Главная страница
Навигация по странице:

  • своеобразных

  • элементарных органах

  • физиологический

  • друг с другом

  • настоящее

  • Воззрение времени

  • один

  • соотношений и изме- рений.

  • чувственными

  • одни и те же точки т и n какого-нибудь тела две волны от удара, но не одно- временно

  • временный

  • постоянства физиологических времен

  • одного и того же

  • ощущение времени

  • Что своими аналогичными опытами ему удалось доказать про тивное, на что


    Скачать 2.08 Mb.
    НазваниеЧто своими аналогичными опытами ему удалось доказать про тивное, на что
    Анкорmah3.pdf
    Дата05.08.2018
    Размер2.08 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmah3.pdf
    ТипДокументы
    #22507
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    ГЛАВА 23
    ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
    1. Когда мы, едва пробудившись от сна, находимся еще в по- лудремотном состоянии в возможно более равномерной и наиме- нее изменчивой среде, при возможно малой смене представлений,
    и когда в это время раздается равномерный бой часов, то мы ясно различаем второй удар от первого, третий от второго и пер- вого — одним словом, более поздние удары от более ранних,
    хотя сила, высота и тембр звука во всех этих ударах остаются одни и те же. Мы не сомневаемся также в том, что удары следу- ют друг за другом в равные промежутки времени, и сейчас же
    (без помощи какого-нибудь искусственного средства) замечаем,
    если является какое-нибудь нарушение. Мы непосредственно
    ощущаем время или положение во времени, так же как непо- средственно ощущаем пространство или положение в простран- стве. Без ощущения времени не было бы хронометрии, как без ощущения пространства не было бы геометрии.
    2. Существование своеобразных физиологических процес- сов, лежащих в основе ощущений времени, представляется весьма вероятным ввиду того обстоятельства, что мы узнаем одинако- вость ритма, формы времени во временных отношениях самых различных качеств, например в мелодиях, которые кроме ритма не имеют ничего сходного
    1
    . Мы ощущаем ритм какого-нибудь процесса независимо от качества последнего. Замечательные физиологические факты говорят за то, что уже в элементарных
    органах заложена основа для ощущения времени. К таким фак- там принадлежат, например, отрицательные зрительные следы от движения вращаемой спирали или текущей воды (опыты Пла-
    то Оппеля)
    1
    и светлый или темный последовательные следы по- сле более или менее долго продолжавшегося изменения яркостей
    (наблюдение Dvorafc'a
    3
    ). Скорость изменения места или яркости
    Относительно недостаточности более старых теорий пространства и времени и попыток исправления их (см. мою небольшую статью «Bemerkungen zur
    Lehre vom räumlichen Sehen». Fichtes Zeitschr. f. Philos. 1865; перепечатано в
    Populär wissensch. Vorlesungen, 3 изд. Über den Zeitsinn des Ohres. Ber. d. Wie- ner Akademie, Januar 1865. — Анализ ощущений (издание С. Скирмунта).
    Plateau, Poggendorffs Annalen, Bd. 80, стр. 287. — Oppel, ibid. Bd. 99, стр. 543.
    Dvorak, Über Nachbilder von Reizveränderungen. Ber. d. Wiener Akademie. Bd.
    61. — Mach, Lehre von den Bewegungsempfindungen. Leipzig, 1875, стр. 59—64.
    402
    есть, следовательно, в пределах непосредственного восприятия
    (т. е. оставляя в стороне крайние случаи, например скорость ча- совой стрелки или скорость пушечного ядра) не только матема- тически-физическая величина, но и физиологический объект.
    3. Между нашим физиологическим воззрением времени и
    метрическим временем, которое получается от временного срав- нения физических процессов друг с другом, существуют подоб- ные же различия, как между физиологическим и метрическим пространством. Оба времени кажутся, правда, непрерывными;
    постоянному перемещению в физическом времени соответству- ет такое же перемещение в физиологическом; оба текут только в
    одном направлении. Но этим и исчерпываются, по-видимому,
    сходные черты. Физическое время протекает то скорее, то мед- леннее, чем физиологическое, т. е. не все процессы одинаковой продолжительности кажутся таковыми и непосредственному на- блюдению. Физическое различение моментов времени несрав- ненно тоньше, чем физиологическое. Для нашего воззрения времени настоящее представляется не моментом времени, кото- рый, естественно, всегда должен бы не иметь никакого содержа- ния, а отрезком довольно значительной продолжительности,
    притом с чрезвычайно изменчивыми границами, трудно подда- ющимися определению и от случая к случаю неодинаковыми.
    Воззрение времени этим собственно и ограничивается. Оно, од- нако, вполне незаметно дополняется воспоминанием о прошед-
    шем и отражающимся в нашей фантазии будущим, причем как то, так и другое являются в весьма сокращенной временной пер- спективе. Отсюда понятна и неясность границ воззрения време- ни. Для физики один периодически повторяющийся ритм есть только один временный образ; для нашего же воззрения форма
    этого образа меняется в связи с моментом его, на котором сосре- доточивается наше внимание
    4
    . Точно так же меняется и форма одного и того же геометрического образа для пространственного воззрения, смотря по ориентировке и фиксируемой точке в нем,
    что для одномерного времени совпадает в одном определяющем моменте.
    4. В настоящее время вряд ли возможно сомневаться, что воззрение времени, как и воззрение пространства, обусловлено наследственной нашей телесной организацией. Тщетна была бы попытка освободиться от этих воззрений. Но, становясь на эту точку зрения нативистической теории, мы вовсе еще не утверж- даем, что воззрения пространства и времени бывают развиты у человека вполне и до полной ясности с момента его рождения.
    4
    Анализ ощущений (изд. С. Скирмунта).
    403

    Далее, мы вовсе не отказываемся ни от связи, существующей между воззрениями пространства и времени и биологической потребностью, ни от исследования влияния этой последней на филогенетическое и онтогенетическое развитие первых. Наконец,
    этим не отвергается и связь, существующая между воззрениями пространства и времени и геометрическими и хронометрическими понятиями. Для развития последних первые, правда, необходимы,
    но сами по себе еще недостаточны. Для образования метрических понятий необходимо еще содействие опыта над пространственны- ми соотношениями физических тел и над временными соотно- шениями физических процессов.
    5. Попытаемся сначала выяснить биологическое значение ощущения времени. У Спенсера мы находим удачное указание, что развитие чувства времени связано с развитием чувства пространст- ва, от него зависит. Животное, которому приходится защищаться только от непосредственно соприкасающихся раздражений — ме- ханических или химических — или к ним приспособляться,
    справляется с этой задачей при помощи одновременных реакций,
    соответствующих этим раздражениям. К этим реакциям может присоединяться и органически обусловленный, от окружающей среды уже независимый ряд процессов; но потребности в том,
    чтобы эти самостоятельно протекающие процессы были созна- ваемы во временной их последовательности, отсюда еще не воз- никает. Но когда воздействие на органы чувств с некоторого расстояния становится все больше, так что, например, прибли- жающаяся добыча сначала обнаруживается своим запахом, шу- мом или каким-нибудь издали видным знаком, тогда является уже и потребность в сознательном воспроизведении таких про- цессов приближения в их естественном временном порядке. Ибо без такого психического воспроизведения не могли бы наступать и реакции с их временно упорядоченными и размеренными фа- зами, например те, которые необходимы для ловли добычи.
    Впрочем, временный ряд процессов питания, наступающий по- сле проглатывания пищи, не зависит от сознания, а потому и не является содержанием его. Таким образом ощущение времени и представление времени развиваются лишь в приспособлениях к временным и пространственным особенностям среды. Человек,
    интересы которого распространяются на наиболее обширные пространства и самые отдаленные времена, обладает и наиболее развитыми ощущением и представлением времени
    5
    Spencer, The Principles of Psychology. 2 изд. 1870. I, стр. 320-328; II, стр.
    207-215.
    404
    • ·

    6. Фактическая основная черта психического воспроизведе- ния состоит в том, что переживания наши в их воспроизведении бывают близки к оригиналу, не только в смысле качественных элементов ощущения и их комбинаций и расположения, но и в смысле их пространственных и временных соотношений и изме-
    рений. Правда, достигаемая при этом точность воспроизведения зависит от упражнения и степени внимания. Однако и невнима- тельный не видит в своем воспоминании домов с крышами внизу или больших зданий микроскопически малыми или с несоот- ветственно высокими трубами. В воспоминании о музыкальной пьесе тоны или ритм не оказываются в обратной последователь- ности; adagio не воспроизводится как allegro или наоборот. Все это показывает, что кроме элементов наших переживаний, кото- рые мы назвали чувственными ощущениями, существуют еще другие, образующие если не абсолютную, то все же относитель- но твердую основу (подобно фотографической пластинке или ва- лику фонографа); эти элементы тоже совоспроизводятся при воспроизведении первых и препятствуют слишком сильному пространственно-временному искажению образов воспомина- ния.
    7. Были сделаны попытки разным образом объяснять созна- ние времени. Прежде всего ясно, что смена во времени психиче- ских переживаний, будь то ощущения или наши представления,
    еще не заключает в себе сознания этой временной смены. Если бы психическое поле зрения было всегда ограничено во времени настоящим, притом достаточно узким, мы не могли бы даже во- обще воспринять самих фактов изменения. Таким образом наше сознание должно всегда охватывать некоторый конечный отре- зок времени, в котором находятся как исчезающие, так и возни- кающие ощущения или представления, и только благодаря этому мы можем первые рассматривать как более ранние, а вторые —
    как более поздние. Присоединим к этому еще сравнительно по- стоянный комплекс нашего л, характеризуемый органическими ощущениями и т. п., в котором мы имеем как бы скалу, мимо которой протекает временно упорядоченный поток изменений.
    Все это дает, по-видимому, весьма привлекательную картину, а способ, которым мы размещаем отдельные члены в цепи пере- живаний, как кажется, вполне ей соответствует. Чувственные переживания настоящего мы легко отличаем от более слабых и неустойчивых воспоминаний ближайшего прошлого и от еще более бледных воспоминаний давно прошедшего. Нить ассоциа- ций ведет нас от более старых воспоминаний до более новых,
    вплоть до настоящего и через них — к ожиданиям, которые нам
    405
    рисует наша фантазия
    6
    . Но одна такая нумерация и инвентари- зация, снабжение членов порядковыми числами, как можно было бы назвать этот процесс, на мой взгляд еще недостаточны для понимания временной смены. Мы, может быть, применяем такой способ, когда отдаленное прошлое вспоминается нами в весьма сокращенной перспективе. Но действительное восприя- тие времени, например музыкальной пьесы в ее такте и ритме, - как чувственного настоящего, так и в живом воспоминании —
    едва ли происходит таким способом. Здесь недостает еще, так сказать, твердой, исключающей искажения основы, о которой была речь выше и на которую проецируются переживания.
    8. Чтобы лучше выяснить последнее обстоятельство, возь- мем следующее простое физическое рассуждение. Пусть в ка- ком-нибудь однородном физическом теле наступают извне нару- шения различными путями; пусть, например, в это тело мы вво- дим электрические токи, помещая один раз электроды в точках а
    и и, а другой раз — в точках с и d. Поверхности уровня, поверх- ности равной плотности тока и теплоты и т. д. будут в обоих слу- чаях совершенно различны. Пустим теперь через одни и те же
    точки т и n какого-нибудь тела две волны от удара, но не одно-
    временно и притом один раз сначала волну через точку т, а дру- гой раз — сначала через точку п. Поверхность интерференции волн будет в первом случае ближе к п, а во втором ближе к т
    1
    .
    То, что наблюдается в однородном физическом теле, гораздо ярче еще наблюдается в организованном теле животного. Раз- дражения, поступающие в него различными путями, вызывают в нем и различные реакции, влияющие на окружающую его среду в общем различными путями. И временный порядок, в котором доходят до одних и тех же органов данные раздражения, тоже не лишен значения, и изменение его в общем приводит к различ- ным реакциям. Как не безразлично для двигательной реакции,
    прилагаем ли мы раздражение к спине у лягушки справа или слева, так не безразлично и то, в каком временном состоянии находится тот же орган, когда до него доходит то же раздраже- ние, например доходит ли раздражение вкусовое или обонятель- ное, в состоянии голода у животного или при насыщенности.
    См. в дополнение к этим общим рассуждениям систематические изложения психологии, в особенности оригинальную книгу Геффдинга (Очерки психо- логии), далее увлекательное изложение Джеймса (The Principles of Psychology.
    1, стр. 505-542), наконец тщательную работу Эббингауза (Grundzüge der Psyc- hologie. Leipzig. 1902. I, стр. 457-466).
    См. «Анализ ощущений» (изд. С. Скирмунта).
    406

    9. Для более легкого понимания пространственного воспри- ятия мы приняли, что каждый раздражаемый орган кроме чувст- венного ощущения, зависящего от качества раздражения, дает еще ощущение, постоянно связанное с индивидуальностью это- го органа. Если теперь предположить, что это последнее ощуще- ние состоит в свою очередь из двух частей — одной постоянной и другой временно изменяющейся вместе с деятельностью орга- на, открывается возможность этою последнею частью объяснить восприятие времени. Конечно, это не есть теория или объясне- ние физиологического пространства и физиологического време- ни, а только полезный, может быть, парафраз и анализ фактов,
    которыми выражается пространственное и временное восприя- тия. Итак, как же мы должны мыслить себе временное измене- ние той части ощущения, которая зависит от деятельности органа,
    чтобы оно наилучшим образом соответствовало фактам наблю- дения?
    10. Будем рассматривать человека или близко к нему стоя- щее высшее позвоночное животное. Тело его обнаруживает не- обходимую для сохранения жизни, почти неизменяющуюся,
    температуру и обыкновенно постоянную для значительного про- межутка времени разность температуры с окружающей средою.
    Физически это предполагает весьма равномерное течение жиз- ненных функций, испытывающее лишь умеренные нарушения от непостоянных временных реакций на среду. Только мельчай- шие и простейшие организмы находятся в условиях, делающих возможным равномерное принятие пищи, соответствующее рав- номерному потреблению, и, следовательно, равномерное вос- становление. У организмов больших и более развитых необходимы периодические процессы для сохранения несовершенной, но достаточной равномерности жизненных функций. Организм пе- реходит от сна к бодрствованию, от голода к сытости. Необходи- мое для жизни количество воздуха может быть доставлено крови его только при помощи периодически действующего раздуваю- щегося пузыря, а эта кровь может быть доставлена органам толь- ко при помощи периодически действующего насоса сердца. Для приспособления к окружающей среде, для добывания пищи не- обходимо передвижение организма, осуществляющееся перио- дическим движением конечностей, ритмическими сокращениями мышц
    8
    . Сама мышца уже при одном сокращении обнаруживает ритмические явления. Даже оптические следы ощущений и дру-
    Если в теле животных не встречается непрерывных вращений, приносящих такую пользу в машинах, то, конечно, потому, что это привело бы к наруше- нию органической связи.
    407
    гие субъективные зрительные явления протекают периодически.
    Вообще в организме имеются в изобилии периодичности весьма различной продолжительности
    9
    . Если вместе с Герингом рас- сматривать жизнь как динамическое равновесие между потреб- лением и восстановлением, то в обилии этих периодических процессов столь же мало удивительного, как в многообразии физических колебаний. Колебания должны наступать везде, где нарушается устойчивое равновесие и где механизм заглушения колебаний недостаточно силен, чтобы сделать процесс выравни- вания апериодическим. Склонность органических функций к периодичности проявляется и в том, что эти функции легко при- способляются к извне наложенному, несколько раз повторенно- му периоду произвольной продолжительности, усваивают этот период и уже без содействия извне продолжают его. Общеизве- стным примером может служить приспособление наших шагов к случайно встреченной военной музыке. Если я несколько раз равномерно сжимаю кулак и потом перестаю обращать внима- ние на это движение, то нередко требуется особый акт воли, что- бы оно остановилось.
    11. Биологически важные раздражения вызывают у низших или очень молодых животных рефлексы приспособления. Если ряд ощущений привлекает к себе внимание более высоко разви- того животного, эти ощущения сопровождаются деятельностью,
    которая состоит из рефлексов, измененных опытом (памятью).
    Действие неотделимо от ощущения. Даже простое наблюдение есть для животного и человека некоторое слабое содействие
    10
    Животное пробуждается из состояния психической индиффе- рентности лишь на короткое время произвольного действия, и притом только через чувственные ощущения. Напротив, внима- ние человека довольно часто возбуждается и воспоминаниями
    (представлениями). Но и в этом случае мы не предоставляем об-
    10
    Если бы все эти периодические процессы столь различной продолжительно- сти были сознательными — что в передвижениях ног бывает обычно, в дыха- тельных движениях иногда, а в биении сердца лишь в исключительных случаях — мы имели бы в них превосходное средство для оценки времени.
    Несомненно, применение этих средств и дало начало для физической хроно- метрии. Впрочем, совершенно периодических процессов нет ни в области физической, ни физиологической. Каждый период дает известный необрати- мый остаток. Каждый момент жизни оставляет свои неизгладимые следы.
    Старость и смерть суть суммы этих последних. См. W. Pauli (Ergebnisse d.
    Physiologie. 1904, III. Bd. I Abt., стр. 159) и «Анализ ощущений» (издание
    С. Скирмунта).
    Человек, раз уже участвовавший в каком-нибудь деле, наблюдает по этому самому совсем иначе, чем если бы этого не было. Музыкант наблюдает и на- слаждается музыкой совсем иначе, чем человек немузыкальный и т, д,
    408
    разам пассивно проходить перед нами, а слегка содействуем это- му, как сразу заметно, когда, например, мы думаем о пережитой или лишь вероятной, или возможной ссоре. В случае сильно раз- витой психической жизни возможно и более длительное внима- ние, но и оно не постоянно: каждый учащий и учащийся может наблюдать в себе эти периодические, так сказать толчками, на- пряжения и ослабления внимания. Размышление при решении какой-нибудь проблемы происходит приступами к искомой цели.
    Часто нам кажется, что мы уже разглядели искомое. Но если не удается удержать его вполне, оно опять от нас ускользает. Когда это случается, приходится через некоторое время вновь пред- принимать новый приступ.
    12. Итак, и внимание подлежит колебаниям. Продолжитель- ность такого колебания может составлять несколько секунд и должна охватывать приблизительно то физическое время, кото- рое мы физиологически воспринимаем и обозначаем как насто- ящее. И вот, когда человек приспособился в своих реакциях к чувственным переживаниям окружающей его среды — все равно состоят ли эти реакции в физической деятельности или только в напряженном наблюдении — то каждому физическому моменту после устремления внимания соответствует одна фаза внимания.
    Если мы представим течение фаз внимания от устремления его до истощения или уклонения в сторону приблизительно равными,
    но ощущения этих фаз — ассоциированными с соответствующими чувственными ощущениями, то воспроизведение представлений и физическое воспроизведение будут по продолжительности вре- мени приблизительно покрывать друг друга, какой бы функцией физического времени ни была фаза внимания. Такое равенство соответствует биологической потребности. Если какое-нибудь переживание должно быть встречено сознательным произволь- ным действием (вспомним, например, действия охотника), фаза внимания должна быть каким-нибудь образом ощущаема. Если бы это воззрение оказалось правильным, этим была бы найдена постоянная, не искажаемая основа времени для воспоминания,
    равномерно вращающийся валик фонографа. Конечно, это воз- зрение дает нам возможность понять воспроизведение отноше- ний только небольших промежутков времени. Для упорядочения переживаний, распространяющихся на большое время, доста- точна и нить ассоциации; микроскопическое восприятие дета- лей ограничивается здесь, самое большее, отдельными, более важными сценами. Ибо, будь это иначе, наши воспоминания брали бы у нас столько же времени, сколько стоили сами пере-
    409
    живания, и у нас не осталось бы времени для новых пережива- ний
    11 13. После того как акты внимания охватили самые различ- ные переживания, мы научаемся признавать ощущение време- ни, как сохраняющееся от остального содержания переживаний,
    не зависимое и постоянно повторяющееся. Ряд ощущений вре- мени становится шкалой, в которой располагаются остальные качества переживаемых нами ощущений. К этому присоединя- ется опыт о том, что есть процессы, вроде пульса, шагов, колеба- ний маятника, продолжительность которых остается постоянной,
    которые представляют для нас постоянства физиологических
    времен, хотя в различных телесных состояниях, нормальных и патологических, во сне, в лихорадке, при опьянении гашишем и т. д., одни и те же события кажутся нам имеющими различную продолжительность, мы все же замечаем, что продолжитель- ность колебаний одного и того же маятника, когда бы мы ни об- ратили на него нормальное бодрствующее внимание, остается заметно одной и той же. Так развивается представление о равно-
    мерно текущем времени.
    14. На самой низкой ступени жизни нас интересуют только процессы, касающиеся нашего тела. Но как только наши по- требности не могут быть более удовлетворяемы непосредственно,
    а лишь окольным путем, через посредство временных процессов в окружающей нас среде, эти последние по необходимости полу- чают для нас косвенный интерес, часто оказывающийся гораздо более сильным, чем интерес к мгновенному ощущению. Но для суждения о временном течении процессов в окружающей среде физиологическое ощущение времени становится слишком неточ- ным и ненадежным. Мы начинаем тогда сравнивать одни физиче-
    ские процессы с другими физическими же, например колебания маятника — с движениями падения на известное расстояние или с углом вращения земли, соответствующим одному колебанию маятника. Опыт показывает, что пара точно определенных фи- зических процессов, начало и конец которых когда-либо совпа-
    Взгляд на внимание, лежащий в основе настоящих рассуждений, является развитием тех физиологических представлений, которые можно найти в моей статье «Zur Theorie des Gehörorgans» (Ber. d. Wiener Akademie, Juli 1863;
    стр. 15-16 отдельного оттиска). К ним присоединились мои первые исследо- вания о физиологическом времени. (Über den Zeitsinn des Ohres. Ber. d. Wie- ner Akademie. Januar 1865; стр. 14-15 отдельного оттиска). Далее последовало изложение в «Анализе ощущений» (первое изд. — в 1886 г.). Сходные с этим
    „воззрения были высказаны Рилем (Der Philosophische Kritizismus. Bd. II. T. I,
    стр. 117), Мюнстербергом (Beiträge zur experimentellen Psychologie, 2 Heft.
    1889) и Иерузалемом (Laura Bridgman. 1891, стр. 39, 40).
    410
    дали, которые совместимы по времени, сохраняет это свойство и всегда. Таким точно определенным процессом можно пользова- ться как масштабом времени, и на этом основана физическая
    хронометрия. Хотя инстинктивно на этот хронометрический масштаб переносится представление временной субстанциаль- ности, но необходимо заметить, что в физической области это представление не имеет более никакого смысла. Измерение дает
    отношение измеряемого к масштабу; относительно же самого масштаба оно ничего не говорит. Между непосредственным ощущением продолжительности и численной ее величиной не- обходимо различать столь же строго, как между ощущением теп- лоты и температурой
    12
    . Каждый имеет свое собственное ощущение
    времени и оно не передаваемо другому. Хронометрические же по-
    нятия одни и те же у всех образованных людей; эти понятия мо- гут быть передаваемы. Мы так кратко останавливались на этих вопросах потому, что mutatis mutandis можно здесь повторить все, что было сказано относительно пространства.
    12
    См. Prinzipien der Wärmelehre, стр. 39 и след, и стр. 398 настоящего сочине- ния.
    411

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта