Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Книжное издание КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ

  • КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ

  • Диалектическое единство этого контекста и этого текста есть содержание понятия книжное издание.

  • Билет №32 1. Основные итоги развития дореволюционного книговедения 2. Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения и книговоспроизводства.

  • Билет №33 1. Книговедческая деятельность А.М. Ловягина

  • Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.). Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.. Билет Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческая проблематика


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеБилет Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческая проблематика
    АнкорШпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.).doc
    Дата25.12.2017
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г..doc
    ТипДокументы
    #12938
    страница21 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

    Билет №31

    1.Схема книговедения Н.М. Лисовского

    В лекции, прочитанной для студентов Петербургского университета в 1913 г. (28 сентября), Н.М. Лисовский предлагает усовершенствованный вариант принципиальной схемы книговедения, которой суждена была долгая и плодотворная жизнь в последующих теоретических разработках вплоть до наших дней.

    Схема представляла собой триединство: книгопроизводство - книгораспространение - книгоописание. К этим трем основным прибавлены еще разделы: журнализм, законы о печати, книжная статистика.

    Нетрудно заметить, что в схеме, по сути дела, перечислены основные отрасли книжного дела, а не научные дисциплины. Одним из теоретических недостатков концепции Н.М. Лисовского было именно неразделение практической деятельности и науки, хотя в то время более или менее отчетливо такое разделение было осознано для «библиотечной техники» и библиотековедения, для библиографической практики и теоретического обоснования ее (в библиографических указателях и теоретических статьях самого Н.М. Лисовского).

    Подобный технологический подход к конструированию состава книговедения обусловлен тем, как Н.М. Лисовский определяет книгу. Это предметное, вещное, внешнее определение: «Соединение листов писчего материала, на котором воспроизведен текст, предназначенный к распространению в удобнопереносимой форме».

    2.Книжное издание

    КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ — непериодич. издание, особенностью материальной структуры которого является скрепление листов в корешке.

    К. и. может быть изданием текстовым (книга, брошюра), изобразительным (альбом), нотным (партитура оперы), картографическим (атлас географический). Пожалуй, более точно было бы называть такие издания непериодич. кодексными, в отличие от книг-свитков и листовых изданий. (Издательский словарь-справочник)

    КНИЖНОЕ ИЗДАНИЕ — издание в виде книжного блока, т. е. скрепленных в корешке листов печатного материала (бумаги, синтетического заменителя и пр.) любого формата, в обложке или переплетной крышке. К К. и. относят книги, брошюры, альбомы, атласы и т. п. (Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника).
    Обобществление произведения средствами книжного дела протекает как процесс организации произведения письменности, письменного документа в произведение печати, в издание. Преходящим промежуточным результатом этого процесса является «книжное издание», то есть форма произведения печати, форма издания в книжном деле. По отношению к книге книжное издание есть материальная, предметная форма ее существования.

    Диалектическое единство процесса «книжное дело» и результата - «книжное издание» определяет сущность, границы и объективное содержание книговедческой категории «книга». Книги как целостности вне книжного дела нет, потому что книжное дело - способ существования книги. Следовательно, книга как объективное явление социальной действительности есть «книга в книжном деле». Если мы говорим о любых формах организации, отражения произведения или уже вышедшего книжного издания средствами книжного дела, мы говорим о книге как объективном явлении социальной действительности, о книге как книговедческой категории и формах существования этой категории.

    Книжное издание как материальная, предметная форма существования книги изменчиво во времени, детерминировано (обусловлены, предопределены) уровнем материального производства, который в свою очередь определяется способом производства материальных благ (т.е. общественно-экономической формацией) и соответствующими техникой и технологией, эволюцией используемых материалов письма (глина, камень, папирус, береста, бумага), эволюцией внешней формы книжного издания (глиняные таблички, свиток, кодекс). Но сущность книги как актуализированного средствами книжного дела способа организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание и отражения книжного издания теми же средствами, а также сущность книжного издания как материальной, предметной формы существования книги в обществе остаются неизменными.

    Книжное издание как объект деятельности художника-конструктора, художника-графика и художника-технолога представлено в виде более конкретной модели, которая состоит из «ядра книги» - текстового сообщения и пяти «служб» (смысловой организации, материально-конструктивной организации, зрительной ориентации, наглядной информации и рекламно-пропагандистской службы)

    Отражение литературного, музыкального, изобразительного произведения в процессе его организации в более сложную форму существования есть вместе с тем и процесс выражения отношения человека (общества) к данному произведению (контексту и тексту) в силу активности его сознания. Поэтому контекст книжного издания всегда сложнее контекста издаваемого произведения, так как, будучи диалектическим единством данного произведения, его контекста и текста, он в то же время включает в себя осознанное отношение человека общества к ним, к их автору, его творчеству, к необходимости и конкретной цели организации данного произведения в книжное издание средствами книгоиздательского дела. Возникший в процессе организации произведения, контекст книжного издания выражается средствами письменной речи (нотной записи, изобразительного искусства), технологическими средствами книгоиздательского дела, превращаясь в текст книжного издания. И текст этот, в свою очередь, также всегда шире текста издаваемого произведения, ибо, наряду с последним, содержит еще и тексты, фиксирующие отношение общества (человека) к данному произведению в виде всей совокупности элементов научно-сопроводительного аппарата, художественного и полиграфического оформления, материально-конструктивной организации книжного издания. Диалектическое единство этого контекста и этого текста есть содержание понятия книжное издание.

    Книжное издание как преходящий промежуточный результат книжного дела, как материальная, предметная фирма книги может существовать и существует за пределами книжного дела, является объектом дальнейшего отражения в различных процессах общественно-практической деятельности.

    Сущность процесса движения книжного издания в обществе есть отражение его сознанием, т.е. воспроизводство книжного издания (его контекста и текста) в ходе и средствами различных форм общественно-практической деятельности - диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата этого отражения.

    Книжное издание в процессе движения является наиболее общей формой книги в книжном деле, а наиболее общая форма существования этого движения есть триада «кнпроизводство-кнраспр.-книговоспроизводство».

    Наиболее общей формой существования книжного издания в книжном деле является тираж – сумма, совокупность идентичных экземпляров данного книжного издания.

    Целостность относительно самостоятельной формы книги в книгоиздательском деле реализуется единством ее подформ: проспект, издательский оригинал, набор, верстка, сверка (или сверки), подписная корректура, чистые листы, сигнальный экземпляр, экземпляр, тираж. А целостность редакционно-издательского процесса - единством таких его подформ, как издательское тематическое планирование, редакторская работа с проспектом (планом) произведения, редакторская оценка рукописи авторского произведения, редакционная работа над рукописью авторского произведения, подготовка издательского оригинала, процессы конструирования внешнего художественного и полиграфического оформления будущего книжного издания, процессы набора текста издательского оригинала, типографская и издательская работа над корректурами (версткой, сверками, подписной корректурой), чистыми листами, сигнальными экземплярами, процесс изготовления тиража книжного издания.

    Конечный результат последовательного развития подформ книги в редакционно-издательских процессах - книжное издание есть действительная, реальная книга в книгоиздательском деле, а сами эти подформы - промежуточные преходящие результаты процесса организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание, этапы, уровни «снятия» содержания и формы этого произведения средствами редакционно-издательской деятельности. Отражение их в системе книгоиздательских понятий есть экспликация состава и структуры объекта книгоиздательского знания.
    Билет №32

    1. Основные итоги развития дореволюционного книговедения
    2. Формы книги в процессах книгопроизводства, книгораспределения и книговоспроизводства.

    Наиболее общей формой книги в книжном деле является книжное издание в процессе движения, а наиболее общая форма существования итого движения есть книгопроизводство - книгораспределение - книговоспроизводство.

    Наиболее общей формой книги в книгопроизводстве - книгораспределении - книговоспроизводстве является репертуар книги, понимаемый как совокупность актуализированных средствами книгопроизводства способов организации литературных, музыкальных, изобразительных произведений в книжные издания и отражения этих книжных изданий средствами книгораспределения и книговоспроизводства.

    Наиболее общей формой существования книгопроизводства является книгоиздательское дело, а наиболее общей формой книги в нем - книгоиздательский репертуар, понимаемый как совокупность актуализированных в процессах книгоиздательского дела способов организации литературных, музыкальных, изобразительных произведений в книжные издания и отражения этих книжных изданий средствами книгоиздательского дела.

    Поскольку книгоиздательское дело реально осуществляется конкретными издательствами и издающими организациями, то формой книги в них является репертуар данного издательства или данной издающей организации, понимаемый как совокупность актуализированных их деятельностью конкретных способов организации конкретных произведений в конкретные книжные издания.

    На уровне редакционно-издательских процессов наиболее общей формой книги как способа, т.е. единства процесса и результата организации произведения в книжное издание, является единство системы конкретных редакционно-издательских приемов, средств и действий, направленных на организацию, превращение данного произведения в данное книжное издание. Это- формирование издательского репертуара (издательское тематическое планирование), редакторская работа с проспектом (планом) произведения, издательская оценка авторского произведения, редакционная работа над рукописью авторского произведения, подготовка издательского оригинала, процессы конструирования художественно-полиграфического оформления данного книжного издания, процессы набора текста издательского оригинала, типографская и издательская работа над корректурами (версткой, сверкой, подписной корректурой), чистыми листами, сигнальным экземпляром, процессы изготовления тиража данного книжного издания.

    Наиболее общей формой существования книжного издания в книжном деле является тираж - сумма, совокупность идентичных экземпляров данного книжного издания.

    Подобная трактовка книговедческого понятия «репертуар» позволяет фиксировать в познании и в практике книжного дела такие уровни содержания этого понятия, как совокупность книжных изданий, названий, структура репертуара, специализация и профилизация издательств по его составляющим, а потому и дает возможность управления книгоиздательским делом посредством научно обоснованного изменения структуры репертуара книжных изданий.

    А кроме того, это дает возможность понимать репертуар и как промежуточный результат книгопроизводства, который в «снятом», отраженном виде включает в себя весь процесс книгопроизводства, т.е. начальный цикл движения книги в книжном деле, а формы репертуара - как промежуточные результаты движения форм книги в книгоиздательском деле вплоть до любого данного книжного издания и его тиража, которым реально завершается цикл книгоиздательского дела и начинается цикл книгораспределения. Иными словами, завершается один этап единого, непрерывного процесса движения книги в книжном деле, переходя в следующий. Сущность этого перехода и выражает диалектическое единство непрерывности и прерывистости процесса движения книги в книжном деле.

    Наиболее общей формой существования книгораспределения в процессе «книгопроизводство - книгораспределение - книговоспроизводство» является книготорговое дело и библиотечное дело, т.е. процесс движения, отражения книжного издания их средствами. Поэтому наиболее общей формой книги в них является книготорговый ассортимент и библиотечный фонд, понимаемые как единство процесса и результата отражения книгоиздательского репертуара и форм его существования средствами книготоргового и библиотечного дела.

    Сущность их следует понимать как процесс отражения, распределения книгоиздательского репертуара (наиболее общая форма книги в книгоиздательском деле) средствами книготорговой и библиотечной деятельности.

    Наиболее общей формой существования репертуара в книгораспределении является книготорговый ассортимент и библиотечный фонд, понимаемые как результат отражения книгоиздательского репертуара и форм его существования средствами книготоргового и библиотечного дела.

    В книготорговом и библиотечном деле результат этого отражения существует соответственно как ассортимент книжных изданий и фонд книжных изданий; в конкретных книготорговых предприятиях и библиотеках - как ассортимент конкретных книжных изданий и фонд конкретных книжных изданий, т.е. наличное количество их экземпляров в данном книготорговом предприятии и в данной библиотеке; в конкретных библиотечных и книготорговых процессах - конкретные экземпляры книжных изданий, участвующие в акте книготорговой и библиотечной деятельности.

    Библиографическое дело в системе «книга в книжном деле» следует понимать как форму способа воспроизводства книги средствами библиографической деятельности и отражения результатов этой деятельности средствами книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного). Именно поэтому библиографическое дело представляет собой обратную связь, управленческий процесс в книжном деле.

    Но реальная, действительная книга (книжное издание) в библиографическом деле существует лишь как объект библиографического отражения. Процесс этого отражения результируется в библиографической информации, которая и является библиографической моделью (но именно и только моделью) книги в книжном деле и формой модели книги в научно-информационном деле. Библиографической моделью книжного издания следует считать формы существования библиографической информации - библиографическое сообщение, библиографическая запись и ее формы, или жанры, библиографическое пособие и его разновидности - указатель, список, обзор, указатель к изданию, вспомогательный указатель, каталог, картотека, автоматизированные библиографические ИПС (информационно-поисковые системы) и др.

    Содержание категории «книга», таким образом, раскрыто как система объективных свойств, процессов, форм и отношений посредством всхождения от самых абстрактных определений ко все более конкретным, отражающим единство этих свойств, процессов, форм и отношений, к синтезу многообразных определений.

    Можно снова сказать, что книга - это книжное издание, данное нам в чувственном восприятии, что это тот предмет, к которому мы привыкли, который мы визуально выделим из множества других предметов. Но теперь мы знаем, что эти понятия не тождественны и книжное издание - это материальная, предметная форма существования книговедческой категории «книга», сущность и содержание которой раскрыты в настоящей главе.

    При таком ходе рассуждений все уровни системы «книга», т.е. книга в книжном деле, оказываются диалектически едиными, взаимообусловленными и каждый из них содержит в себе действительность предыдущего и возможность последующего. Поэтому содержание категории «книга» несводимо ни к одному из уровней в отдельности и целостно реализуется только в их системном единстве.

    Все сказанное выше позволяет теперь сформулировать полное книговедческое определение книги.

    Книга есть книговедческая категория для обозначения актуализированного книжным делом диалектического единства:

    • способа организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание средствами книгопроизводства, объективированного книгоиздательским делом и материализованного в редакционно-издательских процессах;

    • способа отражения; распределения «снятой» книжным изданием формы существования этого произведения в общественном сознании, т.е. распределения в обществе тиража книжного издания средствами книгораспределения, объективированного книготорговым и библиотечным делом и материализованного в книготорговых и библиотечных процессах;

    • способа воспроизводства в общественном сознании «снятой» книжным изданием формы существования литературного, музыкального, изобразительного произведения средствами книговоспроизводства, объективированного библиографическим делом и материализованного в библиографических» процессах.


    Билет №33

    1. Книговедческая деятельность А.М. Ловягина

    Собственно книговедческое теоретическое направление Русского библиологического общества в дореволюционный период отражено в докладах и публикациях Александра Михайловича Ловягина (1870-1925), который, наряду с Н.М. Лисовским, был одним из первых отечественных систематиков книговедения. Теоретические взгляды его легли в основу сегодняшнего понимания науки о книге.

    Теоретические изыскания А.М. Ловягин начал с выяснения объема и содержания понятий «библиография» и»библиология» и в 1900 г. утверждал: «Ввиду теоретических и практических неудобств в проведении границ между библиографией и библиологией следует полагать наиболее правильным полное отождествление значения обоих терминов». Правда, в этой же статье А.М. Ловягин, вслед за Н.М. Лисовским, предпринимает попытку систематизировать знания о книге и конструирует «энциклопедию библиологии», состоящую из 4 разделов и 12 подразделов.

    Раскрывая содержание каждого из 4 разделов, А.М. Ловягин называет внутри них такие подразделы, как библиотековедение, архивоведение, историю и организацию книжной торговли, практическую библиографию, историю и современное состояние книгоиздательского дела, историю и современное состояние законодательства о печати, и др. Иными словами, библиографию рассматривает как часть предлагаемого им комплекса дисциплин, составляющих «энциклопедию библиологии».

    Это было началом эволюции взглядов А.М. Ловягина. В 1914 г. в статье «О труде библиографа и библиолога» ученый разделил понятия «библиография» и «библиология» и наметил границы между ними и историей литературы.

    Существенно в этой статье также рассуждение о разных уровнях в структуре любой науки: «...в любой науке есть работники разных разрядов: есть собиратели материала, есть классификаторы его, есть мастера анализа и синтеза».

    Конкретизируя эту мысль применительно к выявлению соотношения между библиографией и библиологией, А.М. Ловягин пишет: «...Когда библиограф соберет за известную эпоху весь имеющийся материал об отдельных книгах и отдельных писателях, он может независимо от историка литературы и от историко-литературных приемов подвергнуть этот материал библиологической обработке». Иными словами, если библиографическая работа-это уровень анализа, то библиология-это уровень синтеза, обобщения.

    Здесь А.М. Ловягин уже отказался от отождествления библиологии и теории библиографии, вывел библиологию на уровень общей науки о книге и определил так или иначе место библиографии в ней. Более четко это выражено ученым в его докладе «Библиология, или общая наука о книге», сделанном на заседании Русского библиологического общества (1920). А в монографии «Основы книговедения» (1925) А.М. Ловягин с полной определенностью утверждает: «не впадая в ошибку, можно говорить „библиология“ и „библиологический“ вместо „книговедение“ и „книговедческий“. Но ошибкой будет, если мы скажем вместо слова „библиология“ - „библиография“» (с. 4).

    На основе опубликованной схемы Н.М. Лисовского А.М. Ловягин продолжил разработку принципиальных основ книговедения. В небольшой статье «Методологическая заметка» (1915) он отметил слабые места в концепции Н.М. Лисовского и попытался интерпретировать предмет библиологии: «Технология - наука, коммерческие знания тоже имеют научный характер, но в то же время техника книжного производства и книжная коммерция обладают только точками соприкосновения с библиологией, но не входят в нее целиком со всеми своими деталями. Библиология изучает книгу прежде всего по ее содержанию и значению для читающих ее и интересуется техническим производством книги как товара лишь постольку, поскольку технические совершенства или несовершенства влияют на проявление в ней человеческой мысли и распространение этой мысли среди человечества. Если мы не будем упускать из виду основных целей библиологии, то мы можем говорить, оставаясь библиологами и не становясь техниками, и о бумаге, и о наборных машинах, и о лавках букинистов, но эти предметы будут интересовать нас с существенно иной точки зрения, чем типографа, бумажного фабриканта или лицо, заведующее книжным магазином».

    И если определение предмета, данное А.М. Ловягиным, сегодня нельзя принять безоговорочно, то мысль его о том, что единство многодисциплинарной науки в единстве ее методологии, в единстве предмета, была плодотворной и смелой. Только в 70-е гг. она начнет обосновываться в теории книговедения.

    Положительный опыт, накопленный отечественным книговедением за дореволюционный период развития, выразился в том, что:

    • определился статус книговедения как науки, а не механической суммы разрозненных сведений, имеющих отношение к книге;

    • возникли первые специальные книговедческие организации, ведшие активную теоретическую и практическую книговедческую работу;

    • выявлено содержательное соотношение понятий книговедение - библиология - библиография - библиотековедение;

    • книговедение осознано как многосоставная наука, в которой фиксированы дисциплины, соответствующие основным сферам книжного дела (книгоиздательскому, книготорговому, библиографическому, библиотечному), и намечено соотношение между ними;

    • появились работы методологического уровня (Н.М. Лисовского и А.М. Ловягина), в которых наметились первые принципиальные схемы науки о книге, методы исследований; предпринимаются попытки выявить предмет книговедения, намечается структура книговедения (история, теория, методика);

    • не вполне отчетливо, но все-таки наметилось выделение в составе книговедения общей теории науки о книге (прообраз общего книговедения) как синтезирующего теоретического раздела, рассматривающего наиболее общие вопросы;

    • в трудах крупнейших книговедов (Н.М. Лисовского и А.М. Ловягина) намечена проблема соотношения книговедения с другими дисциплинами и в первую очередь с историей литературы;

    • началось преподавание книговедения как учебной дисциплины в Петербургском (Петроградском) и Московском университетах.

    Вместе с тем сегодня нельзя не видеть и исторической ограниченности этих достижений, которая обусловливалась тем, что ученые-книговеды не задавались целью исследовать сущность книги и вполне удовлетворялись формальными определениями книги как материальной вещи, предмета; книгу трактовали как универсальный памятник культуры, классовой сущности книги даже не фиксировали, проявляя, с сегодняшней точки зрения, «мировоззренческое равнодушие».
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта