эссе. Лекционный комплекс Социология и политология. Алматинский технологический университет
Скачать 291.78 Kb.
|
Тема 7. Девиация, преступность и социальный контроль Цель: выявить сущность понятий девиация, делинквентность, преступность, рассмотреть основные положения теории о девиации 1.Девиация и социальный контроль. 2.Краткий обзор теоретических подходов к девиации (социологический, биологический, психологический, экономический и культурологический). Аномия и общество. 3. Делинквентность и преступность. Ключевые слова: девиация, делинквентность, преступность, общество, контроль, социальный, теория, подход 1.Слово «девиация» дословно переводится с позднелатинского «deviation» как отклонение. В социологию это понятие пришло сравнительно недавно и используется для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.Девиация– это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, гении, художники-новаторы, знаменитые спортсмены, убийцы - все это девианты. Девиация грозит нарушению стабильности общества. В отечественной социологии термин «девиация» употребляется в двух значениях. В широком смысле подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм (незначительные проступки, проявление героизма, самопожертвования, преступление).В узком смысле- незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или даже административного кодексов Понятие «девиация» тесно связано с понятием социальный контроль. Социальный контроль - система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между ними. Понятие социального контроля было введено Т. Тардом, который понимал под ним совокупность способов, при помощи которых преступника приводят к нормальному поведению. Впоследствии значение данного термина существенно расширилось Э. Россом и Р. Парком, которые под социальным контролем понимали целенаправленное воздействие на индивида с целью приведения в соответствие человеческого поведения социальным нормам. Выделяют две разновидности социального контроля: -внешний социальный контроль - совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивидов. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах; неформальный базируется на реакциях окружения; -внутренний социальный контроль - это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины или стыда, которые возникают при нарушении усвоенных норм. Социальные нормы - это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Норма обычно предполагает некие варианты поведения, новые или отличающиеся от нормативного, но не выходящие за рамки допустимого. Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а, скорее всего, как некоторая зона допустимых вариаций 2. В социологии девиантного поведения получила распространение так называемая «теория наклеивания ярлыков» или теории стигматизации (от греческого stigmo - клеймо). Приверженцы теории стигматизации Э. Лемерт, Г. Бекер и К. Эриксон взяли главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоит у «руля» власти и собственности, имеют возможности выражать свои взгляды и принципы в нормах (законах), управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают ярлыки на «нарушителей» этих норм. То есть характер поступка (отклонения от нормы) обусловлен не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Этих исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное. В прошлом веке социальные исследователи предложили множество объяснений девиации; в данном вопросе мы рассмотрим основные теории, объясняющие девиацию. Биологические объяснения девиации Самые первые теории на сей счет носили биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности Психологические объяснения девиации Психологический подход, так же как и биологические теории не редко применяется к анализу криминального поведения. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями (слабоумие, психопатия, умственные дефекты). Так Фрейд ввел понятие - "преступники с чувством вины" - люди, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. Культурологические объяснения девиации Культурологические теории девиации делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, "побуждающих" людей к девиантному поведению. Здесь необходимо упомянуть три фамилии сыгравшие важную роль в развитие культурологической теории: Селин, Миллер и Сатерленд Селлин подчеркивал, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Он занимался изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества, т.е. субкультур. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных правоохранительные органы скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения общества. Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры Социологическое объяснение девиации Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами, Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Он использовал данный подход в исследовании сущности, причин самоубийств. Главной причиной самоубийств по мнению Дюркгейма является аномия (в переводе с фр .«беззаконие»). Аномия – состояние общества, в котором часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно Социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры — все это способствует девиантному поведению, аномии. Нарастание социальной дезорганизации не обязательно связано с экономическим кризисом, инфляцией. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции, что приводит к разрушению социальных связей, уровень преступности, как правило, выше там, где существует высокая миграция населения. Это может произойти в результате смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные верования, ценности. 3. Термин «деликвентный» часто употребляется в значении «относящийся к преступности, к нарушению правовых норм», то есть для обозначения серьезных нарушений. Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, его жесткая форма. Еще более жесткой формой является криминальное поведение. Делинквентное и отклоняющееся поведение соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Любая делинквентность является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие проступки, как: не вернуться ночью домой, употребить алкоголь, приставать к взрослым, драться, незаконно хранить оружие, нанести тяжкие телесные повреждения кому-либо холодным оружием, воровать, прогулять занятия, курить марихуану, уйти из школы, отбирать карманные деньги у других школьников, нарушать порядок в общественных местах, испортить общественное имущество, писать или рисовать краской на стенах и др. Контрольные вопросы: 1.Дайте характеристику понятиям девиация и социальный контроль. 2.Раскройте основные теоретические подходы к девиации (социологический, биологический, психологический, экономический и культурологический). 3.Что такое аномия и как она влияет на общество? 4.Что означает понятие делинквентность ? Литература: 1. Биекенов К.У., Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А. «Социология: Уч.пособие». – Алматы: Эверо,2016. – 584с. 2. «Социология. Основы общей теории: учебник» / Под ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015. - 912 3.Ритцер, Д., Әлеуметтану теориясы [Текст] = Sociologicaltheory. - 10-басылым. - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 856 б. - ("Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық"). - ISBN 978-601-7943-17-2 4.Габдуллина, К.Социология [Текст] : учебник. - Алматы :Нур-пресс, 2019. - 210 с. - ISBN 978-9965-830-86-0 5. Бринкерхоф, Д. Әлеуметтану негізері [Текст] = EssentialsofSociology. - 9-басылым. - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 464 б. - ("Жаңагуманитарлықбілім. Қазақтіліндегі 100 жаңаоқулық"). - ISBN 978-601-7943-15-8 6.Габдуллина, К.,Социология [Текст/Электронный ресурс] : учебник. - Алматы : Нур-пресс, 2019. - 210 с. - ISBN 978-9965-830-86-0http://library.atu.kz/files/45294.pdf 7.Чигрин В.А., Социология: теория, методология, практика [Электронный ресурс] : Учебник. - М : Вузовский учебник, 2020. - 348. - ISBN 978-5-9558-0572-6.https://znanium.com/catalog/document?id=349309 Тема 8: Религия, культура и общество Цель: провести социологический анализ религии, культуры и общества 1.Религия: основные понятия. Социологический анализ религии. Социальная сплоченность. 2. Социология культуры. 3.Модернизация общественного сознания, национальный код, ментальность и мировоззрение: параметры соотнесения. Ключевые слова: религия, общество, культура, многообразие, отношения, модернизация, возрождение В современной социологии религии можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне религия рассматривается как общественная подсистема и изучается ее взаимодействие с другими социальными структурами. На эмпирическом изучается религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических групп, нормы и ценности разнообразных религиозных общностей, их организации, влияние принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Важнейшими структурными образованиями религии как социального института выступает, во-первых, система определенных верований, которые сопровождаются особыми эмоциональными переживаниями, чувствами, религиозно-культовыми действиями; во-вторых, конкретные религиозные организации: храмы, служители культа, паства. Кроме того, в развитых религиях, как правило, содержится некоторый свод морально-нравственных предписаний. В совокупности этот сложный комплекс многообразных элементов и составляет социальный институт религии. Специфика функционирования религии проявляется в тех религиозных отношениях, которые вкладываются в процессе религиозной деятельности людей в соответствии с их религиозным сознанием. Влияние и распространенность их в системе общественных отношений зависит от того, какое место занимает религия среди других социальных институтов данного общества, а в связи с этим и какое влияние она оказывает на все сферы общественной жизни. Поэтому важнейшей характеристикой состояния религиозных отношений в обществе является религиозность населения. Существенными компонентами религии как социального института выступают религиозные группы и организации. 2. Социологический подход к духовно-культурной сфере определяют, по крайней мере, три обстоятельства: 1. Культура является мерой общественного прогресса. Следовательно, состояние культуры - есть состояние общества, которое проявляется через показатели культуры, измеряемые социологическими методами. 2. Культурная жизнь воплощает гуманистические цели развития в обществе, отражает состояние цивилизованного содержания общественных отношений, что также изучается социологией. 3. Имеется определенная технология превращения богатств человеческой истории во внутреннее достояние личности. Через анализ культурных ценностей определяется культурная социализация, что также является социологической проблемой. Таким образом, объектом социологии культуры является культурно-духовная сфера, окружающая человека, а предметом - культурные институты, деятельность людей в области социокультурных отношений, процесс институализации культурно-духовных форм поведения, а также экономические и политические условия возникновения, развития и действия культурного поведения личности и социальных групп. К компонентам культуры следует отнести: понятия (языковая структура); отношения (связи в пространстве и времени явлений, фактов жизни); ценности (нормы морали, нравственные устои общества); правила и нормы (система регулирования ценностей и норм поведения, стандарты, санкции. В последнее время проблемы культуры приобретают все большее значение, что связано с ростом влияния духовных интересов на жизнь общества и усилением цивилизационных процессов в культурной жизни нашей страны и других стран. Глобальные процессы культуры получают общечеловеческий смысл, выступают условием социального партнерства и достижения политического консенсуса. В этих условиях социология культуры становится инструментом решения жизненно-важных задач, инструментом преодоления противоречий современной духовной жизни. Культуры в мире весьма разнообразны. Это относится как к материальной, так и к духовной сферам культуры. Отличительные особенности культурных идеалов определяется в зависимости оттого, что ставится на первое место в обществе - индивидуализм или коллективизм. Для западно-индустриальных обществ характерны ценности индивидуализма. Это означает, что в таких обществах отдается предпочтение самостоятельности человека и личному благополучию в ущерб социальной идентичности. В азиатских культурах и в странах третьего мира больше ценится коллективизм. Наивысший приоритет люди приписывают целям и благополучию своих групп - семейных, клановых, трудовых. Обычно коллективизм процветает там, где люди постоянно сталкиваются с бедствиями, например, с голодом; там, где семьи велики и жизнь требует взаимовыручки. 3.В своей статье Глава государства Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» от 12.06. 2017 писал, что «в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода». Основные направления модернизации сознания. 1.Конкурентоспособность 2.Прагматизм 3.Сохранение национальной идентичности 4.Культ знания 5. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана 6. Открытость сознания Контрольные вопросы: 1.Дайте определение понятию религия 2.Какова структура религии? 3.Какие функции выполняет религии? 4.И назовите дисфункции религии? 5.Дайте определение понятию культура. 6.Каковы элементы культуры? 7.В чем разница между культурой и цивилизацией? Литература: 1. Биекенов К.У., Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А. «Социология: Уч.пособие». – Алматы: Эверо,2016. – 584с. 2. «Социология. Основы общей теории: учебник» / Под ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015. - 912 3.Ритцер, Д., Әлеуметтану теориясы [Текст] = Sociologicaltheory. - 10-басылым. - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 856 б. - ("Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық"). - ISBN 978-601-7943-17-2 4.Габдуллина, К.Социология [Текст] : учебник. - Алматы :Нур-пресс, 2019. - 210 с. - ISBN 978-9965-830-86-0 5. Бринкерхоф, Д. Әлеуметтану негізері [Текст] = EssentialsofSociology. - 9-басылым. - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 464 б. - ("Жаңагуманитарлықбілім. Қазақтіліндегі 100 жаңа оқулық"). - ISBN 978-601-7943-15-8 6.Габдуллина, К.,Социология [Текст/Электронный ресурс] : учебник. - Алматы : Нур-пресс, 2019. - 210 с. - ISBN 978-9965-830-86-0http://library.atu.kz/files/45294.pdf 7.Чигрин В.А., Социология: теория, методология, практика [Электронный ресурс] : Учебник. - М : Вузовский учебник, 2020. - 348. - ISBN 978-5-9558-0572-6.https://znanium.com/catalog/document?id=349309 Тема 9 . Социология этничности и нация Цель: раскрыть сущность социологии этничности и нации 1. Социально-этнические общности. Этнические системы. Этнос, народ, нация 2.. Этническая идентичность. Национальная идентичность. Нация-государство. 4.Межэтническое и межконфессиональное согласие. Ассамблея народа Казахстана. Ключевые слова: этнос, нация, этничность, согласие, модель, племя, род , конфессии. Ассамблея 1. Социально-этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории. Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса. Более устойчивым признаком этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей. Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру. Основными историческими разновидностями социально-этнической общности являются племя, народность и нация. Племя — тип этнической общности, присущий преимущественно первобытнообщинному строю и основанный на кровнородственном единстве. Племя имело свою территорию и охватывало большое число родов и кланов. Род представлял собой группу кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — родовую общину, ставшую источником формирования основ племенной власти. Для племени уже было свойственно выделение собственного названия, своего языка или диалекта. Оно также скреплялось общими традициями, обычаями, религиозными представлениями и обрядами. В племени содержались некоторые элементы хозяйственного уклада, зачатки внутренней организации. Проявлением последних были племенные советы вождей, на которых решались важные для всех дела и вопросы (например, организация военного похода, охоты, религиозного обряда и т.