Главная страница
Навигация по странице:

  • Бащенко, Светлана Викторовна.

  • УДК 373.167.1:82 ББК 83я7 Б12ISBN 978-5-699-99198-3

  • «Эксмо», 2017 Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сочинения на литературные темы

  • ЕГЭ по русскому языку и литературе

  • Сочинение-изложение

  • Сочинение-характеристика

  • Бащенко, Светлана Викторовна


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеБащенко, Светлана Викторовна
    Дата07.04.2022
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniy_10-11_klassy.pdf
    ТипСборник
    #450217
    страница1 из 24
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

    УДК 373.167.1:82
    ББК 83я7
    Б12
    Авторский коллектив:
    С.В. Бащенко, Т.Г. Каширина, З.С. Сидоренко,
    Л.С. Сенник, ИВ. Корсунова, Л.Ф. Бойко, АИ. Шипилова,
    А.А. Павленко, О.А. Беленкова
    Бащенко, Светлана Викторовна.
    Лучшие модели сочинений 10—11 классы / СВ. Бащен- ко, Т. Г. Каширина, З. С. Сидоренко и др. — Москва : Экс- мо, 2017. — 400 с. — (В помощь старшекласснику. Все типы сочинений В сборник вошли образцовые сочинения по русскому языку или- тературе для х классов по основным темам, рекомендованным программой для общеобразовательных учебных заведений. Сочинения предлагаются учащимся не для списывания готового текста, а для анализа, творческой работы, критики, формирования собственного мнения, а также как лучшие авторские образцы.
    К каждому сочинению составлен план, на основе которого можно проследить логическую последовательность изложения, написать собственное сочинение, проявить индивидуальность.
    В конце сборника приведены цитаты, пословицы и крылатые выражения, которые можно использовать в качестве эпиграфа или для подтверждения своих мыслей.
    Издание будет полезно учащимся х классов как при написании сочинений в школе, таки при подготовке к экзаменам.
    УДК 373.167.1:82
    ББК 83я7
    Б12
    ISBN 978-5-699-99198-3
    © Авторский коллектив, 2017
    © Оформление. ООО Издательство
    «Эксмо», 2017

    
    Содержание
    Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сочинения на литературные темы

    Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина . . . . . . . . . . . . . Любовь в лирике Лермонтова — страсть, приносящая страдания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Стихотворение Лермонтова Молитва Я, матерь Божия восприятие, истолкование, оценка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Образ Бэлы в романе МЮ. Лермонтова Герой нашего времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию Ревизор немой сценой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева Отцы и дети . . . . . . . . . . . . . . . Образ Базарова в романе И. С. Тургенева Отцы и дети (первый вариант) . . . . . . . . . . . . . . Образ Базарова в романе И. С. Тургенева Отцы и дети (второй вариант) . . . . . . . . . . . . . Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева Отцы и дети . . . . . . . . . Образ Анны Сергеевны Одинцовой и его роль в романе И. С. Тургенева Отцы и дети . . . . . . . . 7
    Тема любви в романе Отцы и дети Тургенева . . . . . Образы купцов-самодуров в пьесе АН. Островского Гроза . . . . . . . . . . . . . . . . . . Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость — вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке . . . . . . Концепция космоса и хаоса в поэзии Ф. Тютчева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема любви в лирике Ф. Тютчева . . . . . . . . . . . . . . . Концепция мира и человека в лирике Ф. Тютчева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Романтизм в пейзажной лирике Ф. Тютчева . . . . . . . Человек и природа в лирике Тютчева . . . . . . . . . . . . 57
    Тютчев — поэт-философ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема гармонии и стихии в лирике Ф. Тютчева . . . . . . Природа и любовь в лирике А. Фета . . . . . . . . . . . . . Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
    Неизысканность и простота музы Некрасова . . . . . . . Счастье героев поэмы НА. Некрасова Кому на Руси жить хорошо . . . . . . . . . . . . . . . Женская доля (по поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо) . . . . . . . . . . . . . . . Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание . . . . . . . . . . . . . . . . Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание . . . . . . . . . . . . . . . . Развенчивание теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) . Причины преступления Раскольникова по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) . . . . . . . . . . . . . . . . Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание . . Образ вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание . . 9
    Трагедия семьи Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание) . . Эпилог в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание . . . . . . . . . . . . . . . . Образ Пьера Безухова (по роману Л. Толстого Война и мир) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Образ Андрея Болконского по роману « Война и мир) . . . . . . . . . . . . . . . . Образ полководца Кутузова глазами Л. Н. Толстого (по роману Война и мир) . . . . . Духовные искания толстовских героев по роману Л. Н. Толстого Война и мир) . . . . . Глубокий психологизм и нравственность творчества Толстого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Трагизм мелочей жизни в произведениях Чехова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Образ доктора Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
    Лопахин и Варя в пьесе А. Чехова Вишневый сад . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Образ вечного студента Трофимова в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад . . . . . . . . . Кто виновен в гибели вишневого сада по пьесе А. П. Чехова Вишневый сад) . . . . . . . 0
    Герои-«недотепы» в драматургии А. П. Чехова . . . . Тема времени в пьесе А. П. Чехова Три сестры . . . Тема любви в поэзии серебряного века на примере творчества И. Анненского) . . . . . . . . Тема природы в поэзии серебряного века на примере творчества И. А. Бунина) . . . . . . . . . Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема любви в прозе Куприна . . . . . . . . . . . . . . . . . 0
    Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В чем смысл противопоставления Данко и Лар- ры? (по рассказу М. Горького Старуха Изергиль») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Раздумья о человеке в пьесе М. Горького На дне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Своеобразие творчества поэтов серебряного века на примере творчества одного из поэтов) . . . . . . . Поэтическая символика А. Блока . . . . . . . . . . . . . . Интимная любовь Блока к России . . . . . . . . . . . . . Тема любви в поэзии Блока . . . . . . . . . . . . . . . . . . Лики страшного мира в поэзии А. А. Блока . . . . . Смысл названия поэмы Блока Двенадцать . . . . . . Образ Христа и загадка финала поэмы Блока Двенадцать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Особенности композиции поэмы Блока Двенадцать . Символика образа вьюги в поэме Блока Двенадцать. . . . . . . . . . . Прием контраста в поэме А. А. Блока Двенадцать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
    Философские мотивы в творчестве С. А. Есенина . . Образ революционной эпохи в произведениях С. Есенина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Образ Родины в лирике С. Есенина . . . . . . . . . . . . . Тема Родины в творчестве С. Есенина . . . . . . . . . . . Лирический герой в ранней поэзии В. В. Маяковского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В чем смысл бунта лирического героя поэмы В. В. Маяковского Облаков штанах . . . . . . . . Тема любви в лирике В. В. Маяковского . . . . . . . . Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского . . Своеобразие сатиры В. В. Маяковского . . . . . . . . . . Темы и образы лирики М. Цветаевой . . . . . . . . . . . Образ души поэта в лирике М. Цветаевой . . . . . . . . Я научилась просто, мудро жить философские мотивы лирики А. Ахматовой) . . . . 9
    Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме А. Ахматовой Реквием . . . . . . . . . . . . Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой Реквием . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема трагедии личности и народа в поэзии О. Мандельштама . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Актуальность повести М. Булгакова Собачье сердце . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Смысл двух превращений в повести М. Булгакова Собачье сердце . . . . . . . . . . . . . Почему так притягателен дом Турбиных по роману М. Булгакова Белая гвардия) . . . . . Судьба художника в романе М. Булгакова Мастери Маргарита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова Мастери Маргарита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Христианские мотивы в прозе М. Булгакова по роману Мастери Маргарита) . . . . . . . . . . . Почему в романе М.Булгакова Мастери Маргарита утверждается, что трусость — один из самых главных человеческих пороков . . . . . . . . Философская многозначность повести А. П. Платонова Котлован . . . . . . . . . . . . . . . Особенности народного характера в повести
    Платонова Котлован . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема поиска жизненной правды в прозе МА. Шолохова (по роману Тихий Дон) . . . . . . Трагизм образа Григория Мелехова в романе М. Шолохова Тихий Дон . . . . . . . . . . . . . . . . Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе (по произведению одного из писателей) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема памяти в лирике А. Твардовского . . . . . . . . . . Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи (по повести А. Солженицына Один день Ивана Денисовича) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
    Тема отечества в поэзии Б. Окуджавы . . . . . . . . . . . Тема природы в повести В. Г. Распутина Живи и помни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Поиски смысла жизни героями шукшинских рассказов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Они сражались за Родину (по повести Б. Василь- ева А зори здесь тихие) . . . . . . . . . . . . . . . . Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей НА. Бердяев (по одному или нескольким произведениям русской литературы
    ХХ века) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства МЮ. Лермонтов (по одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века) . . . Мой любимый литературный герой . . . . . . . . . . . . . Готовимся к выполнению заданий части 3

    ЕГЭ по русскому языку и литературе
    Развернутый ответ на проблемный вопрос
    (ЕГЭ, литература, часть ) . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
    Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
    (ЕГЭ, русский язык, часть ) . . . . . . . . . . . . . . . Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки
    Человек и родина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о народе, нации и обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
    Высказывания и афоризмы о родине и отечестве . . Высказывания и афоризмы о войне и мире . . . . . Высказывания и афоризмы об истории . . . . . . . . Пословицы о родной земле . . . . . . . . . . . . . . . . . Человек и природа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о времени . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о здоровье и медицине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о природе . . . . . . . . . Пословицы о природе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Человек и цивилизация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о законе . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о знании . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о слове . . . . . . . . . . . Пословицы о слове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о книге . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы об образовании, учении и науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пословицы об образовании, учении, науке, книге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Человек и человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы олени и праздности . . Высказывания и афоризмы о благородстве . . . . . . Высказывания и афоризмы о богатстве и бедности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о вежливости . . . . . . Высказывания и афоризмы о верности и предательстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о воспитании и воспитанности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы овраге и вражде . . . . Высказывания и афоризмы о высокомерии . . . . . Высказывания и афоризмы о деле и труде . . . . . . Пословицы о труде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о добре и зле . . . . . . . Высказывания и афоризмы о доброте . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о дружбе и друзьях . . 54
    Пословицы о дружбе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о доме, браке и семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пословицы о семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о жадности . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о жестокости . . . . . . . Высказывания и афоризмы о корысти и корыстолюбии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о лицемерии и ханжестве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о лжи . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о мудрости . . . . . . . . Человек, Бог, жизнь и смерть, любовь . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о Боге и религии . . . Высказывания и афоризмы о свободе, жизни и смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о любви, мужчине и женщине . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пословицы о любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Искусство и творцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы об архитектуре и скульптуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о вдохновении . . . . . . Высказывания и афоризмы о таланте и гениальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы об искусстве и творчестве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о красоте и прекрасном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о культуре . . . . . . . . Высказывания и афоризмы описателях и прозе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Высказывания и афоризмы о поэте и поэзии . . . . Высказывания и афоризмы о музыке . . . . . . . . . Пословицы и поговорки о музыке и песне . . . . . . 98

    
    ПредиСловие
    Для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку или- тературе учащимся необходима хорошая практическая подготовка к выполнению заданий творческого характера часть  ЕГЭ по русскому языку и литературе представляет собой небольшую письменную работу (сочинение. Подготовку к выполнению таких заданий нужно начинать заранее. Сборник включает образцовые сочинения по русскому языку и литературе для х классов. Темы сочинений выбраны в соответствии с рекомендациями программы для общеобразовательных учебных заведений. Использование образцовых сочинений не предполагает списывания готовых текстов или написания творческих работ по образцу, даже самому лучшему. Назначение сборника в том, чтобы предоставить учащимся богатый, грамотно оформленный материал для анализа, критики, формирования собственного мнения и развития творческих способностей. К каждому из предложенных сочинений составлен план (простой или сложный, что позволит учащимся проследить логическую последовательность изложения и на этой основе написать собственное сочинение.
    Чтобы писать хорошие сочинения, нужны желание, терпение, тренировка и работа над собой. При этом современному старшекласснику необходимы еще и обширные знания если раньше для написания экзаменационного сочинения по литературе достаточно было знать художественные произведения XIX–XX веков, то ЕГЭ требует тщательной проработки литературного материала с XII по XXI век
    Сочинения на литературную тему
    Такое сочинение предусматривает анализ художественного произведения раскрытие содержания, особенностей художественной формы, осмысление событий и образов, изображенных в произведении.
    По форме сочинения на литературную тему делятся на несколько видов сочинение-изложение;
    • сочинение-характеристика (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика одного из персонажей, одного из компонентов художественного произведения, литературных особенностей, мастерства автора
    • сочинение-анализ (анализ отдельных эпизодов, проблематики литературного произведения, сюжетных линий произведения
    • сочинение-этюд, сочинение-эссэ, сочинение-рецен- зия, сочинение-письмо, сочинение-дневник, обозрение, очерк.
    Сочинение-изложение — это непросто пересказ. В нем обязательны элементы творческой работы и анализа литературного произведения. Пересказать содержание нужно так, чтобы проявилось собственное отношение автора сочинения к тому, о чем он пишет, — прежде всего к персонажами событиям, изображенным в произведении. Передавая содержание, необходимо использовать отдельные цитаты, характерные слова, обороты, поэтические средства языка, которые позволяют сохранить манеру авторского теста.
    Сочинение-характеристика — это размышление о нравственных идеалах, поступках, действиях литературного героя, его взаимоотношениях с окружающими людьми, об эволюции его характера в сюжетном развитии произведения, а также характеристика личности этого героя. В этом жанре можно выделить индивидуальную, сравнительную, групповую характеристику персонажей и характеристику лирического героя (для поэтического произведения. В сравнительной характеристике следует избегать механического изложения по порядку основных черт героев. Нужно показать их общие и противоположные черты, раскрыть характер каждого из них через взгляды, образ жизни, поступки.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта