Дипломная работа _Развитие музыкального кругозора детей посредст. Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных
Скачать 1.1 Mb.
|
Содержание работы по развитию музыкального кругозора детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной предметно-про- странственной средыПо результатам констатирующего этапа нами были разработаны музы- кально-дидактические игры, беседы с детьми, наблюдения, анкетирование, диа- гностический материал, оформлен музыкальный уголок группы с учетом всех требований, интересов и предпочтений детей-дошкольников. Формирующий этап проводился в период с сентября 2019 по март 2020. Цель формирующего этапа, данной работы мы определили, как формиро- вание основ музыкальной культуры детей, обогащение их музыкального и об- щего кругозора, посредством музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды, продолжать знакомить детей с музыкальной культурой, разви- вать музыкальное мировоззрение. К шести - семи годам возможности детей возросли, и мы продолжаем раз- вивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников, а также учим ребят различать средства музыкальной выразительности. В этом возрасте дети знают, что музыка может быть народной (её пишет народ) и сочи- нённая композитором. На данном этапе у детей уже имеются представления о стилях музыки, они знакомы с произведениями великих мастеров. Могут на слух определить настроение произведения, а некоторые дети называют исполнителя, имена П.И.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Петрова, В. Шаинского уже знакомы всем детям. Детский кругозор по восприятию музыки расширяется и, слушая в записи инструментальную музыку, они различают звуки различных групп музыкальных инструментов, с удовольствием прислушиваются к музыке, в интонации которой слышат звучания реальной природы и живые интонации человеческой речи. На формирующем этапе дети могут назвать композитора, при условии показа де- монстрационного материала, портрета композитора. Мы подготовили портреты великих композиторов в виде альбома с фотографиями, и поместили их в музы- кальную развивающую предметно-пространственную среду группы (Приложе- ние Е). Репертуар, рекомендуемый для слушания в подготовительной группе предложен в приложении Г. Музыкальное развитие детей осуществляется на формирующем этапе, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут, их построение основано на общих задачах музыкального образования. Анализ предметно-пространственной среды группы показал, что она соот- ветствует возрастным особенностям детей, их потребностям и интересам. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной дея- тельности (восприятие, воспроизведение, созидание), каждый из которых ориен- тирован на исполнение во всех видах детской музыкальной деятельности. Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музы- кально-художественной деятельности, представилась необходимость направ- лять их на развитие у детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей ле- жит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движе- ние под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Формы развития музыкальности, которые использовались мною на прак- тике – это: Коммуникативные танцы Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмо- сферы принятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использова- ние которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей за- ключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогаща- ясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. «Хор рук» Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитии координацион- ной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации. Игры звуками В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожден- ная из шума. Элементарное музицирование В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использова- ние детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается исполь- зованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музы- кальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного ор- кестра! Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкаль- ность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художествен- ность. Учитывая новые требования к взаимодействию ДОО с семьей, мы решили внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкального кругозора детей дошкольного возраста. Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОО организую в нескольких направлениях: повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, семи- нары); вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них); совместная культурно-досуговая деятельность (написание сцена- риев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей). Одним из самых доступных видов музыкальной деятельности является восприятие му- зыки. Благодаря информационным технологиям музыка звучит везде - по теле- визору и радио, на компьютере и магнитофоне, на плеере и в мобильных телефо- нах. Но мало звучит классической музыки, поэтому необходимо восполнить этот пробел. Для этого нами сделана подборка аудиозаписей музыки, которую воспи- татели включают в течение дня в групповых комнатах, т. е. дети слушают музыку разных жанров, в том числе и классическую. Познакомив, таким образом, детей с музыкальными произведениями раз- нообразных жанров, у воспитанников развиваются навыки слушания. После про- слушивания музыки мы учились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном – благодаря этому развивается речь, мышление, художественный вкус. Для обучения детей музыкально-ритмическим движениям использовались видеоклипы, с помощью которых дошкольники знакомились с различными тан- цами, танцевальными композициями, особенностями их исполнения. Для ритмического развития старших дошкольников в музыкально-ритми- ческой деятельности необходимо развивать чувство темпа, динамики, формы, характера музыки, координацию и свободу движений; а также учиться понимать и активно использовать язык в направлении его движения, учиться выполнять действия в соответствии с указаниями педагога, развивать мелкую моторику, ко- ординацию движений и речи. Музыкально-ритмические занятия проводились музыкальным руководите- лем совместно с воспитателем. Занятия проходили в форме групповых занятий в музыкальном зале, оборудованном необходимым оборудованием. Индивидуаль- ная форма образовательной деятельности проводилась с детьми, которые про- пускали образовательную деятельность или не справлялись с предложенными заданиями. Занятия строились с учетом возрастных и индивидуальных особен- ностей детей. В ходе занятий были созданы такие условия, чтобы у детей разви- валось отношение к успеху, к принятию помощи взрослого. Исключительное значение имело непосредственное участие педагога в играх и упражнениях, поз- воляющих не только руководить деятельностью детей, поддерживать их актив- ность и самостоятельность, но и устанавливать доверительные отношения с каж- дым ребенком. Развивающая работа проводилась не только в музыкальном зале, но и была включена в режимные моменты. Содержание и структура занятий были вариативными, с использованием визуального материала, костюмов и музыкальных инструментов. Отдельная работа была проведена с детьми по развитию музыкального кругозора посредством музыкально-дидактических игр, которые изготавлива- лись нами на протяжении первого этапа исследовательской работы (Приложение Е). Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлени- ями, развивают их самостоятельность, способность воспринимать, различать ос- новные свойства музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-ди- дактических игр заключается в том, что они открывают ребенку путь к примене- нию полученных знаний в жизненной практике. В процессе игры дети не только приобретают специальные музыкальные знания, но и формируют необходимые личностные качества, развивают музыкальный кругозор. Например, музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент» ис- пользовалась для развития тембрового слуха. Используется музыкально-дидак- тическая игра «Какая музыка?», «Три цветка», целью которых является развитие памяти и музыкального слуха. В музыкальную развивающую предметно-пространственную среду были добавлены дидактические материалы и учебные пособия, которые представлены в приложении В. Следующим видом деятельности по формированию музыкальной куль- туры детей является пение. Это одно из любимых музыкальных занятий детей. Благодаря вербальному тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает усло- вия для их музыкально-эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и глубоко прочувствовать их содержание, вызы- вает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональ- ная отзывчивость на музыку, чувство лада, музыкально-слуховые представле- ния, чувство ритма. Кроме того, дети получают различную информацию о му- зыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, ведь он может исполнять знакомые и любимые песни в любое время суток. Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слу- шая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выра- зительный смысл, понимает структуру песни, сравнивает музыку с текстом [18, с.204]. Навыки восприятия музыки играют огромную роль в обучении пению. По- этому, прежде всего, на занятиях музыкой детям необходимо развивать эмоцио- нальную отзывчивость на музыку. Благодаря активному пению у детей развива- ется интерес к музыке, музыкальные способности, а также развивается музы- кальный кругозор. В процессе пения детей учат музыкальному языку, что повышает их вос- приимчивость к музыке. Постепенно они усваивают жанровую основу песни. Они развивают способность чувствовать тембровые высокие и ритмические из- менения в музыке. Дошкольник не просто осваивает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно использовать его в своей исполнительской дея- тельности. Дети до 6 лет должны самостоятельно различать звуки по длительно- сти и высоте в пределах квинты, различать на слух правильное и неправильное пение. Для старшей группы нами был составлен список песен для пения и слуша- ния детьми, данный список представлен в приложении Г. С помощью технических средств обучения, презентаций и видеороликов нами была проведена работа по знакомству дошкольников с разными видами ис- кусства, такими как театр, балет, опера. Благодаря использованию современных информационно-коммуникацион- ных технологий в непосредственно образовательной деятельности по формиро- ванию музыкальной культуры, дошкольники превращаются в активных участни- ков процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным. Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОО показывает, что использование информационных технологий способствует раскрытию, разви- тию и реализации музыкальных способностей детей-дошкольников. Музыкальный кругозор дошкольника невозможен без взаимодействия с родителями. Вся работа с семьей осуществляется по двум направлениям: Музыкальное просвещение родителей: родительские собрания, от- крытые занятия, индивидуальные консультации, листы благодарности, нагляд- ная информация в уголках, фотоальбомы. Приобщение к совместной музыкальной деятельности: совместные праздники родителей и детей, совместные развлечения, выставки музыкально- дидактических игр, конкурс на лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками. Особенно нравятся родителям открытые занятия, на которых они полу- чают возможность наблюдать, сравнивать и перенять приемы обучения музы- кальной культуры детей. Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его при- общения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических усилий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей. Куль- турная и досуговая деятельность является кульминацией образовательных про- ектов. Праздники, развлечения, сказки, конкурсы и концерты являются синтезом различных видов творчества, игры, общения и способствуют не только эстетиче- скому воспитанию детей, а также обогащению их жизненного опыта. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонно- сти и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обо- гащать музыкальные впечатления. При этом полезно привлекать вспомогатель- ные средства воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать ре- продукции картин и т.д. Если ребенок растет в семье, где звучит не только раз- влекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привы- кает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкаль- ной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредствен- ное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности). Организация работы в музыкальной развивающей предметно-простран- ственной среды представлена в приложении Д. |