального вкуса, 60% - низкий уровень развития музыкального вкуса. Количественные результаты констатирующего этапа представлены в таб- лице 2 и на рисунке 1(Приложение Ж). Результаты констатирующего этапа свидетельствуют о низком уровне раз- вития музыкального кругозора у дошкольников. Вкусы детей очень разнооб- разны, они охватывают стили и направления как современной, так и классиче- ской музыки. Но не у всех детей развит музыкальный кругозор. Многие не знают, какая музыка им нравится, какую роль играет в жизни человека. У кого-то уже на первом году жизни основные способности в музыке проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обна- руживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у де- тей музыкально слуховые представления — способность воспроизводить мело- дию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников способность воспроизводить мелодию го- лосом развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления спо- собностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способ- ностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок [18, с.112]. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Эти музыкальные впечатления ребенок должен получать не только в детском саду, но и дома. Чтобы работа по музыкальному воспитанию была более эффективной, нами были проведены диагностические срезы развития. Диагностика музыкаль- ных способностей, проводимая один - два раза в год, позволяет судить о каче- ственном своеобразии развития каждого ребенка, группы в целом и соответ- ственно корректировать содержание занятий. Диагностический материал пред- ставлен в приложении Б. Для анализа знаний и умений детей используется диагностика по И. Кап- луновой и И. Новоскольцевой. Проводится она в виде наблюдений, индивиду- альных занятий, специальных игр-заданий. Для этого применяются игры и мно- гочисленные предметные пособия, детские музыкальные инструменты. По ито- гам мониторинга составляются новые цели и задачи в музыкальном воспитании детей, обогащении их музыкального кругозора. Поэтому в дальнейшем на наш взгляд, необходимо провести формирую- щий этап работы, где дошкольники познакомятся с более широким кругом оте- чественных и зарубежных композиторов, а также с музыкальными стилями. Необходимо провести целенаправленную работу по развитию музыкального кругозора у дошкольников. |