Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Книга в книжном деле. Содержание книговедческой категории «книга»

  • Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.). Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.. Билет Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческая проблематика


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеБилет Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческая проблематика
    АнкорШпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.).doc
    Дата25.12.2017
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г..doc
    ТипДокументы
    #12938
    страница20 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

    Билет №30

    1. Системно-типологическая концепция

    Реализация системного подхода и типологического метода исследования сущности книги как объективного явления социальной действительности и как фундаментальной книговедческой категории, а также самого знания о книге (его объекта, предмета, методов, состава, структуры, терминологии) началась в недрах функциональной концепции. Системно-типологическая концепция возникла и развивалась как форма снятия теоретических противоречий, не разрешимых в рамках и средствами функционального подхода.

    Системно-типологические разработки велись поначалу в предмете теории и практики редактирования и в форме исследования и обоснования типологии книжных изданий различных видов литературы.

    Познавательные возможности системного подхода и типологического метода обеспечивают решение задач более высокого класса, что и позволило с этих позиций реализовать в настоящем пособии процесс исследования и получения нового целостного знания о сущности книги как объективного явления социальной действительности и фундаментальной книговедческой категории, а также о системной целостности многомерного, многоуровневого научного знания о ней.

    Системно-типологическая книговедческая концепция ассимилировала весь предшествующий исторический опыт самой науки о книге, общей теории систем, общенаучного системного подхода, методологии системного анализа, общенаучной концепции о структурно-уровневой организации материи, науковедения и методологических исследований науки.

    Основные теоретические принципы системного подхода как общенаучного методологического познавательного приема разработаны в сегодняшнем науковедении достаточно глубоко, на них может опираться любая конкретная научная дисциплина.

    Качественным признаком современного этапа развития науки и практики является осознание системности как одного из свойств объективной действительности. Понятиями «система», «системность», «системное качество» углубляется и конкретизируется сегодня высказанное еще в 70-х гг. XIX в. Ф. Энгельсом принципиальное положение: «В природе выявлена всеобщая связь развития, определено, что одни формы материи развиваются из другой... Из науки была устранена случайность наличия такого-то и такого-то количества физических сил, ибо были доказаны их взаимная связь и переходы друг в друга» (20, 353).

    Системой называется целостное образование, состоящее из компонентов, или подсистем, устойчивые взаимосвязи между которыми обеспечивают целостность данного образования и порождают новое, интегративное, качество системы, не тождественное сумме качеств всех компонентов и не сводимое к качеству какого-либо одного компонента.

    В системном образовании компоненты, его составляющие, сами представляют собой подсистемы, состоящие из элементов (неделимых объектов в пределах данной системы), взаимодействие между свойствами и отношениями которых обусловливают структуру подсистемы. Поэтому целостное исследование системы предполагает и структурный анализ подсистем ее (или компонентов), взаимосвязь свойств и отношений которых образует структуру данной системы и предопределяет ее системные качества.

    Системность - это и способ мышления в процессе отражения, познания системного образования, способ получения нового знания о нем и свойство полученного знания. А оно всегда многомерно, многоуровнево, поскольку результирует познание системного объекта. Поэтому системность - это особое измерение действительности.

    Системный подход в научном познании конкретизирует принципы диалектики применительно к исследованию и конструированию объектов как систем и представляет собой установку на системность исследуемого явления.

    Объект квалифицируется как системный, если он:

    1) обнаруживает целостность и иерархичность внутреннего строения;

    2) является звеном, подсистемой в определенной иерархии объектов;

    3) имеет как системная целостность специфические отношения с окружающей средой.

    Книговедческая системно-типологическая концепция строится на осознании того, что книга и книжное дело как способ ее существования не только системны сами по себе, но и являются подсистемам более общей развивающейся динамической системы информационного процесса, объективно существующего в природе и обществе.

    Опираясь на фундаментальное положение марксистско-ленинской философии о том, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, что развитие материального мира есть бесконечный процесс переходов одной формы движения материи в другую, системно-типологическая концепция называет и исследует то атрибутное свойство форм движения материи, которое является субстанциальным признаком книги. Это объективно существующая в природе и обществе информация в процессе ее движения. Книга в самом общем виде есть один из способов существования и движения социальной информации в обществе. Диалектическое определение книги базируется на последовательном изучении процесса перехода одной формы информации в другую вплоть до той, которая и есть книга, и выявлении свойств книги и ее отношений к предшествующим и последующим формам движения информации.

    Субстанциальным, сущностным признаком книги обусловлена и ее основная социальная функция - коммуникативная, информационная, т.е. функция обмена, распределения и перераспределения такой формы социальной информации, как семиотическая, в процессе осознанной общественно-практической деятельности. Отсюда необходимость коммуникационного аспекта в подходе к анализу сущности книги. Исходным моментом здесь выступает интерпретация «сознания» как коммуникационного процесса, процесса социального общения, обмена социальной информацией и абстрагирование от иных качественных характеристик содержания этой категории. В основе исследования сущности книги лежат, таким образом, диалектический принцип отражения и деятельностный принцип.

    В общественно-практической деятельности людей отражение имеет осознанный, целенаправленный характер и существует в форме осознанной организации одной относительно простой формы социальной информации в другую, относительно более сложную.

    Диалектическое познание и отражение сущности любого объекта, явления как системы предполагает исследование его в процессе движения, смены форм, т.е. следование диалектическому принципу развития. Общая модель системного явления в процессе его движения может быть представлена следующим образом: (см. схему).



    Здесь понятием «явление» мы обозначаем исследуемый объект, его сущность как систему необходимых внутренних и внешних взаимосвязей; понятием «способ существования» - процесс изменения, развития и проявления этих взаимосвязей, т.е. процесс движения содержания данного объекта, явления; понятием «форма» - преходящий промежуточный результат выражения содержания данного объекта и в то же время - процесс этого выражения, т.е. способ существования на следующем этапе движения.

    В приведенной схеме каждые три нижележащие уровня (явление-способ его существования - форма), взятые в их единстве, представляют собой подсистему фаз процесса. Сущность подсистемы - переход явления из одного качественного состояния в другое, из одной формы - в другую.

    Так как процесс движения явления есть система последовательно повторяющихся внутренних фаз его, то общая закономерность развития тождественна принципу развертывания отдельных циклов. Уровни «форм» общей системы и «явлений» в ее подсистемах при этом совпадают, порождая диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата его, взаимообусловленность общесистемных и подсистемных фаз развития, цикличный, спиралеобразный характер их взаимопереходов, а в конечном итоге и многоуровневое единство процесса в целом.

    В этой модели формализован принцип развертывания содержания явления через способ его существования и принцип структурной организации одного и того же явления на разных этапах процесса его движения и развития.

    Следуя этим принципам, можно раскрыть содержание любого книговедческого явления и как относительно самостоятельного и как подсистемы более общей системы.

    Применительно к общему книговедению это будут в первую очередь книга - ее сущность, способ и форма существования, структурные уровни организации, в своем диалектическом единстве отражающие целостность книги, а также научное книговедческое знание, приведенное в систему, т.е. структурированное в соответствии с уровнями организации книги и в соответствии с уровнями ее познания (методология, теория, история, методика).

    И это уровень развития познания книги, знаменующий переход от описания к исследованию сущности и структур систем и процессов, от фиксации функций к обоснованию их на базе выявленной сущности.

    Исходя из этого, книгу можно квалифицировать как один из способов целеосознанной организации одной формы социальной информации в другую, относительно более сложную. Дальнейшая задача - исследовать и определить: какой именно - в какую.

    Книга возникла в человеческом обществе как способ социального общения людей, чем и обусловлена ее основная социальная функция - функция целеосознанного распределения и перераспределения социальной информации в процессе общественно-практической деятельности. Отсюда еще один принцип, на котором базируется системно-типологическая концепция, принцип коммуникативности, предполагающий исследование книги в качестве составной части, этапа, уровня единого коммуникационного процесса, в котором она реализует свою сущность, признаки, свойства и отношения и вне которого ее сущность невозможно познать.

    Переход от описания к объяснению, от явления к сущности совпадает с познанием структуры исследуемых систем и процессов, с переходом от одних структурных уровней к другим. Именно поэтому в современной науке получили широкое распространение системно-структурные исследования, а также соответствующие им методы.

    Наиболее общим из них является типологический, т.е. метод выявления и обоснования признака, а чаще всего набора, системы признаков, характеризующих сущность явления в заданной или необходимой системе координат.

    В сочетании с системным подходом типологический метод дает возможность и анализа и обобщений на любом уровне структуры исследуемой системы в ее целостности и во взаимодействии с внешней средой. Единство системного подхода и типологического метода и дает название системно-типологической концепции.

    С позиций системного подхода и типологическим методом в последующих главах настоящего пособия излагается процесс и результаты исследования сущности книги как объективного явления социальной действительности, наиболее общие способы и формы ее существования, движения, развития, а также обосновывается и конструируется само научное знание о книге (его объект, предмет, состав, структура, дисциплинарная организация, система метода книговедческого познания).

    Основным итогом дореволюционного периода в развитии науки о книге следует считать постепенное формирование книговедения как самостоятельной области знания, в границах которой начинается дифференциация и обоснование сначала на эмпирическом уровне таких книговедческих дисциплин, как библиография (точнее библиографоведение, по современной терминологии) и библиотековедение.

    Основным содержанием процесса развития теоретического знания в конце XIX в. и в самом начале XX в. было выявление соотношения между понятиями «библиография» - «библиотековедение» - «библиология» - «книговедение». Причем книговедение и библиология отождествлялись с библиографией, которая, как и библиотековедение, претендовала на обобщающую науку о книге, поскольку трактовалась исчерпывающе широко.

    Углубление процесса разделения труда в книжном деле и автономизация его областей (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного библиографического дела) способствовали накоплению разнообразных, хотя и разрозненных, знаний, позволивших осознать книговедение как многосоставную науку. Понятия «книговедение» и «библиология» стали употреблять для обозначения всей совокупности знаний о книге, в которую составными частями входят библиография и библиотековедение.

    В конце XIX в. появились первые значительные работы (Н.М. Лисовского, А.М. Ловягина), затрагивающие некоторые проблемы общей теории книговедения: состава, структуры, методов. Проблема сущности книги в дореволюционном книговедении не ставилась, и все теоретические построения базировались на приблизительном определении книги через внешние, предметные, вещные признаки книжного издания.

    Возникли книговедческие общества, расширился массив специально-книговедческих публикаций. Курс книговедения был введен в учебные планы Московского и Петербургского (Петроградского) университетов.

    Новый импульс развитию книговедения дала практика советского книжного дела, хотя теория в течение первого десятилетия во многом развивалась еще в границах «старых» традиций (монографии А.М. Ловягина, М.Н. Куфаева). Однако шел и процесс методологического обновления науки о книге, нашедший отражение в теоретических работах М.И. Щелкунова, Н.М. Сомова, И.В. Новосадского, П.Н. Беркова. В центре теоретических исследований были проблемы сущности книги, объекта, предмета, методов, состава науки о ней. Но разрабатывались они в форме резкой критики «старых» книговедов, доведенной до вульгарного социологизирования.

    Два последующих десятилетия - период разысканий и систематизации фактологического материала в границах отдельных книговедческих дисциплин. Накапливаемый исторический, теоретический и методический материал потребовал обобщения на следующем этапе развития советской науки о книге. И это самый плодотворный за всю ее историю период, характеризующийся ярко выраженными тенденциями к дифференциации и интеграции книговедческого знания.

    Первая тенденция проявилась в дальнейшем развитии и теоретическом совершенствовании отдельных книговедческих дисциплин, в появлении и обосновании новых дисциплин (например, библиополистики), в углублении проблематики и расширении направлений частнодисциплинарных исследований.

    Выступающее как закономерность, опережающее теоретическое развитие то одной, то другой частной дисциплины подводило неизбежно каждую из них к осознанию таких проблем, которых она в своих границах и своими средствами решить не могла. Способом снятия этого объективного противоречия и выражением второй тенденции в развитии науки о книге (интеграция книговедческого знания) было последовательное выдвижение нескольких общетеоретических концепций - комплексности, функциональной, «пересекающихся наук», системно-типологической.

    В последовательной смене этих концепций нашла выражение еще одна закономерность в развитии современной науки вообще и книговедения в частности - углубление процесса диалектизации и теоретизации научного знания, стремление отдельных наук к самоосознанию, к обоснованию в структуре научного знания методологического раздела. В науке о книге он называется общим книговедением.
    2. Книга в книжном деле. Содержание книговедческой категории «книга»

    Книга как способ социальной коммуникации становится действительностью в процессах организации произведения письма, письменного документа в произведение письменности или печати, в рукописное или печатное издание средствами книжного дела и в процессах дальнейшего отражения в общественном сознании результата этой организации теми же средствами.

    Следовательно, ближайшим и более общим по отношению к «книге» и «книжному делу» промежуточным результатом развития коммуникационного процесса «сознание», таких его подсистем, как «познание», «культура», «литература - музыка - изобразительное искусство», является литературное, музыкальное, изобразительное произведение, существующее в материальной, предметной форме письменного документа.

    На этом уровне книгу необходимо понимать как способ организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства - способ, актуализированный средствами книжного дела как процесс и преходящий промежуточный результат организации текста литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа, в такую форму произведения печати, как книжное издание, процесс и результат дальнейшего отражения книжного издания теми же средствами, т.е. средствами книжного дела. И это самое общее определение сущности книги как способа социальной коммуникации, т.е. способа превращения, организации произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания.

    Предшествующие книжному делу и последующие за ним уровни, процессы и формы развития коммуникационного процесса «сознание» выступают по отношению к книге «внешней средой». В системных исследованиях внешней средой называют совокупность всех явлений, объектов, процессов, изменение свойств которых влияет на систему, а также объектов, чьи свойства меняются под воздействием системы в результате ее поведения.

    Наша задача - раскрыть содержание, процессы и формы существования книги как объективного явления социальной действительности и фундаментальной книговедческой категории.

    Как фаза, этап коммуникационного процесса «сознание», как целостное и относительно самостоятельное явление подсистема духовной культуры книга разворачивается уровнями процесса и преходящего промежуточного результата актуализации способа социальной коммуникации:

    книга
    (способ социальной коммуникации) -










    Книжное дело
    (процесс существования, движения, развития, т.е. актуализации этого способа) -










    книжное издание в процессах книжного дела (переходящий, промежуточный результат процесса актуализации способа социальной коммуникации)

    Эта схема отражает отношения между тремя компонентами системы «книга». «Книжное дело» - это способ существования, т.е. процесс и преходящий промежуточный результат существования книги в обществе. Сущность книжного дела - обобществление литературного, музыкального, изобразительного произведения, т.е. превращение в произведение литературы, музыки, изобразительного искусства как форм общественного сознания и социальных коммуникационных систем.

    Обобществление произведения средствами книжного дела протекает как процесс организации произведения письменности, письменного документа в произведение печати, в издание. Преходящим промежуточным результатом этого процесса является «книжное издание», то есть форма произведения печати, форма издания в книжном деле. По отношению к книге книжное издание есть материальная, предметная форма ее существования.

    Диалектическое единство процесса «книжное дело» и результата - «книжное издание» определяет сущность, границы и объективное содержание книговедческой категории «книга». Книги как целостности вне книжного дела нет, потому что книжное дело - способ существования книги. Следовательно, книга как объективное явление социальной действительности есть «книга в книжном деле». Если мы говорим о любых формах организации, отражения произведения или уже вышедшего книжного издания средствами книжного дела, мы говорим о книге как объективном явлении социальной действительности, о книге как книговедческой категории и формах существования этой категории.

    При этом и сами формы процессов книжного дела, и книжное издание как материальная, предметная форма существования книги изменчивы во времени, детерминированы (обусловлены, предопределены) уровнем материального производства, который в свою очередь определяется способом производства материальных благ (т.е. общественно-экономической формацией) и соответствующими техникой и технологией, эволюцией используемых материалов письма (глина, камень, папирус, береста, бумага), эволюцией внешней формы книжного издания (глиняные таблички, свиток, кодекс). Но сущность книги как актуализированного средствами книжного дела способа организации литературного, музыкального, изобразительного произведения в книжное издание и отражения книжного издания теми же средствами, а также сущность книжного издания как материальной, предметной формы существования книги в обществе остаются неизменными.

    Книжное дело как способ существования, движения, развития книги и подсистема духовной культуры, отрасль духовного производства и относительно самостоятельная подсистема книги может быть развернуто уровнями:

    Книжное дело
    (способ существования книги) -










    Книгопроизводство
    Книгораспространение
    Книговоспроизводство
    (процесс существования книжного дела) -










    Книгоиздательское книготорговое библиотечное библиографическое дело (современные формы существования процессов книгопроизводства, книгораспространения, книговоспроизводства)

    Актуализация «книги» как способа социальной коммуникации в процессах и средствами книжного дела есть процесс движения книги, т.е. единство процессов книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства, эти процессы, естественно, нельзя отождествлять только с материально-производственным изготовлением книжного издания, физическим распределением тиража издания через библиотеки и книжную торговлю, переизданием и чтением данного книжного издания, т.е. разрывать содержание и форму одного и того же процесса.

    Книгопроизводство - это производство книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела, т.е. производства общественного сознания, форма духовного общественного производства.

    Книгораспределение - это распределение и перераспределение книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела, т.е. процесс и результат формы развития общественного сознания.

    Книговоспроизводство - это воспроизводство книги как способа социальной духовной коммуникации средствами книжного дела, т.е. форма воспроизводства общественного сознания. На своих внутренних уровнях процессы книгопроизводства, книгораспределения, книговоспроизводства объективируются соответственно книгоиздательским, книготорговым, библиотечным и библиографическим делом и материализуются в процессах книгоиздательского, книготоргового, библиотечного и библиографического дела.

    При этом принципиально важно подчеркнуть, что книгопроизводство начинается и происходит в общественном сознании; книгораспределение и книговоспроизводство происходит тоже в общественном сознании, классовом по своей природе в классовом обществе. Именно поэтому книга реализует в обществе свои идеологические, политические, познавательные, воспитательные, эстетические функции и всегда была, есть и будет способом отражения и средством формирования общественного сознания.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта