Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель лекции

  • Геостратегический регион

  • Северная Америка во главе с США.

  • Европа

  • Мусульманский полумесяц

  • Контрольные вопросы: 1.

  • АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет инжиниринга и информационных технологийКафедра Социально-гуманитарных дисциплинЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

  • предмет

  • основанные на здравом смысле представления

  • эссе. Лекционный комплекс Социология и политология. Алматинский технологический университет


    Скачать 291.78 Kb.
    НазваниеАлматинский технологический университет
    Дата29.09.2021
    Размер291.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекционный комплекс Социология и политология.docx
    ТипЛекции
    #238968
    страница6 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 15. Мировая политика и современные международные отношения

    Цель лекции: выявить основные направления внешней политики РК и определить ее место в системе международных отношений.

    План лекции:

    1. Мировая политика и мировой политический процесс.

    2. Понятие и основные субъекты международных отношений.

    3. Основные тенденции развития современных международных отношений.

    4. Казахстан в системе современных международных отношений.

    Приоритетные направления внешней политики Казахстана.

    Содержание лекции

    Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации.

    Междунаро́дные отноше́ния — это особый вид общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных отношений и территориальных образований.

    Несмотря на то, что международные отношения существуют с древних времён, сам термин появился сравнительно недавно — его ввёл английский философ Дж. Бентам, определивший под ними прежде всего стихийно возникшие отношения крупных национальных государств, стержнем которых являются политические отношения.

    Специфика участников. По мнению известного французского философа и социолога Р. Арона, «международные отношения — это отношения между политическими единицами». Таким образом, для него международные отношения — это, в первую очередь, взаимодействие между государствами или «дипломатом» и «солдатом». По мнению же американского политолога Дж. Розенау, символическими субъектами международных отношений являются турист и террорист.

    Особая природа. Международные отношения имеют анархический характер и отличаются большой неопределённостью. В результате каждый участник МО вынужден предпринимать шаги, исходя из непредсказуемости поведения других участников.

    Критерий локализации. По мнению французского исследователя М. Мерля, международные отношения — это «совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ».

    МО - объективно-субъективная реальность, зависящая от человеческого сознания.

    Главным действующим лицом МО является государство. Основная форма его деятельности — дипломатия. Государственная политика существует в двух измерениях — внутреннем (внутренняя политика, являющаяся предметом политологии) и внешнем (внешняя политика, являющаяся предметом международных отношений).

    Основа всех международных действий государств коренится в их национальных интересах (прежде всего, стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание).

    Государственные территории всех стран мира вместе с открытым морем и Антарктидой составляют мировое геополитическое пространство. Это пространство, в свою очередь, подразделяют на геостратегические регионы.

    Геостратегический регион образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния.

    По мнению значительного числа современных исследователей, в мире можно выделить несколько таких регионов.

    • Северная Америка во главе с США. Это самое мощное региональное объединение в мире, и если интеграционные процессы не затухнут, возможно образование Североамериканской конфедерации.

    • Европа, идущая к политическому единству через экономическую интеграцию.

    • Восточная Азия. Здесь огромным экономическим влиянием обладает Япония, политические же преимущества находятся на стороне Китая.

    • Южная Азия. В этом регионе будет доминировать Индия, но возможно обострение отношений с окружающими ее исламскими государствами.

    • Мусульманский полумесяц, в который входят страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

    •  Высока вероятность формирования геополитического региона Евразии с доминированием России.

    Международные отношения — это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы.

    Баланс сил может принимать различные формы — однополярную, биполярную,

    В международных отношениях отсутствует верховная власть, однако это не ведёт к господству принципа «помоги себе сам». Расширение полномочий международных организаций, разработка и принятие норм международного права привносит рациональный элемент в международные отношения, благодаря которому делается возможным равноправное участие в международной политике различных государств, а не только великих держав.

    Международные отношения нельзя свести только к состоянию мира и войны. Международные процессы многообразны, а благодаря росту взаимозависимости мира и формированию мирового сообщества, можно говорить о росте международного сотрудничества.

    Во всём многообразии целей, которые имеют международные акторы, приоритет отдаётся общечеловеческим ценностям и принципам, которые ведут к формированию регулируемого мирового порядка.

    Урегулирование различных конфликтов и споров возможно мирным путём, при помощи имеющихся международных организаций и норм международного права. Приоритет в либерально-идеалистической парадигме — создание системы коллективной безопасности, отказ от войны как инструмента международной политики.

    Будущее международных отношений — создание общемирового сообщества. Не исключена возможность создания мирового правительства.

    В эпоху ядерного оружия война не может быть инструментом внешней политики. Применение военной силы в практике современных международных отношений может поставить все человечество на грань катастрофы. Мировое сообщество уделяет огромное внимание предотвращению военных конфликтов в самом зародыше. Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:

    • сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.);

    • наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий;

    • политический процесс как способ достижения цели без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т. п.).

