Бащенко, Светлана Викторовна
Скачать 2.16 Mb.
|
6. Можно ли утверждать, что в творчестве И. А. Буни- на большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью»? Можно ли утверждать, что в классической литературе есть все ответы на сегодняшние вопросы Реальная жизнь всегда разнообразнее и сложнее любых представлений о ней. Но ведь столь же верно и то, что каждое вновь приходящее поколение читает классику и находит близкое себе и своему времени, а порой и просто поражается ее современности. Иван Алексеевич Бунин является одним из самых видных русских писателей двадцатого века. У него замечательно получались как стихи, таки проза, как короткие рассказы, таки романы. Мне нравятся рассказы Бунина, основной темой которых является любовь. Целиком этой теме посвящен последний цикл его рассказов Темные аллеи, написанный в годы второй мировой войны. В каждом рассказе сборника мастер слова пишет только о любви, о ее темных и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях. Ив каждом рассказе любовь разрушает равномерный ход жизни, взламывает ее. Герои рассказов попадают в ситуацию, когда любовь — вот она, есть. И что с ней делать? Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, потому что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. Герой рассказа Темные аллеи не может связать себя семейными узами с крестьянкой Надеждой, но, женившись на другой женщине, своего круга, не обретает семейного счастья. Жена изменила, сын — мот и негодяй, сама семья оказалась самой обыкновенной пошлой историей. Однако, несмотря на кратковременность, любовь все равно остается вечной она вечна в памяти героя именно потому, что мимолетна в жизни. Мне кажется, военное время обостряет чувства, вынуждает дорожить каждой минутой. Рассказы Солнечный удар, Чистый понедельник, «Натали» — все они отлично подходят под описание трагичной любовной истории с печальным концом, нов каждом из них Бунин открывает новый аспект, новый взгляд на любовь. В обычной нормальной жизни любовь воспринимается как должное, а большая любовь вызывает страх, бурю отрицательных эмоций, приравниваемых к войне Каков выход? «Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена, — девиз творчества Бунина, который ценит лишь естественную, чистую любовь, высокое человеческое чувство, отвергая надуманные ложные впечатления. Иван Алексеевич также в своих рассказах неразрывно связывает любовь со смертью, соединяет прекрасное и ужасное. Но это — не надуманная композиция, автор таким образом пытается показать читателям любого возраста, века, поколения, как близко граничит любовь со смертью, насколько близко друг от друга две крайности. 7. Видит ли автор в Чацком идеального героя (по комедии АС. Грибоедова Горе от ума») Александр Сергеевич Грибоедов — один из величайших умов своей эпохи, видный политический деятель, вошедший в русскую литературу как автор одного произведения. Но свою пьесу он назвал Горе от ума, уже в самоназвание вынося острую, не комедийную проблему XIX века. Каждый автор дарует душу своему герою, проживая его путь, терзания, боль, победы, разочарования. Грибоедов создал целую галерею отрицательных образов Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т. д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты развития современного им общества. Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий молодой, искренний, смелый до дерзости, активный, рвущийся к действию, готовый доказывать кому угодно справедливость собственного мнения. Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Чац- кий — богатая и разносторонняя личность. Пушкин говорил, что Чацкий неумен, так как он высказывает свои взгляды в фамусовской гостиной, где слово его не будет услышано. Может быть, где-то здесь происходит разрыв между Грибоедовым и героем его пьесы. В пьесе Чацкий унижен и побежден, но от его появления и до последней сцены пьесы ощущается сочувствие автора своему герою. Никогда Чацкий не будет объектом смеха для зрителя, он тот, чьим словам смеются. Он может вызывать сострадание, ноне жалость, улыбку, ноне насмешку. Даже в своих ошибках Александр Андреевич выше всех прочих лиц в пьесе, — и все это свидетельствует об уважении автора к своему герою. По-моему, Грибоедов не идеализирует ни свое время, ни общество, ни тезку-героя, тактично предлагая со стороны взглянуть на коллизии жизни. Я хорошо помню монолог Чацкого А судьи кто, чтобы давать однозначную оценку произведениям мудрейших классиков и их бессмертным героям. Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Об- ломова? (по роману И. А. Гончарова «Обломов».) «Обломов» появился тогда, когда крепостнический строй все больше обнаруживал свою несостоятельность, и роман сразу привлек внимание читателей. Гончаров работал над этим произведением много лет, прикоснулся пером художника к самым сокровенным струнам русской души. Писатель создал героя, воплощающего основные национальные черты, хотя ив виде не самом приглядном, но вызывающем любовь и сочувствие. Автор детально прорисовал социально-исторические причины формирования характера Обломова, именно поэтому в романе важное место занимает изображение тех условий и той среды (имение Обломовка), в которых происходило становление героя, некий генный уклад, что не удалось изменить Ольге Ильинской. Он — гурман и мечтатель, мечтает об изменениях, носам не хочет для этого ничего сделать. Он — хороший человек, за это его и полюбила прекрасная женщина Ольга. Когда между Обломовым и Ильинской возникает искра любви, Ольга надеется, что сможет изменить Обломова, начинает разрабатывать план. Но Обломов боится изменений, считая, что внешний мир страшен, смертельно опасен. В свою очередь, Агафья Матвеевна вкусно готовит, ухаживает за Обломовым, не требуя от него ничего. С ней нестрашно, как с Ольгой Ильинской, с ней не надо меняться. Он убегает от своего чувства к прекрасной женщине. Стыдясь прожитого, он понимает, что жил зря, да и уже слишком поздно что-либо менять. Отношения Ильинской с Обломовым бесперспективны, она соглашается выйти замуж за немца Штольца, расчетливого, рационального, человека другой психологии, который не может ей дать той полноты чувств, испытанных с Обломовым. Несчастливы все трое… Мне кажется, Ольга Ильинская не смогла бы изменить Обломова по причине его духовной нищеты, узости интересов, бедности и примитивности натуры, но главное — нежелания саморазвития. Илья Ильич (символичное сочетание Илья-Ильинская) полюбил Ольгу всерьез В этом-то и заключалась вся жестокость происшедшей между ними драмы Пушкин и Достоевский, Гончаров и Грибоедов, Бунин и Некрасов писали о любви, болезненной и чистой, безответной и исцеляющей, Гончаров показал любовь трусливую. 68 9. Счем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России Тема родины — одна извечных тем поэзии. Однажды на поэтическом вечере Александра Блока попросили почитать «что-нибудь о России. На это он ответил Это все о России. А. Блок, великий поэт серебряного века русской поэзии, чувствовал свою кровную, неразрывную связь с судьбой России. Он переживал эту связь поэтически, страстно, драматически, предчувствуя великий исторический слом эпох, считал, что буря обновления необходима, приветствовал ее, но знал, что она принесет ему гибель. Поэтому в поэзии Блока о России так много драматизма. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова «Пальнем-ка пулей в Святую Русь?». Блок воспринимал Россию как самую близкую женщину, как свою половину, как жену. В своем стихотворении На поле Куликовом» он писал: «О, Русь моя Жена моя До боли Нам ясен долгий путь! Вглядываясь в бескрайние дали своей родины, Блок говорит о своей щемящей к ней любви. Да, Россия нищая, бесприютная, неудобная для жизни, неприглядная. И все же любит он ее — такую Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви! Блок говорит в стихотворении Россия о странном чувстве он не может удержать Россию от несчастья (Какому хочешь чародею отдай разбойную красу. Но поэт уверен в том, что любое испытание не уничтожит Россию Не пропадешь, не сгинешь ты. Он слушал революцию и призывал всех делать тоже самое. Сразу после поэмы о революции Двенадцать Блок пишет стихотворение Скифы. В нем он обращается к острой теме русской философии и литературы — теме путей и драматических судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Не- красова, Тютчева, Брюсова. Он сравнивает Россию с древними скифами. «Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами!..» Блок видит Россию страной, которая способна любить и ненавидеть, может отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что создано человечеством. Это страна — сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный. В этом, мне кажется, и состоит драматизм гения-поэта, трагизм и бессмертие его пророческих строк. Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: «Чац- кие живут и не переводятся в обществе (по комедии АС. Грибоедова Горе от ума») Они жили в самом начале XIX века Рылеев, Одоев- ский, Кюхельбекер... Их лира поэтически воплощала основные лозунги декабристов — свобода, справедливость, братство Молодой Грибоедов был тесно связан с передовыми людьми из тайных обществ. Его Чацкий — портрет и Петра Чаадаева, и друга Грибоедова поэта Одоевского, и горячего, гордого Пушкина. — портрет и характерно- вого человека. Сюжетную основу комедии АС. Грибоедова Горе от ума составляет конфликт молодого дворянина Чацкого стем обществом, выходцем из которого был он сам. События разворачиваются в московском аристократическом доме в течение одного дня. Но автор сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянства того времени и показав тоновое, живое, передовое, что зарождалось в его недрах. Чацкий видит перед собой неживых людей, а марионеток, подчиняющихся какой-то нелепой, на его взгляд, игре, сталкивается с фамусовским обществом, которое не может его услышать. В этом аспекте, мне кажется, произведение пережило свое время статичное общество не спешит принять яркие личности, и не так уж важно, что первоосновой была тема декабристов. АС. Грибоедов, отказавшись от традиционного разделения героев на положительных и отрицательных, создал такой тип героя, который в веках оказался весьма неоднозначным для понимания. По мнению критиков, роль главного героя — роль страдательная оно иначе и быть не может, такова миссия всех чацких. Они не знают о своей победе, сеют только, а пожинают другие — ив безнадежности успеха их главный бессмертный ход. Думаю, никогда не устареет проблема борьбы ума и безумия, а потому едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий». 11. На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший лирическую дерзость поэта? Среди огромного количества поэтических голосов России последних двух столетий голос Афанасия Фета до сих пор звучит свежо и своеобразно. Это классик нашей поэзии. Недаром Л. Н. Толстой, много лет друживший с Фе- том, удивлялся его поэтической дерзости, свойственной только великим поэтам. Действительно, Фет умел смотреть на мир, как будто видя все впервые. Он ощущал любое мимолетное чувство, обыденное переживание во всей его неподражаемой красоте. В стихотворении Я жду Соловьиное эхо поэт говорит только об ожидании, весь мир вокруг — это его ожидание. Творца не интересует развязка предмет или результат ожидания. Ожидание, томление — вот и сюжет, и тема, и единственный смысл стихотворения. Критики имя Фета водрузили на знамя чистого искусства, ценя весеннее чувство, почти первобытную свежесть ощущения. Особой лирической дерзостью были поэтические эксперименты Фета. Знаменитое стихотворение Шепот, робкое дыханье (850) написано без единого глагола. Поэты следующих поколений — модернисты, символисты — считали Фета своим учителем, мастером многомерного зрения (то ласточка мелькнет, то длинная ресница. Для Фета в поэтическом открытии заключалось само существо лирики. Поэзия его вдохновляла и вела как чистое искусство. Он всегда различал жизнь и поэзию, ив жизни был абсолютно непохож на свои стихи. И хотя говорят, что поэзия — удел молодых людей, муза Фета была ему верна до самой старости. Сборники Вечерние огни стали лучшим из написанного поэтом. Огонь позднего Фета — это светоч воспоминания, пламя любви, жар сердца, свет звезд, огни космоса. Но главный огонь — тот, что заключен Творцом в груди человека, он сильней и ярче всей вселенной, передним даже солнце лишь мертвец с пылающим лицом (Не тем, Господь, могуч непостижим, 879). Только об этом огне пожалеет поэт, покидая сей мир. Могущество своей лирики Фет понимал ясно стихи открытие, а не необдуманность. Стихи Фета удивительно смелые. Автор чувствовал, что людям не хватает слов, что слова бедны и несовершенны. А его стихи были музыкой и магией. Это дерзновение перед Богом, который, как известно, создал мир Словом. В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими (по рассказу АИ. Солженицына «Матренин двор») Как и многие другие, рассказ Солженицына «Матре- нин двор основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталинских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа — реально существовавшая женщина, хорошо знакомая автору. Именно Матрена — нищая и физически немощная — оказалась тем самым праведником, без которого не может стоять село, а в целом и весь мир. Согласно ее жизненной философии, жить надо не для себя, а для других, ив этом нет ничего особенного или выдающегося. Поэтому у героини не возникает мысли отказать кому-то в помощи даже в те моменты, когда помощь требуется ей самой. Она помогает всем, не замечая того, что люди с откровенной наглостью пользуются ее добротой. В этой бескорыстной помощи весь смысли цель ее жизни. Солженицын о ней говорит Утех людей всегда лица хорошие, кто в ладах с совестью своей. Дом ее был ее храмом всегда чистый, с зажженной лампадкой возле иконы. Матрена религиозна, нов советское время верующих людей осуждали, многие церкви были закрыты. Как жертвенный человек, она согласилась даже разрушить собственный дома ее родные и односельчане отгораживаются от трагедии смерти маленькой молчаливой Матрены. Они находят для нее слова неблагодарности, а осуждения. Поломать дом, в котором живет душа и смысл человека это преступление. Односельчанин Фаддей таким образом уже подписал Матрене смертный приговор. Пользоваться человеческой добротой, безответностью можно. Но презирать человека, который приносит себя в жертву, — бесчеловечно. Солженицын в рассказе поднял тему умирающей страны, потому что люди рубят сукна котором сидят изводят праведников, живут не по божьему закону, а по закону корысти. Но если мы живем в своей стране и знаем, что на праведниках земля держится, то жизнь Матрены дает всем урок. Надо стараться жить по совести, успевать благодарить человека при жизни, не осуждать людей и хранить о них добрую память. Утратив веру в Бога, Россияне сможет выстоять и окажется бессильна перед злом. Духовное начало людей всегда было связано с религией, с верой, и поэтому, считает писатель, если люди потеряют веру, то они потеряют и свою человечность, превратятся в живые машины. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, русский язык, часть Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цити- рования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или несогласны вы сего точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Текст Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. (Эти взаимоотношения изучают самые разные науки биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась наряд самостоятельных дисциплин общую экологию, агро- экологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д. (4)Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе стем между ними есть и большое различие. (Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (Иное дело — ценности культурные и нравственные. (Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи… (9)Историк-археолог В. Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия экология культуры. (Если выкорчевать дерево, тона его месте можно вырастить новое. Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, Задания взяты с сайта Федерального института педагогических измерений (і стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению ученого, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти. (Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной. ()Многое зависит от отношения к языку. (Иначе и быть не может (В самом деле. (Если культура — это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. (Возникнув на определенном историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. (8)Любовь к языку, как и любовь к природе, — составная часть патриотизма, любви к Родине. (Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону. Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нем выражена, не проходят бесследно для человека как личности. (Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. ()В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. (Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, таки живая нация не может смириться с деградацией своего языка (По ЛИ. Скворцову) |