Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.). Шпаргалка К Экзамену По Книговедению Для Дневников (Иванов И. Г.. Билет Мировоззренческие и Науковедческие проблемы общего книговедения Мировоззренческая проблематика
Скачать 1.45 Mb.
|
Билет № 28 1. Соотношение книговедения и общего книговедения Книговедение есть приведенное в систему научное знание о книге как объективном явлении социальной действительности: о природе и сущности книги, о логических и исторических формах, процессах и закономерностях ее существования, движения, развития и функционирования; метод получения нового знания о книге; способ организации результатов познания книги либо в теоретические компоненты и элементы книговедческого знания (категории, понятия, определения, суждения, концепты, концепции, теории), либо в теоретически осознанные правила, приемы, процедуры - т.е. методики - практической (предметно-преобразующей) книговедческой деятельности в той или иной сфере книжного дела (книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического) как способа существования реальной, действительной книги в ее книговедческой целостности. Основная историческая закономерность развития книговедения заключается в том, что, формируясь как многосоставная наука, в конце ХIХ - начале. ХХ вв., оно долгое время существовало и развивалось как сумма отдельных дисциплин, слабо взаимодействовавших в русле общей тенденции к дифференциации научного знания. Эту закономерность подтверждает фиксированная история и современное развитие библиографоведения, библиотековедения, истории книги, теории редактирования, теории художественного конструирования книжного издания, библиополистики (книготоргового книговедческого знания). На разных этапах своего теоретического развития то одна, то другая дисциплина присваивала себе право выступать в качестве единственной обобщающей, интегрирующей науки о книге. К подобному «превышению полномочий» каждую из них закономерно приводило расширение объектной области исследований, т.е. совокупности реальных фактов, явлений, их свойств, признаков и отношений, которые данная дисциплина полагает «законными» для себя, а потому - углубление познания своего объекта, расширение на этой базе круга смежных дисциплин для обогащающего взаимодействия и как следствие - приращение нового знания в границах данной дисциплины. Одним из результатов автономного теоретического развития каждой книговедческой дисциплины было то, что в каждой из них неизбежно возникали проблемы, не поддававшиеся решению только в ее границах и только ее познавательными средствами. Их корректное решение требовало наддисциплинарного подхода, потому что это были проблемы методологического, общекниговедческого характера - мировоззренческие и науковедческие. Решение первой группы проблем (мировоззренческих) должно ответить на вопрос «что есть книга», и связано с необходимостью выявить природу и сущность книги как объективного явления социальной действительности, содержание процессов и форм, в которых проявляется сущность книги и по которым здравый смысл ее идентифицирует («узнает»). Эта группа проблем упирается во все смыслы, систему которых мы обозначаем категорией «книга». Среди них будут: информация (и ее формы), сознание, язык, литература, искусство, музыка, контекст, текст, произведение, издание, книжное издание, книжное дело, книгоиздательское книготорговое, библиотечное, библиографическое дело, книгоиздательский репертуар, книготорговый ассортимент, библиотечный фонд, библиографическая информация и др., которые как подсказывает обыденное сознание и здравый смысл, имеют отношение к содержанию категории «книга». И это отношение необходимо выявить, обосновать и назвать. Для примера: в каком отношении друг к другу находятся категория «книга» и понятие «книжное дело»?. Решение второй группы проблем должно содержательно ответить на вопрос «что есть книговедение» и связано с задачей обоснования и систематического изложения самой системы научного книговедческого знания в его объекте, предмете, составе и междисциплинарной организации, структуре и внутри дисциплинарной организации, методе познания, взаимодействии со смежными дисциплинами, категориально понятийном аппарате и терминологии. Эта группа проблем «упирается» во все смыслы, систему которых мы обозначаем категорией «книговедение». Иными словами, объектом исследования и непротиворечивого обоснования здесь становится само научное знание о книге, которое должно быть выражено науковедческими категориями, конкретизированными содержанием объекта и предмета книговедения. Всякая категория, всякое понятие есть система, «сцепление» смыслов. И чтобы дать полное определение категории или понятия, необходимо доказательно и непротиворечиво интерпретировать все смыслы, составляющие их (категорий и понятий) содержание, а не ограничиваться одним или некоторыми, да еще и вне связи друг с другом, что и происходило в процессе исторического развития книговедения и формирования обобщенного книговедческого знания, или «общего книговедения», осознавшего себя как таковое в 80-е гг. ХХ в. Задачу и содержание «общего книговедения» как методологического уровня приведенного в систему научного знания о книге, как специально-научной методологии и относительно самостоятельной книговедческой дисциплины и составляет решение в общем виде обозначенных выше наддисциплинарных проблем мировоззренческого и науковедческого характера. Теперь каждую из них можно развернуть и тогда содержание «Общего книговедения» предстанет в более конкретном виде. Мировоззренческая проблематика включает в себя такие более конкретные проблемы, как:
Науковедческая проблематика включает в себя такие более конкретные проблемы, как: - обоснование системы научного знания о книге, исходя из общепринятой трактовки науки и научной дисциплины;
Общее книговедение, разрабатывая методологические основы всех компонентов науки о книге должно обеспечивать теоретическое единство этой науки. 2. Содержание и структура коммуникационного процесса «Сознание» как процесса движения информации Формами отражения у человека как субъекта социума является сознание и самосознание, проявляющиеся в творческом воздействии на отражаемое и в творческом преобразовании отраженного. Процесс отражения человеком объективной и субъективной действительности – это процесс социальный по своей природе. Процесс коммуникации «сознание» назвать процесс отражения общественным сознанием социальной информации, содержание которой организовано средствами семиотической системы «язык», т.е. информации семиотической, отвлекаясь от всех других смыслов, составляющих содержание философской категории «сознание». Коммуникационный процесс «сознание» следует понимать, таким образом, как способ существования семиотической информации в обществе и как форму процесса движения социальной информации в нем, т.е. как форму информационного процесса «общественно-практическая деятельность». Процесс при этом есть движение, отражение социальной информации сознанием, превращение ее в инфо семантическую, смена форм семантической инфо, их взаимопереходы. Промежуточный результат – сами эти формы, конкретные процессы их взаимопереходов, в том числе и движение семиотической инфо. Выделение коммуникационного аспекта позволяет основным качественным уровням, подсистемами коммуникационного процесса «сознание» называть коммуникационную систему «познание» - процесс появления сознания, или реальное, действительное, актуализированное сознание, и способ коммуникации «культура» - наиболее общий, промежуточный результат развития познания (реальное, действительное, актуализированное познание). В самом общем виде структура коммуникационного процесса «сознание» может быть представлена следующим образом:
Коммуникационный процесс на каждом из выделенных в схеме уровней (процесс - способ - система) выступает как системное образование аналогичных уровней второго порядка, каждый из которых в свою очередь разворачивается и может быть представлен аналогичными же уровнями, но уже третьего, четвертого и т.д. порядков. Каждый уровень, таким образом, есть возможность существования последующего и действительность предшествующего (но уже в «снятом» виде), что и определяет качественное единство и целостность всего процесса как объективного явления социальной действительности. Каждый уровень развития процесса коммуникации «сознание» есть виток единой диалектической спирали, а потому подсистема - явление сложное, системное, относительно самостоятельное и качественно определенное. Формы социальной информации взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они сами и последовательная смена их определяют сущность развития коммуникационного процесса «сознание» в целом. На уровне «сознания» реализуется процесс осознанного отражения содержания социальной информации, ее превращения, организации в информацию семантическую. Именно в этом смысле коммуникационный процесс «сознание» есть способ существования и движения семантической информации в обществе. Процесс при этом понимается как возникновение и последовательная смена форм семантической информации, а промежуточный результат есть и сами эти формы в их дальнейшем развитии и процесс их развития, диалектическое единство того и другого. Но так как неразрывны, отражение содержания социальной информации на всех уровнях развития «сознания» имеет знаковую природу. В коммуникационной системе «познание» (действительное сознание) процесс отражения семантической информации протекает как процесс отражения, выражения содержания семантической информации средствами мышления и семиотической системы «язык», т.е. как процесс организации семантической информации в информацию семиотическую. Семиотическая информация, таким образом, есть форма семантической информации, а коммуникационная система «познание» - способ ее существования в коммуникационном процессе «сознание». Конкретной формой семантической информации является информация семиотическая. Конкретной формой ее движения - книжное дело как наиболее общий процесс движения книги в культуре, а значит - способ ее существования в культуре. Книжное дело на этом уровне представляет собой одну из форм процесса существования и движения семиотической информации в одной из подсистем коммуникационного процесса «сознание». Билет №29 1. Соотношение категории «книга» и понятия «книжное издание» Содержание процесса производства книги следует понимать как организацию литературного, музыкального, изобразительного произведения, существующего в форме письменного документа (его контекста и текста) в книжное издание средствами книгопроизводства, объективированного книгоиздательским делом и материализованного в редакционно-издательских и типографских процессах. Отражение литературного, музыкального, изобразительного произведения в процессе его организации в более сложную форму существования есть вместе с тем и процесс выражения отношения человека (общества) к данному произведению (контексту и тексту) в силу активности его сознания. Поэтому контекст книжного издания всегда сложнее контекста издаваемого произведения, так как, будучи диалектическим единством данного произведения, его контекста и текста, он в то же время включает в себя осознанное отношение человека общества к ним, к их автору, его творчеству, к необходимости и конкретной цели организации данного произведения в книжное издание средствами книгоиздательского дела. Возникший в процессе организации произведения, контекст книжного издания выражается средствами письменной речи (нотной записи, изобразительного искусства), технологическими средствами книгоиздательского дела, превращаясь в текст книжного издания. И текст этот, в свою очередь, также всегда шире текста издаваемого произведения, ибо, наряду с последним, содержит еще и тексты, фиксирующие отношение общества (человека) к данному произведению в виде всей совокупности элементов научно-сопроводительного аппарата, художественного и полиграфического оформления, материально-конструктивной организации книжного издания. Диалектическое единство этого контекста и этого текста есть содержание понятия книжное издание. В литературе и культуре развитие контекста книжного издания - это не только новый контекст самой литературы и самой культуры - контекст, измененный контекстом книжного издания, и отношение общественного сознания к ним, но и вся общественно-практическая деятельность (результат ее), измененная новым контекстом культуры, а следовательно, и само общественное сознание, измененное процессом отражения контекста книжного издания, всех форм его движения - процесс и преходящий, промежуточный результат этого отражения и этого изменения в их диалектическом единстве. Книжное издание как преходящий промежуточный результат книжного дела, как материальная, предметная фирма книги может существовать и существует за пределами книжного дела, является объектом дальнейшего отражения в различных процессах общественно-практической деятельности. Сущность процесса движения книжного издания в обществе есть отражение его сознанием, т.е. воспроизводство книжного издания (его контекста и текста) в ходе и средствами различных форм общественно-практической деятельности - диалектическое единство процесса и преходящего промежуточного результата этого отражения. Но в этом случае мы говорим о функциях, роли, значении книги в жизни человека, людей, общества в целом, о преобразующем воздействии книги на сознание людей. Иными словами, мы говорим о функциях книги в обществе, о воздействии системы «книга» на другие подсистемы коммуникационного процесса «сознание», о воспроизводстве книги, но средствами не книжного дела, а других форм общественно-практической деятельности. Предшествующие «книге» и последующие подсистемы коммуникационного процесса «сознание» представляют собой соответственно «докнижные» и «послекнижные» этапы. Собственно книжный этап - это «книга в книжном деле». 2. Состав книговедения. Структурные уровни книговедческого знания. Понятие «структура» в самом широком и общем смысле слова обозначает строение, расположение, порядок, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Структура является атрибутом, т.е. неотъемлемым свойством всех реально существующих объектов и явлений. Фундаментальным положением современного естествознания, например, является концепция об уровнях организации материи, отражающая существование в природе иерархии систем, уровней различной сложности организации. Исследование перехода от одного уровня организации к другому предполагает выявление новых типов связей. Понятие «структура» является базовым, основным в общей теории систем, в методологии системных исследований наряду с понятиями «система», «компонент», «элемент» и др. Структура характеризует внутреннюю организацию целостной системы, специфический способ взаимосвязи составляющих ее компонентов, дифференцирует уровни организации целостной системы. Структурой обладает и такая система, как научное знание. Структурирование, выявление, выделение структурных уровней есть способ систематизации научного знания в границах его целостности. Сама структура знания есть один из компонентов, раскрывающих содержание научного знания на уровне его строения, наряду с такими компонентами, как структура объекта, структура предмета, структура метода. Современное науковедение и специально-дисциплинарные методологические исследования связывает возможность развертывания, раскрытия структуры научного знания с представлением о структуре предмета: «Постановка тех вопросов, которые осознаются в рефлексии как вопросы о предмете исследования, представляет собой не что иное как обсуждение проблем структуры науки». Иными словами, «когда рассматривается структура науки... без представления о предмете изучения этой науки просто не обойтись», представление о структуре предмета «позволяет выразить структуру научного познания». В приведенных высказываниях определенно указано на взаимосвязь структуры научного знания со структурой предмета, но не указано на то, в каком отношении находятся эти два компонента. Это отношение можно квалифицировать таким образом, что структура научного знания - еще более сложная форма его выражения, более высокая ступень его систематизации, еще более сложно организованная в процессах обобщения предшествующих уровней развития научного знания, их синтеза средствами научного мышления модель знания. Структура научного знания в «снятом» виде включает в себя предмет, потому что развернуть структуру знания нельзя раньше, чем будет развернута структура предмета. Структура предмета как бы задает программу, принцип структурирования научного знания. В структуре предмета общего книговедения и в структурах предметов отдельных областей книговедения сформулированы проблемы, исследование которых предполагает получение знания различного характера и различной степени обобщенности и конкретности, теоретичности и эмпиричности. Исследование одних проблем дает методологический уровень знания, других - теоретический, третьих - исторический, четвертых - методический (т.е. практический для системы научного знания). Непрерывность, необходимость, сходство и различие теоретического и исторического уровней книговедческого исследования и знания предопределены диалектикой соотношения логического (теоретического) и исторического, вскрытой в марксистско-ленинской теории познания. Ф. Энгельс единство исторического и логического характеризовал так: «...логический метод исследования... в сущности является не чем иным, как тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей. С чего начинается история, с того же должен начинаться и ход мыслей и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение- исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс, причем каждый момент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы» (13, 497). Исторические закономерности «книги в процессе движения», т.е. «книги в книжном деле», исторические формы существования, движения, развития книги в исторически меняющихся формах книжного дела должны исследоваться и быть воспроизведены в знании объективно и адекватно не просто как эмпирические данные, но как теоретически понятые, т.е. осознанные с позиций теории книговедения. В структуре предмета общего книговедения все проблемы предполагают общекниговедческий методологический уровень знания, а познание книги на этом уровне выявляет сущность и наиболее общие закономерности книги и науки о ней, обосновывает наиболее общий метод, т е. теоретический способ получения объективного, непротиворечивого знания о книге, соотнося его с другими сложными явлениями, а книговедение - со смежными научными дисциплинами. Проблематика внутрикниговедческая - это собственно теоретический уровень общего книговедения. Здесь оно вырабатывает свои научные основы конструирует свой объект, предмет, структуру, состав, обосновывает в соответствии с наиболее общими формами книги и способами их существования объект, предмет, структуру, состав книговедческих дисциплин. На историческом уровне общее книговедение исследует наиболее общие исторические закономерности и формы существования книги в книжном деле, а также исторические закономерности и формы становления и развития самого научного книговедческого знания. Методический уровень в научном познании - это «практика науки» хотя по содержанию это тоже теоретическое знание, выраженное обобщенными моделями способов познавательной исследовательской и предметно-чувствительной книговедческой деятельности. Иными словами, этот уровень общекниговедческого знания, или раздел в структуре общего книговедения, представляет «собой теорию общекниговедческих методов и обоснование их перехода в систему специально-книговедческих методов познания соответствующей формы книги и способов ее существования, а также методов специально-книговедческой деятельности в соответствующей сфере книжного дела. Таким образом, общее книговедение исследует книгу в своем предмете на методологическом, собственно теоретическом, историческом и методическом (практическом) уровнях. Соответственно этим уровням в структуре общего книговедения можно выделить несколько общекниговедческих дисциплин: методология книговедения, теория книги и (или) книжного дела, теория книговедения, теория методов книговедческого познания, история книги и (или) книжного дела, история книговедческого знания. Структура общего книговедения как бы задает программу структурирования отдельных областей специально-книговедческого знания. В каждой из них выделяются уровни методологии, теории, истории и методики. По отношению к марксистско-ленинской теории познания (всеобщее) методология книговедческого познания (общее книговедение) представляет собой конкретную форму ее проявления (единичное), базируется на ней через опосредствование науковедческим уровнем - методологией научного познания (особенное). По отношению к ней методология книговедения выступает как специально-научная методология. Таким образом, здесь мы имеем три уровня организации знания - философский, общенаучный (науковедческий) и специально-научный (книговедческий). Взаимосвязь между ними определяется диалектикой всеобщего, особенного и единичного. Во взаимодействии с философским и науковедческим уровнями организации знания методология книговедения (общее книговедение) вырабатывает основания книговедческого знания и, соотнося его с другими науками, выявляет его содержание, строение, специфику, задачи и место в системе научного знания. Общекниговедческое знание, или общее книговедение, или методология книговедения, как форма существования специально-научной методологии и относительно самостоятельный раздел в структуре науки о книге разворачивается диалектически взаимосвязанными и отражающими основные ступени специально-научного познания уровнями: теоретическим - историческим - методическим. Поскольку общее книговедение как методология книговедческого знания есть общая теория книги и научного знания о ней, то содержанием собственно теоретического общекниговедческого знания будет общая теория книги и общая теория книговедческого знания; содержанием исторического общекниговедческого знания - общая история книги и история общекниговедческого знания; содержанием методического общекниговедческого знания - общая методика, или обоснование общих методов научного познания книги, т.е. общая методика книговедческой научно-познавательной деятельности. Эти уровни общекниговедческого знания выражают его структуру, которая как бы «задает программу» структурной систематизации внутрикниговедческих областей знания - книгоиздательского, книготоргового, библиотечного, библиографического. В каждой из этих областей сущность процесса познания книги заключается в конкретизации общекниговедческого познания, а проявляется в форме организации полученного знания на внутрикниговедческих уровнях: специально-методологическом, специально-теоретическом, специально-историческом, специально-методическом (практическом). Исторически процесс познания книги развивался в обратном направлении: эмпирические знания накапливались в практической книговедческой деятельности, теоретически обобщались в конкретных книговедческих дисциплинах на их методическом, историческом, теоретическом, методологическом уровнях, а затем на определенном этапе развития науки о книге на уровнях специально-книговедческого знания и методологии книговедения (общего книговедения). В теоретически развитой науке обе формы процесса познания как выражение дифференциации и интеграции научного знания происходят одновременно, взаимообогащая друг друга. На специально-методологическом уровне книговедческое знание существует в таких взаимосвязанных формах, как:
На дисциплинарно-теоретическом уровне книговедческое знание существует в следующих взаимосвязанных формах своего выражения:
На дисциплинарно-историческом уровне книговедческое знание реализуется такими взаимосвязанными формами своего выражения, как:
На дисциплинарно-методическом (практическом) уровне книговедческое знание существует и развивается в следующих взаимосвязанных формах:
Необходимая взаимосвязь структурных компонентов системы книговедческого знания обусловлена единством процесса и форм существования, движения, развития книги как объективного явления социальной действительности, закономерностью смены фаз этого процесса и форм книги в них, единством объекта, предмета и их структуры, отражающей уровни организации теоретической модели книги в знании, а также единством самого процесса книговедческого познания и диалектическим единством форм знания об одном и том же явлении (методологического, теоретического, исторического методического). Развернутая структура книговедческого знания дает возможность дальнейшего упорядочения, более детальной систематизации знания на более высоком, сложном уровне - на уровне его частнодисциплинарной организации и состава путем обособления в каждой специальной области книговедческого знания частных книговедческих дисциплин. В категориях диалектики частные книговедческие дисциплины есть выражение единичного по отношению к специально-книговедческому знанию как особенному и к общекниговедческому знанию (общему книговедению) как всеобщему, или общему. При разработке частнодисциплинарной организации книговедческого знания, естественно, необходимо опираться на исторические традиции развития и дифференциации книговедения, на современные теоретические достижения в границах отдельных книговедческих дисциплин и на возможность их обобщения с позиций системно-типологической концепции. В своем единстве и диалектической взаимосвязанности частные книговедческие дисциплины адекватно и целостно отражают в знании книгу во всех ее проявлениях как объективное явление социальной действительности, а потому реализуют целостность книговедческого знания. В свою очередь каждая из них представляет собой относительно целостную и самостоятельную подсистему в границах специально-книговедческого знания и разворачивается по модели общего книговедения системой взаимообусловленных компонентов: объекта и его структуры, предмета и его структуры, системы частнодисциплинарных методов, системы частнодисциплинарных понятий, определений, суждений. |