Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы поэта, писателя

  • Проблемы Народа

  • Проблемы Родины

  • Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности

  • Аргументы. Человек и природа


    Скачать 143.34 Kb.
    НазваниеЧеловек и природа
    АнкорАргументы
    Дата05.01.2022
    Размер143.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАргументы.docx
    ТипДокументы
    #324657
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Проблемы Книг

    Роль книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

    В литературе известны факты, как именно книги формировали внутренний мир героев. Татьяна Ларина, героиня романа росла одинокой девочкой, была погружена в свои чувства и переживания. У старших Татьяна не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам. Героем её романа стал Онегин. Раскрыть внутренний мир Евгения Татьяна смогла, познакомившись с его библиотекой, с пометками, делавшимися им на полях любимых книг. Она решает, что Онегин в своих чувствах и действиях копирует героев европейского романтизма начала девятнадцатого века. Прикоснувшись к книгам, Татьяна смогла заглянуть в душу другого человека, понять его внутренний мир.

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Пример влияния книги на внутренний мир человека можно увидеть в сцене чтения Евангелия в романе. Сонечка читает отрывки из этой книги, и у Раскольникова начинают мелькать мысли: «Разве могут её убеждения не быть теперь моими убеждениями?». «Переступить себя можно, а чужую жизнь нельзя», - такова мысль Сонечки после прочтения Евангелия. Даже не прочитанные, а пропущенные через душу другого человека книги могут оказать сильное воздействие на чувства и взгляды.

    Роль чтения в жизни человека

    Р. Брэдбери роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту»

    Автор писал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а «остальные девяносто девять процентов он познает через книгу». В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг -ведь литература заставляет думать. Костры из художественных

    произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.

    Нравственная ценность художественной литературы

    Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»


    В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг - ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.

    Ю. Бондарев «Редкий дар»


    В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть к злу, трусости, жестокости.

    Снижение уровня читательской активности в современном обществе

    Л. Жуховицкий «Книга или ящик»



    Известный публицист в своей статье «Книга или ящик» с негодованием говорит об отрицательном влиянии «говорящего ящика» на человека, который способствует деградации населения. Л.Жуховицкий предъявляет счет телевидению, воспитавшему уже не одно поколение «глухонемых» детей, которые совсем не могут общаться. Именно телевизор препятствует развитию мышления ребенка: ребята привыкли к тому, «что за них думает ящик» и брать в руки книгу не желают.

    Литературная безграмотность и низкий уровень образованности среди молодёжи

    Р. Брэдбери роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту»

    Автор показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

    Вытеснение книг телевидением

    Р. Брэдбери роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту»

    В романе изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

    Проблемы поэта, писателя

    Отношения к поэтам и их творчеству


    А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа»


    Писатель называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

    Талант художника

    К. Паустовский «Бег времени» (рассказ)

    Автор размышляет о том, что у художника особое видение мира, человека, природы. Одно мгновенье – и рождается шедевр, чудо, восхищающее окружающих.

    Н. Полевой

    «Живописец»

    (повесть)

    Герой повести, художник Аркадий, не признает искусство-забаву и искусство-ремесло. Он устремлён душой к небесному идеалу, жаждет постичь высшую, таинственную природу творчества. Однако он несчастлив, талант его не признан в обществе. Автор, таким образом, отстаивает в повести истинное искусство, уникальность подлинного таланта.

    Взаимоотношений власти и личности, власти и художника

    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»



    Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.

    А.И. Герцен «Сорока- воровка»


    Главная героиня повести Анета - талантливая крепостная актриса богатого князя Скалинского. Один из фаворитов князя хотел сделать её своей любовницей, но она отказала ему. В отместку этот негодяй устроил так что у Анеты отняли лучшие роли, заставили играть те, которые были чужды её таланту. Князь-тиран сделал её жизнь невыносимой, загубил её.

    Значимость жизненного опыта для писателя

    Б. Пастернак «Доктор Живаго»

    В романе главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго - свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворениях. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

    Проблемы Народа

    Русская деревня

    А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

    В рассказе изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

    Героическая борьба народа за свою независимость

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    В повести рассказывается о героической борьбе украинского народа за национальное освобождение от польских магнатов. Для людей, живущих в Запорожской Сечи, нет ничего выше, чем интересы народа, свобода и независимость Отчизны.

    Менталитет русского человека, загадки русской души

    Н.С. Лесков

    «Очарованный странник»

    В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель красавицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный смысл жизни, он раскаивается в своих грехах, обретает душевное умиротворение в монастыре.

    М.А. Шолохов

    «Судьба человека»


    В этом рассказе писатель представляет нам героя, воплотившего русский национальный характер. Русский солдат Андрей Соколов пережил войну, плен, потерю близких. Но душа его не ожесточилась, в ней остались доброта, великодушие, способность к любви. В финале он усыновляет ребёнка-сироту, маленького Ванюшку, отдав ему всю свою любовь и нежность.

    Н.С. Лесков «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»

    В этом сказе автор исследует природу подлинного таланта. Каким же предстаёт Левша у Лескова? Это добрый, терпеливый, верующий человек, гениальный мастер, с чистой детской душой, любящий Россию, людей, природу. В душе его нет ни тени корысти, хитрости, рациональности. Пожалуй, этот герой, как никто другой в нашей литературе, раскрывает менталитет русского человека.

    Душевная красота русской женщины

    А.С. Пушкин

    «Евгений Онегин»


    В этом романе А.С. Пушкин создаёт образ Татьяны Лариной, идеальной русской женщины, – натуры цельной, мечтательной, глубокой. В ней гармонически сочетаются лучшие качества русского характера – простота, поэтичность, искренность, глубина натуры, страстность, верность данному слову. Татьяна, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.

    Русский национальный характер

    Н.С. Лесков «Левша»

    Талантливый самородок сумел подковать механическую блоху, сделанную английскими мастерами. Приглашенный в Англию, Левша не прельстился предложениями иностранцев, затосковал по России и отправился на Родину, одержимый желанием поведать тайну, что в Англии ружья не чистят кирпичом. Но ему так и не удалось эту правду донести до государя, потому что в России он попал в больницу для бедняков, где и умер.

    М.А. Шолохов «Судьбачеловека»

    Андрей Соколов, пройдя нелегкие испытания в фашистском плену, потеряв свою семью, он не ожесточился душой, а нашел в себе достаточно тепла и любви, чтобы усыновить чужого ребенка – сироту Ванюшу.

    Единство народов и культур

    Известный писатель А. Кондратьев

    Он писал, что смешение языков, рас, культур шло на протяжении веков. Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. Для нас, людей 21 века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – человечеству.

    Р. Киплинг «Маугли»

    Маугли героя одноимённой сказки. Невероятные испытания выпали на его долю, и единственная фраза: «Мы с тобой одной крови — ты и я!» - диких зверей превращала в друзей и помощников. Прекрасная сказка, наверное, больше для взрослых, потому что учит любви ко всему окружающему, учит жить в полной гармонии с миром.

    Проблемы Родины

    Ностальгия, тоска по Родине

    М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

    Автор пишет о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Мцыри вынужденно одинок, не по своей воле. Он мечтает о другой жизни-полной переживаний и тревог, тяготится своим существованием в монастыре, устал от однообразия и скуки. Тоска по родине и свободе побуждает его начать другой путь. Его детское нутро, которое одержало верх над разумом, побуждает его бежать из опостылевшего монастыря. Он сбежал из душной кельи, которая душила его свободу, на природу. Это для Мцыри одно и то же-свобода и природа. Он как никто ощущает ее красоту и вольность. И родина для него — тот великолепный мир, куда стремится душа героя, вырываясь из плена монастыря.

    А. Никитин «Хождение за три моря»

    Знаменитый путешественник Никитин во время своих странствий повидал много диковинного и необычного. Об этом он рассказал в своих путевых заметках «Хождение за три моря». Но экзотика дальних стран не погасила в нём любви к отчизне, напротив, в его душе ещё сильнее разгорелась тоска по отчему дому.

    Любовь к Родине

    «Слово о полку Игореве»

    К земле Русской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора «Слова...». Он говорит об обширных пространствах своей Родины, о ее реках,

    горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора «Слова...» — это не только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор не забывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев «за землю Русскую». Его воины — это «русичи», русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: «О Русская земля! Ты уж за холмом».

    Патриотизм

    К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

    Крестьянин Иван Сусанин, спасал от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов с радостью умереть за царя и родину.

    Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»

    Академик считает, что Родина - это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ. Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее».

    Неразрывной связи с родиной, родной землёй

    А. Солженицын «Матренин двор»



    Для Матрены Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораздо большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.

    Значения Москвы для каждого русского человека

    А.С. Пушкин

    «Евгений Онегин»


    В одном из лирических отступлений автор пишет о Москве, о её значении для каждого русского человека. Поэт вспоминает Отечественную войну 1812 года, когда Наполеон ожидал, что ему принесут ключи от Кремля в знак сдачи города, однако ожидания его были напрасны. Поэт гордится славной историей Москвы и говорит о том, как много значит для него этот город.

    Парадоксальность России

    Ф.И. Тютчев «Умом

    Россию не понять»


    В этом стихотворении поэт говорит об извечной загадке России и русской души. Страна наша иррациональна, она не поддаётся традиционному взгляду, её нельзя измерить «общим аршином». В Россию нужно только «верить». И эта вера жива в душе каждого русского человека.

    Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности

    Бессердечие, душевная черствость

    А. Алексин «Раздел имущества»

    Мать героини Верочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.

    Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб»

    Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны - страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.

    К.Г. Паустовский «Телеграмма»

    Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о болезни матери, Настя сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.

    А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

    Главная героиня Матрёна, не получая ничего за свою работу, по первому зову идёт помогать соседям, родственникам, колхозу. Абсолютно лишённая зависти, она радуется самой работе, не гонится за богатством, помогает людям бескорыстно. Односельчане охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу». А сами не только не помогают Матрёне, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Для родных и соседей гибель Матрёны – лишь повод позлословить о ней да возможность поживиться её немногочисленным добром. На поминках о самой Матрёне никто не говорил.

    Деградация духовной культуры

    А.П. Чехов «Ионыч»

    В рассказе перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много интеллигентных людей. А в качестве примера образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим, что на самом деле это мелкие, ограниченные, пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя. Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания.

    А.П. Чехов «Крыжовник»

    Николай Иваныч из рассказа в погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник.

    Отсутствие чести и достоинства

    А.Н. Островский «Гроза»

    Автор показал дикое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства. Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, лицемерия. Купчиха Кабанова, Дикой — властные, жестокие самодуры, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит. Для них не существует понятия человеческого достоинства. Постоянно унижаемые, некоторые представители

    молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон — человек, у которого с детства мать задавила и без того не очень бойкие попытки проявить характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо.

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Швабрин — аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Он умён, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что не касается его личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нём нет чувства чести и долга. Оскорблённый отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. Он пишет анонимный донос старику Гринёву на его сына. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которые он и осуществляет, когда Пугачёв взял крепость. Швабрин перешёл на сторону Пугачёва не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы над Гринёвым. Этот герой вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение

    Испытания совестью

    В. Тендряков «Ухабы»

    Попав в автомобильную аварию, гибнет юноша, и виновником его смерти становится директор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить пострадавшего в больницу.

    Всепоглощающая власть чувств над человеком

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    В этой повести автор пишет о всепоглощающей власти чувств над человеком. Его герой Андрий предаёт Родину, узы товарищества, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предательства.

    Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Писатель исследует природу любви – страсти, начисто завладевшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайлова. И эта страсть приводит её к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребёнка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предаёт её. Любовь-страсть – это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

    Преодоления негативных эмоций

    Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

    В своей книге автор размышляет о том, как бороться с негативными эмоциями, как научиться не обижаться на окружающих. Д.С. Лихачёв замечает, что «есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают». Далее он замечает: «На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно». Также автор призывает нас быть чуткими и внимательными к окружающим, стараться не обижать их.

    Двуличия, беспринципности

    А.П. Чехов «Ушла»

    В очерке Чехов рассказывает о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет свои принципы. Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста «ушла… в другую комнату». Для неё жить красиво и богато было важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот.

    А.П. Чехов

    «Хамелеон»


    В рассказе полицейского надзирателя Очумелова нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки – генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.

    Утраты духовных ценностей

    Б. Васильев «Глухомань»

    События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценности утрачены, потому что культура ушла из нашей жизни. Общество раскололось, в нем мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.

    В. Астафьев «Людочка»

    Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства, жестокости и безнравственности, героиня рассказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безразличия, Людочка кончает жизнь самоубийством.

    Предательство, нравственное падение

    Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, издевался над ней.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей.

    Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравственного падения.

    Бесчеловечность, жестокость

    И.С. Тургенев «Муму»

    Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной

    матери-помещицы с крепостными людьми. Став писателем, Тургенев на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву. Читая рассказ «Муму», мы знакомимся с героями описываемых событий. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство. Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по-своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей — принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни — «нерадостна и ненастна». Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.

    Утраты связи с отчим домом

    Ю. Казаков «Запах хлеба»

    Дуся, героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на родине... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, однако исправить ничего невозможно.

    Утраты связи поколений

    В. Астафьев «Изба»

    В сибирские леспромхозы приезжает молодежь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением, превращаются после работы лесорубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем.

    Ф. Абрамов «Алька»

    Героиня повести в поисках лучшей жизни уехала в город, оставив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро проходит, когда ей в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.

    Одиночество людей в старости

    А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

    Одиночество Самсона Вырина было вынужденным. Дуня, его дочь, сбежала из дома с офицером Минским, остановившимся на их станции. Желание хотя бы увидеть дочь побудило Самсона Вырина идти пешком в Петербург. Там он получил лишь обещание Минского сделать Дуню счастливой. Он увидел дочь позже, но при виде отца она упала в обморок. Минский вытолкал старика на лестницу. С тех пор он ничего не слышал о Дуне три года. Самсон Вырин умер в одиночестве, так и не увидев дочь. Дуня вернулась к отцу, которого она обрекла на одиночество, но уже слишком поздно. Она много времени провела на могиле.

    К.Г. Паустовский «Телеграмма»

    Дочь Настя буквально обрекла Катерину Ивановну, свою мать, на одиночество. Девушка жила насыщенной жизнью в Ленинграде. Она даже не представляла, что может оторваться от работы, чтобы навестить свою старую маму. Настя, получая письма от Катерины Ивановны, была рада и тому, что старушка жива, потому что может писать. Девушка слишком поздно поняла, что она бросила в одиночестве единственного человека, который ее по-настоящему любил – свою маму. Настя получила письмо с просьбой матери приехать, но не восприняла его серьезно. Только после телеграммы о том, что Катерина Ивановна умирает, девушка осознала, какую серьезную ошибку она совершила. Настя винила себя за то, что оставила в одиночестве свою старую мать, которую она должна была ценить больше всего в жизни.

    Бесчеловечности, жестокости

    Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.

    Ю. Яковлев

    «Он убил

    мою собаку»

    Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.

    Преступление и наказание за него

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Существует много художественных произведений, в которых описывается момент воровства и последующее за ним наказание. Родион Раскольников, герой романа идёт на кражу, которая влечёт за собой двойное убийство. Человек, хорошо подготовившийся к преступлению, продумавший каждый свой шаг, нашедший оправдание своему преступлению, попадает в страшную беду: совесть наказывает его гораздо больше, чем правоохранительные органы. Ведь ни одно бездушное преступление не остаётся безнаказанным.

    Предательства, безответственного

    отношения к судьбам

    окружающих

    В. Распутин

    «Живи и

    Помни»

    Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны.

    Н.С. Лесков

    «Леди Макбет Мценского уезда»

    Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

    Чинопочитание, человеческое ничтожество, страх перед вышестоящими

    А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

    Герои рассказа друзья детства. Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны. Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев: довольный жизнью, преуспевающий тайный советник и суетливый, едва сводящий концы с концами,

    коллежский асессор. Пока разница в положении им неизвестна, их глаза светятся искренней радостью, и друзья, перебивая друг друга, вспоминают прежние времена, расспрашивают о нынешнем житье-бытье. Но вот становится известным их служебное положение. С толстым, к удивлению, не происходит никакой

    перемены, его действительно волнуют воспоминания. Как жутко, что человек способен так унижаться, только лишь почувствовав разницу в служебном положении. Перед нами стоит человек, лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения. Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.

    Предательство

    В.Г. Распутин «Живи и помни»

    Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

    С. Львов «Друг моего детства»

    (рассказ)

    Аркадий Басов, которого рассказчик Юрий считал своим настоящим другом и которому доверил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Басов, впоследствии став писателем, так и остался подлым и бесчестным человеком.

    В. Тендряков «Суд» (повесть)

    Охотник Тетерин, человек мужественный, совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести.

    Подлости, бесчестия

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Швабрин Алексей Иванович - дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

    Вседозволенности

    Ф.М. Достоевский «Бесы»

    У Верховенского Петра Степановича, одного из главных героев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь, преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем.

    АС. Пушкин

    «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Кат только жадная Старуха добилась от рыбки власти столбовой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище.

    Тупости и агрессивности

    А.П. Чехов «Унтер Пришибеев»

    Унтер-офицер Пришибеев в течение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физической силой. Даже просидев месяц под стражей за свои противоправные действия, он так и не смог избавиться от желания командовать.

    М.Е. Салтыков-Щедрин

    «История одного города»

    Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм- Бурчеев, поражают читателя нелепостью, гротескностью своих приказаний и решений. Например, Угрюм-Бурчеев решает перестроить город по своему проекту, который очень напоминает тюрьму. Автор характеризует Угрюм-Бурчеева как полного идиота, который не видит дальше своего носа. Но в этом радиусе все должно быть так, как захочет он. Угрюм Бурчеев разрушает Глупов, пытается перегородить реку, но природа оказывается сильнее.

    Бюрократизма

    А. Платонов «Усомнившийся Макар»

    Макар Ганнушкин, герой рассказа, отправился в Москву искать истину и душу. Но бюрократы Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность, неверие в собственные силы и возможности, страх перед казенной бумагой. Бюрократизм - основной тормоз всех живых новаторских идей.

    Н.В. Гоголь

    «Повесть о капитане

    Копейкине»

    В повести рассказывается о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги, капитан Копейкин не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.

    Чинопочитания (человеческого ничтожества)

    А.П. Чехов

    «Смерть чиновника»

    Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди идущего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрич настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

    А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

    Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

    Взяточничества, казнокрадства

    Н.В. Гоголь

    «Ревизор»

    Городничий, Сквозник-Дмухановский, взяточник и казнокрад, обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

    Духовной убогости (ложного понимания счастья)

    А.П. Чехов

    «Крыжовник»

    Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

    Хамство

    А.П. Чехов «Хамелеон»

    Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противоположные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет - оказывается в ней задето.

    А.Н. Островский «Гроза»

    Персонаж драмы Дикой — типичный хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую

    разнузданность. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

    Д. Фонвизин «Недоросль»

    Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».

    М.А. Булгаков «Собачье сердце»



    Главный герой повести профессор Преображенский -потомственный интеллигент и выдающийся ученый-медик. Он мечтает превратить собаку в человека. Так на свет появляется Шариков с сердцем бродячей собаки, мозгом человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. В результате проведенной операции привязчивый, хотя и хитроватый Шарик превращается в хамоватого люмпена, способного на предательство. Шариков чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Он быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Шариков- образ хамского отношения к людям.

    Нравственного падения

    Н.В. Гоголь

    «Тарас Бульба»

    Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть - вот итог его нравственного падения.

    Разрушающее влияние денег на нравственность людей

    А.П. Чехов

    «Ионыч»

    Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.

    Н.В. Гоголь

    «Мертвые души»

    Образ Степана Плюшкина, скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.

    А.С.Пушкин

    «Пиковая дама»

    Германн, центральный персонаж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной страданий Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза поставил Пиковую Даму.

    Пьянство

    В. Ерофеев «Москва - Петушки»

    Для Венечки Ерофеева беспробудное пьянство стало иллюзорным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведет только к смерти на самом дне общества.

    Пословицы и поговорки

    «Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато»; «Водку пить - себя губить»; «Вино приходит - стыд уходит»; «Кто бражкой упивается, тот слезами умывается»; «Пьяница в народе, что сорняк в огороде»; «Стаканчики да рюмочки доведут до сумочки».

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим пороком.

    М. Горький «На дне»

    Актер - пьяница, который страдает от пустоты и бессмысленности своей жизни. Пьянство привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе - это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве.

    Ущемление прав человека в современном обществе

    Б. Васильев «Кольцо А» (журнал)

    Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, что Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приоритет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека.

    Искажения понятия

    «патриотизм»

    Б. Васильев «Кольцо А» (журнал)

    Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм - это практическая деятельность на благо страны.

    Эгоизма

    А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

    Белинский назвал Онегина «страдающим эгоистом». Душа этого пушкинского героя как будто состоит из двух частей: внешней и внутренней оболочки. Внешне это холодный, расчетливый человек, не способный любить, сопереживать, радоваться жизни. А внутри Онегин тонкий романтик, способный чувствовать окружающий его мир. Драма этого героя заключается в том, что он подменил реальные человеческие чувства, любовь, веру холодным циничным расчетом. Но человек не может прожить жизнь, не совершая ошибок. Нельзя просчитать каждый свой шаг и прислушиваться только к голосу разума, необходимо чувствовать и переживать. поэтому мне искренне жаль пушкинского героя. Ведь если бы он послушал свое сердце, растопил холодный лед, заставил гореть, то тогда, возможно, у романа был бы другой конец. А эгоизм Онегина – это не столько его вина, сколько его беда, и именно поэтому он страдает.

    А.П. Чехов «Анна на шее»

    Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

    Д. Лондон «В далеком краю»

    Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними - та же конкурентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.

    Варварства, жестокости

    Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

    Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

    В. Астафьев «Печальный детектив»

    В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители оставляют детей умирать голодной смертью, подростки убивают беременную женщину, а пьянство вообще превращает людей в животных.

    Вандализма

    И. Бунин «Окаянные дни

    Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.

    Обманчивость внешнего вида

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    В романе Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни - деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

    Рабской любви (безропотного униженного подчинения любимому человеку)

    А. Куприн

    «Гранатовый

    браслет»

    Рассказ генерала Аносова о романах поручика Вишнякова и Леночки, прапорщика и жены полкового командира позволяют увидеть, какими несчастными могут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружающих, их презирают и жалеют.

    Любви по расчету

    А.Н. Островский «Свои люди - сочтемся!»

    Подхалюзин, герой комедии, любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ своего жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по-французски.

    Карьеризма, лжеучености

    Д. Гранин «Иду на грозу»

    Мир ученых-физиков в романе, - это поле битвы, на котором идет борьба между подлинными учеными (Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы.

    Ответственности

    человека перед самим собой и обществом

    в целом за реализацию своих способностей

    И. Гончаров

    «Обломов»

    Обломов, главный герой романа, при. всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.

    А.П. Чехов «Ионыч»

    Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.

    Одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)

    А.П. Чехов

    «Ванька»

    Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу» с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

    АП. Чехов «Тоска»

    У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.

    Истинных и ложных ценностей в жизни

    А.П. Чехов «Попрыгунья»

    Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти героиня осознала свое легкомыслие.

    И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»


    Автор в рассказе показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.



    написать администратору сайта