    Особенности социально-экономического и политического развития Республики Казахстан как суверенного государства на современном этапе и его потенциальные возможности для интеграции в мировое сообщество. Специфика геополитического положения и этнодемографического состава населения, их учет при выработке внешнеполитического курса. Национально-государственные интересы Республики Казахстан на мировой арене и приоритетные задачи внешней политики.

    Сотрудничество Казахстана как субъекта международных отношений со странами СНГ. Развитие отношений с США и европейскими странами. Казахстан и государства Среднего и Ближнего Востока. Приоритетные направления внешней политики Казахстана в обозримом будущем.

    Значительную роль в формировании мировой политики играют глобальные проблемы современности. Они вынуждают человечество осознать себя как единое целое и совместно пытаться решать общие проблемы.

    Контрольные вопросы:

    1.Назовите субъекты международный отношений.

    2.Что относится к международным институтам?

    3.Назовите потребности и интересы в международных отношениях.

    4.Что такое геополитика?

    5.Что относится к глобальным проблемам современности?

    6.Дайте определение политической модернизации в РК.

    Литература:

    1.Абсаттаров Р.Б. «Саясаттану негіздері». – 2 том.- Алматы: Қарасай, 2011.

    2.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [текст] :Оқу құралы / Е.Смағүлов. - Алматы :ЖетіЖарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2

    3Трагер, Р. Дипломатия: коммуникация және халықаралық тәртіп негіздері [Текст] . - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2019. - 256 б. - (Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық). - ISBN 978-601-7943-28-8

    4. «Казахстанская политологическая энциклопедия» / Под ред. Т.Т.Мустафина. - Алматы,1998.

    5.Иманбаев, М.Саясаттану негіздері [Текст/Электронный ресурс] :Оқуқұралы / Е.Смағүлов. - Алматы :Жеті Жарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2http://library.atu.kz/files/36276.pdf

    АЛМАТИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет инжиниринга и информационных технологий

    Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин


    ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
    по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»

    для обучающихся по образовательной программе/специальности

    Для всех специальностей АТУ

    Алматы- 2021
    Тема 1.Социология в понимании социального мира.

    Цель лекции: раскрыть роль социология в понимании социального мира, дать характеристику понятиям общество и индивид, социальные отношения , социальный институт, социальная реальность
    1.Предмет социологии

    2.Общество и индивид

    3. Социальные отношения и социальные институты

    5. Социальная реальность и здравый смысл

    Ключевые слова: социология, индивид, социальные отношения, социальный интситут, социальная реальность, социальная реальность

    1.Социология — это наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, а также социальных общностей и социальных отношений.

    Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas - общество и греч. logos — учение).

    Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество.

    Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

    2. Какую бы социологическую парадигму мы ни взяли за основу анализа, следует четко представлять, что функционирование общества возможно только как результат деятельности конкретных людей. Любой социальный институт, любая система ценностей и норм выполняют свою регулирующую роль, если материализуются в действиях, поступках индивидов. Столкновение интересов социальных групп, классов ведут к сдвигам в обществе, если приходят в движение реальные носители этих интересов. Вот почему проблема функционирования общества - это также и проблема взаимоотношения, взаимосвязи общества и индивида.

    Люди с их конкретными интересами, с одной стороны, составляют основу общества, делают возможным само его существование, а с другой - представляют для него большую угрозу, вносят дестабилизирующее начало. Каждый человек видит смысл жизни в реализации личных планов и целей, в самоутверждении, и, следовательно, стремится к большей свободе действий.

    Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходимости совместного существования и соответственно - принятия единых правил, норм, ценностей.

    Это противоречие, назовем его условно противоречием между общими и частными интересами, является первым камнем преткновения в жизни общества. Каждое конкретное общество находит собственное решение этой проблемы. В тоталитарных государствах личный интерес низводится до второстепенного и подчиняется общественному.

    Демократические государства с большим или меньшим успехом пытаются уравновесить два противоположных интереса путем поиска соответствующих социально-политических ниш, в которых тот и другой интересы могли бы получить наивысшее развитие, не ущемляя и не ограничивая себя взаимно. Например, путем разграничения гражданского права, защищающего свободы личности, и государственного права, призванного создать систему институтов, представляющие единые национально-государственные интересы.

    Современная социология исходит из принципиального дуализма отноше­ний между

    индивидом и обществом. В одних случаях необходимо общество ставить выше интересов отдельного человека, в других — интересы и права отдельной личности. Если одно начало социальной реальности всегда ума­лять, а другое — возвеличивать, то мы придем либо к тоталитарному госу­дарству, подавляющему малейшие намеки на свободу человека, либо к анар­хии и распаду общества, из которого исчезнут солидарность, общие цели и идеалы. Американское или западноевропейское общество проявляет огром­ные усилия для защиты прав и свобод личности, но когда речь идет о нацио­нальных интересах, особенно на международной арене, ни к чьим отдель­ным голосам западное государство не прислушивается.

    Таким образом, дуализм предполагает неприкосновенность двух начал — личности и общества. Он исходит из их паритета, а не приоритета: оба равны и никто не должен доминировать. Дуализм общества и индивида допускает невмешательство друг друга в личные интересы, если речь идет о второстепенных вопросах.

    2. Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе и ролью в общественной жизни.

    Социальные отношения это особый вид общественных отношений, возникающих между индивидами как членами сообществу выступают одним из способов проявления, трансформации и реализации социальности в обществе.

    В узком смысле социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворе­ния их потребностей в соответствующих условиях труда, мате­риальных благах, улучшении быта и досуга, получении образо­вания и доступа к предметам духовной культуры, а также в ме­дицинском обслуживании и социальном обеспечении. Речь идет об удовлетворении потребностей в области так называемой социальной сферы жизнедеятельности людей, по­требностей воспроизводства и развития их жизненных сил и их социального самоутверждения, заключающегося, в частности, в обеспечении основных условий их существования и развития в обществе.

    Важное значение имеет типологизация социальных отношений. Существует несколько оснований, по которым социальные отношения могут быть ранжированы по различным типам.

    По субъекту (носителю) социальные отношения подразделяются на следующие типы: индивидуальные; межличностные; внутригрупповые; межгрупповые; международные.

    По объекту социальные отношения классифицируются как экономические; политические; социокультурные; религиозные; внутристра- новые; этнонациональные; семейно-бытовые.

    По модальности, т. е. по характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения дифференцируются на отношения: сотрудничества; взаимопомощи; соперничества; конфликта; субординации (начальник - подчиненный).

    В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации выделяются официальные и неофициальные отношения.

    Широко распространенным типом социальных отношений являются субординационные отношения между руководителями и подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях

    Социальный институт (от лат. — установление, учреждение) — одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок.

    При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

    В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:

    • институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию — биологическое воспроизводство населения;

    • экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

    • политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т.д.);

    • социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

    Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков:

    - установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);

    - культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — герб, флаг, гимн; для бизнеса — фирменная марка, патентный знак; для религии — крест, иконы);

    - утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование; для образования — классы, библиотека);

    устные и письменные кодексы поведения (для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);

    - идеология (для семьи — любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

    Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции

    3.Социология дает нам возможность получить знания о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и о других обществах, отделенных от нас в пространстве и во времени. Социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют наши основанные на здравом смысле представления о нас самих и о других людях.

    Разумеется, социологические исследования не всегда противоречат здравому смыслу. Здравый смысл зачастую служит источником понимания в процессе изучения социального поведения. Следует, однако, подчеркнуть, что социолог должен быть готов задать вопрос о любом из наших убеждений (не важно, насколько оберегаемом нами): Так ли это на самом деле? Действуя подобным образом, социология способствует пониманию того, что есть «здравый смысл». Многое из того, что мы относим к здравому смыслу, т.е. к тому, что известно всем, - например, то, что число разводов увеличилось в период после второй мировой войны, - основано на работах социологов и других ученых-обществоведов. Для того чтобы из года в год представлять материалы по вопросам брака и развода, необходимо проводить огромное количество регулярных исследований. То же самое относится и ко множеству остальных областей нашего «основывающегося на здравом смысле» знания.

    Контрольные вопросы:

    1.В чем специфика социологии как научной и учебной дисциплины?

    2.Какие науки заложили фундамент социологии?

    3.Кого называют «отцом социологии»? В чем основная заслуга этого мыслителя?

    4.Когда возникла социология как наука? Почему она возникла именно в это время?

    5.Что является объектом и предметом социологии как научной дисциплины?

    6.Какова структура социологии как науки? По каким основаниям выделяются различные направления в социологических исследованиях?

    7.В чем ее основные функции?

    8.В чем заключаются сходства и различия между социологией, а также естественными и техническими науками?

    Литература:

    1. Биекенов К.У., Биекенова С.К., Кенжакимова Г.А. «Социология: Уч.пособие». -Алматы: Эверо,2016. – 584с.

    2. «Социология. Основы общей теории: учебник» / Под ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма, 2015. - 912

    3.Ритцер, Д., Әлеуметтану теориясы [Текст] = Sociologicaltheory. - 10-басылым. - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 856 б. - ("Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық"). - ISBN 978-601-7943-17-2

    4.Габдуллина, К.Социология [Текст] : учебник. - Алматы :Нур-пресс, 2019. - 210 с. - ISBN 978-9965-830-86-0

    5. Бринкерхоф, Д. Әлеуметтанунегізері [Текст] = EssentialsofSociology. - 9-басылым. - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 464 б. - ("Жаңа гуманитарлық білім. Қазақтіліндегі 100 жаңа оқулық"). - ISBN 978-601-7943-15-8

    6.Габдуллина, К.,Социология [Текст/Электронный ресурс] : учебник. - Алматы : Нур-пресс, 2019. - 210 с. - ISBN 978-9965-830-86-0http://library.atu.kz/files/45294.pdf

    7.Чигрин В.А., Социология: теория, методология, практика [Электронный ресурс] : Учебник. - М: Вузовский учебник, 2020. - 348. - ISBN 978-5-9558-0572-6.https://znanium.com/catalog/document?id=349309

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта