Главная страница

Бащенко, Светлана Викторовна


Скачать 2.16 Mb.
НазваниеБащенко, Светлана Викторовна
Дата07.04.2022
Размер2.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsochineniy_10-11_klassy.pdf
ТипСборник
#450217
страница4 из 24
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И. С. Тургенева Отцы и дети»
П
лан
. Женские образы в романе Отцы и дети.
. Образ Анны Сергеевны.
. Любовь Базарова к Одинцовой как свидетельство несостоятельности его жизненной позиции.
Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети играют важную роль в деле раскрытия идейного содержания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств человеческого характера так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить Катя — практичность, уравновешенность, деловитость Кукшина пародирует мировоззрение Базарова; мать Базарова становится символом материнской любви и преданности. Образ же Анны Сергеевны
Одинцовой, богатой, самостоятельной и умной женщины, выписан автором наиболее тщательно и объемно. Нелегкий жизненный путь, который пришлось пройти этой молодой и привлекательной женщине, сформировали закалил ее сильный характер, благодаря чему она и стала самодостаточным человеком — рассудительным, уравновешенным, свободным от предрассудков. Дочь игрока, кутилы, неудачника, она смогла не опустить руки, даже оставшись в раннем возрасте без родителей и с маленькой сестрой на попечении. Анна Сергеевна получила хорошее образование, к тому же, обладая от природы острым умом, умением хорошо разбираться в людях, она, несмотря на свой молодой возраст, является весьма гармонично развитой личностью. Ее сложно обмануть — она смотрит на все объективно, ив этом ей помогают присущие ей трезвость ума и ярко выраженная практичность. Анна Сергеевна — это не тот человек, который дает свободу чувствам, более того — она даже неспособна на проявление сильных эмоций. Душевное спокойствие и равновесие — вот вещи, которые имеют для нее настоящую ценность, и, вспоминая сложный жизненный путь Анны Сергеевны, мы понимаем, почему. В тоже время образ Одинцовой является идеальным фоном для проявления эмоций Базарова. Душевное равновесие Базарова оказывается далеко не таким незыблемым, как ему бы того хотелось, в то время как сама Анна Сергеевна, сразу же раскусившая и трезво оценившая истинную сущность этого человека, остается непоколебимой. Именно чувства к Анне Сергеевне являются той лакмусовой бумажкой, которая помогает автору продемонстрировать читателю внутренний конфликт Базарова, несостоятельность исповедуемых им убеждений и пропагандируемых им идей. Эмоциональность, романтизм, пылкость — эти качества Базарова попросту перечеркивают все принципы, декларируемые им же самим. То, что раздражало и возмущало Базарова в других, становится для героя источником сильнейших мучений, проявившись в его собственном характере. Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева

П
лан
I. Особое место темы любви в романе.
II. Многоликость великого чувства любви.
. Родительская и сыновняя любовь.
. Борьба любви и холодной рассудочности.
. Любовь — мука и потрясение.
III. Неповторимость чувства любви, отраженная в романе. Водном из, бесспорно, наиболее значимых произведений И. С. Тургенева — Отцы и дети — наряду с центральной темой столкновения поколений особое место занимает тема любви. Она выписана по-тургеневски неподражаемо так ненавязчиво и вместе стем полно, во всех своих многогранных проявлениях. Первые же страницы романа раскрывают перед читателем глубину родительской любви Николая Петровича
Кирсанова к сыну Аркадию. Трогательна сцена встречи отца и сына после долгой разлуки радость, легкое смущение, волнение и тепло сквозит в каждом слове и действии старшего Кирсанова. Аркадий отвечает отцу таким же чувством, но демонстрирует его более сдержанно, привычно равняясь на своего друга и наставника — нигилиста
Базарова. Причем скрывает он не только сыновнюю любовь, но и любовь и восхищение своей малой родиной, ее
природой он начинает восторженно говорить о чудесных запахах, о небе — и вдруг, бросив косвенный взгляд в сторону Базарова, осекается и переводит разговор из романтического в обыденное русло. Ведь он презирает всякий романтизм!
Родительская любовь, принявшая форму восхищения и благоговения, показана автором на примере родителей
Базарова. Арина Власьевна и Василий Иванович безумно любят своего Енюшеньку, нов страхе надоесть ему сдерживают свою нежность. Намой взгляд, образы Аркадия и Базарова удочно раскрывают тему любви в романе. Развитие действия романа иллюстрирует борьбу в их душах любви и холодной рассудочности. Тонко чувствующий, отзывчивый по своей природе Аркадий, насилующий свою поэтичную натуру в угоду базаровским идеям, в глубине души изначально стоит на стороне любви. Просто стесняется это признать, юношески максималистично отдаваясь дерзкому новому веянию. Но, даже глубоко восхищаясь Базаровым, не подвергая сомнению его авторитет, Аркадий чурается его цинизма в высказываниях о самом сокровенном. Победа же любви над Базаровым становится для него не радостью, а мукой и болезненным потрясением вместо того, чтобы открыться чувству, он старательно гонит его от себя, как заразу, как нечто негодное, способное смутить его чистый ум, его трезвость и хладнокровие. Воспринимая нахлынувшую любовь к Анне Сергеевне Одинцовой не как благо, а как врага, он все душевные силы бросает на сопротивление этой любви — и самому себе. Это трагическое самобичевание отравляет и изматывает Базарова, делая каждый миг его существования вместо радостного болезненным. Превыше всего ценя свой разум, он старательно топчет в себе чувства, думая, что это правильно, и не понимая, что топчет и уродует самого себя. И даже когда сего губ срываются слова Я люблю вас, глупо, безумно, — обращенные к Одинцовой, его охватывает не трепетание юношеской робости, а дрожь от сдерживаемой темной страсти, гневной, тяжелой, пугающей И только на смертном одре Базаров, хоть и говорит, что
его любовь к Одинцовой не имела смысла, тем не менее, сам зовет Анну Сергеевну, чтобы еще раз увидеть, сам просит о прощальном поцелуе, видя в ней отражение своей не случившейся жизни. Любовь в романе Отцы и дети предстает во множестве своих проявлений бесконечная любовь родительская и сыновняя восторженная любовь к родине и к природе кроткая и непогрешимая любовь Фенечки к Николаю Петровичу безответная и всепоглощающая любовь Павла Петровича к княгине нежная и светлая, выросшая из дружбы и симпатии, любовь Аркадия к Кате. И всю неповторимость каждой из этих любовей отобразил И. С. Тур- генев в своем бессмертном романе. Образы купцов-самодуров в пьесе АН. Островского «Гроза»
П
лан
I. Познавательное значение пьес А.
Н.
Островского.
II. Обличение тирании темного царства. Жестокие нравы города Калинова.
. Образ самодура Дикого. Ханжество Кабанихи. Молодое поколение в пьесе Гроза. Протест Катерины против устоев темного царства».
Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…
Н. А. Добролюбов
Чрезвычайно важна роль Островского в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его
пьесам с тяжелым, мрачным бытом темного царства, с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному развитию личности. В ряду тем, выдвинутых жизнью, была одна, требовавшая неотложного освещения. Это тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета вкупе- ческом быту, тирания, под гнетом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота. Задачу обличения экономической и духовной тирании темного царства и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».
Действие драмы Гроза происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие — говорит бедняк
Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одни олицетворяют гнетущую власть темного царства (Дикой, Кабаниха, а другие — жертв темного царства (Катерина, Кулигин, Тихон, Борис,
Кудряш, Варвара. Они одинаково ощущают грубую силу темного царства, но по-разному выражают свой протест против этой силы.
Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя темного царства. Смысл жизни для Дикого — приобретать, увеличивать богатство, а для этого все средства хороши. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Вот как говорят о Диком герои пьесы. Шап- кин: Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофь-

4
ич, поискать еще Низа что человека оборвет Кудряш: у него вся жизнь основана на ругательстве А уж пуще всего из-за денег ни одного расчета без брани не обходится А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит. Целый день ко всем придирается Грубый и бесцеремонный Дикой куражится перед племянником Борисом, перед домашними. Борис замечает Тетка каждое утро всех со слезами умоляет Батюшки, не рассердите Голубчики, не рассердите А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет тут уж домашние держись. Прижимистость и разнузданность — это не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества.
Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Каба- новой позволяет нам познакомиться еще с одной разновидностью представителей темного царства, такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной. Кабаниха любит беспрекословное повиновение, веере- чах постоянные попреки, жалобы на непочтительность. В доме Кабанихи царит атмосфера жестокости, унижения. Она тиранит своих близких, поедом ест, точит, как ржа железо ханжа, сударь Нищих оделяет, а домашних заела совсем. Кабаниха считается стем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубочайшему убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе передним, как того требует порядок. Она вразумляет Тихона, непонимающего, для чего Катерина должна его бояться Как зачем бояться Даты рехнулся, что ли Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок-то в доме будет Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявилось в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Жена обязана долго и громко выть, проводив мужа. Кабаниха непросто соблюдает домостроевские нормы, она борется за них. На вид она благочестива и набожна. Но религия для
нее — только средство держать в повиновении окружающих (Весь домна обмане держится»).
Зло, ханжество, ложь — вот черты нравственного облика темного царства».
А как другие персонажи пьесы относятся к морали Дикого и Кабанихи Кулигин осуждает купечество за жестокость, мечтает об общей пользе, о всеобщем благоденствии, но это лишь мечты. Во взаимоотношении с самодурами он считает наилучшим терпеть и угождать. Жизненная философия Варвары — делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было. Кудряш уживается с Диким, применяется к обстановке и находит возможности весело жить ив среде Диких. Тихон, человек добрый, но безвольный, под давлением матери потерял всякую способность думать и жить самостоятельно.
И только Катерина смогла бросить протест миру жестокости и деспотизма. Протест Катерины, конечности- хийный. Но он по-своему отразил недовольство общественными семейным неравенством, тиранией имущих.
Добролюбов назвал Катерину лучом света в темном царстве. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак темного царства».
Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость — вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке План. Проблема русского национального характера в творчестве классиков русской литературы.
. Творчество НС. Лескова.
. Образ русского человека в произведениях Н.
С.
Лескова. Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных политических течений, в том числе и движения народников. Поэтому многие литераторы, расцвет творческой карьеры которых пришелся именно на этот период, уделяли немало внимания раскрытию образа русского человека, старались понять и осмыслить ярко выраженные стороны его ментальности, как можно глубже проникнуть в суть его душевных порывов и природных наклонностей. Самобытный и склонный к глубокому анализу писатель и человек, Лесков не стал исключением — в его произведениях Левша, Тупейный художник, Очарованный странник мы видим стремление понять русский национальный характер, выделить его основные черты и продемонстрировать их читателю. О том, насколько талантлив и неординарен Лесков, и о том, насколько интересными пронзительным является его творчество, многие читатели и критики стали говорить не так давно — только во второй половине двадцатого века, по прошествии десятилетий со дня смерти писателя, его произведения стали признаваться шедеврами литературно-общественной мысли. Сегодня его называют самым национальным из писателей России («Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей, и который всех глубже и шире знал русский народ таким, как он есть — говорило таланте Лескова Д. П. Святополк-Мирский). Рассказывая о жизни России, Лесков воссоздает честную, правдивую, точную картину русской жизни, метко и подробно подмечая и описывая характерные черты каждого персонажа, к какому бы сословию тот ни принадлежал. Произведения Лескова — это, по сути, спокойное, уравновешенное, объективное повествование о русском человеке. Его Лесков видит, в первую очередь, искренним, откровенным, глубоким, способным на сильные чувства — ив тоже время автор отмечает мудрость и взвешенность национального русского характера. Герои
Лескова — это простые люди, которые, невзирая на все невзгоды и тяготы собственной жизни, продолжают любить ее и держаться за нее. Любовь к людям и душевная открытость также являются, по мнению автора, характерными чертами русского человека. Умение держать
марку, не сгибаться под действием встречного ветра, какой силы бы ни был его порыв — этим живет и дышит русский человек. Никто не говорит, что судьба его балует. Но нравственная стойкость и способность жить богатой духовной жизнью — это именно те качества, которые помогают ему справляться с неурядицами любого масштаба. Концепция космоса и хаоса в поэзии Ф. Тютчева
П
лан
. Образ окружающего мира в поэзии Тютчева.
. Концепция темного и светлого начал.
. Природа и космос. Поэзия Тютчева есть непростое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину.
С. Л. Франк
Политический публицист, дипломат по вопросам взаимоотношений между Европой и Россией, член-корреспон- дент Петербургской Академии Наук — все это сочетал в себе великий человек Федор Иванович Тютчев. Широкому кругу людей он известен, прежде всего, как глубокий лирик, романтический поэт-философ, стихи которого узнают с первых школьных лет. Осмысление окружающего мира и принадлежность человечества к стройной гармоничной системе вещей — главный мотив в творчестве
Тютчева. Концепция космоса и хаоса в поэзии Тютчева представляет собой соединение образов мирового устройства и лирическое осмысление этих образов. Фрагменты философской мысли присутствуют практически в каждом значимом стихотворении, начиная от ранних лет творчества (е годы XIX века) и заканчивая последними его произведениями (е — начало х годов XIX века.
Тютчев не использовал слова космос, хотя слово хаос
встречается в его стихах достаточное количество раз, чтобы говорить о программном образе для поэта. Несмотря на отсутствие именно слова космос, можно найти смыслы целого ряда поэтических образов и объединить их в этом концепте. Источник названий можем проследить в древнегреческой мифологии космос — это мир, миропорядок, упорядоченная Вселенная, в противоположность хаосу. Хаос — изначальное состояние мира, некая разверзшаяся бездна, из которой возникли первые божества. В обыденном смысле хаос понимают как беспорядок, неразбериху, смешение. Но для Тютчева хаос — это состояние природы и ее стихий, и именно из этого состояния все произошло. Темное начало присутствует в душе, и это тянет человека к источнику хаоса, который поэт связывает с ночью, темнотой и бурной натурой:
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться О, бурь заснувших не буди Подними хаос шевелится О чем ты воешь, ветр ночной?..»)

Наступает ночь, и солнце — живая колесница миро- зданья» — уходит с небес, и воцаряется хаос Тогда густеет ночь, как хаос на водах;
Беспамятство, как Атлас, давит сушу. Видение) Ночь в стихотворениях Тютчева представляется временем откровений, когда человек способен отрешиться от дневной суеты и услышать голос природы, сообщающей ему свои секреты:
Мир бестелесный, слышный, но незримый,
Теперь роится в хаосе ночном. Как сладко дремлет сад темно-

зеленый…»)
Море и буря — две беспредельности, играющие в человеческой душе, сливающиеся в хаос звуков».
По высям творенья, как бог, я шагал,
И мир подомною недвижный сиял. Сон на море»)
Природа как воплощение гармоничного порядка как рази есть образ космоса, космического бытия мира, отделенного от мира, выстроенного человеческой рукой и разумом. Подсознательно человек понимает, что величие природы неизмеримо, ион лишь часть от целого:
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И передней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы. От жизни той, что бушевала
здесь…»)
Рассматривая концепцию хаоса и космоса в стихотворениях Тютчева, заметим, что поэт умел различать благородные стремления и пагубную гордыню. Осуждению подлежат те исследователи природы, которые. не видят и не слышат,
Живут всем мире как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах. Не то, что мните вы, природа) Тем не менее, Тютчев восхищается способностью человека создавать собственный порядок вокруг себя, новый порядок. Но достойно похвалы то действие, которое не противоречит гармонии и законам природы. Поэт одобряет раскрытие тайн — естественную предрасположенность человеческой души:
Ты завесу расторг божественной рукой — И новый мир, неведомый, нежданный,
Из беспредельности туманной
На божий свет ты вынес за собой.
(«Колумб»)
Тема любви в лирике Ф. Тютчева
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


написать администратору сайта