Главная страница
Навигация по странице:

  • ИСКУССТВ

  • Ключевые слова

  • Сборник статей. белгородский государственный институт искусств и культуры


    Скачать 4.63 Mb.
    Названиебелгородский государственный институт искусств и культуры
    АнкорСборник статей
    Дата12.04.2022
    Размер4.63 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаNKI_2021_3 tom.docx
    ТипДокументы
    #467265
    страница65 из 121
    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   121

    РАЗДЕЛ 10. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




    ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ЗВУКОВОГО ДИЗАЙНА» В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ


    ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ УЗБЕКИСТАНА
    Ш.Ч. Аманмурадов

    Государственный Институт Искусств и Культуры Узбекистана e-mail: shokhrat26@yandex.ru
    Аннотация. Статья раскрывает основные положения предмета «Технология и практика звукового дизайна», который преподаѐтся в Государственном Институте Искусств и Культуры Узбекистана на кафедре «Звукорежиссуры и операторского мастерства». Автор статьи подчѐркивает актуальность данного учебного предмета, связанного с новейшими достижениями в области звукового дизайна.

    Ключевые слова: звуковой дизайн, музыка, шумы, звукорежиссура, компьютерные технологии, озвучивание, звукозапись.

    STUDY OF THE EDUCATIONAL SUBJECT "TECHNOLOGY AND PRACTICE OF SOUND DESIGN" IN THE STATE INSTITUTE
    OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN
    Sh.Ch. Amanmuradov Uzbekistan state institute of arts and culture

    e-mail: shokhrat26@yandex.ru
    Abstract. The article reveals the main provisions of the subject "Technology and Practice of Sound Design", which is taught at the State Institute of Arts and Culture of Uzbekistan at the Department of "Sound Engineering and Cinematography". The author of the article emphasizes the relevance of this academic subject related to the latest achievements in the field of sound design.

    Keywords: sound design, music, noise, sound engineering, computer technology, sound scoring, sound recording.
    Звуковой дизайн (от англ. Sound Design-дизайн звука) – вид деятельности, объектом которой является звук. Дизайн звука включает деятельность в сфере производства звуков для оформления аудиовизуальных произведений, технические и акустические средства звукозаписи, проектирование и разработку звукошумового сопровождения цифровых медиа.Звуковой дизайн можно встретить в кинематографе, телевидении, радио, театре, видеоиграх, концертной деятельности.

    В своей книге «Монтаж звука в кино- и видеопроизводстве» американский исследователь и писатель Джей Роуз даѐт следующую характеристику профессии «звуковой дизайнер»: «Дизайнер звука обычно это специалист с

    техническим и музыкальным опытом, который также владеет навыками продюссера, режиссѐра, редактора» [4, с. 422].

    Технология и практика звукового дизайна, это одна из составляющих профессии звукорежиссера.

    «Используя выразительные приемы, технические и акустические средства звукозаписи, звукорежиссер выступает в роли соавтора или интерпретатора идей режиссера в идейно-художественной трактовке драматургических образов произведений. Он формирует драматургически обоснованные звуковые акценты, контрапункты к изображению, звуковой лейтмотив (лейтгему, лейтобраз, лейттембр), конструирует звуковые мизансцены, обладающие пространственностью, фоноколористикой и громкостной динамикой, создает звуковые контрасты и наплывы, различные виды деформации звукового материала» пишет в своѐм учебном пособии «Основы звукового дизайна цифровых медиа: теория и практика» Н.К. Дворко [1, с. 6].

    В Высшем учебном заведении Узбекистана Государственном Институте Искусств и Культуры на кафедре «Звукорежиссуры и операторского мастерства» осуществляется подготовка специалистов по специальностям

    «Звукорежиссура кино, телевидения и радио». В учебный план кафедры входит дисциплина «Технология и практика звукового дизайна», который изучается на 4 курсе.

    Предмет «Технология и практика звукового дизайна» имеет большое значение в формировании художественного сознания специалистов в области звукорежиссуры. Важным аспектом предмета является его взаимосвязь с курсами: «Мастерство звукорежиссуры», «Основы акустики», «Практика озвучивания фильмов и телесериалов», «Компьютерные звукозаписывающие технологии», «Звуковая партитура». В учебном плане предметы существенно дополняют и обогащают друг друга, создавая единство учебного процесса и способствуя повышению эффективности усвоения разнообразного музыкального материала.

    Целью предмета «Технология и практика звукового дизайна» является ознакомление студентов с художественно-творческими и технико- технологическими особенностями звукового дизайна, формирование у студентов представления о программах для звукозаписи и обработки звука, а также навыков работы с современным звукотехническим оборудованием студий звукозаписи и компьютерными программами для моделирования звука.

    Основными задачами предмета являются:

    —изучение теоретических основ, необходимых для работы с программами для записи и обработки звука;

    —практическое освоение и применение в профессиональной деятельности программного обеспечения для записи и обработки звука;

    —приобретение навыков анализа и подбора музыкально-звукового материала для создания яркого и выразительного художественного образа;

    • формирование навыков представления о конечном результате работы и

    этапах воплощения художественного образа;

    • развитие творческого мышления студентов.

    В процессе освоения дисциплины студенты изучают:

    • историю развития, характеристику и функции звукового дизайнa;

    • речевое озвучивание в различных технологиях звукозаписи;

    • работу звукорежиссера над шумами и специальными звуковыми эффектами путем применения технического и програмного обеспечения для создания звукового дизайна фильма;

    —структуру звукового тракта, его основных элементов; современную технологию создания звукового ряда к различным видам аудиовизуальных произведений;

    • звуковое решение и функции музыки в аудиовизуальном произведении.

    На практических занятиях по предмету с помощью компьютерных технологий студенты решают различные звукорежиссерские задачи; работают с шумами и специальными звуковыми эффектами для создания звукового дизайна фильмов. Этот процесс начинается от приобретения начальных знаний в области работы со звуковым материалом и завершается созданием звукового ряда аудиовизуального произведения. Практические занятия проходят в специально оборудованной аудитории – студии звукозаписи. В ней для работы студентам предоставляется современное звукотехническое оборудование.

    Учебно-методический комплекс по данному предмету содержит пакет следующих обучающих ресурсов:

    • модуль программы предмета (module syllabus) - рабочая программа для студента, в которой дается краткое описание курса, определены цели и задачи курса, а также основные знания и умения студентов;

    • учебные материалы, которые включают теоретические материалы, контрольные вопросы, а также задания для творческих работ;

    —темы и критерии написания самостоятельной работы, которая представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя;

    • глоссарий - словарь узкоспециализированных терминов по предмету на трех языках (русском, узбекском и английском);

    • приложение содержит раздаточный материал (электронные версии книг и учебных пособий и видео материалы по предмету).

    По окончанию курса «Технология и практика звукового дизайна» студенты должны овладеть навыками работы с музыкальным материалом, современными техническими средствами профессиональной деятельности, практическими навыками и приемами работы в условиях речевого и шумового озвучивания, самостоятельной работой с экспликацией шумов и с фонотекой.

    По данному предмету наблюдается недостаток специальной литературы, рассматривающей звуковой дизайн по работе звукорежиссѐра в кинематографе.

    По предмету «Технология и практика звукового дизайна» изданы учебники и учебные пособия российскими авторами. Звуковому дизайну посвящены книги А.А. Деникина «Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа» [2] и

    «Звуковой дизайн в видеоиграх» [3]. Основы звукового дизайна цифровых медиа рассматривает в своѐм учебном пособии «Основы звукового дизайна цифровых медиа: теория и практика» Н.К. Дворко [1].

    Звукозапись и обработка звука в современных условиях получили новые возможности, благодаря которым стали создаваться новые необычные звуковые элементы.

    Курс «Технология и практика звукового дизайна» по направлению образования техногенное искусство (звукорежиссура кино, телевидения и радио)» является важной составной частью профессиональной подготовки будущих звукорежиссеров. Он занимает особое место в комплексе специальных дисциплин и направлен на развитие индивидуального потенциала студента, воспитания творческой фантазии, расширения музыкального кругозора.

    Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в условиях пандемии запустило специальную платформу для дистанционного образования в режиме онлайн. В настоящее время она доступна для студентов Государственного Института Искусств и Культуры Узбекистана.
    Список литературы

    1. Дворко Н.К Основы звукового дизайна цифровых медиа: теория и практика: Учебное пособие.- СПб.: изд. СПбГУКиТ. 2010 -41 с.

    2. Деникин, А. А. Звуковой дизайн в кинематографе и мультимедиа: Учебное пособие. М.: ГИТР, 2012. – 394 c.

    3. Деникин А. А. Звуковой дизайн в видеоиграх. Технологии «игрового» аудио для непрограммистов. – М.: ДМК Пресс, 2012. 696 с.

    4. Jay Rose. Audio Postproduction for Film and Video, 2009. P. 460.


    1   ...   61   62   63   64   65   66   67   68   ...   121


    написать администратору сайта