Бащенко, Светлана Викторовна
Скачать 2.16 Mb.
|
Тема природы в повести В. Г. Распутина Живи и помни» П лан . Связь творца и отечества. . Сюжет повести. Картины природы как один из способов выражения авторской идеи. Не секрет, что Валентин Распутин был очень привязан к русской земле. Свое творческое кредо он формулирует так защищать совесть, веру и красоту, но стремление это очень тесно в его произведениях привязано к отечеству, к русскому народу. Красоту Валентин Григорьевич видит ив человеке, ив его внутреннем мире, и, конечно же, в природе. Достаточно тяжело среди его литературного наследия найти произведение, в котором, несмотря на тему или сюжет, не делался бы акцент на красоте (подчас довольно суровой) и величии окружающей природы. Его идея, авторский призыв всегда одинаково понятны в любой повести или рассказе сохранять и приумножать человеческое в человеке, хранить верность семье, своей земле, любви, дружбе, родству, стремиться к добру, справедливости и красоте, нов тоже время Распутину как сыну своей земли просто необходимо постоянно восхищаться роскошью родной природы. Повесть Живи и помни — это знаковое творение Валентина Григорьевича, которое уже давно стало хрестоматийным. В нем буквально через несколько образов передана трагедия народа, который мужественно и само- отреченно защищал свою землю вовремя Второй Мировой войны, одержал победу в этой битве, но и пожал горькие плоды этой катастрофы. В центре — судьба Настены, простой русской женщины из села Атамановка на Ангаре. Она довольно молода, но уже успела познать немало горя в шестнадцать лет потеряла вовремя голодомора мать, достаточно рано выйдя замуж, проводила своего мужа на войну, даже не успев завести ребенка. Позже она встречает своего Андрея в своей же деревне, но уже как беглого солдата, дезертира, перед которым теперь только две дороги жить, таясь от людей, как дикий зверь, или выйти на свети этим обречь себя на расстрел. Практически каждая глава повести содержит в себе описание картин природы произведение начинается с этого, давая читателю представление о том, где, когда ив каких условиях все происходит Зима на сорок пятый, последний военный год в этих краях, простояла сиротской, но крещенские морозы свое взяли, отстучали, каким полагается, за сорок. Прокалившись за неделю, отстал с деревьев куржак, и лес совсем помертвел, снег по земле заскрипи покрошился, в жестком и ломком воздухе по утрам было трудно продохнуть (чуть позже Распутин упоминает о том, что деревня находится на реке Ангара. Автор начал свое повествование именно с этой поры, что, возможно, помогает отразить не только погодные условия, но и внутреннее состояние, настроения, которые преобладали в тот период среди людей это и неопределенность, страх перед будущим, усталость, подавленность, ощущение некоторой безысходности, своего рода общая депрессия, с которой гармонируют мрачные зимние пейзажи. Вся повесть охватывает временной период в несколько месяцев — вплоть до объявления победы, и вместе с ее приближением оживает постепенно и природа солнце, казалось, истончилось, догорая, его слабый свет повисал в воздухе, не доставая до земли. Где- то насвистывал бурундук, далеко на горе лаяла собака, скрипело старое дерево, но звуки эти не мешали тишине, снимали с нее тяжесть. Походило на то, что день специально выдался таким незаметными укромным, чтобы без боязни всходила из темноты трава и набухали на деревьях почки. Природа, во всей своей суровости, стала практически единственным спутником мужа Настены — Андрея Гуськова, которому только и оставалось, что надеяться на ее милость вовремя своего изгнания. Автор описывает скитания своего героя, очень часто используя такую деталь, как река и все, что с ней связано (лед, вода. Автор простои понятно любому читателю проводит параллель между внутренним состоянием героя и его окружением сначала это неизвестность, растерянность, абсолютное непонимание того, как действовать дальше потом — наступление весны, которая, как растаявший снег, выносит из глубины души на поверхность чувство того, что так нельзя тянуть до бесконечности, и связанную с этим глубокую тоску самая унылая и неприглядная пора, как известно, — промежуток между снегом и зеленью, когда человеческие чувства обострены до тоски, до голода и не хотят мириться с пустотой, чернотой и затхлостью. Образ реки, о котором мы уже упоминали, здесь, как и во многих других произведениях, может послужить символом человеческой жизни, быстроты ее течения, необратимости ее перемен. Во многих произведениях мировой литературы природа стала незаменимым помощником писателя, выражая порой самые тонкие оттенки настроений и впечатлений. Таким помощником она стала и для Валентина Распути- на водном из самых известных его творений — повести Живи и помни. Поиски смысла жизни героями шукшинских рассказов П лан І. Нравственные проблемы в рассказах писателя. ІІ. Судьбы героев рассказов В. Шукшина. . Доброта и жалость — основные человеческие ценности шукшинских героев. . Отношения окружающих к поступкам чудика из одноименного рассказа. Сила материнского сердца. ІІІ. Шукшин и его герои Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну таки будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее. В. Шукшин Василий Шукшин — один из тех писателей, которые непросто нужны людям. Его произведения людям крайне необходимы. Произведения этого писателя привлекают остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни. Что снами происходит — как бы хочет спросить В. Шукшин своими рассказами. Внешние события в произведениях В. Шукшина не являются главными. Сюжету него — только повод, чтобы начать разговор. Чаще героями рассказов писателя выступают люди простые, но всегда неравнодушные. Они задумываются над основами бытия и все чаще обращаются к так называемым вечным вопросам». Особое место среди человеческих ценностей у Шук- шина занимает доброта. Он видел в способности сердца к добру самое дорогое богатство Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке. Шукшин считал, что жизнь будет прекрасной только тогда, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Так, в Калине красной изменения в душе главного героя Прокудина происходят только под влиянием силы встречного добра. Шукшин верил, что запасы добрав человеческой душе безграничны. В рассказах В. Шукшина одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых чудиков. Чудики — это странные, мечтательные, простодушные люди, которые не могут и не хотят мириться с серой и скучной жизнью. Они стремятся освободиться от всего материального, низменного. Они ищут смысла жизни в чем-то возвышенном, прекрасном. Таков главный герой рассказа Чудик. Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, правильных людей. Этот прием помогает раскрыть лучшие человеческие качества Чудика правдолюбие, совестливость, доброту. Рассказ построен в форме изложения событий, случившихся вовремя отпускной поездки Чудика к брату на Урал. Разные истории, которые небыли поняты другими, происходили с героем рассказа. Тем не менее, в этих эпизодах раскрываются прекрасные свойства души героя честность, скромность, застенчивость, желание сделать добро людям. Но что же снами происходит Почему же многие люди не могут понять Чудика и считают его странным человеком Неужели нельзя было простить чудачества главного героя и пожалеть его Ведь когда, к примеру, он раскрашивал детскую коляску, то думал только о добром, о том, чтобы было красивее и лучше. А вот еще один чудик из рассказа Материнское сердце. Витька Борзенков поехал в город продавать сало, чтобы заработать на свадьбу денег. А потом немного погулял. И когда украли деньги, решил отомстить, жестоко избив нескольких городских, в том числе и милиционера. Мать, узнав обеде, которая стряслась с ее сыном, пытается его оправдать. Материнское сердце, оно мудрое, нотам, где замаячила беда родному дитю, мать неспособна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни причем. Мать есть мать. Она готова все отдать ради своего сына. Только всегда ли ценят дети самопожертвование матерей, тепло и силу материнского сердца? Сам Василий Шукшин считал мать самым дорогими близким человеком. Он унаследовал от своей матери редкий дар — сердечное тепло. А позже стремление к празднику души унаследовали и шукшинские герои. В последних своих работах В. Шукшин писал Мать — самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное, вся состоит из жалости Отними-ка у нее жалость, оставь ей высшее образование, умение воспитывать, уважение Оставь ей все, а отними жалость Отчего народ поднимается весь в гневе, когда на пороге враг Оттого, что всем жалко матерей, детей, родную землю. Герои шукшинских рассказов — это в основном люди с неудовлетворенной духовной потребностью. Отсюда и их чудачества, иногда совсем невинные, а иной раз на грани нарушения закона и даже за этой гранью. Сам В. Шукшин постоянно сомневался, мучительно размышляло нашей жизни, задавал бесконечные вопросы самому себе, часто не находя на них удовлетворительные ответы. И многие его герои похожи на его создателя мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред. Но всегда писатель ценил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем человеке он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни. Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе П лан І. Человек — хозяин и защитник природы. ІІ. Проблема взаимоотношения человека и природы в произведениях русских писателей. Человек и природа в произведениях В. Астафьева и Ч. Айтматова. . Отношение к земле и отчему дому в произведениях В. Распутина. ІІІ. Гармония человека и природы — обязательное условие жизни. Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя. Е. Евтушенко Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Еще вначале двадцатого века наш соотечественник В. И. Вернадский утверждал, что человечество становится геологической и, возможно, космической силой. Не сразу были поняты и оценены эти пророческие слова. Но сейчас каждый из нас может убедиться в их верности человечество сотрясает Землю, подобно геологическим катаклизмам. Масштабы влияния человека на природу постоянно растут. Растут и последствия его деятельности. Ядерная война, экологическая катастрофа, духовное беспамятство — это три стороны одного итого же процесса самоуничтожения человечества, процесса, который можно еще остановить. Поэтому неслучайно многие современные прозаики и поэты бьют тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек — часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя. Еще в прошлом веке русские публицисты впервые заговорили о симптомах того явления, которое в наши дни получило название экологического кризиса и которое ныне представляет серьезную опасность для существования человека. Так, к примеру, известно, что сейчас на планете исчезает безвозвратно до десятка видов животных и по одному виду растений еженедельно. Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, на их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Об этом способно говорить разве что искусство. Проблемы взаимоотношения человека с природой, роли человека на Земле постоянно волновали известных писателей. Во многих произведениях В. Распутина и В. Астафьева, В. Белова и Ч. Айтматова, Ф. Абрамова и Д. Гранина звучит мысль о том, что природа наша — это дом, который человек разрушает собственными руками. Так, в своем произведении «Царь-рыба» В. Астафьев с болью задает вопрос Кто и как искоренит эту давнюю страшную привычку хозяйствовать в лесу, будто в собственном дворе Почему появляются такие люди, как Гога Горцев Гога Горцев, турист, никогда не считал людей ни друзьями, ни товарищами, был, по своему собственному признанию, свободной личностью. Такие люди, как Гога, кажутся сильными личностями. Им свойственна жажда нового, стремление повидать мири людей. Туристы вроде Гоги Горцева на первый взгляд могут даже вызвать симпатию. Но для них главное — урвать свой кусок, ради которого они готовы пожертвовать чужой жизнью. Бездуховное отношение к жизни (после нас хоть потоп, эгоизм, самомнение приводит таких героев к ощущению абсурдности существования, к духовной деградации и физической гибели. Случайно поскользнувшись, погибает в тайге сильная личность Гога Горцев, подтверждая тем самым мысль о том, что случайность — это проявление закономерности. Тщеславие и гордыня роднят астафьевского героя с Орозку- лом из повести Ч. Айтматова Белый пароход. Орозкулу всегда сладко слышать, как называют его большим хозяином большого леса. Он зверски расправляется не только с этим лесом, но и с Рогатой матерью оленихой, чьими детьми считали себя старик Момун и его внук. Что происходит с человеком Такой вопрос волнует многих людей. Внутренняя сущность человека раскрывается не только во взаимоотношении друг с другом. У каждого из насесть то, что мы называем святынями отчий дом, мама… Если человеку не жаль родного дома, где гарантия того, что он может когда-нибудь пожалеть родную мать Об этом размышлял В. Распутин в повестях Последний срок, Прощание с Матерой. А в повести с символическим названием Пожар писатель рассказывает о пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Пожар в поселке, пожар в душах людей Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Гармония человека и природы является обязательным условием продолжения жизни на Земле. Они сражались за Родину по повести Б. Васильева А зори здесь тихие…») П лан I. Память о войне. II. А зори здесь тихие — книга о великом подвиге народа. . Разные пути — и одна судьба. . Не бывает бессмысленной смерти. . Женщина на войне. III. Их подвиг бессмертен в памяти народной. Шестьдесят пять лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Нов народе живет память о людях, отстоявших родную землю. Об их подвигах мы узнаем из рассказов ветеранов, из учебников истории и, конечно, из художественной литературы. Одним из самых известных произведений о войне является повесть Бориса Васильева А зори здесь тихие. Девушки-солдаты, герои этого произведения, имеют разное прошлое, разные характеры, воспитание. Кажется, ничего нет общего между уравновешенной, сдержанной Ритой Осяниной и веселой, отчаянной Женей. Разные характеры — и одна судьба война. Война не обезличи- ла, но объединила, сплотила девушек — героинь книги. У всех одна цель — отстоять свою Родину, свой поселок, свой клочок земли. Ради этой высокой цели бойцы рискуют жизнью, мужественно борются с врагом, который намного сильнее их. Они не задумываются о подвиге, защиту Отечества считают долгом. Смерть девушек может показаться вовсе не героической, даже бессмысленной. Можно ли назвать, например, героической гибель в болоте Не увидят потомки и обелиска над могилой Осяниной, и даже ее сын, возможно, не узнает, где похоронена мать. Но если бы не их самоотверженность, не беззаветный героизм простых советских солдат, наш народ не смог бы выстоять в страшной, кровопролитной войне. Девушки на войне познали лишения, горе, страх. Но познали они также и истинное солдатское товарищество. Они стали близкими людьми, и даже нелюдимый, замкнутый старшина искренне привязался к своим подчиненными полюбил их. Война сплотила народ. Бойцы защищали не только свою землю, свой дом, но и товарищей, и родных, и вовсе незнакомых. Девушки на войне не имели права забыть, что они матери, дочери, внучки. Они вынуждены былине только растить, но и спасать своих детей, их будущее. Может быть, самая большая трудность положения женщины на войне заключалась в том, что приходилось объединять две несоединимые, взаимоисключающие задачи продолжать жизнь, воспитывая детей, и убивать ее, воюя с фашистами. Рита Осянина, находясь на службе, ночами навещает своего маленького сына она нежная мать и храбрый боец. Они сражались за Родину Предназначенные самой природой для другой, более высокой миссии, нежные и слабые, умеющие любить и жалеть, они взяли в руки оружие, чтобы убивать и мстить. Война изменила привычный уклад жизни, изменила даже души людей, сделав робких смелыми, слабых сильными. Их даже самый маленький вклад в победу великих подвиги бессмертны, покуда мы о них помним. Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей НА. Бердяев по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века) П лан І. Трагедия революционных потрясений и войн. ІІ. Писатели — летописцы истории. . Непосредственные участники революционных событий. Булгаков — отражатель противоречий эпохи: а) судьба интеллигенции в период смуты — основная тема произведений писателя б) потеря профессионализма и разрушение нравственных устоев России в Роковых яйцах. . Революция и Гражданская война в романе М. А. Шо- лохова Тихий Дона) духовный рост Григория Мелехова под влиянием революционных событий; б) разрушение нравственных устоев казачьей станицы в) трагедия и взросление русской нации. ІІІ. Грани истории в картине жизни революционной эпохи. Война — это всегда трагедия. А если она пролегла через судьбы твоих соотечественников и сделала их врагами трагедия вдвойне. Настоящий гражданин, обладающий талантом, чувством патриотизма, не мог оставаться в стороне от событий. Таковым ощущал себя каждый писатель, волею судьбы причастный к революции и Гражданской войне. Часто история захватывала в водоворот войны юных граждан своей страны, заводила их в противоборствующие лагеря и делала их своими летописцами. Так, непосредственными участниками революционных событий и Гражданской войны были будущие писатели Фадеев, Булгаков, Бабель, впоследствии отразившие в своих произведениях противоречия эпохи классовой борьбы. Говорят, что для реального, неискаженного осознания эпохи нужно обращаться не столько к учебникам истории, сколько к свидетельствам современников событий. Книги писателей, особенно те, которые писались без надежды на выход в печать, — это и есть честные современники революционных событий и времен Гражданской войны. Сразу со школьной скамьи ушел в революцию, в подпольную работу и партизанскую борьбу на стороне красных А. А. Фадеев. На основе воспоминаний о тех событиях им был создан роман Разгром, в котором рассказывается о тяготах партизанской войны, идейных борцах задело революции и ее предателях. МА. Булгакову, как и другим писателям его эпохи, пришлось многое повидать и пережить гетманщину, петлюровщину в Киеве, разложение деникинской армии, приход «красных»… Противоречия эпохи, судьба интеллигенции в период смуты — вот основные темы романа Белая гвардия, пьес Дни Турбиных», Беги многочисленных рассказов писателя. Отголоски революции и гражданской войны мы слышим ив Собачьем сердце, ив Роковых яйцах. Остановимся на последнем мною упомянутом произведении Булгакова. Современный кинематограф мог бы заинтересоваться сюжетом повести, который включает в себя и фантастику, и триллер, но более глубинное прочтение произведения открывает нам иные грани. Это непревзойденное произведение начинается со встречи с профессором Персиковым, который изучает гадов. Наряду с улыбкой автора и дружеским подтруниванием над бытовой беспомощностью «ребенка-ученого» видим и едкий сарказм по поводу внедрения нововведений в обществе в м году даже тараканы куда-то подевались, показав свое злостное отношение к военному коммунизму. И далее Но все на свете кончается. Кончился й и й года в м началось какое-то обратное движение. Но можно ли в этом обратном движении увидеть прогресс И только ли повышением уровня жизни все измеряется Разрушена наука, искусство, а вместо маститых профессоров, преданных российской науке, появились дилетанты, которые на волне революционных событий занимают высокие посты. Да, история знает великих российских военачальников, деятелей литературы и искусства, дорогу которым открыла революция это и маршал Жуков, и писатель М. Горький Нона любой волне бывает пена Кроме высоты человеческой природы, увлеченности наукой в повести Роковые яйца изображено и истребление духовных ценностей людьми, которых подняла на небывалую высоту революция. Беззаботной показана жизнь столицы даже тогда, когда стихийное бедствие — куриный мор — оставляет Страну Советов без яиц, мяса потому что на страже мира и спокойствия стоят люди в штатском, приходившие к Персикову, и такие, как Рокк, в кожанке, с маузером в кобуре через плечо. Кто этот Рокк, которого назначили спасти страну от куриного мора Может, он научный сотрудник профессора Персикова, который открыл красный луч, способный увеличивать рост и жизнеспособность биологического организма Нет. Вплоть до 97 года он служил в известном концертном ансамбле маэстро Петухова… Но великий 97 год, переломивший карьеру многих людей, и Александра Семеновича повел по новым путям. Он сменил флейту на губительный маузер <…> Выяснилось, что этот человек положительно велики, конечно, не в фойе Грез ему сидеть. В этих словах Булгакова слышится одновременно едкий сарказм и горечь утраты профессионализма в стране, которая возвышением ничтожеств истребляет духовные, нравственные и интеллектуальные ценности (параллельно всплывают в памяти образы из Собачьего сердца профессор Преображенский — с одной стороны и Швондер — с другой. Профессиональное руководство для борьбы с куриной чумой пополнено новой чрезвычайной тройкой в составе 6-ти товарищей — Булгаков видит зарождение новой бюрократии, состоящей исключительно из этих товарищей, преданных делу революции И вот такое профессиональное руководство, которое изображает Булгаков в повести Роковые яйца, доводит страну до катастрофы путают присланные из-за границы посылки с яйцами гадов и кур, а под красным лучом выращивают гигантских змей, крокодилов, страусов Только фантастические катаклизмы природы — мороз в августе — спасают столицу от трагедии гады погибают. Писатель-провидец заглянул в будущее и увидел в кривом зеркале истории результаты такой политики революционной эпохи возвышать людей по принципу личной преданности руководству, а не по наличию способностей Булгакову жаль истребления духовных ценностей, накопленных Россией за многие столетия. Еще одно произведение о судьбах людей в период революции и Гражданской войны — это роман МА. Шо- лохова Тихий Дон». Сначала действие романа разворачивается на фоне таких исторических событий, как Первая мировая война, Февральская революция. Постепенно, как поворот исторических событий, разворачиваются и события в личной жизни героев романа. Война, революция меняют жизненный уклад Григория Мелехова. Из простого казака, которого волнуют, в основном, проблемы станицы, взаимоотношения с окружающими людьми, быт, любовь, Григорий превращается в личность, способную масштабно мыслить, задумываться о судьбах Родины и народа. Неоднозначно Мелехов воспринимает и белогвардейцев, и красных, видит разрушение нравственных ценностей казачества, ставшего как на сторону белых, таки Советской власти. Революция и Гражданская война заставила не только философски, масштабно мыслить любого гражданина России. События в судьбе Родины разбудили и темные силы в душах людей, и поэтому герой Шолохова Григорий Мелехов, вопреки своим желаниям, втянут в стихию жестокости, одержим желанием понять процессы, что вступили в управление жизнью. Для любого русского человека опорой, надеждой на будущее была семья, в которой ее многочисленные братья и сестры — твои друзья и союзники на долгой дороге жизни. Революция в одночасье перевела членов одной семьи в разряд врагов, добрые соседи и друзья оказывались по разные стороны баррикад. Так Михаил Кошевой, жених Дуняши Мелеховой, становится убийцей Петра, брата своей невесты. В ответ на обвинения Ильиничны, матери многочисленного рода Мелеховых, Кошевой отвечает А ежели б Петро меня поймал, чтобы он сделал Думаешь, в маковку поцеловал бы Он бы тоже меня убил. Не для того мы на энтих буграх сходились, чтобы нянькать- ся один с другим На то она и война. Шолохов в романе Тихий Дон показал трагедию целого народа, показал, как революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей. Революция, Гражданская война дали своеобразный кровавый опыт русской нации, опыт неестественности антагонизма между близкими людьми, гражданами одного отечества. Истинные писатели, изображающие отечество и народ в часы трагических потрясений, каждый по-своему, разносторонне раскрыли грани истории и создали картину жизни революционной эпохи с ее позитивными и негативными сторонами, одновременно предугадав и последствия этих событий. В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства МЮ. Лермонтов по одному или нескольким произведениям русской литературы |