КАК БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ ИЗМЕНЯЕТ ВСЁ. Чак Смит Как Божья благодать изменяет всё
Скачать 0.53 Mb.
|
ГЛАВА 12 ВСЕ ИЛИ НИЧЕГО Однажды я был приглашён на пасторскую конференцию в Орегоне. Перед началом программы один из пасторов спросил меня, слышал ли я об одном человеке, голосовавшем на дороге и предсказывавшим пришествие Иисуса Христа, и который потом внезапно исчез. Я ответил, что слышал. Однако в первый раз я услышал эту историю в 1944 году в городе Бурбанк, штат Калифорния. Эта история всегда одинаково заканчивалась. Семейная пара, которая подвезла этого человека, приехала на заправочную станцию, и им сказали, что они уже девятые по счёту клиенты, видевшие исчезнувшего «пророка». Пастор, который расспрашивал меня, рассмеявшись, сказал: «Это только показывает, как провинциален Орегон. Потребовалось пятьдесят лет, чтобы эта история и дошла до нас». Мы так часто размышляем о том, что ни к чему не ведёт. Как я рад, что наша вера основана на прочном фундаменте Божьего слова. Я предпочитаю, чтобы Господь говорил со мной проверенным способом со страниц Писания, чем получать какое‑ то сверхестественное, особенное откровение. Даже если мне явится ангел, возвещающий новую «истину», я бы стал сомневаться, от Бога ли это. Вместо того, чтобы теряться в бесконечных догадках, не легче ли просто открыть Божье слово. Библия ‑ единственное надёжное основание нашей веры и христианской жизни. Когда наша жизнь основана на истине Божьего слова, нас не уведёт в сторону последнее теологическое открытие или «новая и усовершенствованная» версия евангелия. Как важно для нас придерживаться истины Божьего слова! Это ‑ естественный путь к тому, чтобы удержать свободу, данную нам с таким избытком во Христе. Как мы можем устоять Важно осознавать, что те, кому не удаётся устоять, уходят от простой веры в Христа из‑за недостаточного понимания Божьего слова. Только глубокое знание Писания приносит стабильность в нашу жизнь. Павел однажды заметил, что Бог дал церкви апостолов, пророков, евангелистов и пасторов ‑ учителей для «совершения святых» (см. Еф.4:11,12). Результатом этого совершенства будет единство веры, которое настолько стабильно, «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14). Как важно для нас основываться на слове особенно в наше время, полное лжи и обмана. Странные извращённые учения (начиная с материальных излишков движения за благосостояние («конечно, Бог хочет, чтобы все Его дети имели «Мерседесы». Как у вас только «Тойота»? Как можно быть таким недуховным?») и кончая «новыми откровениями» о единственно верном способе крещения) становятся совершенно нормальным явлением, но не исключением. Павел призывал своих друзей в Галатах стоять в свободе, которую даровал Христос и не подвергаться игу рабства (см. Гал.5:1). Его слова актуальны для нас и сегодня. Часто именно церковь навязывает нам стандарты праведности. Такие стандарты обычно бывают приняты с радостью, так как хорошо продуманные инструкции обеспечивают определённый уровень безопасности. Различные культы управляют и контролируют людьми, предлагая «безопасность», которая приходит от слепого послушания властям. Но те люди, которые ведут такой строго ограниченный стиль жизни, делают это за счёт своей личной свободы. Они не осознают, что вместе с чувством безопасности, которое обеспечивают эти культы, также приходит и высокая степень осуждения в случае несоблюдения стандартов. Многие, кто были вовлечены в такие культы, признаются, что разрыв с этой системой был равносилен уходу от Бога. Когда какой‑либо член культа осмеливается ставить под сомнение истинность доктрин этого культа и решает покинуть «собрание», ему говорят, что ему угрожает ад. Такая тактика давления и заявления, что истина открыта только им, являются признаками культов, основанных на духовном рабстве. С другой стороны, если какая‑либо церковь призывает людей расти в Боге (в то же время не говоря о необходимости стать членами данной церкви), ‑ это признак духовного здоровья. В нашей церкви мы часто предлагаем верующим поискать и найти ту церковь, которая будет наилучшей для их духовного роста. Некоторые 84 люди, которые приходят в нашу церковь, хотели бы видеть наши служения более эмоциальными и зрелищными. В таких случаях мы им советуем пользоваться своей свободой и найти церковь, которая будет соответствовать их желаниям. Мы не заинтересованы в том, чтобы люди чувствовали себя привязанными к нашей церкви. Важно уяснить следующую истину: возлагая веру на свои дела, мы отрезаем себя от благодати Божьей Фраза Павла «иго рабства», наверное, является ссылкой на слова Симона Петра на первом Соборе в Иерусалиме. В книге Деяний Петр рассказывает о том, как Бог призвал его на служение язычникам в доме Корнилия. Он предложил, чтобы Собор не налагал на не‑иудеев иго рабства, «которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (см. Деян.15:10). Павел цитирует слова Петра, чтобы мы обратили внимание на то, что учение о получении свободы через благодать ‑ не его собственная выдумка. Церковь твердо стояла на позиции свободы во Христе. Ритуалы не спасают Иерусалимский Собор отверг учение, ключевым аспектом которого было то, что язычники могут обрести спасение, лишь пройдя через обряд обрезания. Собор согласился с Павлом, что невозможно стать праведным через дела. Павел позднее заявлял, что упование на ритуалы противоречит евангелию. Он писал: «Вот, я Павел говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал.5:2). Это позволяет нам с полной уверенностью сказать, что если мы возлагаем нашу веру на любые дела, то мы отрезаем себя от Божьей благодати. Нам очень важно усвоить эту истину. В наше время не многие настаивают на том, что спасение невозможно без обрезания; в то же время существуют люди, которые искренне верят в то, что необходимо пройти обряд крещения, чтобы быть спасёнными. Некоторые люди доводят это до крайности. Есть секты, которые учат, что для обретения спасения нужно не просто креститься, но креститься определенным образом. Другие утверждают, что только служитель их деноминации, посвящённый в духовный сан, имеет право проводить обряд крещения. Возникают споры о полном погружении или окроплении, погружении в воду спиной или лицом. Некоторые настолько озабочены деталями обряда, что это приводит к расколу церкви. Корнем этих разделений является то, что верующие полагаются на свои дела как на основу праведного предстояния перед Богом. Писание ясно учит, что если мы возлагаем надежду на свои благие дела с целью достичь спасения, то жертва Христа становится бессмысленной. Мы не можем гнаться за двумя зайцами: полагаться на Христа и на свои дела. Если мы верим в крещение как в основу спасения ‑ это значит, что мы уповаем на дела. Мы строим наш духовный дом на песке, у которого нет твёрдого основания. Несколько лет назад ко мне подошёл молодой человек и сказал, что он перестал быть христианином и сейчас посещает мормонскую церковь. Когда я его спросил, что является его надеждой на вечную жизнь, он ответил, что его надежда основана на вере в Иисуса Христа и постоянном членстве в мормонской церкви. Я ему прямо заявил, что он совершает трагическую ошибку. Когда кто‑то начинает уповать в своём спасении не только на завершённую работу Иисуса Христа, а на что‑либо ещё, он заходит слишком далеко. Все, что нам нужно для того, чтобы в праведности предстать перед Богом, ‑ это вера в Христа. Если к спасению в Иисусе мы добавляем что‑либо ещё (обрезание, крещение, приношение десятины или постоянное посещение церкви), тогда жертва Христа теряет свою ценность. Все или ничего Тот, кто полагается на свои праведные дела, лишается свободы выбора в своих действиях. Если мы считаем необходимостью совершить хотя бы одно праведное дело, то мы становимся должниками всего закона в целом. Мы должны соблюдать закон полностью. Павел подчеркнул в послании к Галатам: «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона»» (Гал.3:10). Иаков разъясняет: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем‑нибудь, тот становится виновным во всем» (Ик.2:10). Если мы пытаемся стать праведными по закону, то не только Христос не будет ничего значить для нас, но также мы должны будем соблюдать каждую заповедь в совершенстве. Наши взаимоотношения с Богом основываются либо на легализме, либо на благодати. Павел не побоялся выступить против лжеучения иудаистов. Он писал: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал.5:4). Тот, кто считает себя «святее всех святых», отвергает благодать. Полезно помнить, что никто не попадёт на небеса за счёт своих благих дел. Нигде в Писании не сказано, что Авраам, Давид или Павел хвалились своими чудесными делами, которые они совершили, чтобы заслужить праведность перед Богом. Эти мужи просто верили Богу, и их вера вменилась им в праведность. Никто на небесах не будет сравнивать благие дела друг друга, потому что там будет только один человек, дела которого будут прославлены перед престолом Божьим, ‑ наш Господь Иисус Христос. Иисус и только Иисус примет славу за наше спасение. Если бы не Он, никто из нас не попал бы на небеса. Павел представил это следующим образом: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14). Не важно, сколько благих дел мы совершили для Него, сколько людей мы привели к Нему или сколько церквей мы открыли для Него; вся наша слава ‑ в Иисусе Христе, который умер за нас. Наша праведность не имеет отношения к благим делам, человеческим усилиям, соблюдению ритуалов или постов. Наша праведность сегодня и навсегда является результатом нашей простой веры в Божьего Сына Иисуса . Праведность по вере стирает все различия между теми, кто принадлежит Христу. Я ничем не лучше вас, а вы ‑ меня. Все мы ‑ грешники, спасённые только по великой Божьей благодати. Нет другого пути предстать в праведности перед Богом. Бог принимает единственный вид праведности ‑ праведность Иисуса Христа, данную нам. Это ‑ не вопрос второстепенной важности для нас как верующих. Мы должны твердо стоять в свободе, которую Христос завоевал для нас. Нельзя доходить до такого состояния, когда правила и законы управляют нашей жизнью настолько, что мы не чувствуем себя праведными, пока не помолимся семь часов в день или не прочитаем двадцать пять глав из Писания. Наша праведность не зависит от того, сколько мы молимся, читаем Библию, постимся или жертвуем. Наша праведность основана на простой вере в Иисуса, который прощает нам наши грехи и представляет нас чистыми в глазах Отца. Все, что было нужно для нашего спасения, завершено. Это ‑ работа Иисуса Христа, которую улучшить невозможно. Мы совершаем благие дела, потому что Бог принимает нас и любит; мы не творим добрые дела, чтобы заслужить Его любовь. Жизнь по заповедям Иисуса не делает нас более праведными, а лишь более удовлетворёнными и счастливыми. Что может быть лучше жизни, полной посвящения Тому, Кто любит меня так сильно и Кто пообещал заботиться обо мне вечно? Жизнь становится полной смысла только тогда, когда Бог ведет и направляет нас. Выбирая из двух Мы либо пытаемся работать и быть достаточно хороши, чтобы угодить Богу; либо мы верим и доверяем Богу, что Он сделает для нас то, что мы для себя сделать не в состоянии. В каждый момент нашей жизни мы делаем выбор: идти либо по одному пути, либо по другому. Если мы все еще пытаемся угодить Богу хорошими поступками, то нашей участью будет поражение и разочарование. Если же мы доверились Божьей благодати, чтобы она изменила нас и сделала нас похожими на Христа, то мы будем наслаждаться жизнью и покоем. Я выучил бесценный урок о том, что соблюдение законов и правил никогда не сможет изменить наши сердца Я вспоминаю один случай, когда наша семья целенаправленно пыталась привнести более христианскую атмосферу в дом. Когда наши дети подрастали, становилась очевидной вражда между ними. Мы стали замечать, что у детей вошло в привычку обзывать друг друга. Называя друг друга «дурак», «тупица» и «идиот», они создавали атмосферу неприязни в семье. Для того, чтобы прекратить это, мы установили систему наказания. В нашем двухэтажном доме самое трудное занятие ‑ пылесосить ступеньки. Для того, чтобы создать здоровую атмосферу, мы решили вести записи, кто из членов семьи оскорбляет других. Тот, кто больше всего обзывался, должен быть пылесосить лестницу. В то время это казалось очень резонным, но и по сей день у меня остается подозрение, что меня подставили. В один прекрасный день двое моих сыновей начали проказничать. Когда я вошел в их комнату, драка была в самом разгаре, и все вокруг рушилось. Я возмутился: «Какой идиот устроил этот бардак?» Догадайтесь, кто после этого пылесосил лестницу? Однако, из этого вышло что‑то хорошее. Я еще раз убедился, что соблюдение законов и правил не изменяет наши сердца. Наши побуждения были благими. Всей семьей мы прилагали усилия достичь праведности, однако все мы потерпели неудачу. Как бы сильно мы не старались быть святыми, нам приходится смириться с фактом, что наша праведность ‑ как грязные одежды в Божьих глазах. Бог дал нам другую надежду: мы можем обрести праведность, предстояние перед Богом и взаимоотношения с Ним как дар. Праведность дается нам по вере в Иисуса Христа, когда мы осознаем, что не можем жить по совершенному стандарту. Перед нами стоит важный выбор. Мы можем пытаться вычистить наши старые потрепанные грязные одежды и постараться выглядеть прилично на небесах или мы можем выбрать облачение в совершенную праведность Христа по вере. Мой пылесос напоминает мне, что единственная моя надежда ‑ выбрать благодать. Сбиться с пути и потерять из виду Я не прекращаю удивляться, как легко сбиться с пути в христианской жизни. Даже малейший промах в незначительной области веры может полностью сбить нас с курса почти в любом аспекте нашей христианской жизни. Поэтому с каждым днем воз растает необходимость сохранять чистоту доктрины. Недавно я беседовал с человеком, который верит в то, что церковь будет проходить через Великую Скорбь. Он удивлялся, почему я так отстаивал то, что он считал незначительным аспектом эсхатологии. Я ответил вопросом на вопрос: «Если церковь будет проходить через период Великой Скорби, кто же тогда те сто сорок четыре тысячи, упомянутые в книге Откровения?» Он ответил, что эти люди ‑ часть церкви, потому что церковь является духовным Израилем. Тогда я спросил его, верит ли он, что все Божьи обещания народу Израиля были каким‑то образом исполнены в церкви. Он согласился, что они были исполнены. «Как интересно», ‑ сказал я, ‑ «что такая незначительная область эсхатологии так сильно повлияла на ваше учение о церкви». Говоря словами Павла, «малая закваска заквашивает все тесто» (Гал.5:9). Давайте посмотрим на это с другой стороны. Представьте, что вы летите на самолете из Лос Анжелеса на Г авайи. Перед отлетом пилот объявил пассажирам: «У нас возникла небольшая проблема в навигационной системе. Нет причин для волнений. Мы отклонимся от курса лишь на пару градусов». Два градуса не так уж много для Лос Анжелеса, но к тому времени, когда мы пролетим три тысячи миль над Тихим океаном, мы будем безнадёжно потеряны. Отклонившись от ку рса, мы никогда не доберёмся до Гавайских островов. Ясно, что самое лучшее ‑ избегать даже малейшего отклонения от курса. Говоря о чистоте доктрины, крайне необходимо изучать Слово, всякое учение подвергать проверке Писанием и не поддаваться на убедительные человеческие аргументы. Таким образом мы пребываем в благодати. Ценность бдительности Не обманывайтесь ‑ эта бдительность дорогого стоит. С самого начала споры и преследования сопровождали распространение благой вести. Павел отметил в послании к Галатам: «За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы» (Гал.5:11). Если бы Павел проповедовал, что праведного предстояния с Богом можно достичь через серию хороших дел, то христианство не встретило бы оппозицию, но крест Христа был всегда оскорбительным. Крест показывает нам, что существует только один способ быть праведным перед Богом. Истина о спасении только через Христа раздражает людей, потому что она исключает все остальное. Крест заявляет миру, что существует лишь одна надежда на вечную жизнь ‑ смерть и воскресение Иисуса Христа. Иными словами Павел говорит: «Обрезание ‑ хорошо, если оно вас устраивает; тогда никто бы не преследовал меня. Но я гоним, потому что я готов постоять за истину». Павел не шёл на компромисс в своих высказываниях. Мы видим, как он ревностно отстаивал истину, обличая тех, кто выступал за обрезание: «О, если бы удалены были возмущающие вас!» (Гал.5:12). Слово «удалены» буквально означает «вырезаны» или «кастрированы». Павел имел в виду: «Если эти лжеучителя верят, что удаление незначительной части плоти делает нас праведными, то почему бы им не удалить все полностью, начав с самих себя!» Говоря современным языком, заявление Павла будет звучать так: «Хотел бы я, чтобы те, кто говорят вам, что праведность достигается через водное крещение, дошли бы до предела и утопили самих себя!» Павел обрушил своё негодование на тех, кто осмеливался извращать чудесное евангелие благодати. Представьте, какую душевную боль причиняли Павлу эти события. Там, в Галатах, была церковь, где работал Дух Святой, где люди жили в любви с Богом и друг с другом. Единство и радость в Господе царили там, пока не появились эти лжеучителя. Проповедуя свою собственную версию евангелия, они стали причиной разделения церкви, и вскоре начались распри. Прекрасная любовь и общение в этой церкви превратились в одни воспоминания. Неудивительно, что Павел так открыто обличал доктрину этих лжеучителей. Спасибо, Павел! Все, кто пришёл к познанию славной и спасительной благодати Иисуса Христа, должны благодарить Павла. Если бы не он, многие верующие стали бы частью еще одной иудейской секты. Именно Павел отстоял эту истину и укрепил новых верующих в благодати Иисуса Христа. Его настойчивость дорого стоила ему. Его преследовали, избивали, клеветали на него, яростно противостояли ему в течение всего служения, но это стоило того. В конце своей жизни он смог написать эти пламенные слова: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:7,8). Да даст нам Господь благодать, чтобы стоять за истину, и мудрость, чтобы делиться истиной в любви! Да позволит Он нам пребывать в Иисусе Христе и в познании истины! Пусть мы осознаем невероятную глубину благословения и свободы, которую Господь дарует нам в таком изобилии. Да даст нам Бог испытывать эти благословения каждый день, когда мы живём в прекрасной любви Бога, пребывая в Его славной благодати! |