Главная страница
Навигация по странице:

  • Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина П лан

  • Тема любви в прозе Куприна П лан

  • Бащенко, Светлана Викторовна


    Скачать 2.16 Mb.
    НазваниеБащенко, Светлана Викторовна
    Дата07.04.2022
    Размер2.16 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаsochineniy_10-11_klassy.pdf
    ТипСборник
    #450217
    страница10 из 24
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24
    Тема природы в поэзии серебряного века на примере творчества И. А. Бунина)
    П
    лан
    . Поэзия в творчестве Бунина.
    . Многообразие красок, звуков, запахов.
    . Любовь и радость бытия.
    4. Я все-таки… прежде поэт
    Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, Одно есть только в мире счастье — Весь божий свет душой любить!
    И. Бунин
    Признание и известность Бунин приобрел как прозаик, но значительное место в его творчестве всегда занимала поэзия. Он начал со стихов и писал стихи до конца своих дней. В 90 году вышел сборник стихов Листопад, в который вошли лучшие стихи из ранней поэзии
    Бунина. Лейтмотив сборника — элегическое прощание с прошлым. Это стихи о Родине, красоте ее природы, о грустных закатах осени и зорях лета. Блок высоко оценил этот сборник, сказав оправе Бунина на одно из главных мест в современной поэзии. Блок писал Так знать и любить природу, как умеет
    Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. В стихах Бунина природа предстает во всем многообразии красок, звуков, запахов. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной
    Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой
    Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют
    То там, то здесь в листве сквозной
    Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пестрый терем свой. Чувственное отношение поэта к природе наиболее ярко выражено в его знаменитом четверостишии
    Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит:
    Любовь и радость бытия. Русская природа пленила Бунина своей простотой, безыскусностью, таинственной сказочностью детства, где не было места трагедиям страшного мира, где все было наполнено покоем и счастьем Творчество Бунина — и проза, и стихи — наполнено музыкой поэзии жизни. И недаром он сам говорил Я все-таки… прежде поэт. Поэт А уж потом только прозаик».
    Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина
    П
    лан
    І. Рассказ Антоновские яблоки — вершина раннего творчества Бунина.
    ІІ. Элегия старому уходящему миру. Гармония сосуществования человека и природы. Ностальгия по ушедшим временам.
    ІІІ. Антоновские яблоки — своеобразный гимн дворянскому гнезду».
    Быть счастливым — значит наслаждаться, а не страдать. А. Шопенгауер

    В год, когда писателю исполнилось тридцать лет, он написал свой ставший впоследствии знаменитым рассказ Антоновские яблоки. Этот рассказ — вершина раннего творчества Бунина и предвосхищение его самых сильных произведений. И хотя критика того времени увидела в авторе певца осени, грусти, дворянских гнезд, рассказ стал заметным явлением в русской литературе. За внешней грустью автора скрывалось ощущение полноты жизни, приятие ее во всех проявлениях и полное отсутствие страха перед неизбежными переменами.
    Антоновские яблоки — элегия старому уходящему миру, изображение того, что ушло и не вернется. Покоем и умиротворенностью веет от старого сада, покой и умиротворенность в душе. Человек и природа сосуществуют в гармонии, все разумно, соразмерно, налажено. Помню раннее, свежее, тихое утро Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Воспоминания детства питают человека в зрелые годы, придавая ему силы для преодоления трудностей жизни. Здесь мы не только погружаемся в воспоминания вместе с автором, мы дышим с ним ароматным воздухом, наслаждаемся картиной крестьянского труда, неспешного и размеренного. Все вокруг радует тихой прелестью русской природы и русской натуры, таки хочется вместе с автором пробежаться посаду, шурша сухой листвой, и счастливо выдохнуть «Хорошо!».
    Настолько хороша картина жизни, нарисованная художником, настолько позитивно изображено время сбора антоновских яблок, что невольно охватывает ностальгия по ушедшим временам. Ядреная антоновка — к веселому году. Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась значит, и хлеб уродился В рассказе хорошо живется и помещику, и крестьянам. Нет картин острого социального неравенства, неизбежно ведущих к борьбе, в усадьбе мири согласие Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой. Картины деревенского неспешного быта изображены с такой любовью, что до боли не хочется никаких новшеств и перемен, хочется запечатлеть все, как на фотопленку, да таки оставить на все времена. Даже критики того времени, отмечая отсутствие демократизма в рассказе, не могли не отметить Хорошо пахнут антоновские яблоки.
    Антоновские яблоки — своеобразный гимн дворянскому гнезду, в котором выросли лучшие представители русской культуры, впоследствии прославившие ее и вознесшие на мировой уровень.
    Тема любви в прозе Куприна
    П
    лан
    . Тема возвышенной любви в произведениях Куприна.
    . Истинная любовь — основа всего.
    . Повесть Гранатовый браслет — гимн всепобеждающей любви.
    4. Повесть «Олеся» — наивная, очаровательная сказка о любви. Вас так никто не любит. Я один. Я вас люблю, как проклятый. До смерти. Н. Винграновский

    А. И. Куприн — мастер художественного слова — подарил миру прекрасные произведения о непреходящих человеческих ценностях. Невозможно обойти такие произведения, как «Суламифь», «Олеся», Гранатовый браслет, в которых звучит тема возвышенной любви и женственности. Протестуя против пошлости и цинизма общества, продажных чувств, зоологических проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), забираясь в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в каморку влюбленного чиновника, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире (« Гранатовый браслет. Истинная любовь, помысли Куприна, является основой всего земного и не только земного. Устами генерала Аносова писатель говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не должно основываться на выгоде и корысти Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Молчать и гибнуть — вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе свет, надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его над миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную Да святится имя твое. Кто же та, ради которой Желтков готов уйти из жизни Это княгиня Вера. Куприн подчеркивает, что за внешне аристократической строгостью героини скрыта прекрасная, сильная душа, которая может раскрыться при определенных обстоятельствах. Слова
    Аносова о любви настоящей и фальшивой, безответной и сильной, как смерть, жалкой и той, которая преодолевает все преграды, Вера поймет только после смерти Желтко- ва. Гранатовый браслет, подаренный Вере Желтковым, символизирует непоказное, но глубокое чувство. Образ гранатового браслета — образ любви бедный чиновник отдает единственную ценную вещь, которую имеет. Этот браслет, как и любовь Желткова, не имеет внешней утонченности, но прячет в себе необыкновенную силу.
    Куприн показывает, что благородство чувств дается человеку от рождения. Свою любовь Желтков считает Божьим даром, поэтому и звучит молитвенное Да святится имя твое. Красная роза, принесенная княгиней Верой Желткову, символизирует большую любовь, которая встречается только один раз на тысячу лети которая прошла мимо княгини. Ушел из жизни человек, но любовь осталась, она слилась с бетховенской сонатой
    № . Под звуки музыки героиня ощущает мучительное и прекрасное рождение в своей душе нового мира, ощущает чувство глубокой благодарности человеку, любовь которого к ней была поставлена выше самой жизни. Теперь Вера изменилась, она ощутила, что мимо нее прошла большая любовь. Бетховенская «Аппассионата» стала гимном святому и чистому человеческому чувству — чувству всепобеждающей любви. Приятно купаться в лучах любви, согреваться ее лаской и теплом. Но прекраснее — дарить самого себя, свою душу любимому. Поэтому и плачет Вера Николаевна, слушая сонату Бетховена — завещание Желткова. Плачет потому, что не узнала, пропустила ту самую любовь, что бывает только разв тысячу лет, плачет потому, что понимает именно ей такую любовь ощутить не суждено. Повесть Куприна учит, как сберечь человеческое уважение и доверие, как быть внимательным не только к собственным желаниями собственной боли, как понимать не только себя, но и других, как уметь прощать. Итак, повесть Гранатовый браслет — подтверждение того, как
    Куприн ищет в реальной жизни людей, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Эта мысль получила воплощение в другой его повести — «Олеся». События повести происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с дочерью природы — полесской девушкой Олесей. Красота, яркое воображение, ум Олеси покорили сердце героя. Но свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Не понимает ее, несмотря на взаимную любовь, и Тимофей Иванович. Он не в состоянии разрушить мир дочери природы и свой собственный. Он понимает невозможность совместного счастья, понимает это и Олеся. Наивная, очаровательная сказка любви заканчивается разлукой. И виной тому Иван Тимофеевич. Что хотел сказать Куприн, отчего предостеречь Только вдали от цивилизации, от капиталистического общества можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства. Простой, бесхитростный подарок Оле- си — бусы — символ ее чистого, естественного чувства,
    символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка, какого- нек этой любви. Есть что-то общее между Олесиной ниткой красных бус и гранатовым браслетом, подаренным Желтковым княгине Вере. Связь между повестями Гранатовый браслет и Оле- ся» очевидна. Вместе они — гимн любви, гимн женщине, духовной, чистой и мудрой. Гимн возвышенному, первозданному чувству. Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького
    П
    лан
    I. Неоромантизм раннего творчества М.
    Горького.
    II. Гимн свободному человеку в произведениях писателя. Герои рассказа Макар Чудра».
    . Героико-легендарные и аллегорические образы в романтических произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни в рассказе Старуха Изер- гиль».
    III. Концепция человека в раннем творчестве М. Горького.
    Есть только две формы жизни гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые — вторую.
    А. М. Горький К раннему периоду творчества М. Горького относят его романтические произведения (Старуха Изергиль», Макар Чудра», Песня о Буревестнике, Песня о Соколе и другие, рассказы босяцкого цикла, некоторые реалистические рассказы. Именно в реалистических рассказах наметились те темы, которые писатель будет развивать позднее обличение социального строя, его пороков, доводящих человека до крайней степени падения, нравственной скудости, духовной и, наконец, физической гибели
    В своих же романтических произведениях Горький осуществляет поиск человека, поэтому ведущими темами этих произведений становятся соотношение добра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости. Они проникнуты героическим пафосом. Стремление помочь жить красивее, ярче, возвышеннее и вызвало обращение Горького к романтике. Нужны подвиги, подвиги, — восклицал писатель. — Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Надо было возвысить человека, окрылить его, пробудить в нем бодрость и веру. Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно гореть, недостаточно быть свободными гордым, чувствующими беспокойным. Нужно иметь главное цель, оправдывающую существование человека, ибо цена человека — дело его».
    С самого первого рассказа Макар Чудра» Горький делает своими героями людей, которые ценят духовную свободу, людей, которых жизнь не может привязать код- ному месту, людей независимых. Гордый Зобар не может упасть в ноги даже любимой женщине. Лойко был единственным человеком, которого Радда смогла полюбить, и именно зато, что он никогда не стал бы ее рабом. Но даже сильная любовь не может заставить ее расстаться со свободой, волю она любит еще сильнее Зобара. Горький поет мрачный и торжественный гимн гордой паре кра- савцев-цыган».
    Молодой Горький мечтает о сильных, волевых натурах, людях-борцах, которые смогут вывести Россию из тьмы, однако рядом их не находит. И поэтому его обращение к деятельному, революционному романтизму неслучайно. Так возникают Песня о Соколе и Песня о Буревестнике. Трусливому и самодовольному Ужу, вполне удовлетворенному жизнью в душном ущелье, Горький противопоставляет смелого Сокола, рвущегося ввысь, к свободе, свету, вступающего в неравный бой с врагом. Сокол знает, что погибнет, но невозможность свободы для него сильнее
    смерти. И Горький поет славу безумству храбрых. Тоже в Песне о Буревестнике, которая стала настоящим гимном общественного движения того времени. Утверждение свободы, добра, человеческого достоинства, вопрос о смысле жизни и назначении человека в ней — главные проблемы рассказа Старуха Изергиль». В основу его сюжета положено две легенды. Одна — о гордом, высокомерном Ларре, другая — о Данко, юноше, отдавшем сердце для спасения своего народа. Писатель затрагивает важную этическую проблему человек без людей, вне своего народа — ничто. Отвергнутый соплеменниками, Ларра лишен человечности, любви и доброты. Одиночество, обреченность на бессмысленное и бесплодное существование — вот самое страшное наказание.
    Ларре нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. В одиночестве бывший когда-то сильным человек превращается в никчемный призрак. Эгоизму Ларре противостоит величие подвига Данко, который жертвует собой ради спасения своего народа. Его горящее сердце, вырванное из груди, освещающее дорогу в темноте, давно уже стало символом. Противопоставляя эти образы, Горький и раскрывает основную проблему рассказа. Не менее романтична и сама старуха Изергиль, утверждающая В жизни всегда есть место подвигам.
    Изергиль прожила жизнь, наполненную жадной любовью. Она была подчинена этой ненасытной страсти, нов любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Через все раннее творчество Горького проходит мечта о прекрасном человеке. Горький показал в литературе того времени новых героев — людей подвига, борьбы, больших и ярких чувств. Романтические рассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан в них не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния он — творец жизни.
    В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? по рассказу М. Горького Старуха Изергиль»)
    П
    лан
    І. Поиски героя — сильного и свободного человека.
    ІІ. Данко и Ларра — исключительные люди.
    . Все дело в векторе направленности личности.
    . Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу.
    . Кто же нас выведет из темного «леса»?
    ІІІ. Сильная личность — еще не гарантия моральности. М. Горький избрал удачную форму сказочной легенды, чтобы в иносказательной форме донести до читателя, каким исключительным, сильными свободным может быть человек, и как важно направить эти качества в благое русло. И Данко, и Ларра — те самые исключительные люди. Они схожи в своей душевной силе, свободе мысли, широте взглядов, несгибаемой воле и уверенности в себе. Но одно кардинально их отличает все эти качества Ларра использует на благо себе, а Данко — на благо людям. И один этот вектор направленности человека превращает Данко и Ларру в антиподов. Ларра в своей ослепляющей гордыне презирает весь мир, ставит свою волю и свои желания превыше любого закона, считает, что вправе решать даже то, жить ли человеку или умереть. Он свободен Он всемогущ Он велик. Но автор показывает, как убийственна такая исключительность. На презрение к народу народ ответит тем же, а не нашедшая успокоения душа вечно будет страдать и метаться. Именно благодаря художественному приему противопоставления образ Данко на фоне Ларры вызывает еще большее восхищение. Несмотря на недоверие и даже обвинения ведомых им сквозь чащу людей, он жертвует своею жизнью ради их спасения. Несмотря на свою фантастичность, образ вынутого из груди пылающего сердца как нельзя более точно характеризует всеобъемлющую любовь героя легенды к народу.
    В легенде о Данко можно угадать настроение и ожидание самого Горького он жаждет прихода такого преданного народу человека, который выведет его из темноты леса, такими мрачными красками описанного автором в этом аллегорическом лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи. Как похоже это на сгустившийся над Родиной писателя мрак!
    Смысл противопоставления Ларры и Данко состоит в том, чтобы подчеркнуть наличие у человека огромных способностей, воли, таланта и других качеств, которые выделяют его из толпы, делают, в некотором роде, сверхчеловеком, — еще не гарантия того, что этот человек хорош. Без правильного устремления, без любви и моральности эти сверхчеловеческие качества становятся демоническими. Поэтому задача общества — не только развивать способности и ум человека, но и учить его быть любящим, бескорыстными жертвенным. Раздумья о человеке в пьесе М. Горького На дне»
    П
    лан
    I. Философский смысл пьесы М. Горького На дне. Пьеса На дне — споро человеке. Обитатели ночлежки Костылева.
    . Человека надо жалеть — жизненное кредо Луки. Протест Сатина против утешительной лжи. Актуальность пьесы М. Горького На дне. Человек — вот правда!
    М. Горький
    В 90 году М. Горький создает свою вторую пьесу На дне. В ней писатель вновь обратился, как ив рассказах раннего периода, к миру отверженных. Но замысел драматурга не сводится к изображению людей дна, искалеченных общественным строем. Пьеса является страстными взволнованным спором о человеке, о различных путях к человеческому счастью
    Читая пьесу, мы оказываемся в подвале, похожем на пещеру. Обитатели ночлежки Костылева — не самые опустившиеся нищие у этих людей есть еще деньги заплатить за нары. В разговорах звучат признания, кто и как опустился в этот подвал. Барон проворовался на службе, потом — тюрьма, потом — подвал Костылева. Сатин в гневе убил обидчика сестры, потом — каторга, потом подвал Костылева. Клещ не выдержал конкуренции, разорился, лишился мастерской и жилья, потом — подвал
    Костылева. Не нашли себе пристанища и работы Татарин и Кривой Зоб. Из подвала не выходил вор, воров сын Васька Пепел. В ночлежке судьба свела бывших бывшего слесаря и бывшего барона, бывшего актера и бывшего крючника. Никто не смог вернуться к прежнему состоянию и месту в жизни.
    В чем же состоит настоящая правда жизни, к которой должен стремиться человек Этот вопрос обнаженно и остро встает в пьесе, и на него по-разному отвечают различные персонажи Сатин, Лука, Костылев, Клещ, Настя и другие. Противоположные точки зрения в ответе на этот вопрос выражают Лука и Сатин.
    У Луки свое отношение к человеку. Он всех успокаивает, утешает, каждому дарит надежду. Человека надо жалеть, считает Лука. Тяжелобольную, умирающую Анну он уверяет, что на том свете ее ждет жизнь без страданий. Страдающего алкоголизмом Актера Лука заставляет поверить, что есть лечебница для алкоголиков вору Пеплу он сулит светлую жизнь в Сибири. Дав некоторых ситуациях утешительная ложь Луки необходима. Нужна ли правда безнадежно больной Анне, доживающей свои последние часы Можно ли сказать человеку, что его дни сочтены?
    Но с другой стороны, каждый из обитателей ночлежки мечтает вырваться из лап Костылева, обрести свое счастье. А может, нужно сказать человеку правду и заставить его бороться за лучшую жизнь Утешающая же ложь Луки разоружает людей перед жизнью, несет
    им духовную гибель. Исчезновение старика пробуждает в душе обитателей ночлежки беспокойство как, чем жить Утешения Луки дают надежду сейчас, но сокрушают позже. Так наркоз снимает ощущение боли вовремя операции, но боль возвращается уже в палате. Поэтому все, кого Лука наделил своим благодетельным словом и кто поверил старцу, потрясены открывающимся им снова страданием и гибнут.
    Поясняя философскую сущность пьесы На дне, Горький писал Основной вопрос, который хотел я поставить, это — что лучше, истина или сострадание Что нужнее Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука Это вопрос не субъективный, а общефилософский».
    Антиподом Луки сего утешительными идеями выступает в пьесе Сатин. Он шулер, человек опустившийся и ожесточившийся, как все обитатели ночлежки. В философии Луки Сатину дорога его любовь к человеку, ноне- приемлема утешающая ложь, с помощью которой Лука пытается лечить душевные раны. Для Сатина Существует только человек, все же остальное — дело его руки его мозга Человек Это великолепно Это звучит…гор- до. Монолог Сатина — лишь яркая вспышка жажды правды и справедливости, которая не угасает и на дне, и где бы ни находился человек, он должен оставаться человеком. Провозглашая гордое стремление утвердить человека в его правах, Сатин как бы подводит итог исканиям правды обитателями ночлежки. Слова Сатина проникнуты верой в творчество человека, в его разум и могущество.
    Пьеса М. Горького На дне актуальна ив наше время. Прежде всего, писатель предупреждает нас об опасности жить иллюзиями. Особенно важен момент самосознания тех, кто привык к бездумному стихийному состоянию. Не стареет и священна для Горького потребность пробудить личность, ее способности к размышлению, к вере в свои силы и возможности, ибо все достойное на земле — дело человеческих руки мозга.
    Своеобразие творчества поэтов серебряного века на примере творчества одного из поэтов
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   24


    написать администратору сайта