деловой имидж. Автор высказывания Имидж это большие деньги, имидж это больше, чем деньги
Скачать 249.31 Kb.
|
Тема 1. Теоретические основы формирования делового имиджа Вопросы для изучения: 1. Понятие имиджа в современной науке. 2. Функции имиджа. 3. Составляющие индивидуального имиджа. 4. Типы имиджа. Изучив данную тему, студент должен: знать: · особенности имиджа как феномена; · какие задачи в деловом общении может решать эффективный индивидуальный имидж; · составляющие имиджа; · типы имиджа; уметь: · выявлять имиджевые характеристики. Основные понятия: · имиджелогия; · индивидуальный имидж; · свойства имиджа; · составляющие имиджа; · функции имиджа; · типы индивидуального имиджа: o самоимидж, воспринимаемый имидж, требуемый имидж (Э. Сэмпсон); o габитарный, вербальный, кинетический, овеществленный, средовой (А.Ю. Панасюк). Теоретический материал Понятие имидж ввел в деловой и научный оборот, обосновал его полезность для делового преуспевания американский экономист К. Болдуинг в 60-х гг. XX в. Благодаря работам российского ученого В.М. Шепеля в 90-е гг. ХХ в. началось развитие имиджелогии как самостоятельной научно-прикладной области знания[1]. Имиджелогия (от лат. imago – «образ» и logos – «учение», «наука») – наука, изучающая проблемы формирования и функционирования имиджа. Носителем имиджа может быть человек, группа людей, организация, народ, страна, а также отдельные сферы жизнедеятельности государства: власть, экономика, политика и т.п. В рамках данного интернет-курса мы рассмотрим основы формирования индивидуального имиджа делового человека. Под индивидуальным имиджем обычно понимают образ, возникший в результате восприятия внешних и внутренних характеристик человека. Лишь отдельные специалисты, которые в своей практической деятельности занимаются созданием привлекательной внешности клиента, употребляют термин «имидж», подразумевая под ним прическу и стиль одежды. Имидж (по В.М. Шепелю) – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания[2]. На наш взгляд, можно дать следующее определение. Индивидуальный имидж(от англ. image, от лат. imago – «образ») – целенаправленно или стихийно формируемый у общественности, устойчивый, индивидуальный, эмоционально окрашенный образ человека. Имидж обозначает, выделяет личность среди других, демонстрирует ее отличительные качества, подчеркивает достоинства. Эту функцию имиджа специалисты называют номинативной. Имидж призван сделать привлекательным объект восприятия. В этом проявляется его эстетическая функция. Образ объекта помогает установить эффективные контакты с конкретной аудиторией, поэтому в определенной мере отвечает потребностям и представлениям этой аудитории. Данную функцию имиджа называют адресной[3]. В.М. Шепель выделяет следующие функции целенаправленно формируемого индивидуального имиджа[4]. Ценностные функции: 1. Личностно возвышающая. С помощью эффективного имиджа вокруг личности создается ореол привлекательности, она становится социально востребованной, раскованной в проявлении своих лучших качеств. 2. Комфортизация межличностных отношений. Обаяние людей объективно привносит в общение больше симпатии и доброжелательности, терпимости и такта. 3. Психотерапевтическая. Личность, благодаря осознанию своей незаурядности и повышению коммуникабельности приобретает устойчивое мажорное настроение и уверенность в себе. Технологические функции: 1. Межличностная адаптация. Благодаря правильно избранному имиджу можно быстро войти в конкретную социальную среду, привлечь к себе внимание, установить доброжелательные отношения. 2. Высвечивание лучших личностно-деловых качеств. Благоприятный имидж дает возможность представить наиболее привлекательные качества человека, позволяя соприкасающимся с ним людям познавать именно эти черты, вызывающие симпатию или доброе расположение. 3. Затенение негативных личностных характеристик. Посредством макияжа, гармонично подобранных одежды, аксессуаров, прически и т.д. можно отвлечь людей от тех недостатков, которыми обладает человек. 4. Организация внимания. Привлекательный имидж невольно притягивает к себе людей, а потому их психологически легче расположить к тому, что говорит или демонстрирует человек. 5. Преодоление возрастных рубежей. Удачный выбор моделей поведения и исполнение различных социальных ролей позволяет комфортно себя чувствовать в общении с людьми разного социального и профессионального статуса, независимо от собственного возраста. Если речь идет об индивидуальном имидже, то его составляющими являются все воспринимаемые проявления человека: внешность, поведение, речь, события, характеризующие его. По словарному запасу, красоте и логичности речи, ее стилистической сложности, использованию профессиональных терминов и др. создается впечатление об уровне образованности и общей культуре человека, его профессиональной принадлежности, социальном статусе. То, как говорит человек – четко или невнятно, громко или тихо, выразительно или монотонно, – производит определенное впечатление на аудиторию. Такие ритмико-интонационные стороны речи, как высота голоса, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения, относятся к просодике (от греч. prosōdia – «припев», «ударение»). Телесные проявления человека во время речи – жесты, мимика, походка, поза, контакт глазами – это кинесика (от греч. kinetikos – «двигательный»). Можно сознательно использовать отдельные жесты, работать над осанкой и походкой для оказания благоприятного впечатления на аудиторию. Совокупность всех данных внешности – телосложение, рост, цвет волос, цвет кожи, состояние здоровья, прическа, одежда, макияж, аксессуары и т.д. – называется габитус (от лат. habitus – «внешность»). Именно особенности внешнего вида создают основу для формирования впечатления при первой встрече. К примеру, существуют устойчивые представления, что люди, обладающие квадратным подбородком, – волевые; имеющие высокий лоб – интеллектуалы. Так, костюм в деловой среде служит своеобразным кодом, по которому судят о солидности и надежности бизнесмена. Поведение человека, связанное с тактильной системой восприятия, – рукопожатия, поцелуи, похлопывания, объятия и т.п., – такесика (от греч. «прикоснуться»). Часто особенности рукопожатия раскрывают характер человека и его отношение к своему собеседнику. Пространственные условия общения, взаиморасположение собеседников– это проксемика (от греч. proksimos – «близкий»). Цари, короли не случайно всегда располагались выше своих придворных. Запахи косметики и тела – это ольфакторные(от лат. olfactorius – «обонятельный») знаки, которые такжеформируют впечатление о человеке. Особенности почерка – размер букв, наклон, вычурность – могут связываться в представлении людей с определенными личностными особенностями воспринимаемого человека. Личные вещи носителя имиджа – такие мелкие предметы, как ручка, ежедневник, мобильный телефон (его мелодия), и такие крупные, как машина, – могут раскрывать эстетический вкус, социальный статус человека и др. Личное или рабочее пространство – дом, квартира (выбор места расположения, размер помещения, внутреннее обустройство), собственный кабинет или рабочий стол – характеризуют интересы его обладателя, его отношение к делу, профессии и др. Хобби (увлечения) достаточно ярко высвечивают интересы и ценности личности. Творчество – картины, книги, статьи, коллекции одежды и т.п. – раскрывают индивидуальность человека. Репутация (от лат. reputation – «обдумывание», «размышление») – общественная оценка, сложившееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо. Например, положительные отзывы клиентов, руководителей, размещенные в портфолио, могут влиять на деловой имидж человека. Поведение или поступки, совершенные носителем имиджа, чаще всего непосредственно на глазах воспринимающей аудитории, дают основу для суждений о мотивах и ценностях человека. О носителе имиджа могут судить по его окружению (секретарь, начальник, супруг и друзья). Часто характеристики социального окружения человека приписывают ему самому. Также знаковой информацией, формирующей имидж делового человека, может быть сайт или личная страница в Интернете. Исходя из различных оснований, ученые предлагают следующие классификации индивидуального имиджа. Английская исследовательница Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, в зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов выделяет три типа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний. 1) Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе. 2) Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от собственной. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как в наше отсутствие о нас отзываются. 3) Требуемый имидж. Ряд профессий требует определенных имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – все это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей. С точки зрения того, какие средства создают образ, А.Ю. Панасюк выделяет следующие типы индивидуального имиджа: габитарный, вербальный (от лат. verbalis – «словесный»), кинетический, овеществленный, средовой. · Под габитарным имиджем А.Ю. Панасюк понимает внешний образ человека. · В понятие вербальный имидж включает как арсенал собственно языковых средств (лексика, модели построения предложений и т.д.), так и околоречевые средства (интонация, паузы, темп, ритм, громкость). · Кинетический имидж – это образ человека, формирующийся на основе восприятия его взгляда, мимики, жестов, типичных движений. · Овеществленный имидж – это раскрытие личности в продуктах ее профессиональной и творческой деятельности, предметах, вещах, которые он создал. · Средовой имидж создает представление о человеке по искусственной среде его обитания: кабинету, жилищу, автомобилю и т.д. Вопросы для самопроверки: 1. Кого считают родоначальником имиджелогии? 2. Каковы особенности имиджа как явления? 3. Какие задачи решает имидж в процессе деловых коммуникаций? 4. Из каких элементов складывается индивидуальный имидж? 5. Какие классификации имиджа вы знаете? Литература по теме: Основная литература: 1. Панфилова А.П. Имидж делового человека. – Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. – 490 с. Дополнительная литература: 1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск: Новое знание, 2002. – 328 с. 2. Болдуинг К. Имидж. – М., 1994. 3. Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2001. – 192 c. 4. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика.– М.: Ось-89, 2002. – 512 с. 5. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли по жестам. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 272 с. 6. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. – С. 5–44, 79–87. Интернет-ресурсы:
Практические задания: Задание 1. Анализ имиджа знаменитости. Ваша задача – кратко проанализировать имидж какого-либо известного бизнесмена, артиста, спортсмена или политика (по вашему выбору), заполнив таблицу. В левом столбце дайте 8–10 характеристик образа. В правом столбце укажите, какими средствами каждая характеристика формируется у воспринимающей аудитории. Ниже приведен пример анализа имиджа Евгения Чичваркина.
Задание 2. Заполните схему: Тема 2. Психологические основы формирования делового имиджа Вопросы для изучения: 1. Имидж как феномен восприятия. 2. Социальные аспекты восприятия имиджа. 3. «Я-концепция» делового человека как психологическая основа имиджа. Изучив данную тему, студент должен: знать: · социально-психологические механизмы формирования имиджа; · «ошибки восприятия», влияющие на формирование имиджа; · сущность и роль «я-концепции» в создании персонального делового имиджа; уметь: · учитывать социальные аспекты восприятия делового имиджа; · моделировать «Я-концепцию», психологическую основу имиджа; развивать навыки: · самопознания; · самоимиджирования. Основные понятия: · аттракция; · фасцинация; · социальный стереотип; · эффект первичности; · эффект ореола (гала-эффект); · эффект новизны; · эффект социального контекста; · эффект бумеранга; · эффект повторения; · «Я-концепция»; · «Я идеальное»; · «Я реальное». Теоретический материал Основная задача создания индивидуального имиджа – сформировать психологическое притяжение аудитории имиджа к его носителю. Формирование впечатления основывается на механизмах аттракции и фасцинации. Аттракция(от англ. attraction – «привлечение, притяжение») – проявление симпатии к человеку и желание с ним общаться. Для возникновения симпатии к человеку имеют значение его социальные и личностные характеристики, ситуация общения, сходства и различия участников коммуникации. Так, внешне привлекательные люди (опрятно одетые, с доброжелательной улыбкой и т.п.) быстрее располагают к себе. Важную роль играет пространственная близость: чем чаще люди находятся рядом друг с другом, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Если вы в чем-то схожи с аудиторией, то шансы произвести позитивное впечатление возрастают: «рыбак рыбака видит издалека». Фасцинация (от англ. fascination – «очарование, обаяние») – специально организованное вербальное воздействие на поведение человека с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации. Фасцинация возникает благодаря приятному тембру голоса, ритмически организованной и выразительной речи, особому подбору лексических и синтаксических средств. Наименьшая интенсивность фасцинации достигается при монотонной речи, максимальная – при декламации, пении. Интонационный строй речи может быть удивительно завораживающим. Эмоциональное воздействие на слушателей оказывают и особые языковые средства. Они подробно рассматриваются в литературе по риторике, стилистике и культуре речи, поэтому ограничимся лишь их перечислением. Важнейшими лексическими средствами являются: эпитет (образное определение), олицетворение (одушевление неодушевленного), гипербола (образное преувеличение), литота (образное преуменьшение), сравнение, метафора (перенос свойств одного предмета на другой), фразеологизмы и др. Синтаксические средства (фигуры речи): риторический вопрос, повтор (анафора и эпифора), антитеза (противопоставление), риторическое восклицание и др. Впервые увидев человека, мы склонны приписывать ему некие черты, соотносить с определенным стереотипом. К примеру, людей, носящих очки, считают умными, человека в строгом классическом костюме чаще всего воспринимают как серьезного, делового. В психологии под социальным стереотипом (от греч. stereos – «твердый» + typos – «отпечаток») принято понимать упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы существенно облегчают восприятие, задают критерии для оценок, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщенные представления, которые в ряде случаев не подтверждаются. Они сужают наше восприятие, формируют неточное, иногда даже ложное мнение. Рассмотрим некоторые примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человека. Гендерные стереотипы: · женщины – слабый пол; · женщина не может быть руководителем; · мужчины – сильный пол. Возрастные стереотипы: · все дети – чисты душой; · все подростки – «трудные»; · старый – значит мудрый. Этнические стереотипы: · прибалтийцы – медлительны; · англичане – консервативны; · японцы – трудолюбивы. Психологи описывают несколько стереотипных эффектов, вызывающих специфические искажения и ошибки восприятия, которые необходимо учитывать при формировании имиджа. 1) Эффект первичности.Состоит в том, что информация, поступившая первой, автоматически воспринимается как более убедительная. Если первое впечатление о человеке благоприятно, то дальнейшее его поведение переоценивается, его ошибки не замечаются. Негативное первое впечатление, напротив, направляет внимание в сторону отрицательных черт личности. При публичном выступлении, деловой беседе, на переговорах необходимо тщательно продумывать порядок предоставления информации: наиболее позитивную и значительную предоставлять в самом начале. 2) Эффект ореола (гала-эффект).Проявляется в искажающем влиянии эмоционально заряженной информации на наше восприятие. Так, если мы получаем волнующую нас информацию о человеке, к примеру, до нас доходят слухи о его недостойном поступке, то у нас формируется отрицательное отношение к нему, занижающее его реальные качества. Учитывая эффект ореола, необходимо следить за тем, кто и как вас представляет окружающим, на каких качествах акцентирует внимание аудитории. 3) Эффект новизны. Все новое и неожиданное, с одной стороны, приводит нас в замешательство, с другой – сильнее привлекает внимание и лучше запоминается. Эту особенность восприятия можно использовать для подчеркивания в деловом имидже ваших преимуществ. 4) Эффект социального контекста. Здесь следует вспомнить, что человек на фоне положительной группы или позитивных событий воспринимается с гораздо большей симпатией. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», – гласит пословица. Социальное окружение делового человека во многом формирует его репутацию. Также наша привлекательность заметно возрастает в глазах людей и тогда, когда мы окружаем себя красивыми вещами. 5) Эффект бумеранга. Люди склонны относиться к человеку так, как он сам относится к ним. Если человек ведет себя доброжелательно, демонстрирует внимание и уважение к собеседнику, делает комплименты, то с большой вероятностью вызовет добрые чувства в ответ. 6) Эффект повторения. Суть его в том, что часто повторяемое воспринимается как привычное, близкое, вызывающее доверие, а все новое и слишком необычное первоначально вызывает напряжение и сопротивление. Е.В. Змановская отмечает, что все перечисленные эффекты стереотипизации участвуют в процессе формирования имиджа отдельного человека. Они активизируются в условиях дефицита информации. В свою очередь, уже сформированный имидж выступает в роли «некой изначальной готовности людей воспринимать конкретного человека/группу людей вполне определенным образом»[5]. Прежде чем демонстрировать свои деловые качества окружающим, необходимо выработать представление о себе. Для этого специалисты в области имиджелогии советуют начать с познания и принятия себя, формирования «Я-концепции». Я-концепция (по Р. Бернсу) – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с его отношением к себе или к отдельным своим качествам. Как указывают психологи, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твердой убежденностью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости. «Я-концепция» – это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. На самооценку влияют собственное мнение индивида о себе, суждения других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты. Самооценка не постоянна, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я – представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой. Для формирования адекватной самооценки целесообразно проанализировать свои сильные и слабые стороны, описать «Я реальное» (представление о своих деловых качествах на текущий момент) и «Я идеальное» (представление о том, каким деловым человеком вы хотели бы стать). Вопросы для самопроверки: 1. Всегда ли имидж является точным отражением его носителя? 2. Что представляет собой стереотип и каковы его основные виды? 3. Какова роль социального стереотипа в формировании имиджа? 4. Что такое «Я-концепция»? 5. Чему способствует работа личности над «Я-концепцией»? Литература по теме: Основная литература: 1. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: Омега-Л, 2009. – 266 с. Дополнительная литература: 1. Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. – СПб.: Речь, 2005. – 144 с. 2. Леви В.Л. Искусство быть другим. – М.: Знание, 1977. 3. Леви В.Л. Искусство быть собой. – М.: Знание, 1977. – 208 с. 4. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. – М.: Аспект-Пресс, 2002. — 223 с. 5. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М.: Народное образование, 2002. – С. 102–116. Интернет-ресурсы:
Практические задания: Задание 1. Установите соответствие между определениями и терминами.
Задание 2. Прочтите описание экспериментов из книги С.С. Степанова[6]. Назовите «эффект восприятия», который сработал в каждом случае. 1. В ходе исследования Р. Нисбета и Т. Вильсона студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили оценить преподавателя по ряду характеристик. Результаты оказались однозначными. Оценки преподавателя доброжелательного оказались значительно выше, чем оценки «холодного». 2. Молодым людям было предложено оценить очерк, написанный женщиной, причем к тексту прилагался ее портрет. В одних группах испытуемых использовался портрет женщины с привлекательной внешностью, в других – портрет «дурнушки». Более высокие оценки получил очерк красивой женщины. Задание 3. Приведите примеры стереотипов восприятия, влияющих на формирование имиджа. Заполните таблицу.
|