Бащенко, Светлана Викторовна
Скачать 2.16 Mb.
|
) П лан . Андрей Болконский — лучший представитель дворянства. Мечты о славе. . Сложность жизненных исканий Андрея. 4. Полезная деятельность Болконского. 5. Путь Андрея Болконского — путь к народу. Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию. Л. Толстой Хотя в романе Война и мир огромное место занимает обличение дворянства, но вместе стем в нем нашли яркое отражение и лучшие его представители. К их числу относятся Андрей Болконский и Пьер Безухов. Их жизнь — это путь исканий деятельности, которая была бы полезна родине. Как обычно, Толстой в своих портретных характеристиках не дает полного описания внешности Андрея Болконского, оттеняя только черты, которые раскрывают его внутренний мир. Отмечено вскользь, что Болконский был весьма красивый молодой человек. На лице выражение скуки, недовольства. Автор подчеркивает усталый, скучающий взгляд, тихий, мерный шаг, добрую, приятную улыбку. Из-за своей сдержанности он казался сухим, но под этой сухостью кроется богатый мир чувств. Андрей Болконский — сын богатого, знатного, уважаемого обществом вельможи екатерининской эпохи. Андрей — образованнейший человек своего времени. Хорошо воспитанный, умный, порядочный, честный, гордый. Волевой, сдержанный и практичный. Сильно развито чувство собственного достоинства. Вначале романа, женатый на маленькой княгине, чувствует себя несчастным, с презрением относится к светскому обществу и признается Пьеру, что такая жизнь не для него. Он любит труд, стремится к полезной деятельности и немо- жет удовлетвориться той блестящей, праздной, но пустой жизнью, которой вполне довольны люди его круга. Чтобы переменить образ жизни, он едет на войну — его манит военная слава. Его герой — Наполеон, ион хочет завоевать свой Тулон. Его захватывает деятельность штаба, где сам Кутузов замечает в нем кругозор государственного человека. Андрей Болконский находится на поле боя вовремя Шенграбинской битвы. На Аустерлицком поле он совершает героический поступок. Тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое будто говорит о никчемности его желаний. Андрей разочарован. На поле сражения он увидел своего кумира, который показался ему маленькими ничтожным человечком в сером сюртуке, любующимся множеством погибших. Болконский тяжело пережил это разочарование. Выздоровев после ранения, потеряв жену, которая умерла при родах, он решает жить только для себя и больше не служить. Он отдает свои силы близким людям. Занимается благоустройством своего имения. Отпустив на волю 00 крепостных, остальным барщину заменил оброком. В помощь женщинам выписал в Богучарово ученую бабку, поручил священнику за жалованье обучать крестьянских детей. Он много читал, работал над составлением нового воинского устава. Но все это не поглощало его силы. Взгляд его был мертвыми потухшим. Он убедился в бесполезности своей деятельности в условиях существующего режима, когда встретился с Аракчеевым и Сперанским. Под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей Ростовой Андрей Болконский возвращается к активной жизни, понимая, что влет она еще не заканчивается. Другое восприятие жизни он открывает в любви к Наташе Ростовой. Общение с ней пробуждает в герое лучшие чувства. После измены Наташи его любовь к ней не угасла до конца его жизни, когда он понял страдания Наташи и простил ее. Способность на глубокое чувство дополняет его внутреннее богатство, его душевную красоту. Когда началась Отечественная война 8 года, князь Андрей не задумываясь пошел в армию, где стал командовать полком. Личная слава больше не манила его. Он понимал, что как дворянин, любящий родину, он должен быть там, где трудно, где он более всего полезен. Путь Андрея Болконского — это путь к народу, путь к бескорыстному служению родине. Болконский принадлежал к той передовой части дворянства, из среды которой вышли декабристы. Образ полководца Кутузова глазами Л. Н. Толстого по роману Война и мир») П лан . Образ Кутузова и его характер. . Роль личности в истории. . Кутузов — мудрый полководец. 4. Образ Кутузова — противоречия мировоззрения Толстого. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы ивы- жидая роковой минуты ибо Кутузов один был облечен в народную доверенность, которую так чудно он оправдал. АС. Пушкин Толстой рассматривает роль личности в исторических событиях. Кутузов велик как полководец потому, что он, как и все лучшие представители русского офицерства, действовал в полном единстве совсем русским народом. В своих рассуждениях Толстой ставит вопрос какая сила движет народами И отвечает на этот вопрос, утверждая, что это воля Божья. Однако всей силой своего таланта Толстой показывает, что все события были следствием сознательной воли людей. Эти противоречия отразились в образе Кутузова. Толстой отрицал роль личности в истории. В лице Кутузова задумал дать образ пассивного исполнителя воли народных масс. Кутузов предстает перед нами в суровых условиях войны. Он производит смотр полка, ласково говорит с солдатами, офицерами. Узнает участников былых походов (Тимохина). Солдаты знают внимательность и простоту полководца и говорят об этом Кривой, а поглазастее тебя все видит. Кутузов решителен и смел до дерзости из возможных вариантов отступления он выбрал самый рискованный, но целесообразный. Пройдя со своей тысячной армией на Ольмюц для соединения с русскими частями и приняв сражение на походе с врагом, сила которого втрое превосходила силу армии Кутузова, окружившим его с двух сторон. Искусный стратег, он спасает свою армию. Посылая тысячный отряд Багратиона, запутывает французов в сетях их же собственной хитрости