Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему в романе М.Булгакова Мастери Маргарита утверждается, что трусость — один из самых главных человеческих пороков П лан

  • «Котлован» П лан

  • Бащенко, Светлана Викторовна


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеБащенко, Светлана Викторовна
    Дата07.04.2022
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniy_10-11_klassy.pdf
    ТипСборник
    #450217
    страница14 из 24
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24
    Судьба художника в романе М. Булгакова Мастери Маргарита».
    П
    лан
    I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя.
    II. Тема судьбы художника в романе Мастери Маргарита. Судьба мастера.
    . Роман Мастера о Понтии Пилате.
    . Мастер сломан жизнью.
    III. Гражданская позиция Булгакова.
    Рукописи не горят!
    М. Булгаков
    Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в том, что он жили творил в стране, где творец, непризнанный при жизни, не признавался и после смерти. В письме, адресованном Михаилом Булгаковым правительству СССР, читаешь не раскаяние, а желание отстоять свои гражданские права, потому что писатель не может кривить душой даже перед теми, кто обрекал его на гонения, нищету и гибель. Тема судьбы интересовала Михаила Булгакова всю жизнь. Но жемчужиной всего творчества писателя стало последнее его произведение — роман Мастери Маргарита. Образ Мастера большая часть современников воспринимала как образ самого Булгакова, а иногда как образ Иешуа. В своих ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму власти. В Мастере и Маргарите писатель приходит к другой мысли. Человек, в особенности художник, обязан всей своей душой и совестью участвовать в борьбе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляция для
    Булгакова неприемлема. Мастер талантлив и бескорыстен. Он выигрывает сто тысяч рублей и тратит их совсем не так, как можно было ожидать от обыкновенного человека. Он покупает книги, съезжает с ненавистной коммунальной квартиры, где слишком часто приходится сталкиваться с грубостью, стем, что ранит чуткую душу романтика. Своим золотым веком он называет время, когда жил в этом подвале, рядом были любимая женщина, книги и работа. Огонь в камине и листики рукописи создавали уют и счастье, которое Мастери Маргарита наконец нашли. Мастер пишет роман в сталинское время и рассуждает о Боге, о насилии власти над личностью, о том, что идейный спор между Пилатом и Иешуа был прерван силой, о трусости власти перед свободой мысли. Мастер мечтает о том времени, когда все люди будут добры, когда настанет царство истины и справедливости. Мастер выполняет свой долг творца, пишет абсолютную правду, не колеблясь, не применяясь к действительности, не оглядываясь на цензуру, не думая о последствиях. Он говорит людям правду, ведь правду говорить легко и приятно. Но от действительности никуда не денешься. Она ворвалась в их мир вместе с газетными статьями, где убийственными приговорами типа враг под крылом редактора, ударим по пилатчине» было разрушено все, чем до этого жил Мастер. И хотя Мастер понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен. Мастер выбрал свой путь сознательно, он переходит крестный путь, как и Иешуа. Он выбрал страдания. С октября по январь он находится в заключении вероятно, над ним издевались. Об этом говорит пальто собор ванными пуговицами. Мастер, не желая обременять Маргариту своими проблемами, идет в единственное место в Москве, где можно говорить то, что думаешь, — в сумасшедший дом. Мастер признается Воланду: У меня нет больше мечтаний и вдохновений тоже нет. Ничто вокруг меня не интересует, кроме нее. Меня сломали, мне скучно, и я хочу опять в подвал. Недаром Воланд иронично замечает человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать?».
    М. Булгаков осуждает своего героя. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но человек не должен отступать. Мастер выпал из цепи непрерывной человеческой борьбы за совершенствование жизни. Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остаются тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, вне света. Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован покой. Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова Мастери Маргарита»

    П
    лан
    I. Проблематика романа М. Булгакова Мастери Маргарита.
    II. Понтий Пилат — обвинитель и жертва. Понтий — олицетворение власти.
    . Пилат как человек.
    . Человеческие слабости прокуратора.
    4. Выбор Пилата.
    III. Ценность романа Мастери Маргарита для современного читателя. Трусость — самый страшный порок.
    М. Булгаков
    Роман Мастери Маргарита — главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Число жанровых определений булгаковско- го романа велико сатирико-философский, фантастический, философский роман, роман-мистерия, роман-при- тча, лирико-сатирико-философский роман С появлением дьявола в романе начинает звучать одна из главных философских тем — тема свободы человека и его личной ответственности за нравственный выбор, который он совершает, признавая или отрицая существование Бога. Идейный центр романа — евангельские главы, в которых предстают два образа — бродячего философа Ие- шуа и римского прокуратора Понтия Пилата. Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи — человек государственный, являющийся олицетворением власти. Он вынужден находиться в Ерлашаиме, который ненавидит из-за своих обязанностей. Пилат жестокий человек, его называют свирепое чудовище, ион этим кичится он считает, что миром руководит закон силы. Он был воином, знает цену опасности и поэтому считает, что побеждает только сильный, такой, который не знает страха, сомнений, жалости. Понтий Пилат живет по своим законам он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула раб подчиняется господину незыблема, что всесилен римский императора в Ерлаша- име он — наместник императора, значит, господин всех и вся. Пилат считает, что победитель всегда одинокий, у него не может быть друзей, а только враги и завистники. Таким сделала его власть. Ее закон диктует черты того, кто может иметь власть. Равных Пилату нет, как нет и человека, с которым он бы хотел пообщаться. Только собака, которую он любит. Но встретившись с Иешуа, Пилат понял, что это тот человек, с которым он хотел бы общаться вечно. Га-Но- цри не боится возражать прокуратору и делает это так искусно, что Понтий Пилат приходит на какое-то время в замешательство. Более того, этот бродяга смеет предлагать Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление умного человека. Га-Ноцри считает, что злых людей нет на свете, есть люди несчастливые он предельно откровенен, ведь правду говорить легко и приятно. Арестант показался интересен прокуратору. В невиновности Иешуа прокуратор убедился сразу. У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа, он пытается склонить Иешуа к компромиссу, а когда это не удается, уговорить первосвященника Каифу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Мы видим, что Понтий Пилат проявляет к Иешуа и человеческое соучастие, и жалость, и сострадание. Но вместе стем и страх. Именно страх, рожденный зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, и определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. В условиях любого тоталитарного режима, будь тора- бовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь ближайшей государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами. Синедрион принимает решение казнить Иешуа. Задет закон об оскорблении кесаря, налицо бунта бунт нужно усмирить. И Понтий Пилат кричит, чтобы слышали все Преступник Преступник Преступник.
    Иешуа казнен. Почему же мучается Понтий Пилат Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют Ион, жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакали смеялся во сне. Понтий Пилат для Булгакова, в отличие от установившейся в истории христианства традиции, — непросто трус и отступник. Его образ драматичен они обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, свою душу. Вот почему, загнанный в угол необходимостью предать смерти бродячего философа, он про себя произносит Погиб, затем Погибли. Он гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Таким образом, встав перед выбором должность или спасение души, страх перед Цезарем или мужество совершить поступок, он выбирает кресло, жизненные блага и преданность тому, что ненавидит. Действуя от имени

    
    Тиберия, олицетворяющего собой государство, Понтий Пилат испытывает к императору чувство брезгливости, отвращения. Прокуратор понимает, что могущество его оказалось мнимым. Он трус, он верный пес кесаря и всего лишь пешка в руках. Читая Булгакова, мы делаем для себя вывод человек неволен распоряжаться собственным рождение и смертью. Но он должен распоряжаться своей жизнью. Человек, по Булгакову, ответственен за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Христианские мотивы в прозе М. Булгакова по роману Мастери Маргарита»
    )
    П
    лан
    І. Сложность морально-философской проблематики романа Мастери Маргарита»
    ІІ. Философско-библейские мотивы в романе. Библейские события в интерпретации М. Булгако- вым.
    . Проблематика евангельских глав романа. Спор между Понтием Пилатом и Иешуа.
    ІІІ. Проблемы добра и истины в романе Мастери Маргарита. Доставлять счастье и делать добро — вот наш закон, наш якорь спасения, наш маяк, смысл нашей жизни. А. Амиель Роман Мастери Маргарита отличается сложностью и широтой морально-философской проблематики. В своем произведении Булгакову удалось соединить миф и реальность, сатирическое бытописание и романтический сюжет. В романе можно выделить триплана, которые взаимосвязаны друг с другом реальный, библейский и фантастический. Понять это сложное произведение невозможно без учета культурно-исторического контекста. Обязательно нужно учитывать те литературные источники, на которые опирался М.Булгаков. Прежде всего, нужно обратиться к Библии, к Евангелию.
    В Новом Завете есть четыре Евангелия, четыре варианта истории деяний, осуждения и казни Иисуса Христа.
    Булгаков создает пятый вариант жизни и смерти Иисуса Христа. Образ Иешуа воспринимается в соотношении с образом Христа, хотя сам Булгаков в романе никогда не ставит между ними знака равенства. И это справедливо, потому что булгаковский Иешуа показан прежде всего не как Бога как человек, хотя, может быть, и не совсем обычный. Но общая линия евангельской биографии Христа в романе сохраняется. Подобно Христу, Иешуа, молодой странствующий философ, пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Как и реального Христа, его после предательства Иуды арестовывает полиция и передает в руки римскому прокуратору Понтию Пилату, который выносит странствующему философу смертельный приговор. Конечно, есть и существенные отличия между героями, которые касаются фактов их биографии. Может быть, главное отличие состоит в том, что учение, которое проповедует булгаковский герой, только отчасти напоминает евангельские проповеди Христа. Хотя оба героя никогда не отступают от своих взглядов. В этом, местами реальном, а временами совершенно фантастическом романе исследуется актуальная проблема как двадцатого, таки двадцать первого века — проблема человеческого самоуправления, ответственности человека и человечества завесь распорядок жизни на земле. Если человеческая жизнь действительно соткана из случайностей, то может ли человек ручаться за завтрашний день, за свое будущее, может ли человек отвечать за других Что же значит управлять собою, какой же человек способен к самоуправлению Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они все изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства Эти вопросы ставятся автором романа
    в евангельских главах — своеобразном идейном центре романа.
    Именно в библейских главах (их всего четыре) Булга- ков пытается решить ряд важных морально-философских проблем. Писатель размышляет о выборе жизненных путей, ведущих или к истине, свободе, или к рабству, предательству, бесчеловечности. Разные взгляды героев на эти проблемы становятся причиной непонимания между Понтием Пилатом и Иешуа. Понтий Пилат, римский прокуратор, ценит истину, умно считает, что обстоятельства сильнее. Он обвиняет Га-Ноцри в том, что своими речами о вере и истине, о добре странствующий философ нарушал порядок в Ершалаиме. Он вызывал тревогу у наиболее проницательных людей, стражей порядка, к которым по своему служебному положению принадлежали Понтий Пилат. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Он считает, что в будущем все будут равны, власти одного человека над другим не должно существовать. Богатый жизненный опыт Понтия Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. Он не хочет губить Иешуа, пытается склонить его к компромиссу. Внутренне сам Понтий Пилат тоскует об истине. Он чувствует, что мир, уродливый и дисгармоничный, держится на цепях веры и насилия. Нов конечном счете именно страх определяет выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. У Булгакова Пилат изображен не как кровожадный тирана как больной человек, который проявил слабодушие, за что обреченна вечные муки. Отступившись от Иешуа, прокуратор губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обреченна моральные страдания, от которых его может избавить только тот, кто их причинил, то есть Иешуа. От него Понтий Пилат в конце булгаковского романа получает прощение, после чего его моральные страдания наконец прекращаются. Евангельский сюжет, изображенный М.Булгаковым в произведении Мастери Маргарита, обращен и к нашей истории. Писателя тревожил вопрос Что есть истина следование государственным интересам или ориентация на общечеловеческие ценности. Выбор Понтия Пилата свидетельствует о том, что в условиях тоталитарного режима человек может выжить, если руководствуется государственными интересами, а не своими нравственными ориентирами. Произведение М. Булгакова Мастери Маргарита несет огромный духовный заряд энергии и оптимизма. Следуя лучшим традициям русской классики, Булгаков зовет к свету через тьму, утверждает силу добра и искусства.
