Главная страница
Навигация по странице:

  • Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета П лан

  • Неизысканность и простота музы Некрасова П лан

  • Бащенко, Светлана Викторовна


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеБащенко, Светлана Викторовна
    Дата07.04.2022
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniy_10-11_klassy.pdf
    ТипСборник
    #450217
    страница6 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    П
    лан
    . Философичность лирики Тютчева.
    . Окружающий мири взаимоотношения поэта с ним.
    . Стихия и гармония как основы мироздания.
    Тютчев написал очень немного но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.
    Н. А. Некрасов
    Лирика русского поэта Федора Ивановича Тютчева открывает для читателя неожиданный взгляд на окружающий мир. Во-первых, он был поэтом-философом и вкладывал в стихи свое мировоззрение, его озарения насчет связи человека с окружающим миром поражают точностью и вневременным звучанием. Во-вторых, кроме поэзии он занимался дипломатической работой, служил заграницей на благо родины и достиг высокого понимания роли своей страны в общем историческом процессе. Творческое наследие Тютчева состоит из 400 стихотворений, а значит, необходимо глубокое изучение каждого сочинения, чтобы из малого количества написанных им строк получить как можно более полную поэтическую картину мира представителя русской мысли XIX века. Уникальность лирики Тютчева чувствуется уже при прочтении его философских миниатюр-прозрений в форме четверостиший (Природа — сфинкс, Нам не дано предугадать. Впервые в русской литературе из-под пера Тютчева выходят миниатюры, которые становятся серьезным жанром, хотя до этого их короткая форма использовалась только для шуточных стихов и эпиграмм. Таинства природы и мирозданья пленяют воображение поэта — он обращается к этой теме много раз. Окружающий мир — таинственный и непознаваемый, автор сравнивает жизнь человека с путешествием по волнам мирового океана:
    Уж в пристани волшебный ожил челн;
    Прилив растет и быстро нас уносит
    В неизмеримость темных волн…
    И мы плывем, пылающею бездной
    Со всех сторон окружены. Как океан объемлет шар земной…»)

    Поэта волнуют вопросы устройства мирозданья, он верит, что, внимательно прислушиваясь к звукам природы и приглядываясь к ее картинам, человек сможет открыть для себя великие тайны и найти ответы на многие вопросы. Водном из стихотворений лирическому герою открываются секреты в особое время, в час в ночи всемирного молчанья, в час явлений и чудес (Видение.
    Единению человека с природой противопоставляется их разлад поэт использует образ моря и тростника. Человек — тростник, шорох которого, по естественным законам гармонии, должен сочетаться с шумом моря, возле которого он растет:
    Невозмутимый строй во всем,
    Созвучье полное в природе, — Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мыс нею сознаем. Откуда, как разлад возник?
    И отчего же в общем хоре
    Душа не то поет, что море,
    И ропщет мыслящий тростник?
    («Певучесть есть в морских волнах…»)
    «Мыслящий тростники есть человечество, и вместе с морем, небом и землей оно должно составлять единый хор. Причина разлада кроется в душе человека, потому что люди разучились слышать и поддерживать гармонию природы, они не слышат ее зов (Не то, что мните вы, природа. Тютчев часто обращается к тематике стихии. Буйная, пугающая стихия представлена в образе бури бурь заснувших не буди, подними хаос шевелится, возникают образы дня (блистательный покров, отрадный, любезный) и ночи (бездна со страхами и мглами», темная пропасть. Общение с божественным миром высших существ поможет человеку вернуть «наследье родовое и узнать истину (Святая ночь на небосклон взошла,
    «Silentium!», Как хорошо ты, о море ночное.
    Тютчев сумел передать в своей лирике красоту окружающего мира, как ее видят представители романтического направления — как отблеск идеальной гармонии, присущей высшим мирам. Ощущение причастности к этому миру идеалов вызывают многие стихотворения поэта. Научиться видеть прекрасное и таинственное в обыденных явлениях — призыв поэта ко всем поколениям его читателей.
    Природа и любовь в лирике А. Фета
    П
    лан
    I. А. Фет — поэт удивительный. Музыкальность поэзии А.
    Фета.
    . Я пришел к тебе с приветом — первая публикация поэта. Пейзажная лирика А.
    Фета.
    . Особенности любовной лирики поэта. Читая Фета...
    Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу.
    К. Бальмонт Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий
    Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека. Но Афанасий Фет — поэт удивительный и необычный. Много в его жизни и творчестве каких-то тайн, чего-то недосказанного и трагического. Личность А. Фета очень противоречива. Современники поэта вспоминали, что и наружностью, и разговорами он так мало походил на поэта. Говорил он больше о предметах практических, сухих. В нем было что-то жесткое. В тоже время Афанасий Фет — тонкий лирик. Музыкальность — одна из отличительных черт его поэзии. Убеждения Фета-ли- рика ярко характеризуют его слова Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. Природа и любовь — главные темы творчества А. Фе- та. В 84 году в июльском номере журнала Отечественные записки было опубликовано первое стихотворение Фета Я пришел к тебе с приветом. В четырех его строфах поэт как бы во всеуслышание хочет рассказать читателям о том, что его волновало о радостном блеске солнечного утра, о молодой весенней жизни, о влюбленной душе. Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии — так оценит это стихотворение критик Василий Боткин, автор
    одной из лучших статей о творчестве А. Фета. О весеннем чувстве фетовского творчества будет много рассказано в русской критике.
    Поэзия А. Фета по-весеннему свежа и трепетна. Она дает почувствовать красоту земли, природы и родного слова.
    Снова птицы летят издалека
    К берегам, расторгающим лед,
    Солнце теплое ходит высоко
    И душистого ландыша ждет.
    Фет любили знал русскую природу. Он умел в любом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихотворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливаются в радостную музыку. Великий русский композитор ПИ. Чайковский считал, что Фетв лучшие своими- нуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Он непросто поэт, скорее поэт-музыкант». Фет пристально и любовно наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии. Розы грустят и смеются, в цветнике позванивает колокольчик. Перед нами возникают георгины, обожженные дыханием первого мороза, раскидывает ветви пушистая весенняя верба. Из фетовских стихотворений можно было бы составить целый звездный цикл так много он писало звездах, находя в звездном небе вдохновение для своего творчества. Читая стихотворения Фета о любви, вспоминаешь строки
    На заре ты ее не буди, Назаре она сладко так спит…
    Кажется, сама нежность и сама гармония писали эти дивные стихи. Для поэта любовь — это также средоточие всех печалей, волнений, тревог. Трагические мотивы любовной лирики Фета неслучайны. Многие стихи посвящены любимой женщине, Марии Лазич, гибель которой мучительно переживает поэт

    68
    Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в темные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет небесный. Женская красота в стихотворениях поэта подобна красоте природы, а созерцание лика любимой женщины сродни любованию природой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается Шепот, робкое дыханье. В стихотворении нет ни одного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие изменения цвета, света, звука, впечатлений.
    Это стихотворение о музыке любви, и звучит оно как музыка, передающая волнение, чувства влюбленного человека. Любовное свидание овеяно какой-то полупрозрачной завесой, каким-то полумраком:
    Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица…
    А. Фетв поэтических строках стремился запечатлеть мгновенные переживания, мимолетные ощущения и настроения, присущие каждому человеку. В его стихотворениях нет ничего ужасного, безобразного, жестокого. Читая стихи Фета, каждый из нас находит что-то свое. А. Фетв своих стихотворениях говорило величии человеческого духа. Он был убежден, что человек носит в своей груди огонь сильней и ярче всей вселенной. Огонь, который ни времени не знает, ни пространства. И этот огонь поэзии Фета открывает любителям его стихов всю красоту окружающего мира.
    Жизнеутверждающее начало природы в лирике А. Фета
    П
    лан
    . Проникновенный лирик.
    . Жизненная сила в изображении природы.
    . Новаторство в стихотворении Фета Шепот, робкое дыханье. Бессмертная стихия жизни.
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Ф. Тютчев
    Афасаний Фет — проникновенный лирик, принесший в литературу свежесть и новизну в изображении чувств. Его манера писать необычна по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Неточные слова и выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему приходят. Он как бы импровизирует:
    Летний вечер тихи ясен;
    Посмотри, как дремлют ивы;
    Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы. От вершин скользя к вершинам,
    Ветр ползет лесною высью. Слышишь ржанье по долинам?
    То табун несется рысью. Изображение природы наполнено такой жизненной силой, такой жизнерадостностью, что хочется воскликнуть вслед за другим, современным нам поэтом И жизнь хороша, и жить хорошо!».
    Еще одна отличительная особенность лирики Фета она вызывает самые разнообразные ассоциации. Этим Фет близок к Пастернаку, который водном из стихотворений писал:
    И чем случайней, тем вернее
    Слагаются стихи навзрыд…
    Подлинно новаторское произведение Фета Шепот, робкое дыханье. Это стихотворение необычно и нетрадиционно, это один из лучших образцов его лирики. Все стихотворение — это одно назывное предложение, глаголов нет, есть только предметы и явления, которые нанизываются одни за другими
    Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря. И лобзания, и слезы, И заря, заря!
    В стихотворении слиты воедино природа и любовь, что тоже характерно для лирики Фета. Любовь разлита во всей природе, природа дышит, как живое существо. Пробуждение природы в творчестве поэта связано с пробуждением жизненных сил человека. Природа в поэзии Фета помогает понять и ощутить бессмертную стихию жизни, которая олицетворена в образе вечно юной весны.
    «Бессмертной весне поэт будет приносить поэтические дары на протяжении всего своего творчества. Каждую весну его будет волновать чувство весеннего возрождения. Торжество весны приносит веру, что как мир, бесконечна любовь».
    Неизысканность и простота музы Некрасова
    П
    лан
    І. Честное, настоящее, совершенное в лирике Некрасова.
    ІІ. Отшлифованность и завершенность творений поэта.
    . Афористичность стихотворений Некрасова.
    . Неприятие напыщенных, вычурных фраз.
    . Умение передавать язык народа.
    ІІІ. Я лиру посвятил народу своему. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, несхожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности
    и таинственности Блока, красочности Есенина... Но есть в ней нечто такое честное, настоящее, совершенное!
    Характерная черта его стихотворений — афористичность. Его фразы настолько метко подобраны, взвешены, отшлифованы, что к ним, как к истинным, завершенным творениям, нечего ни прибавить, ни убавить. Кто из нас не знает слов Поэтом можешь тыне быть, но гражданином быть обязан (Поэт и гражданин А другие, емкие, богатые, сильные фразы из того же стихотворения Гражданин обращается к Поэту «... заметен ты Но так без солнца звезды видны Блажен болтающий поэт И жалок гражданин безгласный Как он метко характеризует бездеятельных, слабовольных неграждан, пережидающих тяжелые времена Мы даром гибнуть не хотим, Мы ждем авось поможет время, И горды тем, что не вредим!
    А так восхитительно простои неожиданно ссору между любящими людьми никто еще, по-моему, не описывал, как это сделал Некрасов в стихотворении Мыс тобой бестолковые люди...»:
    Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит Будем, друг мой, сердиться открыто Легче мири скорее наскучит. Не прибегая к разукрашенным, напыщенным, вычурным фразам, Некрасов нет-нет, да и ввернет совершенно неожиданное слово, которое придется как нельзя более кстати, придаст особенного колорита его стихам Надрывается сердце от муки,//Плохо верится в силу добра как вкусно звучит в этой фразе обычное слово плохо (Надрывается сердце от муки...»)!
    Особенно мастерски умеет Некрасов передать живость и красочность народного говора. Самый яркий пример — поэма Кому на Руси жить хорошо
    Мужик что бык втемяшится В башку какая блажь — Колом ее оттудова Не выбьешь упираются, Всяк на своем стоит А чего стоят описания душевных переживаний простого ямщика в стихотворении В дороге Безыскусно, грубоватыми словами рассказывает ямщик о своем горе — тяжело заболевшей жене:
    Слышь, как щепка худа и бледна,
    Ходит, тоись, совсем через силу,
    В день двух ложек не съест толокна — Чай, свалим через месяц в могилу. Недаром Некрасов любим народом, недаром сам он говорит Я лиру посвятил народу своему. Кому еще удалось так живописать достоинство и величие русского народа, не закрывая глаза на недостатки и пороки, как это сделал Некрасов в поэме Кому на Руси жить хорошо Именно неприхотливой, честной и глубоко любящей музе
    Некрасова удалось охватить и тонкость чувств, и духовный потенциал, и грубость манер, и невежество простого народа. Счастье героев поэмы НА. Некрасова Кому на Руси жить хорошо?»

    П
    лан
    І. Главные герои из деревень с говорящими названиями.
    ІІ. Поиски счастливого в родном отечестве.
    . Восприятие счастья разными слоями общества.
    . Половинчатое, ущербное, скоротечное счастье.
    . Авторское понимание истинного счастья.
    ІІІ. Cамый счастливый человек в мире. Главными действующими лицами в поэме Кому на Руси жить хорошо являются семеро простых мужиков
    из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разуто- ва, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Названия их деревень говорят сами за себя русскому крестьянину счастья не видать. Поэтому, своего счастья не имеючи, хоть на чужое поглядеть захотелось этим мужикам. Но что же, по их мнению, счастье И где его искать?
    Каждый из героев уверен, что счастливее всех живется на Руси помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В беседе со встретившимся попом они соглашаются сего пониманием счастья В чем счастие, по вашему Покой, богатство, честь — Не так ли, други милые Они сказали Так. Но выясняется не имеет поп такого счастья. Помещик же, встреченный крестьянами далее, рисует картину своего счастья — обладания землею, всеми всеми, кто на этой земле есть:
    Все веселило барина, Любовно травка каждая Шептала Я твоя!»
    Но это все — в прошлом. Реформа, отменившая крепостное право, разрушила помещичье счастье. На ярмарке другие люди уверяют семерых искателей счастья, что они нашли счастливца дьячок уволенный, тощой, как спичка серная утверждает, что счастье в благодушестве»:
    — Коль обогреет солнышко Да пропущу косушечку, Так вот и счастлив я!
    Горькое счастье свое описывает солдат в двадцати сражениях я была не убит, Я и вовремя мирное ходил ни сыт ни голоден. А смерти не дался за
    всякие провинности не раз был жестоко избит, А хоть пощупай — жив Жалкое лакейское счастье восторженно расписывает бывший любимый раб»:
    С французским лучшим трюфелем Тарелки я лизал, Напитки иностранные Из рюмок допивал. О недолгом счастье — детстве в родной, любящей семье рассказывает Матрена Тимофеевна Корчагина. Но это счастье так быстро прошло Не дело — между бабами счастливую искать — печально говорит она мужикам. Ведь, как сказала за всех русских женщин бабка-богомо- лица:
    Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!
    Так и не находят мужики настоящего счастливца. Все эти поведанные им счастья половинчаты, ущербны, скоротечны. И только в финале поэмы из уст Григория
    Добросклонова звучит авторское понимание истинного счастья служить народу своему, бороться за его светлое будущее, за процветание Родины — убогой и обильной, забитой и всесильной одновременно. Некрасов говорит:
    Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Если бы могли заглянуть мужики в его сердце — каким бы пылающим они его увидели И этот огонь — горячая, пламенная любовь к родному народу (несмотря на то, что Грише, как и многим борцам за долю народа, судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь) делает его самым счастливым человеком в мире.
    Женская доля (по поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо»)
    П
    лан
    І. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе.
    ІІ. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова.
    . Попытка найти счастливого среди простого люда.
    . Счастье юной Матрены Корчагиной.
    . Ад среди мужниной родни.
    4. Трагическая смерть Демушки.
    5. Гроза душевная простых русских женщин.
    ІІІ. Восхищение Некрасова русской женщиной. Ключи от счастья женского. заброшены, потеряны у Бога самого.
    Н. А. Некрасов
    Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем творчестве не обошел вниманием женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авторов, являясь предметом восхищения, источником вдохновения, утешения, счастья. Но, наверное, ни один тво- рец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно — женское счастье, ив особенности — счастье простой крестьянки. Великий и истинно народный русский поэт НА. Не- красов в поэме Кому на Руси жить хорошо отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепостничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись найти счастливца среди мужиков, начинают они допытываться у русских селянок, счастливы ли они. О том, каково оно — бабье счастье, поведала им Матрена Корчагина. Что такое женское счастье и есть ли оно Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности
    Мне счастье в девках выпало. За батюшкой, за матушкой,
    Как у Христа за пазухой,
    Жила я. Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы подольше поспать да повкуснее поесть с малых лет приучена она к труду и любит его И добрая работница,
    И петь-плясать охотница
    Я смолоду была. На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки хорошо потрудиться, в баньке освежиться и сил набраться, с подругами песни попеть дана санях прокатиться. Честная, прямая, скромная, Матрена не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, на беду, выискался жених ей из далекого Петербурга и добился-таки ее любви и руки. Тогда и было счастьице» — вздыхает Матрена. А потом — чужая семья, большущая, сварливая, где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и оскорбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад. С рождением первенца Демушки жизнь Матрены озарилась божественным светом с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые нападки родни. Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена родила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может. Такое оно — бабье горькое счастье трудись не покладая рук, терпи да помалкивай, расти детей — На радость ли (...) Уж взяли одного Атак, со стороны посмотришь — вроде бы и жаловаться не на что здоровая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем небитая. Но Матрена говорит
    По мне — тиха, невидима — Прошла гроза душевная, Покажешь ли ее?
    Образ Матрены — собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и больна которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина — воплощение бесхитростной прямоты, добродушия, нравственной чистоты и супружеской верности. Этот образ берет задушу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жизни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски. И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.
    Некрасов с почтением и восхищением описывает русскую женщину — любящую жену и мать, которая, одному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, — пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание»
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта