эссе. Лекционный комплекс Социология и политология. Алматинский технологический университет
Скачать 291.78 Kb.
|
АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет инжиниринга и информационных технологий Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «ПОЛИТОЛОГИЯ» для обучающихся по образовательной программе/специальности Для всех специальностей АТУ Алматы- 2021 Политология Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина Цель лекции: определить место политологии в системе гуманитарных дисциплин, специфики ее объекта и предмета, истории формирования, наиболее актуальных проблем. План лекции: 1. Объект и предмет политологии. 2. Структура и задачи курса политологии. 3. Система основных научных понятий в политологии и их специфические особенности. 4. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками. 5. Функции политологии. Ключевые слова: политология, методы, наука, обьект, субьект, функции, философия Содержание лекции Политология — представляет собой особую междисциплинарную область обществоведческого знания, дающую системное представление о политико-властной организации и функционировании общества. Политология опирается на выводы и интегрирует знания таких самостоятельных дисциплин, как политическая философия, политическая социология, политическая психология и т.д. Политология - не только теоретико-познавательная, но и прикладная наука. Используя богатый арсенал политико-социологических методов сбора, анализа и обработки информации прикладники-политологи всесторонне исследуют реальную политическую жизнь и политическую конъюнктуру, “выдавая” в качестве конечного общественно потребляемого продукта объективные экспертно-аналитические оценки и рекомендации по решению практических задач, а также разновариантные (краткосрочные и долгосрочные) прогнозы будущего развития событий. Политология — это и мировоззренческая дисциплина. Осваивая политические знания, человек становится политически грамотным, приобретает способность рационально-критически осмысливать политические процессы, свободно самоопределяться и самоидентифицироваться в условиях политического выбора и т.д. Объектом политологии как науки является политическая сфера общества, то есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. В качестве предмета исследования политологии выступает феномен политической власти (её сущность, институты, закономерности происхождения, функционирования, развития и изменения); кроме того, политология изучает и саму политику– как особый вид деятельности, связанный с использованием политической власти в процессе реализации индивидуальных, групповых и общественных интересов. В соответствии с номенклатурой, принятой в Международной ассоциации политической науки, к основным структурным элементам, или разделам, политологии относятся: 1. Теория и методология политики 2. Теория политических систем 3. Теория управления социально-политическими процессами 4. История политических учений и политическая идеология –5. Теория международных отношений Кроме того, исходя из решаемых политической наукой задач, принято выделять теоретическую и прикладную политологию. Политология взаимосвязана с рядом общественных наук, объектом которых также является политическая сфера общественной жизни. К их числу, прежде всего, относятся философия, политическая экономия, теория государства и права, социология, социальная психология, география. Философия концентрирует внимание на философских, методологических сторонах политики. Её главная задача—разработка теории познания политики: соотношение между материальным и духовным, объективным и субъективным. взаимодействие политологии и философии следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, общественная роль философии в развитии политических знаний, а также в использовании философской методологии; во-вторых, немаловажная роль философской (мировоззренческой) позиции субъекта в его политической деятельности. Политическая экономия, экономически обосновывая политический процессы, позволяет видеть в последних борьбу за реализацию экономических интересов. Политэкономия—это одна из методологических основ политологии. В свою очередь, политология даёт научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Наиболее органично политология связана с социологией. На стыке этих двух наук возникла научная дисциплина—политическая социология, изучающая систему взаимодействия политики с социальной средой. Политическая социология разрабатывает пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь людей. Она изучает социальную среду власти, общественное мнение, деятельность политических институтов и лидеров. Социальная психология изучает закономерности и механизмы формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются классы, исторические общности, социальные группы, личности. Предмет её изучения составляют общественно-психологические явления в сфере политики. Поэтому политология и социальная психология находятся в партнёрских отношениях. Знание политических закономерностей позволяет выкрыть сущность психологических явлений в сфере политики. И наоборот, знание психологических закономерностей позволяет постигнуть глубинную суть политических процессов Географическая среда, природно-климатические условия существенной влияют на развёртывание политических процессов, исторических событий. Политологический анализ должен учитывать данные географической науки. Политология, как любая наука, выполняет ряд функций научно-познавательного, методологического и прикладного характера. Основными из них являются следующие: гносеологическая, мирвооззренческая, идеологическая, инструментальная, прогностическая. Контрольные вопросы: 1.Назовите основные подходы к определению предмета политологии. 2.Укажите место политологии в системе социо-гуманитарного знания. 3.Назовите структуру политической науки и ее парадигмы. 4.Какие методы политологического исследования знаете ? 5.Назовите проблемы генезиса и эволюции политологии в Казахстане. Литература: 1.Абсаттаров Р.Б. «Саясаттану негіздері». – 2 том.- Алматы: Қарасай, 2011. 2.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [текст] :Оқу құралы / Е.Смағүлов. - Алматы :ЖетіЖарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2 3Трагер, Р. Дипломатия: коммуникация және халықаралық тәртіп негіздері [Текст] . - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2019. - 256 б. - (Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық). - ISBN 978-601-7943-28-8 4. «Казахстанская политологическая энциклопедия» / Под ред. Т.Т.Мустафина. - Алматы,1998. 5.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [Текст/Электронный ресурс] :Оқу құралы / Е.Смағүлов. - Алматы :Жеті Жарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2http://library.atu.kz/files/36276.pdf Тема 2. Основные этапы становления и развития политической науки Цель лекции: проследить основные этапы становления и развития политической науки. План лекции: 1. Парадигмы истории политической мысли. 2. Цивилизационно-этическая парадигма. 3. Теологическая парадигма. 4. Национально-политическая парадигма. Ключевые слова: философия, государство, теология, власть, правитель, памятники. документы Содержание лекции Античность (VI–IV в. до н.э.). Древняя Греция. Платон, Аристотель. Создали систематизированные концепции политического знания (наука о политике). Проблема человека и его связь с природой и государством. Идеальная форма правления – справедливое государство (Платон). Справедливость: каждый должен знать свое место и принадлежность к определенной страте (военных, мыслителей, ремесленников). Переход из страты в страты не допускался. Власть принадлежала самым мудрым. Правильные формы государственного устройства по Платону: монархия, аристократия, полития. Неправильные формы: олигархия, демократия, среднее между ними. Аристотель рассматривал справедливость уравнивающую и распределяющую: полис – сообщество свободных древнегреческих граждан, но каждый из них вносит свою лепту в его развитие, отсюда распределение взносов, наград. Древний Рим. Полибий. Проанализировал политическую историю Древнего Рима. Смешанная форма правления обеспечила величие Рима. Этапы развития Рима: царский период, республиканский, императорский. Цицерон: государство – достояние народа. Народ Рима – совокупность граждан в их отношении к праву и интересу. Идея о естественном законе. Средневековье. Августин Блаженный (VI–V вв.). «О граде Божьем»: заложил основы католической политической философии. Необходимо рациональное познание Бога. В своей работе А. Блаженный описывает два града: Римская империя («Вавилонская блудница») и Новый Иерусалим (град Небесный). Бог определяет, в какой град попадают люди, поэтому людям необходимо жить правильно, т.е. по Божьим законам. Первая философия истории. Фома Аквинский (сер. XIII в.). Основоположник политической философии, которая просуществовала до к. XIX в. Новое время. Возврат к утраченным античным ценностям. XVII в. – первая научная революция. XVIII в. – подорваны религиозные основания объяснения всего существующего на Земле. Естественно-правовая концепция и теория договорного происхождения государства. Естественный человек становится человеком государственным посредством заключения общественного договора. Политическая идеология классического либерализма (Локк), абсолютизма (Гоббс), консерватизма (к. XVII в.). Идея правового государства – с XVII в., разделения властей – XVII–XIII вв. Проблема политических партий – с XIII в. Концепции элитизма, лидерства – с XIX в. С сер. XIX в. в университетах США – политическая наука (изучение политических институтов). Зарождение политической социологии (Чикагская школа, Трумэн, Лассуэл и др.). Бихевиоральная революция (Истон, Алмонд, Лассуэл, Дойч): связь политической науки с позитивизмом, – дальнейшее разочарование. Свой современный облик политология приобретает во второй половине 19 века, когда её стали преподавать в колледжах и университетах США. В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра истории и политической науки. В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. в США создается Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время. Примерно в то же время происходит превращение политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину и в Европе, где важный вклад в её разработку внесли такие учёные, как М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето и др. В начале 20 века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Особенно интенсивно политология начала развиваться за рубежом после Второй мировой войны. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, которая действует и в наши дни. Её создание объясняется ростом значения политики как фактора жизни общества. В то же время её создание способствовало активизации политических исследований. Сегодня политология, наряду с социологией и психологией, занимает ведущее место в американском и европейском обществоведении. Одной из главных тем политико-правовой мысли мусульманского Востока является проблема добродетельного города и адаба (совершенного человека), которая получила развитие в трудах Аль-Фараби и Ю. Баласагуни. Аль-Фараби особое внимание при разработке этой идеи уделяет нравственному аспекту и связывает достижение идеального состояния государства при активной позиции и развитости нравственных качеств правителя. По мнению Аль-Фараби, идеальное государство является воплощением искусства верховной власти. Последнее обеспечивает достижение счастья всеми его гражданами. По мнению мыслителя, одним из актуальных условий достижения счастья в добродетельном городе является взаимосвязь философской и правовой культуры, моральных качеств, рациональных способностей человека. Другим мусульманским мыслителем средневековья является Ю.Баласагуни (ХI в)-один из видных тюркских философов, автор знаменитого труда "Кутадгу билиг" (Благодатное знание). Морально-этическая проблема в изложении Ю.Баласагуни отображает идеальные условия жизни людей, правила взаимоотношения между правителями и подчиненными. Давая назидание правителю, Баласагуни, как и Аль-Фараби, считал, что добродетельная форма государства напрямую зависит от нравственной чистоты и возвышенности правителя, от добродетельных, нравственных взаимоотношений его подданных. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого населения внес основатель суфийского ордена Яссавия – Ходжа Ахмед Яссави. Составной частью духовной культуры казахов являются многообразные формы народного поэтического творчества – фольклор, включающий в себя сказки, предания, легенды, песни, поговорки, загадки. Особое место занимают в поэтическом творчестве казахов героический и социально-бытовой эпос, айтысы, в которых содержится информация об условиях кочевого быта, патриархально-родового уклада предков. Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана в XIX веке занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статуте государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана. Пристальное внимание заслуживают демократические взгляды Валиханова. Примером этого служит его труд «Записки о судебной реформе», где отмечается «несостоятельность» царского правосудия в степи. Незнание царскими судами обычаев и традиций местного населения приводит к равнодушию и чванству судей, порождая взяточничество и несправедливость. Он считал первым условием для общественного прогресса - подъем просвещения и науки, за которыми последуют и другие реформы Общественно-политическим взглядам Алтынсарина присущи по-настоящему глубокий демократизм и стремление защитить интересы своего народа. Недовольство колониально-административной реформой царского правительства он выражает в статье «Несчастье киргизов». В разрешении проблем взаимодействия истории и общественного явления, в выборе правильного пути построения развитого общества Алтынсарин, в первую очередь, возлагал надежды на силу науки и просвещения. Казахская интеллигенция начала ХХ века, продолжая традиции предшествующей эпохи, воспевала в своих трудах веру в гражданственность, независимость и стремление к свободе до образования государственности – М.Дулатов «Проснись казах», М.Жумабаев «Небо», «Кто я?», «Пойду быстрее», А.Байтурсынова «Мечта казаха», «В здоровом теле – здоровый дух», «Об изучении казахского языка», а также А.Бокейханов, Ш.Кудайбердиев, М.Шокаев, Ж.Аймауытов. Контрольные вопросы : 1.Назовите причины зарождения политических знаний в Древнем Востоке, Греции и Риме. 2.Укажите особенности политической мысли средневекового Востока. 3.Дайте харатеристику политическим воззрениям эпохи средневековья Западной Европы. 4.Изложите суть политической мысли эпохи Нового времени. 5.Назовите особенности зарубежной политической мысли 20 века. Литература: 1.Абсаттаров Р.Б. «Саясаттану негіздері». – 2 том.- Алматы: Қарасай, 2011. 2.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [текст]: Оқу құралы / Е.Смағүлов. - Алматы :ЖетіЖарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2 3Трагер, Р. Дипломатия: коммуникация және халықаралық тәртіп негіздері [Текст] . - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2019. - 256 б. - (Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық). - ISBN 978-601-7943-28-8 4. «Казахстанская политологическая энциклопедия» / Под ред. Т.Т.Мустафина. - Алматы,1998. 5.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [Текст/Электронный ресурс]: Оқу құралы / Е.Смағүлов. - Алматы: Жеті Жарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2http://library.atu.kz/files/36276.pdf Тема 3. Политика в системе общественной жизни Цель лекции: выявить сущность политики как общественного явления, ее природу, возможности и перспективы. План лекции: 1. Понятие политики. Основные подходы к определению политики. 2. Политика как общественное явление. 3. Структура политики и ее классификация, функции политики 4. Основные виды политики. Ключевые слова: политика, виды политики, наука, власть, функции, искусство. компромисс Содержание лекции Политика - чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы. Политика - определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества. В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти. Происхождение самого термина «политика» различные авторы интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого «polis» и его производных «politeia» (конституция), «polites» (гражданин) и «politicos» (государственный деятель). Другие полагают, что данное понятие произошло от «politike», что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от «politeia», обозначавшего законодательное оформление общественногосударственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие «политика» произошло от греческих слов «poli» (много) и «tikos» (интересы). Широкое распространение слово «политика» получило после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристотеля о государстве и искусстве правления, который так и назывался «Политика». В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо. Платон определял политику как искусство жить вместе, т.е. искусство сосуществования. Данный подход называется коммуникационным. Используя директивный подход, классик политической науки, итальянский мыслитель Николло Макиавелли считал, что есть не что иное, как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее». А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти». Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал: «Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». А Д.Истон понимал политику как властное распределение ценностей внутри общества. Политика имеет свои субъекты и объекты. Субъект – это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект – это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности, в познании. Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах. Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь, участвует в политическом процессе: личность, социальная группа, общественные и религиозные объединения, государство или его органы, международные организации и т.п. Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта политики: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т.п. Политика может осуществляться на нескольких уровнях: мегауровень – международная и мировая политика; макроуровень – высшие центральные политические институты, государственные органы управления, общественные организации и объединения; мезоуровень – органы управления регионального, республиканского, областного, районного масштаба; 11 микроуровень – непосредственное политическое взаимодействие людей, малых социальных групп Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики. К таким связям можно отнести следующие: зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован; зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами; зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики. Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей. Категории «политика» и «власть» относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики. Классификация политики : 1) в зависимости от сферы общественной деятельности выделяют: экономическую; социальную; демографическую; национальную; военную политику и др. 2) в зависимости от объекта воздействия выделяют: внутреннюю; внешнюю политику; 3) в зависимости от субъекта политики выделяют: государственную политику; политику партий; политику общественных организаций и движений;4) в зависимости от приоритетной цели:политику модернизации; политику национального примирения; политику «большого скачка» и др. Основные направления воздействия политики на общество можно показать, рассмотрев функции политики. Таким образом, назначение (функции) политики заключается в следующем: - политика является инструментом реализации властно значимых интересов социальных групп; - политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместной работы; - политика обеспечивает как преемственность, так и инновационности общественного развития. Инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития; - политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений. Функция рационализации общественной жизни диктуется целым рядом обстоятельств: - опасностью для общества случайных и непредвиденных явлений, которые могут быть детерминированы природным фактором, действиями других стран, эгоистичными интересами индивидов и групп, необдуманными решениями политиков; - необходимостью более рационального производства и сохранения материальных и духовных ценностей; - потребностью в предвидении будущего и рациональных путей его достижения. Литература: 1.Абсаттаров Р.Б. «Саясаттану негіздері». – 2 том.- Алматы: Қарасай, 2011. 2.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [текст] :Оқу құралы / Е.Смағүлов. - Алматы :ЖетіЖарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2 3.Трагер, Р. Дипломатия: коммуникация және халықаралық тәртіп негіздері [Текст] . - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2019. - 256 б. - (Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық). - ISBN 978-601-7943-28-8 4. «Казахстанская политологическая энциклопедия» / Под ред. Т.Т.Мустафина. - Алматы,1998. 5.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [Текст/Электронный ресурс] :Оқу құралы / Е.Смағүлов. - Алматы :Жеті Жарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2http://library.atu.kz/files/36276.pdf |