Главная страница

Бащенко, Светлана Викторовна


Скачать 2.16 Mb.
НазваниеБащенко, Светлана Викторовна
Дата07.04.2022
Размер2.16 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаsochineniy_10-11_klassy.pdf
ТипСборник
#450217
страница13 из 24
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24
Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием»
П
лан
. Анна Ахматова — человек сложной судьбы.
. Тема испытания в творчестве Ахматовой.
. Материнская трагедия Ахматовой и ее отражение в творчестве. Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как имя великой русской поэтессы, творческое наследие которой входит в мировой поэтический фонд четырнадцатью сборниками стихов. В 96 году она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. В Санкт-Петербурге находится памятник поэтессе, открытый в 006 году недалеко от места ее страданий А здесь, где стоялая триста часов и где для меня не открыли засов. Известно, что судьба Ахматовой была необыкновенно трагичной, на ее долю выпали тяжелые испытания. В предисловии к своей поэме Ахматова поведала, как в очереди людей, стремящихся попасть на свидание сродными, заключенными в следственном изоляторе — в Крестах — одна женщина предложила поэтессе описать в стихах состояние отчаяния и боли, охватившее тех, кто остался на свободе, но обречен стоять без надежды под стенами тюрьмы. И Ахматова написала Реквием.
Тематика творчества Ахматовой всегда основывается на взгляде в глубину человеческой души. Средствами поэтической речи можно в концентрированной форме поэтического образа передать психологическое состояние лирического героя, мотивировать его решения. Трагизм положения матери, сын которой подвергся аресту, трудно представить и понять тем, кто не видел своими глазами лица жени матерей, ожидающих приговора родных в очереди под тюрьмой. Политическое заключение мужа и сына — тяжелое испытание, ведь врагами народа в годы репрессий называли тех, кто не шел в ногу с духом советской власти. Сама Ахматова подвергалась резкой оценке со стороны режима зато, что ее поэзия была совершенно чуждой, безыдейной. Долгие годы ее поэзия теснилась цензурой стихи исправляли, не считаясь с желанием автора, безжалостно удаляя все чуждые моменты книги не выходили в печать. Ахматова — одна из тех, кто на себе прочувствовал ужасное положение репрессированных режимом людей. Поэма Реквием посвящается материнскому страданию. Автобиографическая поэма, она, тем не менее, выходит за рамки индивидуальной трагедии одного человека и становится памятником всем матерям, которых постигла подобная участь. Реквием — это заупокойная служба католической церкви, это и музыкальное произведение скорбного характера. Именно скорбь является главным мотивом в поэме. Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, — убеждает себя лирическая героиня, пытаясь осмыслить свое состояние. Но слишком много боли в сердце материи вот уже рассудок уступает Прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду, героиня ведет нас к страшным мыслям, решению трагедии на высшем уровне бытия. В стихотворении К смерти она молит о приходе конца, который утолит боль, и говорит о моменте смерти Ты все равно придешь — зачем жене теперь. Скорбь усиливается от осознания несправедливости происходящего с сыном, от осознания неправого суда над жертвами режима
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается. Личная материнская трагедия Ахматовой перерастает в общую беду русских матерей и жен, познавших горечь разлуки, боль утраты и долгие-долгие дни ожидания, сначала приговора, потом возвращения. Сын Анны Ах- матовой вернулся из заключения в 956 году, проведя в репрессиях около двадцати лет. Многие не вернулись. Поэма Реквием написана, чтобы сохранить память обо всех одиноких матерях, которым остается только молиться и надеяться А надежда все поет вдали Тема трагедии личности и народа в поэзии О. Мандельштама

П
лан
І. Трагичность судьбы О.Мандельштама.
ІІ. Я говорю за всех с такою силой. Мандельштам о месте человека во Вселенной. Философская проблематика стихотворений поэта.
ІІІ. Лишив меня морей, разбега и разлета...».
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны.
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
О. Мандельштам
У Осипа Мандельштама есть стихотворение Нашедший подкову. Подкова всегда приносит счастье. У Ман- дельштама такой подковой был его поэтический талант. И все же подкова не принесла ему счастье. Судьба поэта была трагична. Первый раз его арестовали в тридцать четвертом году. Основной причиной была эпиграмма на Сталина. Второй арест — за контрреволюционную пропаганду. В пересылке под Владивостоком, не добравшись до Колымы, Мандельштам умер. Место захоронения поэта обнаружено только в конце двадцатого века, а его могила, как и могила М. Цветаевой, никогда уже небу- дет найдена. Мандельштам, по словам М. Дудина, изгой и пасынок судьбы».
Он был высокой правде рад
И прожил жизнь свою поэтом.
И перед жизнью виноват
Был только в этом, только в этом. Одна из основных тем творчества О. Мандельштама трагедия личности, народа. Вопрос о месте и назначении человека, о трагедии личности в мире хаоса поднимался Мандельштамом еще в период первой мировой войны и революции. Мандельштам не задавался вопросом принятия или непринятия революции. Этот вопрос был для него столь же нелеп, как, скажем, вопрос о принятии стихии, грозы, бури. Другое дело — вопрос о месте человека в этой разгулявшейся «природноисторической» стихие, в этом мире хаоса, в мире, где нет гармонии. Поэт говорит об одиночестве и ненужности человека перед лицом
«природноисторической бури. Вероятно, так Мандель- штам называл революцию и все последующие события. Сточки зрения Мандельштама, человек находится под властью времени и истории, любви и смерти. Жизнь человека быстротечна. Поэтому во многих стихотворениях
Мандельштама звучит мотив скорби, одиночества, необратимости времени ив тоже время утверждается ценность жизни ведь как бы трудно не было, человек все равно стремится жить и любить.
Мандельштам — поэт-философ. Для его творчества характерно образно-ассоциативное мышление. Тютчев- ская философия становится для Мандельштама основой творчества. Его волновали проблемы взаимосвязи человека, цивилизации, Вселенной. Человек, как крошечная песчинка, как кристаллик соли, ничтожно мал по сравнению со Вселенной. Нов тоже время он велик. Разум его способен вместить всю Вселенную. Города разрушаются, цивилизации исчезают, нет ничего вечного. И только человеческий разум не оскудевает. Однако бесчеловечная насильственная власть извращает характер
человеческого существования Мы живем, под собою не чуя страны. Эти строки звучат как приговор всей узаконенной системе страха и насилия. В стихотворении показана картина разрушения даже самых нерушимых связей со страной, с близкими людьми. Центральный образ стихотворения — воплощение какого-то безликого, дьявольского существа. Этот «получеловек» лишен лица и речи. Бесчеловечность для него является нормой поведения. Все построено на страхе, насилии, что приводит к трагичности личности, а следовательно, и всего народа. Помоги, Господь, эту ночь прожить:
Я за жизнь боюсь, за Твою рабу, В Петербурге жить, словно спать в гробу.
Мандельштам как бы предчувствовал свою судьбу. Но как поэт-философ он незадолго до смерти размышляло том, что смерть сама по себе нестрашна и не трагична. Смерть — это последний шаг человека к полному растворению в безграничности бытия. Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы Блестящего расчета:
Губ шевелящихся отнять вы не могли.
Актуальность повести М. Булгакова Собачье сердце План. Насильственные преобразования в обществе — основа повести Собачье сердце.
. Эксперимент Преображенского по созданию нового человека. Роль Швондера в воспитании Шарикова.
4. Финал эксперимента.
5. «Шариковы» наших дней. Повесть Собачье сердце, написанную в 95 году, М. Булгаков не увидел напечатанной, так как она была
изъята у автора вместе в его дневниками сотрудниками
ОГПУ вовремя обыска. Собачье сердце — последняя сатирическая повесть писателя. Все, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем Булгаковым как эксперимент. Автор повести скептично относится к попыткам создания нового, совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, методами и к методам воспитания нового человека. Для него это было вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих экспериментаторов. Именно об этом автор своим произведением и предупреждает читателей. В основе повести лежит рискованный эксперимент. Когда профессор Преображенский входе своих научных опытов неожиданно для себя самого получает из собаки человека и затем пытается воспитывать это существо, у него есть основания рассчитывать на успех. Как-никак он крупнейший ученый, человек высокой культуры ивы- соких нравственных правил. Но он терпит поражение. Почему Отчасти потому, что в процесс воспитания Ша- рикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице преддомкома Швондера, который норовит немедленно превратить это дитя эксперимента в сознательного строителя социализма. Лозунгами его «напичкивает». Энгель- са дает почитать. Это вчерашнему Шарику-то. А наследственность. Задатки бездомного, вечно голодного и униженного пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Таки получился Шариков — существо, по природе своей агрессивное, наглое и жестокое. Только одного ему и недоставало известного революционного лозунга Кто был ничем, тот станет всем.
Швондер вооружил Шарикова идейной фразой, то есть, он — его идеолог, его духовный пастырь. Парадокс же в том, что, помогая утвердиться существу с собачьим сердцем, они себе копает яму. Натравливая
Шарикова на профессора, Швондер не понимает, что кто
то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Человеку с собачьим сердцем достаточно указать на любого, сказать, что он враги Шариков его унизит, уничтожит. Как это напоминает советское время и особенно тридцатые годы Да ив наши дни такое встречается. Финал истории с профессорским экспериментом почти идилличен. Преображенский возвращает Шарикова в его исходное состояние, и с тех пор каждый занимается своим делом профессор — наукой, Шарик — собачьей службой профессору. Такие люди, как Шариков, гордятся своим низким происхождением, усредненным образованием, потому что это отличает их от тех, кто духом и разумом высока потому должен, по их разумению, быть втоптан в грязь. Только так над ними возвысится Шариков. Невольно задаешь себе вопрос сколько их было и сколько их есть среди нас сейчас Тысячи, десятки, сотни тысяч Внешне
Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Это, например, народный судья, который, в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невинного. Это может быть врач, который отворачивается от больного, или чиновнику которого взятки стали уже в порядке вещей. Это известный депутат, который при первой же возможности ухватить лакомый кусок сбрасывает маску, и, показывая свою истинную сущность, готов предать своих избирателей. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в таких людях всегда живет животное.
Шариковы со своей поистине собачьей живучестью не смотрят ни на что, пройдут везде по головам других. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому эта повесть, написанная вначале века, остается актуальной ив наши дни и служит предупреждением грядущим поколениям.
Смысл двух превращений в повести М. Булгакова Собачье сердце»
П
лан
I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова.
II. Рискованный эксперимент — основа повести М. Булга- кова Собачье сердце.
. Превращение пса Шарика в человека.
. Конфликт между профессором Преображенскими человекообразным люмпеном.
. Швондер — идеолог Шарикова.
4. Стремительная карьера Шарикова.
5. Превращение Шарикова в пса.
III. Актуальность повести М. Булгакова Собачье сердце. Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема раскрывается в двух сатирических повестях Булгакова: Роковые яйца и Собачье сердце. Повесть Собачье сердце отличается оригинальностью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственными преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме. В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести — профессор Филипп Филиппович Преображенский задумал улучшить саму природу создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга. И вот профессор свершает главное дело своей жизни уникальную операцию-эксперимент: он пересаживает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза. Профессия — играна балалайке по трактирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь. Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавший пролетарскую сущность своего предка. Первое произнесенное им слово было буржуи. А потом — ругань не толкайся, Подлец, слезай с подножки. Это был омерзительный человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка. Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен-пролетарий Клим Чу- гункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Конфликт между профессором Преображенским, его помощником доктором Борменталем и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Человеку двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите — негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выговорил он (Шариков Что вы мне жить не даете?»
Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что в настоящее время каждый имеет свое право».
Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он находит союзника — управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу. Люмпен Шариков инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип
создавшегося так называемого социалистического общества всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело — общеизвестно. Шариков, поддерживаемый Швондером, все более распоясывается, хулиганит открыто. Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его служба в отделе чистки города от бродячих животных. Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собаки кошек.
Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Преображенского, строчит донос на профессора. На страницах повести хирургу-чародею удается вернуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял природа не терпит насилия над собой.
Булгаков в повести Собачье сердце не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, кто был никем, стал всем, но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы. Писатель предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс. Почему так притягателен дом Турбиных по роману М. Булгакова Белая гвардия»)

П
лан
. Линия дома и семьи в романе Белая гвардия.
. Уют родного дома как консолидирующее начало.
. Образ дома Турбиных. Основное действие в романе Михаила Афанасьевича
Булгакова Белая гвардия и написанной впоследствии
по его мотивам пьесы Дни Турбиных» неслучайно разворачивается именно в доме семьи Турбиных. Бурные события, описанные в романе, словно подчеркивают незыблемость семейного пристанища Турбиных — дома, в котором выросли главные герои. Именно в доме Турби- ных решаются все основные проблемы, обсуждаются все мало-мальски важные события, здесь героям романа суждено пережить и перестрадать все свои беды и неудачи. Автор старается описать домашний быт героев подробно, в деталях, чтобы максимально четко нарисовать портрет дома. Спокойная и тихая, приятная обстановка в доме Тур- биных с самого начала доминирует в романе — огонь в камине, тихие приятные вечера, уют и комфорт. Несмотря на тревогу главных героев, настроение самого дома остается добродушными теплым, а обстановка — размеренной и комфортабельной. Здесь всегда рады гостям, здесь всегда ждут каждого, кто ступает на порог дома — Студзинского,
Лариосика, Мышлаевского, Шервинского… Дом становится залогом единения людей, он создает своеобразную общую атмосферу тепла и добра, которая всех консолидирует — таким образом, дом из обычного жилища превращается в нечто большее — в ту основу, которая способна объединить людей, подарить им радость дружбы и уюта. Неслучайно в самые сложные и страшные моменты своей жизни герои романа так тянутся к дому — в нем они, как и прежде, ищут защиты и покровительства. Символы, своеобразные приметы дома — кремовые шторы, камин, белоснежная скатерть, лампа под абажуром зеленого цвета, традиционные чаепития и посиделки с гитарой — все это греет душу героев, делая дом в их представлении такой себе крепостью, которая даже в самое непростое и бурное время поможет уберечь то самое дорогое, что у них осталось семейный быт, сострадание, любовь. Образ дома в романе МА. Булгакова Белая гвардия исследователи творчества писателя считают автобиографичным. Поэтому настолько ярко и живо воссоздан образ киевского дома, окруженного уютным садом дома,
который выстоял, невзирая на гражданскую войну и все горести, страдания, потери, принесенные ею. Дом смог пронести и сохранить ту основу человеческих отношений, которая нужна при любом общественном строе. Изображая дом Турбиных в конце романа, автор показывает нам, что жизнь не остановилась и не прервалась — она продолжается, согласно сохранившимся семейным традициями обитатели дома продолжают греться у семейного очага, созданного еще их родителями.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   24


написать администратору сайта