    Почему в романе М.Булгакова Мастери Маргарита утверждается, что трусость — один из самых главных человеческих пороков?
    П
    лан
    І. Необычность романа Мастери Маргарита».
    ІІ. Трусость — основа всех человеческих пороков. Воланд приоткрывает занавес времени. Мастер — служитель истины. Сила духа странствующего философа. Понтий Пилат — представитель власти императорского Рима. Сила и слабость Маргариты.
    ІІІ. Мастери Маргарита — роман о всесилии добра.
    Трусость и фальшь — отличительный признак слабого характера, который боится и бежит от правды, а в лучшем случае скрывает ее от себя.
    Р. Ролан Роман Мастери Маргарита — главное произведение М. Булгакова. Вряд ли найдется человек, даже хорошо знающий творчество писателя, который бы стал утверждать, что нашел ключи ко всем таящимся в романе загадкам. А. Ахматова одна из первых высоко оценила роман Мастери Маргарита и о Булгакове сказала Он
    гений. Нельзя не согласиться с такой характеристикой писателя. М. Булгаков в романе Мастери Маргарита поднимает вопросы о человеке и времени, о равновесии света и тьмы, о взаимопереходе добра и зла. Среди всего — тема человеческих пороков.
    Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из основных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам занавес времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют вовсе времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость — порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов. Разве предатели не трусы Разве льстецы не трусы А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в восемнадцатом веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».
    В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил — отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя и сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стра- винского, когда уверил себя, что ненужно задаваться большими планами. Он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только «покой».
    Иешуа — странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Иешуа физически слабый человек, но вместе стем он — личность, он человек мысли. Он выше Мастера. И учение Иешуа, и произведение Мастера — это своеобразные нравственные и художественные центры. Мастера в отличие от Иешуа
    перенесенные тяжелые испытания все-таки сломили, заставили отказаться от творчества. Он струсил, сжег рукописи и нашел убежище в клинике для душевнобольных. Возможность для творческой жизни Мастер обретает лишь в потустороннем мире. Иешуа же слаб физически, но силен духовно. Он ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же бродяга, слабый человек перевернуть жизнь Понтия Пилата, всемогущего правителя».
    Понтий Пилат — представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Каифу помиловать Га-Ноцри послу- чаю наступления праздника Пасхи. У Понтия Пилата проявляется к Иешуа и жалость, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М.Булгакова непросто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обреченна душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.
    Маргарита — слабая женщина. Но она выше Мастера. Ведь во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного она преодолевает страхи собственную слабость, побеждает даже обстоятельства. Да, Маргарита не является идеальным человеком став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времени народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же
    Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.
    В романе Мастери Маргарита, по словам АЗ. Вулиса, присутствует философия возмездия что заслужил, то и получил. Самый большой порок — трусость — обязательно повлечет за собой возмездие муки души и совести. Еще в Белой гвардии М. Булгаков предостерегал Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности Философская многозначность повести А. П. Платонова «Котлован»
    П
    лан
    I. Нестандартное видение эпохи строительства светлого будущего. Философский вопрос самоосознания.
    . Поиск счастья и истины.
    . Подмена понятий.
    . Впереди ввысь к яме.
    4. Бездумный фанатизм Чиклина.
    5. Напрасные мечты.
    III. Время подлинного испытания. А. П. Платонов принадлежит к числу писателей, наиболее глубоко, полно и образно отразивших свое видение современной им эпохи строительства светлого будущего. Идея всеобщего блага, мира, где все будут счастливы, не может не привлекать но Платонов очень быстро понимает, что лозунги, доносящиеся из радиоприемников, мало имеют общего с реальной действительностью холодной, тупой жестокости и братоубийства. В повести Котлован автор поднимает философский вопрос осознания человеком своего места в этом мире. Во- щев, главный герой-правдоискатель повести, уволен с работы именно за склонность к задумчивости среди общего темпа труда, то есть за способность самостоятельно, не по шаблону мыслить. А такие люди, увы, социализму ненужны Цель размышлений и поисков Вощева — выдумать что-нибудь вроде счастья. Поначалу он проникается идеей строительства здания, в котором будет счастливо жить весь пролетариат, но со временем разочарованно говорит Говорили, что все на свете знаете, асами только землю роете и спите Лучше я от вас уйду — буду ходить по колхозам побираться все равно мне без истины стыдно жить. Очень удачно подобран автором символ строительства дома. Высотный, светлый, просторный, уютный для всех дом таки не начинает строиться до самого финала повести. Вместо этого рабочие с остервенением вгрызаются все глубже и глубже в землю, роя яму. которая становится могилой для невинного ребенка — Насти, ничем не согрешившей перед новым пролетарским обществом она, еще толком непонимающая ничего, уже заявляет, что при буржуях не хотела рождаться, а как стал Ленин — иона стала. Настя — как раз одна из тех, для кого строится дом Будущего. Но автор показывает, как исковеркан мир вокруг, где под прикрытием громких и красивых слов творятся бездумные, жестокие дела, а обрисованная перед народом мечта о светлом будущем оборачивается всеобщим помешательством и смертью невинных в настоящем. Герои роют котлован для дома (строят счастливое будущее, асами спят в гробах. Противопоставлен склонному к размышлениями сомнениям Вощеву фанатичный Чиклин, готовый до глубокой ночи не выпускать из рук лопату, совсем рвением выполняющий приказы тех, кто наверху, — тех, кому виднее. Ион уничтожает свое здоровье, тело и душу, свою жизнь, бездумно следуя приказу.
    Платонов во всех отвратительных красках обрисовывает тему насилия насилия каждого человека над своею сущностью, над своими природными устремлениями, над самой природой. Философия автора состоит в том, что цель, вопреки убеждениям коммунистов, вовсе не оправдывает средства. Никакое светлое будущее нельзя построить на крови, насилии, страданиях и смерти. Но неоднозначность взглядов Платонова состоит в том,
    что он не призывает к активным действиям, не говорит, как бороться с окружающим его безумием. Его герой —
    Вощев — поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут он вместе сними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми. Такая безысходность и вместе стем ощущение единства с народом звучит в этом решении!
    С одной стороны, автор отстаивает ценность каждой человеческой жизни, уникальность каждой души. С другой рисует картину обреченности, неспособности повлиять на ход событий, остановить маховик чудовищной машины. Повесть Котлован является одной из самых ярких иллюстраций сложнейшего времени, в которое довелось жить Платонову, — времени, ставшего подлинным испытанием для всего человечества. Особенности народного характера в повести Платонова
    «Котлован»
    П
    лан
    . Противоречия эпохи строительства светлого будущего.
    . Сложность восприятия происходящих социальных потрясений. Повесть Котлован — реквием по простому русскому народу. А. П. Платонов водном из своих самых значительных произведений — повести Котлован — отразил все противоречия современной ему эпохи строительства светлого будущего, взглянув на эту эпоху глазами простого народа. Все герои повести — простые люди, представители уездной России, вздыбленной революционными передрягами. Они — люди маленькие, косноязычные и немощные, трудно думающие и трудно говорящие. Необыкновенный, сложный, перекрученный, нов тоже время по-народному простой язык повести передает всю сложность восприятия людьми происходящих социальных потрясений. Кто, читая платоновский Котлован, не приходил в восхищение от совершенно немыслимых речевых оборотов Как, например, великолепна в своей нелепости фраза Ты зачем здесь ходишь и существуешь, которая означает просто Что ты тут делаешь А увольнительная Вощеву, в которой значится, что он устраняется с производства вследствие роста слабосиль- ности в нем и задумчивости среди общего темпа труда, а размышления Вощева над своею жизнью Мне страшна сердечная озадаченность. <...> Мне все кажется, что вдалеке есть что-то особенное или роскошный предмет, и я печально живу.
    Платонов показывает, что революция не принесла простому народу обещанного счастья. Привычный тяжкий труд сделался еще тяжелее, только к тому ж еще и стал бессмысленным, бездумным, рабским. Автор показывает, как политика власти душит в народе всякую способность самостоятельно мыслить, превращая просто в тягло, рабочую силу, расходный материал. Характерное стадное чувство и непосильный, выматывающий труд побуждают мятежного Вощева смириться, заглушить свои душевные терзания он поглядел на людей и решил кое-как жить, раз они терпят и живут он вместе сними произошел и умрет в свое время неразлучно с людьми. Также и весь несчастный народ будет терпеть и жить, изредка бунтуя, как крестьяне в повести, убившие агитаторов коллективизации, но большей частью повинуясь безропотно, как марионетки. Символичен образ медведя-молотобойца, напоминающего нам о самодельных народных игрушках. Только в повести это — живое существо, ставшее игрушкой вру- ках бездушной машины. Из народного творчества мы знаем, как часто на вопросы детей-почемучек взрослые придумывают сказки, формирующие с помощью образов представление их о мире. Уродливое подобие этого автор изобразил в своей повести,
    когда на вопрос о том, что значат меридианы на карте,
    Чиклин отвечает Насте, что это оградки от буржуев. Какое мировоззрение будет у советских детей, растущих на таких сказках?!
    Страшен образ с таким усердием копаемого котлована могилы всему народу. Не успев ничего ни осознать, ни понять, лягут они костьми в эту яму, как легла невинная девочка Настя. Повесть Котлован звучит почти реквиемом по простому русскому народу, чье мировоззрение ломается, выстраивается под одну гребенку чуждой им идеологией. С глубокой болью и ужасом описал Платонов тяжелое для народа время, не отделяя себя от этих простых, дорогих ему людей. Тема поиска жизненной правды в прозе МА. Шолохова по роману Тихий Дон»
    )
    П
    лан
    І. Тема поиска жизненной правды в истории русской литературы.
    ІІ. Казачий Дон в моменты исторических потрясений.
    . Проверенный веками уклад жизни донских казаков.
    . Вихрь исторических событий в жизни Григория Ме- лехова.
    . За веру, царя и отечество в Первую мировую.
    4. Смутное, противоречивое время Гражданской войны.
    5. Оскорбленное достоинство в стане белого офицерства.
    6. Смелая попытка восстановить законы правды и добра.
    7. Муки совести о загубленных душах.
    8. Служба у Буденного.
    9. Уставший от войны.
    0. Недоверие к новой власти.
    ІІІ. Трагедия личности на переломе эпохи. Тема поиска жизненной правды не нова в истории русской литературы. Наиболее широко ее разрабатывали
    Пушкин, Лермонтов, Достоевский Огромный исторический и социальный пласт поднял Лев Толстой. Роман Тихий Дон МА. Шолохова продолжает традиции классической русской литературы, пытаясь раскрыть тайну русского характера. Герои Шолохова, каждый по-своему, идут тяжелым путем к жизненной правде, смыслу жизни, таки не настигая птицу счастья. Действие романа разворачивается на фоне исторических потрясений это и Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьская социалистическая революция, Гражданская война, коллективизация Не только необычен выбор писателем объекта изображения с исторической точки зрения. И основное место действия — казачий Дон — необычное по сравнению с остальной землей Российской. Вольные, никогда не знавшие крепостного права, жившие по военному уставу хлебопашцы и одновременно служивые люди, казаки имели свой проверенный веками уклад жизни простой, полный трудовых забот быт, воинская служба царю и отечеству, забота о родных и близких — вот, пожалуй, основные ипостаси жизни любого донского казака. Понятной, на первый взгляд, была жизнь и ее смысл для главного героя романа — молодого казака Григория
    Мелехова. Нов одночасье в вихре исторических событий все меняется для Григория Трудно нащупывалась верная тропа как в тонкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет. Если во времена Первой мировой простому казаку было понятно, за что он воюет — За веру, царя и отечество, — тов смутное, противоречивое время Гражданской войны правдолюбцу Григорию трудно определить, на чьей стороне истина. В стане белогвардейцев Григорий чувствует себя необразованным мужланом рядом с высшей кастой дворянского офицерства, и это оскорбляет его достоинство, однако Григорий остается в стане белых, видя бесчинства и беспредел новой власти, которая для него ассоциируется с понятием чужой, враг. Даже возвратившись
    домой, к привычному быту казачьей станицы, Григорий бросается в вихрь войны он пытается восстановить законы правды и добра, не боясь пойти наперекор силе в лице красноармейцев. Война искалечила души многих людей, сделала их жестокими и безнравственными. Шолохов показывает, как с демонстрации своей силы и безнаказанности происходит знакомство красногвардейцев с семьей Ме- леховых. Привязанного, абсолютно безопасного, цепного пса красноармеец убивает во дворе дома главного героя. Вся семья понимает любое неповиновение, косой взгляд, неприветливое слово приведет к таким же последствиям. Никто не вступает в спор с пришедшими, только Григорий Мелехов высказывает свое возмущение поступком красноармейца. Выходят из оцепенения все остальные члены семьи обретает бодрость духа отец Григория, мать смело запрещает гостям курить в доме. Ноне все красноармейцы ведут себя подобно варварам. Пытаясь как-то загладить вину товарища, рыже- бровый» поясняет причину жестокости белогвардейцы убили мать и сестру красноармейца. Человечность, доброта и жажда справедливости не оставляют Григория Мелехова ив кровавой бойне Гражданской войны. Оттого-то и мечется Мелехов между двумя враждующими лагерями, пытаясь найти жизненную правду. Он мстит за расстрел брата Петра красными, рубит в бою без счету красных матросов. Однако муки совести о загубленных душах заставляют Мелехова кричать Братцы, нет мне прощения Зарубите, ради Бога в Бога мать Смерти Предайте. Честный и совестливый, Григорий Мелехов вступает в конную армию Буденного и, со слов друга и ординарца Прохора Зыкова, говорит «… буду служить до тех пор, пока прошлые грехи не замолю».
    Шолохов показывает, что новая власть не слишком полагается на благонадежность Григория после ранения
    Мелехова демобилизуют. Уставший от войны в обществе, в своей душе, от трагедий в личной жизни, герой Шо- лохова ищет жизненную правду у истоков своей жизни
    дома, рядом с семьей. Но и здесь он не находит понимания новоиспеченная власть в лице родственника Михаила Кошевого с недоверием относится к словам Григория Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все.
    Мелехов уже неправду ищет, а пытается скрыться от погони, как затравленный зверь. Последняя зацепка за жизнь — Аксинья — и та погибает от шальной пули. Поиски жизненной правды, надежды на будущее в жестоком бесконечном и бессмысленном вихре войны закончились для Григория разбитыми мечтами Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и совсем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром. Именно это холодное солнце заставляет нас задуматься о дальнейшей судьбе главного героя, не пожелавшего смириться, покориться, плыть по течению и поэтому попавшего под колесо истории. Трагизм образа Григория Мелехова в романе М. Шолохова Тихий Дон»
    П
    лан
    . Взаимосвязь общественной и личной жизни.
    . Григорий Мелехов — трагическая фигура романа.
    . Литературные споры о судьбе главного героя.
    В поисках правды люди делают два шага впереди шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед. И кто знает Быть может, доплывут до настоящей правды. А. П. Чехов В романе Тихий Дон М. Шолохов смело обращается к социальным проблемам, изображая драматизм конфликтов и судеб героев. Писатель не боится пессимизма, пытаясь вскрыть социальные причины явлений. Особенности романа Тихий Дон в том, что историческая судьба страны и судьбы персонажей переплетаются. Автор утверждает невозможно для человека определить свой жизненный путь внесоциальной борьбы. Действие романа начинается задолго до первой мировой войны. Шолохов начинает изображать жизнь казачьего хутора в 9 году, а заканчивает в 9. Эти 0 лет в жизни всей страны и жизни донского казачества значили очень много. Казаки — особое сословие, служившее царю, не знавшее крепостного права. Но наряду со свободой Шолохов изображает невежество и жестокость нравов казачества. Революционные события способствовали расслоению общества бедняки приняли сторону красных сразу и безоговорочно, состоятельное казачество колебалось или металось от белых к красным, как показано на примере судьбы Григория Мелехова. Семье Григория Мелехова в романе уделено большое внимание. Они середняки, поэтому им присуще двоякое настроение. Середняцкое положение семьи сказывается и на том, что Григорий женится на дочери кулака, а Ду- няшка выходит замуж за большевика. Григорий Мелехов — трагическая фигура романа. Это человек умный, умеющий отстоять свою независимость. Он старается жить по правде, но разобраться, где правда в хаосе исторических событий очень трудно. Неустойчивость, неумение найти свой путь в политической борьбе отражается ив личной жизни. Григорию глубоко претит кровопролитие, не для войны пришел он в этот мир. Он человек добрый, отзывчивый к чужой беде. С какой жалостью смотрел он на мертвого утенка, случайно зарезанного на сенокосе А суровая жизнь вынуждает его взять в руки саблю. После ранения и общения в госпитале с коммунистом
    Гаранжой Мелехов приходит домой другим человеком, узнавшем об антинародном характере войны. Но дома его
    встречают как героя, Георгиевского кавалера, и Григорий возвращается на службу. Революция застает его на войне. Обстоятельства складываются так, что впоследствии Ме- лехов воюет на стороне красных, нов душе он не доконца сними. Григорию трудно разобраться, на чьей стороне правда, начинаются метания героя. От белых отбился и к красным не пристал, — говорит он само себе, — таки плаваю, как навоз в проруби.
    Мелехов утратил доверие со стороны тех и других, становится врагом ив стане красных, ив стане белых. Ему не раз приходилось наблюдать жестокость и красных и белых, поэтому лозунги классовой борьбы стали казаться ему бесплодными. Уход в банду происходит не из идейных соображений, а от безнадежности положения ему некуда больше идти. Трагизм положения Мелехова можно передать словами
    Есенина: в сплошном дыму, в развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий. После выхода романа еще долгие годы продолжался споро судьбе Григория Мелехова. Его характеризовали и как положительного героя, который неизбежно должен прийти в стан красных, и как отщепенца, индивидуалиста, ищущего покоя и благополучия для себя. Беда Григория Мелехова в том, что он не сумел занять твердой позиции в гражданской войне, но вряд ли можно назвать это его виной. Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она — непросто идея. Он ищет ее воплощение в жизни и не находит. Пройдет очень много лет, должно быть очень большим расстояние, чтобы увидеть и понять истинную суть событий. А судьба Мелехова отражает судьбу многих, искореженных историческими встрясками, таки не нашедших себя в этой борьбе.
    Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по произведению одного из писателей)
    П
    лан
    I. Своеобразие современной военной прозы. Роман Ю. Бондарева Горячий снег — одно из значительных произведений о Великой Отечественной войне. Сюжет романа. Образ лейтенанта Кузнецова — центральный образ романа. Система образов романа. Проверка на человечность через испытание огнем. Об этом нужно помнить всегда».
    Я знаю, никакой моей вины
    В том, что другие не пришли с войны,
    В том, что они — кто старше, кто моложе
    Остались там, и не о том же речь,
    Что я не смог, их не сумел сберечь.
    Речь не о томно все же, все же, все же…
    А. Твардовский
    Великие войны имеют начало, ноне имеют конца. Они продолжаются в памяти людей, в книгах, стихах, песнях. Почему писатели снова и снова обращаются к теме войны Причины, намой взгляд, две. Во-первых, люди не должны забывать ужасы войны, разлуку, смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим. Во-вторых, никогда так остро, как вовремя войны, не стояла проблема человека. Как, видя вокруг смерть и насилие, не очерстветь, не стать самому жестоким. Современных писателей привлекают невоенные события, а философская сущность их, причины, которые определяли поступки и действия людей на войне.
    Одно из значительных произведений о Великой Отечественной войне — роман Юрия Бондарева Горячий снег».
    Действие происходит зимой 94 года в волжских степях, когда танки генерала Манштейна рвались на выручку окруженной под Сталинградом трехсоттысячной армии Паулюса. В центре романа — события одних суток, одного боя, но это бой за Сталинград. Читая роман, словно попадаешь под разрыв снарядов, танков, пушек врага, под свинцовую вьюгу его пулеметов, под бомбы юнкерсов, словно находишься на огневой позиции наших артиллеристов и, воспламеняясь их яростью, вместе с отважной батареей расстреливаешь броню тигров, подрываешь гранатами их гусеницы.
    В романе показано единство тысяч людей, слаженность, подчинение единой воле. В этом бою солдаты могли победить лишь при условии, если они, идя насмерть, забывали про смерть. В романе созданы яркие образы крупных военачальников командующего армией Бессонова, члена Военного Совета Веснина, командира дивизии Деева. Однако в центре внимания романа — солдаты и командиры одной артиллерийской батареи, которая оказалась прямо на пути вражеских танков и ценой невероятного мужества, ценой гибели многих бойцов выстояла. Центральный герой романа — лейтенант, Николай Кузнецов, командир роты. Кузнецов показан в процессе формирования, закалки характера. На первых порах он выглядит чересчур мягким, нерешительным, но тут же эта мягкость выявляется не как мягкотелость, а как высшее качество командира его человечность, забота о солдате. В роте Кузнецова людей согревало его доброе слово, понимание, личный пример, они учились у своего командира мужеству и стойкости. И сказал командир Смерти нету, ребята Смерть придумали трусы Вперед. Это главные слова, которые поднимали солдат в атаку и помогали сохранить стойкость в бою. Кроме Кузнецова видим деликатного и застенчивого лейтенанта Давлатяна, еще не разучившегося краснеть при грубом слове, при неуважительном разговоре оде- вушках. Это и молоденький казах Косымов, который за несколько минут до страшной гибели с любовью и тоской говорит о родной земле. Это юный солдат Сергуненков,
    который, идя на верную смерть, думает о том, что человек должен быть добр.
    «Горячий снег — глубоко правдивая книга. Писатель развенчивает показной героизм Дроздовского; черствость Рубина, малодушие Чибисова, цинизм Нечаева в ряде случаев он объясняет жестокими обстоятельствами войны. Выясняется, например, что ожесточенность Рубина рождена неукротимой ненавистью к фашистам, погубившим его детей.
    В романе показаны непросто солдаты, а люди, проверяемые суровыми обстоятельствами не только на боевое мужество и воинское умение, но и на человечность, на нравственную стойкость. Юрий Бондарев говорил поэтому поводу Я хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, не долюбив, не дожив, много не узнав Они узнали самое главное они прошли проверку на человечность через испытания огнем.».
    В произведениях о войне оживает суровое героическое время. Но обращены они к нашим днями к будущему. Время войны измеряется не только днями и ночами, но и человеческой жизнью и смертью, болью и кровью, любовью и ненавистью. Но самое трудное на войне — пройти сквозь все это и остаться человеком. В военной прозе сходятся все волнующие человека проблемы долги личная ответственность за судьбу Отечества, нравственный выбор и историческая память. Тема памяти в лирике А. Твардовского
    П
    лан
    І. Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой».
    ІІ. Давайте, люди, никогда об этом не забудем. Военная тема в творчестве А.Твардовского.
    . Тема покаяния и памяти в поэме По праву памяти».
    ІІІ. Жестокая память о войне, о трагическом прошлом.
    Мы все в долгу перед прошлыми будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о прошлом, без сопричастности к происходящим событиям. Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой, — писал А. Твардовский. Его жизненное кредо — отвечать за все. Его произведения — это живая боль о времени. Они учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учат быть людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза. Поэт своими произведениями убеждает нас, что память должна уберечь нас от страшных ошибок.
    Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну
    94–945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:
    Прошла война, прошла страда,
    Но боль взывает к людям:
    Давайте, люди, никогда Об этом не забудем.
    Военная тема — одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в
    99 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. В послевоенное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта. Я знаю, никакой моей вины
    В том, что другие не пришли с войны.
    В том, что они, кто старше, кто моложе
    Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, ноне сумел сберечь,
    Речь не о томно все же, все же, все же…
    Рассказать о страшной войне — священный долг А. Твардовского, ион непременно должен его исполнить. Поэт, сего точки зрения, лучше всех не свете знает, о чем и как нужно говорить. Водном из стихотворений последних лет А. Твардовский высказал мысль
    Вся суть в одном-единственном завете:
    То, что скажу, до времени тая,
    Я это знаю лучше всех на свете Живых и мертвых, знаю только я.
    А. Твардовский постоянно возвращается к теме памяти, покаяния, ответственности перед погибшими. В стихотворении Я убит подо Ржевом, написанном от лица погибшего солдата, эта тема достигает трагического зву- чания:
    Вы должны были, братья,
    Устоять, как стена,
    Ибо мертвых проклятье — Эта кара страшна.
    В другом стихотворении В тот день, когда окончилась война поэт говорит о единении мертвых и живых. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычеркнуть из памяти. Не только напрасно, но и опасно думать, сточки зрения А. Твардовского, будто время затянет любую боль, любую быль».
    Поэма По праву памяти подытоживает пережитое и самим поэтом, и его близкими. В центре поэмы — незабываемого века недоброй памяти дела. Мы не можем забывать своего прошлого, ведь кто прячет прошлое ревниво, тот вряд лис будущим в ладу. Главной темой в произведении становится тема покаяния. Проблема памяти перерастает в проблему ответственности. Лирический герой поэмы выступает в ней от имени всего народа, которому культ личности мешал идти по избранному пути. Поэт от имени народа вершит исторический суди выносит приговор. Он извлекает из прошлого исторический урок во имя будущего, зовет читателя к выбору осознанной жизненной позиции все нужно «мерять» только правдой, так как это единственная гарантия от новых ошибок.
    Одна неправда нам в убыток,
    И только правда ко двору!
    Поэт размышляет в произведении По праву памяти о культе личности, о сталинских временах, о загубленных и изломанных человеческих судьбах. Он призывает хранить память, не забывать тех, кто пришел с войны, погиб в лагерях.
    А. Твардовский называет память о войне, о трагическом прошлом жестокой. Оказывается, жестокими могут быть не только люди Эта жестокая память как бы предупреждает нас трагедия войны не должна повториться.
    Война — жесточе нету слова.
    Война — печальней нету слова.
    Война — святее нету слова. На нас лежит ответственность перед павшими людьми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, которое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычеркивать. Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешними всем грядущим поколениям. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (по повести А. Солженицына Один день Ивана Денисовича»)
    П
    лан
    І. Галерея образов истинных русских характеров.
    ІІ. Иван Денисович в славной когорте лучших образов русской литературы. Жители архипелага ГУЛага».
    . Цельность характера Ивана Денисовича. Подневольный труд — духовный выход на волю. Суровая правда жизни.
    ІІІ. Сильные духом.
    Каждый народ, как и отдельно взятый человек, обладает своим характером. Русский национальный характер сформировался в процессе мирного труда землепашца,
    освоения новых земель исследователем, защиты своего Отечества воином.
    В галерею образов истинных русских характеров мы можем отнести Евгения Онегина из одноименного романа АС. Пушкина, Печорина из Героя нашего времени МЮ. Лермонтова, Андрея Болконского и Пьера Безу- хова из романа Война и мир Л. Н. Толстого, Григория
    Мелехова из романа Тихий Дон А. Шолохова… Этот список не имеет конца, как не имеет своего конца всеобъемлющая, духовно богатая своими темами и образами русская литература, и посей день вдохновляющая человечество на подвиг созидания.
    Все эти герои, такие разные, обладают единственным общим свойством характера своеобразным стержнем, цельностью своей личности, непокорной и несломленной.
    Можно ли отнести главного героя повести Солжени- цына Один день Ивана Денисовича к славной когорте лучших образов русской литературы Несомненно, да.
    Сначала нам кажется, что главный герой повести простой русский человек, ничем непримечательный. В лагере, где он находится, таких зэков много. Эти люди не совершили ничего предосудительного баптисты пострадали за свою веру, а большое количество находящихся в зоне — бывшие пленные, отбывают срок как предатели, хотя их вина лишь в том, что они в огне войны остались живы и попали в руки к неприятелю. Многие из них после освобождения из фашистских концлагерей попали в архипелаг ГУЛаг».
    Иван Денисович на первый взгляд такой же обыкновенный лагерник, которому даже следователь, ведущий дело бывшего пленного об измене Родине, не смог придумать, на какую разведку работал его подследственный И вот уже 8 лет Иван Денисович мыкается по лагерям, терпит все страдания, однако сохраняет внутреннее достоинство. На фоне тягучей трясины лагерной жизни мы видим, что цельность характера Ивана Денисовича не рушится он не унижается из-за пайки или сигареты, не доносит на товарищей, чтобы облегчить свою участь
    в лагере. Иван Денисович — порядочный человек даже тогда, когда болен, чувствует себя виновато, совестливо, будто зарясь на чужое. Во что Николай Семеныч… я вроде это болен, — говорит он в санчасти.
    Кроме этого, яркий, надежный характер героя проявляется ив работе. Иван Денисович владеет разными профессиональными навыками они плотники печники каменщик Азарт работы как истинно русского человека захватывает Ивана Денисовича. Для него подневольный труд становится духовным выходом на волю, спасением от одиночества и страданий, работа дает удовлетворение и позитивные эмоции, так необходимые любому «зэку».
    Суровая правда жизни, от которой содрогается все естество свободного человека, подана через восприятие главного героя. По-будничному просто звучит каждая строка повествования о лагерной жизни, а контраст размеренности рассказа и трагических сцен приводит читателя к страшному потрясению чудовищностью тоталитарной системы, которая ломала, но таки не сломала русского человека. Душу нельзя лишить свободы, сделать ее плен- ницей.
    Через страдания к очищению и праведному пути идут в герои русских писателей всех времен. После Аустерли- ца Андрей Болконский понимает и принимает простой и необъятный мир, как это спокойное голубое небо. Находит свою жизненную правду у ворот родного дома рядом с сыном Григорий Мелехов. Притягательным стало умиротворение дома Турбиных для всех его обитателей.
    Находит и свое нравственное величие, духовную свободу не по лжи Иван Денисович.
    Никакие эпохальные трагедии не могут поработить сильных духом людей, выстоявших в тяжелых условиях. Именно такие, как Иван Денисович, не сломались и не дали сгинуть Отечеству. Они же и дают надежду, что рудименты тоталитаризма исчезнут навсегда из истории России
    Тема отечества в поэзии Б. Окуджавы
    П
    лан
    . Творчество Б. Окуджавы в русской литературе ХХ века. Связь поэзии с фактами биографии поэта. Б. Окуджава — поэт-бард.
    Булат Окуджава для русской литературы ХХ века целая эпоха. Он принадлежит к тем поэтам, которые в своем творчестве очень тесно связаны со временем, местом, а главное — с народом его творчество буквально переплетено стой эпохой, в которую он жил. Многие произведения Булата Шалвовича посвящены тем явлениям, предметам, понятиям повседневной жизни, которые были близки, знакомы, современны поэту, некоторые из них довольно трогательны троллейбус, который развозит запоздавших пассажиров, пешеходы, спешащие по делам, мальчишки, уходящие на фронт защищать Родину. Вместе стем невозможно отрицать тот факт, что извечные философские проблемы, волнующие писателей и поэтов многих предыдущих поколений, в его поэзии мастерски переплетены стемами, которые были и остаются актуальными и на сегодняшний день. Одной из подобных тем является тема тесной связи творца с отечеством. Песенку об Арбате Булата Окуд- жавы в этом плане можно назвать знаковым произведением. Каждая строка в ней является концентратом мысли и чувства, ни от одной нельзя избавиться, не разрушив поэтический и смысловой узор. Известно, что сам автор был уроженцем Арбата, знал все его дворики, был знаком со многими их обитателями. Очевидно то, что это был для поэта отдельный мир, поскольку сам Булат Шалвович признавался, что подозревает наличие души у этой улицы, благодаря чему Арбат излучает благотворные для москвичей энергетические волны. В этом плане мы можем найти для себя объяснение того, откуда в творчестве Окуджавы среди прочих понятий, касающихся этой древнейшей улицы российской столицы, появилось, при всей серьезности своего значения, слово религия.
    Очевидно, что привязанность к москвичам как к совершенно особому сорту россиян — один из тех факторов, которые были способны вдохновлять поэта познакомившись с творчеством Булата Окуджавы поближе, видишь лирического героя, который не только любуется этими людьми со стороны, — иногда он ищет в них поддержки (Полночный троллейбус. Будучи уроженцем Арбата, автор наделяет улицу и ее обитателей особенным характером, черты которого — изысканность, строгость, лень, хлебосольство, доброжелательность и достоинство, но никогда высокомерие или чванство. Я уж не говорю об уюте — уют, сам собой сложившийся, врожденный, теплый. Словом, это отдельный народ со своеобразным менталитетом. На фоне всего этого употребляемое автором в поэзии слово отечество приобретает для нас новый оттенок значения, возможно, менее торжественный, но при этом можно прочувствовать тепло, с которым поэт обращается к улице Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое отечество. С самого начала мы понимаем, что автор непросто рассказывает о чувстве патриотизма, которое связывает его сродной улицей он любуется ею с какой-то необъяснимой, возможно, непонятной для непосвященного человека светлой грустью. Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание, — можно ли более трогательно признаться в любви своему городу Несмотря на то, что в самом начале автор сравнивает улицу именно с рекой (Ты течешь, как река. Странное название И прозрачен асфальт, как в реке вода, вчитываясь в строки стихотворения, невольно представляешь улицу как живое создание красивое, величественное, загадочное (никогда до конца не пройти тебя, обладающее невероятным шармом, при этом неизменно любящее своих ежедневных пешеходов Арбат, как известно, пешеходная улица) и всех тех, кто по каким-либо причинам оказался связан с ним От любви твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя. Романтизируя эту улицу, поэт утверждает, что непросто навеки связан с местом, где родился, а является частью Москвы.
    С именем Окуджавы (наряду с Юрием Визбором, Александром Галичем) связано появление авторской песни. Не
    одно его стихотворение стало со временем песней (здесь, кроме Песенки об Арбате, можно назвать, например, и На Тверском бульваре, В Барабанном переулке, причем все они посвящены московским улицам. Булат Шал- вович был не из тех поэтов, которые творят для широкой публики этот принцип был его творческим девизом, и, возможно, именно он сделал его творения бессмертными.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   24


    написать администратору сайта