Ответы по методологии. Базовая посылка Деятельностного подхода. Субстанциональность деятельности. Понятие культурная норма. Примеры
Скачать 2.11 Mb.
|
7. Знаниевые средства (знание как средство деятельности). Типы знаниваемых средст и их смысловые структуры. Примеры.Знание как средство деятельности выражается в том, что знания являются результатом научных исследований как деятельности. Типы знаниевых средств и их смысловые структуры: 1. Практико-методические: смысл фокусируется на получении продукта, заданного целевой установкой. Форма знания в этом случае имеет вид: «чтобы получить продукт К, нужно взять объект А и применить к нему ДЕ-операции X, Y, Z и др. Это знания-предписания для ДЕ. Пример: чтобы получить бензин нужно взять нефть, перегнать её, добавив определённые присадки. 2. Конструктивно-технические: смысл фокусируется на объекте ДЕ-преобразования. Форма знания имеет вид: «если к объекту А применить ДЕ-операции X, Y, Z и др., то получится продукт К». Это знания, позволяющие получать новые типы практического преобразования объектов деятельности. Пример: если колесо сделать резиновым, то ход телеги, машины будет мягче. 3. Естественно-научные: смысл фокусируется на «природе» объекта ДЕ-преобразования (его сопротивлении» ДЕ), создающей разрыв между целями ДЕ и тем, что получается на самом деле. Возникает необходимость научного объяснения причин разрывов. Знание здесь фиксирует «естественные» (вне искусственной ДЕ) процессы, подчиняющиеся внутренним законам объектов. Форма собственного научного знания: «при наличии условий p и q с объектом А могут происходить изменения c и d», или «изменения объекта А подчиняются закону F (ограничению для ДЕ). Естественно-научные знания нужны для преодоления природных пределов, преодолению законов природы. Пример: при наличии силы притяжения объекты будут падать вниз. Знания, которые вырабатывает естественно-научный учёный, служат ограни-чением для практической деятельности. А знания, которые вырабатываются в прак-тико-методической области и в конструктивно-технической, это – знания-предпи-сания для деятельности: нужно действовать так-то и так-то, тогда будешь получать такие-то результаты. 8Онтологическая картина мира или, ещё по-другому говорят: то, «как мир устроен на самом деле». Это слово – от греческих корней: όντοζ – это сущее, а λογοζ – это учение «Онтология» – это «учение о сущем». А «сущее» – это то, что на самом деле существует. Потому что, помимо того, что «на самом деле существует», есть много всего фантомного, иллюзорного вокруг нас. В том числе в нашем сознании. Онтологий за историю человечества (в европейской культуре) было придумано всего три. И ещё одна – промежуточная, которая называется «научная картина мира». Она носит промежуточный характер. Исторически первой в древности сформировалась «космологическая картина мира». Это – греческий космос (а «космос» в переводе с греческого означает «порядок») Примером может служить, астрология (на нашу жизнь влияют звёзды, их расположение). В данном случае, когда люди абсолютно нормально, естественно воспринимают своё существование в чём-то. Это есть проявление онтологии. Некоторые люди до сих пор живут в этой древней космологической онтологии. В древности ещё космологическая картина мира стала вытесняться теологической картиной мира. Это, примерно, две с половиной тысячи лет назад началось в Европе. А в буддистских странах – это ещё раньше случилось. Соответственно, появилась вера в единого Бога. Появилось религиозное сознание. Очень многие люди мира до сих пор живут именно в этой онтологии. В нашей стране это, может быть, не так сильно заметно. Всё-таки советская власть очень сильно подкосила веру в Бога, и вытеснила из сознания людей теологическую онтологию. Третий это деятельностная картина мира, ХХ веке сформирована, характеризуется тем, что человек живет в мире деятельности, преобразуя природный материал. «Природа» - продукт человеческого мышления и деятельности; Наука – одна из форм деятельности. Научная ОКМ – онтологическая картина мира – это продукт Нового времени, которое началось с XVII века. Её начали «разыгры-вать» с двух сторон две группы мыслителей. Одних теперь, на определённом сленге, называют «натуралистами», а других называют «рационалистами» 9. Научная онтологическая картина мира (натуралисты, рационалисты и локковский принцип познания и их слабости). Примеры.Научная онтологическая картина мира – это продукт Нового времени (начинается с XVII в.) Противоборство двух подходов познания «натуралисты», с одной стороны, и «рационалисты», с другой стороны. Натуралисты - Джон Локк, Беркли Френсис Бэкон (считается родоначальников Новой науки), сравнивает «Натуралистов» с «муравьями», которые ползают, все обнюхивают и тащат всё, что ни попадя, чтобы из этого эмпирического случайного хлама, который попадается по дороге, делать обобщения и выводить какие-то знания. Фундаментальная база «натуралистов» - аристотелевский космизм. «Метафора перстня» -в ней объясняет, как у людей формируются знания. Перстнем с рисунком выдавливаю рисунок на восковой дощечке. Знания оставляют в разуме человека отпечаток. При этом материал перстня не будет заимствован в получаемых знаниях. Аристотель не различал еще «объекты» и «предметы», у него главным понятием, заменяющим объекты и предметы, было понятие «вещь» 2-м основанием для «натуралистов» был локковский принцип «познания как отражения». Дж. Локк считал, что вещи отражаются в сознании как в зеркале («сознание» он называл «чистой доской»). Соответственно, человеческое сознание при этом пассивно, а вещи, или окружающие «эмпирические объекты», они активны, они влияют на наше сознание и оставляют в нем (в сознании) знания об этих объектах. Давид Юм: «Весь материал мышления доставляется нам внешними или внутренними чувствами. Знание причинности отнюдь не приобретается путем априорных заключений, но возникает всецело из опыта, когда мы замечаем, что отдельные объекты постоянно соединяются друг с другом». Примером «натуралистов» был бы Шерлок Холмс, который ходил, вынюхивал, собирал факты, а потом их пытался обобщить и построить картину преступления, обобщенную из этих частных эмпирических фактов. Рационалисты Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Христиан Вольф. Френсис Бэкон сравнивает «рационалистов» с «пауками», которые так же, как пауки, из себя «ткут» знаниевую «паутину». Не из мира берут, как «натуралисты» свой эмпирический материал, факты, а сами выдумывают и в мир выкладывают априорные знания о мире. «Рационализм» базируется на «декартовскими» (картезианские) принципами. Декарт – это по-французски, на латыни Картезий – один и того же человек). «Картезианские принципы»: принцип дуализма и принцип методизма. Принцип дуализма. С точки зрения Декарта, мир разделён на две субстанции. И они не пересекаются никогда. res extensa, или «протяжённые вещи и res cogitans, или «разумные вещи». Материал протяжённый, пространственный – никогда не соприкасаются с миром разума человека Методизм: разум должен подчиняться определённому научному методу. Соприкосновение разума с природой было, с точки зрения «рационалистов», невозможно! Разум находится и не в пространстве, и не во времени. На вопрос - Где гарантия, что эти знания о мире, а не выдумки самого Разума?» Декарт отвечал: «Гарантия достоверности знаний обеспечивается Богом. Бог создал и природный мир, Бог создал и человека с его Разумом. И создал то и другое так, чтобы они совмещались и не противоречили друг другу». Пойдите, проверьте. Лейбниц Метафора разум как мрамор с прожилками». Мрамор имеет определенную структуру, Разум так устроен Господом Богом, что у него «от Природы» есть определенные «прожилки» и по этим «прожилкам мысль может двигаться, а в другую сторону не может. Так же, как и из мрамора, одну фигуру можно сделать, а другую нельзя. Э ркюль Пуаро – пример «рационализма». Он ничего не собирает. Он из своих знаний о том, как преступление в принципе может быть устроено, конструирует конкретное преступление. Не пользуясь никакой эмпирией. Научное познание у «натуралистов» по Локку. Эмпирические объекты, которые вне субъекта, «чистая доска» На этой «чистой доске» отражается всё, что находится вне субъекта, вне человеческого сознания. Вот, то что отражается, это и есть Эмпирические знания. Научное познание у «рационалистов» по Декарту. Внизу, протяжённый мир, мир природы. Вверху изображён мир разумный, разум человека. Человек тоже двойственен: с одной стороны, он телесный, принадлежит миру природы. С другой – человек разумный, принадлежит миру разума (на рисунке, как бы «вставлен» своей головой в разум). И разум принципиально отделён от этого протяжённого, природного мира. Человек в своем индивидуальном разуме конструирует знаниевую конструкцию и выносит ее в мир (пунктирной стрелочкой показано) и накладывает на бесформенный природный материал, о котором «рационалист» ничего знать не может. На рисунке – на нечто, похожее на треугольник. Но треугольник – чисто рациональная конструкция. В мире никаких треугольников нет. |