и выходит с честью из безвыходного положения. Он мудро предвидит поражение под Аустерлицем. Говорит об этом царю, но его не слушают. Когда зачитывали неумную диспозицию, Кутузов спал. Его отличает смелость и прямота, с которой он возражает императору. Став главнокомандующим, Кутузов поднимает дух армии И с такими молодцами все отступать да отступать Он разрешил войску все забирать по пути отступления, этим он улучшил снабжение армии. Большим искусством отличался Кутузов в умении распределять людей по командным постам. Он умел воодушевлять бойцов вовремя сражения. Так, на известие о пленении Мюрата он будто не прореагировала сам послал адъютанта проехать по войскам с этим известием. С душевной болью Кутузов отдает приказ об отступлении, понимая в тоже время, что это необходимо. Вся его тактика определялась двумя задачами уничтожить врага и сохранить армию. Эти задачи он выполнял в условиях интриг карьеристов и придворной знати, не боясь царской немилости. С простотой и скромностью полководца сочетались выдающийся ум, могучая воля, военное искусство. Своеобразна портретная характеристика Кутузова, которая дана несколькими штрихами орлиный нос, единственный зрячий глаз, в котором светилась мысль и забота, шрам на виске, старческая тучность, усталость от военных трудов. Богата речевая характеристика Кутузова. С солдатами он прост, ласков Голубчики, братцы, потерпите. Изысканный язык дипломата звучит в беседе с австрийским генералом. Немногословен, категоричен, прям на военных советах. Кутузов — носитель лучших черт русского народа. В образе Кутузова проявились противоречия мировоззрения Толстого. Он стремится подчеркнуть, что Кутузов был лишь мудрым наблюдателем, и события, проходящие передним, никак от него не зависели. Духовные искания толстовских героев по роману Л. Н. Толстого Война и мир) План. Л. Н. Толстой — писатель эпохи великих романов. Война и мир. Андрей Болконский. . Пьер Безухов. . Женские образы романа. Поиск смысла жизни. Толстой учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, ив скрытых движениях его души он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его творчество… Анатоль Франс Вторую половину ХІХ века называют эпохой великих романов в русской литературе. Для писателей России литературное творчество было не столько отображением действительности, сколько служением истине, желанием показать человечеству путь духовного спасения. Вспомним хотя бы роман Достоевского Преступление и наказание». Не стало исключением и творчество Л. Н. Толстого, которое все жене дает однозначных ответов на вопросы времени, но заставляет читателя задуматься. В каком бы веке мы ни жили, роман Толстого Война и мир поражает своей современностью, помогает в становлении характера, убеждений, морально закаляет человека. Центральные герои романа Война и мир — Андрей Болконский и Пьер Безухов — дворяне. Они выгодно отличаются интеллектуально и духовно от своего окружения, что обнаруживается на первых страницах романа. Эпизод в салоне Анны Павловны Шерер раскрывает презрительное отношение собравшихся к Пьеру как к незаконнорожденному сыну графа и к Андрею Болконскому — за восторженное отношение к Наполеону — врагу царя. Противопоставив в самом начале романа своих любимых героев великосветскому обществу, для которого царь и истина — одно и тоже, Толстой затем рисует трудный, даже трагический путь Андрея Болконского и Пьера Безухова к истинному пониманию смысла жизни. В каком-то смысле и Андрей Болконский, и Пьер Безухов — лишние люди для высшего света. Они представляют лучшую, только зарождающуюся часть дворянского общества, которое впоследствии выйдет на Сенатскую площадь отстаивать демократические свободы представителей всех слоев российского общества. Андрей Болконский, уезжая на фронт, хочет посвятить себя служению отечеству, проявить храбрость, жаждет славы он хочет походить на своего кумира Наполеона. В критический момент боя князь Андрей сумел поднять батальон за собой Вот оно — думал князь Андрей, бросаясь в атаку под пулями врага. Однако проходит совсем немного времени, когда он разочаровывается ив кумире, ив своих идеалах ему, раненому, лежащему на поле боя, так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении стем высоким, справедливыми добрым небом, которое он видели понял…». Потом будут попытки сотрудничества со Сперанским в военной реформе, опять фронт Однако внутренний покой и умиротворение приходят к волевому герою Толстого лишь в общении с природой, с другом, с любимой вспомним весеннее чувство радости и обновления рядом с дубом после встречи с Наташей в Отрадном, разговор с Пьером на переправе. Духовные искания присущи и Пьеру Безухову. Вначале он ищет единения с высшим обществом, не замечая презрения в свой адрес, и находит близкого по духу друга — Андрея. Пьер радуется счастью друга, разделяет сними горе. Особенно сильно влияют на мировоззрение Пьера события периода военных действий. Под влиянием этих событий, происходивших в занятой французами Москве, Пьер потерял веру в жизнь, в добро и справедливость. Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали — думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения. Встреча с Платоном Каратаевым помогла Пьеру восстановить душевное равновесие. Быть полезным народу, испытывать счастье взаимной любви, заботиться о близких — вот истина, к которой приводит Пьера долгий путь его духовных поисков. Знаменательна картина звездного неба, воспринятая Пьером Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой. Межа между добром излом пролегла ив духовном мире героинь романа образы сестер Ростовых точно раскрывают женскую сущность иногда диаметрально противоположных характеров, воспитанных водной семье. Вспомним Наташу, которая умеет радоваться чужим удачам, жертвует семейным добром ради спасення раненых, когда размещает раненых на подводах вовремя отступления из Москвы. Наташа ищет, ошибается, влюбляется, сомневается, как и любая девушка. Она прекрасна в своей непосред- ственности! Толстой видит красоту своей любимицы ив погрузневшем теле матери семейства. Поиски смысла жизни, по Толстому, у женщины должны остановиться на семье. Атаковали сестра Наташи, Вера Недаром Толстой выдает ее за Берга — такого же сухаря, карьериста, который готов идти по трупам для достижения карьерного роста. «Берг» — с немецкого, скалистый остров. Вот и Вера, и ее муж — холодные, неплодородные берега попросту эгоисты, живущие только для себя. У Толстого в романе Война и мир более 500 героев, 50 сюжетных линий, — и все они учат нас как на позитивном, таки на негативном примере находить достойную мечту и смысл жизни. Так давайте жене потеряемся среди быта, найдем среди обыденного — высокое и будем жить духовно! Глубокий психологизм и нравственность творчества Толстого План. Глубокий психологизм творчества Л. Н. Толстого. . Искусство отображения внутреннего мира героев. . Неоднозначность образов персонажей Л. Н. Толстого. Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особую физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта. Н. Г. Чернышевский Лев Николаевич Толстой — это писатель, который смог, описывая современную ему эпоху, проникнуть глубоко в причины всех явлений и понять характер причинно следственных связей между ними. Все творчество Толстого проникнуто глубочайшим психологизмом рассказывая о биографиях и поступках героев, характеризуя свойства их личностей, писатель старается непросто предложить читателю портрет того или иного человека — он раскрывает перед нами суть, изнанку, подноготную каждого отдельного персонажа. Внутренний мир каждого героя — как главного, таки второстепенного — раскрывается автором через поступки, высказывания, действия. Отсюда и основательность, целостность персонажей произведений Л. Н. Толстого. Автор всегда старается анализировать мотивацию поступков каждого героя. Например, в трилогии Детство. Отрочество. Юность главный герой занимается самонаблюдением — и с помощью этого приема автор раскрывает читателю причинно-следственные связи между мыслями, принципами, убеждениями Николеньки и его поступками. Благодаря возможности показать, продемонстрировать читателю душевные переживания героя, автор добивается максимально объемной характеристики персонажа. Внутренний мир персонажей Толстого всегда неоднозначен, писатель не стремится к однозначности и лаконичности созданных им характеров и образов. Душевные метания, переживания, внутренние диалоги — это те инструменты, которые помогают автору передавать всю многоплановость художественных образов в каждом из произведений. В отличие от персонажей Ф. М. Достоевского, которые живут в тусклом, недружелюбном, враждебно настроенном мире, персонажи произведений Л. Н. Толстого органично вписываются в объемный, разноплановый, пестрый мир, который их окружает. Основной принцип, которым Толстой руководствуется в процессе создания художественного образа — это несовпадение внутреннего наполнения сего внешним выражением. Красивые, идеальные внешне персонажи часто оказываются бездушными и циничными, а некрасивые, неуклюжие люди — благодетельными и душевно богатыми. Эту ситуацию мы видим на примере Вронского и Каре- нина в романе Анна Каренина», Элен и княжны Марьи в романе Война и мир. Для того, чтобы лучше, четче, образнее передать настроение героев, автор часто использует один из своих излюбленных приемов — добавляет как можно больше бытовых деталей, описаний, небольших штрихов. Показательна, например, деталь, с какой Толстой обрисовывает отношения в семье Берг (мужа и жены, старшей дочери Ростовых поцелуй осуществляется именно осуществляется таким образом, чтобы не был помят новый кружевной воротничок жены. Толстой как бы подсказывает читателю о каких чувствах можно говорить Эта семья построена не на чувстве, а на взаимовыгоде и расчете. Такого рода зарисовки помогают добиться более емкого отражения тех переживаний и настроений, которые доминируют в томили ином эпизоде произведения. Именно благодаря умению образно и объемно передавать не только внешний вид героя, но и его внутренний мир, Л. Н. Толстой навсегда вошел в когорту классиков русской литературы. Трагизм мелочей жизни в произведениях Чехова П лан . Талант и мастерство А. П. Чехова. . Значение быта в творчестве Чехова. . Внешние проявления внутреннего конфликта персонажей как основа чеховских сюжетов. Никто не понимал так ясно и тонко, как А. П. Чехов, трагизм мелочей жизни… М. Горький Один из самых известных русских писателей Антон Павлович Чехов давно отнесен литературными критиками к разряду гениальных художников слова. Талант этого писателя позволял ему создавать произведения, ставшие настоящими художественными открытиями. А. П. Чехов достиг того уровня мастерства в описании характеров персонажей и значимых деталей окружающей их обстановки, что смог, используя малую жанровую форму (рассказ, передать читателю всю гамму чувств своих героев, глубину и силу их переживаний и эмоций. Чего стоят детали так называемый конфискованный Очумеловым крыжовник в рассказе Хамелеон, застегнутый на все пуговицы в прямом и переносном значении главный герой рассказа Человек в футляре, меню толстого и тонкого в одноименном рассказе… При этом герои Чехова не отличаются какой-либо монументальностью или эпичностью — напротив, они сотканы из противоречий, случайных фраз и поступков, повседневных привычек. Они живут в обыденном, привычном и знакомом каждому читателю мире, совершая свой жизненный путь от рождения к смерти в окружении таких же, как они, простых и обыкновенных людей. В их жизни далеко не всегда есть место героическим, необыкновенными ошеломляющим поступкам. Но, по глубокому убеждению самого писателя, именно повседневность и обыденность становятся теми инструментами, которые формируют и оттачивают характерные черты любой личности. Поэтому он старается передать характер персонажа, его переживания и весь смысл его жизни через маленькие, незамысловатые, обывательские эпизоды, которые часто умещаются в часы или даже минуты. Жертвуя при этом словесными описаниями, портретами персонажей, столь типичными для русской литературы, Чехов дает читателю возможность напрямую почувствовать героя, его настроение, его ощущения. Он дает читателю возможность прикоснуться к самой важной, характерной детали, а фантазия делает всю остальную работу, танцуя от той небольшой печки, которой в данном случае является та самая немаловажная деталь. Чехов был уверен в том, что основным, центральным объектом для писателя должна стать человеческая жизнь — такая, каковой она, по сути, и является простая и обыкновенная. Вопросы жизни и смерти волнуют персонажей писателя, но они не уделяют им такого внимания, как персонажи произведений многих выдающихся представителей русской классической литературы. Любой внешний конфликт в произведениях Чехова всегда основан на внутренних противоречиях между героями, и поэтому автор стремится в первую очередь очертить суть именно внутренних противоречий, считая их своеобразным ключом к раскрытию всех описанных в произведении внешних ситуаций. В этом и заключается уникальность Чехова как писателя — в глубоком психологизме его произведений. Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова П лан . Чехов и сила его таланта. . Герои Чехова и их судьбы. . Что автор хочет донести до нас? Сегодня произведения Антона Павловича Чехова многими маститыми писателями, литературными критиками и простыми поклонниками его таланта по праву считаются одними из лучших образцов настоящего мастерства изображения человеческой жизни. Обыкновенной жизни, со всеми ее плюсами и минусами, проблемами и радостями, привычками и незначительными, на первый взгляд, деталями. Герои большинства произведений этого талантливого прозаика и драматурга пытаются строить свою жизнь согласно собственным принципам, к чему-то стремятся, на что-то надеются, выстраивают отношения с окружающим миром. Но далеко не всем надеждами мечтам этих людей суждено сбыться. Как правило, чеховские герои, которые размышляют, ищут, борются, в итоге все равно не могут изменить не только окружающий их мирно даже свою собственную жизнь. Такова судьба героев рассказа Дама с собачкой — Гурова и Анны Сергеевны. Их борьба поглощается неумолимой, неодолимой обыденностью. Мелочи жизни поглощают и когда-то талантливого, подающего надежды доктора, а впоследствии обрюзгшего, пересчитывающего по вечерам смятые сотенные и пяти- гривенные бумажки Ионыча из одноименного рассказа. И тема обманутых надежд появляется в рассказах Чехова неслучайно. Автор стремится раскрыть читателю истинные мотивы и причины действий и высказываний героев рассказов. И показывая крушение и гибель надежд и мечтаний всех фигурирующих в рассказах чиновников, приказчиков, мастеровых, крестьян, рядовых горожан и других персонажей, Чехов тем самым предоставляет читателю возможность прочувствовать чужие эмоции — боль, разочарование, безысходность. Он как тонкий психолог раскрывает нам сущность человеческих метаний, которым заранее судился печальных исход по причине всеобщего равнодушия, нетерпимости, душевной черствости. Разве не смогла бы подняться над обывательщиной на крыльях любви Котик, если бы не черствость Ионыча? Чехов передает каждому читателю собственное видение ситуации и тем самым заставляет его испытывать сострадание, понимание, сочувствие. Перечитывая рассказы Чехова, мы погружаемся в мир людей, у которых есть свои собственные планы и ожидания, и вместе с чеховскими персонажами постепенно наблюдаем, как они превращаются в пыль, воспоминания — и не более того. Становясь соучастниками чужих бедствий и душевных метаний, мы начинаем осознавать, насколько роковой разрушительной силой, оказывается, могут быть банальные эгоизм и черствость. Нравственность, эмпатия, умение не отворачиваться от чужой беды — это те волшебные палочки, которым под силу изменить окружающий мири дать ему шанс стать лучше, лояльнее, дружелюбнее. Хотя бык тем маленьким людям сих банальными потребностями, о судьбе которых рассказывает Чехов. Ведь герои всегда идут напролом и добиваются поставленной цели. Им ненужна ничья помощь, о них итак будут слагать легенды. Но таких — единицы, независимо от эпохи. Всем же остальным важно вовремя научиться слушать и слышать друг друга. Только тогда они смогут постичь и другую великую радость — быть услышанными. Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» П лан . Окружение доктора Старцева. . Деградация персонажа. . В чем заключается трагедия доктора Старцева. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч» является неоднозначным, как и многие другие характеры, появляющиеся на страницах сатирических произведений писателя. Чехов старался уделять максимально возможное внимание психологической характеристике персонажей, причем для этого ему вовсе необязательно было подробно ив деталях описывать все мельчайшие переживания или душевные метания человека. Наоборот, живые, словно набросанные быстрой и точной кистью художника, портреты героев чеховских рассказов удивительно ярко и объемно, рождаются из небольших штрихов и акцентов, мастерски расставленных автором. Описывая окружение доктора Старцева в рассказе «Ионыч», Чехов дает нам понять, на каком фоне происходила эволюция героя. Скучные и постные, не наделенные никаким особенным талантом люди из окружения Старцева (яркий пример — семья Туркиных) контрастируют с молодым, энергичным, эмоциональным доктором. Несмотря на то, что каждый член семьи Турки- ных старается подчеркнуть собственную неординарность, их обыденность и пошлость только сильнее бросаются в глаза. Что же сам Старцев Вначале повествования он отличается от многих людей своего круга мечтательностью, активной жизненной позицией, интересом к жизни. Старцев — молодой и перспективный земский врач, человек искренний и увлекающийся. Герою присущи трезвый, рациональный взгляд на вещи, которые его окружают (в частности, перед тем, как сделать предложение руки и сердца своей избраннице Екатерине Иванове, он весьма трезво оценивает перспективы такого союза. Но Старцев еще молод, чувствителен, эмоционален, поэтому доводы рассудка отходят на второй план — ион все-таки делает предложение. Но отказ Екатерины Ивановны, которая настолько уверена в глубине и силе своего таланта, что не желает видеть очевидных фактов (читателю уже становится понятно, что пианистка из этой дамы может получиться весьма посредственная, выбивает Старцева из колеи. Он на несколько дней погружается в пучину страданий, а потом теряет интерес к жизни — к той жизни, которую вел до этого, к жизни насыщенной и яркой, эмоциональной и пылкой. Вскоре доктор Старцев из интересного и увлекающегося человека превращается в замкнутого, необщительного, жадного, ленивого поляка надутого, как его называют окружающие. Меняется и внешний вид героя — он становится обрюзгшими расплывшимся. Трагедия доктора Старцева заключается в том, что его жизнь прошла практически впустую, не принося особой радости ни ему, ни окружающим его людям. Он сам замечает, что опускается, ленится, становится скучными инертным человеком, обывателем в самом худшем смысле этого слова, ноне имеет ни сил, ни стимула для того, чтобы с этим бороться. Что может быть трагичнее, чем деградация человека, осознаваемая им самим? Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» П лан . Тема жизни среднего обывателя в прозе А. П. Чехова. . Мещанство и пошлость в рассказе «Ионыч». . В чем причина победы среды над человеком? Тема жизни среднего, типичного городского обы- вателя-мещанина занимает одно из центральных мест в рассказах Антона Павловича Чехова. Образ жизни многих современников автор описывает с иронией, нов тоже время и с определенной нотой грусти — ведь так, по мнению автора, живет почти вся огромная страна, а не отдельные ее представители пошло, скучно, неинтересно. Жизнь проходит впустую — за бессмысленными разговорами, игрой в карты или игрой на рояле, чтением дешевых романов и обсуждением местных сплетен. Рассказ «Ионыч» является показательной иллюстрацией той ситуации, которая сложилась во многих больших и маленьких городах Российской империи. Описывая жизнь семьи Туркиных, автор делает акцент на том, что они являются еще лучшими представителями своего городка, считаясь самой культурной и достойной семьей в округе отец семейства — шутники балагур, его жена увлекается литературным творчеством, а дочь планирует сделать карьеру пианистки. Нона поверку оказывается, что члены семьи Тур- киных также невообразимо скучны и ординарны, как и большинство жителей города. Человек со стороны, неживший в городе ранее, земский доктор Дмитрий Старцев, смотрит на вещи свежим взглядом. Он понимает, что шутки главы семейства Туркиных попахивают нафталином, романы, вышедшие из-под пера его жены, все, как один, являются скучными и лишенными малейшей художественной ценности, а пресловутый талант Екатерины Ивановны, дочери Туркина, далеко не так бесспорен, как могло бы показаться на первый взгляд. Да и большинство жителей города также не отличаются ни образованностью, ни трудолюбием, ни честностью. Пошлость иглу- пость здесь давно стали нормой жизни, что проявляется в повседневных разговорах местных жителей — сними нельзя говорить ни о философии, ни об истории или политике, так как все их общение сводится до уровня пустых, бессмысленных разговоров и обсуждения сплетен. Поэтому молодой, энергичный доктор изначально резко отличается от других представителей местного общества — он пытается сопротивляться окружающей его пошлости и банальности. Но после того, как его личная жизнь дает трещину (Екатерина Ивановна отвечает отказом на его предложение руки и сердца, он постепенно перестает бороться — и становится одним из обывателей, которые так раздражали его раньше. Ограниченность и лень входят в его жизнь и кардинально меняют его характер в худшую сторону — он играет в карты, подсчитывает сумму своих гонораров, много пьет и ест, мало уделяет внимания своему развитию, общается с такими же, как он, мещанами — ведет сними бестолковые разговоры на пустые темы. Мы видим, что человека безвольного, человека со слабым характером и недостаточной мотивацией к личностному росту очень легко выбить из нужного русла. Отброшенный на обочину жизни, такой человек моментально попадает в болото мещанства и обыденности, начинает лениться как физически, таки духовно, и деградация в этом случае практически неминуема. Шкала нравственных ценностей переворачивается с ног наголову, а смысл жизни постепенно утрачивается. Лопахин и Варя в пьесе А. Чехова Вишневый сад» П лан . Вишневый сад как фон для раскрытия истинной сущности персонажей пьесы. . Варя и Лопахин — какими они кажутся на первый взгляд. Схожесть характеров Вари и Лопахина. 4. Деструктивность системы жизненных ценностей Вари и Лопахина. В произведении Антона Павловича Чехова Вишневый сад перед нами раскрываются такие человеческие качества, как холодный расчет и его, казалось бы, антагонист — ярко выраженный (ноне всегда искренний) альтруизм. Лопахин предлагает вырубить вишневый сад, который представляет собой семейную ценность семьи Раневских, неразрывно связанную с прошлыми поколениями. Варя же, напротив, желает сохранить его ради душевного спокойствия Любови Андреевны, которая ассоциирует поместье и прилегающий к нему сад с безвозвратно ушедшими временами своей молодости, а также с памятью о судьбе живших здесь предков. Все кажется предельно ясным Варя — положительный персонаж, Лопахин — отрицательный. Согласно поверхностному впечатлению, которое складывается при первой же попытке оценить ту атмосферу, которой живет и дышит каждый из вышеупомянутых персонажей, читателю может показаться, что Варя — пример ярко выраженного альтруиста. Она привыкла носить образ человека, который совершенно бескорыстно и, казалось бы, получая от этого искреннее удовольствие, проявляет заботу о каждом мало- мальски знакомом человеке. Лопахин же — персонаж заведомо отрицательный, с искаженной системой личностных ценностей, собственными поступками подчеркивающий такие качества своего характера, как цинизм, жестокосердие, «зацикленность» на материальных ценностях. За что тогда, казалось бы, такие абсолютно разные люди симпатизируют друг другу Ответ на этот вопрос ярко иллюстрирует случай с прохожим. Реакция Вари, такой добродетельной девушки, нелогична и противоестественна для нее Дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой Значит, если человек ходит в потасканной фуражке и выглядит слегка пьяным, то он уже не является человеком, нуждающимся веде Этот эпизод раскрывает истинную сущность Вари. возникает подозрение в неискренности ее заботы одру- гих, в преследовании личных интересов. Такие, как выясняется, изначально схожие характеры с ярко выраженным предпринимательским началом, где в основе всех поступков и помыслов лежит стремление к собственной выгоде и удовлетворению личных амбиций Я купил имение, где дед и отец были рабами, все жене могут быть вместе (ведь Лопахин таки не делает предложение Варе. И Варя, и Лопахин слишком самолюбивы, чтобы создать семью, в которой неизбежно придется заботиться об интересах другого человека. Могут лика- кие-либо материальные ценности (дом, садили что-либо другое) оцениваться настолько высоко, чтобы человек ради них смог пожертвовать духовными потребностями близких ему людей, их отношением и вниманием, и начать новую жизнь, полную гордости, самодовольства и эгоизма На этот вопрос и пытается найти ответ каждый человек, открывающий для себя мир чеховских персонажей. Образ вечного студента Трофимова в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад» П лан . Образы пьесы Вишневый сад. . Трофимов — вестник новой жизни. . Неоднозначность образа Трофимова. Последней пьесе, написанной Антоном Павловичем Чеховым, судилось стать одним из наиболее известных его произведений. Образы, созданные писателем, оказались настолько яркими, что герои Чехова многими читателями воспринимаются почти как утрированные, типизированные персонажи той эпохи — эпохи отживающего дворянства и начала нового этапа в жизни России. В тоже время, несмотря на колоритность и комичность центральных персонажей пьесы Вишневый сад, все они кажутся людьми, достойными жалости. Сказать, что какой-то из персонажей является однозначно и всесторонне положительным, сложно — настолько объемны образы, прорисованные Чеховым. Сам автор с изрядной долей симпатии относится к вечному студенту Пете Трофимову. Но можем ли мы сказать, что Трофимов — однозначно положительный персонаж? Да, на первый взгляд он кажется таковым. Трофимов это персонаж, олицетворяющий в некотором роде прощание со старым миром — миром барина и его крепостных со старой жизнью — архаичной, отживающей, кажущейся нелепой и громоздкой. Яркими представителями той, старой эпохи становятся Раневская и Гаев. По сравнению сними Петя Трофимов сего демократическими лозунгами и призывами к новой, лучшей, более правильной и достойной жизни кажется практически вестником новой эпохи и представителем активной, решительно настроенной молодежи, стремящейся ликвидировать старые порядки и живущих в долг, по словам Трофимова, помещиков. Он призывает к положительными кардинальным переменам в жизни общества, подчеркивая своими емкими репликами важность ежедневного труда, образования, взаимопомощи и взаимопонимания. Он говорит о том, что рано или поздно Россия будет другой, и вещи, кажущиеся фантастическими и недосягаемыми, станут частью реальной жизни каждого человека. Трофимов — человек, который всеми фибрами своей души устремлен в будущее, кажущееся ему более человечными светлым, чем прошлое. Всех людей, с которыми он общается, Петя призывает смотреть вперед. Автор подчеркивает теоретическую подкованность Трофимова использованием политической и научной терминологии, которой изобилует речь персонажа. Философские идеи, высказываемые Трофимовым, и его бескорыстие создают образ человека прямодушного, прогрессивного, активного. Нов тоже время, таким ли уж однозначным является образ Трофимова — вечного студента и борца за светлое будущее для всей страны Ведь он призывает к переменам декларативно, а когда речь заходит о конкретных действиях, которые следует предпринять, Петя не может сказать чего-то более конкретного, чем размытые и эмоционально окрашенные призывы к новой жизни. Сам автор высказывает сомнение в том, что люди, подобные Трофимову — эмоциональные, активные, увлеченные ив тоже время непрактичные, не умеющие мыслить стратегически — смогут действительно изменить жизнь к лучшему. Слишком плоским, односторонним получается образ Пети Трофимова. Кто виновен в гибели вишневого сада по пьесе А. П. Чехова Вишневый сад») П лан . Образ вишневого сада. . Как воспринимается гибель вишневого сада персонажами пьесы. . Кто же виноват в гибели сада? Пьеса Чехова Вишневый сад — это свежий и глубокий взгляд на реалии жизни дворянства как класса и на взаимоотношения между представителями различных классов и сословий российского общества второй половины девятнадцатого века. Чехов как тонкий психолог смог глубоко проникнуть в сущность изображаемых им характеров и передать личность каждого персонажа образно, многогранно, ярко. Фоном для развития сюжетной линии персонажа на протяжении всей пьесы служит вишневый сад, образ которого настолько осязаем и важен, что порой воспринимается как еще одно действующее лицо. Трагическая судьба вишневого сада воспринимается главными героями пьесы совершенно по-разному. Этот уютный и тихий уголок каждый из центральных действующих лиц Вишневого сада воспринимает по-своему, и автор раскрывает характер каждого персонажа через отношение к саду. Для Раневской и Гаева гибель вишневого сада становится настоящей трагедией — ведь они выросли здесь, любовались красотой сада с детства, с ним была связана вся их жизнь. Вишневый сад, как и все родовое имение, становится олицетворением не только детства и юности этих героев, но также и их мечтаний, надежд, переживаний. Он прочно вошел в их сознание как островок домашнего покоя и уюта, с ним они связывают все то самое родное и светлое, что греет душу человека. Гибель вишневого сада, соответственно, является для Раневской и Гаева практически равноценной гибели их прошлой, той жизни, которая прошла — и ее не вернуть, она прожита впустую, ей суждено кануть в Лету вместе с теплом родового гнезда и пышными деревьями в саду. Именно поэтому так трагично и надрывно эти герои воспринимают продажу и гибель вишневого сада. В тоже время представители молодого поколения, изображенные в пьесе, — Аня и вечный студент Петя Трофимов — переживают прощание с вишневым садом куда как проще и легче для них он не является настолько весомым символом, как для представителей старшего поколения. Они более энергичны, проще смотрят на жизнь, устремлены в будущее — поэтому расставание с прошлым для них не становится трагедией. Ермолай Лопахин рассматривает вишневый сад всего-на- всего как торговый объект. Он создал себе образ человека, несклонного к сантиментами в его сознании вишневый сад не ассоциируется с чем-либо метафизическим. Никто из персонажей пьесы таки не предпринимает того решительного шага, который смог бы изменить судьбу вишневого сада и спасти его от гибели. Может быть, в существующих условиях такой исход дела был бы просто невозможен Автор считает иначе. И мы понимаем, что можно было спасти вишневый сад. Но никто из персонажей пьесы не смог этого сделать — по разным причинам. Раневская, Гаев — они больше всех переживают о судьбе сада, но неспособны заставить себя предпринять практические шаги для его спасения. Аня, Трофимов и Лопахин не считают, что за жизнь вишневого сада вообще следует бороться. Именно поэтому в гибели сада так или иначе виноваты все герои. Герои-«недотепы» в драматургии А. П. Чехова П лан . Кто такие недотепы. Герои-недотепы в пьесе Вишневый сад. . Важность сочувствия. Драматургия Антона Павловича Чехова — это настоящий кладезь не только неподдельных, тонких, настоящих человеческих эмоций, но и живых, четких и объемных образов. Каждый чеховский герой весьма многогранен. В пьесе Вишневый сад изображены самые что ни наесть привычные и знакомые современнику автора человеческие характеры, ив тоже время большинство из них — самые настоящие недотепы. Несчастные, по сути, люди, страдающие от несовершенства жизни, они вызывают больше сочувствия, чем смеха. Конечно, автор употребляет в пьесе эпитет недотепа только по отношению к четырем персонажам — Фирсу, Дуняше, Яше и Пете Трофимову. Но реальный круг недотеп, изображенных в пьесе, куда как шире. Лакей Яша, более всего на свете мечтающий о роскошной и блестящей парижской жизни, поражает читателя не только вопиющим убожеством своего внутреннего мира, но и искаженностью своей системы жизненных ценностей, грубостью, невежеством и нежеланием как-либо развиваться или совершенствоваться. Такой же огрубелый, как и Яша, лакей Фирс — человек косный, укоренившийся в собственных заблуждениях, лишенный малейшего чувства собственного достоинства. Петя Трофимов, который пытается делать хорошую мину при плохой игре, утверждает, что нив чьей и нив какой любви не нуждается, хотя на самом деле является человеком, которому не хватает как раз любви и понимания. Идеалист, разочаровавшийся в жизни мечтатель, он никому неинтересен как личность и страдает от этого. Такими же недотепами являются в глазах читателя и бывшие хозяева вишневого сада — Гаев и Раневская. Вместо того, чтобы спасать свое имение, когда появляется такая возможность, и строить реальные планы на будущее, эти люди тешат себя надеждой на помощь полумифической тетушки из Ярославля. Они несчастны, и их страдания — искренни, нов тоже время их горе остается горем человека-недоте- пы, который не предпринимает реальных шагов для того, чтобы как-то исправить положение, человека, утратившего всякое чувство реальности. Образ Лопахина — еще один пример классического недотепы. Он противоречив и неоднозначен — Лопахин одиноки страдает от этого, нов тоже время многие личные качества не дают ему предпринять реальные шаги для того, чтобы как-то это исправить. Словом недотепа, произнесенным лакеем Фирсом, и заканчивается пьеса Вишневый сад. Чехов, раскрывая читателю образы героев-недотеп, не считает своей первейшей целью обличительство. Не заклеймить недотеп следует а просто посочувствовать этим, по сути, глубоко несчастным людям. Каждый из них неправ по-своему — и поэтому по-своему несчастен. Тема времени в пьесе А. П. Чехова Три сестры» П лан . Образы сестер. . Отношения персонажей пьесы Три сестры с окружающим миром. . Время как одно из действующих лиц пьесы. Все мы знаем, что если вовремя спектакля на стене висит ружье — рано или поздно оно выстрелит. Законы драматического жанра часто попираются самими же драматургами. Пьеса Три сестры рассказывает читателю и зрителю о том, что символическое ружье далеко не всегда способно выстрелить — хотя это, казалось бы, предусмотрено сюжетом. Центральные герои пьесы принимают участие в развитии сюжета, который построен на том, что события не складываются — ив этом оригинальность данного произведения. Сюжет категорически не строится, звук выстрела из символического ружья таки не раздается, мечты трех сестер не сбываются, а жизнь продолжает развиваться по своим законам — ход времени неумолим, вне зависимости оттого, желаем мы его замечать или нет. Меняются отношения между персонажами, и многие из них время от времени замечают, что вокруг них происходит «что-то не то — и говорят об этом вслух. Сюжет пьесы кажется сотканным из сплошного ряда неудач, разрушенных планов, неосуществленных замыслов и потерпевших крах мечтаний. При этом масштаб неудач может быть разным — от самых мелких (Вер- шинин никак не дождется чаю в доме сестер или ряженые не приходят — а все их так ждали, до крупных драм и потрясений. И вся эта череда неиспользованных шансов, упущенных возможностей, потерпевших крах надежд органично вписывается вход времени — быстрый и неотвратимый. При этом все основные персонажи пьесы словно делятся на две условные категории согласно их отношению к понятию времени. К одной можно отнести людей, которые планируют, мечтают, но при этом бездействуют и просто-напросто с грустью наблюдают затем, как уходит время и вместе с ним определенные шансы на то, что все наладится и будет по-прежнему (как в те светлые времена, когда еще не казалось, что вокруг творится что-то не то это сестры Прозоровы, Вершинин, Ту- зенбах. Вторая категория — это люди, которые привыкли брать власть над всем (иногда кажется, что даже над временем) в свои руки и напролом идти к осуществлению своих планов это Наташа, Протопопов и Соленый. Они подгоняют время, они не станут молча смотреть, как возможности уплывают из их рук. К концу пьесы становится понятно, что большинство ее персонажей уже успели утратить свои иллюзии, в плену которых находились долгие годы. Время расставляет все по местам, снимает маски с людей и открывает их истинную сущность. Живя друг рядом с другом, люди не могут вернуть то время, когда еще все мечты оставались мечтами и казались такими легко достижимыми, что их можно было смаковать и осязать. Нельзя вернуть и время, когда иллюзии еще могли затмевать неприглядную картину реального мира, а близкий человек казался блестящим, интересным, достойным всяческого восхищения. Сила и неумолимость времени не дают ни одному человеку возможности бороться с ним — поэтому остается только наблюдать с легкой грустью затем, как жизнь расставляет все по местам. Тема любви в поэзии серебряного века на примере творчества И. Анненского) П лан І. И. Анненский — поэт узкого круга ценителей поэзии. ІІ. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха. . Подлинный шедевр любовной лирики. . В немногих словах сказать многое. ІІІ. Поэзия Анненского близка нашему времени. У каждого из больших русских поэтов начала ХХ века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других. Творчество И. Анненского мало знакомо нашим современникам. Да и при жизни поэта лишь немногие критики и поэты по достоинству оценивали его творчество. Одно из его стихотворений — подлинный шедевр любовной лирики — дошло до наших дней, ноне прославило автора и не сделало его широко известным: Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя. Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света. Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этими характерно творчество поэта сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркнутая разговорность и даже будничность речи. Для И. Анненского примечательна и краткость, сжатость выражения, поэтической мысли. У поэта редки стихотворения, занимающие целые страницы. Он умел вне- многих необходимых словах сказать многое: Еще не царствует река, Но синий лед она уж топит; Еще не тают облака, Но снежный кубок солнцем допит. Через притворенную дверь Ты сердце шелестом тревожишь… Еще не любишь ты, но верь: Не полюбить уже не можешь… Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Аннен- ского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал лица необщее выраженье». Асам Анненский сказало принципах поэтического творчества, что слова не только текут, но и светятся. Своеобразие стихотворений Анненского заметили Гу- милев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли. Те свойства поэзии, которые не оставили равнодушными его современников — искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, — сделали Анненского близкими нашему времени. Его стихи впечатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу ХХ века. |