Бащенко, Светлана Викторовна
Скачать 2.16 Mb.
|
«Двойники» Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание» П лан I. Двойственность — характерный прием изображения у Достоевского. Двойники Раскольникова. . Лужин — носитель теории разумного эгоизма. Образ Свидригайлова. III. Значение двойников для отображения противоречивого характера Раскольникова. Перефразируя известную мысль Ф. Достоевского человек есть тайна, можно сказать, что и роман Преступление и наказание — тайна. Сложным является образ Раскольникова, в котором уживаются человек и убийца один стремится помогать, спасать униженных и оскорбленных людей, а другой, рассудительный, цинично анализирует поступки первого. Психологию Расколь- никова писатель раскрывает через сознание его двойников и антиподов. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его теории отражают так называемые двойники, а положительные — антиподы. К двойникам Расколь- никова относятся Лужин и Свидригайлов. Петр Петрович Лужин — деловой человек, надворный советник, служит на двух должностях и имеет свой капитал. Так пишет о Лужине мать Раскольникова и представляет его Дуниным женихом. Из этого письма мы также узнаем, что цель женитьбы Лужина на Дуне взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение, потому что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа на своего благодетеля. Поняв сущность Лужина, Раскольников восклицает Не бывать этому браку, пока я живи к черту господина Лужина!» В основе жизненной позиции Лужина лежит теория разумного эгоизма. Девиз его жизни возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете наличном интересе основано. Лужин отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность единичных щедрот и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о всеобщем преуспевании. В расчетах Лужина уловимы интонации голоса Рас- кольникова. Оба они находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор. Раскольников полагает никчемная старуха все равно умрет Лужин же, подкладывая в карман Сони банкноту в сто рублей и обвиняя ее в воровстве, считает, что падшая Соня все равно рано или поздно украдет Правда, идея Лужина не приводит его к топору, но Раскольников, прошедший такой путь в реальности, может легко предположить, что будет в дальнейшем А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать. По своей сути Лужин — хищник, для которого все средства хороши, для которого не существует ни моральных норм, ни угрызений совести он оставляет за собой право решать участь другой личности. Являясь двойником, Лужин очищает теорию Раскольникова от сострадания и альтруизма. Образ Свидригайлова еще больше показывает ложность теории Раскольникова. Аркадий Иванович Свид- ригайлов, как и Раскольников, тоже переступил, между этими героями возникает таинственная страшная связь. Раскольников в этом аморальном человеке, как в кривом зеркале, видит самого себя. Да и сам Свидригай- лов утверждает, что они с Раскольниковым одного поля ягода, что между ними есть общая точка. Образ Свид- ригайлова помогает автору показать, что даже человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полнейшей беспросветности, когда жить уже больше невозможно. Но Свидригайлов переступил не только через чужую жизнь, он преступил через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязали довел до самоубийства своего слугу Филиппа, что жестоко оскорбил глухонемую четырнадцатилетнюю девочку, иона повесилась. Нона счету Свидригайлова немало и добрых поступков устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спасает от сводни свою невесту-девочку. Но добро, совершаемое Свидригайловым, не может оправдать преступления минувшего, оно неспособно возродить его больную душу. Муки совести не покидают его, а погубленные им люди появляются во снах. Да и Раскольникову он говорит Не думай, что ты убили на этом все кончено, убитый тобой человек живет в тебе, не отпустит тебя ни на шаг. Жизненный итог Свидригайлова — самоубийство. Смерть 9 Свидригайлова — гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя. Таким образом, образы Лужина и Свидригайлова демонстрируют ток чему может привести на практике осуществление индивидуалистической теории Раскольнико- ва о вседозволенности личности. Так, теория Лужина сопоставлена с теорией Раскольникова, нравственная позиция героя сопоставляется с моралью Свидригайлова. Образ вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание» П лан І. Тема самопожертвования в романе Достоевского Преступление и наказание. Женские образы романа Преступление и наказание. Соня Мармеладова. . Дуня Раскольникова. . Образ Лизаветы. III. Роль женских образов в романе. Особое место в романе Преступление и наказание занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. Вечная Соня — назвал героиню Раскольников, имея ввиду тех, кто будет жертвовать собой ради других. В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Ли- завета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ивановны, и Дуня, сестра Раскольникова. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит — эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского. Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. Замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью. Автор изображает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком. Но несмотря на свои восемнадцать лет Соня нарушила заповедь не прелюбодействуй. Ты тоже преступила смогла переступить. Тына себя руки наложила, ты загубила жизнь свою — говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телома не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее. Достоевский не показывает Соню промышляющей, но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки- ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги Яне тебе поклонился, а всему страданию человеческому поклонился. Соня всегда готова прийти на помощь. Раскольников, разорвав все отношения с людьми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и нести свой крест». Дуня Раскольникова — вариант все той же Сони даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, аза брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде. Свидригайлов покусился на невинность Дуни, иона вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все жене могла найти по-прежнему нищета стояла у порога передней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату. В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительными, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жалобы. Раскольников ясно понимает это «…Сонечкин жребий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным». В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). Ив тоже время душа ее также исполнена любви к ближнему, как и душа Сони. На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, думает Раскольников. Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на большого ребенка. Лизавета — покорная раба своей сестры Алены. Автор отмечает Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная». В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает Верная Лизаве- та Зачем она тут подвернулась Соня Бедные, кроткие, с глазами кроткими Особенно остро это ощущение духовного родства Сони и Лизаветы дано в сцене признания Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы увидел лицо Лизаветы». Лизавета стала Соней, такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно. И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве- та, взаимодополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования. Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание») П лан І. Глубокий психологизм — характерная черта произведений Ф. М. Достоевского. ІІ. Внимание и сострадание к маленьким людям. . Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова. . Беды и несчастья петербургского дна. . Шанс на прощение. Тяжелая участь Катерины Ивановны. 5. Чистая, невинная душа Сони Мармеладовой. 6. Вера — утешение и возвышение над тяготами жизни ІІІ. Всеобъемлющая любовь — выход из духовного тупика. Характерной чертой произведений Ф. М. Достоевского является глубокий психологизм. Так проникать в сокровенные уголки человеческой души, освещать потемки этих душ светом великого евангельского человеколюбия неумел ни один писатель. С особенным пристальным вниманием и состраданием рисует Достоевский души маленьких людей, представителей дна. К ним принадлежит семья Мармеладовых. Именно Семен Захарыч Мармеладов посылается Рас- кольникову в момент его лихорадочных раздумий над своей теорией сверхчеловека, чтобы еще более укрепить болезненную уверенность Родиона в своей правоте. И именно Соня Мармеладова до последних страниц романа сопровождает Раскольникова сединой целью — разубедить его в этом, пробудить в нем раскаяние и смирение. Семья Мармеладовых, кажется, впитала все беды и несчастья петербургского дна. Болезни, ссоры, беспросветная нужда, алкоголизм, проституция, смерть. Никакое горе не пожелало обойти стороной эту многострадальную семью. Слабый душою Семен Захарыч ищет забытья в кабаках, водном из которых и встречается с Раскольниковым, рассказывая ему историю своей неприглядной, маленькой жизни. Не пытаясь себя обелить, он предстает во всей своей ничтожности — ворующим у жены и клянчащим у дочери-проститутки денег на опохмелку. И этот потерявший всякое человеческое лицо несчастный просит только одного шанса на прощение. И, жалкий до омерзения поначалу, постепенно, по мере рассказа, начинает он вызывать острое сочувствие и снисхождение, ведь видно за всей порочностью, обезобразившей его внешность, сквозит человечность не от врожденной гнилости душевной, а от безысходного существования уткнулся он в рюмку, опустился до уровня скота. Супруге его, Катерине Ивановне, дворянке по происхождению, приходится едва лине хуже. Она не может нив чем найти себе утешения, каждое мгновение сталкивает ее с болью, несправедливостью, нищетой. И, возможно, прав муж ее, говоря, что не со зла, а лишь не в силах более глядеть на голодных детей, сама от своих слов терзаясь, вынуждает она падчерицу Соню выйти на улицу, чтобы торговать собой. И Соня в ужасе и со слезами, но молча и покорно выполняет приказ мачехи, отдав свое сокровище, как презрительно выразилась Катерина Ивановна девичью честь — на попрание ради куска хлеба. Но грязь, в которую окунается Соня Мармеладова, не липнет к чистой, невинной душе, омываемой источником утешения — святой молитвой. Соня глубоко, искренне и бесхитростно верит в Бога, являя собой трогательный образец христианского смирения, кротости и великого человеколюбия. Именно она, тихая, скромная, хрупкая, смогла почерпнуть в своей вере столько силы, чтобы и самой остаться чистой, и спасти погибающую душу Рас- кольникова. Она не отвернулась от убийцы, не осудила, не прокляла она наставила Родиона на путь покаяния она всю свою любовь отдала ему, без колебаний поехав вместе с ним в Сибирь, чтобы быть ближе, иметь возможность навещать осужденного. Именно в вере утешается и возвышается над тяготами слабая и уязвимая Соня, и именно неверие сталкивает в пропасть сильную и волевую Катерину Ивановну Мар- меладову. Соня не обвиняет никого, ни на что не жалуется, принимая Господню волю такой, какой бы она ни была, — и ей легчает. Несчастная мачеха ее не может смириться со своим жребием, ищет виноватых, ненавидит саму себя — и делает свою участь еще горше. Трагедия семьи Мармеладовых — одна из тысяч подобных трагедий, разыгрывавшихся в е годы ХІХ столетия в Петербурге, декорациями для которой стали нищие трущобы, в то время как на соседних чистеньких проспектах припеваючи жили, подчас ни о чем не ведая, а чаще не задумываясь, сильные мира сего. Именно в такой среде назревала богоборческая теория Раскольнико- ва, именно такая безысходность порождала преступников. Но Достоевский показывает выход из духовного тупика, и имя ему — любовь. Любовь к Богу, к ближнему своему, ко всем людям. Эпилог в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание» П лан І. Значение эпилога в романе. ІІ. В чем причина бед человеческих. Чувство собственной правоты и после осуждения. . Осознание ошибочности своей теории и раскаяние. ІІІ. Торжество пресвятой любви и веры! Одним из сильнейших моментов романа Преступление и наказание является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого, физического плана уже произошли (задумано и содеяно страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание, на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. Вот в чем одном признавал он свое преступление только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною, — пишет Достоевский о настроении Родиона в тюрьме. Чувство собственной правоты не пошатнулось в нем, он лишь возненавидел свою слабость. Но тут начинают происходить необъяснимые с человеческой точки зрения вещи сокамерники-осужденные почему-то проникаются беспричинной неприязнью к Родиону, хотя их преступления порой ужаснее да и особо незнакомы они с Раскольниковым, чтобы так его невзлюбить В тоже время они едва лине плачут от восхищения, благоговейно глядя на Соню, приходящую навестить Расколь- никова; хотя, опять-таки, они ведь и ее не знают вовсе В конце концов каторжные с криком Безбожник бросаются на Родиона, избивают его, и лишь охранник предотвращает кровопролитие. Что происходит Почему? Ответ приходит Родиону во сне про непонятную эпидемию, погубившую человечество. Якобы появились ка- кие-то новые микроскопические трихины, и люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Проснувшись, Раскольников еще не осознает, но уже душой чувствует то, что также бессознательно возненавидели в нем заключенные он болен той самой заразой И имя ей — безверие, нелюбовь, гордыня, презрение к людям И когда Раскольников в очередной раз видит Соню, душа его наконец-то просыпается, и открывшиеся заново глаза наполняются слезами, и неизъяснимая больно уже не беспросветная, а свет дарующая, бросает его к Сониным ногам в рыданиях, и эти рыдания очищают его мятежное сердце Вот истинная кульминация романа Вот оно — торжество пресвятой любви и веры Вот оно — настоящее раскаяние, дающее уверенность в спасении всякого грешника Здесь, в эпилоге, между строк звучат самые светлые, жизнеутверждающие аккорды, знаменующие духовное возрождение героя, здесь в полной мере раскрывается глубокая убежденность великого человеколюбца Достоевского в том, что в каждом человеческом сердце теплится Божественная искра. Образ Пьера Безухова (по роману Л. Толстого Война и мир») П лан . Динамика души героя, формирование мировоззрения. . Сложность жизненных исканий Пьера Безухова. . Осознание себя частью целого мира. 4. Пьер Безухов — типичный представитель своей эпохи. Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце. Князь Андрей о Пьере Безухове) Образ Пьера Безухова, как и всех положительных героев Толстого, дается в развитии. Толстой показывает, как на протяжении 5 лет под влиянием условий русской общественно-политической жизни и дворянского быта формируется мировоззрение будущего декабриста, складывается его характер. Неизменной остается только доброта Пьера, его искренность, чувство правды, стремление перестроить на разумных началах жизнь русского народа. В этом стремлении он постепенно переходит от беспорядочной траты сил к конкретной деятельности во имя определенных целей. Внутренние перемены отражаются на его внешнем облике. Впервые мы встречаемся с Пьером в 805 году. Он вернулся из-за границы и проникнут идеями французской революции. Но мировоззрение его сформировалось в условиях русской жизни, и ему пришлось пройти тяжелый путь ошибок, заблуждений, исканий. Благодаря своей молодости, доверчивости, непрактичности, именно под влиянием окружающей среды Пьер совершает ряд тягостных жизненных ошибок. Петр Кириллович Безухов — незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, признанный законным наследником лишь после смерти отца. До 0 лет он воспитывался заграницей. Появившись в свете, обращал на себя внимание нелепостью поведения и одновременно естественностью, отличавшей его от окружающих. Как и его друг Андрей Болконский, считает Наполеона великим деятелем своего времени. Пьер — увлекающаяся натура, человек с мягкими слабым характером, добрый, доверчивый, нов тоже время подверженный бурным вспышкам гнева (эпизоды ссоры с Элен после дуэли, объяснение с Анатолем Кураги- ным после попытки увезти Наташу Ростову. Страсти, которые владеют Пьером, часто приводят к большим неприятностям. Он принимает участие в кутежах в компании Долохова и Курагина, после чего его высылают из Петербурга. После смерти отца становится богатым, наследует титул ив результате интриг князя Василия Курагина женится на его дочери Элен, светской красавице, неумной и распутной женщине. Этот брак делает героя глубоко несчастным, приводит к дуэли с Долоховым, к разрыву с женой. Оставив ей большую часть состояния, уезжает, потому что не видит никакой цели в жизни. Сближается с масонами, ища себе поле деятельности. Занимается благоустройством своих крепостных, но наивного Пьера обманывают управляющие. Искренние его намерения оказались пустой затеей. Вместо активной деятельности масонство предлагает членам ложи заниматься самосовершенствованием. Жизнь Пьера зашла в тупик. Ион погружается в состояние томительной тоски, доходящей до отчаяния. Общий патриотизм 8 года захватил Пьера, он сформировал полк, взяв полностью на свои средства его содержание, асам остался в Москве для того, чтобы убить Наполеона. Вовремя оккупации Москвы в полной мере проявилась деятельная, самоотверженная доброта Пьера. Он сближается с простыми русскими людьми крестьянами, Каратаевым. Он учится уважать и любить их. На Бородинском поле наблюдает за битвой. Здесь же происходит и последняя встреча с Болконским, который говорит Пьеру, что настоящее понимание жизни там, где они, обычные русские солдаты. Именно на Бородинском поле Пьер впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им вовремя сражения. В опустевшей и горящей Москве пытается помогать людям защищает женщину, спасает из огня ребенка. Попадает в плен как поджигатель и переживает там ужасные минуты ожидания смерти, наблюдая за казнью пленных. В результате общения с Платоном Каратаевым понимает, сначала интуитивно, а затем и разумом, народное мироощущение любовь к жизни, осознание себя частью целого мира. Он научился видеть вечное и бесконечное во всем. И это вечное и бесконечное был Бог. После окончания войны, смерти Элен Пьер женится на Наташе Ростовой. В эпилоге он изображен счастливым отцом семейства, любимыми любящим мужем, человеком, нашедшим свое место и назначение в жизни. Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова типичны для своей эпохи, хотя таких, как они, в общей массе дворянства было незначительное количество. Для Болконского и Безухова характерны неудовлетворенность 00 общественно-политическим строем, жизнью своего класса, стремление к полезной деятельности во имя интересов родины, народа, самоотверженный патриотизм. Этими образами Толстой раскрывает сущность движения декабристов. Образ Андрея Болконского (по роману « Война и мир» |