Бащенко, Светлана Викторовна
Скачать 2.16 Mb.
|
Сочинение-анализ эпизода — это • определение взаимоотношений персонажей дона- ступления этого эпизода пояснение, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния ответ на вопрос с помощью каких приемов в данном эпизоде раскрываются характеры вывод о выявленных входе анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей раскрытие роли данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом определение значения этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения. Сочинение-этюд — это лирический монолог автора учащегося) о том значительном, что составляет суть произведения, события или высказывания. Сочинение-эссе — это жанр критики, публицистики. Оно должно отражать первоначальное впечатление от прочитанного и четко выражать позицию автора сочинения. Эссене требует глубины раскрытия темы, но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос. Сочинение-рецензия — это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства. Рецензия должна содержать обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев и приводить к выводу о художественном своеобразии данного произведения. Вступление в рецензии можно начать ярким эпизодом из текста. Сочинение-дневник — это литературная форма изложения мыслей, в основу которой положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование ведется от первого лица. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, описания встреч с людьми (знакомства с героями книг, размышления о событиях, фактах. Сочинение-письмо — это письменное обращение код- ному лицу или группе лиц. Оно может включать рекомендации и советы в разрешении каких-либо проблем, выражать признательность или просьбу может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-либо героя. Обязательным требованием к оформлению сочинения-письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания. Сочинение на свободную тему Это один из сложнейших видов сочинений, требующий знания не только конкретного художественного произведения, но и творчества авторов, которые раскрывают те же темы или идеи. При работе над таким сочинением важен аналитический подход к осмыслению действительности, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое отношение, отстаивать свою позицию. Композиция сочинения Сочинение обычно состоит из трех частей вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитератур- ные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод Вступление может содержать мнение автора (учащегося, факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Заключение — это итог, обобщение сказанного, в котором следует еще раз обратить внимание на самое главное. Вступление занимает почти треть общего объема сочинения, основная часть — две трети, заключение — самая короткая часть работы. Эпиграф — это желательный, ноне обязательный элемент ученической письменной работы. Расположение эпиграфа общепринято с правой стороны перед работой, в кавычки не берется, в конце ставится разделительный знак обязательна ссылка на автора (без скобок и точки после фамилии). Цитаты — это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, которые приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитатами не следует злоупотреблять, они должны занимать незначительную часть объема сочинения (достаточно трех-четы- рех). План сочинения План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах г, не является обязательным. План необязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы. План может быть простым, сложным или смешанным 6 Например: План . Введение. Постановка проблемы. Комментарий к проблеме. Позиция автора. Ваша позиция. Литературный аргумент. Любой другой аргумент. Заключение. Или План I. Вступление. ………… . ………… . ………… II. Основная часть. ………….. а)………….. б) в) …………... . ……………. а)………….. б) в) …………... III. Заключение Сочинения на литературные темы Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина П лан І. Основополагающие философские проблемы в творчестве Пушкина. ІІ. Эволюция представлений о смысле жизни. . Гедонистическое мировоззрение молодого поэта. . Мысли о жизни и смерти в зрелом возрасте. . Прорицание грядущего. 4. Разноплановость темы свободы в лирике Пушкина. 5. Неприятие пассивности и молчаливой покорности масс. ІІІ. Актуальность философских мотивов в творчестве Пушкина. Стихотворения АС. Пушкина приятны и легки для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе стем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает в своем творчестве основополагающие философские проблемы. В философской лирике Пушкин передает свое видение мира, задумывается о смысле жизни, о непрерывной смене времени поколений, о свободе, гражданской ответственности, роли поэта в жизни. В ранних произведениях прослеживается гедонистическое мировоззрение молодого поэта: ...Наслаждайся, наслаждайся Чаще кубок наливай Страстью пылкой утомляйся И за чашей отдыхай. Гроб Анакреона») Таково понимание смысла жизни у шестнадцатилетнего Пушкина. Нов годы ссылки поэт проникается настроением романтизма. В его стихах намечается трагическая отчужденность героя от мира, неприятие им жизни простых смертных, желание быть исключительным, предназначенным для великих дел Я вас бежал, питомцы наслаждений, Минутной младости минутные друзья... (Погасло дневное светило) В конце х годов, пережив многие потрясения, поэт все чаще задумывается о жизни и смерти, о нелегкости человеческого пути Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Элегия) Но это не значит, что нужно опустить руки и самому морально опуститься, впасть в апатию В том же стихотворении АС. Пушкин уверенно говорит Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Позже другое светило русской литературы — Ф. М. Достоевский — произнесет крылатую фразу Только страдания делают человека человеком. Пушкин очень остро ощущает скоротечность земной жизни. Взор поэта будто пронзает тонкую ткань бытия и видит грядущее: Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю прости Тебе я место уступаю Мне время тлеть, тебе цвести. Брожу ли я вдоль улиц шумных») Очень важное место среди философских мотивов лирики АС. Пушкина занимает тема свободы. Но рассматривает он ее под очень разными углами Ты царь живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Так наставляет он собратьев по перу в стихотворении Поэту. Эта свобода заключается в отречении от непонимающего мира, от толпы. Развивает Пушкин эту точку зрения до анархических ноток ив стихотворении Из Пиндемонти»: Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа Не всели нам равно Бог сними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать. Но как меняется тон поэта в произведении Вольность Здесь уже ярко выражена гражданская, политическая позиция Пушкина, здесь он уже не пренебрегает народом, а ратует за его благо, за его свободу: Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок... Здесь же он утверждает такой актуальный поныне политический канон, как верховенство права: Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с Вольностью святой Законов мощных сочетанье Владыки Вам венец и трон Дает Закона не природа. Но насколько сильно стремится поэт донести до людей свои свободолюбивые идеи, настолько сильно он негодует, столкнувшись с равнодушием, пассивностью и молчаливой покорностью масс К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь... (Свободы сеятель пустынный...) Как видим, творчество Пушкина исключительно богато философскими мотивами. В стихотворениях разных периодов прослеживается творческое и мировоззренческое становление поэта, и его идеи остаются актуальными по сегодняшний день. Любовь в лирике Лермонтова — страсть, приносящая страдания П лан І. Реальность сквозь призму отречения. ІІ. Отпечаток гнетущей эпохи на любовной лирике Лермонтова. Тоска чувствительного сердца. . Страдание — привычное состояние души Лермонтова. . Идеальный мир поэта. 4. Верность мечте. ІІІ. Глубина чувств — превыше всего. МЮ. Лермонтов — ярчайший представитель русской романтической литературы. В его творчестве отразилась реальность — но сквозь призму отречения, неприятия, как это характерно для представителей романтизма. Тема любви является одной из самых главных в творчестве Лермонтова. Но как непохожа она на ту любовь, которую читатель привык видеть в стихотворениях Пушкина Порожденное современной ему гнетущей эпохой чувство страдания, отчуждения, неприятия реального, обыденного наложило свой отпечаток и на любовную лирику поэта. В стихотворении Сон автор говорит о ребенке, сидящему ног девы, прекрасной, как последний сон Души, на небо призванной»: ...рано начал он любить, Во цвете лет, с привязчивой душой, Зачем ты здесь, страдалец молодой? В этих строках звучит вся тоска, все страдание чувствительного сердца поэта, освященного — и пораженного возвышенной, неземной любовью. Куда проще было бы утешиться мимолетными увлечениями, как принято в окружающем его обществе Но, обращаясь к любимой женщине во фронтовом письме — стихотворении «Валерик», — Лермонтов говорит: В наш век все чувства лишь на срок; Но я вас помню — да и точно, Я вас никак забыть не мог! О, как же просто жить, не страдая, не мучаясь, не любя Но поэт-романтик выбирает боль и терзания, возвышающие его над обыденностью, вместо обманчивых сиюминутных радостей И к мысли этой я привык, Мой крест несу я без роптанья. («Валерик») Страдание — привычное состояние души Лермонтова, и не могло быть оно иным у тонко чувствующего, живущего в поисках идеала (и неминуемо разочаровываю- щегося) молодого поэта. Ив устах его звучат слова, произнести которые пристало бы седовласому старцу, а неполному сил молодому мужчине: Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! («Выхожу один я на дорогу...») Измученный своими чаяниями, обманутыми надеждами, разочарованиями, Лермонтов ищет успокоения внеземном сне, ноне в холодном сне могилы, а таком Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел... («Выхожу один я на дорогу) Не найдя того, что он искал на земле, в реальности, Лермонтов согласен искать идеал любви в мечтах, в запредельных, таинственных мирах, — но только не подменять свою прекрасную мечту дешевым ее подобием Таким образом, любовь Лермонтова — жгучая любовь- страдание, любовь-боль, любовь-мечта. Она парит где-то в недосягаемых высотах, не касаясь бренного мира, от которого отрекается романтик. Его можно не понимать, называть, как и современники, странным в его переживаниях, но нельзя не восхищаться глубиной его чувства, которое он ценил превыше всего. Ведь именно оно дало миру такого Лермонтова, которым зачитываются посей день. Стихотворение Лермонтова Молитва (Я, матерь Божия восприятие, истолкование, оценка П лан І. Шедевр поэтического гения Лермонтова. ІІ. Притягательный образ пресвятой Богородицы. . Бескорыстная просьба о благе для девы невинной. . Слияние образов любимой девушки и милой Родины. . Мятежный порыв виной мир. ІІІ. Лермонтов — глубоко верующий поэт и неизменно поэтичный христианин. Стихотворение Молитва — истинный шедевр поэтического гения Лермонтова. Возвышенность, искренность и тепло каждой строки — в самоотверженности лирического героя просит он не о себе, не о своем здоровье или благополучии, а о своей возлюбленной Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную (Ноя вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Как лиричен, народен, притягателен образ пресвятой Богородицы, когда к нему в кроткой молитве обращается мятежная душа поэта-романтика! Он, отмеченный печатью трагического одиночества, светлеет душой, раскрываясь пред Богоматерью в бескорыстной просьбе о благе для девы невинной. Кто же эта дева Можно согласиться, что это нежно любимая девушка, к которой Лермонтов питает самые светлые и возвышенные чувства. Но кажется, что в этом образе проглядывает лицо глубоко любимой России. Хотя почему бы не слиться этим образам, почему не может поэт преданной и чистой любовью любить девушку, а через нее — свою милую Родину Окружи счастием душу достойную, — просит Деву Марию поэт. Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. Возлюбленная Лермонтова — единый образ женщины и Родины — достойна великого блага а то, что поэт бесхитростно просит послать лучшего ангела, говорит о том, какого возвышенного мнения оно Возлюбленной. Читателю в этот миг представляется облик Богородицы, снисходительно и тепло взирающий на поэта — светского человека, молящегося не по-книжному», с церковной точки зрения — неправильно (ну о каком лучшем ангеле может идти речь в молитве Человеку ли судить, какой ангел лучше или хуже. Но это простится ему, как прощают любящие родители детскую невольную бестактность. Но даже в молитве, с душой нараспашку перед Богом, Лермонтов остается романтиком в этом стихотворении мы видим неизменное противопоставление светлого образа теплой заступницы и реальности — холодного мира. Даже в молитве чувствуется его мятежный порыв виной мир. Молитва написана длинными предложениями, подчас путаными и такое синтаксическое построение подчеркивает, что произнесена она — на одном выдохе, в порыве благоговения и любви. Это произведение сложно воспринять и оценить только как стихотворение. Это действительно молитва, искренняя и сердечная а то, что она, кроме того, еще и лирична, прекрасна, мелодична, лишь доказывает, что Лермонтов — глубоко верующий поэт и неизменно поэтичный христианин Образ Бэлы в романе МЮ. Лермонтова Герой нашего времени» П лан . Пленительная юность Бэлы в оценке Печорина и Азамата. . Гордая неприступность черкешенки. Покоряющая щедрость любви. Достойная дочь своего народа. «И точно она была хороша высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, таки заглядывали к вам в душу». М. Ю. Лермонтов Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, произведенному на главного героя романа. Прелесть — восклицает Пе- чорин, и мы представляем девушку, в которой очарование юности и глубина чувств сливаются в неповторимый образ, раз увидев который, хочется видеть снова и снова. Высоко ценит Бэлу и брат Азамат: Как она пляшет Как поет А вышивает золотом — чудо Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» Бэлой восхищаются все, кто видит ее она очаровывает, пленяет, не прилагая к этому никаких усилий. Воспитанная в традициях своего народа, она покоряется воле Печорина, но это не слепая покорность, а трогательная забота о человеке, который пленил ее в прямом и переносном смысле этого слова. Юное неопытное сердце тронула первая любовь, ставшая для Бэлы губительной. Увидев Печорина впервые и пропев ему песню-комплимент, Бэла не смогла забыть необычного гостя и предпочла его всем ранее встречавшимся мужчинам. Сам выбор Бэлы уже делает ей честь Печорин — личность неординарная, богатая, загадочная и трагическая. Бэла прельстилась не богатством, недорогими подарками, не щедрыми обещаниями — ее покорила личность Печорина, она интуитивно угадала в нем натуру глубокую и мятущуюся. Видимо, не зря Максим Макси- мыч отметил ее глаза, которые умели заглянуть в душу. Бэла не сразу раскрылась перед своим похитителем, воспитание и гордость не позволили ей сказать о своих чувствах. Только страх за любимого человека, возможность потерять его, вынудили Бэлу открыться и броситься Печорину на шею. Наивная, чистая, преданная Бэла действительно могла бы составить счастье мужчине, достойному ее. Ради любимого девушка готова на все, угодить ему — высшее счастье. Но это не слепая жертвенность, докучливая покорность женщины-черкешенки. Это действительно готовность любящего сердца одаривать счастьем любимого, умение быть счастливой, отдавая, а не беря. Когда Печорин охладел к Бэле, она не опустилась до жалоб и просьба гордо заявила Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду я не раба его — я княжеская дочь Здесь Бэла выше Печорина: она честна в чувствах и готова к решительным поступкам. Смелость юной девушки восхищает, готовность выдержать последствия своего поступка вызывает преклонение. Что ожидало девушку на Кавказе, если бы она вернулась домой Какое отношение было бык ней Как бы сложилась ее судьба Но Бэла готова принять все, что выпадет на ее долю, лишь бы не быть обузой человеку, который ее не любит. О Бэле можно сказать, что она всегда готова быть госпожой, а не служанкой у любви. Хочется поспорить с Максим Максимычем, который, жалея Бэлу, говорил Нет, она хорошо сделала, что умерла. Ну чтобы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул А это бы случилось рано или поздно!» Бэла — натура цельная и сильная. Сильны были бы и ее страдания, если бы Печорин оставил ее. Но Бэла смогла бы страдать достойно, как могла достойно любить. Грациозный образ пленительной черкешенки, как писало Бэле В. Г. Белинский, умиляет и восхищает одновременно, так как сочетает в себе безудержность юношеского порыва и зрелость высоких чувств Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию Ревизор немой сценой? |