Возрастная психология. Абрамова Г. С._Возрастная психология. Что такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С
Скачать 4.11 Mb.
|
Рецептивная ориентация (берущая)
1Фромм Э Человек для себя -Минск, 1992 - С 63 41 Подчеркнутые качества позволяют говорить о том, что этот тип ориентации предполагает выделение психической реальности своей и другого человека и необходимости использовать ее специфические качества, не тождественные качествам других видов реальностей. Это естественно ста- вит вопросы о понимании специфики качеств психической реальности, о их развитии. Такая ориентация построена на выделении самой реальности человеческих отношений существующих в настоящее для человека время, и, в известной степени, позволяет ему не только мечтать о золотом веке, но и находить возможности своего счастья в настоя- щем. Похоже на то, что в современном обществе эта ори- ентация является преобладающей, так как один из харак- терных ее признаков, описанный Э.Фроммом, - доверие к «экспертам» и к общественному мнению очень высок, а практически бесчисленные ссылки на «профессионалов» в любом деле, которые научат и объяснят, скажут, как надо действовать, стали почти заклинанием от всех экономиче- ских и социальных бед. Этой абсолютизацией права «про- фессионалов» принимать решения и осуществлять их не- профессионал скрыто или явно обесценивается как чело- век, несущий в себе другую концепцию жизни, другую практическую философию, ему как бы приписывается от- сутствие способности разумно и активно действовать в своей же собственной жизни. Мне бы не хотелось давать какую-то однозначную оценку любому типу ориентации. Они интересуют меня только как возможность интегрирования для человека сво- его Я, своей психической реальности. Именно с этой точки зрения рецептивная ориентация представляет большой интерес, так как ее, по мнению Э.Фромма, можно обнару- жить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую. Если вспомнить, что прошло чуть больше ста лет, когда на территории нашей Родины отменили крепостное право, то вопрос о происхождении инфантильной рецептивной ориентации можно рассматри- вать и конкретно-исторически: «Вот приедет барин, барин нас рассудит...» Готовность к анализу психической реальности, откры- тость к восприятию средств этого анализа, экзистенциаль- ная незащищенность, по-моему, присущи в полной мере людям с рецептивной ориентацией в "нашей стране; мил- лионы обманутых вкладчиков всех финансовых компаний, это они - доверчивые и не реалистичные. 42 Эксплуататорская ориентация (овладевающая)
Свободный рынок XVIII-XIX вв. взрастил этот тип людей. Именно «они провозгласили право силы и рационализировали его указанием на закон природы, - пишет Э. Фромм, - заставляю- щий выживать сильнейшего, любовь и порядочность были назва- ны слабостью, размышление - занятием трусов и дегенератов». Эксплуататорская ориентация, как никакая другая, несет очень конкретные экзистенциальные идеи, которые придают ей необходимую энергию и силу. Их можно достаточно точно, по-моему, вычленить и сфор- мулировать примерно так: 1. Человек - это разумное животное. Кто сильнее, тот и умнее. 2. Смысл жизни - в выживании любой ценой. 3. Другие - это не Я, с ними можно делать то, что «Я хочу». 4. Другие не могут помешать мне делать то, что я хочу. Обесценивание другого человека, восприятие его только по принципу полезности скрывает для лиц с эксплуататорской ориен- тацией их собственную незначимость для самого же себя, ори- ентируясь в избытке на полезные свойства других, они упускают свои собственные возможности. Пользуясь плодами чужого тру- да- чужими идеями и предметами, даже чужими чувствами, они не способны быть продуктивными по отношению к собственному Я. Эксплуататорская ориентация у моих современников про- является во всех видах авторитарного поведения (от бытового до политического), разрушающего жизнь другого человека (или людей) ради собственных интересов. Поразительным, по-моему, является тот факт, что лицо с та- кой ориентацией зачастую воспринимается как необходимое и желанное для разрешения сложной жизненной экономической или политической ситуации. На него склонны перекладывать ответственность многие, хотя их же это лицо просто бессовест- но эксплуатирует. Робкие голоса о том, что такого «барина» не 43 надо, что «не мешайте - и мы сами справимся» очень редко слышатся. Энергичность лица с эксплуататорской ориентацией, его инициативность, результативность его активности произ- водят должное впечатление. Действуя по принципу открытого потребления свойств и качеств других людей, он несет в себе идею полезности их жизни как одну из формообразующих псевдожизни. Эта идея становится основой манипуляции дру- гим человеком, основой воздействия на его психическую реаль- ность. Это звучит даже в родительских текстах: «Ты мне такой (?!) не нужен». «Такой» - неуспешный, непослушный, грубый, грязный и пр. Это может быть и открытая манипуляция через угрозу отказа от любви и непосредственное действие - уход, отъезд, помещение в спецучреждение и тому подобное. Еще более жестко эксплуататорская (овладевающая) ори- ентация выступает в области распределения усилий для дос- тижения цели. Усилия эксплуататора при этом всегда мини- мальны, но цель или результат оказываются принадлежащи- ми ему - обман, воровство становятся необходимыми на этом пути. Обесцененные другие люди не воспринимаются как цен- ность и целостность, у них нет лиц - они не-Я, и этого доста- точно для принятия решений о воздействии на них. Думаю, что эта ориентация привнесла в историю человече- ских отношений постоянное напряжение в переживании идеи возможного равенства между людьми как одной из экзистен- циальных идей. Поиск путей конкретизации этой идеи вопло- тился в настоящее время в Декларацию прав человека и в Конвенцию о правах ребенка, которые учитываются при при- нятии конкретных законов разных стран. Стяжательская ориентация (сберегающая)
44 Эта ориентация существовала рядом с эксплуататорской в XVIII и XIX веках, она составляла основу уверенности в себе и стабильности жизни для представителей средних классов, дава- ла чувства общности, гордости, укрепляла чувство безопасно- сти. Сегодня эта ориентация у людей присутствует, но она не может реализоваться - нет для этого социальных и экономиче- ских условий, вот поэтому у нас отсутствует средний класс. Нереализуемая стяжательская ориентация приводит к тяже- лым последствиям для человека - его Я теряет основу для ре- ального существования, так как нет возможности сохранить добытое и заработанное. Его собственность, в том числе и се- мья, беззащитны перед стихией экономической и социальной нестабильности, перед расшатыванием и обесцениванием есте- ственных жизненных ценностей - труда, самой жизни, ее высо- кого назначения. Добытое и заработанное как физическими, так и интеллектуальными усилиями сегодня мгновенно обесце- нивается хаотическими силами - экономическими и социаль- ными: инфляцией, отсутствием выраженных общенациональных интересов, отсутствием ясной общей концепции индивидуаль- ной жизни и тому подобное. Это приводит к размыванию гра- ниц между Я и не-Я, так как человек не видит связи между соб- ственными усилиями и качеством его жизни, внешний мир вос- принимается как угроза, а мир Я - как замкнутый, неподвижный, а значит пустой или пустующий. Для его заполнения или под- держания в напряжении нужна внешняя результативность ак- тивности - рост Я за счет предметов, которыми оно овладевает. Современная стяжательская ориентация, если она реализу- ется, приобретает форму снежного кома, катящегося с горы, то есть перерастает в потребительство и накопительство, сти- мулируемые рынком. Для меня эта ориентация представляет очень большой инте- рес, так как в ней актуальны все основные идеи, интегрирую- щие психическую реальность, Я человека. Другое дело, что все они находят свое конкретное воплощение и в конечном счете ведут на этом пути к отстранению человека от свойств собст- венно психической реальности. Но эти идеи актуальны для стяжательской ориентации, и люди этого типа характера гото- вы потенциально реагировать на варианты содержания этих идей, что, на мой взгляд, в наших условиях делает их достаточ- но легкой добычей различных демагогов, произносящих слова о возможном спокойствии и стабильности, без видимой гаран- тии этих состояний в своей деятельности. Воспользуюсь для прояснения этой мысли словами X. Ортеги- и-Гассета: «Демагоги сгоняют (людей. - А. Г.) в толпы, чтобы не 45 дать личности возможности заняться самоустроением, которое возможно только наедине с собой. Очерняя служение истине, они предлагают нам взамен мифы. Разжигая страсти, они добиваются того, что люди, сталкиваясь с ужасами жизни, приходят в исступ- ление. Совершенно ясно, что поскольку человек - это животное, которому удалось уйти в себя, то человек в исступленном состоя- нии, постепенно опускаясь, нисходит до животного уровня. По- добное зрелище всегда являют эпохи, обожествляющие чистую деятельность... Человеческая жизнь теряет смысл и ценность, повсюду творятся насилие и грабеж. Прежде всего грабеж»'. Тот самый грабеж, который делает невозможным осущест- вление стяжательской ориентации человека. Я бы не хотела делать акцент на общей значимости какого-то вида ориента- ции. Их можно выделить и описать, соотнести с другими ка- чествами людей, которые, компенсируя плюсы и минусы каж- дой ориентации, позволяют говорить о степени интегриро- ванности сознания человека, принадлежащего к ней. Итак, стяжательский тип ориентации потенциально готов к интегрированию своей психической реальности через при- нятие воздействия извне, он больше других социально зави- сим и больше других беззащитен при возникновении хаоса во внешних условиях жизни; если этот хаос будет сильным и длительным, то стяжательский тип может просто погибнуть, как погибает улитка, если у нее отнимут домик. Рыночная ориентация (обменивающая)
' Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - С. 250. 46 Рыночная ориентация, которую описал Э.Фромм, склады- вается в нашей стране буквально на глазах, ее приход пережи- вается как появление новых требований к твоей частной и профессиональной жизни. Появляется чувство, что вместо осуществления своей жизни нужно еще доказать ее осущест- вимость и осуществляемость для других людей, то есть пока- зать ее так, чтобы она была востребована, чтобы она была нужна и интересна. Тогда элементарно за нее заплатят столь- ко, что не нужно будет считать рубли от зарплаты (которую, может быть, выдадут) до зарплаты (которую ты, может быть, получишь). Необходимость демонстрации своих качеств ста- вит многих знакомых мне людей в тупик - надо подать себя при написании заявки на грант, надо подать себя при приеме на работу, надо подать себя при встрече с иностранным кол- легой, при работе с потенциальными заказчиками на твои умения и знания... Это оказалось очень сложно, мы (очень многие) просто не представляем себе, как это можно вслух, без тени сомнения говорить о своих заслугах и достижениях, разве дела не говорят сами о себе? Оказалось, что нет, надо еще знать цену своему делу, чтобы оно не осталось без внима- ния, без употребления другими, а ты сам не остался бы без средств к существованию, если тебя действительно кормит это дело, если «нет», то надо искать другое, а там снова та же история с демонстрацией своих возможностей... Так стала осознаваться личная ценность хорошей рекла- мы, надежной репутации, а не только личных умений, знаний, таланта наконец. Стала жизненно важной необходимостью «упаковка», причем «упаковка», пользующаяся спросом. Для многих из нас эта переориентация произошла стремительно и не очень больно, для других затянулась в мучительную необ- ходимость соответствовать безликому спросу, а не своим твор- ческим возможностям, не самому себе (даже не истине), а имен- но спросу. Вы принесли рукопись научной работы? Извините, у нас сейчас спрос только на популярные издания, приходите позже (может оказаться, что это позже равно никогда). Эту ситуацию можно довести до абсурда и представить се- бе лавину популярной литературы вместо научной (реаль- ность сегодняшнего дня) или миллионы проектов вечного двигателя (если на них будет спрос) и... ни одного гения (если на них не будет спроса) ни в одной сфере деятельности. Но это абсурд, а пока... пока в жизни нашей страны наблюдается рождение характеров рыночной ориентации. Нельзя сказать, что их не было, всегда (во все времена и у всех народов) были люди, которых в советское время называ- 47 ли конъюнктурщиками. Эти люди работали на спрос. И не- важно, какой очередной съезд объявлял борьбу с пьянством, они писали об этом книги. Или же объявлялась тема разум- ных потребностей, и бодро стучали пишущие машинки в со- ответствии с актуальностью, с юбилеем, с «историческими» визитами и не менее историческими решениями... Умение чувствовать конъюнктуру, особенно определяемую власть предержащими, обеспечивало человеку невозможность отказа от чувства реальности собственного Я, от необходимо- сти заниматься его интегрированием, то есть решением экзи- стенциальных проблем. Все было просто и ясно, - цены из- вестны, стабильны, заказы сформулированы, соответствие с ними обеспечивало покой, сытость, защищенность. Думаю, что описываемое Э.Фроммом содержание рыноч- ной ориентации у людей в нашей стране только начинает скла- дываться, и мы осознаем ее появление в виде, в первую очередь, изменения эмоциональных отношений между людьми. Они становятся менее теплыми, менее дружественными, открытыми. Это чувствуют многие и пытаются обсуждать как личную и социальную проблему. Кроме того, появление рыночной ори- ентации остро поставило перед многими людьми проблему надежности (честности, искренности) другого человека, про- блему осознания оснований отношений с другими людьми. Думаю, что очень важен этот момент, актуализирующий экзистенциальные задачи человека, выносящий их из интим- ного мира Я в мир реальных межличностных отношений. Поиск партнера, коллеги, надежного человека обращает к выделению критериев надежности, критериев порядочности. Здесь уже недостаточно чувств, нужно понимание человека, а оно невозможно без практической философии жизни, без осознания экзистенциальных основ жизни. Время покажет, какой тип рыночной ориентации форми- руется в нашей стране, в странах бывшего Советского Союза. Почему-то мне кажется, что он не будет особенно отличаться от того, что описывал Э.Фромм. В его описании уже сегодня много узнаваемого, словно это картина из бытовой жизни людей, меня окружающих, но кар- тинки более яркие, четкие, чем то, что я вижу ежедневно, с чем сталкиваюсь в реальной работе с людьми. Какая же она, рыночная ориентация характера человека? К описанным выше качествам можно добавить, по мнению Э.Фромма, совершенно особый феномен «личностного рын- ка», диктующий желательный тип личности. Этот диктат же- лательного типа до настоящего времени выступает в несколь- 48 ко иной форме - в форме идеала человека, которая существо- вала как идея, как концепция в общественном сознании и требовала от человека личных усилий по ее конкретизации'. Степень конкретности этой идеи обеспечивалась системой общественных запретов и разрешений по осуществлению ин- дивидуальной активности (богатейший материал можно най- ти об этом, например, в работе Эдуарда Фукса «Иллюстриро- ванная история нравов». - М.: Республика, 1993-1994). Думаю, что надо прислушаться к описанию Э.Фроммом «личностного рынка», в нем звучит не только констатация изменений, сви- детелем которых он был, но и предостережение, которое мож- но обратить к нам сегодняшним, пытающимся следовать во всем цивилизованным странам, отказываясь от необходимого анализа пути, по которому они шли или идут. Итак, рыночная ориентация характера начинается с вос- приятия себя как товара, а собственной ценности как мено- вой. На «личностном рынке» принцип оценки меновой ценно- сти такой же, как и на товарном, то есть полезная ценность становится необходимым, но недостаточным условием. Успех человека зависит не только от его знаний и уме- ний, но и от того, как он сумел их продать. Это существенно влияет на его же самооценку, которая становится зависимой не от собственных способностей человека, а от цены на них. «Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, что- бы стать хорошим товаром», - пишет Э.Фромм. Но мода на «товар», его нужность для других уже не зависят от самого человека, поэтому и его самооценка начинает зависеть от условий внешних, от того, как воспринимают его ценность потенциальные и реальные покупатели. Если изменчивость рынка выступает мерилом ценности человека, чувства соб- ственного достоинства и самоуважения разрушаются, так как у человека не оказывается необходимого психологиче- ского материала для интегрирования своей личности, для восприятия себя как автономного и независимого существа, идентичного самому себе. Это явление, описанное Э.Фроммом как «личностный ры- нок», уже отзывается эхом в содержании семейных конфлик- тов наших современников, когда, например, дети упрекают своих родителей в их жизненной неконкурентоспособности, в невозможности быть богатыми и востребованными другими, то есть относятся к родителям с точки зрения их экономиче- ской полезности для достижения успеха в собственной жизни. ' См., например: Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. 49 Зависть к чужому успеху, невозможность достижения его за счет собственных умений и ценных личностных качеств - ис- кренности, порядочности и честности - в условиях «личност- ного рынка» способствуют абсолютизации ценности кон- кретных характеристик жизни. Целостное восприятие жизни и себя становится как бы ненужным, из сознания человека вы- тесняется необходимость его же собственной сущности, со- хранения и проявления его индивидуальности. Собственная индивидуальность начинает восприниматься и переживаться как меновая ценность, а значит, и проявляться чисто количе- ственно - больше - меньше успеха, измеряемого весьма кон- кретно точной суммой всеобщего эквивалента - денег. Самовосприятие человека и восприятие им других, как давно известно из психологии, практически не отличаются. Если различие между людьми воспринимается через их цену на рынке, то их истинная индивидуальность не только не про- является, не востребуется, но может и не ощущаться челове- ком как необходимая для его жизни, для его собственной жиз- ни. Я с его потенциально уникальными качествами становит- ся просто ненужным ни самому человеку, ни другим людям. Он, человек, становится равным другим людям не по принци- пу ценности его жизни, а по принципу взаимозаменяемости. Эта ситуация подкрепляется еще и развитием техники, кото- рая нивелирует различия между людьми, ее использующими; унификация многих видов профессиональной деятельности делает людей взаимозаменяемыми, равными не по ценности их индивидуальности, а по ценности их тождественности. «У нас незаменимых нет» - знакомый лозунг, трансформирую- щийся в условиях «личностного рынка» в другую формулу: «Тебя нет, если на тебя нет спроса». Особенно больно эта си- туация бьет по людям, которые не имеют даже достаточно фи- зических сил, чтобы заявить о своем существовании, - дети, старики, больные. «Личностный рынок» в нашей стране только начинает складываться, и его «дикие» формы буквально остав- ляют за бортом жизни людей, которые не могут себя продать. Сегодня широко декларируется и новое содержание поня- тия равенства людей как равенства перед законом, думаю, что это одно из проявлений восприятия людей по принципу их тождественности. Возможно, это необходимый момент в ста- новлении правового государства как условие социализации человека - условие сохранения его индивидуальной жизни в быстро меняющихся обстоятельствах современного мира. Насколько можно ориентироваться в истории самого по- нятия прогресса человечества, слова о равенстве произноси- 50 лись практически всегда, независимо от представления людей об идеальных принципах общественных отношений как о своеобразных условиях равенства для всех людей. Это прин- цип золотой середины (Аристотель), принцип счастья и поль- зы (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм), принцип любви (христианство), принцип императива (Кант), принцип жизни (Ницше), принцип единства (Наторп), принцип солидарности (французские социологи), принцип роста знания (Конт и дру- гие), принцип максимализма - счастья для максимума людей (Милль, Спенсер, Михайловский и другие). Законы, о которых сегодня так много говорят как об усло- вии осуществления равенства, тоже создаются людьми, кото- рые при их разработке исходят из собственных представлений о человеке и его сущности, об индивидуальности как прояв- лении этой сущности. Выбор оснований для создания законов не является случайным, а отражает те ориентации, которые присутствуют у его создателей, ориентации в специфической реальности, которую и должны отражать законы в психоло- гической реальности. Похоже, что сегодня мы наблюдаем фантастическое явле- ние, которому я не могу дать точного названия, но оно есть, с ним встречаешься практически повседневно - в разговорах с людьми, в текстах радио и телепередач, в красках и названиях на книжных прилавках, в студенческой аудитории, в купе поез- да дальнего следования... Внешне это выглядит в преоблада- нии слова «как?» В виде вопроса и утверждения, просьбы, требования, даже угрозы: «Как стать собой, преуспевающим в бизнесе, завоевать друзей и оказывать влияние на людей, стать уверенным в себе, развить память, освоить иностранный язык, сложить печь, построить баню...» И так мало (или ка- жется, что очень мало) «почему». Аналитическую работу отда- ли (отдают, отдаем) кому-то, пользуясь плодами этого анализа в виде рецептов, правил, приемов с гарантированным результа- том - успехом в жизни. Измеряется этот успех... Вот здесь я бы хотела остановиться и прервать свое категорическое утвержде- ние количественным наблюдением. Из нескольких сотен людей, обращавшихся ко мне за психологической помощью, лишь немногие (меньше десяти человек) задавали вопрос «Почему?» В лучшем случае он звучал в форме: «Может быть, мы в чем-то виноваты», а большинство вопросов было о том «Как! Как воздействовать (менять, изменять, переделывать) на другого». Чем больше я работала (работаю) с людьми, тем больше убеждаюсь в том, что в их сознании преобладает механиче- ская картина психической реальности, где вопросу о сущно- 5/ сти человеческой индивидуальности практически не место. Механичность картины выглядит как предположение о нали- чии устойчивого механизма, обусловливающего поведение человека во времени, работающего по принципу: сигнал - ре- акция. В который раз убеждает это в том, что бихевиористы, построив свою схему стимул - реакция и положив ее в основу объяснения поведения человека, были ближе всех к построению теории, ожидаемой большинством моих современников. «Как?» - это просьба об инструкции, с помощью которой можно управлять, манипулировать, в конечном счете пред- сказывать качество отношений с другим человеком, гаранти- ровать для себя спокойствие и уверенность. От психологии как науки о человеке не требуют даже попыток аналитиче- ской работы (на них нет спроса), требуется рецепт или про- стое понятное сразу объяснение, которое легко ложится в схему рецепта, инструкции, правила. Мне не хотелось бы упрощать историю психологии в |