Бащенко, Светлана Викторовна
Скачать 2.16 Mb.
|
ХХ века) П лан І. Тема войны в творчестве советских писателей. ІІ. Проблема выбора в экстремальных условиях в произведениях В. Быкова. . Контрастность, парность и противостояние героев в повести Сотников. . Героизм, основанный на самопожертвовании. . Беглецы концлагеря — Иван и Джулия из Альпийской баллады. 4. Суровое прошлое русского Ивана. 5. Искра геройства обыкновенного человека. ІІІ. Шанс человечества сохранить свой вид. Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. И. Гете Советские писатели очень часто в своих произведениях обращались к теме войны. Честь, совесть, долг, достоинство вот те нравственные ипостаси, на которых держится человечество. Именно в экстремальных условиях и раскрывается личность, это своеобразная проба человека на прочность его жизненных принципов. В обычной, повседневной жизни не всегда во внешне неприглядном человеке можно увидеть героя, да и сам человек не осознает значимость своей личности. В. Быков — писатель, который ставит перед своими героями проблему выбора жизнь и бесчестие или смерть с высоко поднятой головой. Таковы повести Сотников и Альпийская баллада. Повесть Сотников построена на контрасте, парности и противостоянии героев. Сотников и Рыбак — партизаны, отправившиеся на задание им поручено раздобыть продовольствие для обессилевшего партизанского отряда. Даже внешне статный Рыбак выгодно отличается от слабосильного Сотникова. Кажется, что именно Рыбак — настоящий герой, ведь он не бросает раненого Сотникова, помогает ему нести оружие. Однако, оказавшись в плену, он первый ломается. Ему отчаянно хочется жить Рыбак думает, что сможет обмануть фашистов, прикинувшись покорными сломленным. Предав один раз, Рыбак предает еще и еще ему приходится стать палачом своего товарища. Каждый сделал свой выбор. У Рыбака его мнимая хитрость обернулась предательством и тупиком — недаром, мучимый угрызениями совести, он пытается покончить жизнь самоубийством. Сотников же выбирает смерть, стараясь спасти других людей. Он оказывается психологически сильнее Рыбака. В памяти мальчишки, которому одними глазами улыбнулся Сотников перед казнью, тщедушный, но несломленный человек останется духовно красивым. Казнь Сотникова не изображена пафосно. В. Быков показывает, что героизм свойственен любому обыкновенному человек, способному к самопожертвованию. Героический поступок — не позерское самолюбование, а честное исполнение своего долга перед людьми и Родиной. Герои повести Альпийская баллада — узники фашистского концлагеря — готовы если умереть, такс музыкой подорвать неразорвавшуюся авиабомбу вместе с гитлеровцами. Воспользовавшись замешательством охраны после взрыва, Иван Терешка, попавший в плен советский солдат, совершает побег. Итальянка Джулия, тоже узница концлагеря, присоединяется к Ивану и проходит тяжелый путь через Альпы. Иван добывает хлеб, делится им с Джулией и даже с преследовавшим их сумасшедшим узником, грозившимся их выдать фашистам. В. Быков наделяет своего героя Ивана чувством собственного достоинства, которое является движущей силой его поступков он не может терпеть унижения от фашистского офицера-охранника и еще до взрыва авиабомбы бьет его, ожидая в ответ пулю. Жизнь к Ивану сурова. Его отец умер от голода. Иван с детства стал кормильцем семьи. Он видел несправедливости, ссылки в Сибирь, аресты невинных людей в годы репрессий, но это не обозлило Ивана, не сделало черствым. Он знает жестокую правду своей страны, ноне может объяснить ее своей спутнице Можно было представить себе, как восприняла бы Джулия его правду, высказанную без обиняков, могла ли она понять всю сложность того, что происходило в его стране. Отвечая на вопросы Джулии о жизни в Советской России, ссылках в Сибирь, Иван говорит Все было. Старое ломали, перестраивали — нелегко это далось. С кровью. И все же нет ничего милее, чем Родина. В минуту опасности Иван спасает свою любимую, бросая ее с обрыва в снег перед тем, как свора концлагерных собак, преследовавших беглецов, растерзала героя. Как и Сотников в одноименной повести, Иван Тереш- ка лишен позерства, он обыкновенный человек, поставленный в экстремальные условия. Искра геройства в нем сопряжена с чувством самопожертвования. Человечеству дан шанс сохранить свой вид ценой жертвы отдельных сильных духом личностей, как Иван Те- решка и Сотников, как многие другие безымянные герои, пожертвовавшие собой. Жизнь становится победительницей в поединке со смертью И недаром В. Быков заканчивает повесть Альпийская баллада эпилогом-письмом Джулии и ее с Иваном сына. Остаются продолжать незавершенные героями дела мальчишки, будущее которых защитили обыкновенные люди, с искрой геройства, разгорающейся в важные эпохи жизни. Мой любимый литературный герой П лан I. Мой любимый литературный герой — Остап Бендер. II. Образ, взятый из жизни. . Жизнелюбие, беззлобность Остапа. . Широкая натура Бендера. . Тонкий психолог. 4. Редкое чувство юмора. III. Великий комбинатор. Мой любимый литературный герой — Остап Бендер, главный персонаж книг Двенадцать стульев и Золотой теленок, написанных И. Ильфом и Е. Петровым. Конечно, он неидеальный человек, не херувим, как говорил сам Остап. Не хотелось бы встретиться в жизни с таким комбинатором Бендер — преступник, ограбивший вдову, обманувший членов общества Меча и орала, пользующийся чужой глупостью и бескорыстно любящий деньги. Даже удивительно, почему, несмотря на все это, он кажется привлекательным. Мне нравится его жизнелюбие, беззлобность. Чтобы с ним ни произошло, он не отчаивается, умеет радоваться тому, что есть, придумывает все новые и новые планы. Чего только не происходило в его жизни он сидел в тюрьме, никогда не имел не только квартиры, где деньги лежат, но и вообще никакого жилья, не знал родственников, терял друзей. Но Остап не отчаивался, всегда старался взять у жизни все, что она ему могла дать. Как он только не зарабатывал себе на жизнь То брал деньги на ремонт Провала, чтоб не слишком проваливался, то за деньги показывал монаха, выдавая егоза женщину с бородой, то обманывал доверчивых любителей шахмат. Конечно, это нечестные способы заработка, но они настолько остроумны, что об этом как-то забываешь. И потом, разве лучше поступают люди, окружающие Остапа Сашхен, грабивший старушек, Киса, пытавшийся за деньги убить человека, и многие другие? Мне нравится в Остапе то, что, несмотря на отсутствие средств, он не стал скрягой, вроде Ипполита Матвеевича. Бендер может с комфортом и даже роскошно устроиться в конторе Рога и копыта, организовать обед для друзей, купить на последние деньги букет для девушки, а капитал ему нужен для очень романтической цели — уехать в Рио-де-Жанейро, городу моря, где все поголовно в белых штанах. Наверное, поэтому и тянутся к нему люди. И еще потому, что он тонкий психолог, хорошо разбирающийся в человеческой натуре. Он интуитивно понимает, что нужно для того, чтобы заинтересовать любого. Он как будто действует по методу Д. Карнеги, отвешивая комплименты Эллочке, лучезарно улыбаясь Корейко. Он видит в любом человеке личность и понимает, что к каждому нужно найти особый подход. Остап легко разгадывает натуру людей, потому что они ему интересны. Этим мне Остап очень симпатичен. Нам всегда нравятся люди с чувством юмора. А Остап Бендер отличается остроумием и умением шутить. Почем опиум для народа — грозно вопрошает он у отца Федора. Жаль, что никто из героев романа не может оценить его юмора. Речь его пересыпана высказываниями, которые стали почти поговорками ключ от квартиры, где деньги лежат, скоро только кошки родятся, пролетарии умственного труда, на блюдечке с голубой каемочкой»… Однако больше всего мне нравится в Остапе то, что это очень жизненный образ. Бендером можно восхищаться, осуждать его или жалеть — в общем, относиться к нему, как к живому человеку, который иногда поступает хорошо, а иногда плохо. Литературного героя, как и друга, можно любить таким, какой он есть, а не зато, что он лучше всех. Ильфу и Петрову удалось создать такого героя, который будто с улиц Одессы весело и вальяжно вошел на страницы нетленного романа и остался живым, молодым, оптимистичным комбинатором всех времени народов, выгодно отличаясь от современных своей беззлобностью и широтой натуры Готовимся к выполнению заданий части 3 ЕГЭ по русскому языку и литературе Развернутый ответ на проблемный вопрос (ЕГЭ, литература, часть Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос в объеме не менее 00 слов, привлекая необходимые теоре- тико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. 1. Почему АС. Пушкин называет роман в стихах Евгений Онегин» свободным романом (И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал…»)? Роман в стихах Пушкина Евгений Онегин» прежде всего — самое известное и важное для понимания его творческой личности и литературного пути произведение. Поэт начал работу весной 8 года в Кишиневе, завершил роман в Болдине удивительно плодотворной и счастливой для Пушкина осенью 80 года. В знаменательный лицейский день 9 октября сжег рукопись опасной десятой главы, но продолжал свой замысел. Произведение Евгений Онегин» называется свободным романом свободным отправил, по которым создавались художественные произведения того времени. До Пушкина, в классическом романе, и сюжет, и герои всегда подчинялись строго определенной схеме. Здесь же вдохновенный и откровенный разговор с читателем удивительно свободен, ничто не сковывает поэта. Автор становится действующим лицом своего романа в стихах, его Задания взяты с сайта Федерального института педагогических измерений (і режиссером и дирижером. Он с легкостью переходит от судьбы героев к собственным рассуждениями воспоминаниям, иногда спокойно обрывает рассказ. Повествователь выходит за рамки личного конфликта, ив роман входит русская жизнь во всех ее проявлениях. Это самая главная композиционная и сюжетная особенность романа. Стихотворная речь — форма необычная ив известной мере условная, в обыденной жизни рифмой не говорят. Но стихи позволяют отклоняться от привычного, традиционного. Без сомнения, поэт ценит в избранной им жанровой форме исторического повествования именно свободу, а ее дает вольное поэтическое слово. Для Пушкина Евгений Онегин» прежде всего свободен по характеру повествования, по композиции, и эта свободная форма определила русское лицо романа нового поколения. Почему переступивший Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание») В романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание раскрывается ряд общечеловеческих проблем может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания Главный герой романа, студент Родион Раскольников (сама фамилия символизирует разрыв, раздвоение, поставлен перед дилеммой. Он видит мелкое, частное зло в лице старухи-процентщицы и убивает ее, но, оставшись один на один со своим преступлением, Родион понимает, что совершил нечто, противное жизни, не уменьшил зло на земле, а согрешил. Для полноты решения проблемы Достоевский вводит в роман еще одного героя, Свидригайлова. Это двойник Раскольникова. Несмотря на то, что они как будто совершенно разные, уже при первой встрече Свидригайлов говорит Мы одного поля ягоды. Каково эмоциональное отношение Раскольникова к своему двойнику Отвращение. Свидригайлов не боится угрызений совести. Это преступники по закону (шулер, должник, это преступники в духовном плане (грешник. О чем свидетельствует негативное отношение Раскольникова к человеку, который разделяет его убеждения, по сути дела является его отражением О внутренней борьбе в душе главного героя, борьбе добра и зла, Бога и демона. Свидригайлов не видит в преступлении Раскольникова никакой трагедии, ободряет, успокаивает Не преступник тына этой стороне остался, потому что человек». Сам Свидригайлов задушил в себе человека, освободил себя от вопросов человека и гражданина, перед которыми остановился Раскольников. По вине Свидригайлова погибает девочка, умирает Марфа Петровна. Единственное, в чем видит смысл жизни этот герой — сладострастие. И тем страшнее, тем убийственнее для Свидригайлова оказалось настоящее чистое человеческое чувство — любовь к Дунечке. Он ужасается, понимает, что не имеет права на эту чистую любовь, что сам уже и не человек, не может возродиться, подняться его добро уже не воспринимается миром. Ему остается наложить на себя руки. Поэтому Достоевский показывает, что суд над Раскольниковым, его наказание — это наказание человеку. 3. Воспел или отпел пролетарскую революцию А. А. Блок (по поэме А. А. Блока Двенадцать. Великий поэт серебряного века Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних критиков, он всем сердцем восприняли принял революцию в России. По мнению других, людьми того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. Поэтому блоковская поэма Двенадцать многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Поэма Двенадцать написана в 98 году. Блок предупреждал, что его поэма — не политические стихи, а произведение, написанное сердцем. Поэтому нельзя ставить вопрос, как он отнесся к пролетарской революции, говоря в категориях хорошо и плохо. Эпиграф столетия — так называют поэму исследователи, предлагая различные варианты ее прочтения. В конце го столетия толкователи пытались прочесть поэму от противного, доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако, так ли это? Поэт живописал апокалипсис старого мира. Действующие лица нарождающегося нового — символичны. Александр Блок как бы рисует два пласта — видимый мири мир духовный. И если в видимом мире красноармейцы с красным стягом никого не боятся и ни во что не верят, тов тонком мире они становятся жертвой. Ритмика поэмы построена на смене музыкальных мелодий боевой марши бытовой разговор, старинный романс и частушка. И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма. По-моему, Блок как настоящий художник нарисовал реальную картину пролетарской революции, честно, болезненно, без фальши. Нельзя все привести к одному знаменателю Борьба миров в произведении — это, прежде всего, борьба внутренняя, исповедь пророка, который заранее готовил себя к жертвенной гибели. 4. Почему Максим Максимыч является рассказчиком лишь впервой главе романа МЮ. Лермонтова Герой нашего времени В романе Лермонтова Герой нашего времени отражен конфликт человека нового нравственного уровня с представителями уходящей эпохи. Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое строение служит особым художественным задачам в частности, сначала мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, и только затем — изнутри, по дневниковым записям. Штабс-капитан Максим Максимыч является сквозным, второстепенным персонажем. Он появляется во всех частях романа, кроме повести Тамань. Однако только впервой повести «Бэла» является еще и рассказчиком. Именно от него повествователь, заезжий офицер, узнает о Печорине. Лермонтов ставит сложную художественную задачу создать многогранный, противоречивый образ Пе- чорина. Один из способов — рассказать о герое устами другого действующего лица. Через Максима Максимыча Лермонтов создает один из самых ярких образов русского офицера, воевавшего и много лет жившего на Кавказе. Максим Максимыч не является одномерным, положительным персонажем, имеет добродетели и отрицательные черты (он тоже был причастен к гибели Бэлы и ее отца. Повесть Максим Максимыч» хронологически завершает роман, здесь нет увлекательного авантюрного сюжета, ив первый и последний раз появляется сам Пе- чорин. Печорин и Максим Максимыч находятся на разных ступенях нравственного сознания, между ними глубокая пропасть. Штабс-капитан искренне привязан к Печори- ну, но духовно глубоко ему чужд их разделяет не только разница социального положения и возраст, они люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Поэтому Максим Максимыч не мог быть рассказчиком на протяжении всего романа он не мог понять, осознать Печорина. Его роль в романе — оттенить необыкновенность главного героя по сравнению с обычным человеком того времени. 5. Что страшней для автора поэмы Кому на Руси жить хорошо помещичий деспотизм или добровольное холопство? «Кому на Руси жить хорошо — поэма-эпопея, центральным образом которой является пореформенная страна конца XIX столетия с широкими картинами народной жизни. Некрасов творил в течение двадцати лет, собирая материал по словечку, и необычайно хотел изобразить все социальные слои от крестьянина до царя. Но, к сожалению, замысел не был завершен — смерть помешала реализации всех идей. В поэме Кому на Руси жить хорошо автор поднимает сложные проблемы счастья и достоинства человека. Кто достоин жить хорошо И возможно ли быть богатым, ноне самодуром, и бедным, ноне рабом Некрасов пишет гневные строки о баринах-крепостниках. Барин привык быть полновластным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало»: Закон — мое желание Кулак — моя полиция!». Некрасов пишет о том, что такие безнаказанные баре неготовы себя обслужить, а потому их усадьбы рушатся и разоряются. С другой стороны, Некрасов осуждает и тех бедняков, которые потеряли чувство собственного достоинства, взрастили в себе раба. Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Дворовый князя Переметьева счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино. Слуга князя Утятина Ипат называет себя рабом недостойным, а барина — князюшкой. Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Некрасов дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей. Велик дворянский грех Велика все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предателя — самый тяжелый Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину. Но пока существует низкий человек, готовый к предательству и угодничеству, не сможет подняться крестьянин с колен, — вот тот вывод, к которому подводит Некрасов читателя поэмы. Что страшнее деспотизм барина или холопство раба Что из этих двух зол хуже Скорее всего, они взаимосвязаны и питают друг друга. Барин создает низкого раба, араб создает бездушного барина. |