эссе. Лекционный комплекс Социология и политология. Алматинский технологический университет
Скачать 291.78 Kb.
|
Тема 11. Политическая культура и поведение Цель лекции: Проанализировать сущность, структуру поведения и политической культуры. План лекции: 1. Понятие, сущность, структура и функции политической культуры. 2. Структура политической культуры. Уровни, модели и типы политической культуры. 3. Особенности политических культур западного и восточного типов. 4. Политическая культура в Республике Казахстан. 5. Политическая социализация: сущность, этапы, модели и факторы. Ключевые слова: политическая культура, политическое поведение, политическая социализация Содержание лекции Понятие «политическая культура» было введено в научный оборот в середине XX в. американскими политологами X. Файнером при изучении систем правления европейских государств и Г. Алмондом, который первым предложил научную концепцию политической культуры. В настоящее время понятие «политическая культура» в политической науке используется в различных смыслах и значениях, что обусловлено как сложностью проявления культуры в политике, так и разным пониманием культуры. «Политическая культура» определяется как: система политических представлений; как система политических ценностей, влияющих на политическое поведение; как показатель уровня развития политических отношений; как духовный код (мета- программа) политической деятельности. Политическая культура — это: совокупность типичных для конкретного общества форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества; уровень, характер и содержание политических знаний и навыков граждан, влияющих на их политическое поведение и участие в общественно-политической жизни; совокупность элементов и феноменов сознания, культуры в целом, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса; совокупность наиболее устойчивых форм, «духовных кодов» политического поведения, свидетельствующих о степени усвоения общепризнанных норм и традиций государственной жизни. В широком смысле политическую культуру можно рассматривать как исторически обусловленную качественную характеристику политической сферы общества, включающую уровень развития субъекта политики, его политическую деятельность и результаты этой деятельности, «опредмеченные» в соответствующих общественно-политических институтах и отношениях. В узком смысле под ней понимается комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики. Подобно тому как культура в целом определяет и предписывает те или иные нормы и правила поведения в различных сферах жизни и жизненных ситуациях, политическая культура определяет и предписывает нормы поведения и «правила игры» в политической сфере. Политическая культура в определенном смысле устанавливает некие рамки, в которых члены общества приемлют существующую форму управления как законную (легитимную) или отвергают ее, способствует формированию определенных типов поведения, придает ему направленность. Политическая культура включает характерную для данного общества совокупность политических знаний, норм, правил, обычаев, стереотипов политического повеления, политических оценок, политический опыт и традиции политической жизни, политическое воспитание и политическую социализацию. Политическая культура — это определенный способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, в то время как представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания. Условно можно выделить два основных компонента политической культуры: культуру политического сознания и культуру политического поведения. Культура политического сознания представляет собой типичный для той или иной социальной группы (коллектив, нация и т.п.) комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, традиций, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность. Политические представления – образы политических объектов (институты власти, политические партии, политические лидеры и т.п.), которые формируются в сознании человека под воздействием общения и политического воспитания. Являясь феноменами сознания человека, они могут с большей или меньшей степенью достоверности отражать реальность, быть логично структурированными или существовать на уровне эмоций. Политические убеждения – это осознанные потребности человека, которые толкают его на определенные действия в сфере политики. Важную роль в формировании политических убеждений играют политические ценности – моральные принципы, нормы и идеалы политической жизни, которые имеют значение для отдельных индивидов и социальных групп. Стабильность политическому сознанию придают политические традиции – нормативные образцы политического поведения, которые исторически сложились, передаются из поколения в поколение и сохраняются на протяжении долгого времени. Политические традиции могут быть статичными и динамичными, старыми и новыми. Претворение политических представлений, убеждений, ценностей и традиций в действительность осуществляется посредством политических установок и ориентаций. Политические установки характеризуют склонность человека к определенным формам активности в области политики. Возможны как активные политические установки, когда человек склонен включаться в политическую жизнь (регулярно брать участие в выборах, ходить на митинги или состоять в партии), так и пассивные, когда человек склонен избегать участия в политической жизни общества. Политические ориентации, являясь видом политических установок, базируются на системном представлении человека о целях, планах и способах осуществления политических действий, которые он выполняет. Культура политического поведения представляет собой совокупность типичных для той или иной социальной группы форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности. Политическое участие определяется как действия отдельных людей, которые стремятся влиять на функционирование политической системы. Культура политического поведения – это активность общества по отношению к политическим институтам. Она проявляется в степени и формах включенности человека в электоральный процесс, массовых политических акциях, деятельности политических партий и местных органов самоуправления и т.п. Политическая деятельность – это категория, характеризующая активность политических институтов. Культура политической деятельности проявляется в традициях и стереотипах одобрения и реализации политических решений, политического управления и администрирования, разрешения социально-политических конфликтов. Политическая культура формируется на протяжении жизни множества поколений под влиянием различных факторов, среди которых можно выделить: 1) исторические факторы – предыдущий опыт социально-политических преобразований; 2) национальные факторы – национальные традиции, часто закрепленные в национальном эпосе, мифах; 3) социальные факторы – система социальных отношений, уникальная в рамках данного общества (семейные отношения, межличностные отношения); 4) идеологические факторы – представленность политических убеждений в рамках научной мысли, культурные особенности политической рефлексии; 5) экономические факторы – доминирующая в данной стране система экономических отношений. Все факторы, определяющие политическую культуру, характеризуются относительной стабильностью и изменяются только в процессе глубоких социальных трансформаций. Каждой политической системе отвечает особенная базовая модель политической культуры, проявляясь в каждой стране в национально-специфичной форме. Под влиянием политической культуры могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни, даже в условиях проводимых государством преобразований или изменения характера политического режима. Кроме того, политическая культура способна порождать новые для общества формы политической жизни и синтезировать элементы ее традиционных и инновационных форм. Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни. Контрольные вопросы: 1. Раскрыть сущность, структуру и функции политической культуры. 2. Какова структура политической культуры? 3. Каков уровень, модели и типы политической культуры? 3. Назовите особенности политических культур западного и восточного типов. 4. В чем особенности политической культурыРеспублики Казахстан? 5. Раскройте сущность политической социализации, этапам, моделями факторам. Литература: 1.Абсаттаров Р.Б. «Саясаттану негіздері». – 2 том.- Алматы: Қарасай, 2011. 2.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [текст] : Оқу құралы / Е.Смағүлов. - Алматы :ЖетіЖарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2 3Трагер, Р. Дипломатия: коммуникация және халықаралық тәртіп негіздері [Текст] . - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2019. - 256 б. - (Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық). - ISBN 978-601-7943-28-8 4. «Казахстанская политологическая энциклопедия» / Под ред. Т.Т.Мустафина. - Алматы,1999 5.Иманбаев, М.Саясаттану негіздері [Текст/Электронный ресурс] :Оқуқұралы / Е.Смағүлов. - Алматы :Жеті Жарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2http://library.atu.kz/files/36276.pdf Тема 12. Политическое сознание и политическая идеология Цель лекции: проанализировать сущность и структуру политического сознания и политической идеологии. План лекции: 1. Политическое сознание: понятие, функции, формы и уровни. 2. Происхождение, место и роль идеологи в обществе и политике. 3. Сущность и назначение политической идеологии. 4. Основные политические идеологии современности. 5. Сохранение национального духа и создание национальной модели будущегоразвития Республики Казахстан. Ключевые слова: политическое сознание, политическая идеология, национальный дух, современность Содержание лекции Субъективным внутренним отношением людей к объективным политическим условиями, функциям и ролям в политической жизни принято называть политическое сознание. Отражение политических явлений в мыслительном процессе людей, переживаниях и чувствах – это и есть политическое сознание. В основе такого типа сознания находится отрицательное или положительное значение политических отношений. Причем политическое сознание каждого человека совершенно по-разному формируется и определенным образом отражает объективные политические процессы. Отражение происходит на двух уровнях: обыденно-практическом или идеолого-теоретическом. Субъекты политического сознания. Для начала подчеркнем, что политическое сознание - форма общественного сознания, следовательно, оно возникает и формируется как сознание групповое, корпоративное. В качестве таких субъектов политического сознания могут выступать классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территориальные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит в основе различения массового политического сознания и элитарного. Уровни политического сознания. Другим ведущим основанием выделения структурных элементов политического сознания являются глубина и адекватность постижения им политической реальности. По этому критерию можно выделить следующие уровни. Государственное сознание. На данном уровне регулируются политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, конституций и т.д., а также обосновываются существующие политические порядки и принципы управления. Теоретическое сознание. На этом уровне разрабатываются различного рода концепции, идеи, воззрения, имеющие политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать важнейшие политические цели и задачи - как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические); определять средства и методы решения политических задач; определять направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ; корректировать политику с учетом данных практического опыта. Эмпирическое сознание. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей и отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений. Обыденное сознание. Данный уровень тесно связан с эмпирическим уровнем, но в то же время имеет ряд отличий. По сравнению с эмпирическим уровнем, обобщающим практический опыт субъекта, обыденный уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей Функции политического сознания. Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрения Интересы разных социальных групп находят свое отражение в политической идеологии. Такая идеология содержит в себе взгляды конкретной группы на действия власти, на саму власть, на политическую жизнь и на использование власти в своих интересах. Одним из главных элементов политического сознания является психологическая психология. Под этим понятием понимают политические чувства, настроения и эмоции, другие психологические компоненты политической жизни общества. Политическая психология формируется в повседневной жизни, она образовывается в процессе взаимодействия граждан с различными институтами власти. Это происходит на уровне обыденного сознания. Политическая идеология как одна из наиболее влиятельных форм политического сознания. С помощью политической идеологии можно определить, какой должна быть государственная власть, и какая политика должна ею проводиться. Другими словами, политическая идеология представляет собой систему идей и понятий, отражающих взгляд на политическую жизнь определенного субъекта. А содержанием политической идеологии можно назвать трактовку государственной власти, идеалы, воплощение которых улучшило бы общественный порядок и жизнь в стране в целом. Политическая идеология функционирует в сознании граждан и именно она в конечном итоге определяет политическое поведение граждан. А силу идеологии можно определить степенью ее освоения гражданами и мерой ее воплощения. Функции идеологии. Роль идеологии в жизни общества обусловлена теми функциями, которые она выполняет. Политические идеологии включают ценности, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, обладают силой веры. Исходя из этого, можно выделить следующие функции идеологии: 1. Ориентационная: она выражается в том, что, включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности. 2. Мобилизационная: предлагая идеал более совершенного общества, политическая идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию. 3. Интегративная: наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим фактором. 4. Амортизационная: будучи способом интерпретации политической действительности, политическая идеология служит ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач вновь стремиться к активным действиям по их реализации. 5. Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы. Суть ее состоит в том, что политическая идеология, как правило, возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп. Основные политические идеологии современности: либерализм, консерватизм, марксистская традиция и международная социал-демократия. Либерализм. Исторически первой политической идеологией стала идеология либерализма, родоначальниками которой были Дж. Локк, Т. Гоббс и А. Смит. Либерализм обосновал процесс обособления и становления самостоятельного индивида - представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политико-идеологической доктрине. Сегодня либерализм представляет собой совокупность различающихся между собой концепций, которые, однако, непременно включают весь базовый набор либеральных ценностей. Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), об их приоритете над интересами общества и государства. Условиями самореализации индивида либерализм считает зрелое гражданское общество, правовое равенство граждан, политический плюрализм как принцип организации жизни общества на началах многообразия, правовое государство с ограниченными возможностями вмешательства в сферы жизни гражданского общества. Возникший на базе классического либерализма неолиберализм трансформировал ряд его идей. В частности, был принят на вооружение тезис о необходимости расширения социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Кроме того, положение о жестком распределении политических ролей управляющих и управляемых сменилось тезисом о консенсусе всех политических сил как сущности политики. Важнейшими достоинствами политической системы были признаны справедливость, связанность государства правом, ориентация правительства на моральные ценности и принципы, участие масс в политическом процессе, конкуренция элит. В итоге такой модернизации старый либерализм был преобразован в неолиберализм, основной смысл которого можно выразить формулой: государство должно ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий функционирования рыночной системы. Консерватизм. Фундаментальные идеи консерватизма были сформулированы англичанином Э. Берком в книге "Размышления о революции во Франции" (1790). Основателями этого идейного течения были также французы Ж. де Местр и Л. Бональд. Базовыми ценностями консервативной политической доктрины являются порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принято считать в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем так называемой естественной жизненной силы, существование которой рационально объяснить невозможно. Политическим идеалом консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация: власть принадлежит элите, а свобода есть подчинение власти и лояльность к ней. Консерватизм возник не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов. Однако классический консерватизм тоже смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США), тетчеризм (Англия), которые очень далеко ушли от первоначальной идеи. Во-первых, консерватизм заметно эволюционировал в сторону приоритета прав и свобод отдельной личности при существенном ограничении экономических и социальных функций государства за счет приватизации государственной собственности и сокращения социальных программ. Во-вторых, консерватизм стал идеологией широких слоев "среднего класса" западного общества. Коммунизм. Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма - учения, возникшего в Западной Европе в середине XIX века. В противовес господствовавшему тогда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет, наконец, раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человека. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения нового общества. Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксистской концепции общественного развития. Поскольку марксизм признавал возможность научного познания окружающей действительности и формулирования законов развития общества, постольку он признавал и возможность безошибочного определения путей его преобразования. Вкратце схема исторического прогресса в марксизме выглядела следующим образом: общественные изменения обусловливаются характером и уровнем развития материального производства, прежде всего производительных сил, а также влиянием культурных, психологических, исторических и других факторов. Поэтому исторический прогресс есть последовательная смена общественно-экономических формаций. Антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а коммунизм (и его первая фаза - социализм) формируется на принципиально иной экономической основе - общественной собственности. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии и, следовательно, жесткая классовая борьба обусловлены сохранением частной собственности в руках буржуазии. Революционный переход от капитализма к социализму должен заключаться, прежде всего, в экспроприации частной собственности и передаче ее в руки тех, кто своим трудом создает все богатство общества, а также в установлении диктатуры пролетариата. Наиболее важным механизмом интеграции различных элементов социальной структуры была признана коммунистическая партия. Фашизм. В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения. Название этого политического течения происходит от итальянского слова "фашио", т.е. пучок, связка, объединение, союз. Фашистские лидеры Италии (Б. Муссолини. 1883-1945) и Германии (А. Гитлер. 1889-1945) своими идеологическими наставниками считали А. Шопенгауэра (1788-1861), Ф. Ницше (1844-1900), О. Шпенглера (1880-1936), Р. Михельса (1876-1936). В целом философия фашизма идеалистична, волюнтаристична и фаталистична. Она воспевает как высшую добродетель культ силы и власти, оправдывает стремление "арийской расы" к господству. Философия фашизма антигуманна, ибо отрицает свободу и равенство народов, считает высшим проявлением в мире не человеческий разум, а Мировую Волю. Она античеловечна потому, что считает фатально предопределенным господство "арийской расы" и рабское подчинение ей других народов. На базе этой философии фашисты строили свою идеологию. Отметим ее основные черты. Это: расизм; национализм; антигуманизм, антикоммунизм и антисемитизм; отсутствие всяких доказательств; иерархическое построение нацистской партии и государства; антидемократизм. Социал-демократизм. Наряду с либерализмом более жизнеспособной и социально эффективной на практике оказалась идеология социал-демократизма, формирующая в значительной мере центристскую ориентацию. Возникнув более ста лет назад, она была удивительно прагматичной, что определило высокую жизненную силу ее идей, несмотря на радикальные изменения в мире. В то время как многие политические идеологии приходили в упадок, идеология социал-демократизма усиливала свое влияние в мировом сообществе. Сегодня социал-демократическая идеология является политической доктриной центристских сил, хотя зарождалась она как левая идеология, как одно из течений внутри марксизма. Пластичность теоретических положений, которые никогда не имели ортодоксального характера, позволяла ей изменяться вместе с изменениями социальной действительности. Теоретические основы социал-демократизма были заложены Э. Бернштейном (1850 - 1932) в работе "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (1899). В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию выводов классического марксизма. Контрольные вопросы: 1.В чем сущность политического сознания, функции, формы и уровни? 2. Каково происхождение и роль идеологи в обществе и политике? 3.Раскройте сущность и назначение политической идеологии. 4. Каковы основные политические идеологии современности? 5. Назовите пути сохранения национального духа и создания национальной модели будущего развития Республики Казахстан. Литература: 1.Абсаттаров Р.Б. «Саясаттану негіздері». – 2 том.- Алматы: Қарасай, 2011. 2.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [текст] :Оқу құралы / Е.Смағүлов. - Алматы :ЖетіЖарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2 3Трагер, Р. Дипломатия: коммуникация және халықаралық тәртіп негіздері [Текст] . - Алматы :Ұлттық аударма бюросы, 2019. - 256 б. - (Жаңа гуманитарлық білім. Қазақ тіліндегі 100 жаңа оқулық). - ISBN 978-601-7943-28-8 4. «Казахстанская политологическая энциклопедия» / Под ред. Т.Т.Мустафина. - Алматы,1998. 5.Иманбаев, М. Саясаттану негіздері [Текст/Электронный ресурс] :Оқуқұралы / Е.Смағүлов. - Алматы :Жеті Жарғы, 2014. - 336 б. - ISBN 978-601-288-063-2http://library.atu.kz/files/36276.pdf |