Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.). Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.. Билет Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческая проблематика
Скачать 1.45 Mb.
|
Билет №25 1.Книговедческая деятельность Н.А. Рубакина Николай Александрович Рубакин (1862-1946) хорошо известен у нас в стране и за рубежом как энциклопедист по образованию, просветитель по устремленности своей многогранной деятельности, писатель-популяризатор, теоретик и практик самообразования, теоретик и практик библиотечного и библиографического дела, а также создатель теории библиопсихологии. Н.А. Рубакин был первым книговедом, вставшим «на путь психологического и социологического изучения книг и книжного влияния», по его собственному выражению. Разрабатывать свою теорию он начал еще до революции при составлении знаменитого универсального рекомендательного библиографического пособия «Среди книг» и продолжил в «Письмах к читателю о самообразовании» (1919). Наиболее полное выражение библиопсихологическая концепция, получила в книге Н.А. Рубакина «Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию» (1929). В своей теории Н.А. Рубакин пытается каждого читателя и каждую книгу выразить цифровой формулой и библиопсихологическим коэффициентом. Отыскание оптимального соотношения между формулой писателя, формулой книги и формулой читателя позволит, по мнению Рубакина, дать каждому читателю «подходящую» книгу, поскольку восприятие одной и той же книги у разных читателей различно. В конечном итоге библиопсихологическая теория закрепляла в корне неверное положение о том, что якобы книга (произведение) не имеет объективного содержания, а имеет столько содержаний, сколько читателей ее прочитали. Библиопсихология Н.А. Рубакина встретила отрицательное отношение со стороны современников. Критиковал ее М.Н. Куфаев в «Проблемах философии книги» (с. 54-63), «крайнюю шаткость конечных выводов» отмечал А.М. Ловягин в «Основах книговедения» (с. 154), однако оба они, как и многие другие книговеды, отдавали должное тому колоссальному экспериментальному материалу, который получил Н.А. Рубакин из 5,5 тыс. индивидуальных анкет читателей, состоявших с ним в переписке. Объективную научную оценку теория библиопсихологии получила в современных книговедческих работах. Советская наука о книге сегодня активно использует и развивает все положительное, что внес Н.А. Рубакин в разработку проблемы взаимодействия книги и читателя. Стимулирующее влияние его трудов просматривается в теории и практике рекомендательной библиографии в социологических исследованиях, которые широко проводят Государственная библиотека СССР В.И. Ленина, другие советские учреждения, отдельные ученые разных специальностей - книговеды, социологи, психологи, социолингвисты, психолингвисты для разработки методики чтения, методики руководства чтением и шире - работы с книгой. Библиологическая социология, то как автономная, то как книговедческая дисциплина, фигурировала в работах Н.А. Рубакина, А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, Н.М. Сомова, в докладах сотрудников Ленинградского института книговедения. Попытку определить предмет и методы библиологической социологии предпринял известный в те годы украинский книговед Д.А. Балика. 2. Книга и понятие об информации Выявляя сущность книги методом восхождения об абстрактного к конкретному, необходимо последовательно и непротиворечиво ответить на вопросы: что есть информация, какие этапы единого информационного процесса и какие формы информации предшествуют книге, на каком из этапов книга становится способом и одной из форм (и какой именно) существования, движения и развития социальной информации в индивидуальном, групповом и общественном сознании. На самом деле вопросы, касающиеся сущности информации, процессов и форм, в которых ее сущность проявляется, лежат вне предмета книговедения. Книговедение должно было опереться на корректную их интерпретацию и заниматься только книгой. Но отсутствие общей теории информации заставляет методологию книговедения углубиться в их рассмотрения, несмотря на то, что публикаций на тему информации к настоящему времени накопилось великое множество. Все подходы к рассмотрению содержания понятия «информация» можно разделить на несколько групп:
Этимологический базируется на трактовке слова «информация». В переводе с латинского означает придавать вид, давать форму. «В форме». Развитие этого подхода привело к тому, что в обыденной речи словом «информация» мы называем все, чему не можем дать конкретное название, имя. И применительно к книге очень распространены высказывания: «книга – источник информации, носитель информации, содержит информацию, служит для хранения и передачи информации». Этимологические трактовки инфо: Инфо есть знания, переданные кем-то другим или приобретенные путем собственного исследования или изучения. Инфо – это сведения, содержащиеся в данном сообщении и рассматриваемые как объект передачи, хранения и переработки. Специально-научный, опирающийся на этимологический. Шеннон – «Классическая теория информации». Словом «Инфо» Шеннон называет сообщение, уменьшающее неопределенность у получателя сообщения, и обозначает им меру организации системы, состоящей из совокупности сигналов (символов), передаваемых по каналу связи в единицу времени. Специально-научные трактовки инфо: Инфо в проблемах передачи называется всякое сообщение или передача сведений о чем-либо, что заранее не было известно. Инфо – это сообщение, уменьшающее неопределенность у получателя сообщения. Общенаучный и философский подходы сформировались в ходе развернувшихся методологических исследований сущности и природы информации. Определения общенаучного подхода: Инфо – мера сложности структур. Инфо есть отражение в сознании людей объективных причинно-следственных связей в окружающем нас реальном мире. В ходе методологических исследований семантика понятия «информация» настолько расширилась, что оно стало восприниматься не только как общенаучная категория, но и как философская категория. Инфо – это содержание процессов отражения. Инфо – это философская категория, рассматриваемая наряду с такими понятиями, как пространство, время, материя. В самом общем виде информацию можно представить как сообщение, т.е. форму связи «между источником, передающим сообщение, и приемником, его принимающим». Можем утверждать:
Объективный принцип единства информации и процессов ее движения, т.е. инфо (форм ее существования) и информационного процесса (форм его существования), а так же принцип единства информации и ее материального носителя. Социальная информация – инфо, отраженная в процессе и средствами общественно-практической деятельности, процесс и преходящий промежуточный результат этого отражения в их диалектическом единстве друг с другом и с процессом дальнейшего отражения. При таком подходе общественно-практическую деятельность можно трактовать как процесс движения информации в обществе, на уровне которого происходит превращение информации, совершается переход ее в качественно новую форму. Семантическая информация – инфо социальная, содержание которой отражено сознанием в процессе общественно-практической деятельности. Содержанием человеческого отражения являются образы предметов, явлений, процессов, «немедленно упаковываемые», опредмечиваемые либо в семиотические (знаковые, языковые) конструкты, либо в материальные предметы. Семиотическая информация – это социальная информация, содержание которой отражено сознанием (семантическая инфо) и организованно средствами семиотической системы «язык», процесс и результат этой организации в их диалектическом единстве друг с другом и с процессами дальнейшего отражения средствами той же системы. Материально-предметная информация – это социальная информация, содержание которой отражено сознанием (семантическая инфо) и организовано средствами материального производства, процесс и результат этой организации в их диалектическом единстве друг с другом и с процессам дальнейшего отражения средствами материального же производства. Билет №26 1.Книговедческая деятельность А.А. Сидорова Обоснование еще одного уровня исследования книги и еще одной книговедческой дисциплины - искусства (или лучше - искусствоведения) книги - связано с именем крупнейшего советского книговеда профессора, доктора искусствоведения, члена-корреспондента АН СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР Алексея Алексеевича Сидорова (1891-1978). Первая его работа в этой области появилась в 1921 г. и послужила началом, по выражению самого автора, «книжного искусствоведения». Основная мысль этой статьи - утверждение органического единства всех структурных и содержательных элементов книжного издания. «Книжное искусствоведение», по утверждению А.А. Сидорова, объектом своего изучения должно иметь не «искусство в книге» а «искусство книги», не внешний вид, а форму книжного издания, которая всегда содержательна, причем содержательность ее выявляется и начинает функционировать в процессе потребления издания. Теоретическое обоснование «книжного искусствоведения» как книговедческой дисциплины А.А. Сидоров дает в работе «Книга как объект изучения и художественные элементы книги» и строит эту дисциплину как книговедческую, опираясь на известные ему системы книговедения Н.М. Лисовского, А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева, находя место новой дисциплине среди традиционных, доказывая, что «не все возможности организованного нашего о книге знания ими исчерпываются или даже предвидятся» (с. 41). А.А. Сидоров предлагает и термин для обозначения новой дисциплины - «библиономия», который некоторое время фигурировал в специальной литературе, но в современном терминологическом обиходе не прижился. Содержание понятия «форма книги» А.А. Сидоров интерпретирует как систему целесообразного соотношения бумаги (цвет, фактура), формата издания и формата полосы набора, кегля и рисунка шрифта композиции каждой полосы набора и издания в целом, собственно иллюстраций, обложки или переплета и считает, что «форма книги должна стать объектом специальной дисциплины, предметом которой соответствённо будет выявление законов и закономерностей развития формы книги». Нельзя, однако, не заметить, что и А.А. Сидоров в своих рассуждениях отождествляет категорию «книга» с ее материальной, предметной формой - книжным изданием. А.А. Сидоров помещает библиономию, исходя из схемы Н.М. Лисовского, в раздел книгопроизводства, определяет задачи искусства книги как разработку истории, теории и практики художественного конструирования издания. В выступлении на Первом Всероссийском библиографическом съезде А.А. Сидоров показывает практические выходы библиономии и точки ее соприкосновения с другими книговедческими дисциплинами. Две упомянутые выше работы крупнейшего советского книговеда заложили основы сегодняшней истории, теории и методики художественного оформления и полиграфического исполнения печатных изданий как относительно самостоятельной искусствоведческой дисциплины, плодотворно развивающейся на стыке с книговедением. Практическими задачами планирования всего народного хозяйства и книжного дела в том числе была вызвана разработка теории и методики советской статистики печати и формирование соответствующей смежной с книговедением дисциплины. 2.Содержание и структура коммуникационного процесса «сознание» Процесс отражения общественным сознанием социальной информации, содержание которой организовано средствами семиотической знаковой системы «язык», т.е. информации семиотической, мы в дальнейшем называем процессом коммуникации «сознание». К. Маркс писал: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (3, 29). Сознание как коммуникационный процесс следует понимать, таким образом, в качестве способа существования семиотической информации в обществе, формы процесса движения социальной информации в нем, т.е. в качестве формы информационного процесса «общественно-практическая деятельность» - процесса и преходящего промежуточного результата его. Процесс при этом есть движение, отражение социальной информации сознанием, превращение в информацию семантическую, смена форм семантической информации, их взаимопереходы. Промежуточный результат - сами эти формы, конкретные процессы их взаимопереходов, в том числе и движение семиотической информации. Выделение коммуникационного аспекта позволяет основными качественными уровнями, подсистемами коммуникационного процесса «сознание» назвать коммуникационную систему «познание» - процесс проявления сознания и промежуточный преходящий результат этого проявления, или «действительное сознание», говоря словами К. Маркса, способ коммуникации «культура» - наиболее общий, промежуточный результат развития познания (действительное познание). В самом общем виде структура коммуникационного процесса «сознание» может быть представлена следующим образом:
Коммуникационный процесс на каждом из выделенных в схеме уровней (процесс - способ - система) выступает как системное образование аналогичных уровней второго порядка, каждый из которых в свою очередь разворачивается и может быть представлен аналогичными же уровнями, но уже третьего, четвертого и т.д. порядков. Каждый уровень, таким образом, есть возможность существования последующего и действительность предшествующего (но уже в «снятом» виде), что и определяет качественное единство и целостность всего процесса как объективного явления социальной действительности. Каждый уровень развития процесса коммуникации «сознание» есть виток единой диалектической спирали, а потому подсистема - явление сложное, системное, относительно самостоятельное и качественно определенное. Формы социальной информации взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они сами и последовательная смена их определяют сущность развития коммуникационного процесса «сознание» в целом. На уровне «сознания» реализуется процесс осознанного отражения содержания социальной информации, ее превращения, организации в информацию семантическую. Именно в этом смысле коммуникационный процесс «сознание» есть способ существования и движения семантической информации в обществе. Процесс при этом понимается как возникновение и последовательная смена форм семантической информации, а промежуточный результат есть и сами эти формы в их дальнейшем развитии и процесс их развития, диалектическое единство того и другого. Но так как неразрывны, отражение содержания социальной информации на всех уровнях развития «сознания» имеет знаковую природу. В коммуникационной системе «познание» (действительное сознание) процесс отражения семантической информации протекает как процесс отражения, выражения содержания семантической информации средствами мышления и семиотической системы «язык», т.е. как процесс организации семантической информации в информацию семиотическую. Процессом в данном случае является отражение семантической информации средствами мышления и семиотической системы «язык», а промежуточным результатом - выражение содержания этой информации в знаковой форме, т.е. информация семиотическая. Последняя, таким образом, есть форма семантической информации, а коммуникационная система «познание» - способ ее существования в коммуникационном процессе «сознание». Сказанного достаточно, чтобы на этом уровне развития коммуникационного процесса «сознание» и по отношению к нему квалифицировать книгу как диалектическое единство конкретной формы семантической информации и конкретной формы процесса ее движения. Конкретной формой семантической информации является информация семиотическая. Конкретной формой ее движения - книжное дело как наиболее общий процесс движения книги в культуре, а значит - способ ее существования в культуре. Книжное дело на этом уровне представляет собой одну из форм процесса существования и движения семиотической информации в одной из подсистем коммуникационного процесса «сознание». |