д.). Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что приводило, в конечном счете, к образованию народности. Народность — тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровнородственном, а на территориальном единстве. Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями. Нация — исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания. Становление нации — процесс сложный и длительный, определяющую роль в котором играют социально-экономические факторы. Экономической и политической консолидации нации способствует образование единого национального языка и общенациональной культуры. На этой почве формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое предполагает приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также определенные этнические стереотипы, аккумулирующие коллективный опыт отношения к своей нации и другим этносам. Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре. Так, во Франции различные этнические общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и других языках, — но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством. 2. Культура – «цемент общественных отношений» не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с представителями иных культур, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности, т. е. чувство идентичности. Этническая принадлежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением, в которое попадает человек и которое, в свою очередь, задает общепринятые стандарты поведения и самореализации личности. Национальная идентичность в отличие от этнической предполагает наличие определенной ментальной установки, ощущения индивидом в сильной или слабой степени своей принадлежности к крупному социополитическому образованию (обычно государству). Этническая и национальная идентичности по-прежнему сосуществуют как две зачастую конкурирующие формы групповой идентичности: для одной решающим фактором является культурная общность, для другой — политическая (государственная). 3.Межконфессиональное и межэтническое согласие в Республике Казахстан является одним из необходимых условий целостности государства и его продвижения по пути демократических преобразований. Свобода вероисповедания - это необходимое условие деятельности демократического общества, один из основных элементов системы прав и свобод человека. Вопрос свободы вероисповедания всегда остается актуальным для Казахстана как для многоконфессиональной страны. Мирное сосуществование представителей различных национальных и религиозных групп во многом зависит от государственной политики и в этой связи опыт властей Казахстана заслуживает внимания. В то же время Казахстан является частью мирового сообщества, которое столкнулось с современными вызовами в религиозной сфере и с наступлением радикального ислама. Ассамблея народов Казахстана как социальный институт создала прецедент принципиально нового подхода к формированию механизмов и технологий регулирования межэтнических отношений. Новизна этого подхода заключается в создании уникального института Ассамблеи народов Казахстана в целях осуществления сбалансированной национальной политики за счет гармоничного синтеза политики государства и общественных организаций в Деле укрепления межэтнического согласия. Это, своего общественно-государственное партнерство, конкретные примеры которого возникают во многих странах мира как компьюнити, нацеленные на решение разнообразных насущных проблем современности. Такой тип корпоративности государства и гражданского общества, возникший в Казахстане именно в сфере межэтнических отношений, является уникальным в мировой практике. Контрольные вопросы: 1.Что означает понятие социально-этнические общности? 2. Дайте определение понятиям этнос, народ, нация 3. Что означает понятие этническая идентичность, национальная идентичность? 4. Как проявляются этнические интересы? 5. Назовите причины межнациональных конфликтов? 6.Какиет формы проявления национализма знаете? Литература: 1. Биекенов К.У., Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А. «Социология: Уч.пособие». – Алматы: Эверо,2016. – 584с. 2. «Социология. Основы общей теории: учебник» / Под ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015. - 912 3.Ритцер, Д., Әлеуметтану теориясы [Текст] = Sociologicaltheory. - 10-басылым. - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 856 б. - ("Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық"). - ISBN 978-601-7943-17-2 4.Габдуллина, К.Социология [Текст] : учебник. - Алматы :Нур-пресс, 2019. - 210 с. - ISBN 978-9965-830-86-0 5. Бринкерхоф, Д. Әлеуметтану негізері [Текст] = EssentialsofSociology. - 9-басылым. - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 464 б. - ("Жаңа гуманитарлық білім. Қазақтіліндегі 100 жаңа оқулық"). - ISBN 978-601-7943-15-8 6.Габдуллина, К.,Социология [Текст/Электронный ресурс] : учебник. - Алматы : Нур-пресс, 2019. - 210 с. - ISBN 978-9965-830-86-0http://library.atu.kz/files/45294.pdf 7.Чигрин В.А., Социология: теория, методология, практика [Электронный ресурс] : Учебник. - М: Вузовский учебник, 2020. - 348. - ISBN 978-5-9558-0572-6.https://znanium.com/catalog/document?id=349309 |