Главная страница

Ответы по методологии. Базовая посылка Деятельностного подхода. Субстанциональность деятельности. Понятие культурная норма. Примеры


Скачать 2.11 Mb.
НазваниеБазовая посылка Деятельностного подхода. Субстанциональность деятельности. Понятие культурная норма. Примеры
АнкорОтветы по методологии
Дата25.02.2022
Размер2.11 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы по методологии.docx
ТипЛекция
#372885
страница9 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

17. «Подтверждающие системы» в общественных «науках», устройство и условия их работы. Примеры.




Стр. 128-131 пособия, презентация для аспирантов№ 3 слайды 15, 16 (имеются в пособии). лекция 8 (Сайт Березкина, http://berezkin.info/ раздел «семинары», период времени с 1 ч. 13 мин по 1ч. 38 мин.)
Основа текст пособия и указанный отрывок лекции. В кавычки взят текст автора.
В общественных науках подтверждающими системами выступают социальные институты.

В жизни люди вступают между собой в самые разные отношения и если бы не существовало специальных структур, в камках которых отношения людей упорядочиваются, общество уже бы не было. Оно бы разрушило себя. … .Есть так называемые «твёрдые тела» общественного устройства - «социальные институты.

Отличие социального института от обыденной жизни в том, что в социальном институте есть, в разной степени строго, но установленная деятельностная процедура. И ее нарушать нельзя.

Пример Березкина: процедура, называемая «защитой диссертации». «Там даже лишнего движения сделать нельзя. «Допустим, защита идёт, а членам Совета в это время даже в туалет выйти нельзя, извините. Потому что это всё пишется на видео. И любой, кто это увидит, может аргументировано написать «телегу» в ВАК. И ВАК такую защиту не засчитает, потому что процедура предусматривает, что, если кому-то понадобилось выйти, всё должно остановиться… сам процесс защиты… люди вышли, свои дела сделали. И потом заново всё возобновляется».

Есть функциональные места. Есть определенные процедуры взаимодействия. Процедуры взаимодействия между функциональными местами осуществляются по определенным правилам. Люди входят в функциональные места и занимают конкретные позиции, например, институт суда. Есть функциональное место судьи и его занимает человек, функциональное место секретаря и т.д. Взаимодействие осуществляется по установленным правилам. (это пример Березкина).

Взаимодействовать «по - человечески», в рамках института нельзя.

Взаимодействие в рамках института связано с соответствующей концепцией. (концепцию часто называют теорией). Любая концепция связана с институтом. Институт делается под теоретическую концепцию.

Есть теория, которая должна описывать как работает институт, и есть реальные отношения.

В институте происходит урегулирование взаимоотношений.

В общественных науках теоретические построения связаны с соответствующим институтом, который оформляет те или иные отношения и, соответственно воспроизводятся нужные типы отношений.

Общество заинтересовано в том, чтобы определенные типы отношений воспроизводились. Для этого и предназначен механизм - социальные институты.

Институт - это социальная форма идеального опосредования реальных отношений людей. Социальные институты задают стабильность в обществе.

«Где институты не сложились, или по каким-то причинам они разрушились, никакой науки (общественной) быть не может, поскольку в этих случаях не будет систем подтверждения научных знаний.».

Естественные науки подтверждают знания с использованием специальных экспериментальных установок, в общественных науках функцию таких установок выполняют социальные институты. Общественная теория подтверждается, когда институт работает стабильно.

18. Условия работы общественного знания. Проблемы общественной «науки», построенной по принципу естественных наук. Примеры.



Условиями работы общественного знания являются:

1) мир деятельности не меняется;

2) человек не меняется;

3) организация общества неизменна.

То есть, для того, чтобы общественные знания работали важно «статическое» (фактически застывшее) состояние общества, что на практике невозможно, поскольку общество всегда меняется, в том числе под воздействием новых идей.

Это является проблемой общественных «наук», построенных по принципу естественных наук. Так, естественная наука строится на основе принципа неизменности ее базы, осуществляя лишь «надстройку» новых знаний о неизменных объектах. В этом случае наука изначально развивалась по парадигме «ученый-созерцатель», когда ученый видит определенные закономерности и на их основе развивает знания, строит концепции.

В общественных науках невозможно добиться стабильности объектов и процессов, по поводу которых проводится исследование. Человек, общество и процессы, протекающие в этой сфере, постоянно изменяются под действием человеческой мысли.

В ряде случаев именно человеческие идеи выступают «локомотивом» для построения новых знаний.

Например, это произошло после издания «Капитала» К. Маркса, когда, высказанные им идеи стали развиваться, воздействовать на действительность, внедряться на практике.

В экономике отсутствуют как таковые неизменные законы, поскольку развитие экономики зависит от человеческого поведения.

Юриспруденция в целом построена исключительно на изучении норм права, правовых институтов, которые изменяются в течение жизни под воздействием человеческого поведения. Одни нормы принимаются людьми, другие отменяются. В связи с этим невозможно выявить объективные научные закономерности в этой сфере.

Соответственно, ставится вопрос о существовании общественной «науки» как таковой и об отнесении знаний в общественной (гуманитарной) сфере к дисциплинам, как это сделано на Западе.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта