Главная страница
Навигация по странице:

  • Поэтическая символика А. Блока П лан

  • Интимная любовь Блока к России П лан

  • Символика образа вьюги в поэме Блока «Двенадцать» П лан

  • Философские мотивы в творчестве С. А. Есенина П лан

  • Бащенко, Светлана Викторовна


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеБащенко, Светлана Викторовна
    Дата07.04.2022
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniy_10-11_klassy.pdf
    ТипСборник
    #450217
    страница11 из 24
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24
    )
    П
    лан
    I. Серебряный век — время ярких и гениальных поэтов. Своеобразие поэзии Н. Гумилева.
    . Оригинальность стихов Гумилева.
    . От романтизма к акмеизму. Гумилев — мастер поэтической формы. Николай Гумилев — один из последних рыцарей и романтиков ХХ века.
    А по набережной легендарной
    Приближался не календарный
    Настоящий Двадцатый век.
    Анна Ахматова
    «Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать за плечами гиганты, — писал Борис Пастернак. Действительно, через много лет мы лучше понимаем гениальность тех, кто творил в прошлом, чьи имена вошли в историю. Сегодня мы все чаще обращаемся к творчеству поэтов начала ХХ века, открывая для себя новые имена и новые стороны поэзии уже признанных гениев. Рядом с Блоком встали имена Бориса Пастернака, Анны Ахма- товой, Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Осипа Ман- дельштама, Николая Гумилева и многих других. Эпоха, когда они создавали свои бессмертные стихи, названа серебряным веком русской поэзии. Творчество каждого из этих поэтов — это уникальный мир, это еще одна грань прекрасного.
    Поэзия серебряного века немыслима без имени Николая Гумилева. Он завоевал симпатии читателей не только силой художественного таланта, оригинальностью и совершенством поэтических откровений, но и фанатической любовью к путешествиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильными решительным, отправиться в длительные и рискованные путешествия, стать охотником на львов и носорогов, пойти добровольцем на фронт вовремя империалистической войны и наконец, оказавшись в следственной камере Петроградского губчека, заявить следователю о своем монархизме, вместо того чтобы предпринять попытку оправдаться и спасти свою жизнь. Творчество Гумилева привлекает смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью. Его стихи наполнены волей к жизни, экспрессией, романтизмом. Они необыкновенно живописны и мелодичны. Мечтательный лирик, он выковал свой сильный, звенящий поэтический голос, уничтожающий человеческий страхи покорность, прокладывающий дорогу человеческой гордости и мужеству. Героями его стихотворений становятся открыватели новых земель и флибустьеры, скитальцы-арабы и средневековые рыцари, бесстрашные капитаны, те, для кого нестрашны ураганы, кто изведал мальстримы и мель. Один за другим следуют поэтические сборники Путь канкистадоров», Романтические цветы, Жемчуга, Чужое небо, Колчан. В ранних сборниках лирический герой Гумилева открывал новые земли, сражался с опасностями, завоевывал прекрасных женщин. При этом полное воображение уносило его вглубь веков, туда, где навстречу ему выходили боги и герои, легендарные древние цари и пророки:
    Моя мечта надменна и проста:
    Схватить весло поставить ногу в стремя
    И обмануть медлительное время, Всегда лобзая новые уста.
    («Дон Жуан»)
    Затем приходит пора взросления. Уже Романтические стихи волнуют грустным авторским ощущением непрочности высоких порывов, призрачности счастья. И одновременно жаждой предельно сильных и прекрасных чувств
    И пока к пустоте или раю
    Необорный не бросит меня,
    Я еще один раз отпылаю
    Упоительной жизнью огня.
    («Завещание»)
    От прославления романтических идеалов Гумилев пришел к теме исканий, общечеловеческих и внутренних. Поиском нового пути пронизан сборник Жемчуга. С этим связан знаменитый цикл Капитаны, где путешествия навстречу неизвестности, навстречу подвигу — высокая цель человечества:
    Разве трусам даны эти руки,
    Этот острый, уверенный взгляд,
    Что умеет на вражьи фелуки
    Неожиданно бросить фрегат.
    («Капитаны»)
    Для поэзии Н. Гумилева характерна отточенность, изысканность рифм, гармония слов. Неслучайно Гуми- лев был мастером акростихов, в совершенстве владеющим поэтической формой. Кажется естественным, что Н. Гумилев объединил вокруг себя двадцать шесть разных поэтов и стал во главе нового литературного направлениях годов ХХ века — акмеизма, что в переводе с греческого означает высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора, а также, по определению самого поэта, мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».
    Выстрелами на дуэли были убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей, перестало биться сердце Маяковс- кого, бездумная жестокость оборвала жизнь Николая Гу- милева. Поэта расстреляли по непроверенному, никем недоказанному доносу, обвинив в участии в контрреволюционном заговоре. Сколько книг он мог написать, какой высоты мог еще достичь Гумилев был молоди возрастом и духом.
    Еще не раз вы вспомните меня
    И весь мой мир, взволнованный и странный
    Нелепый мир без песен и огня,
    Но меж иных единый необманный.
    («Еще не раз вы вспомните меня…»)
    Долгое время творчество Н. Гумилева было под запретом. Только теперь мы можем перелистать тонкие сборники стихов и почувствовать в них живую душу одного из последних рыцарей и романтиков ХХ века.
    Поэтическая символика А. Блока
    П
    лан
    І. А.
    Блок — представитель русского символизма.
    ІІ. Эволюция поэтической символики Блока. Раннее творчество Блока. Символика стихотворения Фабрика. Символическое значение образа Незнакомки. Двенадцать — поэма о революции.
    ІІІ. От певца Прекрасной Дамы к певцу России.
    Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся, как звезды.
    А. Блок
    Александр Блок — один из ярких представителей серебряного века русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об- щественной позицией. Символизм — одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять Все преходящее, кроме символа».
    А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать
    этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия
    Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это божественное начало. Оно проявляется в мировой душе, в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло- вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока Стихи о Прекрасной Даме. Прекрасная Дама — это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в Стихах о Прекрасной Даме возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.
    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо,
    И молча жду, тоскуя и любя…
    Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении Фабрика появляется недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности. Одно из известных стихотворений А. Блока — Незнакомка. В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка это символ прекрасного, желаемого, идеального.
    Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой. В поэме Двенадцать, которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь. Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шелк символам реалистического и романтического характера.
    Интимная любовь Блока к России
    П
    лан
    І. Осмысление прошлого, настоящего и будущего России.
    ІІ. Сокровенная любовь Блока к Родине.
    . Интимность чувств.
    . Несгибаемость России.
    . О, Русь моя Жена моя. Предчувствие нелегкого пути России.
    5. Неразрывная связь поэта с Родиной.
    ІІІ. Способность чувствовать судьбу России.
    От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью.
    В. М. Жирмунский
    Великому русскому поэту-символисту Александру Блоку выпало жить и творить в непростое время. Страну сотрясали ветры перемени перемены эти были неоднозначны. В это шаткое, неуютное время Блок, так нежно любящий Россию, задумывался не столько о своей судьбе, сколько о судьбе Родины. Призывая на помощь свое творческое озарение, он осмысливал прошлое, настоящее и старался почувствовать будущее своей страны. Любовь Блока к Родине — сокровенна, интимна:
    Россия, нищая Россия,
    Мне избы серые твои,
    Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!
    («Россия»)
    В этих строках голос поэта звучит нежно, восторженно и сочувственно одновременно — ноне слезливо Тебя жалеть я не умею, — заявляет в этом же стихотворении Блок. Нет, жалеть можно слабого и беспомощного, а могучая, несгибаемая Россия вынесет любое испытание Не пропадешь, не сгинешь ты, — уверенно говорит поэт, и добавляет:
    ...одной заботой боле Одной слезой река шумней
    А ты все та же — лес, да поле,
    Да плат узорный до бровей. Как верный супруг, поклявшийся пред алтарем не разлучаться с любимой нив горе, нив радости, говорит Блок о будущем России О, Русь моя Жена моя До боли нам ясен долгий путь (Река раскинулась. Течет, грустит лениво. Предчувствует поэт, что путь этот не будет легким, ноне ощущает страха
    Наш путь — степной, Наш путь — в тоске безбрежной
    В твоей тоске, о, Русь И даже мглы — ночной и зарубежной
    Я не боюсь. Стремительное и бурное, сумасшедшее и кровавое время нарисовало перед поэтом суровую картину будущего, которому суждено нескоро стать спокойными мирным. Эту мысль раскрывает образ стремглав несущейся посте- пи кобылицы:
    И вечный бой Покой нам только снится
    Сквозь кровь и пыль. Летит, летит степная кобылица
    И мнет ковыль. Река раскинулась. Течет, грустит

    лениво...»)
    А. А. Блок не философствует, не рассуждает, а скорее, чувствует судьбу России. Без лишней патетики и громких слова лишь с помощью образов, символов рисует он свою глубокую, истинную любовь к Родине, с которой он связан святыми узами, с которой готов разделить любую участь рисует теми же красками, которыми написан образ Прекрасной Дамы. И не возникает сомнений, что самой главной любовью, самой прекрасной издам для Блока всегда была Родина. Тема любви в поэзии Блока

    П
    лан
    І. Таинственная символика творчества Блока.
    ІІ. Совершенство любовной лирики поэта.
    . Любовь к Прекрасной Даме.
    . Поиск совершенства средиземных женщин.
    . Вселенская любовь Блока.
    4. Любовь Менделеева — источник вдохновения и счастья.
    ІІІ. Мировые шедевры любовной лирики.
    А. А. Блок — поэт-символист серебряного века русской литературы. Сложность, неоднозначность, подавляющая масштабность социальных потрясений революционной эпохи породила богатую, сложную, таинственную символику творчества Блока. Поэт воспринимает происходящее скорее не сознанием, а чувствами. Отсюда мистицизм, загадочность и неизменная притягательность его поэзии, которая проникает в сердце, минуя разум. Свое поэтическое мастерство Блок в совершенстве передал в любовной лирике. Любовь Блока — это любовь к Прекрасной Даме, Таинственной Незнакомке, Деве. Она — мечта, она вся сотканная из огня, звездного света и небесной лазури — именно эти символы чаще всего встречаются в цикле стихотворений Стихи о Прекрасной Даме. Образ неземной возлюбленной видится поэту у дальнего края разгоревшейся тучи, на небесном просторе Ты — золотая звезда. В суете и мраке повседневности ловит поэт то отзвук чьего-то нежного голоса, то шорох платья (вздохнули шелка, задремали ресницы, то чей-то мимолетный взгляд — и видит в этом тень своей мечты Смотрится призрак очами великими//Из-за людской суеты (Зарево белое, желтое, красное. Нов отличие от Лермонтова, который также создал себе образ идеальной любви, Блок хочет найти ее средиземных женщин, он верит, что это возможно Я озарен — я жду твоих шагов (Бегут неверные дневные тени, О, взойди же предо мною Неводном воображеньи!» (Целый день передо мною. И вот — свершилось Блок встречает ту, образ которой неотступно следовал за ним всю жизнь, ту, что виделась ему в закатном заревев сиянье звезд, в лике Богоматери. И чувство, нахлынувшее на Блока, имеет поистине космические масштабы. Как пишет оно простом свидании Я долго ждал — ты вышла поздно...»):
    Ты в белой вьюге, в снежном стоне
    Опять волшебницей всплыла,
    И в вечном свете, в вечном звоне
    Церквей смешались купола.
    Последние две строки выражают вселенскую любовь Блока весь мир завертелся водоворотом вокруг этого чувства, светлого, волшебного, божественного, вечного Любовь к земной женщине открыла новые грани поэтического гения. Любовная лирика Блока прониклась не только отстраненными, фантастическими грезами, но и животрепещущими, горячими, реальными чувствами Моя ты, вся моя — до завтрашней разлуки,
    Мне все равно — со мной до утраты. Ловлю дрожащие, хладеющие

    руки...»)
    Из биографии поэта мы знаем имя той Прекрасной Дамы, что прошла с ним рука об руку Любовь Менделеева. Она стала для поэта воплощением его идеала любви на земле, неиссякаемым источником вдохновения и счастья. Александр Блок пополнил сокровищницу мировой любовной лирики настоящими шедеврами. Его стихи — отражение любви как высшей тайны, божественного света, космического, мистического, непознаваемого. Она призрачна и сумрачна, она ясна и жгуча, она вся — лунный отблески солнечное сияние, леди пламя, непостижимая загадка Мироздания, в познании которой раскрывается, светлеет и оживает душа человека. Лики страшного мира в поэзии А. А. Блока

    П
    лан
    І. Таинственная и мистическая реальность поэзии Блока.
    ІІ. Противоречия между желаемыми действительным.
    . Трагические ноты цикла Лики страшного мира.
    . Отражение бессмысленности бытия в стихотворениях Блока.
    . Образ мечты среди смрада и пошлости.
    4. Холодность в угоду требованиям бездушного мира.
    ІІІ. Лики страшного мира — переживания светлой души поэта.

    50
    Поэт-символист серебряного века Александр Блок создал в своих стихотворениях особую, таинственную и мистическую реальность. И эта реальность полна противоречий и парадоксов. Мир, к которому стремится душа Блока, — это мир Прекрасной Дамы, мир гармонии, любви и красоты. Но мир, окружающий поэта, — это беспокойный, перекосившийся, больной, страшный мир. В произведениях цикла Лики страшного мира звучат трагические ноты, преобладает настроение тоски, уныния. Мало что радует автора, скорее, неприятно поражает, ужасает, вызывает омерзение. Вокруг него мир сходит сума. Истинные ценности — добро, вера, любовь, красота — подменяются напыщенными лозунгами, пустыми словами, грубостью, развратом, пьянством, охладе- нием и ожесточением человеческих душ И правит окриками пьяными
    Весенний и тлетворный дух («Незнакомка»)
    И нет просвета никакого в этой тьме, и даже небесам уже нет дела до погибающей земли А в небе, ко всему приученный,
    Бессмысленно кривится диск. Незнакомка) Поэт не видит возможности скорого избавления от гнетущей тоски и бессмысленности бытия:
    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет.
    («Ночь, улица, фонарь, аптека...»)
    Но что это Ив этом смрадном болоте мелькает образ мечты, Ее, прекрасной, неземной. Сон это или явь Или та самая особая реальность, которая ни то, и ни другое, и которой только и жив великий символист
    И каждый вечер, в час назначенный,
    (Иль это только снится мне?)
    Девичий стан, шелками схваченный,
    В туманном движется окне.
    («Незнакомка»)
    В этом страшном мире даже любовь искажается. Вместо открытости, нежности, смущения, радости она обретает рваные, угловатые формы, ее уже принято скрывать, маскировать под что-то другое Но была ты со мной всем презрением юным,
    Чуть заметным дрожаньем руки...
    Так говорит Блок той, что надменно отвернулась от него, презрительно и делано-недовольно бросив И этот влюблен (В ресторане. Поэт понимает, что это презрение, холодность — это все напускное, в угоду требованиям холодного, бездушного мира. Иона, юная, презрительная, остается все такой же нежной и прекрасной:
    Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
    Ты прошла, словно сон мой легка. И вздохнули духи, задремали ресницы,
    Зашептались тревожно шелка. Как видение, проскользнула она мимо поэта — и потонула в шуме, крикливости, суете. А монисто бренчало, цыганка плясала
    И визжала заре о любви. Вот он — голос страшного мира даже о любви он не шепчет, не поет, а визжит. Стихотворения из цикла Лики страшного мира хранят переживания светлой души поэта, которому чужды грубость и пошлость, заполонившая мир. Но чем уродливей гримасы, которые корчит этот мир, тем светлее далекий образ, божественный и ясный, к которому, как к святому источнику, припадают иссохшие губы поэта.
    Смысл названия поэмы Блока «Двенадцать»
    П
    лан
    І. Поэтическое осмысление революционных событий.
    ІІ. Гимн революции или отражение страшного мира. Библейская символика поэмы.
    . Блоковские апостолы революции.
    . Лес рубят — щепки летят.
    ІІІ. Бездуховность носителей новой веры — основной смысл названия поэмы. Одно из самых известных произведений Блока — поэма Двенадцать — посвящено поэтическому осмыслению революционных событий. Вероятно, мало какая поэма имела столь разные трактовки в зависимости от политического режима в стране. При Советском Союзе поэма Двенадцать рассматривалась как гимн революции. Название поэмы отзывается в нас библейской символикой двенадцать апостолов Христа — и двенадцать боль- шевиков-патрульных, носителей новой идеологии. Нов самих этих новых апостолах нет ничего евангельского, кроме их числа:
    ...Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни,
    Кругом — огни, огни, огни. В зубах — цыгарка, примят картуз,
    На спину б надо бубновый туз!
    Свобода, свобода,
    Эх, эх, без креста!
    Вот они — блоковские апостолы революции. Если он наделяет их такой ролью, то они должны быть ярчайшими выразителями новых революционных идей, как евангельские апостолы, стоявшие у истоков христианства. На них должно равняться тем, кто пойдет за ними следом. И что же Блок изображает развязных, неопрятных, грубых беззаконников, которых, кажется, только выпустили из тюрьмы, сунули в руки винтовки и дали свободу действий:
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба
    Гуляет нынче голытьба!
    Грабеж, хулиганство, сквернословие. и убийство простой девушки Катьки — так, забавы ради, под предлогом ревности. И когда апостола-убийцу начинает терзать совесть, товарищи, заметив, что «Петруха нос повесил, укоряют его Что ты, Петька, баба, что ль — и продолжают Поддержи свою осанку Над собой держи контроль Не такое нынче время,
    Чтобы нянчиться с тобой!
    Потяжеле будет бремя
    Нам, товарищ дорогой!
    Вот так. Главное — держи осанку и ступай вперед, выискивая в метели незримого неугомонного врага, который, якобы, не дремлет. А убийство невинного человека это пустяки, дело житейское. Лес рубят — щепки летят. И идут без имени святого
    Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы,
    Ничего не жаль. Их винтовочки стальные
    На незримого врага. В переулочки глухие,
    Где одна пылит пурга. Этих двенадцать апостолов не преследует восторженная толпа учеников город замер, на улице почти никого. А они все высматривают своего таинственного врага, готовые стрелять в самый его призрак. Вот их новая вера стрелять, а потом думать — но недолго, потому что некогда думать надо опять стрелять.
    А. А. Блок употребил библейский образ двенадцати апостолов Христа, чтобы подчеркнуть с помощью противопоставления, игры на контрастах грубость нравов, бездуховность носителей новой веры. В этом и заключается смысл выбранного им названия поэмы. Образ Христа и загадка финала поэмы Блока «Двенадцать»
    П
    лан
    І. Неоднозначность толкования поэмы Блока Двенадцать.
    ІІ. Вперед, к туманной цели. Где же враг. Неугомонный не дремлет враг. Образ Христа богохульство или буржуазный предрассудок. Новые апостолы.
    ІІІ. Право каждого читателя на свой вывод. Сложно найти более загадочную концовку и без того непростой поэмы, чем финальная сцена Двенадцати. Если само это произведение толковали, как хотели, в зависимости от идеологии, — кто как гимн революции, кто как ее критику — то финал поэмы стал загадкой как для прокоммунистических литературных критиков, таки для противников революции — и даже для современного читателя. Вдаль идут державным шагом Кто еще там Выходи!
    Это — ветер с красным флагом
    Разыгрался впереди. Такими словами начинается финальная часть поэмы. Революционеры идут вперед, к своей туманной цели, и всюду им мерещится тот загадочный недремлющий враг, на которого кипит черная злоба, святая злоба. Только почему он не показывается Только нищий пес голодный//Ковыляет позади. Где же враг В кого стреляют большевики Почему единственная попавшая в цель пуля убила не коварного врага, а простую девку Катьку
    А может, она и такие, как она, простые люди, в предчувствии беды спрятавшиеся по домам, оставив пустынными улицы, — может, это и есть тот враг Революционеры создали для себя образ цели — неугомонного врага, и готовы без колебаний стрелять в него, а то, что пули летят в обычных, таких же, как они, людей, соотечественников, — этого они не понимают. Так идут державным шагом Позади — голодный пес,
    Впереди — с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
    Нежной поступью надвьюжной,
    Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз Впереди — Исус Христос. Красные, уверенные, что Двенадцать воспевает революцию, натыкались на неожиданное впереди — Исус Христос, недоумевая, к чему здесь этот буржуазный предрассудок. Противники революции, читая эту фразу, скорее всего, негодовали, обвиняя автора в богохульстве. Ведь как может Христос идти впереди с кровавым флагом, предводительствуя кровопролитной, безбожнической резне?
    Что еще более усложняет загадку, так это неоднократное упоминание автором в поэме отречения от Бога новыми апостолами Свобода, свобода,//Эх, эх, без креста или же в другом месте:
    ...И идут без имени святого
    Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы,
    Ничего не жаль. А также Ох, пурга какая, спасе Петька Эй, не завирайся!
    От чего тебя упас
    Золотой иконостас
    И вдруг — Тот, Чье имя насильно стирается из речи людской, Тот, о Ком стыдно даже думать материалис- ту-большевику, внезапно появляется впереди идущих к своей новой цели патрульных-апостолов. Что это за авторская прихоть?
    Символист Блок оставил право каждому читателю сделать свой вывод. И намой взгляд, образ Христа в финале поэмы означает грядущие муки и испытания страны, но и неминуемое избавление, просветление, воскрешение. Блок учит нас воспринимать стихотворения не только и не столько умом, сколько сердцем, и мое сердце подсказывает, что именно такой смысл вложил автор в образ Христа. Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»
    П
    лан
    І. Блок — яркий представитель символизма.
    ІІ. Композиция — один из важнейших художественных приемов в арсенале поэта.
    . Разнообразие звучания  частей поэмы:
    а) ломаный, порывистый ритмический рисунок;
    б) развязно-лихие «куплеты»;
    в) маршевый ритм патрульных.
    . Различие настроений и восприятий революции.
    ІІІ. Объективная и полная картина реальности в поэме Блока. А. А. Блок принадлежит к серебряному веку русской поэзии и является ярчайшим представителем такого направления как символизм. В его творчестве переплелась реальность и мистика, страхи радость, ненависть и любовь — но именно таким он видел мир вокруг себя, так отзывалась в его чувствительном сердце сложная эпоха. Среди художественных средств и приемов особое место занимает композиция, с помощью которой Блок придает особое звучание своим произведениям. Показательна
    в этом плане непростая, загадочная, полная глубоких символов поэма Двенадцать, которая посвящена теме революционных событий в России. В сложной игре образов, аллегорий, метафор, в игре контрастов предстает пред нами смятенный мир, взвихренный бурей революции. Композиция поэмы дополняет ее смысл. Она состоит из двенадцати частей, каждая из которых имеет свой особый ритм и свою мелодику. Здесь есть и ломаный, порывистый ритмический рисунок, как, например, вначале поэмы:
    Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек. Ветер, ветер На всем божьем свете!
    Такая ритмика создает ощущение беспокойства, нестабильности. Дальше появляется лихой частушечный ритм Как пошли наши ребята
    В красной гвардии служить В красной гвардии служить —
    Буйну голову сложить!
    Этот ритм отражает настроение двенадцати революционеров удалое, отчаянное. После такого же развязно-лихого куплета Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба,
    Гуляет нынче голытьба!
    внезапно обрывается четкий ритм и звучит странная, мрачная восьмая часть поэмы:
    Ох ты, горе-горькое!
    Скука скучная,
    Смертная! (Ты лети, буржуй, воробышком
    Выпью кровушку
    За зазнобушку,
    Чернобровушку... Упокой, господи, душу рабы твоея...
    Скучно!
    И наконец в финале появляется маршевый ритм, подчеркивающий тяжелый «революцьонный» шаг патруль- ных:
    В очи бьется
    Красный флаг.
    Раздается
    Мерный шаг. Вот — проснется
    Лютый враг. Такое построение поэмы подчеркивает значение символа двенадцати. А чередование четкого, маршевого и плавающего, ломаного ритма раскрывает нам разницу настроений и восприятий революции разными людьми. Для создания непредубежденной, объективной и полной картины реальности, для отображения особенной, напряженной атмосферы своего времени Александр Блок использовал весь поэтический арсенал, и композиция поэмы Двенадцать стала одним из доказательств высокого мастерства и художественного чутья автора.
    Символика образа вьюги в поэме Блока «Двенадцать»
    П
    лан
    І. Выразительная символика поэмы Блока Двенадцать.
    ІІ. Образ вьюги, пронизывающий все произведение.
    . Ветер перемен.
    . Образ, несущий угрозу и ощущение нестабильности.
    . Настроение общества и неуправляемая стихия.
    4. Контраст ледяного ветра с образом Христа.
    ІІІ. Враждебная действительность революционных времен.
    Одно из самых напряженных и загадочных произведений Блока — поэма Двенадцать — имеет выразительную символику. Образ вьюги, ветра пронизывает все произведение. Он появляется в первых строках поэмы:
    Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!
    На ногах не стоит человек. Ветер, ветер На всем божьем свете!
    И дальше мы видим тот же образ:
    Разыгралась чтой-то вьюга,
    Ой, вьюга, ой, вьюга!
    Не видать совсем друг друга
    За четыре за шага!
    И в самом финале в переулочках глухих одна пылит пурга и за вьюгой невидим легко ступает Христос. Этот символ суровой, холодной, сбивающей с ног, непрекращающейся вьюги — неслучаен. Ненужно знать глубинные значения символов и архетипов, чтобы почувствовать этот образ несет угрозу, создает ощущение нестабильности, страха перед чем-то масштабными неос- тановимым, как бушующая снежная стихия. Такой нарисовал Александр Блок революцию. Даже непросто какой-нибудь ветер перемена настоящий буран, злой и колючий, выметает улицы замершего города, по которому шагает патруль. Так чувствовал поэт настроение общества. И с помощью образа вьюги создал мрачную картину революционной России. Безусловно, ветер — это символ движения, переменно в блоковской поэме этот символ возведен в степень вьюги да, движение — стремительное, но хаотичное да, перемены — грандиозные, но угрожающие. Образ неуправляемой стихии наталкивает на мысль о поднявшейся силе, могучей, бунтующей, недоброй, о грядущих разрушениях и катастрофах.
    Ветер веселый
    И золи рад. Крутит подолы.
    Прохожих косит…
    Этот образ как нельзя более точно дополняют двенадцать апостолов-патрульных, которые сами веселы и злы, В зубах — цыгарка, примят картуз,//На спину б надо бубновый туз, и которые сами не прочь косить прохожих — стрелять по любому поводу. Разбойный ветер так похож на настроение Двенадцати:
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба Гуляет нынче голытьба!
    «Ветер на всем божьем свете говорит о масштабности социальных потрясений, свидетелем которых стал поэт. Нет ощущения, что эта вьюга скоро утихнет, все образуется. До самых последних строк поэмы она продолжает бушевать. И как контрастирует с этим неспокойным, злым, ледяным ветром образ Христа в финале произведения. Нежной поступью надвьюжной... В белом венчике из роз он ступает впереди патрульных, недосягаем для их пуль и для разрушительного ветра, — светлый, нерушимый, вечный, как спасительный маяк, который упорно не желают видеть ослепленные вьюгой революционеры. Александр Блок блестяще владеет символами, подбирая их так, чтобы смысл произведения воспринимался не столько через слова, сколько подсознательно, на уровне чувств. Поэтому выбранный им сквозной образ вьюги наиболее полно отобразил беспокойную, враждебную действительность революционных времен.
    Прием контраста в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    П
    лан
    І. Поэма Двенадцать — поэтическое осмысление революционных событий.
    ІІ. Прием контраста — излюбленный прием Блока.
    . Язык живописи в трех контрастных цветах.
    . Контраст персонажей в поэме Блока.
    . Диссонанс лихого частушечного ритма и мрачного содержания. Контрастная картина революционной жизни.
    5. Самый разительный прием контраста — в названии поэмы.
    ІІІ. Полярное восприятие революционных событий разными людьми. Одно из самых известных произведений А. Блока поэма Двенадцать — посвящено поэтическому осмыслению революционных событий. Прием контраста — излюбленный прием Блока. Во многих его произведениях прекрасное вырисовано на фоне уродливого, утонченное соседствует с грубым, мистика с обыденной реальностью. Не изменил себе поэт ив своей непростой поэме. Контраст в поэме Двенадцать начинается с цветового решения все произведение, говоря языком живописи, выдержано в трех контрастных цветах — черном, белом и красном. Первые же слова поэмы создают этот цветовой фон Черный вечер. Белый снег. И на этом фоне От здания к зданию
    Протянут канат.
    На канате — плакат Вся власть Учредительному Собранию — очевидно, традиционного красного цвета. И дальше потек- сту цветов не прибавляется до самого финала. Мы видим лишь черное небо, черные стволы винтовок, красные флаги
    и красную Катькину кровь на белом снегу. Да еще красный огонь мирового пожара, что собираются раздуть революционеры. Жесткость и резкость нарисованной этими цветами картины событий тем более бросается в глаза, что такая палитра совершенно нехарактерна для Блока — любителя смутных полутонов. Контрастируют между собой и персонажи. Поместив барыню в каракуле рядом с бродягой и нищей старушкой водной строфе, Блок напомнило пропасти, разделяющей их в социуме. Контрастирует лихой частушечный ритм отрывка:
    Как пошли наши ребята
    В красной гвардии служить В красной гвардии служить —
    Буйну голову сложить сего мрачным содержанием. Тут же и «горе-горькое, сладкое житье, и рваное пальтишко с австрийским ружьем, дополняющие контрастную картину революционной жизни. Контраст составляют также настроение и реплики самих Двенадцати и второстепенных персонажей. Решительные, нарочито громкие, ступающие к одной им ведомой цели ровным, державным шагом, двенадцать патрульных проходят мимо растерянной старушки которая как курица,//Кой-как перемотнулась через сугроб, воскликнув, что большевики загонят в гроб мимо барыни в каракуле, которая жалуется другой Уж мы пла- кали-плакали...» — и неуклюже падает мимо буржуя, согнувшегося безмолвным вопросительным знаком мимо писателя, говорящего вполголоса Предатели Погибла Россия. О чем убивается, плачет старушка А барыня оком плакала О чем молчит буржуй И кого называет предателями писатель Уж не о том ли они скорбят, к чему так уверенно прокладывают путь Двенадцать с бодрым кличем Вперед, рабочий народ!»?
    Только этот клич эхом отдается в пустынных улицах, и одно эхо ему вторит. Потому что Неслышно шуму городского,//Над невской башней тишина, город замер, вместо того, чтобы приветствовать рабочий народ
    Но самый разительный прием контраста — в самом названии поэмы, заставляющем читателя вспомнить о двенадцати библейских апостолах и сравнить их человеколюбие, духовность и самоотверженность с жестокостью, грубостью и беззаконием новых апостолов. Контраст достигает кульминации в загадочном финале поэмы, когда сквозь бурю и размеренный, тяжелый «революцьонный» шаг нежной поступью надвьюжной» проходит в белом венчике из роз Иисус Христос. И чувствуется, что эта легкая поступь победит, переживет какой угодно топот сапоги этот венчик из роз не сомнет сталь винтовок, не тронет мороз. С помощью приема контраста Блок подчеркнул противоречивые настроения в обществе того времени, полярное восприятие революционных событий разными людьми.
    Философские мотивы в творчестве С. А. Есенина
    П
    лан
    І. Последний поэт деревни.
    ІІ. Философия поэзии Есенина.
    . Отражение скоротечности жизни в поэзии Есенина.
    . Жажда жизни.
    . Глубокая религиозность поэта.
    4. Река жизни меняет половодье чувств.
    5. Утрата гармонии и единства с природой.
    ІІІ. Есенин — философ от природы, певец жизни и гармонии. Имя Сергея Есенина прочно связано в нашем представлении с характеристикой, данной им самим Я — последний поэт деревни. Его светлые, живые, красочные стихотворения воспевают природу милой поэту Родины, простой и гармоничный уклад деревенской жизни. Но это далеко неполный портрет Есенина как поэта. В его творчестве размышления над глубокими философскими вопросами переплелись с созерцанием и наслаждением природой. Скоротечность людской жизни
    и неизбежный наш уход поэт так естественно отразил в символе листопада Все мы, все мы в этом мире тленны,
    Тихо льется с кленов листьев медь…
    Будь же ты вовек благословенно,
    Что пришло процвесть и умереть.
    («Не жалею, не зову, не плачу...»)
    Характерная черта мировоззрения Есенина — великая любовь к жизни, ко всему, что эта жизнь ему подарила:
    Счастлив тем, что целовал я женщин,
    Мял цветы, валялся на траве
    И зверье, как братьев наших меньших,
    Никогда не бил по голове.
    («Мы теперь уходим понемногу)
    Есенин глубоко религиозен, и представление о загробной жизни у него светлое Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать (Мы теперь уходим понемногу. Но как бы ни был прекрасен Рай, для поэта ничто не может быть краше и милее родной земли Если крикнет рать святая Кинь ты Русь, живи в раю Я скажу Не надо рая, Дайте родину мою».
    («Гой ты, Русь моя, родная) Поэт размышляет об изменении взглядов на мир с возрастом, задумывается над своей жизнью, поражается переменам в себе в стихотворении Не жалею, не зову, не плачу Я теперь скупее стал в желаньях,
    Жизнь моя иль ты приснилась мне Молодость с ее задором и размахом, половодьем чувств, безвозвратно ушла, но поэт ни о чем не сожалеет, принимая все с любовью. Неоднократно повторяется в творчестве Есенина мотив гармонии человеческой жизни с природой и неприязненное отношение к наступлению города насело, железа на нежную, живую плоть природы. Наиболее ярко отражена такая позиция в произведении «Сорокоуст»: Идет, идет он, страшный вестник,//Пятой громоздкой чащи ломит, Вот он, вот он с железным брюхом,//Тянет к глоткам равнин пятерню. Образ задымленного, громыхающего паровоза, мчащегося по полю, так не вписывается в идиллическую, умиротворенную картину Куда милее поэту жеребенок, скачущий вслед за поездом. Но время его уходит за тысячи пудов конской кожи и мяса Покупают теперь паровоз, — с неприязнью говорит автор. Нельзя сказать, что Есенин — противник прогресса. Но только что-то прогресс этот совсем не такой, как хотелось бы Тонкая натура Есенина предчувствует, что цивилизация свернула не в ту сторону, начав вредить природе, утратив гармонию и единство с ней. И разве он не оказался прав Будто зная, что этот железный гость — индустриальный мир — натворит еще много бед и катастроф, он восклицает в сердцах:
    Черт бы взял тебя, скверный гость!
    Наша песня с тобой не сживется. Жаль, что в детстве тебя не пришлось
    Утопить, как ведро в колодце. Сергею Есенину удалось удивительным образом соединить размышления о судьбе человека, его жизни и смерти, о прошлом и будущем с высокохудожественной лирикой его мелодичных стихов. Авторское видение мира раскрывается в каждом штрихе, в каждом столь любовно нарисованном пейзаже и поражает читателя своей глубиной понимания сущности бытия.
    Есенин — философ от природы, певец жизни и гармонии, настоящий человеколюбец: дороги мне люди,//
    Что живут со мною на земле (Мы теперь уходим понемногу, и его взгляд на мир глубоко импонирует мне.
    Образ революционной эпохи в произведениях С. Есенина
    П
    лан
    І. Начало ХХ века — переломный момент в жизни человечества.
    ІІ. Исторические реалии в творчестве Есенина.
    . Обманутые надежды.
    . Диссонанс агиток поэта с музыкальностью его стихов.
    . Разрушение новым миром гармонии природы.
    4. Не отрекаются, любя.
    ІІІ. Верность родной, патриархальной Россие. Начало двадцатого века — один из переломных моментов в истории не только России, но и всего человечества. Революция стала для всех сильнейшим потрясением, положившим конец старому миру и заявившим о создании мира нового. Но этот новый, светлый мир был так призрачен и далека реальность так неоднозначна, сложна и сурова Сергею Есенину довелось жить и творить в это сложное, бурное время. И его восприятие происходящих событий запечатлено в поэтическом творчестве. Поэт деревни, Есенин ожидал от революции, впер- вую очередь, блага русскому селу, и поначалу положительно к ней отнесся. Однако как неприродно, не по-есе- нински, неискренне звучат похожие на агитационные стишки слова Небо — как колокол,
    Месяц — язык,
    Мать моя — родина,
    Я — большевик.
    («Иорданская голубица»)
    Похоже, что автор скорее убеждает себя в этом, изо всех сил поэтизируя революционные события. Но очень скоро революционный запал Есенина погас он увидел, что обещанный новый, счастливый мир совсем не тот, что ему грезился. Жуткое разочарование отравило
    жизнелюбивого и светлого поэта. Возвратившись на Родину после долгой разлуки, он говорит о революции совсем нерадостными словами Тот ураган прошел. Нас мало уцелело (Русь советская. В смятении поэт осознает Язык сограждан стал мне как чужой,//В своей стране я словно иностранец. Режет ухо поэта грубая речь рево- люционеров:
    «Уж мы его — и этак и раз-этак, — Буржуя энтого... которого. в Крыму И клены морщатся ушами длинных веток,
    И бабы охают в немую полутьму. Вместо искренних народных песен, добрых дворовых частушек, лирических романсов люди поют агитки Бедного Демьяна. Оглушенный, ошарашенный Есенин не верит, что это — его Россия, его любимая, нежная Русь!
    Вот так страна!
    Какого ж я рожна
    Орал в стихах, что я с народом дружен восклицает поэт в смятеньи и ярости. Ведь это не тот народ, который он знал Все не то Неприязненно, если нес ужасом, глядит Есенин на то, как надвигается грохочущий, железный, смрадный город на его прекрасную, живописную, чистую природу, подминая под себя зелень и цветы, разрушая всю гармонию Божьего мира Идет, идет он, страшный вестник,//Пя- той громоздкой чащи ломит, Вот он, вот он с железным брюхом,//Тянет к глоткам равнин пятерню («Сороко- уст. И страшно поэту, и больно, и душит его бессильная ярость Черт бы взял тебя, скверный гость!»
    Но, как искренне любящий простит любимому какой угодно грех, примет его таким, каков он есть, таки Есе- нин не отрекается от своей любимой Родины, согласен следовать с ней по избранному ею пути:
    Приемлю все. Как есть все принимаю. Готов идти по выбитым следам.
    Отдам всю душу октябрю и маю,
    Но только лиры милой не отдам. В последней строке этой строфы — вся искренность
    Есенина: не сможет он от всего сердца, честно славить революцию Никогда в ее адрес не прольются из его уст такие сладкие слова, которые он приберег для той, другой Руси!
    Моя поэзия здесь больше не нужна,
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь ненужен. грустно заключает Есенин. Но зато она ему нужна — родная, ненаглядная Родина, ион вовеки останется ей верен той самой шестой части земли с названьем кратким Русь. Образ Родины в лирике С. Есенина
    П
    лан
    І. Чувство Родины основное в моем творчестве».
    ІІ. Любовь к Родине и природе родного края в лирике С. Есенина.
    . Говорить о Есенине — значит говорить о России. Малая и большая родина в стихотворениях Есенина.
    . Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».
    ІІІ. Стихи Есенина — лирическая исповедь поэта.
    Но более всего
    Любовь к родному краю Меня томила,
    Мучила и жгла.
    С. Есенин
    Говорить о С. Есенине — это значит говорить о Родине. Не зря же он сказал Чувство Родины основное в моем творчестве. Время Есенина — это время крутых поворотов в истории. Но поэт остался верен своей Родине, своей земле, родной природе. Можно сказать, что поэзия
    С. Есенина вобрала в себя все лучшее, что было создано до него Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасо- вым. Но при этом Есенин не копирует, не подражает, а создает самобытный образ родной природы, своей Родины.
    Еще юношей Сергей Есенин написал слова, которые символизируют все его творчество:
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу Не надо рая,
    Дайте родину мою!»
    В этом — весь Есенин. И не зря, когда говорят о России, вспоминают Сергея Есенина. А когда мы вспоминаем о Есенине, мы думаем о русских березах, о маме, о золотой роще.
    Отговорила роща золотая
    Березовым, веселым языком,
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о чем.
    Читая стихи Есенина, некоторые задумываются о своей жизни, о своей любви.
    Не жалею, не зову, не плачу,
    Все пройдет, как с белых яблонь дым.
    Увяданья золотом охваченный,
    Я не буду больше молодым.
    Многие, писавшие о Есенине, особенно после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь певца уходящей патриархальной Руси. Однако, несмотря на то, что Есе- нин родился в деревне, в селе Константиново Рязанской области, и многие свои стихи посвятил деревне, его нельзя считать только крестьянским поэтом. Ведь о чем бы ни писал Есенин: о любви к женщине и родному краю, о природе, — он всегда оставался патриотом. Наверное, правы те, кто считает, что говорить о Есенине — значит говорить о России, о стране березового ситца, как назвал ее поэт
    Тема родины предстает в поэзии Есенина в образах большой и малой родины. Малая родина — это то, что окружало поэта с детства родная деревня, родная природа, покосившиеся избы Есенин обладал удивительной способностью рассказать о красоте природы, о родном крае.
    Улыбнулись сонные березки,
    Растрепали шелковые косы.
    Шелестят зеленые сережки,
    И горят серебряные росы.
    Тема малой родины в творчестве Есенина постепенно перерастает в тему большой родины. Есенин пытается в своих стихотворениях найти ответы на волнующие его вопросы Какова она, Русь Каково ее будущее. Но, несмотря на все трудности, сомнения, любовь к своей земле в творчестве поэта остается основной темой:
    Но люблю тебя, родина кроткая!
    А за что — разгадать не могу. Судьба русской деревни волновала С. Есенина практически всю жизнь. Но если в ранних стихотворениях поэт, изображая русскую деревню, показывает прежде всего красоту ее природы, тов зрелом возрасте С. Есенин начинает размышлять о будущем России и о будущем русской деревни. С одной стороны, он верит в обновление России, нос другой стороны, почему-то с горечью признается Ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал. У поэта появляется грусть за уходящее, милое, родное, боязнь, что старую русскую деревню раздавит сила мертвого механического города. Однако ход истории остановить нельзя. Поэт видит, что конь стальной победил коня живого. Но, несмотря на это, Есенин остается предан своей деревне, поэтому и продолжает воспевать ее. Я последний поэт деревни, писал он в одноименном стихотворении, лишний раз подчеркивая неизбежность перемен в судьбе русской деревни, но и доказывая в тоже время связь со своей малой родиной, которую
    нельзя забыть. Как любой патриот, Есенин хотел видеть свою Родину могучей, сильной. Но он никогда не забывали о родной бревенчатой избе, которая символизировала для него малую родину. И несмотря на изменения, которые происходили в России, Есенин говорит:
    Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы. Поэзию Сергея Есенина можно назвать лирической исповедью, биографией в стихах. Все его творчество пронизано нежной, тревожной любовью к человеку, к земле, к родной природе и своей Родине.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   24


    написать администратору сайта