Главная страница
Навигация по странице:

  • Драматургия открытого урока

  • открытый урок. Что такое открытый урок. Роль открытого урока


    Скачать 136.97 Kb.
    НазваниеЧто такое открытый урок. Роль открытого урока
    Дата09.08.2022
    Размер136.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаоткрытый урок.docx
    ТипУрок
    #643254
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Подготовка учащихся к открытому уроку

    Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный «учебный» процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятия.
    На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема или метода обучения.
    Для открытого занятия может использоваться любой вид занятий. Время открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками в зависимости от контингента учащихся. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки педагога.
    Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели. И самоанализ занятия осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения учащимися материала. 
    Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать коллегам.
    Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках учебы молодых специалистов или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.
    Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание материала и формы организации познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и прочей деятельности детей.
    Определить основную дидактическую цель занятия — значит установить, чему в основном оно будет посвящено — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации материала.
    Исходя из основной дидактической цели занятия, можно указать такие типы занятий:

    • изучение нового

    • закрепление

    • обобщение

    • комбинированное занятие

    Исходя из общей идеи современных научных представлений о занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели и по содержанию материала.
    Каждый из названных типов занятий в зависимости от характера деятельности педагога и используемых источников знаний подразделяется на занятия различного вида. При этом вид занятия определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся и преобладающим на данном занятии источником знаний.
    Открытый урок может характеризоваться большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках вызвана спецификой предметов: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
    Как правило, для подготовки учащихся к открытому уроку учитель использует два приема. Первый заключается в том, чтобы припугнуть учащихся. Для этого учитель говорит учащимся о том, что присутствующие будут проверять работу класса на уроке. Таким образом учителя пытаются добиться дисциплинированной и активной работы класса.
    Второй прием заключается в том, что учитель репетирует с классом открытый урок или его элементы.  На взгляд многих учителей, оба приема не являются эффективными. В первом случае, ученики очень робко отвечают на уроке, боятся допустить ошибку. Во втором – отрепетированная деятельность учащихся сразу бросается в глаза.
    Безусловно, необходимо предупредить учащихся об открытом уроке.  Можно говорить, что проверяют работу учителя, а не их. Может показаться, что это правильное и честное решение, которое обеспечит по-настоящему активную работу класса.  Некоторые педагоги полагают, что не стоит говорить классу о том, что кто-то кого-то проверяет. Правильно сказать, что на уроке будут присутствовать гости и ограничиться этим. Гости приходят в класс для того, чтобы провести с нами время, а не проверить, как мы готовим или насколько у нас чистый пол. Нужно произвести хорошее впечатление на гостей.  Именно такую цель можно поставить перед классом: постараться произвести хорошее впечатление и интересно провести время.
    Для активной работы на открытом уроке можно вместо репетиции предложить учащимся повторить дома нужный учебный материал. Ответственное и качественное проведение всех своих уроков – это лучшая подготовка класса к открытому занятию.
    Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. Первые признаки утомления могут проявляться в двигательном беспокойстве детей на 12-14 мин. урока. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
    Для этой цели необходимо повышение эмоционального наполнения учебных занятий, их привлекательности, смена деятельности учащихся, оптимизация процесса взаимодействия взрослого и ребенка на занятиях позволят увеличить число положительно переживаемых эмоций, помогут снять физическое и психоэмоциональное напряжение школьников, приведут к повышению умственной и физической работоспособности в режиме учебного дня учащихся.
    Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:
    • оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;
    • способствует психическому здоровью.
    Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Прием переключения внимания основан на свойственной детям школьного возраста подвижности нервных процессов и непроизвольности характера психической деятельности. Переключение внимания является важным приемом эмоциональной регуляции, если осуществляется целенаправленно, предварительно планируется педагогом, используется как с дидактической целью, так и для временной эмоциональной разрядки. С указанной целью можно использовать разнообразные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания со сменой деятельности, задания на быстрое реагирование. К группе вербально -стилистических приемов можно отнести фольклор, юмор, крылатые слова. Ученые указывают, что использование таких приемов помогает активизировать любую деятельность, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение. 
    Переключение деятельности для коррекции эмоций скуки или боязни может осуществляться как при помощи слов, так и при использовании цвета, музыки, жестовых сигналов, включения в работу предметов, наглядных пособий. К формам переключения деятельности на уроках относятся физкультминутки, физкультпаузы. Здесь уместно использовать крылатые фразы, мудрые мысли, игры - разминки, кричалки, музыкальные физминутки, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, которые доступны и могут быть использованы в работе с детьми школьного возраста.
    Что такое эмоциональная разрядка или релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
    Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить учебный материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.
    Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использование музыки. Музыка позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровне непроизвольной регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы, избавляет от опасных психофизических перенапряжений. Музыка формирует положительные эмоции, воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказывает терапевтический эффект.
    Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые можно применить на уроках.
    Разрядка с использованием различного вида движения.
    Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием. 
    Педагоги знают: как начнешь урок, так он и продолжится. В самом начале задаются темп, динамика, увлеченность детей. Включить ребят в работу — важная задача педагога. В этом помогает правильно подобранный и проведенный психологический настрой. Этот игровой метод формирует у учащихся сплоченность, уравновешенность, собранность.
    В руках учителя возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Задача учителя – в организации системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
    Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.
    Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем.
    Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановке в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали.
    Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.
     

     

    Драматургия открытого урока

    Открытое занятие – это не обычное учебное занятие, а публичное выступление. А любое публичное выступление должно подчиняться законам драматургии.
    Готовя открытый урок, преподавателю надо суметь так провести всю режиссуру, чтобы на его уроке было интересно всем. На хорошем открытом уроке должна быть изначальная интрига, железно просчитанный ход урока, маленькие островки для импровизации, момент озарения. И как можно больше моментов, вызывающих у присутствующих приятное удивление.
    Еще К.С. Станиславский говорил, что «всякому искусству нужна прежде всего непрерывная (как жизнь) линия: «внешняя линия» события и «внутренняя линия» переживания». То же самое необходимо и уроку искусства. Основная ошибка педагога в том, что он не может провести режиссуру урока так, чтобы последний объединялся линией сквозного действия. «…Больше всего берегите сверхзадачу и сквозное действие, будьте осторожны с насильственно привносимой тенденцией и с другими чуждыми пьесе стремлениями».
    Между тем основы драматургии доступны и школьному учителю. Монодраматургия, двух-, многоэлементная драматургия – вот основы, в идеале определяющие канву урока. При этом соотношение центральных образов может быть взаимодополняющим (близким), контрастным или конфликтным. Однако в рамках собственной педагогической деятельности нехитрые методы драматургии если и применяют учителя, то скорее интуитивно, нежели осмысленно. А ведь именно методы драматургии призваны обеспечить целостность урока (кстати, принцип целостности – также один из важнейших в художественной педагогике).
    Нет ничего удивительного в том, что даже очень яркое содержание проигрывает без соответствующей формы. И форма в данном случае может выступать не менее важным, чем содержание, элементом. Не станем обсуждать известное, но ту же знаменитую точку «золотого сечения» не обходят в своих разножанровых произведениях и композиторы, и драматурги, и кинематографисты, и художники. Почему же педагогу искусства не выстроить 40-минутное целое урока в соответствии с «законами жанра»? Почему не отвести достойное место точке наивысшего эмоционального (интеллектуально-эвристического, образно-творческого) накала?
    Вот этот самый художественно-педагогический замысел (соответствие формы урока его содержанию) и мастерство воплощения (или отсутствие того и другого) отличают учителя-мастера от среднестатистического ремесленника. При этом сам учитель, готовящий открытый урок, часто не понимает, что не информационная составляющая является главной в уроке искусства, а именно его целостность (определяемая, как это ни банально звучит, целью) и та «внутренняя линия» переживаний и мыслей, о которой говорил К.С. Станиславский.
    Что такое открытое режиссерское действие открытого учебного занятия?
    Во-первых, для такого занятия должен быть характерен способ “открытой режиссуры”, где педагог, организуя процесс соигры посредством экстремальных ситуаций, открывает ученикам приемы, которыми он на них воздействует открыто.
    Во-вторых, открытое режиссерско-педагогическое действие превращает учебное занятие в своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится сам процесс создания коллективного творчества на материале темы урока, а главным действующим лицом – “многоголовый режиссер” в лице педагога и учеников. Педагог, отталкиваясь от своего режиссерско-педагогического замысла, провоцирует аудиторию к столкновению с экстремальной ситуацией. В-третьих, урок-спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий от исходного до главного; педагогическое действие его должно развиваться импровизационно.
    Необходимо подчеркнуть, что процесс соимпровизации может возникнуть целенаправленно и быть продуктивным только в творческом периоде реализации замысла. Однако от момента замысла урока до его реализации – “дистанция огромного размера”.
    2.Режиссерский замысел урока-спектакля – это в свернутом виде познавательно-событийная и пространственно-временная модель режиссуры будущего учебного занятия. К параметрам режиссёрского замысла учебного занятия можно отнести следующие технологические операции:
    а) логическая последовательность смысловых частей учебного материала;
    б) выделение тематических частей для формирования композиции урока;       
    в) сверхзадача и сквозное режиссерско-педагогическое действие;
    г) событийный анализ урока как цепь ”экстремальных ситуаций”;
    д) факты-раздражители для основных событий урока;
    е) “оценочный ряд” в “экстремальных ситуациях”;
    ж) предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;
    з) сценарий “борьбы” за “предметы взаимодействия” (понятия, суждения, категории и т.д.);
    и) образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.);
     к) выразительные средства режиссуры;
    л) предвидение реакции учащихся на запланированные события.
    3.Событийная композиция урока служит учителю основой познавательного творчества, средством выражения своего отношения к содержанию учебного материала. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы выделить основные, по мысли и по силе эмоционального воздействия, отрезки (эпизоды) урока и выстроить их в режиссерскую композицию педагогических событий, исходя из режиссерско-педагогического замысла. Основные правила, приемы и средства композиции учебного занятия:
    - цельность урока (неделимость композиции, логика и последовательность); связь, взаимная согласованность и неповторимость всех элементов композиции; передача через единичное общего (факты-раздражители); контраст и повтор; темпоритм урока; главное и второстепенное; зрительный и звуковой ряд; укрупнение отдельных элементов композиции за счет средств театральной технологии; подчиненность всех закономерностей и средств композиции режиссерскому замыслу урока.
    4. Отобранная педагогом цепь смысловых кусков нуждается в фильтрации. Для этой цели необходимо выделить ведущие тематические куски (работая над анализом пьесы, режиссер выстраивает цепь эпизодов) таким образом, чтобы они явились основой для будущей режиссерской композиции. Именно они (тематические куски) окажутся причиной и следствием событий на уроке (Событие – сочиненная и выстроенная учителем на основе фактов-раздражителей “экстремальная ситуация” как процесс эмоционально-творческого взаимодействия в учебной аудитории с целью развития и совершенствования эмоциональных, интеллектуальных, творческих и нравственных возможностей и потребностей учащихся).
    5. Учитель должен мыслить событийно, видеть начало темы урока, его середину и финал. В режиссерской композиции учебного занятия выделяем четыре события – исходное, основное, центральное и главное.
    Исходное, основное, центральное и главное события – это как бы маяки, по которым движется урок, а между ними располагаются факты-раздражители, количество их различно, в зависимости от замысла педагога и непредсказуемых ситуаций, возникающих в процессе сотворчества (факт-раздражитель – смоделированные педагогом вопросы, заданное действие в тех или иных обстоятельствах, гипотезы и проблемы, формулы и понятия, явления общественной и личной жизни, демонстрация опыта или видеоряда, совместный эксперимент, то есть все то, что спровоцирует внимание учащихся на процесс активного познания, исходя из событийной партитуры урока и при условии «обратной связи» с педагогом-режиссером).
    Всегда необходимо помнить о незыблемой театральной установке, суть ее сводится к тому, что если с актером или учеником ничего не произошло в результате оценки того или иного факта-раздражителя, то спектакль или урок прошли для них впустую.  
    6. Чтобы выстроить урок по законам театра, необходимо сочинить драматургию, исходя из его темы. В уроке-спектакле, как и в театральном представлении, явно просвечивают три круга обстоятельств, на чем и концентрируется внимание и интерес аудитории.
    Большой круг предлагаемых обстоятельств, по определению Товстоногова, тревожный мир, в котором мы живем ежедневно и ежесекундно, ощущая на себе все его метаморфозы.  Поэтому так важно оживлять предлагаемые обстоятельства урока, исходя из социальных, нравственных и философских проблем современного мира, “прошлого опыта” и круга жизненных интересов педагога и аудитории. Средний круг предлагаемых обстоятельств в драматургии урока – это содержательная часть учебного материала (правила, законы и закономерности, понятия, категории, суть тех или иных явлений в философии, истории, литературе, науке и т.д., на основе чего и строится процесс познания. Эти обстоятельства и определяют деятельность на уроке. Малый круг – это те обстоятельства, которые определяют сиюминутное и конкретное действие в момент решения учебной задачи на материале урока, являются толчком к нему. Обстоятельства Малого круга тесно связаны с обстоятельствами Большого и Среднего. Чем подробнее разработаны учебные обстоятельства Большого и Среднего кругов, тем результативнее и успешнее будет решение той или иной учебной операции Малого круга.
    7.Увлеченность целью – единственный путь к живой, подлинной эмоциональности. Однако все это происходит только лишь при одном условии, если возникают неожиданности (“мешающие обстоятельства”) в ходе урока: провокационные факты-раздражители; непредвиденные ситуации в процессе борьбы; навязывание педагогической инициативы ученикам; предъявление аудитории новых проблем того же типа; напоминание о тех свойствах элементов, составляющих проблему, которые могут оказаться полезными и т.д., но в рамках темы исходного события и по линии сквозного режиссерско-педагогического действия, направленного к главному событию урока. Позитивная цель движет педагога и ученика в моменты их “наступлений” за предметы познания, препятствия задерживают их, что оказывает непосредственное позитивное влияние на темпо-ритм урока.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта