Бащенко, Светлана Викторовна
Скачать 2.16 Mb.
|
Тема Родины в творчестве С. Есенина П лан I. Любовь к Родине — основной мотив в творчестве С. Есе- нина. II. Изображение России и размышления о ее судьбе в лирике Есенина. . Изображение красоты, гармонии, величия природы в стихах Есенина. . Религиозные мотивы в пейзажной лирике. . Есенин о судьбе русской деревни. 4. Отношение поэта к революции. С. Есенин — национальный поэт. Я люблю Родину! Я очень люблю Родину! С. Есенин Творчество Сергея Александровича Есенина многогранно. Он создал шедевры любовной и пейзажной лирики, его герой были хулиганом, и пламенно влюбленными просто пьяным гулякой. Но Есенин — исконно русский поэт, и основной мотив в его творчестве — Родина. Русская земля — это, прежде всего, природа, красота родного края. Для Есенина Русь — малиновое поле и синь, упавшая в реку. В его поэзии чувствуется восторженность гармонией и величием природы. Есенина пленяет неповторимость родного края: Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. Кажется, поэт может бесконечно долго созерцать прекрасные картины природы. Безыскусные русские пейзажи занимают значительное место в ранней лирике поэта: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром Есенин не прибегает к сложным приемам поэтики, рисуя родные пейзажи. Кажется, слова идут из самого сердца, они завораживают своей бесхитростностью. Лирического героя его поэзии невозможно представить вне родной деревни, природы. В размышлениях поэта о русской земле присутствуют религиозные мотивы. Они не только в облике русской деревни (хаты — в ризах образа. Судьба России в творчестве Есенина повторяет библейский сюжет: Снеги, белые снеги — Покров моей родины — Рвут на части, На кресте висит Ее тело, Голени дороги холмов перебиты… Но не только высокие понятия идеализирует Есенин. Порой он описывает фрагменты деревенской жизни, которые, на первый взгляд, не стоят кисти художника, нов которых, однако, заключается прелесть русской глуши, ее особенный, неповторимый колорит: Я очень люблю Родину! Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь. Люблю свиней испачканные морды И в тишине ночной звенящий голос жаб… Есенину близок мир, освященный тяжелым крестьянским трудом, который воспевает поэт: Каждый труд благослови, удача! Рыбаку — чтоб с рыбой невода, Пахарю — чтоб труд его и кляча Доставали хлебана года. Не только гордость за родную землю присутствует в лирике поэта, но и боль, и страх за судьбу русской де- ревни: Ветхая избенка Горя и забот, Часто плачет вьюга У твоих ворот. Часто раздаются За твоей стеной Жалобы на бедность, Песни звук глухой. Видя необходимость перемен, Есенин воспевает революцию и капитана планеты — Ленина. Однако и полностью с революцией согласиться, до конца принять ее поэт не может. В стихотворениях двадцатых годов оно- вой России звучит ирония, а часто и страх за Россию. Есенин — глубоко национальный поэт. Он тонко чувствовал музыку России. Его талант, ум, судьба неразрывно связаны с жизнью Родины. Без нее поэт не мыслит своей жизни: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу Не надо рая, Дайте родину мою. Лирический герой в ранней поэзии В. В. Маяковского План. Маяковский — проникновенный лирик. . Бунтарь, отвергающий основы старого мира. . «Громада-любовь». 4. Мотив трагического одиночества. 5. Жизнеутверждающее начало поэзии Маяковского. Любовь — это сердце всего. В. В. Маяковский Маяковский пришел в русскую поэзию в последнее предоктябрьское пятилетие. Его первые стихи напечатаны в 9 году. И они сразу же стали заметным явлением. Величие Маяковского — в поэтическом свидетельстве своего времени, в огромной духовной напряженности и трагедийности, художественной честности. Всем своим творчеством он служил революции, советской власти. Нов тоже время он был проникновенным лириком, умеющим выразить сокровенные чувства масштабно и необычно. Ранний Маяковский — бунтарь, отвергающий основы старого мира, призывающий к свержению старых устоев: Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе! Было время, когда критики утверждали, что агитатор, горлан-главарь» погубил в себе настоящего поэта, так как поэзия и социальная революция — вещи несовместимые. Маяковский своим творчеством опроверг это мнение. Он оставался великим поэтом всегда, сплошным сердцем, навеки раненым любовью, открытым болям, обидам. Андрей Платонов сказало Маяковском: Он был мастером большой, всеобщей жизни и потратил свое сердце на ее устройство. В ранней поэзии Маяковского много полемики. Ма- яковский хотел отойти от традиционного изображения чувств в поэзии, приблизить поэтическую речь к разговорному языку. Его лирический герой выходит на улицу, заставляя говорить фабричные трубы, громады городских домов. Он несет «громаду-ненависть, громаду-любовь», решительное убеждение, какими должны быть человек и жизнь. Но представления лирического героя о жизни плохо согласуются с ней самой. И здесь кроется причина страданий героя. Ранняя поэзия Маяковского — неистовый бег в поисках человека, родной души, любви, счастья. Маяковский — максималист. У него огромные требования. Согласиться на что-то маленькое он не может: Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется! Человек обреченна одиночество и страдание в огромном и страшном мире: Пройду, любовницу мою волоча. В какой ночи, бредовой, недужной, какими Голиафами я зачат — такой большой и такой ненужный. Мотив трагического одиночества проходит через все творчество Маяковского. Его герой страдает от неразделенной любви, от непонятости: А такому, как я, ткнуться куда? Где для меня уготовано логово? Все дореволюционное творчество Маяковского — трагическая исповедь сердца У прочих знаю сердца дом я. Оно в груди — любому известно! На мне ж сума сошла анатомия. Сплошное сердце — гудит повсеместно. Любовь-страдание, любовь-мука преследовали Мая- ковского. Эта тема не нова в поэзии. Но Маяковский не мог смириться с горечью и отчаянием. Его герой протестует гневно и деятельно: До края полное сердце Вылью в исповеди! Грядущие люди! Кто вы? Вот — я, Весь боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души. Сила поэтических строк Маяковского не только в глобальном изображении всепоглощающего чувства, но ив жизнеутверждающем оптимизме. И потому так неотразимы его нет и долой, что за ними всегда идет да. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В. В. Маяковского Облаков штанах»? П лан . Меня сейчас узнать не могли бы. «… не выскочишь из сердца. « Улица муку молча перла. Мысами творцы в горящем гимне. «… я душу вытащу и окровавленную дам, как знамя Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает, что такое любовь. Н. Чернышевский В 95 году Маяковский создает поэму Облаков штанах — одно из самых интересных произведений дооктябрьского периода. В это время он переживает неразделенную любовь. Боль разочарования, протест против несправедливости мира, призыв к борьбе слиты воедино в поэме Облаков штанах. В ней поэт связывает тему любви и тему революции, которая впервые входит в его творчество. По мнению Маяковского, в обществе, где все продается и все покупается, нет настоящей любви. Личная тема приобретает в поэме социальное звучание. Ощущение трагизма, безысходности от неразделенного чувства сменяется у Маяковского призывом к борьбе. Маяковский выражает главную идею поэмы в четырех лозунгах: «Долой вашу любовь!» «Долой вашу религию!» «Долой ваше искусство!» «Долой ваш строй!» Поэт раскрывает связь личного и социального вот- жившем и прогнившем обществе нет места настоящей любви. Впервой части поэмы говорится о чувствах поэта. Ожидание прихода любимой изображено с невероятным накалом. Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. И вот, — сначала прошелся едва-едва, потом забегал, взволнованный, четкий. Теперь ион, и новые два мечутся отчаянной чечеткой. Рухнула штукатурка в нижнем этаже. Нервы — большие, маленькие, многие — скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги. Душевная драма продолжает развиваться, перерастая в образ пожара в сердце: Люди нюхают — запахло жареным! Нагнали каких-то. Блестящие! В касках! Нельзя сапожища! Скажите пожарным: на сердце горящее лезут в ласках. Поэт уверен в том, что возлюбленную подкупили и развратили. В поэме нет прямого указания на избранника Марии, но все общество изображено как неблагополучное, пресыщенное, погрязшее в разврате. Желая поделиться горем, поэт выходит на улицу и видит, что его страдания — это частичка общего горя, которое остается невысказанным: Улица корчится безъязыкая ей нечем кричать и разговаривать. Задача поэта — помочь массам выразить свои страдания. Современное искусство не справляется с этой задачей, оно является варевом из любви и соловьев. И примером такого искусства является для Маяковского поэзия Игоря Северянина: А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Он выступает как синоним ненужной буржуазной поэзии, неспособной ничего дать жаждущим массам: Как высмеете называться поэтом И, серенький, чирикать, как перепел! Маяковский осознает себя поэтом, который должен дать голос безъязыкой улице. Надо не просить, надо брать самим: Господа! Остановитесь! Вы не нищие, вы не смеете просить подачки! Звучит открытый призыв к борьбе Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе! Выразив протест существующему строю, поэт снова возвращается к личной драме — неразделенной любви. Я с сердцем ни разу до мая не дожили, а в прожитой жизни лишь сотый апрель есть. Вся поэма Облаков штанах написана в форме монолога. Но Маяковский не только выразил боль своего чувства, а выступил от имени всех страдающих, создал образ борца, обращенного куличным тыщам». Его переживания обретают форму бунта, призывают к действию. Тема любви в лирике В. В. Маяковского План. Любовь — это жизнь. . Неприятие слащавой поэзии. . Стихия человечности, стимулирующая творчество. 4. Любовь-страдание. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. И. Тургенев Маяковский, работая над поэмой Про это, писал Исчерпывает ли для меня любовь все Любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихии дела. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…». Маяковский вначале своего творчества отрицает те отношения, которые порождает буржуазное общество, и воспевает искусство. В поэме Облаков штанах Мая- ковский презрительно говорит о такой слащавой поэзии Из любвей и соловьев какое-то варево. А о современном ему творчестве Игоря Северянина гневно восклицает Как высмеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел!». Маяковский — возбудитель энергии, он словно держит в руках молнии и швыряет их в толпу. По мнению Маяковского, тема любви заслуживает воплощения тогда, когда она большая, приобретает социальную окраску, интересна для других. Поэт выступает против опошления высокого чувства. В своем творчества он раскрывает эту тему так, что она обогащает человека духовно, открывает для него новые стороны жизни. В стихотворении Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви это чувство раскрывается как стихия человечности, стимулирующая творчество: Любить — это значит: в глубь двора вбежать и до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи. Стихотворение написано иронично, с тенью улыбки, но за ироничной формой скрываются глубоко волнующие поэта размышления и застенчивость: Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен — еле-еле волочусь. Маяковский начинает с игривых ироничных ассоциаций, а заканчивает выражением своих сокровенных мыслей о любви любовь — мощная стихия, источник силы, творчества, толчок к работе: Ураган, огонь, вода подступают в ропоте. Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте… Во многих стихах Маяковского изображена любовь- страдание, любовь-мука. Поэт не может согласиться сне- сбыточностью любви, его чувство всепоглощающе и объ- емно: У прочих знаю сердца дом я. Оно в груди — любому известно! На мне ж сума сошла анатомия. Сплошное сердце — гудит повсеместно. Маяковского называют великим поэтом великой революции. В стихотворении Письмо Татьяне Яковлевой» личное чувство приобретает социальное звучание В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Нов душе поэта всегда жило одиночество, тоска о несбывшемся. В любовной лирике мы видим не поэта-три- буна, а ранимого, восприимчивого человека, остро переживающего обиды и любовные неудачи И только боль моя острей — стою, огнем обвит, на несгорающем костре немыслимой любви. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского П лан І. Тема поэта и общества — одна из центральных тем творчества Маяковского. ІІ. Главная задача поэзии — служение Стране Советов. . Светить всегда. Пушкин и Маяковский. . Поэзия — та же добыча радия. чтоб к штыку приравняли перо…». ІІІ. Всегда встрою. Я знаю силу слов… В. Маяковский Тема поэта и общества — одна из центральных тем творчества Маяковского. Поэт выступает против слезливой сентиментальности лирики, призывает к идеологической действенности поэзии. Свое поэтическое творчество он характеризует так Сто томов моих партийных книжек, а поэт — это рабочий-труженик, занимающийся сложным делом перестройки человеческого сознания. Маяковский видит задачу поэта и поэзии в том, чтобы дать новое искусство, такое, чтобы выволочь республику из грязи. В стихотворении Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче образ поэта сравнивается с солнцем у них одинаковые функции и задачи Светить всегда, светить везде, до дней последних донца. Светить — и никаких гвоздей Вот лозунг мой и солнца. Это стихотворение перекликается сюжетно со стихотворением АС. Пушкина, где Дон Жуан приглашает статую Командора, но только внешняя ситуация сближает эти стихи. Маяковский, не боясь высоких слов, говорит о роли поэта в обществе. Патетические размышления даны на фоне бытовых деталей, за которыми — высокий поэтический образ. К 5-летию со дня рождения АС. Пушкина Мая- ковский пишет стихотворение Юбилейное, в котором, беседуя с поэтом, видит в нем родственную душу, единомышленника, хорошо понимающего задачи современной поэзии: После смерти нам стоять почти что рядом вы на Пе, а я на эМ. Были б живы — стали бы по Лефу соредактор. Я бы и агитки вам доверить мог. Раз бы показал: вот так-то, моли так-то… Вы б смогли — у вас хороший слог. Для настоящего художника слова, по мнению Маяков- ского, время никогда не бывает препятствием для творчества Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый. Нынче наши перья — штык да зубья вил… Самым значительным произведением о месте поэта в рабочем строю стало стихотворение Разговор с фининспектором о поэзии. Автор определяет поэтический труд как езду в незнаемое», труд нелегкий Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. В стихотворении звучат то обвинительные, то защитные речи. Хотя оно написано в форме монолога, но содержит в себе скрытый диалог в собственной речи автора зеркально отражены слова собеседника. Маяковский выражает свои заветные мысли о том, что поэт — это труженики воин. Поэзия — тяжелый трудно это еще и оружие: Но сила поэта не только в этом, что вас вспоминая, в грядущем икнут. Нет И сегодня рифма поэта — ласка, и лозунги штыки кнут. Широта взглядов поэта, злободневность его творчества, глубина чувств составляют силу Маяковского и сохраняют за ним место встрою живых поэтов. Своеобразие сатиры В. В. Маяковского П лан . Мещанство — злейший враг духовности. . Сатирические стихи Маяковского. . Пьесы Клоп и Баня — взгляд в будущее. Что сделалось смешным, не может быть опасным. Вольтер Мещанин и мещанство в советских одеждах — постоянная тема сатиры и сарказма Маяковского. Он сражался с мещанством до последнего часа, этой теме посвящено множество стихов, пьесы Клоп и Баня. Он видел в мещанине злейшего врага революции, ее троянского коня. Под мещанством порой понимают чисто внешние проявления — чистенький быт, вещизм, сентиментальность, житейское безвкусие. Но все сложнее. Страшна духовная основа мещанства неумение и нежелание мыслить, отсутствие идеалов, бездуховность. Сатирические стихи Маяковского написаны в ярко-ре- алистической манере, они должны были служить утверждению нового советского государства. Маяковский говорил, что право на критику дается тому, у кого есть положительная программа. В году в журнале «БОВ» Маяковский публикует рядом два стихотворения Последняя страничка гражданской войны и О дряни. Публикация этих стихотворений рядом неслучайна. Последняя страничка гражданской войны заканчивается троекратным повтором слова слава. Этим же словом слава начинается стихотворение О дряни, направленное против мещанства. Страшнее Врангеля обывательский быт, — заявляет поэт и предупреждает, что завоевания революции и гражданской войны могут потонуть в тине мещанства. Другим объектом сатиры для Маяковского был бюрократизм. В 9 году он пишет стихотворение «Прозасе- давшиеся, где главным художественным приемом становится реализация гротеска: И вижу: сидят людей половины. О, дьявольщина! Где ж половина другая? Другой художественный прием — гиперболизация: В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходиться раздвояться. До пояса здесь, а остальное там. В стихотворении говорится о необходимости активной жизненной позиции, автор отстаивает принцип вмешательства в жизнь. Сатира Маяковского проявилась ив новаторских драматургических произведениях Клоп и Баня, которые стали театральной вариацией темы мещанства и бюрократизма. Если в стихах Маяковский говорило мещанах старых, приспособившихся к советской действительности, тов пьесах изображен новый тип советской молодежи, возникший под влиянием НЭПа. Пьеса Клоп развенчивает таких, как Присыпкин, которых потянуло кизячной жизни. Это перерожденец пролетарского происхождения, над которым автор беспощадно издевается, сажая его в финале пьесы в клетку с надписью «Обывателес вульгарес». В пьесе Баня Маяковский предупреждает об опасности бюрократизма. Бюрократы постоянно стремятся ставить палки в колеса новому делу, но если что-то создано вопреки их деятельности и одобрено высшим руководством, они будут стремиться занять там лучшее место. В критике негативных сторон жизни Маяковский резок и беспощаден. Он как настоящий художник чутко улавливал дыхание времени, предупреждало новой опасности для советского строя. Темы и образы лирики М. Цветаевой П лан І. Трагичность судьбы поэта. ІІ. Исповедальность лирики М. Цветаевой. . Любовная лирика. Жизнь в эмиграции. Тоска по родине. Стихи, посвященные любимым поэтам. ІІІ. Поэт умирает, поэзия остается. Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брали не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. М. Цветаева Марина Цветаева удивительная женщина. Ее судьба была сложной, трагичной и жестокой. Если говорить о поэтах-женщинах, то, наверное, Марина Цветаева, как и Анна Ахматова, принадлежит к тем немногим русским поэтам, которых будут читать ив третьем тысячелетии. Цветаева своей жизнью доказала, что горе — это не позора несчастье и гордость могут идти рядом. И еще один великий урок хороший мастер может отточить свое мастерство и усовершенствовать его, несмотря на ужасные условия быта. Может быть, никто из русских писателей не был так унижен, как Мандельштам и Цветаева. Прав Б. Чичибабин: Вошло в закон, что на Руси при жизни нет житья поэтам. Символом судьбы в поэзии Цветаевой была рябина такая же горькая и пылающая! Рябину Рубили Зорькою. Рябина — Судьбина Горькая. Марина Цветаева была бесконечно талантлива. Один из своих очерков она назвала Герой труда. Она и сама была героем труда и каждой своей строкой, каждой мыслью утверждала его величие и необходимость для челове- ка-творца. Стихи М. Цветаевой можно назвать исповедью. Это своеобразный поэтический дневник. Под каждым стихотворением стоит дата число, месяц, год каждое стихотворение рассказывает о мимолетных ощущениях, переживаниях, событиях в жизни поэтессы. Поэзия Цветаевой напоминает маленькие музыкальные пьесы. Ранние стихотворения тяготеют к традици- онно-классическому стиху. Зрелая Цветаева — это пульсирующий, внезапно обрывающийся ритм, отрывистые фразы. За этот ад, За этот бред Пошли мне сад На старость лет год — счастливый год в жизни Марины Цветае- вой. Именно в этом году в Крыму она знакомится с Сергеем Эфроном. Ему, любимому мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи о любви. Именно он вдохновлял на создание прекрасных стихов о любви. Читая стихи Цветаевой, мы переживаем вместе с ее героиней, которой не всегда везет в любви, но она всегда остается гордой, честной, независимой, как и сама Цве- таева. Все ведаю — не прекословь! Вновь зрячая — уж не любовница! Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница. Если сказать, что Цветаева любила мужа, это значит почти ничего не сказать она его боготворила. Лирика поэтессы годов революции и гражданской войны, когда она была вся поглощена ожиданием вести от Сергея Эфрона, проникнута печалью и грустью.«Я вся закутана в печаль, — писала она. — Я живу печалью». В 9 году Цветаева уезжает заграницу. Семнадцать лет эмиграции оказались бедой, несчастьем, тоской. Нищета, унижение, бесправие окружили поэтесу со всех сторон. Ее письма и стихи тех лет потрясают как глубиной отчаянья, таки силой надежды, все же никогда не покидавшей Цветаеву. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все равно, и все едино. Но если по дороге куст Встает, особенно рябина... М. Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех, живущих в это время. Поэтесса была хорошо знакома с В. Брюсовым, М. Волошиным, В. Маяковским, Б. Пастернаком и другими поэтами. Им она посвящала свои стихи. Но особенной любовью проникнуто стихотворение, посвященное А. Блоку, с которым поэтесса не встречалась, но посвятила ему цикл стихотворений. Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое — пять букв. Всю жизнь, начиная с детства, М. Цветаева преклонялась перед гением Пушкина, которому посвятила свое первое стихотворение и создала цикл произведений Стихи к Пушкину. Именно ей принадлежат очерки Мой Пушкин и Пушкин и Пугачев». Для Цветаевой поэзия — это тайна, это волшебство, это диалог поэта совсем миром. Тема любви, жизни и смерти, творчества звучат как исповедь сильной женщины. Поэт умирает — его поэзия остается. Поэзия Марины Цветаевой останется вечной. Пророчество поэтессы исполнилось ее стихам настал свой черед». Образ души поэта в лирике М. Цветаевой П лан . Творчество М. Цветаевой. . Тема одиночества поэта в лирике М. Цветаевой. . Трагичность образа души поэта в лирике М. Цветаевой. Стихи Марины Цветаевой любимы многими поколениями читателей. Серебряный век русской поэзии немыслим без голоса этой поэтессы. Творческий путь она начала рано, первые стихотворения написаны в возрасте шести лет, первый сборник стихов Вечерний альбом — в восемнадцать. Судьба не баловала эту женщину, и стихи ее часто проникнуты печалью и одиночеством. Но любовь к человеку и всему человеческому присуща Цветаевой на всех этапах ее творчества. Бесконечный интерес Цветаевой к человеку, к его душе творит глубокие поэтические образы любви и сострадания. а некоторые ее стихи — это размышления о месте и роли поэта в мире. Человеческая душа — священная обитель духане шутит брашнами» (те. хлебами, возвышенные чувства рождаются в душе, и главная задача человека — выпустить на свободу самое лучшее из своей души. Цветаева пишет Я одна с моей большой любовью к собственной моей душе (Солнцем жилки налиты — не кровью. И чувство одиночества без близких людей усиливается мыслью об одиночестве каждого человека ив философском смысле. Такое одиночество уже не связано с присутствием или отсутствием кого-либо рядом, это одиночество высшего порядка, которое рождается от невозможности поэта быть понятым. Откол индивидуальной души автора от расхожих убеждений общества как рази вызывает горечь сожаления, ноты которой слышны сквозь строки: Идите же — Мой голос нем, И тщетны все слова. Я знаю, что ни перед кем Не буду я права. Идите же — Мой голос нем…») Назначение поэта — искать красоту в мире и раскрывать ее перед людьми. Но поэту уготована злая участь как нет пророка в своем отечестве, таки красота, которую поэт отыскивает своим трудом, оказывается ненужная семье. Озарения приходят как бы из ниоткуда Певцом — во сне — открыты закон звезды и формула цветка (Стихи растут, как звезды и как розы. Поэт настраивает свою душу, как инструмент, чтобы она была созвучна со всей Вселенной, мир сам принимает душу поэта за свои таинственные кулисы, вознаграждая его таким способом за верность и преданность человеческому духу: В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари — и ответной улыбки прорез. — Я ив предсмертной икоте останусь поэтом! («Знаю, умру на заре На которой из двух…») Однако поэту суждено быть одинокими непонятым современниками. Настоящий художник слова осознает свою направленность против злободневности, против рутины. Взгляд в будущее характерен и для Цветаевой, еще в начальном своем творчестве усматривавшей черты конфликта с действительностью и со своим временем. Называя свои стихи брызгами из фонтана и искрами из ракет поэтесса указывает на их ценность именно спустя года, для последующих поколений: Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брали не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Моим стихам, написанным так рано…») Поэзия Цветаевой — великое наследие русской литературы века, ценность которого с годами будет неизменно расти. Неповторимое обаяние ее стихов раскроет еще немало тайн перед каждой лирической душой. «Я научилась просто, мудро жить философские мотивы лирики А. Ахматовой) П лан І. Я научила женщин говорить». ІІ. Основные темы и мотивы лирики А. Ахматовой. . Особенности любовной лирики. Сборник «Anno Domini» — вершина творческого подъема. Отражение трагедии страны в творчестве поэтессы. ІІІ. А. Ахматова — символ поэтического величия. Но все-таки узнают голос мой, И все-таки ему опять поверят. А. Ахматова Анна Ахматова прожила долгую и счастливую жизнь. Хотя, наверно, нельзя так говорить о женщине, чей муж был расстреляна сын несколько раз находился в тюрьме и ссылке. Ее гнали и травили, она почти всегда жила в бедности ив бедности умерла. Нос нею всегда были ее стихи. Она поэт. Впервые в ее лице женщина обрела поэтический голос такой силы. Я научила женщин говорить, — заметила Анна Ахматова водной из эпиграмм. За пятьдесят лет творческого труда поэзия Анны Ахматовой нашла всемирное признание. Литературную деятельность Ахматова начала как поэт-акмеист. Яркий, предметный мир переполняет ее ранние стихи. Она ищет идеалы, к которым будет стремиться всю жизнь. Любовь, творчество, искусство Именно любовная лирика была ее главным достижением. Но любовь у поэтессы почти никогда не показана спокойной. Ее стихи — как поэтические новеллы. Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Стихи Ахматовой грустны, они хранят какую-то тайну, а может, и скрытую радость. Тоска — это состояние, через которое молодая Ахматова воспринимает мир. Любовь у поэта всеохватывающая. Это и чувство к близкому человеку, и к родной земле, и к Родине. Мне голос был. Он звал утешно. Он говорил Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…» Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Вершиной творческого подъема молодой Ахматовой стал сборник «Anno Domini», вышедший в 9 году. Это период творчества, совпавший с послереволюционным периодом, когда старая жизнь рухнула, а новая только началась. В стихотворениях сборника звучат гражданские и философские мотивы. Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло Все голодной тоскою изглодано, Отчего женам стало светло? Вместе с первыми стихами в поэзию Ахматовой вошла тема любви к Родине. Родина для Ахматовой — это не предмет для размышлений. Родина — это жизнь, это стихи, это родная речь. Боль и трагедия страны — это ее боль. А. Ахматовой пришлось пережить две войны, революцию, сталинские репрессии. Но она никогда не была посторонним наблюдателем. Поэма Реквием — яркое подтверждение тому Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был. В основу произведения положены трагические события тридцатых годов, всю тяжесть которых поэтесса разделила со своим народом. Поэзия А. Ахматовой — образец поэтического величия. Михаил Дудин так сказал об этой удивительной женщине: Голос ее благороден. Облик ее прекрасен. Подвиг ее народен. Смысл ее песен ясен. А. Ахматова всей своей жизнью доказала, что как бы трудно не было, нужно всегда оставаться самим собой. В горе ив радости. В безвестности ив славе. За год до смерти поэтесса выпустила книгу Бег времени. Но время не бежит, движутся люди. Только очень немногие неподвластны времени. Среди них Анна Ахматова. Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» П лан І. Трагическая судьба поэтессы. ІІ. Реквием — поэма, посвященная репрессиям. История создания поэмы. Трагедия женщины, матери, человека. Тема памятника в поэме. ІІІ. Трагедийность поэзии Ахматовой. Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова Жизнь Анны Ахматовой была трагической. Эта мужественная женщина, на долю которой выпали страшные времена, пережила много горя. В 9 году расстреляли Николая Гумилева. Хотя к тому времени Ахматова была с ним разведена, боль за него, за других людей, которые безвинно погибали, ранила ее сердце. Как поэт Ахматова тоже переживает не лучшие времена ее стихотворения публикуются мало, критики становятся все более недоброжелательными. А в 95 году арестовывают сына, которого через три года осудили на восемь лет за террор. Этим событиями посвящена поэма Реквием. Над своей поэмой А. Ахматова работала в основном в е годы. Но это произведение не могло быть опубликовано своевременно. Большая часть стихов поэмы связана с арестом в 98 году сына Ахматовой и многих других ленинградцев. В главе Вместо предисловия поэтесса вспоминает В страшные месяцы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. В таких очередях стояло много отчаявшихся от горя и страха людей. Поэма о пережитых страданиях, которую Ахматова пообещала написать одной из женщин с голубыми губами, является голосом всего народа. До 96 года А.Ахматова не писала для поэмы более одной строки. Иногда она записывала тот или иной фрагмент на клочок бумаги, чтобы познакомить с ним кого-то из ближайших и надежных друзей. Произносить вслух А. Ах- матова не решалась она чувствовала, что и у стен были уши. После того, как безмолвный собеседник запоминал строки, рукопись предавалась огню. Позже поэтесса с гордостью говорила, что Реквием знали наизусть одиннадцать человек, и никто ее не предал. Впервые Реквием был опубликован в Мюнхене в 96 году. В России поэма была издана только в 987 году. Произведение состоит из десяти глав. Стихотворения, казалось бы, совершенно разностильные, но они объединены темой страданий народа, силой человеческого духа. Реквием — это поэма, посвященная репрессиями написанная в годы репрессий. Перед читателем открывается трагедия женщины, матери, человека, которую А. Ахматова раскрывает через свою личную трагедию. Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними каторжные норы И смертельная тоска. Как известно, реквием — это торжественное траурное произведение. Реквием Ахматовой — это поэма о гибели людей. Неслучайно чаще всего в произведении встречается слово смерть. Вся символика (ад, смерть, крест) подчинена идее единения людей в страданиях. Единение всех женщин, всех страдающих матерей и жен от Богоматери, стрелецких жен, жен декабристов до жени матерей репрессированных. Образ матери собирательный он символизирует крестный ход матерей, сопровождающих своих детей в их страданиях. Ахматова обращается к библейским образам Христа, Марии, матери Иисуса, Магдалине. Когда распяли Христа, туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел. В этом образе Матери поэтесса раскрывает страдание всех матерей как самое большое горе на Земле. В конце поэмы Ахматова обращается к теме памятника А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня Этот памятник Ахматова просит поставить там, в Ленинграде, где она вместе с другими женщинами простояла триста часов в очередях с передачей. Это память эпохе, поэту и всем тем, кто стояли в лютый холод, ив июльский зной под красною ослепшею стеною». Цикл Реквием не существует в творчестве поэта изолированно. Мир поэзии А. Ахматовой — мир трагедийный. Еще в ранних ее стихах мотивы беды, горя воспринимаются как мотивы личной беды. Для поэта говорить о боли своей значит говорить о боли всех. В поэме Реквием А. Ахматова доказала всем, что трагедия женщины и матери является частью национальной трагедии. |