КАК БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ ИЗМЕНЯЕТ ВСЁ. Чак Смит Как Божья благодать изменяет всё
Скачать 0.53 Mb.
|
ГЛАВА 4 ПОРТРЕТ БЛАГОДАТИ Одно дело говорить о благодати как об абстрактном понятии, другое ‑ пытаться описать её. Иную картину можно описывать до бесконечности ‑ где же найти слова, чтобы раскрыть всю глубину Божьей благодати? Возможно, самое лучшее представление о благодати во всей Библии дано на примере одного ветхозаветного персонажа, на которого часто ссылаются многие авторы Нового Завета. Авраам считается отцом всех верующих. В его истории мы видим ясную картину того, что такое благодать и что она делает. В посланиях к Римлянам и Галатам апостол Павел представляет Авраама как главный пример человека, которого Бог принял на основании его веры. В послании к Римлянам Павел писал: «Ибо что говорит Писание: Авраам поверил Богу, что вменилось ему в праведность»(Рим.4:3). Апостол использует тот же пример в послании к Галатам, где говорит: «Так, Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама»( Гал.3:6). Повторение истории В книге Бытия рассказывается о том, что Авраам и его жена Сара не могли иметь детей. Однако Бог дал им обещание, что через его семя Бог благословит все народы земли. Несмотря на неосуществимость этого обещания, Авраам поверил Богу. В пятнадцатой главе книги Бытия говорится: «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). Шли годы, а ребёнка все не было. Авраам и Сара стали сомневаться, исполнит ли Бог своё обещание. И вот однажды Сара решила взять все в свои руки и предложила Аврааму свою служанку Агарь, от которой он смог бы иметь детей. Затем Авраам и Сара вырастили бы ребенка как своего. (Интересно, что понятие «суррогатные родители» существовало не только в наше время). Агарь зачала и родила сына, которого назвали Измаилом. Однако, когда мальчику исполнилось тринадцать лет, Бог снова повторил своё обещание Аврааму. Аврааму было трудно поверить в то, что Господь даст ему сына от Сары. В ответ Богу он сказал, что, возможно, это и хорошая идея, но раз уж есть Измаил, то почему бы не благословить этого ребёнка? Несколько обнадёживает то, что даже Авраам, человек, которого Библия называет отцом всех верующих (Рим.11:4) сомневался в обещании Бога, которое должно было исполниться через Сару. Когда Бог повторил своё обещание дать сына Саре, это было настолько невероятно, что она просто рассмеялась. Спустя год обещание исполнилось, и Сара родила ребёнка, которого назвали Исааком, что означало «смех». Пока Исаак рос, его старший брат Измаил с трудом переносил то, что все внимание уделялось обещанному Богом ребёнку. В день, когда Исаак был отнят от груди матери, Авраам устроил пир. Измаил же стоял в стороне и насмехался над братом. Когда Сара заметила такое презрительное отношение, она потребовала, чтобы Авраам выгнал Измаила и Агар ь из дома. Она настояла на том, чтобы Измаилу не досталось наследство, предназначенное Исааку. Естественно, Авраам был огорчён таким поворотом событий, но Бог заверил его в том, что Он позаботится об Измаиле. Авраам послушал Сару и прогнал служанку и её сына. Было ясно, что они не могли наследовать обещанного Богом благословения. Рисуя картину Когда Павел хотел доказать, что праведность дается по благодати через веру, он указывал своим читателям на Авраама. Он объяснял, что история Авраама содержит аллегорию, которая раскрывает смысл этой идеи. Раввины времен Павла традиционно толковали каждый отрывок Писания двояко. Первое толкование, называемое «пешат» относилось к прямому и очевидному значению текста. Равины также считали, что существует скрытое значение в каждом отрывке (ремез). Некоторые из них также добавляли ещё два типа истолкования: «дераш» ‑ аллегорическое или небуквальное значение, а также «сод» (секрет) ‑ истолкование отрывка как аллегории. Недостаток этих сложных и часто противоречивых школ мышления состоит в том, что обычный человек остаётся в замешательстве и сомнениях, пытаясь понять смысл Писания. Я считаю, что основным является прямое и очевидное истолкования текста. Бог в состоянии передать то, что Он имеет в виду. Многие отошли от ясного учения Библии, преследуя сверхдуховное, изощренное истолкование Писания. Но давайте посмотрим правде в глаза: мы можем выудить сверхдуховное значение даже из сказки о старушке Хаббард и развить её в невероятно поучительную проповедь. Подумайте, какое глубокое «духовное значение» заключается в том, как эта старушка хотела достать из шкафчика кость для своей собачки. Почему бы не представить себе бедную женщину оставленной в пустоте, одиночестве и разочаровании из‑за того, что ее шкафчик был пуст. Какая трагедия, когда все наши ресурсы иссякают. Используя немного воображения, мы можем раздуть из мухи слона. Самое лучшее правило заключается в том, что нам следует избегать аллегорических истолкований, кроме тех случаев, когда Библия сама дает основание для аллегории. Одним из таких случаев является аллегорическое толкование Павла, вдохновленного Духом Святым, о жизни Авраама: «Ибо написано: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной». Но который от рабы, тот рождён по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он ‑ матерь всем нам. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучавшаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал.4:22‑31). Значение истории Павел говорит, что эти события не только имеют важное историческое значение, но также иллюстрируют участь тех людей, которые пытаются унаследовать благословение Бога через дела. Агар ь и ее сын олицетворяют тех, кто пытается быть праведным перед Богом, исполняя закон. Авраам и Сара, отчаявшись увидеть исполнение обещания, пытались «помочь Богу», что привело только к боли и разочарованию. Так как Измаил был плодом плоти, он служит примером тех, кто ищет благословений посредством человеческих дел. С другой стороны, Исаак ‑ дитя обетования ‑ представляет тех, кто унаследует Божьи благословения по вере. Интересно то, что как Измаил насмехался над Исааком, так и сегодня живущие по закону продолжают высмеивать тех, кто выбирает жизнь по вере. Павел предполагает, что тактика давления на иудеев берет свое начало в конфликте между этими братьями. Таким же образом люди времен Павла, которые настаивали на приверженность закону для достижения праведности, должны были быть изгнаны. В семидесятом году нашей эры эта аллегория была исполнена, когда Иерусалим был разрушен римскими легионами под предводительством Тита. Те, кто преследовали верующих, были захвачены в плен. Свобода, обещания и благословения Бога принадлежит всем, кто ищет правильных взаимоотношений с Богом через Иисуса Христа Павел противопоставляет печальный конец легалистов прекрасному будущему детей веры. Цитируя Исайю, он пишет: «Взвесились, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Гал.4:27). Он имеет в виду то, что христиане, собранные вместе в царствии по вере в Иисуса Христа превзойдут количеством всех тех, кто пытался достичь Бога своими собственными делами. Именно здесь подчёркивается основная мысль аллегории: «Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал.4:31). Все, кто принадлежат Иисусу, наследуют благословение Бога и являются исполнением Его обещания Аврааму, что через его семя благословятся все народы земли. Мы были благословлены через семя Авраама ‑ Иисуса Христа. Свобода, обещания и благословения Бога принадлежат всем тем, кто ищет правильных взаимоотношений с Богом через Иисуса Христа. Имея обетование и безусловную Божью любовь, мы можем наслаждаться стабильностью и постоянством в наших взаимоотношениях с Иисусом. Как в гимне красноречиво говорится: «Иисус сполна за все заплатил. Всем обязан я Ему. Грех багровый след оставил, но Он до белизны омыл». Когда мы предстанем 31 перед престолом Бога, мы будем изумлены всем, что Иисус сделал для нас. Увидев Божью силу, с которой Он исполняет Свои обещания, никто из нас не скажет: «Я достиг славы благодаря моим собственным верным и целеустремленным усилиям». Вместо этого мы склоним наши головы и, преисполненные радости, скажем: «Спасибо, Иисус! Ты все совершил. Я знал, что Ты можешь спасти меня. Я знал, что своими добрыми делами я никогда не смог бы спасти себя. Спасибо, Господи!» Ключевой вопрос Такой была вера Авраама. Но ключевой вопрос заключается в том, когда Бог объявил этого человека праведным ‑ после того, как он был обрезан, или до обрезания? Лже‑учителя в Галатии говорили: «Вы не можете быть праведными, если вы не обрезаны». Они настаивали на том, что этот ритуал был необходим для спасения. Итак, когда же Бог вменил веру Авраама в праведность? Произошло это до или после того, как он совершил обряд обрезания? Бог считал его праведным тогда, когда об обряде обрезания еще не было и речи. Авраам был назван праведным в пятнадцатой главе книги Бытия, тогда как обряд обрезания был описан двумя главами позже. Аврааму была дана праведность в тот момент, когда он поверил и доверился Богу. То же самое относится к вам и ко мне. В тот момент, когда мы поверили и доверили свою жизнь Иисусу Христу, Бог вменяет нам это в праведность ‑ не на основании того, что мы сделали или что собираемся сделать, но просто на основании нашей веры в Иисуса Христа. Поскольку Христос является Господом небес, Сыном Бога и моим личным Спасителем, я вверяю Ему свою жизнь. Когда я верю в него, Бог говорит обо мне: «Праведен!» Однажды Иисуса спросили: «Что нам делать, чтобы творить дела Божьи?» Он ответил: «Вот дело Божье, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (см. Ин.6:28‑29). Если вы хотите творить дела Божьи, верьте в Иисуса Христа. Это все, что Бог требует от вас. Что такое настоящая вера? Интересно, что Иаков, который написал своё послание с целью подтолкнуть некоторых христиан к действию, также привёл в пример Авраама как человека с истинной верой. Он хотел донести до читателей то, что вера без дел мертва. Иаков говорит, что вера подвигла Авраама к определенным действиям, и поэтому Бог признал его веру: «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак.2: 2223) Наши действия должны находиться в гармонии с тем, во что мы верим. Вера ‑ это не только то, что мы говорим, вера проявляется в том, что мы делаем Другими словами, вера ‑ нечто большее, чем слова. Истинная вера ведёт к определенным действиям. Если я искренне верю во что‑то, то мои поступки будут согласовываться с тем, во что я верю. Я могу страстно отстаивать свои убеждения, но если мои действия идут вразрез с ними, то вера моя под вопросом. Например, я могу сказать: «Я верю, что в понедельник произойдёт банковский кризис, и деньги упадут в цене. Все банки будут закрыты, вклады и сбережения ‑ заморожены». Однако если я сразу не побегу и не сниму все деньги со счета, то вы можете вполне обоснованно заявить, что я вовсе не верю в то, что говорю. Наши действия должны соответствовать тому, во что мы верим. А иначе наши верования будут поставлены под сомнение. Веря всем сердцем в то, что Бог благословит все народы через Исаака, Авраам смог отвести сына на гору, положить его на алтар ь и вознести над ним нож. Он был готов завершить начатое, уповая на обещание Господа благословить его семя через Исаака, у которого тогда еще не было детей. В полном послушании Авраам желал угодить Богу, принеся Исаака в жертву. Он знал, что Бог, если будет необходимо, воскресит Исаака из мертвых, чтобы выполнить Свое обещание ( см. Евр. 11:19). Как же сильно он верил обещаниям Бога! А как насчёт нас? Насколько мы доверяем обещаниям Бога? Несколько лет назад я слышал историю о том, как у одного человека во время сильной метели закончилось топливо. Единственный, кто мог помочь ему, был сосед, который жил на противоположном берегу замёрзшей реки. Не зная толщину льда, он осторожно прополз весь путь, простукивая костяшками пальцев лёд впереди себя. К концу пути его пальцы кровоточили... Неожиданно он услышал позади топот копыт и, оглянувшись, увидел несколько всадников, смело пересекающих реку. Некоторые из нас говорят: «Я верю обещаниям Бога», ‑ однако, как тот человек, осторожно прощупывают весь путь, пытаясь выяснить, поддержит их Господь или нет. Мы так недоверчиво просчитываем каждый шаг. Мы говорим: «Я знаю, что Бог обещал восполнить все мои нужды, но я не уверен, что Он это сделает. Скоро опять надо платить за квартиру ‑ поможет ли Он мне? Я, конечно, надеюсь, что Господь сдержит обещание». Другие, наоборот, смело полагаются на все Божьи обетования. Они из собственного опыта знают, что Бог их никогда не подведёт, какими сложными не казались бы обстоятельства. Когда‑то они тоже «простукивали» путь, но с каждым разом убеждались, что Бог верен. Постепенно их вера укреплялась, и они начали действовать по вере. Все мы живём согласно нашим убеждениям ‑ они проявляются в нашей жизни. Вера Авраама была подтверждена его действиями. Если бы он сидел и спорил с Богом, это не было бы истинной верой. Представьте, если бы он сказал: «Бог, я не могу принести в жертву Исаака. Что Ты имеешь в