Главная страница

Акадаем чтение????Воображаемые сообщества. Benedictandersonimaginedcommunities


Скачать 7.04 Mb.
НазваниеBenedictandersonimaginedcommunities
Дата05.05.2023
Размер7.04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаАкадаем чтение????Воображаемые сообщества.pdf
ТипДокументы
#1111323
страница23 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24
9
Апгел истории Т. Naim, The Break-up of Britain, p. 17—18. Внутренняя цитата взята из книги Charles Frederick Strong, Modem Political Constitutions, p. 28.
2 По расчетам Эдвина Уэллса, осуществленным на основе таблицы го издания Министерства планирования и Национального института статистики и экономических исследований Камбоджи Résultants
finals du Recensement Général de la Population 1962. Остальное работающее население Уэллс распределяет следующим образом государственные служащие и новая мелкая буржуазия — 8% ; традиционная мелкая буржуазия (торговцы и т. д) — 7,5%; сельскохозяйственный пролетариат крестьяне — 78,3%. Капиталистов, владевших реальными производственными предприятиями, было меньше 1300.
3 А. В. Woodside, Vietnam and Chinese Model, p. 120—121.
4 Это не так ужи удивительно. Вьетнамский бюрократ выглядел китайцем вьетнамский крестьянин выглядел юго-восточным азиатом. Бюрократ должен был писать по-китайски, носить платье китайского стиля, жить в доме китайского стиля, ездить в коляске китайского стиля и даже придерживаться китайских идиосинкразий показного потребления, например, содержать в своем юговосточно азиатском саду пруд с золотыми рыбками. Ibid., р. 199.
5 Согласно переписи 1937 г, 93—95% вьетнамского населения все еще проживало в сельских районах. Грамотными и способными работать стем или иным письмом былине более 10% населения. В
1920—1938 гг. законченное начальное образование (7—10 классов) получили не более 20000 человек. А в группу, которую вьетнамские марксисты называли местной буржуазией — куда, по описанию
Марра, входили главным образом землевладельцы, жившие вдали от имений, а также небольшое число предпринимателей и чиновников высшего ранга, — входило около 10500 семей, или примерно
0,5% населения. Marr, Vietnamese Tradition, р 25—26, 34, 37. Сравните сданными, приведенными выше в примечании 2.
6 А также, как в случае большевиков, удачно подвернувшиеся катастрофы для Китая это было массированное вторжение Японии в
1937 г для Вьетнама — нарушение линии Мажино и кратковременная оккупация страны японцами для Камбоджи — массивное перенесение американской войны во Вьетнаме после марта 1970 г. на ее восточные территории. Во всех случаях существующий ancien
régime — будь то Гоминьдан, французский колониализм или фео- дально-монархический режим — оказывался фатально подорван вне

2 Б. Андерсон. Примечания
шними силами Можно предположить да — levée en masse массовому уравниванию и Террору, нет — Термидору и бонапартизму (для Франции да — военному коммунизму, коллективизации и московским трибуналам, нет — нэпу и десталинизации (для Советского Союза да — крестьянскому партизанскому коммунизму, Великому скачку и Культурной революции, нет — Лушаньскому пленуму (для Китая да — августовской революции и официальной ликвидации Коммунистической партии Индокитая в 1945 гнет вредным уступкам старших коммунистических партий, сделанным, например, в Женевских соглашениях (для Вьетнама См. превосходное описание, отнюдь не исчерпывающееся полемикой, в книге Milovan Djilas, Tito: The Story from Inside, Chap. 4, особенно и далее Разумеется, описанные выше тенденции характерны не только для революционных марксистских режимов. Здесь наше внимание сосредоточено на этих режимах в силу исторической приверженности марксистов пролетарскому интернационализму и свержению феодальных и капиталистических государства также ввиду вспышки новых индокитайских войн. Расшифровку архаизирующей иконографии правого режима Сухарто в Индонезии см. в моей работе Lan
guage and Power: Exploring Political Cultures in Indonesia, Chap. 5.
10 Различие между выдумками официального национализма и выдумками других типов национализма — это различие между ложью и мифами С другой стороны, возможно, что в конце нашего века историки станут приписывать «официально-националистические» эксцессы, допущенные послереволюционными социалистическими режимами, расхождению между социалистической моделью и аграрной реальностью Benjamin, Illuminations, p. 259. Глаз этого ангела — это глаз обращенной назад кинокамеры, перед которой на бескрайнем шоссе мгновенно пролетают, прежде чем исчезнуть за горизонтом, катастрофа за катастрофой. Перепись, карта, музей См. выше Charles Hirschman, The Meaning and Measurement of Ethnicity in Malaysia:
An Analysis of Census Classifications 11 Journal of Asian Studies. 1987, Vol. 46, № 3
(August), p. 552—582; The Making of Race in Colonial Malaya: Political Economy and Racial Ideology// Sociological Forum. 1986, Vol. 1, №2 (Spring), p. 330—362.
3 На протяжении всей колониальной эпохи в переписях фигурировало удивительное многообразие европейцев. Но если в 1881 г. их в основном еще распределяли по рубрикам резиденты, заезжие и заключенные, ток г. все они были братски объединены в одну категорию как члены (белой) расы. Соответственно
Б. Андерсон. Примечания составители переписей до последнего испытывали явные затруднения стем, в какую же рубрику поместить тех, кого они называли евреями William Henry Scott, Cracks in the Parchment Curtain, chapter 7, «Filipino
Class Structure in the Sixteenth Century».
5 Впервой половине XVII века испанские поселения на архипелаге постоянно подвергались нападению сил Vereenigde Oost-lndische Compag
nie, крупнейшей транснациональной корпорации того времени. Своим выживанием набожные поселенцы-католики были в огромной степени обязаны отъявленному еретику Протектору, который на протяжении почти всего своего правления заставлял Амстердам обороняться. Случись так, что Ост-Индская компания достигла бы успеха и центром Голландской империи в Юго-Восточной Азии могла бы стать Манила, а не Батавия Джакарта. В 1762 г. Лондон отобрал Манилу у Испании и удерживал ее почти два года. Забавно, что Мадриду удалось вернуть ее себе лишь в обмен на Флориду и другие испанские владения к востоку от Миссисипи. Если бы переговоры завершились иначе, архипелаг мог быть политически объединен в
XIX веке с Малайей и Сингапуром Mason С. Hoadley, State vs. Ki Aria Marta Ningrat (1696) and Пап Siangko
(172021) (неопубликованная рукопись, 1982).
7 См, например Edgar Wickberg, The Chinese in Philippine Life, 1850
1898, nhapters 1,2.
8 Галеонная торговля — в которой Манила на протяжении двух с лишним столетий выполняла роль пакгауза — представляла собой обмен китайских шелков и фарфора на мексиканское серебро См. выше главу 7, где упоминаются попытки французского колониализма отрезать буддизм в Камбодже от его старых связей с Сиа мом.
10 См William Rof£ The Origins of Malay Nationalism, p. 72—74.
11 Cm.: Harry J. Benda, The Crescent and the Rising Sun, chapters 1—2.
12 Thongchai Winichakul, Siam Mapped: A History of the Geo-Body of Siam докторская диссертация, Сиднейский университет, 1988).
18 Richard Muir, Modem Political Geography, p. 119.
14 Thongchai, Siam Mapped, p. 105—110, 286.
15 Старые представления о власти на Яве (при некоторых несущественных отличиях совпадавшие с теми представлениями о ней, которые существовали в старом Сиаме) всесторонне рассмотрены в моей работе Language and Power, chapter 1.
16 Thongchai, Siam Mapped, p. 110.
17 David S. Landes, Revolution in Time: Clocks and the Making o f the Modem
World, Chap. 9.
18 Thongchai, Siam Mapped, p. 310.
19 Я имею ввиду непросто наследование и продажу частной собственности на землю в обычном смысле. Важнее была европейская практика политических передач земель вместе сжившими на них населениями через династические браки. Принцессы, выходя замуж, приносили своим мужьям герцогства и небольшие княжества, и эти
Б. Андерсон. Примечания
передачи официально обсуждались на переговорах и скреплялись подписью. Цветистая фраза Bella gérant alii, tu, felix Austria, nubeî в любом государстве доколониальной Азии была бы просто непонятной См Thongchai, Siam Mapped, p. 387, где говорится об усвоении такого стиля воображения тайским правящим классом. Более того, согласно этим историческим картам, земное тело государства не является современной особенностью, а отодвигается более чем на тысячу лет назад. Таким образом, исторические карты помогают отмести даже намек на то, что национальная государственность появилась только в недавнем прошлом, и точка зрения, будто нынешний Сиам родился из междоусобных распрей, устраняется. Вместе с ней устраняется и всякая мысль о том, что Сиам был продуктом сношений
Сиама с европейскими державами Это заимствование вовсе не было макиавеллианской хитростью. Во всех колониях в Юго-Восточной Азии на сознание ранних националистов глубоко повлиял формат колониального государства и его институтов. См. выше главу 7.
22 В произведениях Ника Хоакина, выдающегося современного филиппинского литератора и несомненного патриота, можно увидеть, насколько мощное воздействие оказывает этот символ даже на самый утонченный интеллект. О генерале Антонио Луна, трагическом герое антиамериканской борьбы 1898—1899 гг., Хоакин пишет, что тот спешил исполнить роль, затри столетия ставшую для креола инстинктивной защитить форму Филиппин от иноземных разрушителей (курсив мой. В другом месте он восхищенно замечает, что да, филиппинские союзники Испании, оборотни и наймиты, посланные на усмирение филиппинского мятежника, сохранили архипелаг испанскими христианским, но кроме того они не дали ему распасться на части и что они какие бы намерения ни двигали испанцами) сражались за сохранение единства Филиппин. Ibid., р. 58.
23 См. : Robin Osborne, Indonesia 's Secret War, The Guerrilla Struggle in Irian
Jay a, p. 8—9.
24 После 1963 г. в Западной Новой Гвинее (называемой ныне Ири- ан Джайя — Большой Ириан) произошло много кровавых событий, отчасти вследствие милитаризации индонезийского государства после г, отчасти из-за периодически успешных партизанских операций так называемой ОСП (Организации свободного Папуа. Но эти жестокости меркнут на фоне дикостей Джакарты в бывшем португальском Восточном Тиморе, где за первые три года после вторжения
1976 г. от войны, голода, болезней и переселений погибло, по приблизительным оценкам, около трети населения, составлявшего тогда
600 тысяч человек. Мне кажется, не будет ошибкой предположить, что в какой-то степени это различие вытекает из отсутствия Восточного Тимора на логотипах Нидерландской Ост-Индии и (дог) Индонезии Osborne, Indonesia 's Secret War, p. 2.
Б. Андерсон. Примечания См. выше Лучшим свидетельством этого является то, что название анти- индонезийской партизанской националистической организации —
Organisasi Papua Merdeka (ОСП) — образовано из индонезийских слов В 1811 г. силы британской Ост-Индской компании захватили все голландские владения в Индиях (годом раньше Наполеон включил Нидерланды в состав Франции. Раффлз правил на Яве дог. В 1817 г, за два года до основания им Сингапура, вышла в свет его монументальная « История Явы ».
29 Примером этого процесса служит превращение в музей Боробу- дура крупнейшей в мире буддийской ступы. В 1814 г. режим Раффл- за извлек его на свети расчистил от непроходимых зарослей. В
1845 г. неведомо откуда взявшийся немецкий художник-авантюрист
Шефер убедил голландские власти в Батавии оплатить ему изготовление первых дагерротипов. В 1851 г. Батавия направила группу государственных служащих во главе с гражданским инженером Ф. К. Виль- сеном провести систематическое обследование барельефов и сделать полную научную подборку литографий. В 1874 г. др К. Лееманс, директор Музея древностей в Лейдене, опубликовал по просьбе министра колоний первую значительную научную монографию сам он никогда не посещал этого места и опирался в основном на литографии
Вильсена. В е годы профессиональный фотограф Цефас осуществил подробную фотографическую съемку в современном стиле. В
1901 г. колониальный режим создал Oudheidkundige Commissie (Комиссию по древностям. В 1907—1911 гг. Комиссия взяла под свой контроль полное восстановление ступы, проводимое за государственный счет группой специалистов во главе с гражданским инженером Ван
Эрпом. В 1913 г, несомненно, в знак признания этого успеха, Комиссия была повышена в статусе и преобразована в Oudheidkundige Dienst Службу древностей, которая содержала памятник в безупречном состоянии до конца колониального периода. См C. Leemans, Boro-Boudour, p. II—LV; а также N. J. Krom, Inleiding tot de Hindoe-Javaansche Kunst, I, глава 1.
80
Вицекороль Керзон (1899—1905), большой любитель старины, давший, как пишет Гросье, энергичный толчок Археологическому обследованию Индии, описывает суть дела предельно ясно В равной степени наш долг — раскапывать и извлекать на свет, классифицировать, воссоздавать и описывать, копировать и расшифровывать, беречь и консервировать. (Лучше не смог бы сказать сам Фуко. В 1899 г. был образован Археологический департамент Бирмы — входившей в то время в состав Британской Индии, — и вскоре началось восстановление Пагана. Годом раньше в Сайгоне был основан Французский институт Дальнего Востока, и почти сразу вслед за ним Директорат музеев и исторических памятников Индокитая. В
1907 г, когда французы захватили у Сиама Сиемреап и Баттамбанг, немедленно был создан Комитет по охране Ангкора с целью «керзо- низировать» наиболее впечатляющие древние памятники Юго-Вос точной Азии. См Bernard Philippe Groslier, Indochina, p. 155—157, 174—
Б. Андерсон. Примечания. Как выше уже упоминалось, в 1901 г. была учреждена голландская колониальная Комиссия по древностям. Совпадение дат — 1899,
1898, 1901— показывает не только то пристальное внимание, с каким наблюдали друг за другом соперничающие колониальные державы, но и полное преображение империализма, происходившее на рубеже веков. Как и следовало ожидать, независимый Сиам шел в этом направлении более неспешно. Там Археологическая служба была учреждена лишь в 1924 га Национальный музей — в 1926. См
Charles Higham, The Archaeology of Mainland Southeast Asia. p. 25.
81 Голландская ОИК была ликвидирована в 1799 г. по причине банкротства. Однако колония Нидерландская Индия ведет свое существование с 1815 г, когда Священный союз восстановил независимость Нидерландов и посадил на голландский трон, придуманный в г. Наполеоном и его мягкосердечным братом Луи, Вильгельма I
Оранского. Британской Ост-Индской компании удалось просуществовать до великого восстания сипаев 1857 г Oudheidkundige Commissie была учреждена тем же правительством, которое (в 1901 г) ввело в действие новую Нравственную политику в отношении Индии, политику, в которой была впервые поставлена цель создать систему образования западного стиля для широких масс колонизированных. Генерал-губернатор Поль Думер (1897—1902) не только был основателем Директората музеев и исторических памятников Индокитая, но и создал в колонии современный аппарат образования. В Бирме небывалое развитие системы среднего и высшего образования — которое за период с 1900 по 1940 г. увеличило число учащихся средних школ враз, с 27401 до 233543, а число студентов университетов враз, со 115 до 2365, — началось в тоже время, когда приступил к работе Археологический департамент Бирмы. См Robert Н. Taylor, The State in Burma, p. 114.
38 В какой-то степени под влиянием такого рода мышления консервативные тайские интеллектуалы, археологии чиновники до сих пор упорно продолжают приписывать возведение Ангкора таинственному народу Кхом, который куда-то бесследно исчез, но определенно не имеет никакого отношения к сегодняшним презренным камбоджийцам Прекрасным поздним примером служит книга Древнее индонезийское искусство голландского ученого АЙ. Бернета Кемпер- са, называющего самого себя бывшим археологическим начальником Индонезии [sic]». На страницах 24—25 этой книги мы находим карты, показывающие местоположение древних достопримечательностей. Первая особенно поучительна, поскольку ее прямоугольная форма (ограниченная на востоке м меридианом) волей-неволей включает филиппинский Минданао, а также британско-малайзий- ский северный Борнео, полуостровную Малайю и Сингапур. Все они лишены не только каких бы тони было достопримечательностей, но даже и названия, за исключением единственного необъяснимо откуда взявшегося «Кедаха». Переключение с индийского буддизма на
Б. Андерсон. Примечания ислам происходит после вклейки 340.
85 См. журнал Kambuja, 45 (15 декабря 1968 г, где приводится несколько любопытных фотографий Здесь я использую материал, полнее проанализированный в моей книге Language and Power, Chapter 5.
87 Типичным политическим продуктом воображения Стеклянного дома — последствия которого мучительно ясно сознает бывший политзаключенный Прамудья, — является классификационная идентификационная карточка, которую теперь должны постоянно с собой носить все взрослые индонезийцы. Идентификационная карточка изоморфна переписи она представляет собой своего рода политическую перепись с особыми перфорационными пробивками для тех, кто попадает в подразряды подрывных элементов и предателей. Примечательно, что после завоевания национальной независимости этот стиль учета был только усовершенствован. Память и забвение Об этом накоплении, достигшем безумного пика в международных (иначе говоря, европейских) поисках точного измерения долготы, забавно рассказывается в Landes, Revolution in Time, chapter 9. В 1776 г, когда провозгласили свою независимость тринадцать колоний, на страницах «Джентлменс Мэгэзинъ было помещено краткое объявление о смерти Джона Харрисона: Он был искуснейшим из механиков и получил 20000 фунтов вознаграждения от английского парламента за открытие долготы [sic]».
2 На позднейшее распространение такого сознания в Азии искусно намекает Прамудья Ананта Тур на первых страницах большого исторического романа «Bumi Manusia» Земля человеческая. Молодой герой-националист задумчиво говорит, что родился в тот же день, что и будущая королева Вильгельмина — 31 августа 1880 г. Но пока мой остров был погружен во мрак ночи, ее страна купалась в солнечном свете а когда ее страну окутывала ночная мгла, мой остров сверкал под лучами полуденного экваториального солнца. (Р. 4.)
8 Ненужно и говорить, что белый цвет кожи был правовой категорией, имевшей явно косвенное отношение к сложным социальным реалиям. Как говорил поэтому поводу сам Освободитель, мы подлое отродье хищных испанцев, явившихся в Америку, чтобы обобрать ее подчистую и породниться со своими жертвами. Впоследствии незаконнорожденное потомство этих союзов объединилось с потомками рабов, завезенных из Африки (курсив мой. Lynch. The
Spanish-American Revolutions, p. 249. Следует остерегаться допускать что- либо вечно европейское в этом criollismo. Вспомнив всех тех ревностно верующих сингальских буддистов да Соуса, набожных флорин- ских католиков да Сильва и циничных манильских католиков Со- рьяно, которые играют ныне неоспоримо важную социальную, эко­
Б, Андерсон. Примечания
номическую и политическую роль на Цейлоне, в Индонезии и на Филиппинах, мы понимаем, что при соответствующих обстоятельствах европейцы вполне могли быть незаметно абсорбированы в неев ропейские культуры Сравните с судьбой огромного африканского иммигрантского населения. Жестокие механизмы рабства не только обеспечили его поли тико-культурную фрагментацию, но и очень быстро устранили саму возможность вообразить движущиеся по параллельной траектории негритянские сообщества в Венесуэле и Западной Африке См. : О. W. Wolters. The Fall o f Srivijaya in Malay History, приложение С Цит. no: G. William Skinner. Chinese Society in Thailand, p. 15—16.
7 Заморские китайские сообщества казались достаточно большими, чтобы вызывать в европейцах глубокую паранойю вплоть до середины века, когда порочные антикитайские погромы, организуемые пришельцами с Запада, наконец прекратились. Далее эту уродливую традицию плавно продолжили коренные населения См Marshall G. Hodgson, The Venture of Islam, Vol. 3, p. 233—235.
9 Поразительным признаком глубины европоцентризма является то, что столь многие европейские ученые, вопреки всем фактам, упорно требуют считать национализм европейским изобретением Обратите внимание, вместе стемна забавный случай Бразилии. В 1808 г. король Жуан VI, спасаясь от наполеоновской армии, бежал в Рио-де-Жанейро. Хотя кг. Веллингтон изгнал французов из Португалии, монарх-эмигрант, опасаясь республиканских волнений на родине, оставался в Южной Америке дог, так что на период с 1808 по 1822 гг. Рио стал центром мировой империи, простиравшейся до Анголы, Мозамбика, Макао и Восточного Тимора. Однако империей этой управлял европеец, а не американец Несомненно, именно это позволило Освободителю однажды воскликнуть, что негритянский, те. рабский, бунт был бы в тысячу раз хуже, чем испанское вторжение. (См. выше. Восстание рабов, окажись оно успешным, могло бы обернуться физическим истреблением креолов См Masur. Bolivar, p. 131.
18 Французская революция, в свою очередь, тоже нашла параллель в Новом Свете в восстании Туссена-Лувертюра 1791 г, которое в 1806 г. привело к созданию бывшими гаитянскими рабами второй независимой республики в Западном полушарии Молодой Вордсворт был в 1791—1792 гг. во Франции и позднее, в Прелюдии написал следующие памятные строки:
Благословенна та была заря,
Как будто небеса помолодели!
(Курсив мой Lynch. The Spanish-American Revolutions, p. 314—315.
16 Эта цитата уже приводилась в главе 4.
17 Landes, Revolution in Time, p. 230—231, 442—443.
Б. Андерсон. Примечания См. выше, глава 2.
19 См Hayden White, Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-
Century Europe, p. 135—143, где дается тонкое рассмотрение этой трансформации Однако само «A.D.» от Р.Х.»] стало другим. До разрыва оно еще удерживало вокруг себя — пусть даже не так прочно в просвещенных кругах — теологическую ауру, изнутри которой струился свет средневековой латыни. «Anno Domini » напоминало о вторжении вечности в мирское время, которое произошло в Вифлееме. Сокращенное после разрыва до монограммы «A.D.», оно дополнилось (английским) родноязычным «B.C.», «Before Christ» [«доР.Х.»], вместившим в себя последовательную историю мироздания (в которую вносила знаменательный вклад новая наука геология. О том, насколько глубокая бездна разверзлась между «AnnoDomini» и «A.D./B.C.», можно судить потому обстоятельству, что ни буддийский, ни исламский мир посей день не представляют себе эпоху, которую можно было бы пометить как до Гаутамы Будды или до Хиджры». Оба с трудом справляются с чуждой им монограммой «B.C.»
21 Не далее как в 1951 г. интеллигентный индонезийский социалист Линтонг Мулья Ситорус все еще мог писать К концу XIX века цветные народы еще беспробудно спалив то время как белые деловито трудились во всех областях ». Sejarah Pergerakan Kebangsaan Indonesia История индонезийского националистического движения, р. 5.
22 Возможно, мы даже вправе сказать, что в глазах европейцев эти революции были первыми по-настоящему важными политическими событиями, произошедшими поту сторону Атлантики И все-таки их историческая глубина не бездонна. В какой-то точке английский язык постепенно исчезает и переходит в норманнский и англосаксонский французский — в латынь и немецкий франкский и т. д. Ниже мы увидим, каким образом удалось достичь дополнительной глубины поля Metahistory, р. 140. Гегелю, родившемуся в 1770 г, было, когда разразилась Революция, уже почти двадцать лет, однако его « Vorle
sungen über die Philosophie der Weltgeschichte » были опубликованы лишь в
1837 г, спустя шесть лет после его смерти White, Metahistory, p. 159.
26 Jules Michelet, Oeuvres Complètes, XXI, p. 268, в предисловии кому тому («Jusqu’au 18e Brumaire») его незавершенного труда «Histoire du
XIXe Siècle*. Эту цитату я нашел в Metahistory, однако используемый
Уайтом перевод неудовлетворителен.
[В несовершенном дореволюционном русском переводе под ред. М. Цебриковой этот фрагмент звучит так Да, каждый умерший оставляет небольшое наследство — память свою, и требует, чтобы хранили ее. Для того, у кого нет друзей, магистратура должна занять место их. Закон, правосудие вернее, нежели привязанности наши так забывчивые, наши слезы так быстро высыхающие. Магистратура эта — История. Мертвые, говоря языком римского права, — это
miserabiles personae, о которых судья должен заботиться. Никогда, в
Б. Андерсон. Примечания
продолжение всей моей профессии, я не терял из вида эту обязанность историка. Я подал многим забытым умершим помощь, в которой я сам буду нуждаться. Я отрыл их из их могил для новой жизни. Все они живут теперь снами, и мы чувствуем, что мы им родные, друзья. Так создается одна семья, один град общий для мертвых и живых. (Ж. Мишле. История X IX века Т. 2. До 18 Брюмера. СПб., 1883, с. 2—3.) — Прим. пер Цит. в Roland Barthes, ed., Michelet par lui-même, p. 92. Том Oeuvres
Complètes, содержащий эту цитату, пока не опубликован И наоборот, во всей Мексике есть всего одна статуя Эрнана
Кортеса. Этот памятник, предусмотрительно припрятанный от посторонних глаз в Мехико, был установлен лишь в конце х годов нашего века одиозным режимом Хосе Лопеса Портильо.
29 Это, несомненно, из-за того, что большую часть своей жизни ему пришлось страдать отреставрированных, или эрзац- легитимно стей. Его верность 1789-му году и Франции трогательно проявляется в его отказе принести клятву верности Луи Наполеону. Бесцеремонно смещенный с поста заведующего исторической секцией Национального архива, он жил едва лине в нищете до самой своей кончины (он умер в 1874 г) — достаточно долго, однако, чтобы дождаться- таки падения самозванного шарлатана и восстановления республиканских институтов Ренан родился в 1823 г, на четверть века позже Мишле, и прожил значительную часть своей юности в циничной атмосфере офи циально-националистического режима гонителя Мишле.
31 Увы, в 1983 г. я таких и понимал См L. Fiedler, Love and Death in the American Novel, p. 192. Фидлер истолковывает эту связь психологически — и к тому же неистори чески — как пример неумения американской литературы справиться с темой взрослой гетеросексуальной любви и ее одержимости смертью, инцестом и невинным гомоэротизмом. Я все-таки подозреваю, что дело здесь не в национальном эротизме, а в эротизированном национализме. Узы между мужчиной и мужчиной в протестантском обществе, которое с самого начала строго запрещало смешанные браки, имеют параллель в священной любви между мужчиной и женщиной в националистической беллетристике Латинской Америки, где католичество допустило развитие большого по численности ме- тисского населения. (Тот факт, что англичанам пришлось позаимствовать слово mestizOy метис, из испанского языка, говорит сам за себя
Herman Melville, Moby Dick, p. 71. (Здесь приводится в переводе И. Бернштейн по изданию Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый Кит /
/ Мелвилл Г. Собрание сочинений Т. 1. Ленинград Художественная литература, 1987, с. 97.) Как автор, должно быть, наслаждался злокозненной финальной фразой Приятно отметить, что публикация «Гекльберри Финна всего на несколько месяцев опередила напоминание Ренана о «la Saint-
Barthélemy».
85 Для таких апокалипсисов не так давно был введен неологизм геноцид

УКАЗАТЕЛЬ
СООТВЕТСТВИЯ
Ааргау — Абиджан — 148
Августин — 235
Авраам — 168, Австралия — 115, 120, 152, 204,
256, Австрия — 43, 98, 127, 130, 253
Австро-Венгрия — 100, 106, 121,
127, 251 Адам — 40
Аддисон (Addison), Джозеф — 44 Адлер (Adler), Виктор — 128 Адриан IV — см. Брейкспир
Азия — 75, 82, 83, 136, 158, 180,
181, 204, 234, 270
Айзенштайн* (Eisenstein), Элиза бет — 239, 240 Акапулько (Acapulco) — 76 Аккра — 135, 258
Аладин — 51, 52 Албания — 27, 51, 174, 237 Александр III Романов — 103, 109, Александр де Род (Alexandre de
Rhodes) — 259 Алжир — 132, 265, 266
Алкуин (Alcuin) — 111
Альдус* (Aldus) — 238 Альпы — 216
Амбоина (Амбон) — 139 Америка — 23, 69, 7476, 8082,
84—87, 89, 91, 93, 99, 103,104, 108,
135, 153, 204, 205, 207, 211, 213—
215, 219, 241—243, 245, 257, 266,
273, Амстердам — 256, 269
Ангкор — 176, 178, 197, 271, 272 Англия, см. также Британия, Соединенное Королевство — 25, 64,
99, 110, 111, 114,122, 127, 131, 205,
234, 238, 241, 243, 258, 264 Ангола — 138, 274
Андраши (Andrässy), Дьюла Старший Анна Стюарт — 44 Аннам — 144, 145, 175, 260 Антверпен — 91
Ап* (Ар, Арнольд — 196 Аравия — Аргентина, см. также Рио-де-ла- Плата — 37, 76, 87, 205, 244, 245
Армстронг (Armstrong), Джон Александр Артур — 223, 233
Аскилт — 236
Ататюрк (Atatürk), Мустафа Ке- маль — 69, 233, 240 Атлантика — 80, 91, 275 Атлантический океан — 205, 212
Аустерлиц — 223
Аусшвиц — 43
Ауэрбах (Auerbach), Эрих — 19, 47,
90, 233, 235, 237, 245 Афганистан — 26 Афины — 51, Африка — 69, 75, 82,120, 136,158,
180, 181, 204, 257, 273
Африфа (Afrifa), Аквази Аманква Бавария — Баден — 253
Бакуфу — 116, 117, 250
Балагтас (Balagtas), или Бальтасар
(Baltazar), Франциско — 51, 52
Балева (Balewa), Абубакар Тафева Балканы — 95
Бальзак (Balzac), Оноре де — 48
Бампо, Натти (Bumppo, Natty) — 220 Бангкок — 123, 149, 191, 259 Бандунг — 141, 146
Барнетт (Barnett), Энтони — 19, 230,
255
Барток (Bàxtok), Бела — 97
Батавия (Джакарта) — 122, 137,
140, 141, 146, 150, 188, 196, 251,
255, 269—271
Баттамбанг — 146, 149, 150, 271

2 Указатель соответствия
Баттие (Battye) — 251
Бауэр (Bauer), Отто — 23, 129, Бах (Bach), Александр — 126, 252 Беда Достопочтенный (Bede) — 111 Бейрут — Бельгия — 98, 138, 238, 255
Бенарес — 77 Бенгалия — 92, 113
Бентам (Bentham), Иеремия — 202
Беньямин (Benjamin), Вальтер — 19,
20, 47, 48, 179, 235, 268 Берег Слоновой Кости — 143 Берлин — 44, 133, 211, 248, 250
Бернадотт (Bemadotte), шведская королевская династия — 130
Бешшеньеи (Bessenyei), Дьёрдь — 95
Биафра — 256
Бинондо — Бирма — 121, 169, 190, 198, 203,
249, 271, 272
Бискайя — Ближний Восток — Блок (Bloch), Марк — 41, 46, 47, 65,
111, 233—235, 239, 240, 242, Блуа — 149
Блюхер (Blücher), Гебхард Леберехт фон — 250
Бовен-Дигул — Богемия — 43, 212, 238, Богота — 86, 113, Боксер (Boxer), Чарлз Р. — 83, Болгария — Боливар (Bolivar), Симон — 72, 73,
76, 241, 243 Боливия — 76
Бонапарт — см. Наполеон Луи
Наполеон
Бонифасио (Bonifacio), Андрес — 264 Бордо — 149, 258 Борнео — 182, 207, 272
Боробудур — 197; 201, 203, 271 Бостон — Бота (Botha), Питер — 265
Боудикка (Boadicea) — 233 Бразилия — 37, 70, 71, 74, 83, 152,
242
Браун (Browne), Томас — 165, 264
Брежнев, Леонид Ильич — 265
Брейкспир (Breakspear), Николас —
233
Брёйи (Breuilly), Джон — 22 Британия (Британская империя, см. также Англия, Соединенное Королевство, 261

Брицен (Бриенц) — 44
Бродель (Braudel), Фернан — 223 Будапешт — 95 Будда (Гаутама) — 201, 275
Буковина — Бурбоны (Bourbon), см. также Карл Ш Людовик XIV; Людовик XV; Людовик XVI — 44, 105, 118, 205,
265
Буркхардт (Burckhardt), Якоб — 214
Буэнос-Айрес — 76, 86
Бэкон (Bacon), Фрэнсис — 60, 91 Вавилон — 152, 172 Вале — 155
Валиньяно (Александр де — 82, Ван Дайк* (Van Dyke), Й. В. — 190 Ван Моок* (Van Mook), Хуберту с — Ван Эрп* (VanErp),Teofloop — 271 Ватикан — 63
Вачиравут, или Ваджиравуд (Wa- chirawut) (Рама VI) — 45, 122, Вашингтон (Джордж —
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


написать администратору сайта