Дипломная работа _Развитие музыкального кругозора детей посредст. Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных
Скачать 1.1 Mb.
|
Задачи исследования:Рассмотреть теоретические основы развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста, дать понятие музыкального кругозора. Изучить организацию музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды группы. Охарактеризовать методы и приемы развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста. Проанализировать организацию исследовательской работы по развитию музыкального кругозора; Описать работу по развитию музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-пространственной среды группы. Подвести итоги работы по развитию музыкального кругозора детей стар- шего дошкольного возраста. Для решения поставленных задач в работе используются следующие ме- тоды исследования: -теоретические (анализ психологической и методической литературы по теме исследования; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); -педагогическое наблюдение; -беседа; -анкетирование; -диагностика уровня развития музыкального кругозора дошкольников. Теоретическая значимость: анализ, переработка и изучение методиче- ского материала по развитию музыкального кругозора детей старшего дошколь- ного возраста посредством организации музыкальной предметно-пространствен- ной среды. Практическая значимость исследования заключается в том, что работ- ники дошкольной образовательной организации могут использовать материалы для развития музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста по- средством музыкальной развивающей предметно-пространственной среды, ре- комендации по проектированию компонентов и микроцентров музыкального уголка в группе для реализации самостоятельной музыкальной деятельности де- тей. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, шести парагра- фов, заключения, списка использованных источников и приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬ- НОГО КРУГОЗОРА У ДОШКОЛЬНИКОВПонятие музыкального кругозора В настоящее время одной из важнейших задач современной системы обра- зования является развитие и саморазвитие личности дошкольника. В государ- ственных образовательных стандартах нового поколения установлены требова- ния к личностным, предметным и метапредметным результатам основной обра- зовательной программы, где особое значение уделяется культурному становле- нию подрастающего поколения, реализации его творческого потенциала, а также развитию эстетических способностей, формированию художественно-эстетиче- ского вкуса. Дошкольный возраст — это важнейший этап развития и воспитания личности, период, когда развивается познавательный интерес детей и любозна- тельность. Поэтому в условиях дошкольных образовательных организациях необходимо организовать деятельность по воспитанию у дошкольников художе- ственного вкуса, формировать у них творческие умения и воспитывать музы- кальный кругозор. Кругозор (от лат. horizon – горизонт, пространство, окидываемое взором), в переносном смысле - круг интересов и знаний человека. Как явление социаль- ное, культурное и личностное, кругозор представляет большой интерес для пе- дагогов и ученых практиков [2, с.33]. Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это было не столь актуально, по- скольку представления о жизни, передаваясь из поколения в поколение, были совершенно другими. Действительно, своевременность и необходимость подго- товки дошкольников с разносторонним кругозором – веление настоящего вре- мени [23, с.72]. У профессора и кандидата педагогических наук Е. М. Торшиловой мы встречаем высказывание о том, что компонент современного социума стоит на пороге нового этапа реформы. Этот этап предполагает новую систему представ- лений образования, в центре которой – формирование человека с широким кру- гозором, способного ответственно относиться к окружающему миру, людям, к себе самому, а также к искусству [22, с.38]. Решение задачи создания системы кругозора возможно при определенном пересмотре содержания, методов, форм и средств образования, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств дошкольников, в том числе и широкого кругозора [9, с.92]. По мнению ведущих педагогов, основой кругозора дошкольников явля- ются знания, систематически и последовательно приобретаемые в процессе обу- чения. Многое запечатлевается в сознании дошкольника в результате чтения дет- ской художественной литературы, слушания и пения музыки, просмотра телепе- редач, посещения театра, и т. д., а также их общения с взрослыми и сверстни- ками, в семье [8, с.12]. Развитие кругозора - важный аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности дошкольника, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует ее развитие. Применительно к музыке, кругозор понимается как объем обширных му- зыкальных знаний. Кругозор, в частности музыкальный, служит разносторон- нему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятель- ности, расширяет знания, активизирует интерес к музыкальному искусству. Таким образом, музыкальный кругозор дошкольников выходит за пределы знаний, определяемых образовательной программой в ДОО, но в процессе обу- чения он расширяется, обогащается и систематизируется, достигая более высо- кого уровня и нового качества – мировоззрения. Чем разнообразнее музыкаль- ные интересы и музыкальные знания дошкольников, тем шире их музыкальный кругозор и выше их общее культурное развитие [17, с.236]. Музыкальный кругозор позволяет ребенку тонко воспринимать и ощущать музыкальные звуки, ритм и тембр музыкальных произведений. Ребенок с разви- тым музыкальным кругозором без труда не только воспроизводит музыку, но и может создавать ее. Развить это можно путем прослушивания различных компо- зиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах. Дети с развитым музыкальным кругозором отличаются от тех, кто только усваи- вает музыкальные знания, и характеризуются богатством внутренних пережива- ний, тонкостью и глубиной музыкальных переживаний. Высоко развитая эмоци- ональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач. То, как ребенок воспринимает мир, зави- сит не только от свойств наблюдаемого объекта, но и от психологических осо- бенностей самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, состояния в данный момент. Для развития музыкального кругозора детей необходимо вос- приятие музыки различных жанров, стилей, направлений [11, с.67]. Также важно обращение к творчеству. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале классической музыки, изобрази- тельного искусства и всевозможных игр. В работе с детьми необходимо разви- вать творческое воображение, при этом учить культуре воплощения образов. Со- временная педагогическая наука способствует гуманным подходам в решении проблем личностного роста и развития детей. При этом музыкальное искусство является некой содержательной канвой [9, с.93]. Музыка является средством обогащения внутреннего мира ребенка, так как она эмоциональна, образна, ди- намична и тем самым привлекательна для дошкольников. Привлечение дошколь- ников к восприятию музыкального искусства, формирование способности к по- ниманию музыки, к сопереживанию персонажам музыкальных произведений приводит к развитию музыкального кругозора. У дошкольников, кроме того, воспитывается общая культура, формируется музыкальный вкус. При этом им предоставляется возможность для реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности [8, с.12]. Процесс развития музыкального кругозора предполагает ряд этапов: -вхождение ребенка в мир музыки; -ценностное отношение к музыке как к виду искусства; -уважение к музыкальным традициям и праздникам; -развитие опыта восприятия музыкальных произведений; -сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам; -развитие звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольников, где музыка выступает как один из возможных языков их ознакомления с окру- жающим миром, миром природы, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств; -знания основных средств музыкальной выразительности; -формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству; -осведомленность в музыкальном искусстве. Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также активности и самостоятель- ности дошкольников. При этом большая роль отводится музыкальному искус- ству. Приобщение дошкольников к музыке вводит в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, до- ступных его возрасту [17, с.238]. Успех развития музыкального кругозора детей зависит от методов и прие- мов обучения, применяемых как в образовательной деятельности, так и в режим- ные моменты. Наряду с основными, общепринятыми в педагогике методами и технологиями, развитие музыкального кругозора может быть наиболее эффек- тивным, если будут использоваться игровые приемы, музыкально-дидактиче- ские игры. Игры выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют важное обучающее и развивающее значение, особенно для дошкольников. Пред- метно-развивающая среда на музыкальных занятиях позволяет детям почувство- вать и выразить свое отношение к музыке. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений, позволяют поддерживать у детей интерес к музы- кальной деятельности, тем самым развивая их музыкальный кругозор. Для раз- вития музыкального кругозора дошкольников становится важной проблема непосредственно эмоционального, действенного, практического, субъективного музыкально-эстетического воспитания [18, с. 12]. Педагогу следует уделять большое внимание использованию развиваю- щих методов и приемов активизации процесса художественного познания. К ним можно отнести исследовательские, познавательные и игровые проекты по музы- кальным темам (музыка, литература, живопись). При этом важное значение имеет знакомство дошкольников с музыкальными стилями и жанрами различ- ных эпох; особенно с теми из них, которые являются достоянием и гордостью русского национального музыкального искусства. Добавим, что процесс развития музыкального кругозора должен быть по- стоянно в поле зрения музыкального руководителя и воспитателя, осуществ- ляться различными методами и средствами [9, с.94]. Согласно системно-струк- турному подходу, изучение кругозора, как педагогического феномена, предпо- лагает знание состава его элементов, их взаимосвязи. Историко-логический подход позволяет рассматривать понятие «круго- зор» как историческую категорию, имеющую свой объективный процесс разви- тия. Личностно-деятельностный подход предполагает изучение понятия «круго- зор» как индивидуально-личностного образования, формирование которого ос- новано на сочетании различных видов познавательной деятельности. Проблема формирования кругозора является одной из наиболее острых и малоизученных проблем, как в философском, так и в психолого-педагогическом плане. Переходя к раскрытию мировоззрения как качества личности, начнем с по- нимания самого слова. В словаре В. И. Даля есть два его толкования: пространство, бросающее взгляд на горизонт; кругозор – объем, широта интересов, знания [22, с.38]. Второе значение представляет собой слово «кругозор» в словарях Д. Н. Ушакова, С. Ожегова, Ю.С. Сорокина и др. близкий вариант – объем знаний, ин- тересов и представлений – в словаре русского языка под редакцией А. П. Евге- ньева [31, с.40]. Наиболее полным, с нашей точки зрения, является следующее определе- ние: «система знаний и интересов индивида формирует его мировоззрение, ко- торое формируется на широкой основе информационного знания. Близкое к нему определение из словаря «семейное воспитание»: «мировоззрение ребенка или кругозор – это реальный объем его знаний, интересов, определяющих развитие направленности его личности, творческих способностей, также взятое нами за основу» [31, с.41]. Выбранные нами трактовки понятия привлекательны тем, что они очерчи- вают структуру кругозора, а также тем, что мировоззрение характеризуется как личностный показатель человека. Проблема формирования музыкального круго- зора является одной из малоизученных проблем и носит эпизодический характер в педагогической практике. Системный анализ проблемы формирования музы- кального кругозора, критерии его оценки отсутствуют. Тем не менее, очень часто ученые, музыковеды, методисты используют этот термин. На основе огромного педагогического опыта В.Н. Шацкая четко и полно определила цели массового музыкального образования. Так, еще в 1947 году в статье «воспитание музыкального вкуса» она отмечала: «массовое музыкальное образование, являясь одним из звеньев воспитания, должно способствовать фор- мированию мировоззрения учащихся, воспитанию их нравственных качеств, воли, характера. Необходимо привить детям интерес и любовь к музыке, расши- рить их музыкальный кругозор, воспитать их музыкальный вкус и научить пони- мать музыкальную речь» [24, с.200]. Н.Г. Борисова отметила важность музыки в процессе формирования кру- гозора: «родители постепенно стали понимать, что музыка заставляет их детей думать, учит их мыслить, расширяет их музыкальный кругозор, развивает об- щую культуру» [8, с.12]. О.А. Апраксина указывает на влияние прослушивания музыки на кругозор: «прослушивание (восприятие) музыки, без которого фактически не может осу- ществляться никакая музыкальная деятельность, благодаря разнообразию до- ступных детям произведений (жанров, стилей), особенно эффективно способ- ствует расширению музыкального кругозора, воспитанию музыкального вкуса» [15, с.93]. Л.Б. Бартенева, говоря о музыкальной грамотности дошкольников, отме- тила: «... прослеживая особенности развития музыкальной ткани, обучающиеся более внимательно слушают и осознанно оценивают содержание произведения, что, безусловно, расширяет и делает их музыкальный кругозор более прочным» [20, с.76]. Ю. Б. Алиев определяет музыкальную культуру личности ребенка как ин- дивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникно- вение высоких музыкальных потребностей. При этом музыкальная культура по- нимается как интегративное свойство личности, основными показателями кото- рого являются [26, с.83]: музыкальное развитие (любовь к музыкальному искусству, эмоцио- нальное отношение к нему, потребность в различных видах музыкального искус- ства, музыкальная наблюдательность); музыкальное образование (вооруженное методами музыкальной де- ятельности, художественными знаниями, эмоционально-ценностным отноше- нием к искусству и жизни, «открытостью» новой музыке, новыми знаниями об искусстве, развитием музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критического избирательного отношения к различным музыкальным яв- лениям). Анализ методической литературы позволил сделать вывод, что на форми- рование музыкального кругозора оказывают влияние практически все виды дея- тельности. Так, М. Блинова отмечает, что «слуховое развитие детей открывает им возможность полноценного восприятия музыкальных произведений, что обо- гащает их этически, расширяет их кругозор и открывает новые пути познания окружающей действительности» [12, с.32]. И. Кевишас находит связь между хоровым пением и музыкальным круго- зором, изучение песни с одновременным ее анализом будет способствовать фор- мированию у детей навыков музыкального восприятия, расширению их общего музыкального кругозора» [15, с.93]. Это подтверждает и В.К. Тевлина: «в про- цессе обучения хоровому пению затрагиваются многие проблемы, необходимые для эстетического развития человека. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного вкуса, воспитание заинтересо- ванного и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы...» [16, с.168]. В отечественной музыкальной педагогике всегда большое внимание уде- лялось развитию музыкального кругозора. И. Зак писал: «каждый музыкант должен иметь свой собственный кладезь знаний, свое драгоценное накопление прослушанного, исполненного, пережи- того. Эти накопления являются аккумулятором энергии, питающей творческое воображение, необходимой для постоянного движения вперед» [19, с.105]. О важности этого вопроса говорил и Г.Г. Нейгауз: «воспитывая молодых композиторов и исполнителей, необходимо стремиться дать им как можно более широкий музыкальный и общекультурный кругозор, приучить их к самостоя- тельным суждениям. Я убежден, что хороший музыкант должен знать всю му- зыку прошлого и настоящего, чтобы уметь критически и строго ее оценивать. Эстетическая позиция в искусстве образованного, мыслящего музыканта гораздо сильнее позиции того, кто пользуется готовыми мнениями, и многое знает только понаслышке» [22, с.38]. Известны его слова об исполнителях с узким духовным кругозором: «те, кто не умеет охватить все богатство и разнообразие музыки, как она развивалась на протяжении веков, подобны тем слабым актерам, которые способны играть только себя вместо разных ролей» [27, с.269]. Понятие «кругозор» обычно включает в себя следующие смысловые ком- поненты: пространство, которое просматривается; объем интересов, знаний че- ловека [9, с.94]. Соответственно, можно сформулировать: музыкальный кругозор это музыкальное пространство, на которое бросается взгляд; объем музыкаль- ных интересов и знаний. Иными словами, музыкальный кругозор формируется как совокупность следующих компонентов: знания о различных музыкальных явлениях, о формировании музы- кально-исторической действительности во всем ее многообразии; владение информацией музыкально-теоретического и музыкально- исторического характера, музыкальная грамотность в широком смысле; наличие системного взгляда на музыку различных исторических эпох, направлений, композиторов; накопленный веками музыкальный опыт; понимание содержания и смысла различных музыкальных произве- дений; умение определять их образную структуру; умение ориентироваться не только в музыкальном искусстве, но и в других творческих областях, имеющих общие корни, истоки и законы развития. Таким образом, под музыкальным кругозором мы понимаем совокупность систематических знаний, необходимых для полноценной музыкальной деятель- ности (предполагающей также регулярное пополнение знаний о музыке, музы- кальном исполнении, композиторах и музыкальном опыте слушателя и исполни- теля). В самом общем виде все это можно разделить на две составляющие: знание музыки; знание сведений о музыке [18, с.20]. |