виду, Господь? Ведь он ‑ мой сын. Ты обещал, что все народы земли будут благословлены через него. Господь, я не могу этого сделать». Многие полагают, что достаточно только говорить о своей 33 вере, чтобы прослыть верующим. Но вера ‑ это не просто то, что мы говорим. Она проявляется в действиях. Вера может быть продемонстрирована в том, что вы делаете. Иаков, цитируя тот же самый отрывок из Ветхого Завета, что и Павел, пытается доказать, что вера без дел мертва. Когда вы говорите, что верите во что‑то, но не живёте согласно своим убеждениям, то это лишь показывает, что у вас нет настоящей веры. Ваше исповедание веры должно гармонировать с делами веры. Авраам поверил Богу, и его вера была видна в действиях, которые находились в согласии с его верой. Именно такую веру Бог вменяет в праведность. Авраам не был праведен благодаря своим делам. Он был праведен благодаря тому, во что верил. Его дела находилось в гармонии с верой. Бог признал его веру и вменил ее Аврааму в праведность. Улавливаете мысль? Однако это, конечно, не означает, что наши действия всегда будут совершенными. Как чада Божьи мы вовлечены в духовную войну. Хотя наш дух обновлён в Иисусе Христе, мы все ещё живём в своих подверженных тлению и греху телах. Мой развращённый дом (моя плоть) оказывает сильное давление на меня. Иногда я ловлю себя на том, что пытаюсь противостоять своей плоти и не идти у нее на поводу. Временами мои действия противоречат моей вере в Иисуса Христа. Однако я не могу жить в таком состоянии. Я спотыкаюсь и падаю, как любой другой из нас, но не остаюсь лежать. Святой Дух не позволяет мне лежать и быть подавленным. Он придаёт мне силы, подбадривает и помогает подняться. Когда я спотыкаюсь и падаю, Бог не вычёркивает мое имя из книги жизни. Когда вы учите своего ребенка ходить, то его падение не вызывает у вас гневного крика: «Пошел вон, маленький негодник! Ты больше не мой ребёнок, раз ты так падаешь! Я отказываюсь от тебя». Нет, вместо этого вы его поднимете и скажете: «Все хорошо! Попытайся ещё раз! Иди к папочке. Ну‑ка, давай!». Вы вдохновляете своего ребёнка на новые попытки. Мы ‑ дети Божьи. Господь пытается помочь нам научиться ходить с Ним. Мы можем быть спокойны, зная, что когда мы споткнёмся и упадём, Он не прогонит нас. Он не отречётся от нас со словами: «Ты больше не мой сын, потому что ты слишком часто падаешь». Вместо этого Бог поднимает нас, отряхивает и говорит: «Ничего страшного. Попробуй снова». Каждый рождённый свыше не может жить во грехе. Мы не должны практиковать грех в своей жизни. Пребывая во грехе, мы доказываем, что не верим понастоящему в то, о чем говорим. Авраам верил Богу, и его дела явились следствием его веры. Конечно, это не означает, что Авраам, однажды отдав свою жизнь Богу, больше ни разу не колебался в вере. Далеко не так. Удивительно, что самое значительное 34 событие в жизни Авраама, когда Господь объявил его праведным, описано в Библии между двумя его падениями. В двенадцатой и двадцатой главах Бытия рассказывается о том, как Авраам солгал ради спасения своей жизни вместо того, чтобы уповать на Бога и Его защиту. Возможно, Авраам тоже «простукивал лёд», но это не было характерно для его жизни. Время от времени он совершал ошибки, как и все мы, но он учился на них. Его вера была настолько глубока, что Библия называет его мужем веры. Вера Авраама побуждала его к действиям. Однако Бог признал Авраама праведным не по его делам, а по его вере. Тоже самое относится и к нам. Наша вера неминуемо приведет нас к послушанию и праведным делам. Но не эти праведные дела и послушание дают нам возможность предстоять перед Богом в праведности. Праведность Иисуса Христа дарована нам по вере. Только потому, что я верю в Бога и доверяю Иисусу Христу, я становлюсь сыном Авраама. Таким образом я считаюсь наследником всех обещаний и благословений завета, который Бог заключил с Авраамом. Евангелие благодати было проповедано ещё самому Аврааму. Его жизнь представляет собой прекрасную картину того, что такое благодать и что она делает. Это картина великолепнее тех, что висят в Лувре, Прадо или музее искусств «Метрополитан». Это ‑ поразительный портрет Божьей любви к грешнику, который возлагает свою веру полностью на Господа. Самое замечательное в этой картине то, что все мы, верующие, как благословенные потомки Авраама, вписаны в нее. |