женственность у Достоевского. Женственность у Достоевского Краюшкина. Cпецифика женских характеров в романах Ф. М. Достоевского
Скачать 431 Kb.
|
Cпецифика женских характеров в романах Ф.М. Достоевского Введение 2 Глава I 5 Бесовство. 5 I. Исступление. Надрыв. 5 II. Гордость и предубеждение. Властность. Надрыв. 31 III. Женщина-ребёнок. Бесовство 51 Глава II. Специфика женской религиозности у Достоевского. 54 I. «Мать сыра земля». 54 II. «Мать сыра земля». Юродивые. 58 III. «Мать сыра земля». Богородица. Хромоножка. 63 IV. «Мать сыра земля». Богородица. Соня Мармеладова. 71 Глава III 79 I. «Властительницы». 79 II. Старухи. 83 К заключению 87 Прежде всего, не вините женщин за то, что они такие, какие они есть. Это мы сделали их такими, искажая при всяком удобном случае то, что создано природой. (Альфред де Мюссе «Исповедь сына века») ВведениеПоследняя четверть 19 века в русской культуре – время больших открытий в сфере женской психики. Сама женская судьба становится мерилом цивилизованности и человечности мира. Женский вопрос был в 70-80 годы 19 века чрезвычайно актуален для русского общества. Различные взгляды писателей на русскую женщину, её роль в семье и обществе породили целую галерею женских образов. В творчестве Достоевского женская тема также играет немаловажную роль. Почти в каждом произведении Достоевского как один из важнейших стоит и «женский вопрос». Типы женских характеров у Достоевского различны: это «кроткие», «гордячки», «инфернальницы», «женщины-дети», «грешницы» и «праведницы», «святые»; однако все эти типы объединяет одно обстоятельство: женское начало героинь Достоевского – всегда основа их трагической судьбы. Начиная с повестей 40-х годов, Достоевский постоянно обращался к образу «падшей женщины», однако в 60-е годы он, наряду с социальными, обретает глубоко философско-этическое звучание через сопряжение с проблемами красоты, добра и любви. К пониманию красоты женщины Достоевский подходит с весьма необычными критериями: бледные и впалые щёки становятся предметом особой красоты. Их отмечает писатель, например, давая портрет Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток»). Они – символ женского страдания, духовности, особой идеи. Всех героинь Достоевского объединяет сложнейшая, лежащая на грани сознания и подсознания, психология поведения; загадка диссонанса души, в основе которого страдание. Они живут истерическим надрывом, душевным изломом, интуициями. Когда им приоткрывается истина, метаморфозы их образов часто не поддаются логическим объяснениям. Одна из основных проблем, с которой столкнулась русская культура в конце 19 века - это проблема женской истерии, интерпретируемая как основное проявление русской женской души. Достоевский был одним из первых писателей, обнаружившим этот феномен и попытавшимся его зафиксировать в своих знаменитых романах в различных образах "женской русской души". Если говорить словами Ивана Карамазова, «…Бог женщине послал истерику любя»1. Н.А. Бердяев: “Он (Достоевский) исследовал метафизическую истерию русского духа. Истерия эта есть неоформленность русского духа, неподчинённость пределу и норме». В творчестве Ф.М. Достоевского мы встречаем целый ряд женских образов с неустойчивой психикой. Первое, что обращает на себя внимание, это то, что героини Достоевского находятся в конфликтных отношениях с мужчиной. Они лишены любви и семьи, и эта противоестественная ситуация толкает их к противоестественным поступкам. Традиционно долг женщины состоит в том, чтобы беречь семейный очаг, рожать и воспитывать детей. Внимание общественности женщина привлекает лишь в случаях экстраординарных, оказываясь – как преступник или жертва – в центре какого-либо скандального происшествия. Естественные же начала русской женщины – прекрасны, утверждает Достоевский. Аркадий Долгорукий, главный герой романа «Подросток», говорит: «Женщина разве бывает без подлости? Потому-то над ней и нужен мужчина, потому-то она и создана существом подчинённым. Женщина – порок и соблазн, а мужчина – благородство и великодушие. Так будет и во веки веков»2. Корень зла, считает Достоевский, в том, что правила поведения придуманы и установлены мужчинами для женщин, то есть по природе своей они ложны и фальшивы. Главным виновником современного драматичного (и даже трагичного) положения русской женщины является мир, устроенный по-мужски. Диктат мужского проявляется не только в сфере общественного сознания, на теоретическом уровне, но и на элементарном бытовом. Как заметил Н.А. Бердяев, «Жeнщинe нe пpинaдлeжит в твopчecтвe Дocтoeвcкoгo caмocтoятeльнoгo места. Aнтpoпoлoгия Дocтoeвcкoгo — иcключитeльнo мyжcкaя aнтpoпoлoгия. Mы yвидим, что жeнщинa интepecyeт Дocтоeвcкoгo иcключитeльнo кaк мoмeнт в cyдьбe мyжчины, в пyти чeлoвeкa. Чeлoвeчecкaя дyшa ecть пpeждe вceгo мyжcкoй дyx. Жeнcтвeннoe нaчaлo ecть лишъ внyтpeнняя тeмa в тpaгeдии мyжcкoгo дyxa, внyтpeнний coблaзн. Kaкиe oбpaзы любви ocтaвил нaм Дocтоeвcкий? Любoвь Mышкинa и Poгoжинa к Hacтacьe Филиппoвнe, любoвь Mити Kapaмaзoвa к Гpyшeнькe и Bepcилoвa к Eкaтepинe Hикoлaeвнe, любoвь Cтaвpoгинa кo мнoгим женщинам. Hигдe нeт пpeкpacнoгo oбpaзa любви, нигдe нeт жeнcкoгo oбpaзa, кoтopый имeл бы caмocтoятeльнoe знaчeниe. Bceгдa мyчит тpaгичecкaя cyдьбa мyжчины. Жeнщинa ecть лишь внyтpeнняя мyжcкaя тpaгeдия»3. Итак, целью данной работы станет попытка исследования женского поведения и женских характеров в романах Достоевского. Однако, поскольку круг их (женских характеров) весьма широк, мы остановимся в нашем исследовании лишь на тех, которые представляются нам наиболее яркими. |