Главная страница
Навигация по странице:

  • Причины преступления Раскольникова по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание» ) П лан

  • Бащенко, Светлана Викторовна


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеБащенко, Светлана Викторовна
    Дата07.04.2022
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniy_10-11_klassy.pdf
    ТипСборник
    #450217
    страница7 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24
    П
    лан
    I. Образ Петербурга в русской литературе ХVII–ХIХ веков. Петербург Достоевского. Идейно-художественный смысл образа города в романе. Удушливость городского пейзажа. Петербургские трущобы. Петербург — соучастник преступления Раскольникова.
    События в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют петербургским романом».
    К образу Петербурга обращались поэты, начиная с Х века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин,
    Батюшков. Рубежом в разработке и воплощении темы
    Петербурга явилось творчество АС. Пушкина. До Пушкина произведения о Петербурге носили описательный характер. Воспевалась красота столицы, сообщались те или иные моменты ее истории, быта, культуры, знаменательные происшествия. Воздавалась хвала Петру как основателю города. Пушкин-реалист создал образ современного Петербурга с позиций исторических и социальных, политических и философских.
    Тема большого города занимает значительное место в творчестве НА. Некрасова. Поэт описал не блеск нарядных улиц столицы, а ее печальные окраины, положение обитателей трущоб. Ф. М. Достоевский изобразил Петербург х годов
    ХIХ века, впору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского — город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действитель- ности.
    Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это неслучайно самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют сними единое целое. В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в духовный пейзаж.
    Городской пейзаж в романе Преступление и наказание пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство. Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа. На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши
    Чтобы довершить отвратительную картину города, Ф. М. Достоевский насыщает ее запахами, которые постоянно сопровождают героя в комнате Мармеладова было душно, с лестницы несло вонью, из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного в распивочной было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
    Герои Достоевского далеки от парадного Петербурга. Они живут на шумных и грязных улицах, в многочисленных домах, где ютится нищета. Действие в романе происходит тона улицах, тов каморках-комнатах, тов грязных гостиницах, тов дешевых номерах. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, бедные люди. Мы входим в грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам. Быт, рисуемый Достоевским, мрачный, лишенный всякого уюта, нищенский. Он соответствует трагическому положению маленького человека. Комната Раскольникова напоминала то клетушку, шагов в шесть длиной, имевшую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, то гроб, то шкаф. Эта каморка — прообраз более грандиозной, но такой же душной каморки большого города. Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербургских трущобах жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.
    Уже с первых страниц романа писатель подводит нас к выводу, что в таинственном и мрачном Петербурге, среди невыносимой жары и вони, могла зародиться безобразная мечта нищего студента, и Петербург предстает в произведении непросто местом действия, непросто образом, а соучастником преступления Раскольникова.
    Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание»
    П
    лан
    І. Влияние Библии на развитие мировой художественной культуры.
    ІІ. Использование библейских мотивов в романе Преступление и наказание.
    . Связь идейно-художественного содержания произведения с евангельскими мотивами.
    . Связь библейских образов с главными героями романа. Неслучайные слова, детали, цифры.
    ІІІ. Роль Библии в жизни человека.
    Библия принадлежит всем, атеистами верующим равно. Это книга человечества.
    Ф. Достоевский Библия — книга, известная всему человечеству. Велико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей, художников, музыкантов различных эпохи народов. Идеями христианства пронизано и творчество многих известных русских писателей. Библейские легенды, образы использовали Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Булгаков и А. Куприн, А. Ахматова и О. Ман- дельштам, Шолом Алейхем и Ч. Айтматов, А. Блоки Б. Пастернак. В Библии речь идет о добре и зле, о правде и лжи, об утрате гармонии между человеком и Богом. В ней затронуты общечеловеческие проблемы. Недаром ее называют Книгой Книг. Без знания Библии невозможно осмыслить и понять ряд произведений, в том числе и роман Преступление и наказание».
    По-разному относились и относятся к творчеству Ф. Достоевского как читатели, таки критики. Многие считают Достоевского самым трудным классиком. Но, несмотря на это, читатели вновь и вновь обращаются к творчеству этого писателя. Произведения Достоевского интересны не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие
    проблемы России середины 9 столетия. Главная заслуга писателя в том, что он поставили пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа. Достоевский считал, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа, если примет его нравственные заповеди. По мнению писателя, Раскольников, главный герой романа Преступление и наказание, совершивший преступление, должен обратиться к Евангелию, чтобы найти ответы на мучающие его вопросы и постепенно духовно возродиться. Достоевский своим романом доказывает, что насилие и добро — понятия несовместимые. И даже если на путь насилия становится человек добрый, жаждущий изменить мир, избавить людей от страданий, он неизбежно принесет зло и себе, и другим.
    Используя в романе Преступление и наказание библейские легенды и образы, Достоевский размышляет о трагических судьбах мира и России. Во времена Достоевского была популярна идея революции как самого быстро и радикального средства переустройства страны. Но революция неизбежно приводит к крови, к насилию, к жертвам. И революции нужны были такие люди, которые могли бы переступить через нравственные нормы. Идее революции Достоевский противопоставляет мысль о нравственном и духовном очищении человека. По мнению Достоевского, огромную роль в этом должно сыграть христианство. Это обусловило появление в романе библейских мотивов. Образы из Библии перекликаются с образами романа. Так, легенда о воскрешении Лазаря перекликается с судьбой Родиона Раскольникова. Комната главного героя уподобляется гробу. Именно под камнем он оставил награбленное у убитой старухи, а Христос повелевает отнять камень, то есть раскаяться, освободить душу. На каторге Раскольников читает Евангелие — ту самую книгу, из которой Соня читала ему о воскресении Лазаря. Судьба Сони, святой блудницы, перекликается с притчей о блуднице Марии Магдалине, прощенной Иисусом Христом. Соня пожертвовала собой во имя любви к ближним, она погубила себя, так ничего и не добившись. Но своей любовью, жалостью, состраданием, самопожертвованием, своей верой в Бога она спасает Раскольникова. Маляр Миколка тоже жертвует собой он принимает на себя вину, чтобы пострадать.
    Есть в романе немало деталей, неслучайных слов, цифр, связанных с библейскими мотивами. Так, кроткая, безответная Соня поселяется у Капернаумова. А Мария Магдалина жила недалеко от этого селения в Галилее, которое любил Иисус Христос. Цифры в романе одна из тайн Достоевского, который считал, что каждая цифра имеет определенное значение. Ряд цифр перекликается с библейскими сюжетами. К примеру,
    Свидригайлов затри дня достает билет заграницу, предлагает деньги, чтобы помочь Раскольникову бежать он считает возможным бежать от совести. Достоевский неслучайно выделяет число четыре. Это число тоже относится к библейской числовой символике (четыре варианта Евангелия. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Рас- кольникову, Лазарь был мертв четыре дня. Кроме того, эта история помещена в четвертом Евангелии от Иоанна. Читая внимательно роман, можно обратить внимание и на другие моменты, имеющие отношение к Библии.
    «Я видели знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Яне могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Так считал Ф.Достоевский. Пытаясь разобраться в вечных проблемах добра и зла, милосердия, справедливости, ответственности человека за содеянное, он обращается к Библии. Библия — единственный путь к спасению, по мнению Достоевского. В последних словах романа звучит вера в возрождение души преступника. Это и вера в возрождение всей России
    Развенчивание теории Раскольникова по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание»)
    П
    лан
    I. Достоевский — создатель социально-психологического романа. Теория сильной личности. Философская идея Родиона Раскольникова.
    . Убийство старухи-процентщицы — самопроверка героя. Отношение Раскольникова к совести. Крушение теории Раскольникова.
    III. Любовь к ближнему — главная авторская мысль про- изведения.
    В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности.
    Георгий Тараторкин
    Ф. М. Достоевский — создатель социально-психоло- гического романа. Писатель глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества, для разных социальных групп. Изображая жизнь современной ему России, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи и имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романа нашли отражение злободневные явления общественной жизни середины х годов, эпохи реакции, наступившей после разгрома революционно-демократического движения, эпохи бурного развития капитализма в России. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи сильной личности, способной подчинять себе людей и превращать их в оружие для достижения своих целей
    Теория Раскольникова, главного героя романа, возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их — в социальной несправедливости. Что делать Смириться Бороться По его мнению, вступить в единоборство с этим безумными грязным миром может только необыкновенная личность.
    Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников пришел к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счет кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что все человечество подразделяется на две категории, на два разряда.
    Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, твари дрожащие, и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, сильные мира сего. Великие личности, творцы истории Ликург, Магомет, Наполеон не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен, что развитие общества совершается за счет угнетения тварей дрожащих «наполеонами».
    Идея Раскольникова далеко не наивна. Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам Вошь ли я, как все, или человек Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет Тварь ли я дрожащая или право имею. Ион уверяет себя, что является необыкновенным человеком, прирожденным властелином судьбы. Власть ему нужна, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, все страдающее человечество. Убийство вредной, жадной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном случае своей страшной теории. Обосновывая убийство, герой заявляет Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил. Его теория заключается в том, что если в душе человека есть холодный расчет, то он может совершить безнаказанно преступление. Совесть, душа — все это бред, выдумки слабовольных людей. Это и была его главная ошибка
    На практике теория Раскольникова потерпела крушение. После убийства старухи он потерял контроль над собой. У Раскольникова сработал инстинкт самосохранения, появилось дивное желание вырваться на свободу. Вместо одного убийства он совершил три убил нив чем неповинную Елизавету, а вместе с ней и ее нерожденно- го ребенка. А ведь на убийство старухи он шел отчасти ради нее. Раскольников был уверен его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого он испытывает муки и оттого, что не сумел стать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, с Разумихиным, что чувствует кровь на своих руках. Его преступление оборачивается духовным самоубийством. Он говорит Разве я старушонку убил Я себя убила не старушонку».
    Герой оказался не в силах освободиться от нравственного закона. В образе Раскольникова Достоевский казнит попытку отрицания совести, нравственных законов человечества и всем содержанием романа показывает, что все люди подвластны этим законам, они передними равны. Описывая муки Раскольникова, Достоевский подводит читателя к мысли о неприкосновенности, о святости любой человеческой личности, показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, повернув его на путь справедливости, он все же неизбежно принесет зло и себе, и другим.
    Причины преступления Раскольникова по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание»
    )
    П
    лан
    I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым.
    II. Мотивы преступления Раскольникова.
    . Характеристика главного героя. Идея защитить униженных и оскорбленных. Теория сильной личности. Наказание Раскольникова.
    В центре романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание характер героя шестидесятых годов ХIХ века, разночинца, бедного студента Раскольникова. Он совершает преступление убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Что заставило Раскольникова совершить убийства, каковы мотивы преступления Читая роман, мы шаг за шагом следим затем, как и почему созревает идея убийства, но ив конце романа не получаем простого, односложного ответа. В основе романа лежит психологическая и философская тайна.
    Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами Родион был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок, строен. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей сам нищий, дает деньги на похороны Мар- меладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа Разумихин, Соня, Дуня любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. И вот такой человек совершает чудовищное преступление. Как, почему это могло случиться?
    Нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения. Он перестает посещать университет, потому что нечем платить за обучение. Ему приходится избегать хозяйку, так как накопился долг за комнату. В довершение ко всему он узнает, что его любимая сестра Дуня, чтобы помочь брату, собирается выйти замуж за развратного Лужина. Не бывать этому браку, пока я живи к черту господина Лужина!» — восклицает Раскольников, отказываясь принять жертву сестры. Перед его глазами постоянно встают картины нищеты и унижения. То он выслушивает исповедь Мармеладова, то сам видит то, о чем рассказывает Мармеладов, то встречается с бедной обманутой девочкой, то, проходя по окраинам
    Петербурга, сталкивается с теми, кто пытается совершить самоубийство. Все страдания человеческие проходят через его сердце, поэтому психика героя надломлена, отличается болезненностью, а сознание его постоянно раздваивается. В душе героя поднимается протест, бунт против несправедливых условий.
    Но бунт Раскольникова не согласуется с человеческой моралью. Не зная, как выйти из своего трудного положения, он замышляет убийство старухи-процентщицы. Ему кажется, что, убив никому ненужную, жадную старушонку, он выступает в защиту попранной справедливости, проверяет свою силу в борьбе за благородные цели. Поэтому он решается на преступление. Но никакая, даже самая светлая, идея не стоит человеческой жизни. Но есть еще другая причина, толкнувшая героя на преступление. Размышляя о жизни в своей каморке, он приходит к теории, которая чудовищна по своей сути, но имеет стройный и убедительный вид. Родион Раскольников пишет статью, в которой высказывает мысль, что люди делятся на два разряда на материал и на необыкновенных людей, которые способны сказать новое слово в истории. Последних очень мало, и они имеют право властвовать над людьми, они могут переступить закон. Таковы Наполеон, Ликург, Магомет. Они не останавливаются ни перед преступлением, ни перед великой кровью, чтобы совершить задуманное. По его мнению, это вечный закон кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властен. Раскольников считает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, так как он убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. Он убежден в непогрешимости своей теории, считает, что она открывает выход из всех жизненных тупиков. Не зная, с чего начать действовать, Раскольников решил проверить себя, к какому разряду людей он принадлежит тварь ли я дрожащая или право имею. Все доброе, чистое, человеческое восстает в Раскольникове против убийства, но он смиряет себя своей теорией, его подталкивают некоторые случайности, ион решается совершить убийство
    Совершив преступление, Раскольников продолжает верить в свои идеи, хотя они испытывает муки совести. Он говорит Соне Свобода и власть, а главное власть. Душевные муки героя становятся все напряженнее, они идут по множеству направлений, но каждое заводит в тупик. Он старается не думать о своей материи сестре, потому что тогда нужно будет решать вопрос, куда отнести их по его теории, к какому разряду людей. Ведь, по его теории, они должны быть отнесены к низшему разряду, а значит, и на их головы может опуститься чей-то топор. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он — не Наполеона тварь дрожащая, вошь, сознание бессмысленности совершенного преступления — все это невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Теория сильного человека не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи.
    Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для жизни по совести. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хочет избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   24


    написать администратору сайта