Дипломная работа _Развитие музыкального кругозора детей посредст. Актуальность исследования. Реализация федеральных государственных
Скачать 1.1 Mb.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ БПрактические диагностические тесты Тест 1. Диагностика чувства темпа и метроритма. Формирование навыков игры на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование в по- вседневной жизни. Игра «Наш оркестр», творческая игра «Музыка везде!» Проверка навыков приемов игры на разных инструментах (легко ударяют молоточком на металлофоне, ксилофоне), сдержанным движением действовать медиатором (щипок на арфе), правильно расходовать дыхание, играя на духовых инструментах (дудочка, свирель), разные способы звукоизвлечения на бубне и др. Умение играть слаженно играть в оркестре, ансамбле (педагог-аккомпане- мент, ребенок – соло). Отметить умение создать музыку из ничего (аккомпане- мент из подручных средств) Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музы- кант" Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все зада- ния предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов. Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных ин- струментах, например, на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой ме- лодии. Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом. Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Да- вай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд про- стых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему про- изведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя ру- ками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой ок- тавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а за- тем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки. В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80- 90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 уда- ров). После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением. Критерии оценки: -адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быст- ром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции; -адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (напри- мер, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует сред- нему, нормативному уровню развития чувства темпа; -ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в уме- ренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают сла- бый уровень двигательного опыта моторной регуляции; -сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень. Тест 2. Эмоциональное восприятие музыки. Восприятие музыки (наблюдение за процессом слушания музыки) эмоци- онально воспринимает музыку (радость, удовольствие, заинтересованность, рав- нодушие), мимическое выражение эмоций (сосредоточен, улыбается, смеётся, сопереживает, фантазирует, хмурится, злится, вздыхает) реакция на му- зыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания) Детям предлагается прослушать произведения П. Чайковского «Старинная французская песенка» и «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома. Вопросы после прослушивания: Какие чувства выражает музыка? Какая музыка понравилась больше? Какой характер музыки каждого музыкального произведения? Какой жанр в каждом музыкальном произведении? (песня, та- нец, марш) Какие движения можно передать? Критерии оценки: Высокий уровень - дети при прослушивании музыки ярко выражают эмо- ции, передавая характер музыки движениями, жестами. Ребёнок музыкально эрудирован, знает музыкальные средства выразительности, хорошо развито представление о жанрах классической музыки. Дети точно чувствуют противо- положный характер произведений. Это свидетельствует о высоком уровне эмо- циональной отзывчивости на музыку. Средний уровень - дети при прослушивании музыки сосредоточены, но остаются равнодушными, могут покачиваться в такт музыки. Ребёнок затрудня- ется дать оценку музыкальному произведению самостоятельно, а также объяс- нить, почему понравилось произведение. Но с помощью педагога может соста- вить несколько предложений о прослушанной музыке. В целом внешне ребёнок ярко откликается на музыку. Низкий уровень - дети при прослушивании музыки отвлекаются на другие виды деятельности. Дети чувствуют характер произведений, могут повторить за педагогом музыкальные фразы с затруднением. Тест 3. Эмоциональное и выразительное исполнение песен. Песенная деятельность (наблюдение) - дети поют песни по своему жела- нию; сочиняют песни по собственному желанию; проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства; привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства;(беседа к песенному исполнительству) Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следу- ющие вопросы. У тебя есть любимые песни? Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь? Какую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит? Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие? Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь: дома или в детском саду? Беседа направлена на выявление отношения ребёнка к песенному испол- нительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребёнком. Форма беседы, позволит ребёнку успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность музыкального руководителя, со- здаётся атмосфера доверия на музыкальных занятиях. Тест 4. Певческие данные Предлагается ребёнку исполнить ранее известное или разученное вокаль- ное произведение. Выполнение вокальных упражнений: -звукообразование; -чистота интонации; -артикуляция; -певческое дыхание; -певучесть и плавность звука; -диапазон; -динамические возможности; -техническая выносливость. Критерии оценки Высокий уровень - устойчивая интонация, яркая выраженность индивиду- альности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса, ди- намические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость поз- воляет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т. к. присут- ствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на про- тяжении певческого диапазона выровнено. Средний уровень - интонация устойчивая, индивидуальность тембра выра- жена средне (возможно использование в общем звучании ансамбля, певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, ча- стично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено. Низкий уровень - интонация неустойчивая, индивидуальность тембра вы- ражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса, пев- ческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, арти- куляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения. Тест 5. «Двигательная импровизация под музыку»- умение ритмично дви- гаться в соответствии с характером музыки. Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музы- кой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребёнком пред- мета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет со- ответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков, и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соот- ветствующие предметы. После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предме- тами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущих. Педагог, принимаю- щий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку. Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста по развитию музыкального кругозора
Аналитическая справка по результатам усвоения воспитанниками раздела по музыкальному воспитанию на начало учебного года 2019 года – 2020 гг. Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялась с помощью анализа проведенного мониторинга, который проводился путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников. Мониторинг уровня развития музыкальных способностей проводился по следующим направлениям: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, танец. Для достижения полученных результатов осуществлялась работа музы- кального руководителя, воспитателя и родителей, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста. За основу развития детей мы брали следующие критерии: Высокий уровень (2) – творческая активность ребенка, его самостоятель- ность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности. Средний уровень (1) – эмоциональная отзыв- чивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ре- бенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, допол- нительные объяснения, показ, повтор и др. Низкий уровень (0) – мало эмоциона- лен, «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Обследование в старшей группе дошкольного возраста показало, что к началу года уровень детей понизился. Низкий уровень развития показало 6 детей 70%, средний уровень развития показало 3 человека – 30%, с низким уровнем 1 ребенок – 10%. В ходе непрерывной работы по развитию музыкального кругозора детей, с применением различных форм работы (беседа, анкетирование, слушание му- зыки, работа в музыкальной развивающей предметно-пространственной среде с различным дидактическим материалом, в непосредственной образовательной де- ятельности, в ходе режимных моментов, на праздниках, развлечениях, в ходе вза- имодействия с семьями воспитанников) нами была проведена диагностика в конце учебного года, и она показала положительный результат. Обследование в старшей группе на конец учебного года – 7 человек – 70% показали высокий уро- вень развития музыкального кругозора, 3 человека – 30% средний уровень раз- вития и к концу учебного года не было выявлено ребят с низким уровнем разви- тия музыкального кругозора. Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в музы- кальном воспитании детей. Они выражаются в том, что: дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими; дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и танце- вальные композиции; находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов. Выводы: Преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных спо- собностей детей, свидетельствует об успешном освоении детьми требований ос- новной музыкальной программы дошкольного образования. Основной формой организации музыкальной деятельности являются фронтальные и индивидуальные музыкальные занятия. Эти формы работы спо- собствуют повышению интереса детей к музыкальным занятиям, создают эмо- циональный комфорт, что способствует повышенной активности детей и обеспе- чивает решение поставленных задач. Оптимальному решению воспитательно-образовательных задач по музы- кальному развитию детей способствуют следующие типы музыкальных занятий, используемых педагогом в практической деятельности: Традиционные, которые включают упражнения на развитие музыкально- ритмических навыков, навыков выразительного движения; слушание музыки; упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, разучивание песни, зада- ние на песенное творчество; разучивание танца и музыкальная игра, творческие задания. Тематические занятия, темы которых посвящены явлениям обществен- ной жизни, природе, творчеству композиторов. Комплексные занятия, на которых решаются задачи с помощью различ- ных видов искусств и видов художественной деятельности. Предложения и рекомендации на 2020 - 2021 учебный год: продолжать ра- боту по использованию в музыкальном воспитании и образовании детей до- школьного возраста современных, инновационных технологий; больше предо- ставлять возможность детям в праве выбора средств для импровизации и само- выражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности - пение, танец, ритмические движения и пр.) |