Главная страница
Навигация по странице:

  • Тютчев — поэт-философ П лан

  • Бащенко, Светлана Викторовна


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеБащенко, Светлана Викторовна
    Дата07.04.2022
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniy_10-11_klassy.pdf
    ТипСборник
    #450217
    страница5 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    П
    лан
    . Рок и любовь в творчестве Тютчева.
    . Любовь как философская категория.
    . Тютчев как последний поэт эпохи романтизма. Федор Иванович Тютчев — русский поэт XIX века, современник Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Отличительной чертой его поэтического мировосприятия является философское осмысление тех художественных задач, которые ставил перед собой поэт. Его по праву считают тонким лириком, а его творческое наследие должно рассматриваться всегда в связи сего философским мировоззрением. Тема любви в стихотворениях Тютчева представлена в связи с такими ключевыми понятиями как судьба, рок, предопределение, страсть. Чувство рождается, как весенний ветер, и захватывает влюбленных очарованием. Но Тютчев чаще обращается не к настоящему времени, а к прошедшему. Былое больше беспокоит поэта. Стихотворения, написанные на склоне лет, специалисты условно объединяют в один цикл, названный Денисьевс- ким (по имени Денисьевой, которой поэт посвятил много стихотворений. Основная тематика цикла — самопожертвование, любовь, страдание русской души, страсти роковые. Былое поэт воспринимает как лучшие годы, время золотое, согревающее и через годы героя своим теплом. Особое состояние вызывают в душе переживания встречи после долгой разлуки с женщиной, в которую был когда-то влюблен. Эта душевная полнота заставляет жизнь заговорить вновь (Я встретил вас, и все былое. В стихотворении Предопределение поэт определяет любовь, по преданию, как союз двух душ, которые обретают родство. Две души сочетаются, сливаются и должны познать настоящее счастье, но тут двоих влюбленных подстерегает беда. Тютчев считает, что сердца вступают
    в противостояние и поражают друг друга роковыми страстями»:
    И кто в избытке ощущений,
    Когда кипит и стынет кровь,
    Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!
    («Близнецы»)
    Роковой перелом в истории любви наступает, конечно же, в момент расставания влюбленных. Причем, поэт часто предоставляет нам возможность задуматься о концовке страстного чувства:
    В разлуке есть высокое значенье:
    Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
    И рано ль, поздно ль пробужденье,
    А должен наконец проснуться человек. В разлуке есть высокое значенье…»)

    Философская миниатюра стала особой формой поэзии именно у Тютчева, до него четверостишия сих концентрацией смысла и экономной формой использовались для сочинения сатирических стихотворений — эпиграмм. Такое высокое, как у Тютчева, использование миниатюры, то есть философские сентенции, сделали творчество поэта уникальным в своем роде. Ведь именно Тютчев раскрыл поэтический потенциал четверостишия. Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
    Душою чистой иль греховной
    Ты вдруг почувствуешь живей,
    Что есть мир лучший, мир духовный. Таким образом, любовь между мужчиной и женщиной поднимает влюбленных на новый уровень бытия, где внешние проявления уходят на задний плана души влюбленных приоткрывают завесу духовного мира. Образ духовного мира у Тютчева в целом перекликается именно со стихийными сущностями — духи, стихии
    огня, ветра, морская стихия. Любовь же Тютчев видит именно как стихию, управлять которой человек не в силах, он может быть лишь влекомый этой стихией. Такое влечение имеет две развязки рано ль, поздно ль про- бужденье» или сердце «изноет наконец. И все же влечение в направлении роковых страстей
    Тютчев находит неизбежными естественным, как все в природе. Сравнивая любовь с весенним теплом, Тютчев дает уже положительную оценку этому чувству Или весенняя то нега. Или то женская любовь (Еще земли печален вид. Нежность чувства вызывает ассоциации с весной, молодостью, пробуждением животворных токов внутри растений и деревьев. Также ив человеке закипает кровь. Рассмотрим стихотворение Последняя любовь, написанное Тютчевым вначале х годов XIX века, то есть относящееся к третьему периоду творчества поэта. Ощущение трагичности бытия преследует поэта. В этом стихотворении лирический герой восклицает Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней Герой просит вечерний день — образ последних лет жизни помедлить и продлить очарование. Но небо (образ самой жизни) охватывает тень (приближение смерти. Блаженством и безнадежностью называет Тютчев последнюю в жизни любовь Пускай скудеет в жилах кровь,
    Но в сердце не скудеет нежность...
    Последний период творчества характеризуется потрясением основ Тютчевского мировосприятия, картина современного поэту мира стремительно меняется, романтическое направление в искусстве ослабевает. Фактически Федор Тютчев завершил период романтизма в русской литературе, достойно представив ее в сокровищнице мирового лирико-философского наследия.
    Концепция мира и человека в лирике Ф. Тютчева
    П
    лан
    . Мировоззрение Тютчева как основа его творчества.
    . Противоречивость внутреннего мира человека.
    . Взаимоотношения человека и мира. О чем бы ни говорила лирика, она всегда будет говорить о человеке. Поэт-лирик вкладывает в свое творчество личные переживания и помогает понять и полюбить прекрасное внутри каждого из нас. Поиск гармоничного сосуществования человека и окружающей действительности является одной из величайших тем в русской классической поэзии и ведущей темой в творчестве такого яркого писателя как Федор Тютчев. Особо ценным качеством поэта является понимание связи человека с бесконечностью. Глубокие личные переживания находят воплощение в стихотворениях на разные темы, нов творчестве Тютчева они сконцентрировались в особую философскую категорию. Концепция мира и человека — особое мировоззрение, которое направлено на то, чтобы понять место человеческого существа во Вселенной и найти те идеалы поведения, которые помогут достичь гармонии, золотой середины в жизни человека.
    Тютчев посвятил не один час раздумий поиску ответа на вопрос, каким должно быть отношение человека и мира, природы. Стремление понять природу и Вселенную Тютчев преподносит как важную, трудную, хотя и до конца неосуществимую задачу каждой личности, если она хочет зваться человеком. Федор Тютчев призывал приоткрыть завесу над тайной мирозданья для тех, кто находит время прислушаться к голосу природы, звучащему в листве деревьев, в шепоте волн ив сиянии звездного неба. Поэт осознает, что человек раздираем внутренним противоречием с одной стороны, он чувствует себя слабыми незащищенным в этом огромном мире, нос другой стороны, человек обращается к миру как к своему желанному наследию, чувствуя единство с природой. Такие мудрые суждения находим, например, в строках:
    И человек, как сирота бездомный,
    Стоит теперь, и немощен, и гол,
    Лицом к лицу пред пропастию темной
    На самого себя покинут он…
    И в чуждом, неразгаданном, ночном
    Он узнает наследье родовое. Святая ночь на небосклон взошла»)

    Лирический герой Тютчева осознает природу как источник своей жизни, он верит в то, что в глубине души всегда найдется частичка, связующая человеческое существо совсем сущим на земле. Нужно лишь очистить свою связь с природой, преодолеть разлад с ней, надеясь найти гармонию отношений с миром Лишь жить в самом себе умей — Есть целый мир в душе твоей…
    («Silentium!»)
    Ведь мири человек едины, и это поэт провозглашает торжественными словами Все во мне, и я во всем Тени сизые смесились»). Таинства природы и мирозданья волнуют воображение Тютчева сильнее, чем общественные процессы. В эпоху поворота к реализму в литературе (е гг. XIX ст)
    Тютчев остается верен себе и своей тяге к философскому осмыслению жизни. Злободневные вопросы не в силах оторвать поэта отрешения вечной проблемы смысла существования человека в этом мире. Не навязывая никому своих выводов, Тютчев осознает трагичность разлада души человека и души природы. На закате творчества грусть преобладает в его стихах, но это естественное чувство угасания на последнем этапе жизни. И все же поэт понимает, что взамен получает духовную просветленность. Проблема человека и мира встает теперь у Тютчева в форме сжатых философских

    54
    суждений-миниатюр. Человек ответственен перед миром за свои слова и дела, поэтому должен в жизни руководствоваться принципом не навреди. Причастность к окружающему миру, умение поставить себя на место другого, почувствовать вместе с ним видится поэтом как благо Нам сочувствие дается, как нам дается благодать Нам не дано предугадать. Стихи Федора Тютчева всегда направляют нас к самому источнику знания человека о мире и о самом себе. И пускай в них нет готовых ответов, строки его поэзии насквозь пронизаны желанием дойти до истины своим путем. Путь Тютчева — это предельное отстранение от мелких неурядиц жизни и максимальное единение с природой, со Вселенной. Более чем полтора столетия назад
    Тютчев писало гармонии мироздания. Теперь вопросы о месте человека в мире должен задать себе каждый и, помня о мыслях великого поэта, найти свой ответ. Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева

    П
    лан
    . Тютчев как поэт эпохи романтизма.
    . Природа и человек их взаимоотношения.
    . Романтические переживания лирического героя в поэзии
    Тютчева. Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы.
    Н. А. Некрасов
    Поэтическое творчество Федора Ивановича Тютчева относится км годам XIX столетия и традиционно причисляется к романтическому направлению в литературе. Водном ряду стоят имена Тютчева, раннего Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Прекрасными образцами для нас являются стихотворения Тютчева, в которых разворачивается образ природы, лирические пейзажи и переживания причасности человека к стихийным силам природы. Романтическое направление в русской поэзии следует общему проявлению романтического течения в Европе, нов тоже время имеет особые, присущие лишь русской поэзии, черты. Романтизм воспевает природу как исток всего самого главного для человека, источник чувств и переживаний. Как восстановить единство человека и природы задача, решить которую призвано искусство слова.
    Тютчев создает как бы два мира, между которыми происходит разлад, но и взаимное притяжение тоже. Мир современного человека далек от природы и от естественного восприятия Вселенной, человек огражден цивилизацией и уверен в правоте одной лишь научной точки зрения. Другой мир — мир стихии природы, идеальное состояние гармонии, силы и красоты, которое возникло благодаря проявлениям таинственного духовного начала. Человек, отказывающийся принимать информацию о мире из непознаваемых источников, человек, не доверяющий своей интуиции и не прислушивающийся к голосу Вселенной, остается в неведении относительно гармонии мира и места самого себя в этом мире. Поэт сетует на глухоту представителей рода людского, которых абсолютно не трогает красота окружающей природы:
    Лучи к ним в душу не сходили,
    Весна в груди их не цвела,
    При них леса не говорили
    И ночь в звездах нема была!
    И языками неземными
    Волнуя реки и леса,
    В ночи не совещалась сними В беседе дружеской гроза!
    («Не то, что мните вы, природа…»)
    Пейзаж вдохновляет писателя на созерцание и разбивает рутинный поток мыслей
    В этом волнении, в этом сиянье,
    Весь, как во сне, я потерян стою — О, как охотно бы в их обаянье
    Всю потопил бы я душу свою. Как хорошо ты, о море ночное…»)
    Море описывается как блистающее и бесконечно меняющееся здесь лучезарно, там сизо-темно». Оно как бы празднует праздник — такое настроение передает нам поэт, восторгаясь величием и красотой морской стихии Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты. Разговор с морем, ветром, солнечными лучами и весной — естественное для поэта состояние. Так он причащается к священному источнику природы (Святая ночь на небосклон взошла. Весна преображает и мысли лирического героя, и вид полей, рощ, трави деревьев. Весна направляет силы всего живого на пробуждение от сна после холодного времени. Зимой реки стоят в оцепенении, вокруг цвета, не радующие глаз — серые, холодные тона:
    Всходили робко облака
    На небо зимнее, ночное,
    Белела в мертвенном покое
    Оледенелая река. Глядел я, стоя над Невой…»)
    Зима связывается здесь со смертью и неподвижностью. Человек не подвержен состоянию зимнего анабиоза, как подвержены ему животные и растения, но безрадостное состояние души в холодное, темное время года знакомо каждому Душа, душа, спала и ты — говорит поэт. И вот весна развеивает сони призывает к радости жизни Блестят и тают глыбы снега, блестит лазурь, играет кровь (Еще земли печален вид…»).
    Описывая природу, Тютчев просит своих читателей проникнуться к ней любовью и почувствовать радость и ликование, которое исходит отовсюду — от родной земли, от ласковых солнечных лучей, от бурлящих морских волн. Пейзаж для Тютчева живет жизнью, похожей на жизнь человеческой души со всеми ее страстями и бурными эмоциями. Поэтому следует непрестанно наблюдать вокруг себя природные картины, чтобы найти эту гармонию ив себе самом. Человек и природа в лирике Тютчева
    П
    лан
    . Тема природы в лирике Тютчева.
    . Символизм лирики Тютчева.
    . Необходимость понимания природы человеком. Тема природы — одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и описать его живо и с чувством. Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится снами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет также, как живет человек Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь. В ней есть язык. Человек должен понимать голос природы, но это происходит далеко не всегда Они не видят и не слышат,
    Живут всем мире как впотьмах,
    Для них и солнцы, знать, не дышат,
    И жизни нет в морских волнах. Не то, что мните вы, природа)
    Тютчев рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны. Это божественная сила, изображенная поэтом в образе девушки, которая гордо ступает по земле, сыплет цветами и дышит свежестью:
    Бессмертьем взор ее сияет,
    И ни морщины на челе.
    Своим законам лишь послушна,
    В условный час слетает к вам,
    Светла, блаженно-равнодушна,
    Как подобает божествам.
    («Весна»)
    Весеннее время поэт связывает с голубым небом, теплым дождем, с грозой и громом, как в известном стихотворении Люблю грозу вначале мая. Настроение весенней поры особенное и потому, что своим влиянием на человека она разгоняет тяжелое настроение, оставшееся, быть может, после зимы. В особой форме — поэтической миниатюре — Тютчев сформулировал афоризм Не все душе болезненное снится пришла весна — и небо прояснится. Здесь говорится, конечно, о весне не только как о времени года. Здесь весна имеет еще и философский смысл — это обновление для человеческой души. Весна не одинокая путница, ее сопровождает веселый хоровод из дней, что создает легкий образ молодых девушек на прогулке:
    Весна идет, весна идет,
    И тихих, теплых майских дней
    Румяный, светлый хоровод
    Толпится весело за ней!
    («Весенние воды»)
    Не только весну изображает Тютчев в своих стихотворениях. Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, которую навевают зловещий блеск и пестрота дерев», туман и пустеющая земля:
    Ущерб, изнеможенье — и на всем
    Та кроткая улыбка увяданья,
    Что в существе разумном мы зовем
    Божественной стыдливостью страданья. Осенний вечер»)
    И все же Тютчев признает, что в осени присутствует какая-то общая таинственная прелесть, а осенние вечера обостряют в человеке предчувствие — особый дар, столь значимый для поэта. Пейзаж родных земель рождает в писателе чувство сродни благоговению перед скромной, а чаще скудной на вид землей бедных селений. Все в этих пейзажах заставляет подолгу вдумываться, всматриваться в каждую черточку, человеческий глаз должен непросто сканировать местность. Наблюдателю природы следует искать в местных видах следы присутствия высших сил — благословления Божьего, которое Небесный Царь распространил позем- ле, проходя по ней. В этом отрывке Тютчев не мог не затронуть важную для него проблему — неспособность человека замечать таинства природы:
    Не поймет и не заметит
    Гордый взор иноплеменный,
    Что сквозит и тайно светит
    В наготе твоей смиренной. Эти бедные селенья…»)
    Человек незримо связан с местом, где он живет. Иноплеменный взор с презрением смотрит на бедные села, но видит только поверхность вещей. Родной же человек не станет смотреть высокомерно, а попытается проникнуть в суть вещей, к чему и призывает поэт. Поэт Федор Тютчев уделял огромное внимание проблеме взаимодействия человека и природы. В его лирике мы находим и восхищение, и нежные чувства, с которыми он сам относился к миру природы. Находим также благоговение и трепет перед природными стихиями. Тютчев любил все времена года и часто использовал их описания в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них, особенно весеннюю радость и свежесть. Лирика Тютчева на многие поколения вошла в сокровищницу произведений, которые учат любить родной край и замечать красоту окружающего мира, искать с ним гармонии и пытаться раскрыть его тайны

    60
    Тютчев — поэт-философ
    П
    лан
    . Общие корни философии и поэзии.
    . Проблема взаимоотношений человека и природы в лирике Тютчева.
    . Философские вопросы, поднимаемые в лирике Тютчева. Философия и поэзия близки друг другу, ведь орудием, при помощи которого создается и стихотворная строфа, и философский трактат, служит человеческая мысль. В античные времена великие философы, такие как Аристотель и Гесиод, излагали свои философские размышления в форме стихов, тем самым демонстрируя силу и изящество мысли. Аристотель, которого называют отцом многих наук, был также автором трудов по поэтике. Это говорит о том, что поэтическое восприятие действительности может соединяться с философскими поисками истины. Поэт, который возвышается над повседневными проблемами и проникает в самые глубокие вопросы бытия, стремится к самой сути нашего существования — к познанию жизни человеческой души в окружающем мире. Именно таким поэтом для нас является Федор Тютчев. Его творчество приходится на вторую половину XIX века, когда в России формировалась литература, которую весь мир назовет золотым веком русской поэзии, олимпийской лирикой. Исследователи поэтического наследия Тютчева относят его к поэтам романтического направления, потому что его лирика всегда отстранена от будней и обращена к вечности, в отличие, например, от Некрасова, которого интересовала социальная среда и нравственные вопросы. Поэзия может отображать разные стороны жизни, и лирика Тютчева имеет свою специфику — проблематика стихотворений этого поэта носит философский характер. Если исследовать лирику Федора Тютчева, то можно заметить, что самой важной проблемой для него является проблема единения человека с природой, а также проблема разлада с ней.
    В ранний период творчества поэта волнует вопрос взаимопонимания между людьми. Ведь если два думающих человеческих существа, наделенных разумом и речью, не в силах прийти к согласию, то как найти взаимопонимание с окружающим миром, который не обладает способностью к разговору Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь. Автор приходит к выводу, что слова не только не способствуют пониманию, они, наоборот, только запутывают, ведь одна и та же фраза может быть по-разному понята разными людьми. Отсюда и рождается строка в форме афоризма — мысль изреченная есть ложь. Чувства и мечты человек может хранить глубоко в своей душе, но если он хочет высказать их, то должен быть готов к тому, что суета жизни придаст им другой смысли, может быть, волнующая душу мысль покажется собеседнику банальной «таинственно-волшебные» думы может оглушить наружный шум («Silentium!»). Таким образом, Тютчев еще в молодые годы пытался в своих стихотворениях поднять один из ключевых философских вопросов — как можно передать мысль другому человеку, не исказив ее смысла и не утратив чувства, вложенного в эту мысль.
    Тютчев пытается раскрыть проблему взаимопонимания на высшем уровне — философском, он ищет корень зла и находит его в извечном разладе человека с природой, с мирозданьем. Человек, как понял Тютчев, не должен полагаться только на внешнюю форму вещей и на слова. Земной мир человека слишком отдалился от божественного мира, человек не понимает законы Вселенной и оттого страдает, чувствуя себя одиноко и незащищено, не ощущая, как природа заботится о нем (Святая ночь на небосклон взошла. Но если бы человеческие существа обратились к природе, прислушались к голосу матери, то они нашли бы способ общаться с окружающим миром на особом, понятном и доступном всем языке:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь. В ней есть язык…
    («Не то, что мните вы, природа…»)
    Тютчев страстно протестует против тех недалеких личностей, которые стремятся видеть во всем лишь случайное совпадение, вероятное происшествие или, наоборот, произвол исключительно человеческой воли. Такие люди, отвечая на вопрос, откуда на деревьях листва и как образуется плод в материнском чреве, никогда не скажут о силе матушки-природы, о разумном божественном мире, о гармоническом начале во Вселенной. Во второй половине ив конце XIX века светскими умами Европы и России владели новые радикальные идеи теория происхождения видов на земле благодаря процессу эволюции, которую позже сформулировал английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин. Этот момент чрезвычайно философский, ведь речь идет о борьбе начал мира — материя и дух, что из них первоначальное Для
    Тютчева ответ очевиден, он со всей убежденностью говорит через свою поэзию о душе природы как о начале всего, в том числе как об источнике жизни самого человека. Автор в программном стихотворении Не то, что мните вы, природа сравнивает скептиков с калеками, неспособными различать не то что голос тонкого мира, но и самые простые и естественные для каждого вещи, такие, как голос матери:
    Не их вина пойми, коль может,
    Органа жизнь — глухонемой!
    Увы, души в нем не встревожит
    И голос матери самой!
    Тютчев гениально предвидел намного лет вперед торжество материалистических теорий, уводящих человечество от самых важных вопросов. Он словно бы хотел
    воспрепятствовать чрезмерному увлечению людей материальными указывал в своей поэзии на существование тонкой гармонии в мире природы, загадку которой человек обязан пытаться разгадать. Разлад с матерью-при- родой Тютчев, очевидно, принимал как трагическую оплошность, возникшую от непонимания законов природы. В последние годы творчества поэта посетила мысль, которую он сформулировал в форме философской миниатюры:
    Природа — сфинкс. И тем она верней
    Своим искусом губит человека,
    Что, может статься, никакой от века
    Загадки нет и не было у ней. Быть может, Тютчев, приглядевшись к жизни, открыл для себя, что главная причина разлада человека и природы — загадка природы — существует, какими- фическое существо сфинкс, лишь в воображении людей. Для чуткого читателя, думающего человека это дает вдохновение и надежду, что гармония возможна, как и чувствовал это великий поэт. Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта